Главная страница 1страница 2страница 3
скачать файл

Гражданская ассамблея Красноярского края

Министерство культуры Красноярского края

Краевая организация Всероссийского общества слепых

КГБУК «Красноярская краевая специальная библиотека –

центр социокультурной реабилитации

инвалидов по зрению»


ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ:

проблемы и перспективы
Сборник докладов и

информационных материалов




Межведомственный круглый стол

30 ноября 2011 года

Красноярск



2012

ББК т74.58

В93
Составитель

С.И. Пермякова,

заместитель директора

Красноярской краевой спецбиблиотеки,

засл. работник культуры РФ

Высшее образование инвалидов по зрению: проблемы и перспективы [Текст] : сб. докладов и информ. материалов межвед. круглого стола (30 ноября 2011 г.) / сост. С.И. Пермякова. – Красноярск : КСБ, 2012. - 99 с.

© Красноярская краевая

специальная библиотека –

центр социокультурной

реабилитации

инвалидов по зрению, 2012






ПРОГРАММА

межведомственного круглого стола


«Высшее образование инвалидов по зрению:

проблемы и перспективы»


Дата проведения: 30 ноября 2011 года

Начало заседания: 15-00

Место проведения: конференц-зал

Красноярской краевой спецбиблиотеки

ул.Свердловская,53а (3 этаж)
Модератор: Пермякова Светлана Ивановна, заместитель директора Красноярской краевой спецбиблиотеки.

Вступительное слово: Сипкин Владимир Васильевич, председатель Красноярской региональной организации Всероссйского общества слепых, генеральный директор ООО «КрасТЭМ», член Гражданской ассамблеи Красноярского края, председатель Общественной палаты общественных организаций инвалидов, полномочный представитель президента ВОС по Сибирскому Федеральному округу.

1. Современное развитие теории и практики получения высшего образования инвалидами по зрению.



Пермяков Павел Юрьевич, директор

Красноярской краевой спецбиблиотеки


2. Выступление участников круглого стола

3. Свободная дискуссия

4. Подведение итогов
СОВРЕМЕННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ

И ПРАКТИКИ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ

ПО ЗРЕНИЮ
Павел Юрьевич Пермяков,

директор Красноярской

краевой спецбиблиотеки
Наукой установлено, что любой человек, имеющий ту или иную патологию физического развития, при создании соответствующих условий может стать полноценной личностью. Не случайно поэтому в последние десятилетия развития российского общества усилилось внимание к проблемам инвалидов. Свидетельством этого является Закон Российской Федерации «О социальной защите инвалидов», принятый в 1995 году. Принятие этого закона совпало с периодом повышения активности самих инвалидов, направленной на получение высшего образования.

В вышеназванном законе зафиксированы обязательства государства перед этой категорией граждан и определен ряд соответствующих гарантий, в том числе – гарантия на получение инвалидами высшего профессионального образования. Многим людям с физическими ограничениями до последнего времени получение высшего образования было практически недоступно. Возможности получения инвалидами высшего образования теоретически длительное время не рассматривались, хотя на практике имелись случаи обучения инвалидов в высших учебных заведениях. Начиная с 1960 годов, в России ряд центральных вузов принимал инвалидов на групповое и индивидуальное обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И.Герцена, Ленинградский государственный университет, Ленинградский политехнический институт), при этом расширялось и количество специальностей, на которые принимались инвалиды. В настоящее время уже не вызывает сомнения вывод о том, что высшее образование является важным фактором социальной интеграции инвалидов.

Вузов, в которых реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но их число постоянно растет. С февраля по июнь 2011 года в Москве был проведен рейтинг по доступности высших учебных заведений для инвалидов. В ходе мониторинга оценивалась архитектурная доступность для инвалидов зданий, сооружений: есть ли пандусы и другие приспособления, позволяющие преодолеть пороги, ступеньки, крутые подъемы и т.д. В десятку лидеров вошли:

1. Московский государственный институт музыки имени А.Шнитке.

2. Международный независимый эколого-политологический университет.

3. Нефтекамский филиал Башкирского госуниверситета.

4. Московский государственный институт индустрии туризма.

5. Московский социально-гуманитарный институт.

6. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма.

7. Сибайский институт (филиал) Башкирского госуниверситета.

8. Омская государственная медицинская академия.

9. Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ».

10. Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Одним из самых социально уязвимых и слабо защищенных слоев населения являются инвалиды с ослабленной или полной потерей зрения. Дискриминация людей, имеющих патологию органа зрения, существует во всех сферах жизни, включая общественный транспорт, жилые здания, участие в политической жизни. Невозможность получить достойное образование и, как следствие, достойную работу делает эту проблему чрезвычайно острой.

До начала систематического образования слепых (1784) незрячие, как правило, были неграмотными. С конца 18 до начала 20 века в жизни незрячих происходят значительные изменения: многие страны признают право незрячих на социальную защиту, образование, трудоустройство. До 1917 года в России только восемь незрячих получили высшее образование. В СССР с середины двадцатых годов прошлого века возможности получения инвалидами по зрению высшего образования значительно расширяются. В результате в начале тридцатых годов только среди членов ВОС учтено более 200 незрячих студентов вузов. По данным отчетных документов ВОС, в 20 веке уже более 6000 человек из числа инвалидов по зрению получили высшее образование. В настоящее время в Российской Федерации происходит существенное и устойчивое увеличение числа студентов-инвалидов по зрению, которые обучаются в вузах. С различными проблемами получения высшего образования так или иначе сталкиваются все инвалиды, но для инвалидов по зрению эта проблема стоит особенно остро, начиная уже с выбора профессии. Несмотря на это инвалиды по зрению имеют большой опыт получения высшего образования. Причем обучались и обучаются они, как правило, на общих основаниях.

