Главная страница 1
скачать файл

Возможности уроков математики

в формировании ценностей здоровья школьников

Хорошее здоровье – это величайшее благо. Это наше богатство, эликсир жизни. В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье-это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

К сожалению, большинство детей знакомо с болезнями. Педагоги должны щадящее относиться к ним, уменьшая их учебную нагрузку, длительность занятий; должны учить учащихся сохранять здоровье до глубокой старости, вести активный образ жизни.

На уроках математики можно формировать навыки здорового образа жизни через решение примеров и задач.



1. Урок в 5 классе по теме: «Диаграммы».

Задача. Вода является составной частью организма. Количество воды в теле зародыша в начале утробного периода около 90%. У новорожденного – 70 – 75%, у взрослых – 60%. Постройте столбчатую диаграмму, используя условия задачи.

Учитель советует: «Потеря 10% воды в организме приводит к гибели. В жаркие дни врачи рекомендуют употреблять больше минеральной воды.



Учитель просит учащихся разукрасить столбики зеленым, красным и желтым цветом. В то время, когда дети разукрашивают, учитель рассказывает о целебных свойствах цветов:

Зеленый - цвет сердца. Он эффективен при лечении заболеваний сердечно-сосудистой системы, нормализует артериальное давление, лечит аритмию, помогает нервной системе, лечит головные боли, утомление глаз, нарушения зрения, им можно вылечить простудные заболевания. Его отсутствие может вызвать повышенную возбудимость, нервозность, раздражительность. Поэтому у нас в кабинете математики столы, стулья, стены выкрашены в зеленый цвет.

Красный – улучшает кровообращение, способствует образованию эритроцитов, стимулирует костный мозг, повышает иммунитет. С его помощью лечат некоторые инфекционные заболевания – ветряную оспу, корь и др. этот цвет возбуждающе действует на нервную систему.

Желтый – цвет гармонии и интеллекта, он не утомляет, что бывает с оранжевыми, стимулирует зрение и нервную систему, активизирует умственные способности. Смотреть на желтый цвет очень полезно, это обеспечивает организму равновесие, внутреннюю гармонию. Особенно положительно желтый цвет воздействует на способность рассуждать логически (что очень важно при изучении математики), поэтому в кабинете математики шкафы тумбочки и шторы имеют желтые оттенки.

2. Урок в 5 классе по теме: «Диаграммы».

Задача: Голодание – это самый простой, доступный и естественный способ очищения организма. В древнем Египте без пищи подданные Фараона проводили три дня в месяц. Пифагор регулярно соблюдал 40 – дневные посты, пил только воду. Крупнейший ученый Средневековья Авиценна предписывал больным голодание до 5 недель. Построить столбчатую диаграмму голодания, используя данные задачи.

5 недель

5х7 = 35 дней



Др. Египет Пифагор Авиценна

Учитель. Ребята! Знаете ли вы, что слишком длительное воздержание от пищи может привести к истощению организма, дефициту калия, разрушению эмали. Очищение организма можно проводить только по рекомендации врача.

3. Задача по теме: «Проценты» в 5 классе.

Задача. В России курит около 76% мужчин и около 14% женщин. Сколько процентов людей в России не курят?

Решение.


100%-(76%+14%)=10% - не курят.

Ответ: 10%.

Ребята! Так будем же с вами входить в эти 10% и убеждать других, что курить – здоровью вредить!

Запишем это предложение в тетрадь и дневник.



Учитель: Знаете ли вы, что продолжительность жизни курильщика сокращается на 7-15 лет.

4. Урок по теме: «Сравнение десятичных дробей» 5 класс.

Задача. Дана таблица токсичности некоторых составляющих табличного дыма.

Вещество

Доля в общей токсичности, %

Никотин

Сажа


Мышьяк

Окись углерода

Уксусная кислота


28,7

7,87


0,85

9,2


1,2

Задание. Расставь числа из таблицы в порядке возрастания.

Ответ: 0,85; 1,2; 7,8; 9,2; 28,7.



Учитель: «Человек может жить до 100 лет. Мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры». И. П. Павлов.

Учитель: Дети! Ни один из спортсменов не курит. Курение подрывает здоровье. А здоровье всего дороже на свете. Многократный чемпион мира по шахматам А. Алехин писал: «Никотин ослабляюще действует на память и ослабевает силу воли».

5.Урок по теме: «Среднее арифметическое чисел»

5 класс.

Задача. В лечебной физкультуре у нас существуют такие характеристики ходьбы в зависимости от темпа и скорости:

- очень медленная (3 км/ч),

- медленная (4 км/ч),

- средняя (5,5 км/ч),

- быстрая (6,5 км/ч).

Задание. Найдите среднее арифметическое чисел, стоящих в скобках.

Ответ: 4,75.



Учитель. Японские медики предлагают: каждый человек дожжен делать в день не менее 10 тысяч шагов. Это одна из причин того, что продолжительность жизни среди мужчин Японии занимает I место.

