Главная страница 1страница 2
скачать файл

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата

Педсовет

Современные педагогические технологии

Как составная часть системы обучения

в рамках реализации ФГОС



Цель: совершенствование педагогического и методического мастерства через знакомство с современными образовательными технологиями для повышения качества образования.

Задачи:

  • дать обоснование роли современных образовательных технологий в достижении качественного образования;

  • раскрыть сущность понятия «современные образовательные технологии»;

  • познакомить учителей с классификацией современных образовательных и педагогических технологий;

  • познакомить учителей со спецификой современных образовательных технологий.

внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс. Предполагаемый результат: 

Внедрение современных образовательных технологий в практическую деятельность

педагогов как одного из основных аспектов повышения качества образования обучающихся. 

Поэтому основная задача нашего сегодняшнего педсовета состоит в том, чтобы познакомиться с современными технологиями в образовании.

Основополагающие государственные документы последних лет, касающиеся школы, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, книги, статьи, исследования о современной школе ключевыми в идеологии новой школы называют идею развития, выделяя три важных постулата:

1) школа является важнейшим фактором развития личности;

2) школа должна превратиться в действенный перспективный фактор развития российского общества;

3) систему образования и школу необходимо постоянно развивать.

Развитие школы может осуществляться посредством инноваций. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, осуществлению нововведений.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики мы сегодня будем говорить об образовательных технологиях.

Причиной выбора является следующее:



  • в условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежит, каким бы то ни было серьезным коррективам;

  • образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать поставленные программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

  • педагогические (образовательные) технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии: гуманизации, гуманитаризации образования и личностно-ориентированного подхода;

  • они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

  • обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

  • отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности;

  • четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Для умелого и осознанного выбора из имеющегося банка педагогических технологий именно тех, которые позволят достигнуть оптимальных результатов в обучении и воспитании необходимо понимать сущностные характеристики современной трактовки понятия «образовательная технология».

Анализируя существующие определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

определение целей обучения (почему и для чего);

отбор и структура содержания (что);

оптимальная организация учебного процесса (как);

методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Таким образом, «педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Общепринятой классификации образовательных технологий в российской и зарубежной педагогике на сегодняшний день не существует. К решению этой актуальной научно-практической проблемы различные авторы подходят по-своему. В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребенка и его деятельность.

Сегодня основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющему использовать усвоенное;

от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Каждому учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Тем более это нашло отражение в должностных инструкциях, в аттестационных материалах.

План педсовета. Заполнение экспресс-анкеты.

Слайд №1

Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

Адольф Дистервег

Слайд №2

Кафедра открытых образовательных технологий основана в 2002 г. приказом ректора Московского института открытого образования А.Л. Семенова



2007-2008 году на кафедре обучалось 34 группы, то в 2011-2012 году – 58 групп.

В настоящее время на кафедре ведется обучение по модульным курсам: на 36, 72 и 144 часов.

В 2013-2014 учебном году преподаватели кафедры также будут обучать технологиям открытого образования на 9 различных курсах по ФГОС.

Обучение на кафедре проводится в очном и в очно-дистанционном режимах. Занятия, проводимые на кафедре, носят интерактивный характер. Их особенностью является использование изучаемой технологии для организации процесса обучения, поскольку это является одним из необходимых условий для формирования готовности учителей к освоению и дальнейшему применению образовательных технологий в своей профессиональной деятельности.

В 2010 году на кафедре было открыто новое направление по специальности «Тьюторское сопровождение образовательной деятельности», которое реализуется в рамках переподготовки педагогических кадров. Объем учебного плана программы составляет 1200 часов (4 семестра). По итогам обучения выдается диплом государственного образца.

http://www.youtube.com/watch?v=1G3Kyu_UbjQ —

Кен Робинсон «О смене парадигмы образования». Показ фильма

Слайд №3-4-5

Технологии:


  • Педагогические мастерские;

  • Дидактический цикл;

  • Игровые технологии;

  • Кейс- стади;

  • Коучинг;

  • Модерационные семинары;

  • Образ и мысль;

  • Образовательный туризм;

  • Портфолио;

  • Дебаты;

  • РКМЧП;

  • ТСКО;

  • Тьютер;

  • Целеполагание;

  • ИКТ.

Слайд №6

Технология – Портфолио-

это способ фиксации, накопления и оценки результатов деятельности и достижений в разных областях человека, общности людей или организации. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития и личностного роста, анализа и самоанализа.
Слайд №7

Портфолио-фактор поддержки и развития Образовательного ресурса.

