Главная страница 1
скачать файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса



ОСНОВЫ ФОТОДЕЛА
Учебная программа дисциплины
по направлению подготовки

035100.62 Телевидение


Владивосток

Издательство ВГУЭС

2013

ББК**.**

Учебная программа по дисциплине «Основы журналистики» составлена в соответствиями с компетенциями ФГОС ВПО. Предназначена для студентов направления подготовки 035100.62 Телевидение.

Составители: Бакшин В.В., канд.филол.наук, доцент, Высшая школа

телевидения

Мальцев Ю.Г., фотокорреспондент «Новой газеты» во

Владивостоке»


Утверждена на заседании Высшей школы телевидения от протокол №

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией от , протокол №

© Издательство Владивостокский

Государственный университет

экономики и сервиса, 2013

вВедение
Учебная программа дисциплины «Основы фотодела» разработана для студентов 1-го курса по направлению 035100.62 «Телевидение» в соответствие с компетенциями выпускника по данному направлению ФГОС ВПО. Программа дает базовые знания о фотожурналистике, необходимые всем специалистам, связанным с производством программ как для телевидения, так и для других видов средств массовой информации. Изучение дисциплины базируется на современном подходе к взаимодействию фотографии и журналистики, к теории и практике фотожурналистики, в ходе ее освоения даются необходимые знания по работе с современными техническими средствами фотографии.
1. Организационно-методические указания


    1. Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы фотодела» являются:

- формирование у будущих журналистов понимания общих закономерностей и принципов работы с изображением;

- формирование базовых представлений о современных технических средствах создания изображения, прежде всего фотографического.


    1. Место учебной дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы фотодела» входит в базовую часть профессионального цикла учебного плана.

Для освоения дисциплины «Основы фотодела» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные на предыдущем уровне образования. В то же время знания, полученные при освоении дисциплины «Основы фотодела», являются базовыми для изучения некоторых профессиональных дисциплин, таких как «Основы операторского дела» и др.


1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения учебной дисциплины
В результате изучения дисциплины будут сформированы следующие компетенции:


ОК-1

Способность к системному мышлению, выделение устойчивых взаимосвязей между явлениями действительности, к анализу и синтезу информации, осознанному и ответственному выбору гносеологических и этических идеалов, а также эстетических предпочтений

Б.1

Б.3


Б.6


Знать

З1:

– основные категории и понятия философии, истории, культурологи, менеджмента и права;



Уметь

У1:

анализировать процессы и явления, происходящие в обществе



Владеть

В1:

– навыками системного мышления, анализа и обобщения информации, постановки цели и выбора путей её достижения



ОК-3

Способность приводить собственное поведение и профессиональную деятельность в соответствие с общественными моральными и правовыми нормами, умение использовать нормативные правовые документы в профессиональной деятельности

Б.1

Б.3


Б.5

Б.6


Знать

З1:

основные нормативные и правовые документы



Уметь

У1:

использовать общественные моральные и правовые нормы в профессиональной деятельности;

ориентироваться в нормативных актах, регламентирующих сферу профессиональной деятельности


ОК-5

Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Б.1

Б.5


Знать

З1:

– иметь представления о способах управления социально-экономическими процессами и трудовыми коллективами



Владеть

В1:

навыками деловых коммуникаций



ОК-7

Осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности, стремление к повышению квалификации и мастерства

Б.1

Б.3


Знать

З1:

роль и место будущей профессии в современном обществе



Уметь

У1:

применять методы и средства для интеллектуального развития, повышения уровня профессиональной компетенции



Владеть

В3:

методами совершенствования квалификации и мастерства



ОК-8

Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

Б.2

Б.5


Б.6

Знать

З2:

– понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества



Уметь

У2:

соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны



ОК-9

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях

Б.2

Б.5


Б.6

Знать

З2:

основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки информации



Уметь

У2:

– использовать компьютер как средством управления информацией;

– работать с информацией в глобальных компьютерных сетях


Владеть

В2:

– основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией; навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях



