Главная страница 1
скачать файл

Виталий Сидоренко: «Своим фильмом мы хотели помочь зрителю понять и принять непростое прошлое нашей страны».
24 ноября 2011 года на российские экраны выходит картина «Ангел» - фильм, который расскажет необычную, но весьма узнаваемую историю взаимоотношений подростка и его деда, двух поколений, двух миров, как два полярных магнитных полюса, притягивающихся друг к другу. К какой зрительской аудитории обращаются создатели «Ангела», и какие выводы она для себя сделает после просмотра, мы поинтересовались у генерального продюсера картины Виталия Сидоренко.
Корреспондент:

Как проект фильма «Ангел» появился в Вашей профессиональной жизни и, что Вас как продюсера заинтересовало в сценарии фильма?


Виталий Сидоренко:

Формируя сценарный портфель кинокомпании «Ракурс», в поисках интересного материала мы с моим редактором много читаем, следим за литературными конкурсами. Три года назад в Москве проходил конкурс на лучшую книгу для детей и юношества. Нам ничего не подошло из премированных там работ, но решили посмотреть, что было отвергнуто. Очень заинтересовала повесть «Ангелок» Александра Титова – писателя, жителя Липецкой области. Это почти платоновская проза. Философская притча, где встречаются два мира – мир деда, вобравшего в себя всю нашу столетнюю историю. Кстати, поэтому он в фильме и не привязан к какому-то определенному возрасту. Дед вспоминает и гражданскую войну, и Чапаева, и коллективизацию... Такая мифологическая фигура. И мир мальчика, который символизирует нынешнюю Россию. Соединением двух миров нас и привлекла повесть «Ангелок». В 2009 году Министерство культуры вместе с существовавшим еще Фондом Ролана Быкова проводило всероссийский конкурс на лучший сценарий фильма для детей и юношества. Мы представили туда сценарий «Ангела» и получили первое место.


Корреспондент:

Расскажите о финансировании проекта. Каков его бюджет, и в каком объеме были привлечены государственные средства?


Виталий Сидоренко:

Я не устаю повторять, что если бы не государство в лице Министерства культуры, то мы не смогли бы сделать ни один фильм.


Корреспондент:

А частные инвесторы вообще не откликаются на детское кино?


Виталий Сидоренко:

Поверьте мне, я прошел всех, кого только можно. Дать деньги на гастроли списанной зарубежной поп-дивы-сколько угодно, на финансирование детского кино-никогда! И почему мы еще оказались в таком сложном положении, потому что три года назад Министерство Культуры финансировало проекты в полном объеме. Сейчас, после реорганизации, они перешли на 70%, то есть государство нам выделило только 70% от бюджета картины. Остальное было получено от наших партнеров в качестве вклада техникой и профессиональными услугами. Вложили и собственные деньги. Это позволило собрать оставшиеся 30%. Но живем с каждым годом все сложнее. Если на картину «Ангел» получили порядка 30 миллионов рублей, то на следующий проект нам выделили уже 28 миллионов. И что будет дальше, неизвестно. Так что все время приходится выкручиваться, экономить. У меня треть съемочной группы – это студенты-практиканты из ВГИКа. Не могу себе позволить пригласить высоких профессионалов, которые требуют соответствующей оплаты.


Корреспондент:

Как Вы планируете выстраивать прокатную судьбу фильма?


Виталий Сидоренко:

Компания «Парадиз» из своей сети «5 звезд» нам предоставила три кинотеатра в Москве. Фильм также пойдет в кинотеатрах Курска, Волгограда, Самары и Костромы. Очень им за это признателен. Откликнулась и Московская область. Благодаря Анне Васильевне Пендраковской, которая всегда нам помогает, получили возможность сделать премьеру 30 ноября в кинотеатре «Художественный» и затем показать фильм в столице.


Корреспондент:

А кто Ваш официальный прокатчик?


Виталий Сидоренко:

Компания «Гельварс синема», возглавляемая Сергеем Чувыриным. Она будет дистрибьютором фильма на территории России, Украины и Казахстана. Отдельно сами договариваемся о прокате картины в Московской области. Печатаем 50 копий.


Корреспондент:

Получили ли Вы от государства какие-то средства на прокат фильма?


Виталий Сидоренко:

Будем обращаться за государственной поддержкой в Минкульт на этапе проката в конце года. Я уже отправил соответствующую заявку, но пока тендеров не было.


Корреспондент:

Ну а Фонд кино разве не рассматривает программы поддержки фильмов для детей и юношества?


Виталий Сидоренко:

Обращался в Фонд кино с двумя новыми проектами и получил отказ. Ничем не мотивировав, сказали, что не видят возможности поддержки проектов. Вероятно, у Фонда какие-то свои неведомые мне критерии оценки детских проектов.


Корреспондент:

Существует ли у Вас уже договоренность о показе фильма на телеканале?


