Главная страница 1
скачать файл

Возрастные особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному.

В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки. Формируется физиологическая готовность ребенка к обучению в школе. С одной стороны, по своим функциональным характеристикам организм ребенка готов к систематическому школьному обучению, в то же время он очень чувствителен к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению. Необходимо учитывать, что все дети развиваются по-разному. Фактический возраст не всегда соответствует биологическому. В шестилетнем возрасте почти половина мальчиков и треть девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития.

В этом возрасте отмечается существенное развитие скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах только начинается. В том числе не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, и это важно учитывать в работе с детьми. Неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения – все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, деформации кисти пишущей руки.

Старший дошкольный возраст играет роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности. Зарождаются новые социальные потребности: потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела. У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим.

На седьмом году жизни ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующие ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Ребенок начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

Старший дошкольный возраст – это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении. Проявляется негативная симптоматика, свойственная всем переходным периодам: негативизм, упрямство, строптивость и т.д. Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения; паясничанье, вертлявость, клоунада, которые вызывают не улыбку, а осуждение.

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать как устроены предметы, для чего они предназначены. Задает много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы, о строении вселенной и т.д. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими.

В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом. Для маленького ребенка важно «что» он делает, а для старшего дошкольника – «как» это надо делать, каким способом.

Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что к концу дошкольного возраста ребенок становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника. У него формируется психологическая и личностная готовность к систематическому школьному обучению.

Переход на более высокую ступень развития возможен только тогда, когда на предыдущей стадии сформированы необходимые для этого предпосылки. Подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания.



Проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способности к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки. Физиологическая готовность ребенка к школе определяется медиками и заносится в медицинскую карту. Личностная готовность характеризует ориентировку ребенка в окружающем мире, запас его знаний, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность и инициативу, развитие потребности в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми. Интеллектуальная готовность детей к школе включает в себя состояние сенсорного развития (фонематический слух и зрительное восприятие), состояние развития образных представлений и ряда психических процессов (восприятие, внимание, наблюдательность, память, воображение), умственное и речевое развитие.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов и т.д.

Психологическая готовность к школе – это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками и др.

Однозначного мнения о слагающих компонентах готовности ребенка к школе пока нет.

Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольности поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей руки; сформированного желания идти в школу, достаточного уровня развития предпосылок учебной деятельности.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Для этого ребенку необходимо осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.

Как показывает практика, относительно высокого уровня развития одной из сторон готовности к обучению оказывается достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворительную успешность ребенка в школе по крайней мере на первых этапах обучения.

Данные психолого-педагогической диагностики не могут, конечно, лежать в основе далеко идущих прогнозов, раз и навсегда решать вопрос о языковых, математических и общих способностях ребенка. Специально продуманная система обучения может оказать существенное влияние на развитие ребенка.

Вместе с тем, диагностика имеет прогностическое значение, т.к. позволяет сделать близкий прогноз о дальнейшем ходе развития ребенка, и, главное, о тех коррекционно-педагогических средствах, которые необходимо применить для ликвидации пробелов в его развитии.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение может стать только в том случае, если первоклассник будет обладать необходимыми и достаточными для обучения качествами, которые в процессе обучения развиваются и совершенствуются.
Показатели готовности ребенка к школе можно ранжировать по уровню их значимости в следующем порядке: социально-коммуникативный, мотивационно-потребностный, произвольной регуляции собственной деятельности, интеллектуальный, речевой.

Базовые качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения:



  • мотивы учения;

  • зрительный анализ (образное мышление);

  • уровень обобщений (предпосылки логического мышления);

  • способность принимать учебную задачу;

  • некоторые элементарные речевые, математические и учебные знания и умения;

  • графический навык;

  • произвольность регуляции деятельности;

  • обучаемость;

  • вербальная механическая память.

Как подготовить ребенка к школе?

Беседа для родителей

Наступит 1 сентября и за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Все это проходит и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид.

