Главная страница 1
скачать файл

Урок биологии в 8 классе

Тема урока: Внутреннее строение птиц

Цели урока:

  1. Раскрыть особенности строения систем внутренних органов птиц, показать черты их приспособленности к полету.

  2. Показать усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с пресмыкающимися.

  3. Воспитывать бережное отношение к птицам как полезным животным.

  4. Продолжить формирование умений работать с рисунками и текстом учебника, таблицами.

  5. Продолжать развивать логическое мышление и познавательный интерес у школьников.

Оборудование:

таблицы: «Основные классы позвоночных животных», «Класс птицы. Голубь»; чучело скворца, скелет птицы; модели мозга позвоночных животных (рыб, земноводных, пресмыкающихся и птиц); влажный препарат «Внутреннее строение птиц»; рисунки с учебника.



Понятия и термины урока: зоб, железистый и мускульный отделы желудка, воздушные мешки, двойное дыхание, четырехкамерное сердце, половой диморфизм, безусловные и условные рефлексы.

Девиз урока: «Природа не прощает равнодушия, но щедро вознаграждает любознательность и труд»

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.



  1. Актуализация опорных знаний

  • вопросы:

  1. перечислите особенности внешнего строения птиц, связанных с полетом;

  2. перечислите особенности скелета птиц, связанных с полетом

(фронтальная беседа с классом)

  • проверочный диктант:

  1. тело птиц покрыто… (перьями);

  2. форма тела… (обтекаемая);

  3. отделы тела… (голова, шея, туловище, крылья, ноги);

  4. шея птиц… (подвижна);

  5. передние конечности видоизменены… (в крылья);

  6. нижние конечности покрыты… (роговыми чешуями);

  7. перья птиц подразделяют… (контурные, пуховые);

  8. кожа птиц почти не имеет… (желез);

  9. единственная железа… (копчиковая);

  10. восковица является… (органом осязания);

  11. клюв образован… (надклювьем и подклювьем);

  12. пуховые перья сохраняют… (тепло тела)

  • самопроверка биологического диктанта (в парах).



  1. Мотивация и актуализация учебной деятельности учащихся.

Вопрос урока: Почему летают птицы?

Этот вопрос всегда интересовал исследователей.

В начале ХІХ столетия считали, что птицы летают потому, что нагревают воздух, который вдохнули, и превращаются в своеобразные монгольфьеры (воздушные шары. Монгольфье – Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн – братья, французские изобретатели воздушного шара в 1783г.). Затем абсурдность этой теории была доказана и стали предполагать, что причина в неоычной легкости скелета, в также в наличии в костях полостей, наполненных воздухом. И никак не связано с весом птиц, многие еще думают, что облегченный скелет способствует этому. Но если взвесить скелеты птиц и других животных, то результаты окажутся неожиданными.

Таблица


п/п


Животные

Вес скелета в процентах, от веса тела

1.

Рыбы

7%

2.

Земноводные

11,4%

3.

Пресмыкающиеся

14%

4.

Млекопитающие

14,2%

5.

Птицы

14,3%

У птиц относительно тяжелый скелет в животном мире.

Наша задача определить не только приспособления к полету в скелете птиц, но и во всех системах внутренних органов.



  1. Изучение нового материала.

Учитель:

Птицы имеют такие системы органов как ранее изученные позвоночные.

Вопрос к классу: «Перечислите основные системы органов»

(Предполагаемый ответ: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, половая, нервная).



Изучение пищеварительной системы

Учитель:


Рассмотрите рисунок 43.3. учебника. Назовите последовательно отделы пищеварительной системы.

По итогам работы с рисунком, таблицей учащиеся составляют опорный конспект с поясняющим текстом.

Схема опорного конспекта


Ротовая полость



Глотка




нет зубов



челюсти в роговом чехле

пищу не жует

у большинства есть зоб

поджелудочная железа

печень

Желудок

Тонкий отдел кишечника




железистый (химическая обработка пищи)



мускульный (роговая кутикула, камешки – механическая обработка пищи)

переваривание пищи и всасывание питательных веществ

Толстый кишечник


Открывается в клоаку




длина невелика


Дополнительный материал: «Особенности пищеварительной системы»



  1. Зубы отсутствуют, язык имеет ороговевшую поверхность, вкусовых почек нет – они расположены на нёбе, под языком и в глотке. Птицы имеют чувство вкуса: различают сладкое, соленое, кислое, а некоторые и горькое.