  1. Урок в 6 классе.Тема: «Сложение и вычитание с разными знаками»

Задание. Решите примеры и расшифруйте закодированное слово.

а) -4+5+1-16-20 [-34]

б) -33-3-(-6) [-30]

в) 0-(-7)+(-2)+12 [17]

г) -7-1-2-3-8-9 [-30]

д) 5+(-2)+5+(-1)+5+(-3) [9]

е) 1 ½ + 4 2/3 - 2 ½ - 2/3 [3]

ж) -7,5-5,5-8,5+5,5-14 [-30]

Код для расшифровки слова

з

к

в

л

п

р

а

е

-34

3

17

-13

0

9

-30

1

Закодированное слово-«заварка»

Учитель: Ребята! А вы знаете, что чайная заварка используется для промывания глаз. Протирайте глаза ваткой, смоченной в заварке, от внешней стороны глаза к внутренней. Не забывайте, что для каждого глаза надо использовать отдельный ватный тампон.



7. Урок в 6 классе по теме: « Пропорция»

Учитель. Ребята! Знаете ли вы, что масло розового дерева укрепляет и стимулирует иммунитет, его используют при эпидемии гриппа, респираторных заболеваниях, хронических болезнях, оно оказывает противовоспалительное действие и продается в аптеках. Я принесла в класс несколько капель этого масла. Врачи рекомендуют дозировку: 7 капель на 15 м.

Давайте мы с вами подсчитаем – сколько капель розового масла потребуется для ароматизации вашей квартиры (например, взять площадь 65м)

Решение


7 капель-15 м2

Х капель-65 м2

Составим пропорцию:

7 = 15

Х 65


7х65=15хХ

Х=(7х65):15≈30 (капель)



Ответ: 30 капель розового дерева

8. Урок в 6 классе по теме: «Пропорция»

Задача. У нас в школе обучается 64 одиннадцатиклассника. Статистические показатели говорят, что только 10% выпускников школ можно считать здоровыми. Сколько одиннадцатиклассников нашей школы можно считать здоровыми?

Решение. 64 чел.-100%

Х чел.-10%

Составим пропорцию:

64 = 100; Х = 64х10 ≈ 6 чел.

х 10 100


Ответ: 6 человек

Учитель: Ребята! Как вы считаете, почему только 6 человек выйдут здоровыми из стен школы ?

(Ученики отвечают, что некоторые ученики 11 классов курят, пьют спиртные напитки, ходят раздетыми, когда на улице мороз и т.д.)

Учитель: Ребята! Так что нужно делать, чтобы ученики заканчивали школу здоровыми?

Дети отвечают.

9. Урок по теме: «Круговые диаграммы» или «Столбчатые диаграммы» 6 класс.

Задача.

Факторы, влияющие на здоровье:



  1. генетическое наследие – 30%,

  2. экологические воздействия – 10%,

  3. клиническая медицина – 10%,

  4. образ жизни (питание, физическая активность, условия труда, стресс, вредные привычки и т. д.) – 50%.

Задание. Построить круговую или столбчатую диаграмму факторов, влияющих на здоровье.

Учитель: Дети! Что показывает диаграмма.

Ответ: Самый большой фактор, влияющий на здоровье, это образ жизни.

- Как вы считаете: «Какой образ жизни правильный (не употреблять спиртное, не курить, заниматься спортом и т. д.)?»

- Учитель читает слова Гиппократа:

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

10. Урок по теме: «Круговые диаграммы» или «Столбчатые диаграммы» 6 класс.

Задача.

Факторы, влияющие на здоровье:



  1. генетическое наследие – 30%,

  2. экологические воздействия – 10%,

  3. клиническая медицина – 10%,

  4. образ жизни (питание, физическая активность, условия труда, стресс, вредные привычки и т. д.) – 50%.

Задание. Построить круговую или столбчатую диаграмму факторов, влияющих на здоровье.

Учитель: Дети! Что показывает диаграмма.

Ответ: Самый большой фактор, влияющий на здоровье, это образ жизни.

- Как вы считаете: «Какой образ жизни правильный (не употреблять спиртное, не курить, заниматься спортом и т. д.)?»

- Учитель читает слова Гиппократа:

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

11. Урок по теме: «Круговые диаграммы» 7 класс.

Учитель с детьми читает диаграмму.

Дана частота потребления подростками и молодежью алкогольных напитков (за 100% приняты потребляющие спиртные напитки).

Средний возраст приобщения молодого поколения к потреблению алкогольных напитков – 14 лет и раньше.



Учитель: - «Пьянство-это безумие!»

- «Что посеешь в юности, то пожнешь в зрелости». Г. ИБСЕН

Никогда не пробуйти спиртное.

12. Урок в 8 классе по теме: «Рациональные числа».