Впереди новая жизнь, новые друзья, новые, подчас очень серьезные испытания. Ребенок должен вступить в новый коллектив, а это всегда не просто, должен стать полноправным членом школьного класса, но при этом как важно, чтобы ему было комфортно, легко, интересно. Нужно будет научиться подчиняться и проявлять инициативу, слушать и слышать других, уметь объяснить свою точку зрения и доказать свою правоту, уметь признать ошибку и перенести поражение, уметь радоваться успехам товарищей и переживать их неудачи – как свои собственные. Ребенок должен приспособиться к новому, школьному режиму, совсем не такому, как в детском саду или дома.

Естественно, родители озабочены главным вопросом: как будет учиться их ребенок, будет ли успевать, хорошо бы стать гордостью класса, первым учеником… По крайней мере без троек. Вы, конечно, беспокоитесь: привыкнет ли ребенок к трудовым школьным будням, как скажется на состоянии здоровья ученика новый режим, как будет ребенок выполнять новые обязанности, справится ли с ними? А ведь это во многом зависит от вас, дорогие родители.

Семья – это тыл за спиной ребенка. Прежде всего, в семье ищет ребенок опоры, поддержки, понимания и, конечно, любви. Тут перед вами встают не простые, но выполнимые задачи, уважаемые родители. Хотите, чтобы ребенок хорошо учился, да еще при этом был бодр, весел и здоров, - помогите ему. Подготовка к школе – это не только обучение грамоте или счету.

Маленькому труженику предстоят горы работы. Учебные программы действительно насыщены. Пропустит ребенок пару недель по болезни – значит, потребуется много труда и сил, чтобы догнать ушедших вперед одноклассников. Поэтому очень важно укреплять здоровье будущего ученика. Обязательно обратите внимание на состояние носоглотки. Аденоиды затрудняют носовое дыхание, вынуждают ребенка постоянно держать рот открытым. Нарушается произношение, ухудшается качество голоса, слуха. Необходимо тщательно проверить слух и зрение ребенка. Ведь первоклассник должен быть посажен на такое место, с которого ему будет хорошо слышно и видно то, о чем говорит учитель.

Очень внимательно нужно следить за осанкой ребенка. Учтите, что выполнение домашних заданий будет занимать у ребенка достаточно времени, поэтому со всем вниманием отнеситесь к оборудованию рабочего места первоклассника. Прежде всего, у ребенка должен быть свой собственный стол, который выше локтя малыша, стоящего рядом, на 2-3 см. Слишком низкий стол или слишком высокий приведет к искривлению позвоночника. На столе ребенка еще могут лежать его любимые игрушки. Не стоит слишком резко отрывать ребенка от его «старых» друзей. Дневной свет должен падать слева. При недостаточном освещении ребенку придется приглядываться, напрягать зрение, а это приведет к зрительному утомлению и усталости. Как определить наиболее оптимальное расстояние от глаз до тетради или книги? Кончики пальцев руки ребенка, поставленной на локоть, должны свободно доставать до виска – при соблюдении этих параметров зрительное утомление будет минимально.

А как подготовить ребенка к школе, чтобы его первые школьные впечатления не омрачились страхом, неудачами, обидами?



Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, пересказ содержания текстов и т.д. Важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети с хорошим уровнем педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс: не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками и пр. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, но обладающие необходимым уровнем психологической зрелости, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Успешность школьного обучения во многом определяется тем, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее может появиться желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

Отношение к школе и будущему обучению вы можете проверить сами. Предложите ребенку поиграть в школу. Выберите для себя роль учителя. После выполнения заданий спросите ребенка, что бы он хотел получить за свою работу – отметку или конфету (яблоко, банан и т.д.). Желание получить отметку означает интерес к школе и положительное отношение к будущему учению. Теперь у ребенка роль учителя. Спросите у него: «Чему ты будешь меня учить – петь, танцевать, прыгать, собирать из конструктора или писать, читать, считать?». Желание ребенка «учить» вас школьным предметам – чтению, письму свидетельствует о положительном отношении к школе.

Может случиться, что ребенок не сразу захочет выполнять задания, которые вы ему предложите. Что делать, если ребенок не хочет выполнять задания? Позволим себе несколько советов:



  • Прежде всего, как это не покажется банально, любите ребенка. Он должен знать, что его любят таким, какой он есть. Ваше желание заниматься с ребенком должно быть искренним – вы с удовольствием с ним общаетесь, а не повинность отбываете.

