Главная страница 1
скачать файл

УДК 159.9

ТВОРЧЕСТВО В ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.А. Конюченко 1, Т.П. Линчук 2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены теоретические подходы к изучению проблемы творчества и креативности в отечественной и зарубежной психологии, отмечается неидентичность понятий. Инженерная деятельность рассматривается с позиции личностно-деятельностного подхода. Опираясь на мульти-факторную модель творчески одаренной личности И.П. Гладилиной и положения В.Д. Шадрикова о психических процессах как подструктуре профессионально важных качеств, проанализированы особенности когнитивной сферы инженера, влияющей на его творческую деятельность.

Библиогр. 9 назв.

Ключевые слова: творчество; креативность; дивергентное мышление; конвергентное мышление; конструкторский интеллект.
CREATIVITY IN ENGINEERING

E. Konyuchenko, T.Linchuk

National Research Irkutsk State Technical University, 83

Lermontov St., Irkutsk 664074

The article focuses on theoretical approaches to investigation of the problem of creativity in domestic and foreign psychology. The authors note nonidentity of the concept. Engineering activity is considered from a position of personality-activity approach. Following I.P. Gladilina’s multifactor model of creatively gifted personality and Shadrikov’s propositions about mental processes as a substructure of professionally important qualities, the authors analyze the features of an engineer’s cognitive sphere that affects his creative activity.



Keywords: creativity, divergent thinking, convergent thinking, multifactor model of the gifted personality, professionally important qualities, spatial perception, technical imagination, design intelligence

Проблемы творчества и творческого мышления привлекали к себе внимание многих авторов уже давно. Однако пик изучения этой проблемы наступил в первой трети XX в. Термин «творчество» указывает на деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей [4, с. 380].

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я.А.Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Критерием творческого акта, по Я.А.Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем структурном уровне организации творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия субъекта с объектом и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт предполагает включение интуиции (роль бессознательного), и не может быть получен на основе логического вывода [7].

М.А. Холодная предлагает новый подход в изучении природы интеллекта в контексте анализа особенностей организации индивидуального ментального (умственного) опыта личности. Таким образом, в рамках предлагаемого подхода проблема интеллекта предстает как проблема индивидуализированного, объективированного, творческого ума. В ее модели выделяются четыре основных аспекта функционирования интеллекта, характеризующих четыре типа интеллектуальных способностей: конвергентные способности, дивергентные способности, обучаемость и познавательные стили.

В контексте предлагаемого подхода каждая из интеллектуальных способностей рассматривается как свойство интеллекта, производное по отношению к особенностям состава и строения индивидуального ментального опыта [8, с. 115].

По мнению Д.Б. Богоявленской творчество выступает как ситуативно-нестимулированная активность, которая проявляется в стремлении выйти за пределы заданной проблемы. В качестве системообразующего фактора творчества Автор использует понятие интеллектуальной активности – интегрального образования, свойственного целостной личности, отражающего процессуальное взаимодействие интеллектуальных и мотивационных компонентов системы в их единстве. Интеллектуальная активность личности обеспечивает способность личности к ситуативно-нестимулированной творческой деятельности [1, с 153].

Помимо того, что творчество исследуется как вид деятельности, процесс и продукт, наибольшее внимание в психологической науке уделяется творческим способностям. В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Концепция креативности как универсальной познавательной творческой способности приобрела популярность после работ Дж.Гилфорда. Автор разделяет дивергентное и конвергентное мышление. На первых этапах изучения креативности, ее отождествляли с дивергентным мышлением, а сам подход такого изучения назвали психометрическим. Под дивиргентным мышлением Дж. Гилфорд понимал порождение множества решений на основе однозначных данных и, что по его предположению, является основанием творчества. Конвергентное мышление связано с нахождением единственно правильного решения задачи при наличии многих условий. Автор отождествил способность к конвергентному мышлению с интеллектом, измеряемым тестами IQ.

М.А. Холодная креативность рассматривает в узком и широком значении. Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность в широком смысле слова – это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт, способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем, способность осознавать пробелы и противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации, способность отказываться от стереотипных способов мышления [8, с 118].