Виталий Сидоренко:

Здесь вот какая проблема. Раньше, 2-3 года тому назад, все картины «Ракурса» приобретали для показа Первый и Второй каналы, иногда даже НТВ и ТВЦ. Фильмы демонстрировались по нескольку раз. Сейчас, с созданием детского канала «Карусель» практически прекратились покупки детских отечественных фильмов на телевидении. И если вы знаете, в «Карусели», как правило, показывают зарубежную мультипликацию. Притом что телевидение Украины, Казахстана, стран Прибалтики охотно покупает наши картины, телевидение России перестало их приобретать. То есть мы практически лишились этой возможности выхода на широкую телеаудиторию, тем самым доходы от проката отечественных фильмов для детей и юношества существенно сократились. А ведь это один из основных источников финансирования новых проектов.


Корреспондент:

Известно ли уже, как сложится фестивальная судьба фильма?


Виталий Сидоренко:

На мой взгляд, картина обладает хорошим фестивальным потенциалом. Пока с успехом показали ее на открытии Международного кинофестиваля в Ереване. Уже известно, что «Ангел» станет участником кинофестиваля в Обнинске, который проводится под эгидой патриархии. С большой симпатией к нам относится фестиваль «Киношок», где наши фильмы много призов получали в разное время. Это достойный демократичный фестиваль. Они ездят по станицам, показывают фильмы на площадях. Важно, что на «Киношоке» работает не профессиональное, а детское жюри. Спасибо Ирине Шевчук и Виктору Мережко за доброе отношение к детскому кино.


Корреспондент:

Возможно, после фестивального успеха телевидение заинтересуется фильмом?


Виталий Сидоренко:

Вполне вероятно. И потом детское кино долгоиграющее. Подрастает новое поколение, и о фильме снова вспоминают. Наступают каникулы, и мне раньше всегда звонили с телевидения, потому что в эту пору вообще нечего было показывать. То, что центральные каналы сегодня не обращают внимания на отечественное детское и юношеское кино – из разряда, на мой взгляд: «не ведают, что творят».


Корреспондент:

Детское кино сейчас в России фактически отсутствует. Традиция смотреть отечественное кино о детях утрачена. Не одно поколение уже выросло на западных фильмах. Как Вы думаете, привлечет ли фильм «Ангел» - картина сложная, многогранная – зрительскую аудиторию?


Виталий Сидоренко:

Уверен, что зритель будет смотреть фильм. У меня был интересный опыт показа предыдущей нашей картины «КостяНика. Время лета» на фестивале в Ханты-Мансийске. Крупные дистрибьюторы наотрез отказывались ее прокатывать. Фильм о какой-то девочке-инвалидке. Кому это интересно? В Ханты-Мансийске залы были очень разные - студенты из университета, дети из детских домов. Меня после просмотра более часа не отпускали, настолько фильм задел практически каждого зрителя. На нас как на создателях фильмов лежит вот какая задача, – мы не можем не учитывать сегодняшние реалии в форме подачи материала. Молодое поколение приучили воспринимать жизнь в клиповом мировоззрении. Но это формальная сторона. А вечные ценности - любовь, ненависть, дружба, жестокость - никуда не пропали. Такое наблюдение: в наших фильмах снимаются дети из разных семей, иногда – дети очень богатых людей. Последние приезжают на съемочную площадку с охранниками и няньками. Но мы видим: они такие же дети. Да, возможно, более информированы, более циничны, но они пока еще дети. И достучаться до их сердец гораздо проще, чем до сердец их родителей.


Корреспондент:

Какой Вы видите аудиторию фильма «Ангел»?


Виталий Сидоренко:

Рассчитываем на семейную аудиторию. Проходили тендер в рубрике детского и юношеского кино, но с самого начала понимали, - это кино прежде всего для взрослых вместе с детьми. Поэтому договорились с нашими прокатчиками, что они хотя бы через неделю сделают один сеанс в вечернее время. Чтобы взрослые тоже смогли пойти на фильм вместе с детьми.


Корреспондент:

Как Феликс Антипов – актер, сыгравший деда, воспринимал своего персонажа?


Виталий Сидоренко:

Кастинг проходил долго и довольно сложно. Все актеры проходили кинопробы. Некоторым актерам роль и вообще наш сценарий не понравились. Кого-то не устроили финансовые условия, хотя роль и подходила. На роль деда пробовали, в основном, больших актеров (и московских, и немосковских). Весь основной состав съемочной группы «единогласно» был за кандидатуру Феликса Николаевича Антипова. Это великолепный, глубокий актер. Может быть, я ошибаюсь, но ему удалось преодолеть в фильме свойственную т.н. «театру - представлений»(он всю творческую жизнь отдал Театру на Таганке) манеру сценической работы над ролью и создать с, одной стороны, отталкивающий, и, в тоже время, удивительно притягательный и даже загадочный образ нашего героя. Бесконечно благодарен ему за это.


Корреспондент:

А что можете сказать про исполнителя роли мальчика Георгия Мирского?