  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. «Вот Петя прекрасно читает, а ты…». Такие сравнения обижают и отбивают всякую охоту к совершенствованию. Сравнивайте ребенка с ним самим: «Ты рисуешь гораздо лучше, чем раньше».

  • Отмечайте небольшие достижения ребенка, как громадные победы. Похвалить за дело не грех, это поможет почувствовать успех и придаст уверенности, что и дальше все получится.

  • Занимаясь с будущим школьником, двигайтесь от простого к сложному. Выработка любого навыка идет постепенно, и переходить к более трудным заданиям можно только после того, как выполнены более простые.

  • Помните, что наибольшее удовольствие и наибольшая польза получается от той работы, которая проделана самостоятельно. Старайтесь давать ребенку возможность самостоятельных усилий и собственных достижений.

  • Используйте для занятий время, когда ребенок в хорошем настроении, не перевозбужден, не утомлен, не голоден, но и не сразу после еды.

  • У ребенка не должно сложиться впечатление, что его проверяют. Хорошо, если эти занятия будут проводиться в виде игры.

Никогда не говорите ребенку, что он ответил неправильно, желание заниматься дальше после такой оценки может пропасть.

Если ребенок во время выполнения заданий будет болтать ногами, ерзать, вертеть в руках карандаш, не ругайте его, это чисто инстинктивное включение двигательных функций для стимуляции умственной деятельности. Тренировка пальцев рук и упражнения на общую координацию движений активизируют процесс мышления.



Ребенок должен быть готов к новой форме общения с взрослым. Ребенок, владеющий этой формой общения, воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет, образец для подражания. Требования учителя выполняются точно и беспрекословно, на его замечания не обижаются, напротив, к критическим словам взрослого относятся с повышенным вниманием, на указанные ошибки реагируют по-деловому, стараются их исправить.

При таком отношении к учителю, дети способны вести себя на уроке в соответствии со школьными требованиями: не отвлекаться, не затевать с учителем разговоры на посторонние темы, не выплескивать свои эмоциональные переживания и т.д.

Не менее важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками, выполнять совместные учебные действия имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности.

Для овладения учебной деятельностью важно, чтобы ребенок умел адекватно относиться к результату своей работы, оценивать свое поведение. Если самооценка ребенка завышенная, что характерно для дошкольника (он уверен, что он «самый лучший», что его рисунки, поделки «лучше всех») о личностной готовности говорить неправомерно.

С поступлением в школу ребенок приступает к систематическому изучению наук. Это требует определенного уровня познавательного развития. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности, осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать, классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, делать выводы).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, достаточно широкие познавательные интересы, стремление узнавать что-то новое.



Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ребенка к школе определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические методики. Все дети, достигшие 6,5 – 7 лет и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, приходят в школу и начинают в ней учиться независимо от того, какой уровень готовности к обучению они продемонстрировали при записи в школу. Поэтому диагностика готовности к обучению ориентирована на выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с учетом их перспективного развития.

Следует иметь в виду, что ребенок поступает в школу, имея лишь предпосылки (достаточные или недостаточные) к началу овладения новой для него учебной деятельностью. Собственно готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Считается, что судить об уровне готовности к школе правомерно лишь к концу первого полугодия первого года обучения.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым ребенком, учитывая его индивидуальные особенности.

Важно знать, что может быть причиной задержки развития. Причины эти чрезвычайно разнообразны. Это, прежде всего неблагоприятные факторы в раннем развитии ребенка, такие как неблагополучие течения беременности родов, родовые травмы, тяжелые заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни и в раннем детстве. Причиной неготовности, конечно, может быть плохое состояние здоровья, так как частые заболевания ослабляют организм, снижают его функциональные возможности, значит, ребенок будет очень быстро утомляться, работоспособность его будет снижена и учебная нагрузка окажется не по силам. Причиной неготовности могут быть не только сам ребенок, особенности развития его организма, но и неблагоприятные условия, в которых он растет и развивается. Особенно неблагоприятно на развитии детей отражается воспитание в обстановке постоянных конфликтов, ссор, страха, безнадзорности, при пьянстве одного или обоих родителей. Как правило, эти дети с раннего возраста страдают выраженными нарушениями со стороны нервно-психической сферы. И с первых дней обучения в школе проявляется весь комплекс трудностей. Это робкие, недостаточно самостоятельные в работе дети. У них отсутствует четкое понимание предъявляемых требований, работоспособность снижена. Они быстро утомляются при целенаправленной деятельности, с трудом могут «высидеть» весь урок, никак не сосредоточатся на задании, рассеянны, беспокойны.

