Главная страница 1страница 2страница 3
скачать файл




Астрология как социальный институт

Вступление …Но математическое исследование природы не потому точно, что умеет точно считать, но оно обязано точно считать, поскольку его связанности своей сферой предметов присущ характер точности. Напротив того, все науки о духе и даже все науки о жизни обязаны быть неточными именно для того, чтобы оставаться строгими. (Мартин Хайдеггер) Прежде чем приступить к анализу столь необычной темы («Астрология каксоциальный институт»), необходимо сначала точно определить, что именнопонимать под словом «астрология», какова ее сущность, основныехарактеристики, каково представление о ней, каково ее место в системезнаний о мире и человеке, причем как в современном понимании, так и напротяжении веков. Следует проследить, насколько это возможно, ее развитие ипонимание на разных исторических этапах. Астрологию, как станет ясно ниже,невозможно описать вне понятия оккультизма. Я хочу, чтобы эта работа рассматривалась в качестве введения и абрисадальнейшего развития главной темы моей курсовой, поскольку, с однойстороны, весь используемый здесь материал требует более подробногоисследования, а с другой стороны, чем подробнее и глубже его исследовать,тем очевиднее станет необходимость такого исследования для успешногораскрытия темы «Астрология как социальный институт». Астрология, как, возможно, станет ясно ниже, главной своей целью ставитраскрытие перед индивидом путей его социализации. Наше будущее именнопотому непредсказуемо, что оно зависит не только от нас, но также и отокружающих нас людей. Цель этой работы – придти к новому пониманию астрологии и лучше понятьсмысл нашего представления о ней как о живой практической философиипсихологического самоосуществления, ключевой задачей которой во все временабыла интеграция. 1. Сущность астрологии: определение и основные черты (мировоззренческие основания астрологии) Место астрологии в системе оккультных наук Во все времена и почти у всех народов были, помимо обычных наук, наукитайные, эзотерические, являвшиеся достоянием немногих избранных, которыхпринято называть посвященными. Часть этих наук, ставшая достояниемгласности, была систематизирована и получила распространение под названиемоккультизма. Прежде чем начать описывать это понятие, необходимо дать одно пояснение.Невозможно претендовать на всестороннее его описание, поскольку всяимеющаяся доступная литература по этому поводу носит характерэкзотерический, т. е. общепринятый, общедоступный, лежащий на поверхности,популяризаторский. Я хочу сказать тем самым, что существовало и существуетмножество школ, [со]обществ и т.п. (из которых и сплетены такие понятия,как «духовная (или гурическая) школа», «духовный наставник», «гуру»,«посвящение» и т.д.), носящих эзотерический характер, которые, очень дажеможет быть, имели и имеют иное понимание и, что особенно важно, инуюиерархию всех ниже приведенных терминов. А в их учениях и текстах мы,вполне возможно, найдем полностью противоположное значение этих терминов иопровержение всем нашим построениям. Не нужно забывать, что когда мы имеемдело с эзотерическим – мы имеем дело со скрытым, с тайной, котораянедоступна для «непосвященных масс» (будь оно доступно, оно бы не былоэзотерическим!), – следовательно, тот, кто претендует на «отличное» илихотя бы «хорошее» знание таких вещей, проявляет легкомыслие и непониманиесути. Поэтому то, что приведено ниже, является лишь экзотерической сторонойпонимания, и я бы сказала, логически-ментальной стороной, а не духовно-мистической, к примеру. Оккультизм. «Оккультизм» происходит от латинского occultus – тайный,темный, сокровенный. Им обыкновенно называют совокупность воззрений,верований, знаний и приемов, относящихся к области таинственных сил природыи человека. В широком значении слова оккультизм обозначает явления магии,телепатии, астрологии и вообще мало исследованные загадочные явленияфизической и психической природы. Иногда оккультизм называют такжегерметизмом, по имени Гермеса Трисмегиста, но обычно название герметическойнауки чаще всего применяется к алхимии.[1] Оккультизм есть учение о скрытой стороне природы и человека, постигаемоепутем синтеза тайных наук и ведущее через овладение психическими силами ксверхчувственному восприятию, проявлению динамизированной воли и возвышениючеловека над обыденной жизнью.[2] Под оккультными науками обычно понимаются астрология и другие формымантических учений (гадание по руке, внутренностям и костям животных, покартам), алхимия, каббалистика и разные типы магии чисел, теософия и,наконец, собственно магия, поскольку она достигает рационализированноговида. Как формы поиска тайного знания они частью укладываются в схемупоиска откровения, частью – в схему поиска путей творения. Примером первойсхемы может служить астрология… Примером второй схемы – алхимия.