Главная страница 1
скачать файл




Японский журавлик.

Памяти Садако Сасаки.

Выполнил: Соколов Николай Викторович,

обучающийся 4 А класса.

Руководитель: Ефимова Т.А.,

учитель начальных классов.

Курган


2008

Содержание




  1. Введение стр. 2

  2. История оригами стр. 5

  3. История Садако Сасаки стр. 7

  4. Мои исследования стр. 9

  5. Заключение стр. 10

  6. Приложения стр. 11

  7. Список литературы стр. 18


Введение.
Вернувшись из Японии, пройдя немало верст,

Бумажного журавлика товарищ мне привез.

И с ним пришла история, история одна,

Про девочку, которая была облучена.

Тебе я бумажные крылья расправлю,

Лети, не тревожь этот мир, этот мир.

Журавлик, журавлик, японский журавлик,

Ты вечно живой сувенир.


Услышав песню, я заинтересовался этой историей. Мне стало любопытно, как звали эту девочку и как складывать японских журавликов. Я спросил об этом свою маму. Она посоветовала обратиться к учителю нашей школы, Баевой Лилии Николаевне, которая уже много лет занимается оригами и ведет в школе кружок. Лилия Николаевна рассказала мне историю о Садако Сасаки и дала книги про оригами, посоветовала, какие книги можно взять в библиотеке. Прочитав книги, я узнал много нового и интересного, научился складывать журавликов. Я подумал, а знают ли мои одноклассники об этой девочке. И мне захотелось поделиться своими знаниями с другими.
Цель моей работы – изучить историю о Садако Сасаки и журавликах, научиться складывать различные модели журавликов.

Из цели вытекают задачи:

- изучить литературу по оригами;

- рассмотреть различные схемы складывания журавликов;

- научиться складывать журавликов;

- провести исследование среди ребят и взрослых нашей школы на тему «Знакома ли им история про Садако и журавликов».



Источниками исследования явились:

  • библиотечные фонды;

  • домашняя библиотека;

  • библиотека моего научного руководителя.

Методы исследования:

  • изучение материалов по теме;

  • работа со схемами;

  • опрос одноклассников, педагогов школы.


История оригами.
Слово «оригами» пришло к нам из Японии. Оригами – это древнее и в тоже время динамично развивающееся современное искусство складывания из листа бумаги различных фигур без использования другого подручного материала. В переводе с японского «ори-ками» - «сложенная бумага».

Много веков назад японцы первыми в мире стали складывать из бумаги различные фигурки. В Японии в течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенные из бумаги фигурки.

В XII - XVI веках оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные, монахи, представлявшие ко двору, должны были обладать определенными навыками и в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, цветка, журавлика или абстрактной геометрической фигуры были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Ими удавалось порой выразить больше внимания, любви, чем это можно было сделать словами. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. В XVII – XIX веках оригами из церемониального искусства превратилось в популярный способ времяпровождения. Именно тогда изобретается ряд новых фигурок, которые потом становятся классическими. Позже оригами стало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры. Отзвуки его слышны во многих странах мира, в том числе и в России.

Появление авторских моделей и начало развития оригами как направления современного искусства связывают с именем Акира Йошизава. Акира Йошизава является признанным мировым мастером оригами, сумевшим вдохнуть в старинное японское развлечение истинный дух творчества и поднять его до настоящего искусства, вершины которого доступны пока немногим. Сейчас издается очень много книг по оригами.

В одной из книг я узнал, что в двух наиболее древних посвященных оригами японских книгах показано, как сложить из бумаги фигурку Цуру (в переводе с японского «журавлика»). (Приложение 1a) Птица с вытянутой шеей и длинным хвостом в Китае и Японии считается символом удачи и долголетия. Не удивительно поэтому, что такие бумажные фигурки японцы с любовью и тщательностью складывают в виде украшений и подарков уже на протяжении сотен лет. Фигурки журавликов бывают самые разные. Одни сидят на гнезде, у других на головах красивые хохолки, а 3-и машут крыльями.

Изданная в 1797 году в Киото книга «СЕМБАЦУРУ ОРИКАТА» -

« Как сложить тысячу журавлей.» целиком посвящена складыванию одной-единственной модели журавлика цуру. Разнообразие же 49 вошедших в нее моделей строится на различном сочетании журавликов между собой. Например, они могут иметь вид гирлянды, в которой фигурки соединены кончиками крыльев или клювиками. ( Приложение 1b) С тех пор к классическим моделям цуру прибавилось множество оригинальных изобретений с использованием этой фигурки.