Бывают случаи прямо противоположные, когда ребенку уделяется очень много внимания, но он тоже может оказаться не готов к школе. Как правило, это дети, которые растут в окружении взрослых, не ходят в детский сад, мало контактируют со сверстниками. Ребенку много читают, учат его писать, читать, покупают ему различные игры (интереса хватает на один вечер). Все желания его выполняются беспрекословно. Родители уверены, что они хорошо подготовили ребенка к школе. Именно общение и контакт со сверстниками, необходимость считаться с мнением других, подчиняться чужим требованиям, а не только следовать своему желанию – для такого ребенка будет самым трудным. Такому ребенку очень хочется показать, как много он знает. Он может перебивать ученика и учителя, вставив фразу не всегда подходящую по смыслу, хотя бы для того, чтобы привлечь к себе внимание. Ребенок может стать плаксивым, агрессивным, отставать в учебе. Родители зачастую не понимают истинной причины, считают, что «его не любят за то, что он очень умный». Ребенок не имеет самых элементарных навыков общения со сверстниками и взрослыми, его не научили работать, воспитали в нем неуважение и пренебрежение к людям.

В общении с другими детьми важное значение имеет опрятность, внешний вид ребенка. С неряшливым, неопрятным ребенком дети не хотят играть, общаться. Неблагополучное положение в общении с другими детьми не позволит ребенку достигнуть значительных успехов и в учебе. Необходима индивидуальная работа с ребенком по обучению его культуре поведения и навыкам общения.

Как показывает практика, относительно высокого уровня развития одной из сторон готовности к обучению оказывается достаточно для того, чтобы обеспечить удовлетворительную успешность ребенка в школе по крайней мере на первых этапах обучения. Не забывайте, что способности – не только от бога. Очень многое можно развить, очень многому можно научить, а многое может и погибнуть от неупотребления и небрежения. При подготовке ребенка к школе важно помнить, что его мыслительные способности с возрастом претерпевают количественные и качественные изменения. Проще говоря, на разных этапах овладения действиями ребенок как бы использует разные инструменты: сначала он решает задачу руками (ощупает, приложит и т.п.), позднее он проговаривает свои действия вслух, а еще позднее действие будет выполняться в уме.

Из этого можно сделать небольшой практический вывод: если ребенку что-то не удается решить в уме, попробуйте переиначить задачу так, чтобы он мог задействовать при ее решении руки, или сделайте ее более образной. И помните: дети развиваются не одинаково, часто уровень достижений в будущем не зависит от того, как рано ребенок смог научиться считать, писать и решать задачи. Главное – труд, постоянный и целенаправленный.

От того, насколько развито у ребенка восприятие, зависит и успешность овладения грамотой, счетом, письмом. Очень важно, чтобы уровень восприятия соответствовал задачам школьного обучения.

К шести годам дети различают цвет и форму предметов, пространственные представления «вверх», «вниз», «вперед», «назад». Наиболее затруднительным оказывается для ребенка восприятие времени. На вопрос когда он был в гостях у бабушки, он может ответить: «Не помню. Давно». На самом деле это может быть два дня назад.

Самое главное – ребенку удается установление связи между пространством и временем. Поэтому становится возможным восприятие картинки как целостного образа. Должно вызвать беспокойство со стороны родителей, если ребенок, рассматривая сюжетную картинку, воспринимает ее как набор отдельных разрозненных образов. Развивать восприятие можно разными упражнениями. Одно из них -описать сюжетную картинку, устанавливая между ее частями взаимоотношения и взаимосвязи.