[3] Алхимия– если она не извращена и не сведена к материализму – это попытка делать счеловеческой душой то, что китайский император должен был делать поотношению к земледелию, устанавливая календарь.[4] В основе современного оккультизма лежит двоякое стремление человеческойдуши – верить и знать. Оккультизм стоит на границе между религией итеологией, с одной стороны, наукой и философией – с другой.[5] Оккультизм и мистика. От оккультизма следует отличать мистику иэзотеризм. Слово «мистика» происходит от слова «тайна». Мистика естьглубина и вершина духовной жизни. Сфера мистики отлична от сферыоккультизма; мистика по своей природе духовна, оккультизм – натуралистичен.Мистика есть общение с Богом, оккультизм же – общение с силами природы.Оккультизм учит о скрытых силах природы и человека, но никогда неуглубляется до божественной основы мира. Мистика же основана на ощущениивнутреннего родства и общности между человеческим духом и духомБожественным. Мистика есть углубление эзотеризма, она есть особая формадуховной жизни и духовного пути. Цель мистики в этом смысле слова естьсозерцание Бога и соединение с Богом.[6] Оккультизм и эзотеризм. Эзотеризм есть общее название для учений,являющихся достоянием тайных оккультных организаций. В противоположностьмистицизму и оккультизму он всегда субъективен и замкнут. Сущностьподлинного эзотеризма состоит из переживаний и откровений, получаемыхпосвященными или посвящаемыми в практику тайного общества или союза. Чистыйэзотеризм в основе сверхчувствен и часто не имеет эквивалентных понятий вобычном мире для своего выражения. Подлинно эзотерические книги, поэтому,всегда облекают свое повествование в форме притч и аллегорий. Популяризацияэзотерических учений всегда грешит вымыслами и приводит к колдовству ипсихическим расстройствам. Подлинный эзотеризм утверждает тайну, котораяраскрывается в большей или меньшей степени в сознании в зависимости отдуховного подвига, от степени духовной одаренности, от духовного уровня истадии духовного пути. Эзотерическое в христианстве ведет к мистическому.Эзотеризм претендует хранить сокровенную истину и тайну от профанации инепонимания господствующего сознания масс, которые не могут эти истины иэти тайны вместить.[7] Вот какие выдержки приводит Клизовский (1874 – 1942) из «Чаши Востока»:«Недоступность и вытекающая отсюда таинственность этой высшей науки длямасс народа может быть продиктована не желанием немногих избранныхсохранить лишь для себя эту высшую мудрость, но неподготовленностью инеспособностью народа воспринять ее… Дать человеку больше знания, нежели онв данную минуту способен вместить, – опыт весьма опасный. Оккультная наука – это не такая наука, в которой тайны могут передаватьсясразу, путем письменного или даже устного сообщения… Оккультная наука имеетсвои методы исследования, такие же точные и деспотичные, как и методы ееантитезы – физической науки; если последняя имеет свои правила, так жеточно их имеет и первая…».[8] Оккультизм и наука. Область оккультизма или совершенно игнорируетсясовременной наукой или мало ею разрабатывается. Это объясняется следующимипричинами[9]: 1. Обоснование оккультизма традиционным знанием, берущим начало в откровении, а не в экспериментальном исследовании. 2. Пользование методом аналогии (который в науке признается наименее точным и убедительным). 3. Исследования внутренней стороны вещей и высших сфер мироздания доступны лишь сравнительно небольшому кругу посвященных, которых оккультисты называют адептами, или просвященными (adepti, illuminati, initiati). 4. Слепое доверие оккультизма источникам, особенно древним, часто весьма сомнительным. 5. Навязывание многим философам и религиозным учителям, вопреки фактам, оккультных учений. 6. Шарлатанизм и даже развращенность многих его последователей (приверженность «черной магии», чертопоклонничество, служение черных месс и т.д.). Оккультизм не отрицает и не презирает науку. Оккультисты считают своезнание лишь дополнением к тому образованию, которое они получили нашкольной скамье. Пренебрежение представителей современной точной науки коккультизму есть лишь непонимание тех источников, которые дали миру химию,астрономию, медицину и целый ряд открытий и изобретений. Конечная цель оккультистов заключается в синтезе человеческого знания,неразрывно связанного с достижением человеком божественного сверхсознания. Оккультизм и религия. Православие, вмещая многое от древнего оккультизмаи эзотеризма, стремится в наше время всех оккультистов, теософов и имподобных тайноведов отнести к числу еретиков. Благодаря этому огульномуосуждению создается впечатление, что церковь, утеряв ключи к пониманиютворимых таинств и обрядов, как бы боится обретения этих ключей другими.