В нашей практике мы используем:


  • технологию портфолио учителя при подготовке к новой форме аттестации педагогических кадров: возможности профессионального творчества ;

  • Технология «Портфолио» в системе работы классного руководителя ;

  • Портфолио ученика как базис индивидуальной образовательной траектории ;

  • Портфолио ОУ фактор поддержки образовательного ресурса, средство развития ОУ. 

Слайд №8

Портфолио учащихся может быть создано по технологии:

«Портрет», «Коллектор», «Рабочие материалы», «Достижения»
Слайд №9

Технология -Образовательный туризм;



Цель состоит в способствовании формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Очевидно, что путешествия – это, прежде всего, путешествия не в пространстве – в музеи, в другие города, страны, а во времени – к очагам культуры, к истокам, в эпохи, которым мы обязаны тем культурным потенциалом, который лежит в основании нашей цивилизации и мировой культуры. Поэтому необходимо добиться понимания учащимися того, что одним из важных условий успешности в построении индивидуальной образовательной траектории развития, а значит и карьеры, в реализации задач любой сложности является умение понимать тот культурный слой, с которым они будут иметь дело в будущем.



Слайд №10

Формы образовательного туризма

- Выездные лагеря

- Туристические поездки

- Комплексные проекты

- Исследовательские проекты

- Занятия в музеях

- Многодневные экскурсии

- Заочные экскурсии

- Многодневные погружения в образовательную среду стран изучаемого языка.

Слайд №11

В первую очередь, это - личностно ориентированное проектирование, подразумевающее культурное самоопределение как присоединение к той или иной культурной традиции.

Все предполагаемые участники образовательного путешествия становятся экспедиционной командой.

Экспедиционная команда сама разрабатывает маршрут и согласовывает его с целями всех участников.

Цель путешествия — не просто географическая точка на карте, это реальная возможность найти ответ на Вопрос — индивидуально значимый для каждого школьника, отправляющегося в путешествие.

Педагогу, реализуя модель образовательного путешествия, необходимо:


  • сочетать абсолютно разные вопросы школьников на едином маршруте, не утеряв при этом возможности индивидуальной встречи каждого с Культурой;

  • помочь каждому подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;

  • объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды;

  • сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;

  • сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы.


Слайд №12

Технология - Образ и мысль (на уроках развития речи)

является национальным вариантом американской программы "Стратегия визуального мышления". Технология направлена на развитие творческих способностей и визуального восприятия личности. Она не ставит задачу передать конкретную сумму знаний, но ориентирована на создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способах мышления.

По мнению А. Хаузен, весь путь развития эстетического восприятия может быть описан пятью основными стадиями:

Стадия рассказчика

Конструктивная

Классифицирование

Интерпретативная (интуитивное восприятие)

Рекреативная

Технология «Образ и мысль» реализуется с помощью специально разработанной методики, главными компонентами которой являются стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных впечатлений и версий.

Специфика технологии: обсуждение начинается не с рассказа (беседы, лекции и пр.) педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном. Учитель не даёт предварительной информации (название, автор, время и история создания, художественные особенности), избегая ситуации, когда ребёнок смотрит глазами учителя

Специфика технологии: обсуждение начинается не с рассказа (беседы, лекции и пр.) педагога о произведении, а с предложения всмотреться в незнакомую картину и высказать своё мнение об увиденном. Учитель не даёт предварительной информации (название, автор, время и история создания, художественные особенности), избегая ситуации, когда ребёнок смотрит глазами учителя. Именно отсутствие информации побуждает всматриваться  в объект исследования, искать ответы в нём самом, доказывать свою версию, иными словами, создавать собственный текст культуры. Если участники дискуссии захотят узнать имя автора или название произведения, то мотивация к такому знанию будет совершенно иной, нежели отношение к трансляции чужого, не очень востребованного в данный момент текста.

Ядро технологии – стратегия вопросов «открытого характера», не имеющих однозначно правильного ответа:

– Что (кого) вы видите?

– А что еще? Кто видит что-то другое?

Что происходит на этой картине?

– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так думать?

По мере накопления опыта взаимодействия с художественным произведением реестр вопросов может расширяться:

– Кто главный герой картины?

– Где это происходит? (Кто, что и где?)

– Когда это происходит? (Где и когда?)

Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?

Каков смысл происходящего?

Как бы вы назвали эту картину?

В основном, работаем устно, без оценок, что немаловажно, но часто у детей возникает желание написать творческую работу.