Очень важно стимулировать интерес будущего ученика к окружающему, фиксировать внимание на том, что он видит во время прогулок. Надо приучать его рассказывать о своих впечатлениях; такие рассказы нужно заинтересованно выслушивать, даже если они односложны или сбивчивы. Полезно задавать дополнительные вопросы, стараясь получить более подробный и развернутый рассказ. Родителям следует почаще читать ребенку детские книги, водить в театр, обсуждать с ним прочитанное и увиденное.



Для развития произвольности можно периодически проводить с детьми коротенькие диктанты: «Сейчас мы будем рисовать узоры. Нарисуй синий квадратик. Теперь красный квадратик. Теперь зеленый. Красный. Синий».

Развитию мышц кисти способствует выполнение точных, тонко скоординированных движений пальцев рук: лепка из глины, закручивание гаек в детском конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, завязывание узелков, застегивание мелких пуговиц, кнопок и крючков, нанизывание бус (эти действия охотно совершаются детьми в процессе игры с куклой). Можно использовать игры с мячами небольшого размера, такими, которые можно удержать одной рукой. Очень полезны в этом возрасте и вызывают интерес у детей разнообразные «пальчиковые игры» и гимнастика для пальцев.

Для формирования познавательных интересов полезно ставить с ребенком дома простые опыты, проводить наблюдения, например, наблюдать за прорастанием цветка, за поведением животных в разных ситуациях, за процессом кристаллизации, за сезонными изменениями погоды и т.п.

С целью формирования умения действовать по инструкции могут использоваться дидактические игры со своими четкими правилами, игра в школу, конструирование из кубиков, когда либо в словесной форме, либо с помощью схем ставится конкретное задание и указывается последовательность действий, создание рисунков или аппликаций с предварительной разработкой плана, композиции, последовательный пересказ сказок по схематическому плану, самостоятельное продолжение узора. Чем разнообразнее будут занятия, тем больший эффект они дадут.

Занятия по развитию произвольности должны проводиться регулярно (например, через день от 5 до 15 минут). Чтобы не разрушить способность к самостоятельному творческому поиску, формируя умение выполнять указания взрослого, параллельно нужно проводить занятия, направленные на развитие самостоятельности, воображения.

Память – характеристика обобщенная, ею обладают все наши органы чувств. Дети, как правило, запоминают все быстро и надолго, поскольку воспринимают все очень эмоционально, всей душой и телом (в буквальном смысле слова). Но объем воспринимаемой информации еще довольно ограничен, быстро наступает утомление. Во всех заданиях по проверке и тренировке памяти предлагайте 6-9 предметов или слов. Например, для тренировки зрительной памяти предложите ребенку в течение 15-20 секунд рассмотреть 9 – 10 предметов, геометрических фигур. Если ребенок запомнил 6-7 фигур и смог их воспроизвести, можно порадоваться, 4-5 фигур – средний результат, 3 и меньше – слабовато.

Чтобы проверить слуховую память, продиктуйте с интервалом в 3-4 секунды, например такие слова: гора, игла, роза, кошка, платье, часы, лодка, мяч, соль, рука. Запомнил 6 и более слов – значит все в порядке.

Долговременная память проверяется и тренируется так. Попросите вашего будущего школьника рассказать какую-нибудь из недавно прочитанных сказок. Если сбивался и путался, значит нужно потренировать память.

Можно проверить и тренировать у ребенка образное мышление, т.е. убедиться, действительно ли он видит и понимает то, на что смотрит, как он воспринимает, сравнивает, классифицирует.

Ребенок должен рассмотреть картинку с изображениями различных животных. Пусть он найдет и покажет на ней: всех диких животных, всех домашних животных; выделит: птиц, зверей, рыб. Попросите объяснить, почему он так считает.

Игры для развития способности к обобщению.



Назови три предмета

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. Ведущий (вначале – взрослый, а затем – кто-то из детей) называет слово (например, мебель) и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним словом «мебель» (например, стул, стол, кровать).



Назови одним словом

Вариант предыдущей игры. В отличие от предыдущей игры, здесь по нескольким видовым понятиям дети учатся находить понятия родовые. Например, взрослый называет: «Малина, клубника, смородина». Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Ягоды».

