Главная страница 1
скачать файл

Урок по литературному чтению.4 класс. Учитель Черей Н.И. МАОУ Лицей №1 г.Жуковка.

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Противостояние добра и зла в сказке.

Цель: «Совершенствовать навыки выразительного чтения. Учить анализировать поступки героев. Обучение умению сравнивать, обобщать, раскрыть нравственный смысл сказки А.С.Пушкина : добро и зло. Развивать речь учащихся. Пополнять словарный запас. Воспитывать у учащихся положительные черты характера.

Оборудование: текст сказки, комплект иллюстраций к сказке, портрет А.С.Пушкина, слайд с толкование терминов «добро и зло» из словаря В.Даля, слайд со сравнительной таблицей, характеризующей героинь: царицы и царевны.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

Эпиграф урока: «Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет (Шота Руставели)»

2.Сообщение темы и задач урока.

-Ребята, это новое произведение или уже знакомое нам? (2 урок)

-Какие задачи нашего урока, спрогнозируйте? (Отработка навыков выразительного чтения. Характеристика героев сказки. Разные виды чтения (выборочное, по ролям)

-Учитель: Цель работы- раскрыть значение терминов «добро и зло» на примере двух героинь сказки : царицы и царевны.

3. Работа над материалом урока.

1)Проверка домашнего задания.

-Какое домашнее задание было задано?( чтение понравившихся отрывков и иллюстраций к ним.)

(опрос 5 человек)

2)Работа по содержанию сказки.

-Откуда взял сюжет сказки А.С.Пушкин? (из народных сказок, которые рассказывала ему Арина Родионовна)

а)Чтение сказки до слов (Но невеста молодая……)

Беседа:


-Что вы узнали из начала сказки? (Царь уехал, царица родила дочь, возвращение царя, смерть царицы, царь женился на другой.)

-Найдите описание новой царицы?

-Как понимаете выражение: и умом и всем взяла?

-Объясните значение слов: ломлива и своенравна.

-Это положительные или отрицательные качества человека?

-Какое приданое имела царица? (зеркальце)

-Как автор показывает красоту молодой царевны? С чем он ее сравнивает? Найдите в тексте.

(с цветком розы)

-Что значит: нраву кроткого такого? Это положительное или отрицательное качество?

-Какое приданое приготовлено царевне? Прочитайте.

-Кто из вас знает, что такое «девичник»? (вечеринка)

-Что узнала царица от зеркальца? Как сорвала свое зло царица?

-А любите ли вы правду?

Физкультминутка.

б) Чтение сказки до слов: «Раз царевна молодая …….» стр.82

Беседа:


-Расскажите, пользуясь текстом , как царевна оказалась в тереме у богатырей?

-Как она догадалась, что в тереме живут добрые люди? (были иконы, светло и чисто)

-Что она стала делать? (зажгла свечку, затопила печь)

-Как ее это характеризует? (Трудолюбивая)

-А можем ли мы назвать царицу трудолюбивой?(нет, сидела без дела, глядела в зеркальце, любовалась своей красотой)

-После каких слов царевна вышла к богатырям?

-Как богатыри узнали, что в их доме находится именно царевна?( ее речь)

-Как царевне жилось у богатырей? (хорошо)

-Как царица узнала, что молодая царевна жива и здорова? Прочитайте этот отрывок по ролям.

в)Выборочное чтение:

-Прочитайте, как царица решила со свету сжить молодую царевну? (стр.82-85) За что?

-Кто хотел помочь царевне в этой ситуации? (Соколко)

-Где похоронили царевну? (стр.86-87)

-Как королевич Елисей спас царевну? (стр.91)

-К кому он обращался за помощью?

г)Работа в группах. Найти и прочитать по ролям то место, в котором описывается, к кому обращался Елисей за помощью.

1группа. 2 группа 3 группа

( к солнцу) (к месяцу) (к ветру)

д)Составление сравнительной характеристики двум героиням сказки: царицы и царевны(устно)

Сравним с таблицей на слайде.






Царица

Царевна

Внешность


Высока

Стройна


Бела

Белолица

Черноброва




Поведение,

характер


Горда

Ломлива


Своенравна

Ревнива


Злая

Красавица-душа

Милая


Приветливая

Цветовая гамма

Черный

(зависть)



Белый

Красный


Румяный

е)Обобщение

-Чем заканчивается сказка? (стр.91 до конца). Прочитайте.

-Учитель: значит добро победило зло. В сказках у добра всегда много помощников, а зло одно. Прочитайте эпиграф урока. Как вы его истолкуете?

-Что же такое добро и зло?

На экране толкование терминов: «Добро - это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Добро- в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдание, горе, несчастье. Зло- худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный, пагубный.» В.Даль

Учитель:

-Какой вопрос был на уроке главным? К какому выводу мы пришли? ( А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: «добро и зло». В сказках добро всегда побеждает, а зло наказано. В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже бывает, ненавидим.

-Подумайте, чему научила вас сказка А.С.Пушкина?

-Считаете ли вы себя добрыми? Запишите свой ответ анонимно на листочках и сдайте мне.

4.Подведение итогов. Рефлексия.

-Что вам понравилось на уроке?

-Выставление и комментирование отметок. Спасибо за работу.

5.Домашнее задание.



-Выучить наизусть понравившийся отрывок из сказки .
скачать файл



Смотрите также:
Урок по литературному чтению. 4 класс. Учитель Черей Н. И. Маоу лицей №1 г. Жуковка. Тема: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях». Противостояние добра и зла в сказке
35.72kb.
Урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Учитель: Науменкова Светлана Петровна 2010г. Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд №1)
56.81kb.
1 Основные определения и понятия «национальный характер»
1163.04kb.
Произведения – юбиляры на 2010/2011 учебный год
44.72kb.
* Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению (2004 г.)
312.14kb.
Место добра и зла в категориях этики
195.93kb.
Поскольку главной задачей преподавания литературы в профессиональных училищах я считаю формирование человека, который умеет отличить добро от зла и верит в непобедимость добра
151.41kb.
Маоу сош с. Лычково имени Героя Советского Союза И. В. Стружкина
70.58kb.
Икт в творчестве педагога – 2009 Тема урока: «Оксиды углерода» Химия 9 класс Сирашева Любовь Михайловна Учитель химии высшей категории Победитель районного конкурса, дипломант городского конкурса
75.29kb.
Тезисы к исследовательской работе Михайловой Виктории
35.33kb.
Урок 1 Тема: «Тебе нравится твоя школа?»
77.58kb.
Урок русского языка, 6 класс Тема: не с прилагательными Задача
62.64kb.