История Садако Сасаки.

Вторая мировая война придала древней фигурке цуру еще одно значение - символ мира. Я хочу рассказать историю Садако Сасаки – девочки, молившейся о мире на земле после бомбардировки Хиросимы.

В Хиросиме воздвигнут памятник маленькой школьнице по имени Садако Сасаки. (Приложение 2) Ей не было двух лет, когда Хиросима подверглась атомной бомбардировке. Девочка находилась тогда вблизи от взрыва атомной бомбы. Казалось бы, девочка нисколько не пострадала и выросла милой, умной и здоровой. (Приложение 3) Она бегала быстрее всех в классе, увлекалась спортом. Её родители умерли, и она жила в семье своего дяди. Но атомная смерть не щадит своих жертв, хотя иногда выносит приговор с отсрочкой. И через 10 лет после того рокового дня школьница Садако Сасаки умерла. За месяц до того на нее напала необычная сонливость – предвестник «атомной болезни». Садако отвезли в больницу, где поставили диагноз «Лейкемия» (заболевание крови). Врачи никак не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни. слабеющими пальцами, Садако складывала из любых, попавшихся ей в руку бумажек фигурки классических японских журавликов Цуру. Она верила в старинную легенду, рассказанную ей врачом, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь в исполнении самых заветных желаний. Сначала Садако молилась о своем выздоровлении, однако когда поняла, что умирает, стала молится о мире во всем мире. История про девочку была написана в газетах в разных странах. (Приложение 4). Американская писательница Элеонора Кёрр написала про Садако книгу «Садако и тысяча журавлей» .Люди со всего мира, узнав о Садако, складывали журавликов и присылали их в Японию. 25 октября 1955 года Садако умерла. 644-й журавль выпал из рук девочки, и она уснула навсегда. А ведь сказка обещала ей жизнь, сделай она ещё только 356 журавлей. Её одноклассники призвали власти воздвигнуть памятник Садако и всем детям, погибшим от атомной бомбардировки. Японские школьники собрали деньги на памятник. В мае 1958 года создан Музей мира, площадка перед которым украшена обелиском: на вертикальном возвышении фигурка девочки поднимает у себя над головой символическую фигуру бумажного журавля.. (Приложение 5) Этот монумент стал местом поклонения душам умерших в результате атомной трагедии В любой день года подножие памятника устлано гирляндами журавликов, которые присылают дети и взрослые разных стран мира в память о Садако Сасаки и в подтверждение своей доброй воли остановить на нашей планете любую военную агрессию .. (Приложение 6) Фигурки журавликов можно посылать в музей Мира, расположенный в в хиросимском парке Мира.

Еще из одной книги я узнал, что старинная японская легенда утверждает, если сложить тысячу бумажных журавликов, то исполнится самое заветное желание. Некоторые люди так и делают - покупают специальные наборы квадратиков бумаги и часами делают птичек. Неужели действительно их желания исполняются?

Я думаю, что секрет древней легенды состоит в том, чтобы складывать фигурки не для себя, а дарить их окружающим, разделить с ними радость и получить в ответ тысячу улыбок. Быть может мир от этого станет чуть добрее и тогда появятся новые друзья, а с их помощью действительно и желания часто исполняются

Мои исследования.

Я нашел в книгах несколько моделей журавлей. Научился складывать шесть видов журавликов. (Приложение 7) Мне было интересно, многие ли знают историю Садако Сасаки, многие ли умеют складывать журавликов. Я задал такие вопросы своим одноклассникам, ребятам из старших классов, учителям. (Приложение 8) Оказывается, что 45% моих одноклассников (20 человек) знакомы с историей оригами, а 55% - нет, 100% старшеклассников (20 человек) и 100% учителей (10 человек) так же знакомы с историей оригами, сложить по схеме любую фигурку могут почти все, а по памяти только 2-3 фигурки. Из моих одноклассников никто не умеет складывать журавлика, старшеклассники умеют все. А из учителей - 9 человек складывают по схеме, а трое, в том числе и мой руководитель Лилия Николаевна, помнят, как складывать журавликов по памяти. 25% одноклассников знают историю Садако Сасаки, а старшеклассники и учителя знают все. 45% одноклассников имеют книги по оригами, у старшеклассников и учителей такие книги есть у всех. (Приложение 9) На занятиях в классе я рассказал своим одноклассникам про оригами, про Садако, научил складывать два вида журавликов. (Приложение 10) После этого я еще раз спросил ребят, что они теперь знают про оригами, про журавликов и получил следующие результаты. Оказывается, теперь все мои одноклассники заинтересовались оригами, все захотели научиться складывать других журавликов и новые модели, приобрести книги по оригами.