Эта боязнь гнозиса единосущна католической тупости, пытавшейся сжечьГалилея.[10] Для того, чтобы понять место астрологии в системе оккультных наук, можнопривести следующее деление оккультизма: 1. Высший оккультизм: теургия, тавматургия и психургия. 2. Классический оккультизм: каббала, магия, таро, астрология, алхимия, герметическая медицина (гипнотизм, магнетизм). 3. Практический оккультизм: телепатия, телепсихия, телекинетия, психометрия, ясновидение, магнетизм. 4. Прикладной оккультизм: хиромантия, графология, физиогномика. 5. Народный оккультизм: оракулы, сонники, гадания, травники. Опишем вкратце эти деления. Высший оккультизм. Теургия – искусство входить в известную связь с духами и богами с помощьюособых слов и действий, чтобы добиться от них совершения чего-либосверхъестественного. В своих истоках теургия, по всей вероятности, тесносвязана с избранничеством. Современная теургия связана с каббалой исодержит в себе богослужебные элементы. Простейшим проявлением теургиибудет горячая, искренняя молитва, более сложным – церковная служба(например, молебен). Тавматургия есть техника воздействия и восприятия в астрале черезреализацию особого состояния человеческого естества (экстериоризация).Практика тавматургии составляет основу второго (астрального) посвящениярозенкрейцеров. Психургия – это развитие психических сил человека, его астральных органови способностей. Практический оккультизм неразрывно связан с оккультизмом классическим иобосновывает им свои положения. В силу того, что практическим оккультизмомможно заниматься без вступления в какое-либо общество, эта ветвьклассического оккультизма стала приобретать самостоятельное значение. Телепатия (от греческих слов: «в отдалении» и «страдание»), сообщение нарасстоянии одним лицом другому представлений, мыслей и переживаний(эмоций), без посредствующего воздействия на органы чувств при помощи слов,письменных знаков или других сигналов. Телепсихия есть проявление внушения или гипноза на расстоянии. Телекинетия заключается в передвижении и подъеме на воздух материальныхпредметов психическими силами. Считается, что это происходит (в основном наспиритических сеансах) вследствие частичной материализации духов или«проделок» элементалей. Но эти же явления могут быть осуществлены сразумными целями посвященными. Психометрия есть умение читать астральные наслоения, в виде которых нафизических предметах запечатлеваются земные события. Такая сенситивностьбывает врожденной или искусственной (развитой путем упражнений) и, наконец,болезненной, возникшей вследствие сильных психических потрясений илинеправильного функционирования некоторых органов. Ясновидение обнимает обширный ряд явлений, основанных на способностисверхчувственного восприятия, т.е. способности получать информацию ивпечатления из внешнего мира без помощи органов чувств. Здесь речь идет опознании совершенно конкретных обстоятельств, как то: угадывание мыслей,определение болезни отсутствующего лица без каких-либо реальных данных оней, умение читать через непрозрачную обертку и т.д. Реальность подобныхявлений до последнего времени отвергалась положительной наукой. Магнетизм – «животный магнетизм», или «человеческий од» – есть энергияили жизненная сила человеческого организма (прана). Это «нервноеэлектричество» служит для лечения болезней, обновления организма и самогоширокого применения в обыденной жизни через рукопожатия, поцелуи, жесты ит.п. В магии служит для конденсирования астрального тела, воздействию неастральных сущностей и содействует успеху талисманов и пантаклей. Прикладной оккультизм заключается в умении читать астрологическиесигнатуры, имеющиеся во всех предметах физического мира. Изучение сигнатурминерального царства, преимущественно камней, позволяет применять эти камнидля талисманов, пантаклей и т.п. Изучение сигнатур в царстве растенийслужит применению растений в качестве лекарств в герметической медицине, вмагии – в виде курений. В царстве человека астрологические сигнатуры служатдля определения его характера, способностей, склонностей и позволяют судитьо его будущем. Областью человеческих сигнатур занимаются несколько оккультных наук,развившихся в глубокой древности на чисто астрологических началах. Срединих самые известные – это хиромантия и физиогномика. Хиромантия – искусство определять характер человека и предугадывать егосудьбу по линиям, морщинам, складкам и бугоркам, которыми покрыта ладонь.