Слайд №13

Принципы:

Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:


  •       не дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;

  •       не навязывает своего мнения;

  •       не высказывает оценок;

  •   обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя перифраз: учитель после одного или нескольких высказываний «передаёт» не буквально, но без искажений мысль учеников, исправляя только речевые ошибки

  •       обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,

Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.

Результат: развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия, развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса.



Слайд №14

Технология - ИКТ

Базовые ИКТ-компетенции современного учителя-предметника. (Компоненты содержания и диагностируемые показатели):

1) Наличие общих представлений в сфере ИКТ ( Представления о назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях. Представления о гигиене компьютера и защите информации. Представления о возможностях использования ИКТ в образовательном процессе)

2) Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах

3) Владение интерфейсом операционной системы ( Приёмы выполнения файловых операций, Организация информационной среды как файловой системы, Приёмы ввода-вывода информации, включая печать документов и запись информации на CD, Техника установки и удаления приложений и электронных образовательных ресурсов)

4) Наличие общих представлений в сфере мультимедиа (Общие представления об оцифровке звука и изображения, Представления о программных средствах записи, редактирования и воспроизведения звука и изображения)

5) Владение навыками пользователя офисных технологий в контексте подготовки дидактических средств по предметной области и рабочих документов (Ввод текста с клавиатуры и приёмы его форматирования, Вставка и форматирование таблиц, Подготовка простых текстовых документов, содержащих графические элементы, типовые приёмы работы с встроенными инструментами векторной графики, Вставка форм, формирование опросов учащихся, Приёмы подготовки целесообразных презентаций и др.)

6) Владение техникой подготовки графических иллюстраций на основе растровой графики (Представления о формировании и основных моделях отображения цвета, Представления о растровых форматах сохранения изображений, Приёмы сканирования изображений и их сохранение в растровых форматах, преобразование форматов, Приёмы простейшей коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах, Приёмы работы с текстом в растровой графике, Техника вывода изображений на печать и др.)

7) Владение базовыми Интернет-сервисами и технологиями (Приёмы навигации и поиска информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе, Представления о Web-форумах и чатах, этике общения в Интернете. Приёмы работы с электронной почтой и телеконференциями. Простейшие приёмы работы с файловыми архивами)

8) Владение основами технологии построения web-сайтов (Представление о назначении, структуре, инструментах навигации и дизайне сайта, Представления о структуре web-страницы, Простейшие приёмы сайтостроения, обеспечивающие возможность представления образовательной информации в форме сайта – файловой системы и др.)



Слайд №15

Технология - Тьютер

Многие школы, претендующие на особое место в инновационном движении, имеют в своем штате социальных педагогов, психологов, освобожденных классных руководителей, кураторов или гувернеров.

Основное отличие заключается в том, что содержанием действий тьютора является познавательный интерес каждого ученика.

Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение учащимся индивидуальную образовательную программу.

Цель: помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь освоения знания, которое ему более всего необходимо. Выход в самообразование учащегося. Создание социально-педагогических условий для формирования культуры работы с собственным будущим.

Под педагогическим сопровождением понимается такое взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет определенные действия,а педагог создает условия для осуществления этого действия.

Под тьюторским сопровождением ученической деятельности понимается особый тип педагогического сопровождения, при котором ученик выполняет действие по самостоятельно разработанным нормам, которые затем обсуждает с педагогом. В ходе тьюторского сопровождения педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления школьником своего познавательного интереса.

Этапы технологии тьюторского сопровождения:



  • Диагностический: выявление познавательного интереса учащегося.

  • Формулирование первичного вопроса и на его основе темы предполагаемого мини-исследования (творческой работы, проекта и т. п.)

  • Составление карты поиска: где (в каких пространствах, в том числе социальных) можно найти ответ на вопрос?

  • Выбор базового образовательного модуля (каким способом я буду добывать информацию? Ее обрабатывать? Предъявлять?):
    а) научный или знаковый – «академический»: заметка в школьной газете, статья, реферат, доклад, учебное исследование;
    б) коммуникативный – посредством специально организованного общения: интервью, анкетирование, устный вопрос (к кому и как уместно обратиться), участие в конференциях, мастер-классах;
    в) игровой или ролевой – ролевая игра, деловая игра, тренинг и т.п.

  • Собственно «исследование». Нахождение информации по сформулированным вопросу-теме-проблеме.

  • Обработка и анализ найденных результатов. Особое внимание уделяется анализу эффективности и комфортности хода работы в связи с выбранным образовательным модулем. Учащийся выполнял исследование один или в группе? Как распределялись роли? Какие были сложности? и др.