Заключение.

Изображения бумажных фигурок Цуру в современной Японии можно увидеть на тканях для кимоно, на упаковочной бумаге для заворачивания подарков. Доброй традицией остается дарить двух журавликов, сложенных из одного листа бумаги молодоженам на свадьбу. Во всем мире бумажный журавлик является теперь признанным символом искусства складывания. Любой человек, увлеченный оригами, умеет складывать его по памяти. Превращая плоский листок бумаги в машущую крыльями фигурку птицы, мы становимся настоящими волшебниками в глазах окружающих и покоряем сердца людей.

Я хочу, чтобы я и мои друзья и одноклассники умели складывать журавлей, чтобы дарить окружающим свет и тепло своих рук и своей души!

В память о Садако Сасаки мы сложим тысячу журавлей!



Приложения

ab

Приложение 1. Изображение японского журавлика.



Приложение 2. Памятник Садако Сасаки



Приложение 3. Садако Сасаки.




Приложение 4. Статья в газете про Садако Сасаки.


Приложение 5. Памятник Миру. г. Хиросима, Япония

Мемориальный комплекс памяти жертв атомной бомбардировки





Приложение 6. Гирлянды журавлей возле памятника.

Приложение 7. Журавлики, сложенные мною.

Анкета.


1. Знаком ли ты с историей оригами?

  1. Сколько фигурок ты умеешь складывать?

  2. Умеешь ли ты складывать журавлика?

  3. Знаешь ли ты историю про японского

журавлика?

  1. Есть ли у тебя дома книга по оригами?

Приложение 8. Анкета, которая была проведена в школе.







4 класс

11класс

Учителя




Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1. Знаком ли ты с историей оригами?



9

45%


11

55%


20

100%


-

10

100%



-

  1. Сколько фигурок ты умеешь складывать?



2-3



2-3




2-3





  1. Умеешь ли ты складывать журавлика?



-

20

100%



20

100%

-

9

90%


1

10%



  1. Знаешь ли ты историю про японского журавлика?



5

25%


15

75%


20

100%


-

10

100%



-

  1. Есть ли у тебя дома книга по оригами?



9

45%


11

55%


20

100%


-

10

100%



-

Приложение 9. Социологические исследования




Схема японского журавлика, которого складывала Садако Сасаки.






1..

2.

3

4.

5.

6.

7




8.

9.

Схема журавлика, машущего крыльями.


Приложение 10. Схемы журавликов, которых мы складывали в школе с классом.

Список литературы.


  1. «Оригами». Эйлин О Брайн и Кейт Нидхем. (перевод с английского Т.Ю.Покидаевой ). Москва, «Росмен», 1999 г.

  2. « Игрушки из бумаги». Санкт - Петербург, «Кристалл», 1996 г.

  3. «Страна пальчиковых игр». (Развивающие игры и оригами для детей и взрослых), М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин, Санкт-Петербург, «Кристалл», 1997 г.

  4. «Уроки оригами в школе и дома». С.Ю.Афонькин и Е.Ю.Афонькина, Москва, «Аким», 1998 г.

скачать файл



Смотрите также:
Японский журавлик. Памяти Садако Сасаки
113.56kb.
Экспериментальное изучение памяти у детей с речевыми нарушениями Организация и анализ результатов исследования
194.54kb.
Дни памяти святых в алфавитном порядке
2886.06kb.
Слово «Манга», было введено в японский язык знаменитым художником Кацусика Хокусаем. Случилось это в 1815
29.37kb.
Системы управления базами данных (субд) – это программные комплексы, предназначенные для работы со специально организованными файлами (массивами данных, долговременно хранимыми во внешней памяти вычислительных систем), которые называются
4519.49kb.
Архитектура Flash-памяти
251.37kb.
Набрано для сети Ред golden-ship, 2009. А смирнов Печатается по изданию: «Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима Свтяогорца». Перевод с греческого Епископа Феофана. В двух частях
2661.6kb.
Петрозаводск
282.54kb.
-
88.57kb.
Учебные материалы для использования учителями кубановедения к проведению урока: «Памяти Федора Андреевича Щербины»
546.08kb.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский
193.69kb.
Программа XXI молодежной конференции, посвященной памяти К. О. Кратца «актуальные проблемы геологии докембрия, геофизики и геоэкологии»
135.13kb.