Главная страница 1
скачать файл

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования



«БЕЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА»

Рабочая программа учебной дисциплины

ОПд. 01 основы технического черчения

по профессии

190623.03 Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава
группа 111

Белово


2011

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы технического черчения» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 190623.01 Машинист локомотива.



Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Беловский техникум железнодорожного транспорта»

Составитель: Арефьева Людмила Владимировна, преподаватель общетехнических дисциплин


Рассмотрена

Заседание ПЦК

Протокол №______

___________ __________

«____»______________ 201__г.






Утверждаю

Зам. директора по УПР

ГБОУ СПО «БТЖТ»

______ М.М.Пономаренко

«____»______________ 201__г.




СОДЕРЖАНИЕ





стр.
  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ





5
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



5
  1. условия реализации программы учебной дисциплины



8
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины



8

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы технического черчения



1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы техническое черчение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 190623.01 Машинист локомотива.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (переподготовке и повышении квалификации) и профессиональной подготовке работников по профессиям:

190623.01 Машинист локомотива

16878 Помощник машиниста тепловоза

16885 Помощник машиниста электровоза

18540 Слесарь по ремонту подвижного состава
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общепрофессиональный цикл



1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 - читать рабочие и сборочные чертежи и схемы;

У2 - выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, элементов, узлов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

З1- правила чтения технической документации;

З2- способы графического представления объектов, пространственных объектов и схем;

З3 - правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов;

З4 - технику и принципы нанесения размеров.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 69 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46 часа;

самостоятельной работы обучающегося 23 часа



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

69

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:




практические занятия

23

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

в том числе:




Подготовка формата А4 к практическим работам (рамка и основная надпись)

Выполнение тренировочных упражнений по нанесению размеров, линий, надписей

Вычерчивание контуров детали (фланец, прокладка).

Работа с учебной литературой с целью опережающего восприятия материала

Подготовить ответы на вопросы по теме «Прямоугольное проецирование»

По заданному чертежу определить проекции точки, ребер и граней на поверхности предмета.

По заданному шаблону передать объем предмета на техническом рисунке.

Заполнить таблицу параметров и выполнить чертеж пробойника

Выполнить систематизацию учебного материала по теме «Условности и упрощения на сборочном чертеже».

Оформление практических работ по теме «Сборочные чертежи»






Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Основы технического черчения




Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов изменить часы

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Основные положения ЕСКД




10





Тема 1.1

Основы технического черчения

Содержание учебного материала

3







1.

Предмет, цели и содержание дисциплины «Основы технического черчения». Значение и место дисциплины в подготовке по профессии «Машинист локомотива».

Понятие и назначение чертежа. Основные чертежные приборы, инструменты, принадлежности, материалы. (1 час)






1




2.

Основные правила оформления чертежей (1 час)

Понятие стандартизации. Оформление чертежей по государственным стандартам ЕСКД. Форматы чертежей, их оформление. Расположение видов на чертежах. Масштабы. Шрифты. Линии чертежей. Надписи на чертежах.

Техника и принципы нанесения размеров.(1 час)






2




Практические занятия:

1. Выполнение линий чертежа.

2. Выполнение чертежных шрифтов и надписей .

3. Определение размеров на чертеже и их простановка на чертеже плоской детали.

4. Определение шероховатости по справочной литературе и обозначение ее на чертеже.


4







Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение тренировочных упражнений по нанесению размеров, линий, надписей (1,5час)

Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД) (1,5 часа)


3




Раздел 2.

Геометрические построения.

Проецирование




19





Тема 2. 1. Геометрические построения

Содержание учебного материала:


2







1.

Геометрические построения

Классификация геометрических построений. Правила выполнения геометрических построений. Построения прямых, плоских фигур, поверхностей с линиями их пересечения. Построение пересечений прямых. Деление отрезка, угла, окружности на равные части.(1 час)

Сопряжение линий. (1 час)





3




Практическое занятие:

1. Выполнение чертежа детали на деление окружностей (прокладка, пластина, крышка)

2. Выполнение чертежа детали на сопряжение (фланец, гаечный ключ)

3. выполнение чертежа детали с применением уклона и конусности.




3








Самостоятельная работа:

1.Вычерчивание контуров детали (фланец, прокладка).

2.Работа по теме «Уклон и конусность» с целью опережающего восприятия материала

3. Подготовка формата А4 к практическим работам




3





Тема 2.2. Основы проекционного черчения

Содержание учебного материала:

8







1.

Аксонометрические и прямоугольные проекции

Диметрическая проекция. Изометрическая проекция(1 час)

Прямоугольное проецирование. Проекции точки. Построение проекций отрезка, прямой.(1 час) Построение третьей проекции по двум заданным. (1 час)

Построение разверток поверхностей тел. (1 час)

Сечение деталей плоскостями.(1 час)

Проекции моделей, эскизы и техническое рисование. Назначение технического рисунка, его отличие от аксонометрической проекции. Техника зарисовки плоских фигур, геометрических тел, деталей.(1 час)






3




Практические занятия:

  1. Построение чертежа модели деталей.

  2. Построение аксонометрической проекции модели детали.

  3. Построение чертежа развертки геометрического тела.

  4. Проекция точки, лежащей на поверхности детали.

  5. Выполнение эскиза и технического рисунка детали.