  • выбор способа оформления полученных результатов и предъявления их (классу, коллективу студии и т. д.). Презентация, стендовый доклад, театрализованное действие и т. п. Педагог-тьютор не вмешивается в ход защиты, фиксирует происходящее (например, с помощью камеры).

  • Совместная рефлексия защиты творческой работы.

  • Планирование следующего направления работы.

Технология может реализовываться в трех направлениях:

  • Введение особой тьюторской позиции;

  • Максимальное насыщение школьной среды (секции, исследовательские и проектные студии, клубы образовательных путешествий, школьный театр и т. п.);

Организация «событийных» форм образовательной деятельности (олимпиады, фестивали и т. п.), провоцирующие спонтанное творческое общение учащихся.

Слайд №15-16-17

Технология - Коучинг

Личностные качества учителя,

отражающие его субъектную статусную позицию в образовательном процессе

Наставник (управленец),посредством властных полномочий, инструктирования, указаний и систематического контроля направляет деятельность на решение сиюминутных педагогических задач

Тьютор (организатор, советчик), организующий деятельность по решению образовательных и жизненных проблем в конкретных ситуациях и предлагающий способы их решения

Коуч (партнер), актуализирующий посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам, субъектную активность в достижении успеха и сопровождающий в долговременном индивидуально-личностном развитии

Осуществляя индивидуальный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся (уровень обученности, обучаемости и воспитанности), обеспечивает успешное усвоение базовых знаний, умений и навыков

Диагностируя образовательные и личностные особенности учащихся и их познавательный и творческий потенциал направляющими советами обеспечивает успешное решение частных проблем в зоне ближайшего развития обучающихся

Стимулируя рефлексию обучающихся своих образовательных и жизненных потребностей, целей, своих потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, создает условия для самостоятельной успешной, компетентностной деятельности, для проектирования индивидуального образовательного маршрута, для индивидуально-личностного саморазвития

Установки на обучаемость и развитие учащихся

Ребенка нужно всему учить, так как сам он ничему научиться не может. Научить его можно только в зоне его актуального состояния. Уровень его развития предопределен генетически

Ученик способен сам овладевать знаниями и умениями, если обучение осуществляется под руководством учителя (взрослого) с опережением его актуального состояния, но в зоне ближайшего развития, а содержанием обучения являются способы решения познавательных задач и проблем

Изменения и развитие не только возможны, но и неизбежны.Для этого у каждого есть все необходимые ресурсы.Видеть в ученике только хорошее и обращаться с ним, как с полноценным, умным, сильным, способным, умелым и талантливым.

Каждый ученик делает в данной ситуации наилучший выбор для себя.

В основе любого действия ученика – позитивное намерение


Предпочитаемые методы и технологии обучения

Инструктирование и указания.Объяснительно-иллюстратив- ное изложение.Репродуктивные упражнения.

Алгоритмические предписания.

Контроль качества усвоения ЗУНов и нормативного поведения


Задачный метод.Проблемное изложение.Проблемно-поисковое и проблемно-исследовательское обучение.

Имитационно-игровое обучение.

Учебная дискуссия.

Метод проектов.

Мозговой штурм.

Метод критического мышления



Коучинг-технологии.Беседа посредством открытых и «сильных» вопросов.Лестница вопросов по логическим уровням и лестница (пирамида, спираль) достижений.

Тоны голоса.

Метод глубинного слушания.

Индивидуальные и групповые коуч-сессии.

Партнерское сотрудничество.

Колесо жизненного баланса.

Шкалирование.

Линии времени.

Метод планирования Гантта.

Стратегия творчества У.Диснея.

Мозговой штурм WORLD CAFE


 

Коуч (партнер, фасилитатор, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, субъектную активность в достижении успеха и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии



Слайд №19

- диалогический характер общения учителя с учащимися в формате четырех этапов проектирования и 4 вопросов планирования и реализации урока.



1. Этап мотивации и постановки цели (этап вдохновения).

Учитель-коуч помогает учащимся вдохновиться собственным видением привлекательного будущего учебного результата (к концу урока, изучения темы, к завершению учебного года, школы и т.д.);

Примеры вопросов:

- Каким ты видишь идеального ученика, на которого ты хотел бы быть похожим?

- Представь теперь, что ты стал таким, как он. Каким ты теперь видишь себя в конце сегодняшнего урока? …

- Каким теперь видят тебя твои одноклассники? Родители?

- Насколько ты будешь теперь удовлетворен собой? Отметь степень своей удовлетворенности на шкале от 1 до 10.