В 1994-2006 годах было проведено исследование специфики получения инвалидами по зрению высшего образования (участвовали 385 студентов). В ходе исследования установлено, что многие студенты во время обучения в вузе сталкиваются с рядом проблем, затрудняющих процесс не только освоения образовательной программы, но и социально-психологической адаптации к условиям высшей школы.

В настоящее время в Российской Федерации, на наш взгляд, и в Красноярском крае, широко используется модель коррекционно-педагоги-ческой поддержки студентов с нарушением зрения, значительное место в которой занимают специальные библиотеки для слепых, являющиеся не только социокультурными, но и образовательными центрами. Примером тому служит деятельность Красноярской краевой специальной библиотеки – центра социокультурной реабилитации инвалидов по зрению. В настоящее время библиотека тесно сотрудничает с Красноярской региональной организацией Всероссийского общества слепых, с коррекционными школами, где обучаются незрячие и слабовидящие. Научное сопровождение данного направления обеспечивается сотрудничеством с ведущими высшими учебными заведениями. Так, в 2009 году на базе библиотеки организована кафедра социальной работы и социальной педагогики Красноярского государственного педагогического университета имени В.П.Астафьева (заведующая кафедрой – доктор педагогических наук, профессор Т.В.Фуряева). Научные сотрудники этого университета совместно с сотрудниками библиотеки реализуют проект «Психолого-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению». Договор о сотрудничестве заключен с Сибирским Федеральным университетом, в рамках которого незрячие и слабовидящие студенты университета проходят на базе библиотеки производственную практику. В стадии завершения подписание договора о сотрудничестве с Красноярским государственным торгово-экономическим институтом.

В настоящее время в Красноярской краевой специальной библиотеке студенты составляют небольшую, но активно читающую группу. Так, в настоящее время услугами библиотеки пользуются 19 студентов. Из них: обучаются в педуниверситете им. В.П.Астафьева 4 человека, в СФУ – 8 человек, в Агроуниверситете – 2 человека, в торгово-экономическом институте – 2 человека. Специальности обучающихся студентов самые разные: юристы, психологи, филологи, экономисты и даже таможенники.

Важнейшими направлениями деятельности библиотеки в решении проблем получения высшего образования незрячими и слабовидящими являются:


  1. Информационная поддержка процесса обучения студентов с патологией органа зрения в вузах.

  2. Обучение студентов самостоятельной работе на компьютере, использование Интернет-технологий.

  3. Оказание практической помощи в написании и оформлении рефератов, курсовых и дипломных работ.

  4. Обучение чтению и письму по системе Брайля.

  5. Проведение профориентационных мероприятий.

Таким образом, роль библиотеки заключается в том, чтобы максимально ориентировать свои ресурсы на образовательные цели (Диянская Г.П. Принцип равных возможностей в тифлобиблиотековедении. М., 1998, стр.240). При этом одна из задач библиотеки – создать инвалидам по зрению комфортную среду для получения высшего образования.

Отечественный и зарубежный практический опыт доказывает, что инвалиды по зрению могут и должны обучаться в высших учебных заведениях, а после их завершения успешно работать по избранной специальности.




О РОЛИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

ПО ЗРЕНИЮ
Валентина Ивановна Прудкова,

председатель Центральной

местной организации ВОС,

председатель Красноярского

регионального отделения

спорта слепых
Уважаемые участники круглого стола! Социальная реабилитация инвалидов по зрению, их социализация, повышение качества жизни являются приоритетными направлениями в политике нашего государства. Одним из приоритетов этого направления является обеспечение доступа к получению высшего профессионального образования, качественного трудоустройства инвалидов. Все вышеизложенное позволяет инвалиду обеспечить не только сегодняшний, но и завтрашний день, стать самодостаточным человеком.

Члены Центральной местной организации обучаются в Сибирском Федеральном университете, это Яптунэ Наталья и Максим Максак, а Елизарьев Евгений является студентом СибГТУ. Студенты обеспечены эффективными средствами технической реабилитации: ноутбуками, смартфонами, цифровыми плеерами и диктофонами, полученными в рамках краевой долгосрочной целевой программы «Доступная среда». Это значительно облегчает усвоение полученных на лекциях знаний, подготовку к экзаменам, зачетам, курсовым работам. Большую помощь студентам оказывает наша краевая специальная библиотека. В начале 90-х годов было значительно труднее не только обучаться, но и поступать в высшее учебное профессиональное заведение. Член Центральной МО ВОС Сергей Степанов обучался в Красноярском государственном университете на юридическом факультете платно. Местная организация изыскивала благотворительные средства для оказания материальной поддержки студента. На сегодняшний день важнейшей задачей является трудоустройство выпускников. Необходимо решить проблему технической оснащенности рабочего места, в законодательном порядке решить проблему обеспечения трудоустраемого инвалида секретарем-чтецом. Через средства массовой информации и другие источники проводить работу по воспитанию в современном гражданском обществе правильного отношения к инвалидам.



ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ

ШКОЛЫ IV ВИДА
Елена Евгеньевна Брылина,

заместитель директора по УВР

Красноярской коррекционной

школы IV вида №1 для детей

с ограниченными

возможностями здоровья

Для каждого педагога, родителей, самого ребенка немаловажно, какое образование сможет получить ребенок после окончания школы. Как произойдет его адаптация в современном обществе, а также его дальнейшая социализация и профессиональное становление, сможет ли он конкурировать со здоровыми детьми. Несмотря на положение по профессиональному отбору, которое ограничивает доступность ряда профессий для лиц со сниженным зрением, многие все же остаются доступными.

Наша школа работает над проблемой «Социализация учащихся средствами основного и дополнительного образования». Другими словами, мы создаем условия для обучения слабовидящих учащихся, учитывая специфику, которая заключается в следующем:


  • учете общих закономерностей и специфических особенностей развития детей;

  • дифференцированном подходе к детям;

  • перераспределении учебного материала, изменении сроков прохождения;

  • дозировании учебных нагрузок;

  • организации лечебно-восстановительной работы, которая позволит по возможности сохранить показания по зрению или добиться улучшения показаний;

  • создании санитарно-гигиенических условий;

  • усилении работы по профориентации, социально-трудовой адаптации и самореализации учащихся;

  • наличии квалифицированных кадров в штате образовательном учреждении (дефектологи, логопеды, психологи, социальный педагог, инструктор ЛФК, врач-офтальмолог, врач-физиотерапевт, врач-педиатр и др.).

Содержание базовых предметов в школе для слабовидящих детей в своей образовательной и мировоззренческой основе соответствует содержанию, принятому в образовательных учреждениях общего назначения.

Ежегодно идет корректировка учебного плана школы, раздела «Обязательные занятия по выбору». Утверждение и согласование плана происходит с учетом выбранных предметов учащимися II-III ступени для подготовки к экзаменам за курс полной средней школы – это ЕГЭ. Предметы математика и русский язык – обязательные для сдачи ЕГЭ.

Желание отдельных выпускников сдавать экзамены ЕГЭ по выбору еще 7 лет назад переросло в систему. Из-за отсутствия в то время нормативной базы по организации ЕГЭ для детей с ограниченными возможностями здоровья учащиеся нашей школы сдавали экзамены на базе общеобразовательных школ на общих основаниях. ЕГЭ сегодня – это реальность нашего образовательного пространства, если вначале это был эксперимент, то теперь – обязательная процедура и для учащихся с ОВЗ, которые хотят продолжить свое обучение в ВУЗах, колледжах, техникумах.

Успешная адаптация и социализация учащихся школы прослеживается по катамнестическим данным:



Год

Всего выпускников

ВУЗ

Колледжи, лицеи, техникумы

Трудоустройство

2006-2007

12 класс


14

6

6

2

2007-2008

12 класс


11

8

2

1

2008-2009

12 класс


6

4

2

-

2009-2010

12 класс


5

3

2

-

Итого:

36/ 100%

21/ 60%

12/ 32,2%

3/ 9,7%

По окончании курса средней (полной) общей школы за этот период учащиеся награждены 1 золотой медалью (Грузенкина Нина), 2 серебряными медалями (Роганова Ксения, Зотиков Василий).

Добиться результатов помогает слаженная работа педагогического коллектива, организованная в течение всего учебного года, это:

– подробное информирование учащихся, изучение нормативных документов, оформление сменного стенда «Уголок для выпускников», проведение классных часов с привлечением психолога, социального педагога где обучаем навыкам регулирования своего эмоционального состояния, снятия излишнего напряжения;

– широкое использование тестовой формы контроля знаний на всех ступенях обучения, пробные ЕГЭ в школе и на базе СФУ, как отмечают выпускники 12 класса;

– проведение родительских собраний (организационного плана и тематических);

– оказание педагогической помощи в виде консультаций по всем предметам, выбранным учащимися;

– постоянное повышение квалификации педагогов школы по организации и проведению ЕГЭ, а также по содержанию предмета.

Подготовка начинается с I ступени обучения с применением тестовых заданий на повседневных уроках. В 2010-2011 учебном году учащиеся 4 класса впервые писали краевые контрольные работы. Согласно положению, могли не писать работу дети-инвалиды, дети с легкой степенью ЗПР, обучающиеся в данной школе менее 3 лет. Ребята писали все, справились с заданиями успешно.

С начала 2011-2012 учебного года в школе внедряется ФГОС для начальной школы, насколько позволяет учебный план специальных коррекционных школ IV вида (расхождение в количестве часов с предложенным планом). Школа частично обеспечена УМК, пока нет индивидуальных компьютеров, интерактивных досок и другого оборудования для реализации стандартов.

Организованная в школе образовательная среда помогает учащимся с ОВЗ легче сориентироваться в современной системе высшего образования, обучаться, овладевать выбранной профессией, реализовывать себя в дальнейшем после окончания учебного заведения.
ЦЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ
Валентина Вениаминовна Козловская,

преподаватель истории

Красноярской специальной

(коррекционной) общеобразовательной

школы-интерната III-IV вида
Одной из основных ценностей нашего времени стало высшее или средне-специальное образование. Для людей, получивших его, увеличивается шанс повысить свой социальный статус и улучшить материальное положение. Для юношей и девушек с ограничением зрения и совершенно незрячих вопрос об образовании особенно актуален, так как сейчас учебно-производственные предприятия Всероссийского общества слепых практически не работают, да и вообще Общество слепых не занимается трудоустройством своих членов.