Ромашка, фиалка, лилия Цветы

Кукла, скакалка, мяч Игрушки

Курица, утка, гусь Домашние птицы

Тополь, береза, елка Деревья

Медведь, лиса, волк Животные

Саша, Витя, Ира Имена

Во время одной игры можно менять задание: то ведущий называет видовые понятия, и дети находят родовые, то называет родовые понятия, а дети называют видовые.

Будущему первокласснику необходимо уметь обобщать, делать логические выводы, строить свои суждения. Речь и мышление взаимосвязаны. Связная речь – это развернутые, распространенные высказывания, в состав которых входит несколько предложений. Умение рассказывать помогает ребенку общаться, находить общий язык с другими детьми, быть интересным для сверстников и взрослых, придает уверенность в себе. Как развивать связную речь? Предложите ребенку составить рассказ по серии сюжетных картинок. Прочитайте ребенку небольшую сказку, затем попросите его пересказать. Дайте ребенку тему, на которую нужно составить рассказ «Мой любимый праздник», «На даче» и т.д.

Как правило, детские проблемы – это проявление проблем, имеющихся у родителей. Часто бывает трудно без посторонней помощи разобраться, а тем более справиться с ними. Если вы обнаружили у вашего ребенка какие-то стойкие проблемы личностного характера, обратитесь к психологу.

Если вы хотите развить у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него уже есть. Это древняя мудрость, проверенная веками и подкрепленная научными экспериментами, к ней стоит прислушаться. И пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы останетесь единственным, кто продолжает верить в вашего ребенка. Помните, что сказал Паж Золушке: «Настоящая дружба делает чудеса». Настоящая любовь – тоже. И это не просто слова из сказки – это научно обоснованное мнение психологов и педагогов.

Вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников:


  1. Ребенок подготовлен интеллектуально, физически, имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе, но в школу идти не хочет. С чем это связано?

Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса навыков и умений, уровня интеллектуального развития ему будет трудно учиться.

Такие дети ведут себя в школе «по-детски», учатся неровно. Успех будет, только если учебное задание интересно ребенку, в противном случае задание делается чаще всего небрежно, наспех, нужный результат достигается с трудом. Необходимо выяснить, что послужило причиной такой негативной установки. Может быть, неправильные взаимоотношения мамы с сыном в целях его воспитания.



  1. Ребенок говорит, что в школе двойки будут ставить, играть будет некогда, в школе программа трудная.

Если ребенок указывает, что в школе двойки ставить будут, то это, как правило, результат ошибок в воспитании. Нередко к этому приводит запугивание детей школой. Это особенно вредно для детей робких, неуверенных в себе. «Даже двух слов сказать не можешь...», «Вот, пойдешь в школу, там тебе покажут!!!»

На негативное отношение к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети, братья, сестры и др.

Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения. Для самого ребенка первые шаги в школе будут нелегкими. Необходимо сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, самому себе.


  1. Что предпринять для изменения установки ребенка по поводу его отношения к школе?

Необходимо в беседе с ребенком выявить причины его негативного отношения к школе. Вопросы в беседе надо поставить в косвенной форме:

- А кто еще из вашей группы не хочет идти в школу?

- А почему они не хотят идти в школу?

Если ребенок отвечает, что дети говорят, будто в школе трудно и играть будет некогда, то тем самым он выскажет от имени ребят свое мнение. Если ребенок сожалеет только о том, что некогда будет играть, то это свидетельствует о том, что ребенку вполне достаточно игры. Он даже может согласиться пойти в школу учиться, но объективные предпосылки перехода от игровой к учебной деятельности у него еще не сформированы. Если в таком состоянии ребенок пойдет в школу, то первые дисциплинарные замечания приведут к переживаниям, неудовлетворенности своим общественным положением. Могут появиться негативные реакции, направленные на родителей и учителя. Кризис может быть сглажен, если ребенку наравне с учебной деятельностью дать возможность заниматься игрой. Необходимо почитать с ребенком о школе, сводить его в школу. Беседы и все действия должны быть направлены на создание у ребенка правильного отношения к школе.



  1. Что делать, чтобы сформировать у ребенка положительное отношение к школе?

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли в подготовке учащихся к их будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение и, как следствие, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала у ребенка живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтение художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, знаний.