ПК-2

Понимание социальной роли телевидения, механизмов его влияния на общественное сознание, принципов функционирования средств массовой информации в современном мире, свободы и социальной ответственности телевидения и других средств массовой информации, содержания и современного состояния института свободы слова и печати и смежных свобод

Б.2


Б.3

Б.6


Знать

З2:

различные аспекты свободы печати: социально-творческий, юридический и экономический;

З3:

– понимать социальную роль телевидения, механизмы его влияния на общественное сознание



Уметь

У2:

применять принципы современной журналистики в своей профессиональной деятельности



В3:

– различными видами информационно-коммуникативного воздействия



ПК-6

Умение создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовой, аудио-, видео- или интернет-материал, предназначенный для телевидения и распространения в средствах массовой информации; приводить его в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми на телевидении и в средствах массовой информации разных типов

Б.3

Б.5


Б.6

Знать

З3:

особенности создания и редактирования творческих материалов, предназначенных для различных видов средств массовой информации



Уметь

У3:

– создавать, редактировать, трансформировать и оценивать текстовой, аудио-, видео- или интернет-материал, предназначенный для телевещания;

приводить текстовой, аудио-, видео- или интернет-материал в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями и технологическими требования различных видов средств массовой информации


Владеть

В3:

основными навыками сценаристской, режиссерской, операторской, дикторской, монтажной, продюсерской работы



ПК-9

Владение операторским искусством как средством воплощения авторского и режиссерского замыслов, включая способность участвовать в работе операторской группы, ведущей телевизионную съемку, и при необходимости организовывать ее работу

Б.3

Б.5


Б.6

Знать

З3:

основные методы и средства работы телевизионного оператора



Уметь

У3:

воплощать в операторском материале авторский и режиссерский замыслы;

работать в составе операторской группы, ведущей телевизионную съемку, и при необходимости организовывать ее работу


Владеть

В3:

современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении



ПК-12

Владение современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении, в радиовещании, в средствах массовой информации интернета и мобильных медиа; знание актуальных тенденций компьютерного дизайна и инфографики, интернет-вещания

Б.3
Б.5

Б.6


Знать

З3:

современные тенденции развития технической базы средств массовой информации;

актуальные тенденции компьютерного дизайна и инфорграфики, интернет-вещания


Владеть

В3:

современной технической базой и новейшими цифровыми технологиями, применяемыми на телевидении





1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (17 часов), практические занятия (17 час) и самостоятельная работа студента (38 часов). Дисциплина реализуется во 2-м семестре. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет 60 процентов аудиторных занятий.

Специфика дисциплины «Основы фотодела» заключается в практической направленности полученных знаний. В ходе лекционных и практических занятий проводится разбор как современной техники для работы с фотоизображением, так и приёмов и методов создания законченного журналистского фотоматериала. При этом студенты должны в ходе самостоятельной работы изучать особенности работы с различными техническими средствами, чтобы проанализировать результаты на практических занятиях совместно с преподавателем. Для усиления практической направленности дисциплины предусмотрен анализ конкретных фоторабот известных мастеров фотожурналистики как Приморского края, так и России и других стран.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Изучение дисциплины заканчивается зачётом. В ходе практических занятий с целью выяснения уровня усвоения теоретического материала проводится анализ фоторабот студентов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Темы лекций

Тема 1. Понятия фотографии, фотоискусства и фотожурналистики (2 часа)

Вводная часть, информация о курсе.

Краткий экскурс в историю фотографии.

Что такое фотография.

Специфика фотоискусства и фотожурналистики.

Современные технические средства получения фотоизображения: фотокамеры, видеокамеры, сотовые телефоны и планшеты. Особенности работы с различными техническими средствами.



Тема 2. Технические характеристики фототехники (2 часа)

Устройство фотоаппарата.

Плёночные и цифровые фотоаппараты.

Общие характеристики объективов.

Типы объективов и их возможности.

Основы экспонометрии: выдержка, диафрагма, их взаимосвязь.

Понятие светосилы и «рисунка» объектива.

Режимы работы фотоаппаратов.


Тема 3. Основы композиции и работы со светом и цветом (2 часа)

Золотое сечение, правило третей, исключения из правил.

Динамика и статика в композиции.

Передний, средний и задний планы.