(Примечание: при фронтальной работе с классом обращение с вопросом во всех предыдущих примерах и последующих следует начинать: «Каким каждый из вас видит…?» вместо обезличенного: «Каким вы видите…?». Когда ученик сам будет ставить перед собой эти вопросы, то в них он будет обращаться к своему «Я».)



Далее учитель помогает ученику осознать и сформулировать свои собственные цели в формате SMART («Умные» цели в формате конечного результата: конкретные, измеримые, достижимые, значимые и экологичные, определенные во времени).

Когда цель будет учеником точно определена в деталях, тогда ее можно обсуждать, мысленно просматривать разные варианты ее достижения. Вопросы формулируются только в позитиве, направлены на проверку зоны контроля и экологичности.



Примерные вопросы:

- Чего ты хочешь достичь при изучении данной темы к концу этого урока?

- Насколько от тебя зависит достижение поставленной цели?

- В чем конкретно заключается твоя цель?

- Если бы на этом уроке ты мог получить то, что хотел, то что бы это было?

- Как ты узнаешь, что достиг цели?

- Насколько от тебя зависит достижение цели?

- Какие конкретные шаги ты должен предпринять для достижения цели?

- Есть ли у тебя все необходимые ресурсы для достижения цели? Если нет, то какие ресурсы нужно привлечь для достижения цели?

- Реально ли достичь цели за отведенное время? Если нет, то …?

- Почему эта цель важна для тебя?

- Какие конкретные преимущества этой цели для тебя (класса, школы, семьи, друзей)?

- Насколько достижение этой цели соответствует и взаимодействует с требованиями нового образовательного стандарта (ФГОС), данной школы, учителя, родителей; с видением своей миссии, мировоззрением и другими «высокими» целями?

- Каковы возможные осложнения и последствия при недостижении цели?

- К какому времени реалистично или необходимо достичь цели?

- Какое влияние это окажет на твою жизнь?

- Как сочетаются твои результаты и результаты других людей?

2. Этап планирования эффективных действий для достижения цели.

Примерные вопросы:

- Как ты можешь достичь цели?»;

- Итак, в соответствии с поставленными целями, какие действия ты готов совершить прямо сейчас? На этом уроке? На этой неделе? И т.д.

- Что конкретно будешь делать? Какой будет самый первый шаг? Самый простой? Самый рациональный? Самый эффективный?

- Какой будет следующий шаг? А дальше? А еще?

- Как, каким способом ты предполагаешь это делать? Как ты узнаешь, что таким способом будет достигнут ожидаемый результат? А какие способы можно использовать еще?

Взгляд на способы деятельности из будущего:

- Представь, что у тебя уже есть то, чего ты хотел. Каким был предыдущий шаг, который привел тебя к цели? А предшествующий данному?

- Если бы ты уже обладал всей необходимой информацией, то каковы были бы твои действия?

- Если бы ты был на месте учителя (руководителя ОУ, родителя, эксперта и т.д.), то какие действия ты бы предпринял?



3. Этап реализации плана( приверженность цели).

Используются известные педагогические технологии развивающего и личностно-ориентированного образования, но на основе коучингового взаимодействия учителя и учащихся.



Примерные вопросы:

- Почему эта цель важна для тебя?

- Как ты можешь пойти дальше?

- Где ты сейчас находишься по шкале от 1 до 10? Опиши, пожалуйста, подробней.

- А если сдвинуться на один балл выше – в чем будет разница? Что будет по-другому?

- А если еще на один балл?

И так, пока не дойдете до 10. В итоге – пошаговый план достижения 10, опираясь на текущую ситуацию.

4. Этап завершения (рефлексия).

- Как ты поймешь, что достиг цели?

- Какие самые важные вехи ты замечаешь?

- Когда это происходило? Сколько времени занимала каждая задача?

- Как эти задачи были взаимосвязаны?

- Какие самые первые, самые легкие шаги потребовались, чтобы начать двигаться к результату?

Создание доверительных отношений посредством применения техник: присоединения (проявлением интереса, повтором слов и фраз, позой, взглядом); тоны голоса; глубинное слушание.

Применение в процессе индивидуальных коуч-сессий – специальных техник, обеспечивающих визуализацию целей, ценностей, рефлексии удовлетворенности своим состоянием и достижениями: Колесо жизненного баланса, Шкала удовлетворенности продвижением к цели «от 1 до 10», Линия времени и др.

Слайд №20

Технология - Кейс-стади

Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY. В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии. Учащиеся получают от учителя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.