За последние 15 лет государством созданы достаточно благоприятные условия для поступления и обучения незрячих и слабовидящих в высших учебных заведениях: льготы при зачислении, предоставление технических средств, создание социальных отделов при университетах и институтах, которые призваны помочь ребятам адаптироваться в новой для них обстановке. Но, к сожалению, некоторые проблемы так и остаются не решенными. Во-первых, очень узкий круг профессий, где могут обучаться, а потом трудиться незрячие (у слабовидящих этот круг несколько шире). Во-вторых, не созданы условия, при которых работодатели были бы заинтересованы брать на работу незрячих специалистов. Может быть, для государства выгоднее обеспечить инвалидов I группы по зрению приемлемыми условиями жизни через повышение социальных пособий, как это сделано в некоторых странах, чем создавать рабочие места для них. Но для россиян, ввиду особенности нашего менталитета, более достойным является возможность работать и таким образом быть полезным людям, то есть не только получать от общества, но и что-то самому делать для него.

Социализация, а, следовательно, и профессиональная ориентация – важнейшие факторы формирования личности незрячих детей. Этим, прежде всего, занимается школа, так как, во-первых, педагоги в процессе работы могут определить, в чем проявляются наклонности и способности незрячего или слабовидящего ребенка, а во-вторых, они владеют большей информацией, чем родители о возможности применения труда такой категории людей. Учителя, воспитатели, работники коррекционного блока Красноярской школы-интерната делают все, что возможно в наших скромных условиях, чтобы дети в будущем могли стать успешными. Они организуют встречи со студентами и с уже состоявшимися незрячими специалистами, например, с экономистами, психологами, массажистами и др., информируют о новых направлениях, на которых могут трудиться незрячие. Выпускники школы учатся в вузах и колледжах в общих группах. Они достаточно быстро устанавливают психологический контакт с окружающими и находят друзей среди зрячих студентов. Однако, прежде чем поступить в вуз, необходимо сдать ЕГЭ, для подготовки к ЕГЭ требуется тестовый материал, напечатанный рельефно-точечным шрифтом (тесты как тематические, так и обобщающие по основным предметам: математика, русский язык, история, физика, обществознание), а вот этого как раз у нас и нет.

Да, сегодня образование для незрячих и слабовидящих – это своего рода поплавок, который может удержать их на плаву. И если даже кто-то из них не сможет после окончания вуза найти работу согласно полученной специальности, то все равно польза будет огромной – образование расширяет кругозор, формирует миропонимание человека. Это позволит незрячим людям больше читать разных книг и через них познавать мир.


О НЕОБХОДИМОСТИ ТЬЮТОРСКОГО

СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ

СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ
Юлия Юрьевна Бочарова,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры социальной работы

и социальной педагогики

Красноярского государственного

педагогического университета

им. В.П. Астафьева
Необходимость усилий по созданию реальных возможностей для освоения содержания высшего образования очевидна. Все современные информационно-коммуникационные технологии должны быть предоставлены студентам с инвалидностью для получения высшего профессионального образования. Специальные коррекционные школы делают сегодня все возможное для подготовки своих учеников к поступлению в вузы, открывая им ранее нереальные возможности. Однако даже за возможность успешного поступления в вуз для студента с инвалидностью скрыты проблемы адаптации, которые могут свести на нет все предыдущие достижения.

Как известно, в процессе инклюзии ребенка с инвалидностью в образовательную среду решающую роль играет сочетание трех условий, они же могут быть экстраполированы и на процесс адаптации и социальной интеграции студента с инвалидностью.

Первым из них является признание разнообразия. Чем более гетерогенной является (и видится педагогом) учебная группа, чем больше возможностей для построения индивидуальной траектории обучения для любого ребенка, тем легче и органичнее будет включение учащегося с ОВЗ в образовательный процесс. Это условие работает и в отношении студенческой группы. Если она видится профессорско-преподавательским составом выпускающей кафедры как учебное сообщество профессионального становления индивидуальностей, предоставляет возможность индивидуального проектирования учебно-профессио-нальных траекторий, любой студент, в том числе и студент с инвалидностью получит возможность продвижения в учебном процессе в своем ритме и темпе, со своим уникальным маршрутом.

Второе условие касается наличия ключевой персоны, проводника в новой образовательной среде, тьютора-консультанта, помогающего процессу жизненного и профессионального самоопределения в новом образовательном пространстве. Если здоровым и мотивированным студентам это не всегда нужно, они сами смогут найти необходимого им консультанта, включиться в учебно-профессиональное сообщество во время практики, конференций и т.п., то молодой человек с инвалидностью нуждается в таком посреднике.

В функции тьютора еще со времен зарождения такой практики в первых университетах Европы входила помощь молодому человеку в ориентации во всех сторонах студенческой жизни, включая сопровождение в вопросах жизнеустройства, решения ежедневных проблем городской жизни и т.п. До сих пор в студенческой среде имеются группы инициативных студентов, сопровождающих первокурсников в процессе адаптации. Примером может служить многолетний опыт факультета начальных классов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Непосредственное участие в сопровождении студента с особыми потребностями воспринимается многими молодыми людьми не только как проявление человеколюбия, но и как уникальная социальная практика. В качестве тьюторов могут выступать как студенты старших курсов, так и молодые преподаватели или аспиранты, если речь идет о включении студентов с ОВЗ в научно-исследовательские проекты. Для студентов специальностей социального профиля: специалистов по социальной работе, социальных педагогов, педагогов коррекционного обучения такая практика тьюторского сопровождения позволит расширить границы профессиональных компетенций.