Виталий Сидоренко:

Я думал, что таких мальчиков уже не осталось. Мы увидели его в театральной студии, которую он посещает. Ужасно долго искали главного героя, я уже был в отчаянии. И когда увидели Мирского, сразу же поняли, что нашли Юрика. Совершенно незаурядный, со своим видением мира мальчишка.


Корреспондент:

В составе съемочной группы у Вас работало несколько дебютантов. Возникли ли в связи с этим какие-то сложности?


Виталий Сидоренко:

Нет. Я сам настаивал на их кандидатурах. Оператор у нас - дебютантка из ВГИКа, выпускница мастерской Михаила Аграновича, Любовь Князева. Замечательно сняла картину. Художник-постановщик Ангелина Терехова - тоже дебютантка – вгиковка. Все своими руками сделала. Когда я приехал в избу деда, просто обомлел. Каждый предмет был ею придуман. И еще я благодарен художнику по костюмам Ольге Максаковой. Казалось бы, ну какие тут костюмы? Но она придумала, например, для деда вельветовые галифе, обшитые внутри кожей. Очень яркая деталь. Так что у меня к нашим дебютанткам нет никаких претензий. Искренне желаю им дальнейших успехов и надеюсь еще вместе поработать.


Корреспондент:

Отечественное кино о детях всегда играло определенную воспитательно-просветительскую роль. В фильме «Ангел» Вы продолжаете эту традицию. Какой урок, на Ваш взгляд, юные зрители смогут извлечь из этой картины?


Виталий Сидоренко:

Человек, который не помнит своего прошлого, не учится на прошлом, лишен и будущего. Нужно помочь ему понять и принять это прошлое, каким бы оно ни было. История не должна учить человека любить свою Родину, также как нет такого предмета, который учил бы любить свою маму. Но если ты человек, то это должно быть для тебя чем-то само собой разумеющимся. История должна тебя научить понимать, кто ты, какое место в этом мироздании занимаешь, научить не повторять ошибок прошлого и существовать дальше. Так и у нашего героя Юрика сначала возникает отторжение к деду, а потом он понимает, что все не так однозначно, и что-то в его деде есть капитальное, настоящее, мужское. Вот она – почва, на которой должно вырасти это юное существо. А не на том, что нам вдалбливает телеящик. Выигрывай, хватай, занимай лучшие места. Не это делает человека человеком. И в итоге мальчик берет от деда лучшее. Здесь же – тема предательства матери. Страшное испытание, которое выпадает на судьбу этого юного существа. Мы об этом хотели снять кино. Получилось ли у нас, судить зрителю.


Корреспондент:

Как Вы считаете, стоит ли пытаться вызвать какой-то больший резонанс в киносообществе по проблеме детского кино?


Виталий Сидоренко:

Я неоднократно обращался с письмами, которые подписывали известные кинодеятели, и к Медведеву, и в Госдуму, и в Федеральное собрание. Дума вообще никак не отреагировала. Федеральное собрание в 2008 году проводило круглый стол по проблемам детского кино и театра. Я лично принимал участие в подготовке материалов. Вся заинтересованная «Россия-матушка» там была. По его итогам было принято постановление, ни один пункт которого по сей день не выполнен. Я столько выступал на круглых столах, фестивалях, телевидении. А потом смотрю – это никому не нужно. Ничего не имею против диснеевских фильмов на наших экранах, но дети должны знать и о наших проблемах, своем народе, его культуре, проблемах страны. Мы же развиваем свой театр, литературу. Никому не приходит в голову издавать только зарубежных авторов. А в кино почему-то с этой проблемой не считаются. Что касается проката, то я получаю предложения только благодаря личным связям. Хожу «с шапкой» – ради бога, дайте залы. Обращаюсь к одному известному прокатчику. Мне говорят – мы вас любим, мы все понимаем, но у нас на два года все расписано под голливудский репертуар. А с нашими картинами нужно еще работать. В школу пойти, учителей привлечь, родителей заинтересовать, местную рекламу сделать. Да, зачем нам эта головная боль? Повесил афишу «Гарри Поттер 5» или «Пила 8» и дело с концом.
скачать файл



Смотрите также:
Виталий Сидоренко: «Своим фильмом мы хотели помочь зрителю понять и принять непростое прошлое нашей страны»
87.28kb.
Внеклассное мероприятие: Литературно музыкальная композиция «Моя малая родина»
333.19kb.
«Культура раннего Возрождения» ( 6 класс)
23.59kb.
Ru памятка туриста по турции система обслуживания в аэропорту
377.54kb.
Виталий белоусов: «Наша экономика не дает скучать»
69.16kb.
Прощание с букварём
101.01kb.
Прошлое не предавать забвению
25.61kb.
Семинар (структурированная дискуссия) Тема: Русь между Востоком и Западом
97.27kb.
AgroActiva 2010
35.25kb.
Викторины "50 вопросов"
453.55kb.
Особенности художественной формы и содержания народных баллад В. Скотта
30.81kb.
Предмет и информационная база исследования
272.64kb.