  2. У большинства обособляется зоб, богатое железами расширение пищевода. Может иметь роль:

  1. резервуар для пищи;

  2. например, у курообразных попугаев – предварительная обработка пищи;

  3. у хищных птиц в зобе накапливаются непереваренные части пищи – кости, шерсть, перья.

  1. Желудок подразделяется на 2 отдела: железистый и мускульный. Мускульный желудок имеет гастролиты – камешки, очень тяжел. Однако он расположен снизу птицы, таким образом центр тяжести птицы находится ниже геометрического центра, что придает ей устойчивость в полете и при плавании.

  2. Задняя кишка укорачивается и уже не дифференцирована на толстую и прямую.

Пищеварительная система компактна, но может переваривать много пищи за счет скорости пищеварения.

Например: у насекомоядной пеночки пища проходит через пищеварительный тракт за 40 минут. У утки, вскрытой через 30 минут после того как она проглотила карася длиной 6 см, в кишечнике ничего не осталось.

«Минутка отдыха» (отдыхаем в познании гениального конструктора природы).


  1. Вопрос-загадка

Какова окраска рта птенцов?

(Предполагаемый ответ: красная, желтая, оранжевая).

Почему именно такая?

(Предполагаемый ответ: яркая окраска является возбудителем безусловного рефлекса – кормления. Яркий, широко открытый рот побуждает родителей к кормлению. Птенцов с закрытым ртом родители не кормят).



  1. Вопрос-загадка

Есть ли птичье молоко?

(Предполагаемый ответ: у голубей стенки зоба в период выкармливания птенцов выделяют жирное творожистое вещество – «молочко» – им они кормят птенцов).



Изучение органов дыхания птиц

Учитель:


  • Рассмотрим рисунок учебника 43.4. и таблицу: «Внутреннее строение птиц»

  • Зачитать раздел «Дыхательная система»

  • С
    Ноздри
    оставить опорный конспект «Дыхательная система птиц»


Носовая полость

Гортань



Трахея


Бронхи


Бронхи

левое легкое



правое легкое


губчатые, малоэластичные




Воздушные мешки

(объем в 10 раз превышает объем легких).

Выросты бронхов

Механизм дыхания:


  1. сидящая, бродит по земле, перепрыгивает с ветки на ветку – птица дышит за счет расширения и сокращения объема грудной клетки;

  2. при полете: грудина с помощью мышц фиксируется неподвижно и роль насоса выполняют воздушные мешки

  • Работа с учебником: «Двойное дыхание птиц»

Выводы:

Газообмен осуществляется и при вдохе, и при выдохе, что повышает уровень обмена веществ. Интенсивность дыхания у птиц изменяется в зависимости от потребности в кислороде.

Например: у голубя в состоянии покоя наблюдается 26 дыхательных движений в минуту, а во время полета до 400.

«Минутка отдыха»



  1. Вопрос-загадка

Встречный ветер, который бьет в «лицо» - помогает или мешает в полете птицам?

(Предполагаемый ответ: помогает, так как при этом птице не приходится затрачивать каких-либо мышечных усилий для вдоха, он свободно проникает в ее дыхательные пути. Чем быстрее летит птица, тем лучше снабжается свежим воздухом ее дыхательный аппарат.)



Изучение кровеносной системы

Работа с рисунком 43.5. учебника, таблицей.

Вопросы к учащимся:


  1. Какое строение сердца у птиц? (Четырехкамерное)

Сравнить с пресмыкающимися.

  1. Сколько кругов кровообращения? (Два: легочный – малый, большой круг кровообращения)

Выводы:

Огромная работа, совершаемая птицей в полете, требует мощного потока крови, несущей кислород и питание мышцам. Поэтому, относительное количество крови, объем кровеносных сосудов и сердце птиц больше, чем у других позвоночных.

Учитель:

Сердце четырехкамерное – в чем преимущество такого строения?

(Предполагаемый ответ: 1) не смешивается кровь артериальная и венозная, органы получают чистую, богатую О2 артериальную кровь; 2) интенсивный обмен веществ, что позволяет птицам иметь высокую температуру (t + 40 С° - + 45 С°). Птицы теплокровны.)

Дополнительный материал: рубрика «Интересно о птицах»

Четырехкамерное сердце птиц довольно большое у голубей и соколов – оно составляет 1,7% веса тела, тогда как самое большое сердце у самых маленьких птиц – колибри. Вес его может достигать 2,5% веса. У самого обычного воробья и синицы «пульс» при полете – 1000 ударов в минуту.

Выделительная система птиц

Задание:


  1. Повторить «Выделительная система рептилий».