Третьим условием, запускающим максимально потенциал двух первых, является атмосфера сотрудничества в учебном заведении, речь идет об особом укладе жизни в университете, предполагающем свободу выбора способов самореализации в учебной и внеучебной жизни студента. Важнейшим условием его успешной адаптации является включение в студенческую жизнь на уровне добровольных творческих, спортивных, исследовательских объединений. Как в процессе изучения дисциплин, практики студент должен иметь возможность обучения в индивидуальном темпе и ритме, так и во внеучебной деятельности – возможность выбора сфер для самореализации. Такую особую смысловую реальность можно построить в высшем учебном заведении, если понимать, что общение является одним из трех (наряду с деятельностью и сознанием) способов бытия человека. Примером может служить учебно-профессиональное сообщество, в которое включены субъекты образовательного процесса разных уровней: студенты, специалисты учреждений, преподаватели, аспиранты, члены общественных организаций. К примеру, студенты, получающие образование по направлению «социальная работа» при руководстве кафедры социальной педагогики и социальной работы Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, с первых дней обучения погружаются в реальность жизни своих будущих клиентов: они включаются в целую сеть инновационных проектов, становясь членом команды, учебно-профессионального сообщества. Кафедрой реализуются в настоящее время несколько сетевых проектов на базе 9 научно-внедренческих площадок, таких как Маганский психоневрологический интернат, вечерняя (смен-ная) общеобразовательная школа г.Красноярска, краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и др.

Общественные организации через своих проводников – студентов и преподавателей могут инициировать такие интеграционные процессы в высших учебных заведениях. Примером может служить наш проект «Школа общения «Учись понимать сердцем» интегрированной группы из молодых людей с инвалидностью по зрению и студентов социальных специальностей, который реализуется на научно-внедренческой площадке КГПУ им. В.П. Астафьева – краевой специальной библиотеке. Являясь по своему психологическому содержанию группой встреч, «школа общения» позволяет молодым людям с инвалидностью и без обсуждать проблемы межличностного общения, сегрегации одних членов общества другими, думать над необходимостью построения стратегии жизни, обсуждать проблемы лидерства. Если молодежь с инвалидностью, в первую очередь, получает шанс свободного общения и развития социально-психологической компетентности, студенты социальных специальностей – проникновение в сущность бытия человека с инвалидностью, то понимание специфики трудной жизненной ситуации инвалида по зрению, прояснение смыслов своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, оптимальное соотношение свободы и заботы о студенте с инвалидностью возможно при правильном понимании необходимости и выбора адекватных его ситуации форм тьюторского сопровождения. Само наличие мест (ситуаций) социальной интеграции уже дает шанс на возникновение практики тьюторского сопровождения, конгруэнтной человеческой природе.



СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В КРАСНОЯРСКОМ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ

ИНСТИТУТЕ:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Тамара Николаевна Мяделец,

ведущий специалист по социальной работе

Окружного учебно-методического центра

высшего профессионального образования

инвалидов Сибирского федерального округа

(ФГБОУ ВПО «КГТЭИ»)
В Красноярском крае по состоянию на 01.10.2011года проживает 190,5 тыс. инвалидов, из которых 9,1 тыс. – дети-инвалиды.

Детская инвалидность представляет собой широчайший диапазон по видам и тяжести течения заболеваний. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие рекомендации в ИПР, способны обучаться в вузах. Поэтому подходы к системе реабилитации должны быть индивидуальны, в том числе и в процессе получения образования.

Образование находится в ряду самых значимых факторов реабилитации и последующей социальной инклюзии инвалидов.

В Красноярском государственном торгово-экономическом институте реализуется проект: «Непрерывное разноуровневое интегрированное обучение лиц с ограниченными физическими возможностями» («Профессия и здоровье»). Цель проекта – обеспечение непрерывного разноуровневого образования молодежи с нарушением двигательных функций путем создания многоступенчатой системы профессионального обучения: детский сад – школа – техникум – вуз – послевузовская деятельность», имеющего адаптивно-коррекционную направленность. Модель, содержащая лечебную, педагогическую, психологическую поддержку студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, реализуется в КГТЭИ с 1995 года.

В КГТЭИ на сегодняшний день обучается 130 студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Многочисленные аспекты интеграции студентов с ОВЗ успешно реализуются не только усилиями молодых людей, но расположением и помощью со стороны товарищей по учебе, преподавателей, сотрудников Окружного учебно-методического центра высшего профессионального образования инвалидов Сибирского федерального округа (ОУМЦ), который выполняет соответствующие функции. Основной целью работы центра является создание условий, расширяющих возможности получения высшего экономического образования студентам с ограниченными возможностями здоровья. Штат сотрудников центра немногочисленный: руководитель, заместитель, ведущий специалист по социальной работе, специалист по учебно-методической работе, инженер-программист, старший лаборант, массажист, инструктор ЛФК; совместители: главный научный сотрудник, врач-ортопед, педагог-психолог). Материально-техническая база центра состоит из специализированной учебной аудитории, медицинского кабинета, кабинета администрации центра, двух информационно-ком-муникационных лабораторий, оснащенных современной техникой, кабинета релаксации.

Институту присвоен статус базового образовательного учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающего условия для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. (Приказ Министерства образования и науки России от 30 декабря 2010г.).

В течение учебного процесса студенты с ограниченными возможностями здоровья находятся под наблюдением высококвалифицированных врачей-ортопедов и проходят комплекс реабилитационных мероприятий (массаж, занятия адаптивной физкультурой в специальных группах, посещение бассейна, занятия с педагогом-пси-хологом).