В другом подходе к концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности Я.А. Пономарева, креативность исследуется как процесс, в котором выделяются различные фазы, уровни и типы творческого мышления: 1 фаза – сознательная работа (подготовка интуитивного проблеска новой идеи); 2 фаза – бессознательная работа (инкубация направляющей идеи); 3 фаза – переход бессознательного в сознание (перевод идеи решения в сферу сознания); 4 фаза – сознательная работа (развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка) [7].

Таким образом, в современной психологической науке содержание понятие «творчество» неоднозначно. Нужно отметить, что понятия «креативность» и «творчество» не полностью идентичны. Понятие «креативность» более ориентировано на личность, в отличие от понятия «творчество», ориентированного более на деятельность и ее результат. Однако многие из определений креативности отождествляют ее всё же с творчеством (творческие способности, творческий потенциал, творческое мышление), поскольку креативность составляет неотъемлемую основу творчества.

Рассмотрим роль творчества в деятельности инженера. На основе анализа функций и обязанностей инженера, можно выделить основные виды деятельности, в которых участвует инженер. К ним следует отнести конструкторскую, проектировочную, рационализаторскую, внедренческую, операторскую, документационную, контролирующую, организаторскую, аналитическую, исследовательскую, консультативную, педагогическую виды деятельности.

Каждый вид деятельности инженера имеет свои психологические особенности. На сегодняшний день к наиболее базовым психологическим характеристикам инженерного труда относят необходимость технического мышления, пространственного воображения, технического творчества и др. Отметим, что для осуществления творческой деятельности невозможно указать систему действий, эти системы создаются самой личностью.

Исследователь И.П. Гладилина разработала мультифакторную модель творчески одаренной личности, в которой представлены 3 позиции: характерологические особенности личности; индивидуальные особенности психических процессов; направленность на положительные представления о себе.



    1. Характерологические особенности личности включают в себя смелость, готовность к риску, самостоятельность, уверенность в своих силах и способностях, целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, трудолюбие, эмоциональную активность, умение анализировать, интегрировать информацию.

    2. Индивидуальные особенности психических процессов: альтернативность мышления; дивергентность мышления; точность мышления; готовность памяти; целостность; самостоятельность восприятия; поисковый, преобразующий стили мышления; проблемное видение; способность к преодолению инерции мышления.

    3. Направленность на положительные представления о себе: желание познать себя, творческий интерес, стремление к поиску новой информации, фактов, способность к выдвижению гипотез, оригинальных идей, способность к исследовательской деятельности, развитие воображения, способность к межличностному общению [2].

В данной модели творчески одаренной личности нас в большей степени интересуют индивидуальные особенности психических процессов, поскольку особенности психических процессов представляют важность в инженерном труде.

Согласно Б.Ф. Ломову, психика как относительно самостоятельная система дифференцируется на 3 взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Когнитивная система включает в себя сенсорно-перцептивный уровень, «представленческий» и речемыслительный уровни.

Выделение уровней позволяет преодолеть упрощенное представление о психике как некой гомогенной целостности определить место того или иного конкретного феномена в системе других феноменов [5].

На основе личностно-деятельностного подхода С.Л. Рубинштейна и его последователей, можно отметить, что в суммарной форме все психические процессы – это компоненты жизни человека, связанные с ее ходом, они выполняют функции регуляции его действий и опосредуют зависимость всего того, что человек делает, от условий, в которых он действует. Все психические процессы имеют личностно-мотивационный компонент.

Рассмотрим те психические процессы, которые имеют особое влияние на творческие способности инженера.

На сенсорно-перцептивном уровне или на чувственной ступени формируется первичный чувственный образ реального мира. Непременным условием его является взаимодействие органов чувств с объектами материального мира. Критерием разграничения сенсорных и перцептивных процессов является целостность и предметность образов. Сенсорика в отличие от перцепции позволяет субъекту отразить относительно простые и разрозненные свойства познаваемых объектов

Следует отметить, что К.К. Платонов рассматривает особенности психических процессов как одну из подструктур личности, а В.Д. Шадриков считает профессионально важные особенности психических процессов как подструктуру профессионально важных качеств.