Крупный, средний, дальний и общий планы.

Перспектива и перспективные искажения.

Равновесие, симметрия и асимметрия.

Кадрирование, построение композиции при съёмке.

Понятие баланса белого.

Цвет и тональность, психология восприятия цветов и их сочетаний.


Тема 4. Основы съёмки в закрытых помещениях и на открытом пространстве (2 часа)

Особенности фотографирования в условиях плохой освещённости.

Особенности фотографирования в яркий солнечный день.

Особенности фотографирования движущихся объектов и быстропротекающих событий.

Особенности фотографирования пейзажей, архитектуры и людей.
Тема 5. Жанры фотожурналистики (2 часа)

Краткий обзор истории российской фотожурналистики.

Жанры фотожурналистики.

Фотозаметка и её особенности.

Фоторепортаж как способ съёмки и жанр фотожурналистики.

Особенности протокольной фотосъёмки.

Особенности работы фотожурналиста в экстремальных условиях.

Фотоотчёт.

Фотопортрет.

Фотоочерк.


Тема 6. Этические и правовые особенности работы фотожурналиста (2 часа)

Этика в работе фотографа и фотожурналиста.

Правовые особенности работы фотографа и фотожурналиста.
Тема 7. Базовая работа с файлами (2 час.)

Каталогизация и архивное хранение фотографий. Резервные копии и безопасность хранения данных.

Рекомендации по базовым установкам в фотокамере и программному обеспечению.

Правила определения технического брака в снимках и исключения.


Тема 8. Работа с изображениями в фоторедакторах (2 часа)

Виды фоторедакторов.

Работа с изображениями в Adobe Photoshop и в Adobe Lightroom.

Подготовка фотографии для публикации в СМИ.


Тема 9. Особенности работы фотожурналиста в различных видах СМИ (1 час)

Специфика работы фотожурналиста.

Особенности подготовки фотоматериалов для различных видов СМИ.
2.2.Перечень тем практических занятий

Во время практических занятий студенты обращаются к основным темам лекций по дисциплине, что позволяет выяснить уровень усвоения материала. Теоретический анализ дополняется практической работой студентов с фотоматериалами.


Тема 1. Понятия фотографии, фотоискусства и фотожурналистики (2 часа)

Историю фотографии.

Что такое фотография.

Специфика фотоискусства и фотожурналистики.

Современные технические средства получения фотоизображения: фотокамеры, видеокамеры, сотовые телефоны и планшеты. Особенности работы с различными техническими средствами.
Тема 2. Технические характеристики фототехники (2 часа)

Устройство фотоаппарата (анализ фотоаппарата).

Плёночные и цифровые фотоаппараты, их специфика и особенности использования.

Типы объективов и их возможности.

Основы экспонометрии: выдержка, диафрагма, их взаимосвязь.

Понятие светосилы и «рисунка» объектива.

Режимы работы фотоаппаратов (на примере фотоаппарата).
Тема 3. Основы композиции и работы со светом и цветом (2 часа)

Золотое сечение, правило третей, исключения из правил (анализ фотографий).

Динамика и статика в композиции (анализ фотографий).

Передний, средний и задний планы (анализ фотографий).

Крупный, средний, дальний и общий планы (анализ фотографий).

Перспектива и перспективные искажения.

Равновесие, симметрия и асимметрия (анализ фотографий).

Кадрирование, построение композиции при съёмке.

Понятие баланса белого.

Цвет и тональность, психология восприятия цветов и их сочетаний.


Тема 4. Основы съёмки в закрытых помещениях и на открытом пространстве (2 часа)

Особенности фотографирования в условиях плохой освещённости.

Особенности фотографирования в яркий солнечный день.

Особенности фотографирования движущихся объектов и быстропротекающих событий.

Особенности фотографирования пейзажей, архитектуры и людей (с анализом фотографий).
Тема 5. Жанры фотожурналистики (2 часа)

Фотозаметка и её особенности (анализ примеров из практики).

Фоторепортаж как способ съёмки и жанр фотожурналистики (анализ примеров из практики).

Особенности протокольной фотосъёмки.

Особенности работы фотожурналиста в экстремальных условиях.

