Главная страница 1
скачать файл

Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады

по русскому языку и литературе
9 класс

Русская литература

І. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:



  1. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…» (по лирике А. С. Пушкина).

  2. Лирический герой в творчестве Дж. Байрона.

  3. Мечты придают миру интерес (А. Франс).

12 баллов
ІІ. Дайте ответы на вопросы, придерживаясь четкости и лаконичности в высказываниях.

  1. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название комедий.

Знаменитый французский драматург, современник Людовика XIV, неустанно обличавший в своих комедиях глупость, алчность, ханжество. М.Булгаков посвятил его жизни и творчеству прекрасную книгу и великолепную пьесу.

  1. Кому принадлежат слова?

«Да разве найдутся на свете такие огни и муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»  

  1.  Определите художественное изобразительно-выразительное средство языка, выделенное курсивом:

Как грустны сумрачные дни

Беззвучной осени и хладной! (А. А. Фет).

  1. Назовите жанр лирики, состоящий из 2 катренов и 2 терцет.

  2. Определите стихотворный размер и метр произведения Н.А.Некрасова «Тройка».


Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу –

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

  1. Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку Ю.А. Нелединского-Мелецкого. В чём особенность этого стихотворения?

ЗАГАДКА


Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бываю боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.


<1790-е>

6 баллов
Русский язык
І. Запишите предложение, расставив пропущенные знаки препинания. Постройте его структурную схему. Сделайте морфолого-синтаксический разбор (подчеркните члены предложения, надпишите части речи, дайте характеристику всей конструкции и ее компонентов как простых предложений, сделайте морфологический разбор одной самостоятельной и одной служебной частей речи).
Лодка колыхалась на волнах шаловливо плескавшихся об ее борта еле двигалась по темному морю а оно играло все резвей и резвей (М.Горький).

12 баллов
ІІ. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение ставится на последний слог.
Черпать, асимметрия, краны, пломбировать, абонировать, библиограф, мещанин, отвар.

4 балла
ІІІ. Прочитайте стихотворение-шутку В. Левина и среди слов, заканчивающихся на арь, найдите такие, в которых арь НЕ является суффиксом. Обоснуйте свой выбор.
Один поэт, раскрыв словарь,

Стал рифмовать: вратарь, звонарь,

Аптекарь, рыцарь, секретарь,

А также слесарь, государь,

Библиотекарь, лодырь, пахарь

И пекарь, виноградарь, знахарь.

Пожалуйста, поспорь с поэтом.

Найди, кто лишний в списке этом.

8 баллов
ІV. Найдите ошибки в построении предложений и запишите правильные варианты:

  1. Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и всего сословия, к которому принадлежит

  2. Переводя на другой язык афоризмы А.Грибоедова, они потеряют свою остроту.

  3. Родители послали Гринева на службу в дальнюю крепость, чтобы лучше узнать жизнь.

3 балла

Всего: 45 баллов

На выполнение заданий отводится 4 часа

ОТВЕТЫ

9 класс

Русская литература

І. Написать сочинение-рассуждение на одну из тем:



ІІ. Дайте ответы на вопросы, придерживаясь четкости и лаконичности в высказываниях. 12 баллов

  1. Напишите имя, отчество, фамилию автора и название комедии. (.Жан Батист (Поклен) (де) Мольер, «Тартюф», «Мещанин во дворянстве», «Смешные жеманницы)

  2. Кому принадлежат слова? ( Н.В. Гоголю) 

  3. Определите художественное изобразительно-выразительное средство языка, выделенное курсивом. (Эпитеты)

  4. Назовите жанр лирики, состоящий из 2 катренов и 2 терцет. (Классический, «итальянский» сонет: 2 четверостишия и 2 трёхстишия)

  5. Определите стихотворный размер и метр произведения Н.А.Некрасова «Тройка».

(Трёхстопный анапест).

  1. Прочитайте стихотворение. Отгадайте загадку Ю.А. Нелединского-Мелецкого. В чём особенность этого стихотворения? (Стихотворение представляет собой акростих. Слово «ДРУЖБА» в начальных буквах стихов)

6 баллов
Русский язык

І. Ответ



Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей (Горький).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых, связанных между собой интонацией и сочинительным противительным союзом а.

Первое простое предложение лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся об ее борта, еле двигалась по темному морю; второе — оно играло все резвей и резвей. Грамматическая основа первого предложения — лодка колыхалась, двигалась, грамматическая основа второго предложения — оно играло. Между простыми предложениями в составе сложного отношения противопоставления.

shema 3 синтаксический разбор сложного предложения 12 баллов
ІІ. Ответ. Пломбировать, мещанин, отвар. 4 балла

ІІІ. Ответ: в словах рыцарь, секретарь, слесарь и государь арь не является суффиксом.

В этих словах арь нельзя считать суффиксом, т.к. значение этих слов не мотивировано и часть слова, стоящая перед арь, не встречается в качестве корня в родственных данным словах.



В слове знахарь арь можно рассматривать и как суффикс, и как часть корня. 8 баллов

ІV. Ответ

  1. Фамусов хвастается как собственным полупросвещением, так и полупросвещением всего сословия, к которому принадлежит.

  2. Переводимые на другой язык афоризмы А. Грибоедова теряют свою остроту.

  3. Родители послали Гринева на службу в дальнюю крепость, чтобы он лучше узнать жизнь.

3 балла
Всего: 45 баллов
скачать файл



Смотрите также:
Задания ІІІ этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе
44.07kb.
Ведомость оценивания работ участников регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
162.78kb.
25, 26 ноября 2011 года в рамках проведения муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников состоялись предметные олимпиады по химии, астрономии, физике, истории, основам безопасности жизнедеятельности, английскому и немецкому
175.11kb.
Справочные материалы вузовской олимпиады школьников по предмету «Информатика». Задания 1 Заочного этапа Олимпиады. Правильные решения (ответы)
167.27kb.
Судьи определяют по результатам двух уроков первое, второе и третье места
222.08kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Самый умный филолог»
40.65kb.
Олимпиадные задания по русскому языку (школьный этап). 2011-2012 уч год
186.82kb.
Е г э стал частью профессиональной жизни учителя словесника. Много «за» и«против» сказано и написано в адресегэ по русскому языку. У каждого учителя словесника на этот счёт, конечно же, есть тоже своё мнение
65.13kb.
Учебно-методическое пособие содержит поурочные разработки, табличный материал, упражнения, диалоги, оригинальные и адаптированные тексты, тестовые задания, предназначенные для аудиторной и самостоятельной работы на занятиях по русскому языку иностранных
4818.06kb.
Задания для олимпиады по английскому языку
34.8kb.
Задания для учащихся 7 классов муниципального этапа Всероссийской олимпиады по географии в 2013-2014 учебном году Теоретический этап
92.17kb.
Основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются: повышение уровня и престижности технологического образования школьников, развитие творческих способностей учащихся
109.51kb.