экономики" src="/wp-content/uploads/2020/03/8101a8bcda7fafbe5698f4892f519760.jpg" class="aligncenter" />
Фото Jeenah Moon / Getty Images
Всего несколько недель назад казалось, что влияние коронавируса будет ограничено компаниями, чей бизнес тесно связан с Китаем. Однако теперь все мировые фондовые рынки лихорадит. Как коронавирус из медицинской проблемы стал угрозой для экономики и бизнеса?
Потрясения на фондовом рынке продолжаются уже несколько недель. В четверг из-за обвала индекса S&P 500 на 7% сработал автоматический «предохранитель», и торги были приостановлены — такое происходит уже второй раз за неделю.
Предохранитель срабатывает, когда акции падают на 7% (а затем при падении на 13% и на 20%), чтобы удержать их от свободного падения и дать трейдерам возможность заново оценить ситуацию. Это редкое явление, которое напомнило о глубине финансового кризиса 2008 года.
Тревога на рынке росла по крайней мере с февраля, когда начало усиливаться беспокойство из-за коронавируса. Всего несколько недель назад казалось, что влияние вируса будет ограничено компаниями, чей бизнес тесно связан с Китаем, где прекратилась деловая активность на фабриках и в розничных магазинах. Например, Starbucks на время закрыл все свои точки в регионе.
Однако сейчас эпидемия охватила более ста стран, и США сталкиваются с кризисом в здравоохранении, в ходе которого по всему миру заразились более 114 000 человек и умерли более 4000. Этот кризис коснулся и фондового рынка США, и экономики страны.
Так что же происходит? Как медицинская проблема стала экономической угрозой?
Дестабилизация бизнеса
С тех пор, как в китайском городе Ухань в конце прошлого года началась эпидемия коронавируса, объемы мировой торговли заметно снизились, поскольку закрытие фабрик приводит к разрушению цепей поставок, обеспокоенные туристы и бизнес-путешественники отказываются от полетов, а потребители перестают ходить в рестораны, по магазинам и в кино.
United Airlines разрешила менять маршрут или отказываться от полета, а Delta, American и JetBlue отменили штрафы за отмену брони. Авиалинии сократили или полностью отменили рейсы в города, затронутые эпидемией, и в общей сложности распространение вируса может стоить авиаиндустрии $114 млрд, по данным Международной ассоциации воздушного транспорта.
Сотни компаний опубликовали предупреждения о том, что эпидемия вируса может отразиться на их финансовых результатах за этот год. В феврале Apple закрывала фабрики в Китае (они уже возобновили работу). Так же поступила и Honda. По данным Dun & Bradstreet, более чем у 51 000 компаний по всему миру есть хотя бы один поставщик в регионе, пострадавшем от вируса. В прошлом месяце крупный оператор отелей и казино Wynn Resorts сообщил, что эпидемия обходится компании в $2,6 млн в день.
Перегретые и слабеющие рынки
Когда прибыль под угрозой, инвесторы начинают нервничать. Когда инвесторы нервничают, они продают активы. А когда все продают активы на перегретом рынке, который уже 11 лет идет на повышение, это непременно приводит к большим убыткам за короткий период.
«Показатели возврата от инвестиций, которые мы наблюдали с осени, а точнее — с сентября по февраль, были ненормально высокими, — говорит финансовый консультант Грегори Сариан, CEO Sarian Strategic Partners, который отмечает, что акции IT-компаний с крупной капитализацией были в особенности переоценены. — Деревья не растут до неба». Поэтому рынок во многих отношениях уже давно был на грани ценовой коррекции.
Не стоит также забывать о крупнейших экономических событиях 2019 года, пусть даже сейчас они кажутся намного менее значимыми на фоне хаоса на рынке в этом году. Мировая торговая война, начавшаяся из-за растущего напряжения и все новых предложений о пошлинах и исключениях из пошлин между США и Китаем, в прошлом году нанесла удар по промышленности.
Политика и законодательство
На второй неделе распродажи активов Федеральная резервная система (ФРС) США пошла на меры, к которым редко прибегает, — 3 марта она экстренно снизила базисную ставку на 0,5 процентных пункта в попытке сократить экономический ущерб, масштабы которого продолжали расти. «Мы осознаем, что сокращение ставок не остановит распространение инфекции, оно не восстановит разрушенные цепи поставок. Мы это понимаем», — заявил тогда глава ФРС Джером Пауэлл. Он подчеркнул, что действия ФРС должны стать лишь частью многосторонних мер по преодолению кризиса, в реализации которых должны принимать участие как власти страны и штатов, так и налоговые органы.