Наиболее успешно кейс технологии можно использовать на уроках экономики, права, обществознания, истории по темам, требующим анализа большого количества документов и первоисточников.Кейс технологии предназначены для получения знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности. К кейс технологиям, активизирующим учебный процесс относятся:



метод инцидента;

метод разбора деловой корреспонденции;

метод ситуационного анализа.

Метод инцидента.

Особенность этого метода в том, что обучающийся сам находит информацию для принятия решения.  Учащиеся получают краткое сообщение о случае, ситуации в стране, организации. Для принятия решения имеющейся информации явно недостаточно, поэтому ученик должен собрать и проанализировать информацию, необходимую для принятия решения. Так как для этого требуется время, возможна самостоятельная домашняя работа школьников. На первом этапе ребята получают сообщение и вопросы к нему.

Например, для изучения социально-экономического развития России в начале XXI века можно предложить учащимся следующее сообщение: «2/3 российского населения находится за чертой бедности. Это тем более парадоксально, что, по оценкам ООН, в России сосредоточено более 50 % мировых природных богатств, Россия - страна сплошной грамотности населения  и занимает одно из первых мест в мире по числу специалистов с высшим и средним техническим образованием на каждую тысячу человек». (Аргументы и факты)

Вопросы к тексту:

в чем заключается проблема?

как государство ее решает?

какие способы решения проблемы вы можете предложить?



На втором этапе ребята индивидуально или группами находят пути выхода из сложившейся ситуации.

И третий этап – представление полученных результатов и обмен мнениями.

Метод разбора деловой корреспонденции.

Учащиеся получают от учителя папки с описанием ситуации; пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (можно включить документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы участники могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

 Например, по теме «Права человека» в курсе обществознания можно рассмотреть такой случай:«Татьяна закончила 9 класс школы, в которую ходила по месту жительства. В аттестате у девочки много «троек» и она не отличалась примерным поведением. Татьяну отказались принять в 10 класс родной школы, так как подобная учеба и поведение наносят урон престижу заведения. Девочке посоветовали поискать другую школу или поступить в колледж. Но родители Татьяны были не согласны с этим решением. Что им делать?»

Вопросы:


какое право нарушено?

Кем нарушено?

На какие нормативные документы можно ссылаться, защищая свое право?

Что нужно сделать для его восстановления?

Кто обязан это сделать?

Документы: «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка», Конституция Российской Федерации, Закон «Об образовании».



Метод ситуационного анализа.

Самый распространенный метод, поскольку позволяет глубоко и детально исследовать сложную ситуацию. Ученику предлагается текст с подробным описанием ситуации и задача, требующая решения. В тексте могут описываться уже осуществленные действия, принятые решения, для анализа их целесообразности.

Например, при изучении темы «Экономическая политика СССР в 1953–1964 гг.» ученики анализируют отрывки из докладной записки в Президиум ЦК КПСС  Хрущева Н. С. «В 1940 году было заготовлено зерна 2225 миллионов пудов, а в 1953 году – лишь 1850 миллионов пудов, то есть меньше на 375 миллионов пудов. В то же время в связи с общим ростом народного хозяйства, значительным увеличением городского населения и ростом реальной заработной платы из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны…Сейчас перед страной стоит задача изыскать возможности резкого увеличения производства зерна…Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на залежных и целинных землях в Казахстане, Западной Сибири…Серьезным тормозом в развитии колхозного производства является неправильное планирование государственных заготовок хлеба, при котором вручаемые колхозам обязательства по поставкам и натуроплате за работы МТС в сумме своей значительно превышают общегосударственные планы и возможности многих колхозов по их выполнению».

Кроме текста документа учащиеся получают вопросы к нему:

В чем заключается проблема?

Какие причины ее возникновения указаны в тексте?

Как вы можете объяснить возникшие трудности?

Как предлагает решить проблему Н.С. Хрущев?

Перечислите другие возможные способы решения проблемы и выберите наилучшие.

В конце урока ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.

Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.  Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания). Учитель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки. Источники кейсов по предметам обществоведческого цикла могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы,  научная информация, экспозиции музеев, опыт учащихся.

Использование кейс технологий имеет ряд преимуществ:

Акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием.

Преодолевается «сухость» и неэмоциональность в изучении сложных вопросов.

Учащиеся получают жизненно важный опыт решения проблем, возможность соотносить теории и концепции с реальной жизнью.

У ребят развивается умение слушать и понимать других людей, работать в команде.

Кейс технологии предоставляют больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений, что очень важно в настоящее время, когда ежедневно возрастают  объемы информационных потоков, освещаются различные точки зрения на одно и то же событие.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у  учителя и учеников.

Конечно, использование кейс технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности учащихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.



