Главная страница 1страница 2страница 3
скачать файл



Министерство образования Республики Коми

Государственное автономное учреждение Республики Коми

дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма»

Международный день

защиты прав детей
тематическая подборка

Сыктывкар

2011
Составитель: Петькова Е.И. Международный день защиты прав детей

Материалы сборника предназначены для проведения бесед с учащимися младших классов, среднего звена, старшеклассниками, учащимися техникумов, профессионально-технических училищ, а также вузов.

Пособие содержит выдержки из основных документов по защите прав детей: Декларации прав ребенка, Конвенции о правах ребенка, ФЗ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейного кодекса, полностью представлен закон «О защите прав ребенка в Республике Коми». В разделе «Формы работы» представлены викторины, тесты, правовые ситуации, игры с учетом возрастных особенностей детей.

Также рассматриваются вопросы по правам и обязанностям обучающихся, представлен перечень органов и учреждений, которые защищают права ребенка, даны полезные ссылки для работы в сети интернет.


Данный сборник адресован учителям, педагогам дополнительного образования, специалистам, работающим с молодежью, психологам, родителям и всем интересующимся проблемами защиты прав ребенка.

Отзывы и предложения, а также любая информация принимается по адресу: Республика Коми, 167000, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 14, Государственное автономное учреждение Республики Коми дополнительного образования детей «Республиканский центр детско-юношеского спорта и туризма».

Телефон/факс: 20-22-27

E-mail: turcentr@mail.ru

Сайт: http://www. komiturcenter.ru

© Дизайн и верстка – Божко Я.В.

© АУ РК «Детско-юношеский центр спорта и туризма», 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление………………………………………………………………4

Немного истории………………………………………………………..4

Основные документы…………………………………………………...5

Выдержки из основных документов…………………………………...6

Права и обязанности обучающегося…………………………………..20

Органы и учреждения, которые защищают права ребенка…………..21

Формы работы…………………………………………………………..22

Полезные ссылки……………………………………………………….29

Если тебе трудно, то здесь тебе помогут……………………………...30



Вступление

С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил».

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка. В России проживает около 33,3 млн детей, что составляет почти четверть населения страны. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире. Ребёнок верит в любовь, силу и добро взрослых. Он не знает, что детям иногда приходится испытывать голод, насилие, унижение, их запугивают, используют телесные наказания, угрозы.

Немного истории

Наиболее значимым событием, связанным с защитой прав детей, считается создание Лигой наций в 1919 году  Комитета детского благополучия, деятельность которого была направлена на оказание помощи беспризорникам и сиротам.


Одновременно с Комитетом действовали и другие неправительственные организации, работающие над созданием социальных стандартов защиты прав детей. Так, Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Эглантайн Джебб, разработал  Декларацию прав ребенка.

В 1923 году эта Декларация была принята  Лигой Наций и стала первым международным правовым документом по охране прав и интересов детей.  В ней подчеркивалось: забота о детях и их защита не являются исключительной обязанностью семья и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детей.

Одним из первых и основных документов по правам человека является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята 10 де­кабря 1948 г.

Декларация не налагает на государства конкретные юри­дические обязательства по реализации всех перечисленных в ней прав и свобод человека. Дело в том, что декларация - международно-правовой доку­мент, в котором провозглашаются какие-либо принципы. Декларации не носят обязательного для исполнения ха­рактера. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако эти документы обладают большой морально-политической силой, и по отношению к ним судят о позициях государств.

Следует отличать декларации от конвенций, являющих­ся юридически обязательными международными соглашениями. Как правило, конвенция - это соглашение по какому-либо специальному вопросу, по однородной проблеме.

В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, провозгласив, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В этом документе были сформулированы 10 социальных правовых принципов, касающихся защиты и благополучия детей.

20 ноября 1989 года Генеральная ассамблея ООП приняла Конвенцию ООН о правах ребенка. Конвенция - это соглашение, обязательное для тех государств, которые к нему присоединились. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Главный принцип Конвенции - признание ребенка полноценной и полноправной личностью.

191 государство является участником Конвенции. Россия ратифицировала Конвенцию 13 июля 1990 года.

По инициативе Франции с 1996 года в день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, 20 ноября, было решено ежегодно отмечать День прав ребенка.

Основные документы
Права ребёнка - свод прав детей, зафиксированных в международных документах по правам ребёнка. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок - это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) — это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.



Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ осуществляет международную защиту прав ребенка по направлениям:

  1. разработка  деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

  2. создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

  3. содействие приведению национального законодательства в соответствии с международными обязательствами;

  4. оказание международной помощи через Детский фонд ООН.


Основные международные документы ЮНИСЕФ, касающиеся прав детей:

  1. Декларация прав ребенка (1959)

  2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989)

  3. Всемирная декларация  об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)


Декларация прав ребенка является первым международным документом (имеет рекомендательный характер), в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

Декларация провозглашает, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества.

В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

На основе Декларации прав ребенка  был разработан другой важнейший международный документ – Конвенция о правах ребенка. Здесь впервые ребенок рассматривается  не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

Конвенция о правах ребенка принята ООН в 1989 г. и сейчас ратифицирована всеми странами ООН, кроме США и Сомали. Она имеет обязательную юридическую силу для подписавших ее стран. В соответствии с Конвенцией создан Комитет по правам ребенка, где рассматриваются доклады государств-участников о мерах по выполнению установлений Конвенции. На основании изучения этих докладов каждые пять лет Комитет выносит рекомендации и предложения, адресованные государствам-участникам Конвенции. В случае невыполнения этих рекомендаций Генеральная Ассамблея ООН может принять резолюцию, по которой государство, которое игнорировало требования Комитета по правам ребенка, будет ограничено в помощи и поддержке со стороны других государств-участников Конвенции и международных организаций.

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и пятидесяти четырех статей, детализирующих индивидуальные права каждого человека в возрасте до восемнадцати лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней. Кроме того, вышеперечисленные права детей представлены в федеральных законодательных актах и конкретизированы в документах на уровне региона  и каждого дошкольного образовательного учреждения.

Для создания  и развития механизма реализации прав на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных  Конституцией РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ,  Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании».

Каждый регион издаёт свои законы, постановления, направленные на защиту прав детей. В Республике Коми - принят закон «О защите прав детей в Республике Коми» № 36-РЗот 10 октября 1996 года (ред. от 04.12.2000 N 64-РЗ).

Выдержки их основных документов

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Также рассматриваются вопросы по правам и обязанностям обучающихся, представлен перечень органов и учреждений, которые защищают права ребенка, даны полезные ссылки для работы в сети интернет
590.16kb.
Лекции по логопедии направление подготовки
332.5kb.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права
1101.09kb.
Взаимодействие с органами Федерального казначейства по обеспечению работы официального сайта РФ в сети Интернет для размещения информации о заказах для муниципальных нужд
17.61kb.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
209.93kb.
Руководство по созданию vpn соединения в сети вгуэс
32.95kb.
Книга для учителя. М.: Русское слово,2000. М. В. Савин Обществознание. 9 кл. Поурочные планы. М.: Русское слово, 2001
61.25kb.
Ноября 2012г. 1 Членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть назначен
233.42kb.
Сердце ребенка вопросы, которые часто задают родители детским кардиологам Чем отличается сердце взрослого человека и ребенка?
76.42kb.
Вопросы прикладной психологии: образование, управление
47.39kb.
Система работы методического объединения математиков по организации проектной деятельности обучающихся
51.73kb.
Металлические полезные ископаемые
555.36kb.