Социально-психологическое сопровождение студентов с ОВЗ представляет собой комплекс мероприятий по образованию, развитию и социальной защите студентов. Выбор мероприятий обусловлен предварительно полученными данными, которые нуждаются в анализе и социально-психологической интерпретации.

В рамках социально-психологической работы проводится анкетирование и тестирование студентов, обучающихся по программе «Профессия и здоровье». С помощью такой системы осуществляется сбор, хранение, анализ и представление информации об уровне развития студентов, как личностей, и о качестве образовательного процесса в целом. Социально-психологическое анкетирование – специально организованное систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным развитием обучающихся студентов с учетом образовательной среды учреждения, позволяющее сотрудникам центра, педагогическому коллективу образовательного учреждения осуществлять анализ воздействия традиционных и инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на качество обучения и личностные изменения обучающихся; принимать решения, оказывать социальную помощь.

В инструментарии практического психолога существует разнообразный комплекс методов и методик, позволяющий выявить все необходимые показатели психического состояния и дальнейшего развития студентов, которые могут быть учтены в процессе обучения.

Комплексные сведения, которыми мы располагаем на текущий момент, позволяют выявить различные причины трудностей: в учебе, в общении с однокурсниками, родителями, друзьями. Основой коррекции психологического состояния студентов данной категории являются индивидуальные и групповые занятия с психологом: тестирование, консультирование, психологические тренинги. Путем таких систематических приемов психолога удается выровнять общее состояние обучающегося.

Социально-психологическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов и приемов коррекционной работы со студентами, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи студенту в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Целенаправленно проводится работа с преподавательским составом, обучающим студентов по программе «Профессия и здоровье». Изучается и распространяется опыт путем семинарских занятий. Взаимовыгодная схема мероприятий обеспечивает комфорт в образовательной деятельности студента – это то, что сохраняет психофизиологическое здоровье; усиливает уверенность в учебной деятельности для самовыражения и реализации внутренних потенциалов и ресурсов; создает возможность для построения гармоничных, доверительных взаимоотношений с педагогами и однокурсниками; способствует позитивным эмоциям и переживаниям для полноценного личностного развития; обеспечивает продуктивность учебного процесса как на личностном уровне, так и на уровне образовательного учреждения.

Финансирование центра осуществляется за счет внебюджетных средств института.

Ведется работа по привлечению грантовых и спонсорских средств. У нас появился достойный спонсор в лице ОАО «Красноярскнефтепродукт» (генеральный директор Сергей Иванович Скибук). На приобретение сенсорной комнаты выделено 500 тысяч рублей при поддержке Министерства социальной политики Красноярского края в лице министра Галины Егоровны Пашиновой. Оборудование сенсорной комнаты поможет студентам, обучающимся по программе «Профессия и здоровье», улучшить свое физическое и эмоциональное состояние. Мягкое сбалансированное воздействие на органы чувств, на вестибулярный аппарат и центральную нервную систему снимут нервное возбуждение и стресс, сформируют ощущение покоя и умиротворения. Специальным образом подобранные цветовая гамма, волшебный свет и плавная музыка помогут слиться в единое целое чувству гармонии и спокойствию.

На средства ЗАО «Ванкорнефть» (552 тысячи 720 руб., генеральный директор Проценко Игорь Станиславович) приобретены массажное оборудование и мебель для специализированного учебного класса.

Надеемся на поддержку других спонсоров.

При поддержке грантовых средств проводятся конференции, всероссийские семинары с участием представителей из различных городов Российской Федерации. В ноябре (24-25) 2011г. состоялся Всероссийский обучающий семинар «Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» с участием представителей из Министерства образования и науки Российской федерации при финансовой поддержке КГАУ Красноярского краевого фонда поддержки научно-технической деятельности (исполнительный директор Андрей Анатольевич Иптышев). По итогам семинара будет издан сборник.

За период существования центра мы имеем своих партнеров: ДОУ №139, школа-интернат №1 имени В.П. Синякова, профессиональный лицей №11 (ныне «Красноярский техникум социальных технологий»), краевые общественные организации инвалидов (ВОИ, ВОГ, ВОС), Красноярский краевой центр социокультурной реабилитации инвалидов по зрению, органы образования и органы социальной защиты населения края и др. Подписан договор «О социальном партнерстве» с КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения» (директор Людмила Петровна Тимошенко).

Созданный в КГТЭИ вариант обучения и оздоровления молодежи с ограниченными физическими возможностями выдержал испытание временем. Научно-образовательному проекту «Профессия и здоровье» в текущем году 16 лет.

За период реализации проекта 90% выпускников работают непосредственно по специальностям в различных учреждениях, предприятиях и организациях города и края.

Данная работа по подготовке специалистов с ограниченными физическими возможностями здоровья отмечена дипломами на федеральном и краевом уровнях.



Проблемы: недостаточная материально-техническая база (лифт, подъемники, поручни, специализированная мебель для учебной аудитории, оборудование для физиокабинета и др.); преимущественно принимаются молодые люди с нарушением опорно-двигательного аппарата; ограничение круга специальностей (бухучет и аудит); недостаток в специально подготовленных кадрах; текучесть имеющихся кадров из-за низкой заработной платы.
Перспективы:

В дальнейшем институт рассматривает вопросы обучения слабовидящей и слабослышащей молодежи, внедрения дистанционного обучения.

Проведение цикла мероприятий по обобщению, распространению и внедрению опыта для преподавателей и специалистов на имеющихся площадках, где обучаются студенты с ОВЗ.