  1. Насколько важно физическое развитие для обучения в школе?

Нередко именно из-за недостаточности физического развития некоторые дети отстают в учении. Важно к моменту поступления в школу развить у ребенка ловкость, координированность, гибкость, силу, выносливость. Выносливость связана с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности. Слабая физическая подготовка не даст возможности полностью реализовать умственную работоспособность. Физически слабого ребенка необходимо заинтересовать посильными ему физическими упражнениями и подвижными играми. Желательно, чтобы родители сами любили и занимались спортом, иначе им трудно привить любовь к физическим упражнениям своему ребенку.

Из-за недостаточно развитой мелкой моторики кисти руки возникают трудности при письме. Необходимо давать детям в пользование краски (гуашь, акварель), карандаши (цветные, простые), которые хорошо развивают мелкую моторику руки и зрительно-двигательную координацию, необходимые для овладения письмом.



  1. Почему ребенку трудно управлять своим поведением?

Ребенку трудно управлять своим поведением, потому что у него недостаточно развита воля. Произвольным, т.е. управляемым, должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка: внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленной задачи.

  1. Как построить общение с детьми, столкнувшимися с первыми трудностями в учении?

Успехи в учении могут быть достигнуты, если родители будут не только проверять работу ребенка, а в начале вместе с ребенком выполнять учебные задания (если рядом с ребенком нет взрослого, то ему трудно добиться успехов). То, что сегодня ребенок выполнит вместе с взрослым, завтра сможет выполнить самостоятельно. Самостоятельность ученика может быть развита лишь на базе освоенной деятельности.

  1. Как правильно готовить ребенка к школе: научить читать, считать?

Ребенка необходимо готовить к школе. Но не нужно сводить эту подготовку лишь к овладению им грамотой и элементами математики. Более важна психологическая готовность к школьному обучению: достаточный уровень волевого развития ребенка, уровень развития познавательных интересов и познавательной деятельности ребенка, общественные мотивы поведения и т.д.

  1. Старший ребенок к моменту поступления в школу умел читать, знал много стихов, в школу пошел с большой радостью. Но с первых же дней учебы стал нарушать школьную дисциплину: вертелся, не слушал объяснений учителя. Есть опасения, что и у младшего начнутся эти проблемы. С чем это связано?

Как только ребенок стал обнаруживать трудности в обучении, преодоление которых требовало систематических занятий, волевых усилий появились проблемы с поведением. У такого ребенка не полностью сформирована психологическая готовность к обучению в школе, недостаточно развита воля, отсутствует стремление предвидеть, преодолевать трудности, умение организовать рабочее место и свою учебную деятельность. Родители должны поощрять включения ребенка в те или иные учебно-трудовые задания, где бы ему необходимо было преодолевать трудности. С учителем родителям необходимо поддерживать постоянную связь.

  1. Как вести себя с активным, любознательным, общительным, но в то же время невнимательным и неусидчивым ребенком.

У такого ребенка не сформированы волевые качества личности: целенаправленность, организованность, трудолюбие. Вероятно, родители переоценивали его умственные способности и тем самым сформировали у него повышенную самооценку.

Необходимо обращать внимание на выполнение режима дня, обеспечить его деятельностью, соответствующей уровню его притязаний.



  1. Родители очень активно занимаются развитием ребенка: читают ему, рассказывают, водят в музеи и т.д. Но беспокоит отсутствие у него любознательности. Он не задает никаких вопросов, не разломал ни одной игрушки, чтобы выяснить, что внутри. Как он будет учиться в школе?

Своей активностью родители подавляли своего ребенка. Интеллектуальная пассивность будет проявляться и в школе. Ребенок не будет успевать за всеми, может отмалчиваться на уроках. Успешно выполнит лишь то, что можно повторить за учителем, или при условии, что его не будут торопить.

Как формировать у такого ребенка устойчивые и познавательные интересы? Необходимо терпеливо выслушивать его. Если высказывания ребенка неправильные, то надо создать ситуации, в которых можно было бы проверить его предположения.

Родителям следует чаще задавать ребенку вопросы, развивающие его любознательность, обязательно вместе с ним рисовать, играть в игры «Школа», «Бывает - не бывает». Они развивают у ребенка любознательность, активность.