Фотоотчёт (анализ примеров из практики).

Фотопортрет (анализ примеров из практики).

Фотоочерк (анализ примеров из практики).


Тема 6. Этические и правовые особенности работы фотожурналиста (2 часа)

Этика в работе фотографа и фотожурналиста.

Правовые особенности работы фотографа и фотожурналиста.

Нормы российского законодательства, регламентирующие работы фотожурналиста.


Тема 7. Базовая работа с файлами (2 час.)

Каталогизация и архивное хранение фотографий. Резервные копии и безопасность хранения данных.

Рекомендации по базовым установкам в фотокамере и программному обеспечению.

Правила определения технического брака в снимках и исключения (анализ примеров из практики).


Тема 8. Работа с изображениями в фоторедакторах (2 часа)

Виды фоторедакторов.

Работа с изображениями в Adobe Photoshop и в Adobe Lightroom.

Подготовка фотографии для публикации в СМИ.


Тема 9. Особенности работы фотожурналиста в различных видах СМИ (1 час)

Специфика работы фотожурналиста (анализ примеров из практики).

Особенности подготовки фотоматериалов для различных видов СМИ (анализ фотоматериалов).

2.3.Самостоятельная работа

На самостоятельную работу отводится 38 часов. В самостоятельную подготовку входят следующие формы работы студента: чтение профессиональной литературы, работа с различными техническими средствами фотографии по заданию преподавателя курса.

Текущий контроль осуществляется во время практических занятий.


  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основной формой обучения являются практические занятия с использованием современных средств работы с фотографией. Студенты не только изучают теоретические основы фотодела, но и на практике применяют полученные знания. Обучение реализуется в интерактивной форме: моделирование конкретных ситуаций в работе фотожурналиста, обсуждение полученных студентами фотоматериалов, проведение групповых дискуссий, связанных с тематикой курса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

4.1. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины.

  1. Когда появилась фотография.

  2. Плюсы и минусы плёночной и цифровой фотографии.

  3. Современные технические средства получения фотографии.

  4. Что такое фокусное расстояние и диафрагма.

  5. Типы объективов.

  6. В чём заключается взаимосвязь выдержки и диафрагмы.

  7. Динамика и статика в композиции.

  8. Виды планов при фотосъёмке.

  9. Особенности восприятия цвета.

  10. Особенности съёмки в закрытых помещениях.

  11. Особенности съёмки на открытом пространстве.

  12. Особенности работы с фоторедакторами.

  13. Жанры фотожурналистики.

  14. Особенности подготовки фотоматериалов для различных видов СМИ,

  15. Юридическая и этическая ответственность фотожурналиста.




    1. Методические рекомендации по организации СРС

В процессе обучения студенту позволяется по уважительным причинам пропустить не более 4 занятий в семестре. В этом случае студент может претендовать на получение зачёта. Теоретически вопросы для самопроверки указаны в пункте 4.1.

В случае пропуска лекционных больше, чем указано в условиях для получения экзамена, студент готовится самостоятельно по теоретическим вопросам.




    1. Рекомендации по работе с литературой

На первом лекционном занятии представляется учебная литература, которую должен освоить студент. Ознакомление с основной литературой позволит анализировать конкретные примеры из журналистской деятельности и обеспечит интерактивность студентов, их вовлеченность в учебный процесс, творческое отношение к изучаемому предмету.

5.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Учебники, учебные пособия, монографии

    1. . Основная литература

Березин В.М. Фотожурналистика. / В.М.Березин – М.: Изд-во РУДН, 2009. – 160 с.


    1. . Дополнительная литература

Ворон Н.И. Жанры фотожурналистики. / Н.И.Ворон. – М.: ф-т журн. МГУ, 2012. – 145 с.

Кинг Дж. Адэр. Цифровая фотография для «чайников». – Дж. Адэр Кинг. – М.: Диалектика, Вильямс, 2012. – 352 с.

Левашов В. Лекции по истории фотографии. / В.Левашов. – М.: Тримедиа Контент, 2012. – 482 с.

Правовые и этические нормы в журналистике / Составитель Е.П.Прохоров. – 3-е изд. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 255 с.