  2. Прочитать раздел «Выделительная система птиц».

  3. Ответы на вопросы:

  • в чем сходство и отличие выделительной системы птиц и рептилий?

  • с чем связаны отличия?

  1. Составить опорный конспект

Выделительная система


Правая почка



Левая почка

Мочеточники



Клоака

Особенности: нет мочевого пузыря, моча у птиц кашицеобразная, белого цвета, так как вода всасывается стенками клоаки.

Изучение органов размножения птиц


  1. Составление опорного конспекта, с помощью объяснения учителя


Один яичник

(один левый)

Два семенника



яйцевод


семяпроводы



клоака


клоака

Оплодотворение внутреннее.



  1. Работа с рисунком, таблицей.

  • Чем внешне отличаются курица и петух?

  • Чем внешне отличаются утка и селезень?

(Предположительный ответ: оперение, цвет, размеры)

Это пример «полового диморфизма»

Записать понятие в тетрадь

Нервная система птиц

Рассмотреть рисунки 43.6.; 43.7.

Обсудить вопросы:



  1. Назовите основные отделы нервной системы птиц

  2. Какая особенность строения головного мозга птиц указывает на более высокий уровень развития по сравнению с пресмыкающимися?



  1. Выводы урока

Особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом:

  1. Переваривание пищи происходит с большой скоростью.

  2. Высокая температура тела, в отличие от пресмыкающихся и в сравнении с млекопитающими.

  3. Четырехкамерное сердце и два круга кровообращения обуславливает поступление артериальной крови, богатой О2 ко всем органам.

  4. Дыхательная система кроме легких включает воздушные мешки, обеспечивает поступление О2 в кровь как во время вдоха, так и во время выдоха.

  5. Высокий уровень развития нервной системы обеспечивает быструю реакцию, образование условных рефлексов. Развитый мозжечок координирует движения.

  1. Проведение итогов урока

  2. Домашнее задание

§43, вопросы.

Сообщения:



  1. Миграция птиц

  2. Птицы нашей местности

  3. Птицы, занесенные в Красную книгу Украины

  4. Интересная орнитология. «Народные приметы, связанные с птицами»

Литература:

  1. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология. М. «Аванта». – 1998.

  2. Базанова Т.И., Павиченко Ю.В., Шатровский А.Г. Биология.8-класс. Гальченко П.Ф. «Пернаті друзі». Київ «Урожай». 1978.

  3. Дивовижне у світі тварин. Київ.: Павлін. 2005.

  4. Животные. Большая иллюстрированная энциклопедия. Составители: Бойчук Ю.Д., Шаламов Р.В. Харьков. 2008.

  5. Жизнь животных. Т.6. Под редакцией проф. Ильичева В.Д., проф. Михеева А.В.. Москва. «Просвещение». 1986.

  6. Новейшая энциклопедия животных. Перевод с английского. 2008 ЗАО. «Издательство Дом Ридерз Дайджест». Научный редактор Ричард Уолкер.

  7. Секреты природы. Перевод с английского. 1999 ЗАО. «Издательство Дом Ридерз Дайджест». Главный редактор Натела Ярошенко.

  8. Харченко В.И. «Внимание – птицы!». Донецк «Донбасс». 1981.
скачать файл



Смотрите также:
Урок биологии в 8 классе Тема урока: Внутреннее строение птиц
105.17kb.
Урок биологии «Растительное сообщество» 6 класс Провел: Коряковцев А. А
74.08kb.
Сценарий праздника по биологии "День птиц"
1042.54kb.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.8kb.
Урок музыкальной литературы в 5-м классе. Тема урока: И. С. Бах. Органное творчество
83.29kb.
Тюнина Людмила Анатольевна Урок русского языка во 2 классе. Тема урока
59.35kb.
Методическая разработка конспекта урока биологии в 9 классе по теме «Нуклеиновые кислоты»
81.2kb.
Составьте программу урока, построенного на основе технологии модерации. Урок проводится в классе «Предмет по выбору. Саксофон». Тема : Вводная лекция Знакомство с инструментом «Саксофон» Форма работы (данного урока) мелкогрупповая
112.34kb.
Урок-путешествие в 6-м классе по теме "Мох" Васильева Лидия Васильевна Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
138.43kb.
Урок истории в 6 классе Тема: Англия в эпоху высокого средневековья. Цели урока: Образовательная
76.58kb.
Презентация, раздаточный материал с текстами, тесты
66.56kb.
Конспект урока по обществознанию в 6 классе
44.32kb.