Организация системы повышения квалификации для руководителей и актива общественных организаций инвалидов.

Специалистами ОУМЦ при поддержке руководства вуза все делается для того чтобы студентам было комфортно учиться в нашем вузе.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

ПО ЗРЕНИЮ
Инна Борисовна Ахпашева,

старший преподаватель

кафедры ТФИТО

Хакасского государственного

университета им.Н.Ф.Катанова

Современное общество вступило в новый уровень своего развития – информационное общество, характеризующееся высоким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и их интенсивным исполь-зованием во всех сферах жизнедеятельности человека. Самое широкое применение ИКТ нашло в системе образования. Как известно, одним из принципов профессионально-педагоги-ческой направленности обучения является принцип информатизации, который требует использования современных информационных технологий на разных этапах обучения. Поэтому трудно представить в современном учебном процессе преподавание учебных дисциплин без применения ИКТ.

В современных источниках ИКТ представ-ляют собой различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Они характеризуются использованием компьютерной техники и телекоммуникационными средствами для реализации информационных процессов в целях поиска, сбора, создания, обработки, хранения, распространения информации и предо-ставления продуктов и услуг для удовлетворения информационных потребностей. К ним, прежде всего, относятся: персональный компьютер как универсальное устройство обработки инфор-мации; устройства для ввода/вывода инфор-мации; глобальная сеть Интернет; различные программы прикладного и специализированного назначения и др.

ИКТ в образовании связаны с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к наиболее часто используемым средствам ИКТ в учебном процессе относятся:



  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью персонального компьютера и мультимедийного оборудования;

  • электронные библиотеки, энциклопедии и справочники;

  • тренажеры и программы тестирования;

  • виртуальные лаборатории и конструкторы;

  • глобальные и локальные образовательные сети;

  • информационно-поисковые и информационно-справочные системы;

  • научно-исследовательские работы и проекты;

  • автоматизированные базы данных;

  • мультимедиа-технологии и др.

Применение ИКТ в учебном процессе способствует повышению мотивации к изучению вузовских дисциплин, активизации познавательной деятельности; обеспечивает свободный доступ к образовательным ресурсам, в том числе к информационным ресурсам всего мира; форми-рует способность обучающихся самостоятельно приобретать знания; позволяет привить будущим специалистам навыки коллективной работы в рамках электронных сетевых структур и продви-жению собственных знаний и умений на рынке высококвалифицированных кадров через информа-ционное пространство.

Особую роль применение ИКТ в образовательном процессе играет для людей с ограниченными физическими возможностями, в частности, имеющих проблемы со зрением. Чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячими, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и профессионально пригодным в обществе. Использование инвалидами права на образование – одного из основополагающих прав человека – сопряжено с целым рядом проблем. Отсутствие необходимых условий для полноценного участия в образовательном процессе, отвечающих индивидуальным потребностям и возможностям учащихся, приводит к тому, что большинство молодых людей с инвалидностью по зрению не могут получить хорошее образование и профессию. ИКТ значительно увеличили шансы получить образование людям с инвалидностью по зрению. Применение информационных технологий в образовании открывает новые «обходные пути» инвалидности, расширяя возможности для коррекционно-развивающей работы, усиливая личностно-развивающий потенциал образовательной среды, раздвигая границы информационно-образовательного пространства.

В условиях, когда минимизировано количество и качество каналов получения информации эффективность обучения очень низка, многие учебные дисциплины содержат большой объем визуальной информации – формулы, схемы, графики и т.д. Также большую трудность для студентов с инвалидностью по зрению представляют различные научные, физические эксперименты и лабораторные практикумы, в частности, по физико-математическим дисциплинам. В такой ситуации преподавателю необходимо более активно использовать технические и программные средства восприятия информации, способствующие целенаправленному и эффективному усвоению учебного материала. При использовании ИКТ как средства учебного образовательного процесса студентов, имеющих зрительную недостаточность, требуется особый комплексный подход в отборе и в представлении учебного материала, также и в адекватном использовании программно-аппаратного обеспечения для его иллюстрации.

Рассмотрим основные направления использования средств ИКТ в организации обучения студентов с инвалидностью по зрению.



  1. В качестве средства информационно-методического обеспечения учебного материала и доступа к ним.

Основное внимание необходимо уделять решению задач получения информации в доступной для незрячего и слабовидящего студента форме, облегчающих учебный процесс. Одним из средств обеспечения учебным материалом незрячих студентов могут являться аудиолекции. Аудиолекции представляют собой аудиозапись теоретического учебного материала, организованную по принципу классического учебного пособия на бумажном носителе. Они стали очень удобным и эффективным способом получения информации, обладающим доста-точным дидактическим потенциалом при органи-зации самостоятельного усвоения учебного материала. Единственным недостатком, по нашему мнению, они обладают при изучении физико-математических дисциплин: некоторые законы физики, формулы, схемы, графику и другую визуальную информацию в звуковом формате выразить практически невозможно.

Одним из основных средств обеспечения учебным материалом студентов являются учебно-методические комплексы, электронные учебные пособия и т.п. В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любой дисциплины в ВУЗе. Современные компьютер-ные технологии предполагают, что пользователь обладает способностью видеть, и стандартный пользовательский интерфейс персонального компьютера практически является непригодным для людей с ограниченными возможностями зрения. Поэтому основное внимание в процессе развития ИКТ для людей с инвалидностью было сфокусировано на тех аспектах, которые обеспечивали адаптацию управления компьютер-ным оборудованием, вводом данных и представлением информационных потоков, учитывая физические ограничения инвалидов. Незрячие и слабовидящие воспринимают данные в основанном на звуковом и рельефно – точечном материале (шеститочечные символы азбуки Брайля, рельефные копии изображения), поэтому в помощь им предлагаются специальные аппаратные и программные средства ИКТ, компьютерные тифлотехнологии, которые позво-ляют самостоятельно работать на компьютере лицам с глубокими нарушениями зрения.