12. Ребенок очень робкий, несмелый, застенчивый. Что можно рекомендовать родителям?

Причин подобного поведения ребенка много, они различны.

Это, может быть, и излишняя строгость дома или детском саду. Если ребенка постоянно ругают, мало хвалят, делают замечания (часто на людях), то у него возникает чувство неуверенности, даже страха. Надо побольше хвалить и поддерживать ребенка, для развития самостоятельности играть вместе с ребенком. Не следует предлагать главные роли в играх.

13. Ребенок на занятиях в подготовительной группе все делает медленно, неуверенно. Считаем, что он просто ленится, заставляем переделывать, если задание выполнено плохо.

Взрослым нужно спокойно относиться к неудачам детей, иначе их тревога передается детям. Нежелание ребенка читать, писать, можно объяснить тем, что он еще «не доиграл». И если по настоянию взрослых он перестанет играть, но потребность в этом сохранит, то будет обязательно играть тайком.

Доверие, доброжелательность, своевременное поощрение – таким должно быть отношение взрослых к детям, готовящимся к поступлению в школу.

14. Активный, развитый, послушный ребенок. Старается всегда быть первым и этой цели добивается не лучшими средствами. В школьном коллективе такому ребенку будет нелегко?

В группе детей обычно бывают свои лидеры. Они очень активны, им нравится демонстрировать свои способности. Но нередко у таких детей проявляются упрямство, нежелание слушать других, особенно если взрослые не отмечают их достоинств. Излишняя самоуверенность ребенка, нежелание считаться с другими может превратиться в зазнайство. Такого ребенка необходимо обучать в совместных играх взрослых и детей. Необходимо обсудить с ребенком и другими детьми предстоящую игру, распределить роли. Ребенку лучше увидеть, чем услышать, как надо поступать.



15. У ребенка замедленная реакция на все. Медленно делает все: ест, зашнуровывает ботинки и т.д. Но если его не торопить, то он успешно со всем справляется. Но как же он будет учиться в школе?

Таких детей нельзя торопить, требовать от них быстрого выполнения чего-либо.



Тест для родителей

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?

Поставьте «плюс» в соответствующей клетке, если вы согласны с утверждением, если нет, пропустите клетку.


  1. Мой ребенок не может назвать общим словом перечисляемые слова.

  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.

  3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.

  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.

  5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.

  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.

  7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.

  8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.

  9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.

  10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.

  11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.

  12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.

  13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.

  14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.

  15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».

Если общий показатель принимает значение:

До 4 баллов – у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября – по крайней мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;

5-10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;

10 баллов и более – необходимо обратиться за консультацией к учителю, школьному психологу.



В каких столбиках получено 2 или 3 плюса?

I – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.

II – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.

III – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.

IV – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учителем, надо обратить внимание на сюжетные игры.

V – ребенок слишком привязан к матери.
Готовы ли Вы отдать своего ребёнка в школу?

I

II

III

IV

V

1

2

3

4

5


6

7

8

9

10


11

12

13

14

15



Мой адрес электронной почты kosterinaga@rambler.ru
скачать файл



Смотрите также:
Возрастные особенности перехода от дошкольного возраста к младшему школьному
290.39kb.
Приложение Тематическое планирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Живая природа
68.64kb.
«Возрастные особенности детского организма в норме и патологии»
1218.18kb.
5 общеразвивающих групп для детей дошкольного возраста
16.92kb.
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с использованием мультипликации для детей старшего дошкольного возраста
82.22kb.
Игра – как средство воспитания экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
701.52kb.
Картотека пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
79.47kb.
Музыкотерапия
85.13kb.
Экспериментальное изучение памяти у детей с речевыми нарушениями Организация и анализ результатов исследования
194.54kb.
Развития разных форм организации дошкольного образования, в том числе государственных учреждений дошкольного образования на платной основе поручение Президента Республики Беларусь Лукашенко А. Г
811.04kb.
Положение о конкурсе поделок «Рождественский сувенир» среди детей дошкольного и младшего школьного возраста Ржевского района. Цели и задачи
10.26kb.
Адаптация детей младшего дошкольного возраста средствами народного фольклора
36.1kb.