Принцип гадания заключается в том, что каждой линии или бугорку (а также иформе пальцев) приписывается неразрывная связь с одной из психическихспособностей. Часто линии носят названия астрологических планет исоответствуют их влиянию. Таким образом, ладони человека являютсясвоеобразным гороскопом, чтением и толкованием которого и заняты хироманты.Большей частью хиромантией занимаются в связи с другими оккультными имантическими науками. Физиогномика аналогично хиромантии изучат черты лица как своеобразныйгороскоп. Существуют также: френология – учение о связи душевных функций ипсихических способностей с наружной формой черепа; графология – учение,состоящее в суждении о человеке по его почерку (манере письма). Народный оккультизм я здесь рассматривать не стану. Основные принципы оккультизма – принцип единства мира, принципцелостности мира, принцип иерархичности мира и бытия, принцип подобия,принцип разумности всего живого, принципы полярности, цикличности,равновесия и гармонии.[11] В истории человеческой мысли можно отметить три эпохи, когда оккультизмполучал первенствующее значение: первые века христианства, эпохаВозрождения и настоящее время.[12] * * * Следует отметить, что интерес к оккультизму и интенсивность оккультныхстремлений обратно пропорциональны развитию рационализма и материализма.Распространение оккультизма знаменует упадок точного знания илинеудовлетворенность им. И. Т. Касавин в статье «Спутники и попутчики науки» пишет: «Рождениесовременной науки – феномен, с которым обычно связывается позднееВозрождение и Новое Время, – оказывается отнюдь не однозначным процессом.Новая космология (астрономия) обязана своим возникновением не только и нестолько расширению наблюдательной базы и математической обработке данных,но в значительной степени новому мировоззрению, утверждавшемуся каксоединение рациональных и мистико-магических элементов. Следующий шаг –классическая механика – в той же мере связан с платонизмом, еретическойтеологией, алхимией, астрологией и каббалистикой. <…> В дальнейшем – ивплоть до наших дней – наука не вытесняет магию, но лишь оттесняет ее всферу альтернативных мировоззрений, и пока теории удается обслуживатьинструментально-эмпирическую практику, наука не вспоминает обальтернативах».[13] «Нужно быть достаточно наивным, – пишет А. Л. Чижевский, – чтобывоображать, что современный человек дошел до последнего слова науки ифилософии и что будущее человечество успокоится до скончания мира на идеяхнашего времени… И кто осмелится утверждать, что, претерпев рядпреобразований, человеческая мысль не вернется снова к тем первоначальнымфилософским концепциям, которыми болела на заре истории человечества?».[14] Касавин также пишет, что герметические и оккультно-магические ученияобразуют «…параллельную историю науки в том смысле, что современноемонистическое понятие науки исключает все те ее элементы, которыенепосредственно участвовали в ее историческом формировании и с которыминаука в явной или неявной форме постоянно вела диалог».[15] Томмазо Кампанелла (1568 – 1639) в книге «О способности вещей к ощущениюи о магии» писал: «Все, что совершается учеными в подражание природе или впомощь ей тайным искусством, кажется магическим действием не тольконесведущей черни, но и всем людям вообще, так что не только вышеозначенныенауки, но и все прочие прибегают к магии. Магией было то, что Архит сделалголубя, который летал, как настоящий, и то, что во времена Фердинанда,императора Германии, некий немец сделал искусственных орла и муху, которыелетали сами по себе; ибо пока искусство не становится понятным, его всегданазывают магией; только потом – просто наукой (курсив – С.Д.). <…>
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Вступление …Но математическое исследование природы не потому точно, что умеет точно считать, но оно обязано точно считать, поскольку его связанности своей сферой предметов присущ характер точности
370.81kb.
Äæîí Êàðð: «Îêíî Èóäû» Джон Диксон Карр Окно Иуды Серия: Сэр Генри Мерривейл – 8
2177.13kb.
Кулагина Наталья Ого, индиго!
3699.69kb.
Валерия Новодворская
56.71kb.
Что такое Электронный Дневник?
12.51kb.
Эссе размышления о сестре
19.23kb.
Ей по эксплуатации и точно выполнять ее требования
113.91kb.
Лекция 1 Основные принципы работы gps-навигатора Глобальная система местоопределения
866.45kb.
Помощь такое
197.98kb.
Промышленное загрязнение почв г. О. Шуи
19.7kb.
Суммарный тестовый балл за всю работу позволяет учителю более объективно и точно дифференцировать учащихся по уровню подготовки
253.46kb.
К 1800 г до н э. Месопотамия превратилась в грандиозный цветущий, заботливо ухоженный сад
213.45kb.