Таким образом, учебный материал, представленный в электронном виде, слабови-дящие и незрячие студенты могут использовать при помощи компьютерных тифлотехнологий. Компьютерные тифлотехнологии (от греч. typhus – слепой) базируются на комплексе аппаратных и программных средств, предоставляющие возмож-ность преобразования компьютерной информа-ции в рельефно-точечную и/или звуковую форму. По принципу работы все компьютерные тифло-технологии можно разделить на две группы: средства, озвучивающие информацию, и средства рельефно-точечного вывода компьютерной информации.

В данном случае, для работы с электронными учебными документами можно воспользоваться программами экранного доступа и программными синтезаторами русской речи.

Программы экранного доступа – это программы или программные комплексы, обеспечивающие доступ и озвучивание текстовой и графической информации, выводимой на монитор, и применение брайлевских дисплеев для чтения текстовой информации рельефно-точечным шрифтом незрячими и слабовидящими пользователями. Именно эти программы с помощью синтезаторов речи и специальных программ поддержки брайлевских дисплеев делают доступной для незрячих пользователей значительную часть визуальной компьютерной информации, а также работу в сети Интернет.

В том случае, когда требуется визуализация учебного материала, можно воспользоваться программами увеличения текста (экранные лупы). Это технология предназначена для пользо-вателей с ослабленным зрением и используется в тех случаях, когда размер текстовой или графи-ческой информации, необходимой для работы, недостаточен для восприятия и увеличить его с помощью стандартных программ не представ-ляется возможным. Системы экранного увеличе-ния могут работать в паре с модулями считы-вания экранной информации.



2. В качестве средства коммуникации, инструмента взаимодействия в системе «педагог – студент».

Незрячие студенты в силу своих ограничений не всегда имеют возможность посещать регулярные занятия в учебных заведениях. ИКТ часто используются в качестве средства дистанционного обучения и выступают посредниками в процессе общения, а иногда даже являются единственным способом связи с внешним миром. Используя электронную почту, списки рассылки, группы новостей, чат, про-грамммы удаленного доступа, студенты данной категории имеют возможность активно участ-вовать в учебном процессе и общаться как с педагогом, так и другими участниками образова-тельного процесса. Использование телеконферен-ций, проходящих под управлением преподава-теля, позволяет организовать общую дискуссию среди обучаемых. Услуги FTP-серверов могут потребоваться при пересылке данных (файлов), в том числе больших размеров. Также разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установле-ния связи передавать текст, вводимый с клавиа-туры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совмест-ную работу участников образовательного про-цессса с программой, запущенной на локальном компьютере.



  1. В качестве средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов обучения.

Одной из важных составляющих учебного процесса является контроль знаний и умений студентов. Значимость контроля трудно переоценить: при эффективной организации он выполняет образовательную, развивающую и воспитывающую функции. Постепенный переход от традиционных форм контроля и оценивания знаний к компьютерному тестированию отвечает духу времени и общей концепции модернизации и компьютеризации системы образования. Компьютерное тестирование позволяет студенту с ослабленным зрением не только проверить свои знания и навыки, но и при самостоятельной работе выполняет обучающую функцию. При разработке системы тестирования для незрячих студентов необходимо учитывать следующее: тестовые задания должны представлять собой точное, определенное и однозначное описание явления, оформление невербального материала (рисунки, графики) должны быть высокого качества, необходимо исключать лишних слов, дать больше времени для ответов на тестовые задания.

Незрячим студентам для контроля знаний можно использовать аудиотесты, содержащие совокупность компактно сформулированных вопросов и задач, которые записаны через определенный временной интервал, определенный необходимым для ответа/решения временем.


скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
[Текст] : сб докладов и информ материалов межвед круглого стола (30 ноября 2011 г.) / сост. С. И. Пермякова. Красноярск : ксб, 2012. 99 с
834.57kb.
Составитель: М. М. Уткина ф философские проблемы естествознания: Методические указания к семинарским занятиям [Текст] / сост. М. М. Уткина. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2011. 19 с
218.77kb.
Докладов презентаций «Смерть Артура»
17.92kb.
План профориентационной работы гуманитарного факультета
9.34kb.
О. Казаков, О. Макаренко, С. Туркин, В. Матросов, В. Вайнер, Л. Юрченко, моф сцпои
483.23kb.
План реализации программы
82.83kb.
В связи с вышеизложенным, администрация Тверской области, региональное отделение Президентской программы, основываясь на решениях Круглого стола и поручении заместителя Губернатора И. В
120.07kb.
Пункт 5 предварительной повестки дня Прочие вопросы − Круглый стол по проблемам изменения климата и транспорта
221.53kb.
Фойе перед ауд
815.62kb.
Банк данных по социологии
42.9kb.
[Текст] / А. И. Кузнецова [и др.] // Зоотехния. 2012. №12. С. 13-15. Библиогр.: с. 15 (15 назв.). рис
84.2kb.
Сборник «новинки 2010 – 2012» в сборник вошли все фильмы проката 2010, 2011, 2012 года по состоянию на сентябрь 2012года
197.89kb.