К профессионально важным особенностям ощущения В.Д. Шадриков относит особенности зрительных ощущений (цветоощущение, контрастную чувствительность, абсолютную чувствительность, дифференциальную чувствительность), слуховых ощущений (контрастную чувствительность, абсолютную чувствительность, дифференциальную чувствительность, различение тембра, длительности, высоты, силы звука, темпа ударов), тактильных ощущений (дифференциальную чувствительность, чувство давления, чувствительность кончиков пальцев), осязания пальцев, проприоцептивной чувствительности (различение усилий, различение сопротивления). Среди свойств продуктивности ощущения В.Д. Шадриков выделяет быстроту, скорость и тонкость различения.

В деятельности инженера важную роль играют зрительные ощущения – различение цветов и оттенков. Это обусловлено следующими причинами: инженеру приходится читать цветовую маркировку на оборудовании, электронных приборах, знакомиться с цветными эскизами, иллюстрациями, чертежами.

Кроме того, в инженерной деятельности необходима кожная чувствительность, которая помогает выполнять функции разработки, испытания, эксплуатации техники. Инженерам часто необходимо на ощупь найти нужную деталь на схеме, выполнить установку и пайку электронных элементов на печатную плату, проверить, как нагрелся полупроводниковый элемент.

Образ восприятия является, как правило, продуктом интеграции сенсорных данных, получаемых от многих рецепторов, и собственной активности субъекта. В восприятие входят представления и понятия, которые являются результатом прошлого опыта человека, и мышления. К видам восприятия относят: восприятие пространства, восприятие формы и восприятие величины предметов, восприятие времени.

В.Д. Шадриков к профессионально важным особенностям восприятия относит: зрительное восприятие размеров, протяженных свойств предметов, расстояний между ними; глазомер (линейный, объемный, угловой, пространственный, динамический); восприятие длительности явлений, восприятие направления, различение формы, фигуры на малоконтрастном фоне, мелких чисел и деталей, отрезков времени) [9].

Анализируя особенности инженерной деятельности, необходимо отметить, что у инженера должно быть хорошо развито пространственное восприятие, т.к. одной из его функций является организация перевода объективной реальности (пространства и пространственных свойств предметов) в схемы, чертежи и наоборот.

Точность и правильность восприятия пространственных свойств предметов и их местоположения в пространстве важно и в исполнительской деятельности инженера, но еще более важно в проектировочной и конструкторской работе.

Анализируя профессионально важные особенности памяти, В.Д. Шадриков рассматривает кратковременную, долговременную и оперативную память. Каждый из этих видов памяти характеризуется объемом и точностью запоминания. Кроме того, кратковременная, долговременная и оперативная память имеют особенности, связанные с запоминанием и воспроизведением отдельных видов чувственных данных. Поэтому каждый вид памяти рассматривают как комплекс, включающий моторную (двигательную), образную (зрительную, слуховую, осязательную), вербальную (словесную, смысловую) и аффективную (эмоционально-чувственную) компоненту. Нужно отметить, что с процессами мышления восприятие сближает возможность трансформации образа с целью приведения его к виду, пригодному для принятия решения. Подобные преобразования, часто неосознаваемые, могут способствовать решению стоящих перед субъектом задач. Таким образом, восприятие – не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой, творческий процесс познания.

В деятельности инженера эксплуатируются все виды памяти за исключением аффективной, также предъявляются повышенные требования к точности и объему памяти на цифры и числа, фигуры, зрительной, осязательной, смысловой, двигательной памяти. Хорошую память на числовые параметры разного рода отмечает (как важное качество инженера) Н.А. Климов. Э.С. Чугунова, помимо памяти на числа отмечает также необходимость в деятельности инженера памяти на фигуры.

К профессионально важным компонентам воображения инженера относят пространственное воображение, творческое воображение, конструкторское, техническое, научное и др.

В деятельности инженера выделенные компоненты воображения являются значимыми. Благодаря свойствам пространственного воображения инженер может мысленно представить какое-либо техническое устройство в статике и динамике. Благодаря сочетанию пространственного и творческого воображения инженер может мысленно представить, как будет работать техническое устройство в тех или иных условиях, как себя поведет, если на него будут действовать различные внутренние и внешние факторы (это помогает проигрывать варианты неполадок, находить их причины и узлы, вышедшие из строя).