Задание на дом: Запишите с помощью цифр число, встречающееся в тексте: «Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключить биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, различным системам тела.» (Для справки: число биллион в учебниках не встречается. Чтобы его записать нужно полистать математическую энциклопедию. Такие задания вызывают интерес к предмету.)

Учитель. Ребята, а какие упражнения, повышающие энергию тела, вы делаете утром на зарядке?

Физкультминутка. Дети показывают упражнения.



13. Задача по теме: «Геометрическая прогрессия в 9 классе» (Подготовка к ЕГЭ)

Школьник заболеет гриппом, если в клетки его верхних дыхательных путей внедрилось не менее 81000 вирусов гриппа. Если заранее не сделана прививка от гриппа, то каждые 2 часа после попадания инфекции число попавших в верхние дыхательные пути вирусов утраивается. Лишь через 14 часов после заражения организм начинает вырабатывать антитела, прекращающие размножение вирусов. Какое минимальное количество вирусов должно попасть в верхние дыхательные пути, чтобы школьник, не прошедший прививку, заболел?

Ответ: 38.

Учитель. Конечно, прежде всего надо вовремя сделать прививку от гриппа. «Здоровье» - всего дороже.

14. Тема: «Диаграммы» 9 класс.

(подготовка к ЕГЭ)

Задача. Объем наркотиков, изъятых правоохранительными органами РФ.

Основные жертвы эпидемии наркомании в России – дети, подростки, молодежь. Наркоманы не доживают до 30 лет. «Нет! Наркотикам».



Учитель. «Короткую жизнь мы не получаем, а делаем ее такою; не бедны мы жизнью, а пользуемся ею расточительно. Жизнь длинна, если ею умело пользоваться». Сенека.

15. Урок по теме: «Решение показательных уравнений и неравенств в 11 классе».

Расшифруйте предложение.



  1. Реши уравнение: [3]

  2. Реши уравнение: [-4]

  3. Реши уравнение: [-3;-1]

  4. Реши неравенство: [-2; +]

  5. Укажите область определения функции .

Таблица для расшифровки.

-4

зарегистрированных



(-2;+)

ВИЧ-инфицированных



(-1;+)

наркоманы



(-3;-1)

в 2000 г.



(0;2)

ребята


3

91%


Расшифровка: 91% зарегистрированных в 2000 году ВИЧ- инфицированных – наркоманы.

Учитель. Знаете ли вы, что за последние 10 лет число смертей от наркотиков увеличилось в 12 раз, среди детей – в 42 раза. 1 наркоман за год втягивает в «порочный круг» от 4 до 17 человек. Никогда не пробуйте наркотики!

16. Урок по теме: «Показательная функция».

Выполнив задания, расшифруй закодированное слово:



  1. Вычислите:

  2. Сравните: и

  3. Вычислите:

  4. Реши неравенство:

  5. Реши уравнение:



п

=


р




ф

<

н

>


с

5


к

-5


т




0




б




«СПОРТ»

Закодированное слово «СПОРТ».



Учитель: Академик А. И. Бакулев писал: «Спорт-это не только могучее средство профилактики, предупреждения болезней, но и важный лечебный фактор. Физические упражнения поднимают общий жизненный, в частности нервно-психический, тонус организма, его сопротивляемость болезненному процессу, улучшает функции кровообращения и дыхания, повышает аппетит и т. д. Лечебная физкультура оказывает благотворное влияние при борьбе с огромным числом заболеваний, она внедряется в повседневную деятельность всех лечебно-профилактических учреждений».

-Ребята! А сколько человек у вас в классе посещают бассейн, тренажерный зал, ходит в спортивные кружки?



(Дети отвечают)

Учитель: Плутарх писал: «Движение – кладовая жизни».
скачать файл



Смотрите также:
Возможности уроков математики в формировании ценностей здоровья школьников
102.46kb.
Роль британского фактора в формировании глобальных цивилизационных ценностей трудно переоценить
191.56kb.
Марецкая Вера Петровна
30.5kb.
Нет здоровья без психического здоровья
79.65kb.
Б возможности трудовой деятельности в наличия или отсутствия болезней
86.46kb.
Организация уроков домашнего чтения на английском языке
70.26kb.
Урок «Берегите воду»
30.02kb.
Статья Гуру «Общинные ценности и общинная культура»
170.66kb.
Основными целями Всероссийской олимпиады школьников по технологии являются: повышение уровня и престижности технологического образования школьников, развитие творческих способностей учащихся
109.51kb.
70 часов из расчёта 2 часа в неделю (35 учебных недель), из них уроков внеклассного чтения 10, уроков развития речи 10 (сочинений 4)
658.34kb.
13 апреля 2011 года в нашей школе прошло открытие Центра Здоровья. Более десяти лет педагогический коллектив занимается вопросами сохранения и укрепления здоровья учащихся, но проблем не становится меньше
62.36kb.
Василенко сергей васильевич теоретические основы и геоинформационная поддержка принятия решений при формировании систем технического наблюдения в аспекте гидрометеорологическог
523.43kb.