Слайд №21

Технология - Педагогические мастерские

Педагогическая мастерская, или Ателье, появилась в практике отечественной школы в результате творческих контактов педагогов России и «Французской группы нового образования», которые начались в 1989г.

Цель этой педагогической технологии – не прямая передача информации, а совместный поиск знаний, предоставление обучающимся средств, позволяющих им личностно саморазвиваться, осознавать самих себя и своё место в мире, понимать других людей; «самостроительство» своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельное решение творческих задач.

образовательного процесса в рамках данной технологии:

- создание атмосферы сотворчества в общении;

- «включение» эмоциональной сферы ребёнка, обращение к его чувствам;

- необходимость личной заинтересованности ученика в изучении темы;

- совместный поиск истины учителем-мастером и учащимися;

- подача необходимой информации учителем малыми дозами;

- исключение официального оценивания работы ученика;

- самооценивание работ, самокоррекция, самоизменение на этапе социализации через их афиширование и рефлексию.

Мастерская – это всегда процесс исследования, добычи знаний,



Алгоритм мастерской.

«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, включение чувств, подсознания, формирования личностного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия,рисунок — все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Предлагается неожиданное,в чем-то загадочное и обязательно личностное задание.

«Деконструкция» — работа с материалом, (текстом, звуками, веществами, красками, моделями и др.) и превращение их в хаос, смешение слов, явлений, событий, тот первобытный хаос, из которого когда-то родились свет и тьма.

«Социализация» — соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных: работа в   паре, малой группе, представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача — не столько оценить работу другого, сколько дать самооценкуи провести самокоррекцию.

«Реконструкция» — создание своего мира, текста, гипотезы, проекта, решения.

«Афиширование» — вывешивание произведений учеников и мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомлениес ними: все ходят, читают, обсуждают, или зачитывает вслух автор, другой ученик, мастер.

«Разрыв»   — кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее сознание неполноты или несоответствия своего старого знании новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературнымили научным источником. И появляется информационный запрос, у каждого- свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер, множество заданий информационного содержания.

«Рефлексия» — отражение, самоанализ, обобщение чувств, ощущений, возникших в мастерской. Не оценочные суждения: «Это хорошо, это плохо», а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Это богатейший материал для рефлексии самого мастера, усовершенствования им мастерской, дальнейшей работы.

Слайд №22

Первый этап – индукция: создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Учитель на этом этапе предлагает детям записать ассоциации (вопросы, рисунки) по определённой теме (явлению, понятию, событию, ситуации). Важно предложить такое задание, чтобы включить в работу каждого ребёнка на уровне его знаний и умений.

Второй этап – самоконструкция: индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Учитель расширяет сферу актуализации знаний на индивидуальном уровне и просит записать всё, что дети знают о познавательном объекте (либо непосредственно даётся задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и пр.).

Третий этап – социоконструкция: работа учащихся в парах по построению определённых ранее элементов. Учитель организует эту работу (просит поменяться тетрадями и обсудить, что получилось, подумать вместе над заданием и др.).

Четвёртый этап – социализация: выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция полученных ранее результатов). Учитель организует работу в группах (просит поделиться и обсудить поученные результаты, прийти к общему мнению, подготовить выступление от группы; при необходимости предлагает дополнительные задания и пр.).

Пятый этап – афиширование: предъявление коллективных работ учеников ( текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с результатами групповой работы. Учитель организует обсуждение полученных в ходе групповой работы результатов, даёт необходимые пояснения по ходу представления группами результатов выполнения заданий.

Шестой этап – разрыв: внутренне осознание участниками мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому. Учитель предлагает детям задание, которое они не могут выполнить в силу неполноты своего знания на данном этапе (это может быть проблемная ситуация или информация, которая вступает в противоречие с имеющимися у детей знаниями). Дальнейшая деятельность педагога заключается в том, что он фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. Важным на данном этапе является то, что разрешить возникшее противоречие должны сами участники мастерской, а для этого учителю необходимо подобрать нужные источники информации, обращение к которым и поможет решить возникшую проблему (учитель организует групповую работу учащихся с источниками информации, позволяющими разрешить противоречия). Ученики на этом этапе осознают возникшие познавательные противоречия; выдвигают свои гипотезы по их разрешению, затем работают с предложенными источниками информации, которые позволяют найти оптимальный вариант решения проблемы; закрепляют и применяют полученные знания.

Седьмой этап – рефлексия. Здесь учитель инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности на содержательном, коммуникативном и эмоциональном уровнях.