Седов В. Просто о фотографии: Часть 1: Осваиваем ваш новый фотоаппарат. / В.Седов. – М.: Ваш полиграфический партнёр, 2012. – 66 с.

Стигнеев В.Т. Век фотографии: 1894 – 1994. Очерки истории отечественной фотографии. / В.Т.Стигнеев. – М.: Либроком, 2012. – 392 с.

Харвелл Б. iPad для фотографов. / Б.Харвелл. – М.: Добрая книга, 2012. – 144 с.

Хеджкоу Д. Новое руководство по фотографии. / Д.Хеджкоу. – М.: АСТ, Астрель, 2009. – 416 с.



    1. . Полнотекстовые базы данных

Программное обеспечение не требуется. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Google, Rambler, Yandex, библиотечный фонд ВГУЭС.
5.4 Интернет-ресурсы

http://www.photographer.ru



http://www.photoweb.ru

http://www.photo.ru
6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Специально оборудованные аудитории для лекций не требуются.



7.СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Видоиска́тель — элемент фотоаппарата, показывающий границы будущего снимка, иногда резкость и параметры съёмки. Также видоискатели используются в кинокамерах и видеокамерах.

Дагер, Луи́ Жак Манде́  (фр. Louis Jacques Mandé Daguerre, встречается вариант транслитерации Дагерр; 18 ноября 1787 — 10 июля 1851) — французский художник, химик и изобретатель, один из создателей фотографии.

Вы́держка — интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы. Одна из двух составляющих экспозиции.

Диафра́гма (от греч. διάφραγμα — перегородка) в фототехнике — конструктивный элемент объектива фотокамеры, позволяющий регулировать относительное отверстие, то есть изменять количество проходящего через объектив света, что определяет соотношение яркости оптического изображения фотографируемого объекта к яркости самого объекта, а также устанавливать необходимую глубину резкости.

Ньепс, Жозеф Нисефор  (фр. Joseph Nicéphore Niépce; 7 марта 1765 — 5 июля 1833) — французский изобретатель, наиболее известен как первооткрыватель фотографии.

Объекти́в — оптическое устройство, предназначенное для создания действительного оптического изображения. В оптике рассматривается как равнозначное собирающей линзе, хотя может иметь иной вид, например см. «Камера-обскура». Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах — из зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы.

Плёночная фотография — фотографический способ получения неподвижного изображения объектов, использующий получение и хранение информации в ана́логовой форме на светочувствительных материалах, в которых происходят химические изменения на различных стадиях фотографического процесса. До широкого распространения цифровой фотографии плёночная фотография являлась основным фотографическим процессом как в бытовом, так и в профессиональном примененим. В настоящее время её роль неуклонно снижается, а в большинстве областей она уже фактически полностью вытеснена более технологичными цифровыми решениями.

Фотоаппара́т (фотографический аппарат, фотокамера) — устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света.

Фотогра́фия (фр. photographie от др.-греч. φως / φωτος — свет и γραφω — пишу; светопись — техника рисования светом) — получение и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала или светочувствительной матрицы в фотокамере.

Цифрова́я фотогра́фия — технология фотографии, использующая вместо светочувствительных материалов, основанных на галогениде серебра, преобразование света светочувствительной матрицей и получение цифрового файла, используемого для дальнейшей обработки и печати.


скачать файл



Смотрите также:
Учебная программа по дисциплине «Основы журналистики» составлена в соответствиями с компетенциями фгос впо. Предназначена для студентов направления подготовки 035100. 62 Телевидение
243.2kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки
397.32kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
373.32kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62 «Экономика»
370.68kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
351.94kb.
Программа дисциплины Социальные структуры и демографические изменения для направления 040100. 68 Социология подготовки магистра
374.61kb.
Программа дисциплины "Теория и история культуры" для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра
333.57kb.
Программа дисциплины нис «Геометрия и динамика»
108.67kb.
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
1108.82kb.
Программа дисциплины «Организационное поведение» для направления 080200. 68 «Менеджмент»
216.4kb.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ подготовки бакалавров по направлению 080100. 62
354.31kb.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
538.17kb.