Внезапное решение ФРС не принесло ожидаемого эффекта. Рынки в тот день обвалились. Затем стали заметны последствия «супервторника», и на следующий день рынки росли: неожиданный успех Джо Байдена убедил инвесторов, что в 2020 году в Белом доме может оказаться кандидат умеренных взглядов, готовый поддержать бизнес. Инвесторы медицинских компаний особенно преуспели, поскольку вероятность принятия закона Medicare For All (ключевой элемент платформы сенатора Берни Сандерса), похоже, уменьшилась.
Однако на следующий день акции вновь вернулись в красную зону. В следующий понедельник президент Трамп объявил о встрече с республиканцами в Конгрессе США, чтобы обсудить возможный план налогово-бюджетного стимулирования. В ходе обсуждения упоминалось сокращение налоговой нагрузки, в том числе снижение налога с заработной платы. Рынки вновь начали расти после публикации этой новости, поскольку инвесторы надеялись, что помощь близко. Однако об этих мерах так и не было объявлено.
Обвал цен на нефть
На выходных Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, снизила цены до уровня тридцатилетней давности после того, как ей не удалось убедить Россию согласиться на сокращение производства. 13 членов ОПЕК и страны-экспортеры, не входящие в картель, встречались 6 марта, чтобы обсудить, как реагировать на снижение спроса на энергоносители, вызванное эпидемией коронавируса. Например, когда у авиалиний нет пассажиров, самолетам не нужно топливо, и нефтяные компании недополучают выручку от некоторых из крупнейших клиентов.
После разрыва переговоров Saudi Aramco, государственная нефтяная компания из Саудовской Аравии, сообщила, что предложит крупные скидки для привлечения покупателей. Она планирует увеличить собственные объемы производства более чем до 10 миллионов баррелей в день, чтобы обойти конкурентов. Это вызвало обвал нефтяных котировок с $45 за баррель до $31 из-за внезапного шока предложения.
Если на рынке будет слишком много нефти по слишком низкой цене, другие производители не смогут состязаться с Aramco, а более мелкие компании могут даже обанкротиться.
Страх и тревога
Коронавирус стремительно распространяется и кажется одновременно «неконтролируемым и непредсказуемым», как написала Лиза Шалетт, директор по инвестициям Morgan Stanley, в обращении к клиентам 9 марта. В отсутствие ясных, скоординированных мер по преодолению кризиса со стороны Вашингтона среди инвесторов царит паника. Когда преобладают неопределенность и страх, трейдеры избавляются от рискованных активов, таких как акции, и предпочитают более безопасные — золото и облигации, которые приносят гарантированную прибыль.
Лучшее подтверждение этому? 9 марта доходность по десятилетним облигациям Минфина США упала до отметки ниже 0,4%. Доходность облигаций изменяется в обратной пропорции к цене, поэтому чем больше инвесторов покупают облигации, тем ниже их доходность. Всего месяц назад доходность составляла около 1,5%. Правда, к пятнице, 13 марта доходность несколько выросла — до 0,95%.
Шалетт отмечает также, что вирус «воспринимается тесно связанным с личной безопасностью, что серьезно влияет на чувства, психологию и поведение потребителей». Прибавьте к этому ухудшение ситуации с коронавирусом в Италии и страхи вполне реальной финансовой угрозы, связанной с крахом нефтяного рынка, и вы получите «максимально неудачное стечение обстоятельств», говорит Сариан из Sarian Strategic Partners.
Что делать инвестору?
Лучшее, что могут сделать индивидуальные инвесторы, — сохранять спокойствие. Пытаться просчитать рынок — бесполезное занятие, и молодые инвесторы, у которых впереди есть еще десятки лет, чтобы накопить состояние, сослужат себе хорошую службу, оставив портфели в покое. Сейчас не время рисковать деньгами, особенно теми, которые могут понадобиться в краткосрочной перспективе.
Однако есть несколько разумных шагов, которые можно предпринять. Например, хорошей идеей также может быть изменение баланса портфеля: если вам нужно купить акции, чтобы перераспределить ресурсы, то сейчас самое подходящее время.
Перевод Натальи Балабанцевой
редакция рекомендует
Рост цен до 300%: что и на сколько может подорожать в России из-за коронавируса
«Лавинообразная распродажа»: рынки США пережили новый обвал
Источник: forbes.ru