Слайд №23

Технология - Дидактический цикл

Прообраз технологичного способа усвоения нового материала - «Дидактический цикл процесса обучения», разработанный Людмилой Зориной с опорой на представления о структуре деятельности и закономерности учения.


Дидактический цикл – единство взаимосвязанных элементов процесса обучения, структурная единица процесса обучения, обладающая всеми его качественными характеристиками.

В основе этой технологии лежат представления Л.Я. Зориной о дидактической цикле как функциональной системе, основанной на совместной работе всех звеньев процесса обучения и служащей для организации усвоения учащимися фрагмента учебного материала.




Он состоит из следующих элементов-звеньев:

  1. постановка познавательной задачи и создание у учащихся положительной мотивации к ее решению;

  2. предъявление нового фрагмента учебного материала и создание условий для его первичного усвоения;

  3. организация дальнейшего усвоения учебного материала до требуемого и возможного в данном цикле уровня;

  4. организация обратной связи и контроля;

  5. подготовка учащихся к внеурочной работе.

Перечисленные звенья могут входить друг в друга, пересекаться, но их количество в полном дидактическом цикле постоянно и не зависит от содержания учебного материала.


Для реализации дидактического цикла учителю необходимо

  • спланировать свою деятельность и деятельность учеников,

затем сформулировать дидактические задачи, ориентируясь на конкретное содержание и соотнося их с общими целями образования (1-ый этап).

  • Далее педагог намечает содержание, подлежащее передаче на разных этапах урока, ориентируясь при этом на реальные возможности школьников (2-ой этап).

  • На третьем этапе учитель определяет методы, которые будут применяться на разных этапах урока.

  • Ориентация на выбранные методы, позволяет преподавателю представить способы и формы их реализации, т.е. выбрать различные методические приемы (4-й этап).

  • На пятом этапе происходит конкретное наполнение каждого приема, каждой формы учебной работы содержанием.

  • После этого учитель создает свой план-проект учебной работы (6-й этап). По окончании реализации цикла педагог проводит самоанализ..

Слайд №24

Технология – Модерационный семинар

Её цель: обобщить групповой профессиональный и личный опыт, привлечь творческий потенциал каждого участника обсуждения и в довольно сжатые сроки разработать конкретные реализуемые предложения, нацеленные на решение поставленной проблемы.

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют руководителя дискуссии, редактора рубрики на телевидении и радио, а также ведущего Internet-форума, электронного листа рассылки.

Базовая структура проведения модерации

: центрация, сбор идей, ранжирование, проектная работа, формулирование плана действий.

Технологические этапы:


  1. Вводный. Организация процесса взаимодействия участников модерации. Знакомство. Сбор ожиданий. Выработка правил работы в группе. Регламент работы. Обсуждение. Устное «подписывание» договора о принятии правил групповой работы.

  2. Формирование работы малой и большой групп. Формулировка проблемы. Обсуждение повестки дня дискуссии. Обсуждение поставленной цели. Принятие группового решения о способах дальнейшей работы.

  3. Формирование малых групп. Работа в малых группах.

  4. Презентация работы в группах. Ознакомление с предварительными итогами.

  5. Постановка следующих вопросов.

  6. Общее заседание. Подведение итогов.

  7. Рефлексия: отыгрывание ситуаций (кейсов), моделирующих процесс модерации. Участники анализируют собственное поведение, получают обратную связь от других членов группы, от ведущего, совершенствуют собственные мыслительные и коммуникативные навыки.

Инструменты модерации:

  1. Опрос с использованием специальных модерационных карточек; способы сортировки и классификации карточек; методы «оценки блоков»;ранжирование карточек и т. д.

  2. Техники «Мозговой штурм»; «Аквариум», «Карточный светофор» и др.
  3. скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология»
535.69kb.
Миграция это явление, которое существует в истории человечества едва ли не с самого его возникновения
174.09kb.
Педагогическая технология «Учебная фирма» как способ формирования профессиональных компетентностей участников образовательного процесса
63.09kb.
Технология методологической поддержки командной разработки программных проектов
29.66kb.
Урок. Тема: Сообщающиеся сосуды
98.04kb.
Исследование перспективности создания редакции педагогической литературы в структуре издательства
324.19kb.
Урок. Географические координаты. Цели урока: Образовательная сформировать умение определять географические
64.47kb.
Билеты по литературе
27.22kb.
Технология проблемно-диалогического обучения на уроках литературы
44.42kb.
Методические рекомендации по преподаванию предмета "Технология"
336.46kb.
Начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г. Н
371.56kb.
Продажи технология и психология успеха
42.7kb.