В соответствии с этим пространственное воображение, характеризующее способность мысленно представлять техническое устройство в различных аспектах его деятельности, называют техническим воображением, которое и составляет основу творческой деятельности инженера. О важной роли технического, конструкторского и других форм воображения писали Е.А. Климов, Э.С. Чугунова, В.А. Моляко.

К профессионально важным видам мышления В.Д. Шадриков отнес наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое, оперативное, техническое мышление, комбинаторные способности, невербальные способности на основе схватывания логических связей. Е.А. Климов дополняет перечисленные виды мышления пространственным мышлением.

Э.С. Чугунова, анализируя личность инженера, выделяет такие профессионально важные особенности мышления, как критичность, гибкость, аналитичность, логичность, быстроту, широту, оригинальность мышления [3].

Рассматривая мышление инженера-конструктора, выделяют следующие типы [6]: творческое и нетворческое, аналитическое и синтетическое, реальное интуитивное, характеризующееся догадками. На этой основе он выделяет 5 типов конструкторского интеллекта: аналогизирующий (на основе поиска имеющихся аналогий); комбинирующий (изменение сочетаний уже имеющихся узлов, элементов); реконструирующий (стремится к поиску необычных, оригинальных творческих решений); универсальный (сочетающий свойства названных типов); бессистемный, который характеризуется интуитивностью, отсутствием системы в решениях.

Перечисленные виды мышления, их свойства и сочетания в деятельности инженера приводят к становлению определенного типа интеллекта: аналогизирующего, комбинирующего, реконструирующего, универсального, бессистемного и склада мышления – технического, конструкторского, научно- технического.


Библиографический список


  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: монография. – М.: ИД «Федоров», 2009. – 414 с.

  2. Гладилина И.П. Педагогическая технология развития творческой одаренности молодежи в высшей школе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М, 2009. – 33с.

  3. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э.С.Чугуновой. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 184 с.

  4. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – 512 с.

  5. Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – М.: Педагогика, 1991. – 256с.

  6. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности. – М.: Машиностроение, 1983. – 134 с.

  7. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Наука, 1990. – 433 с.

  8. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. –М.: Барс, 1997. – 392 с.

  9. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: ЛОГОС, 1996. – 320 с.




1 Конюченко Евгения Александровна, студентка 5 курса Института изобразительного искусства и гуманитарно-социальных наук, специальность «Психология», e-mail: Janek22@mail.ru

Konyuchenko Evgeniya, a fifth-year student of Arts, Humanities and Social Sciences Institute e-mail:Janek22@mail.ru.



2 Линчук Тамара Павловна, канд. пед. наук, доцент, e-mail: lintam@mail.ru

Linchuk Tamara, Candidate of Psychology, Associate Professor, e-mail:lintam@mail.ru



скачать файл



Смотрите также:
Творчество в инженерной деятельности е. А. Конюченко 1, Т. П. Линчук
125.58kb.
Методика Оценки инженерной обстановки при землетрясении
142.38kb.
Жизнь и творчество леонардо да винчи и рафаэля санти
14.74kb.
Работа в группах
30.84kb.
Цели и задачи работы математическое описание массопереноса в пористом канале, проверка адекватности математической модели, разработка инженерной методики расчета обратноосмотических аппаратов
29.83kb.
Грамоты конференции "Творчество юных", 2010
30.86kb.
Самобытное творчество Уильяма Фолкнера (1897 1962), высокий гуманизм и истинное мастерство его прозы выводят писателя на авансцену не только американской, но и мировой литературы
3997.46kb.
Управление образования Лениногорского муниципального района
191.27kb.
Экзаменационные билеты по истории
44.74kb.
Дизайн как проектная деятельность, отличия проектной деятельности от научной, художественной, производственной деятельности. Специфика дизайна среди других видов проектной деятельности
49.08kb.
Урок музыкальной литературы в 5-м классе. Тема урока: И. С. Бах. Органное творчество
83.29kb.
Искусство Высокого Ренессанса. Творчество Рафаэля Санти
111.3kb.