6







Самостоятельная работа обучающихся:

Ответить на вопросы по теме «Основы проекционного черчения» (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем) (1 час)

Выполнить эскиз детали с натуры (1час).

Выполнить технический рисунок детали и передать объем предмета, доступными способами (при выполнении задания использовать эскиз) (2 часа).

Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД) (2 часа)

Ведение словаря технических терминов (1 час)




7




Раздел 3.

Основы машиностроительного черчения





19





Тема 3.1. Выполнение и чтение чертежей деталей

Содержание учебного материала:


4







1.

Требования к оформлению, составлению чертежей. Условности и упрощения на чертежах(1 час)

Классификация и размещение видов на чертежах.

Назначение, классификация, правила выполнения и обозначение разрезов и сечений. Соединение части вида и части соответствующего разреза Условности и упрощения на рабочих чертежах. Обозначение допусков и посадок, предельных отклонений формы.(1 час)





3




2.

Изображение соединений ( 1час)

Изображения и обозначения резьб. Изображение разъемных соединений: резьбовых, шпоночных, шлицевых. Изображение неразъемных соединений, зубчатых колес, зубчатых и червячных передач. Пружины












3.

Чтение чертежей деталей(1 час)

Правила чтения технической документации и чертежей, содержащих сечения и разрезы, допуски, посадки












Практические занятия:

1. Выполнение чертежей деталей, с применением разрезов и сечений, допусков, посадок, предельных отклонений формы

2. Чтение чертежей деталей, содержащих сечения и разрезы, допуски, посадки, предельные отклонения формы

3. чтение чертежей содержащих различные виды передач.




4







Самостоятельная работа обучающихся:

Ответить на вопросы по теме «Основные положения Единой системы конструкторской документации и Единой системы технической документации»(1,5 часа)

Чтение чертежей деталей, содержащих сечения и разрезы, допуски, посадки, предельные отклонения формы (1 час)

Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД) (1,5 час)





4





Тема 3.2. Сборочные чертежи

Содержание учебного материала:


3













3




1.

Сборочные чертежи(1 час)

Общие сведения о сборочных чертежах, их назначение и содержание. Спецификация. Постановка размеров, допусков и посадок на сборочных чертежах Изображение разрезов и резьбовых соединений. Чтение сборочного чертежа.












2

Чтение сборочного чертежа (1 час)










2.

Деталирование ( 1 час)

Деталирование сборочных чертежей: чертежи и эскизы деталей сборочного чертежа












Практические занятия:

1. Заполнение спецификации к сборочному чертежу

2. Чтение сборочного чертежа (муфта, вентиль)

3. Выполнение эскиза и технического рисунка деталей сборочной единицы.

4. Выполнение рабочего чертежа детали сборочной единицы



4







Самостоятельная работа обучающихся:

Ответить на вопросы к сборочному чертежу (1 час )

Ответить на вопросы по теме «Условности и упрощения на сборочном чертеже (1 час)

Подготовка к практической работе (оформление формата А4 в соответствии с требованиями ЕСКД) (1час)




3




Тема 3.3. Схемы


Содержание учебного материала:


2







1.

Общие сведения о схемах

Понятие схемы. Классификация схем. Условные обозначения для схем. (1 час)

Основные правила выполнения и чтения кинематических, гидравлических, пневматических, электрических схем (1 час)





3




Практические занятия:

1.Чтение кинематических, гидравлических, пневматических и электрических схем

2. Построение электрической схемы



2








Дифференцированный зачет

1







Самостоятельная работа обучающихся:

Построить электрическую схему нереверсивного запуска двигателя с помощью магнитного пускателя ПМЕ-211с применением компьютерной программы (2 часа)




3




Всего:

69




3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет технического черчения.


Оборудование учебного кабинета технического черчения:

- рабочее место преподавателя;

- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);

- комплект учебно-методической документации;

- комплект чертежных инструментов и приспособлений;

- комплект учебно-наглядных средств обучения (модели, натурные объекты, электронные презентации, демонстрационные таблицы)


Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор

3.2. Информационное обеспечение обучения


Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.


  1. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение [Текст]: Учебник для уреждений начального профессионального образования / И. С. Вышнепольский. – 9-е изд., стер. – М.: Высшая школа, 2009. – 224 с.

Дополнительные источники:

  1. Ёлкин, В.В. Инженерная графика учебн. Пособ для высш. Уч завед В.В.Ёлкин, В.Т. Тозик– 2-е изд. Стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 304 с.

  2. Пуйческу, Ф.И. Инженерная графика : учебник для студ. Учреждений сред- проф. образования / Ф.И.Пуйческу, С.Н. Муравьев, Н.А. Чванова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2012. – 320.

  3. Бродский, А. М. Черчение (металлообработка) [Текст]: Учебн. для НПО / А. М. Бродский, Э. Ф. Фазлулин, В. А. Халдинов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2003. – 400 с.

  4. Васильева, Л. С. Черчение (металлообработка): Практикум [Текст]: Учеб. пособие для учащихся учрежд. нач. проф. образования / Л. С. Васильева. – 3-е изд., испр. – М.:Академия, 2010. – 160 с.

  5. Вышнепольский, И. С. Техническое черчение с элементами программированного обучения [Текст]: учеб. для СПТУ / Н. С. Вышнепольский. – 4-е изд., испр. - М.: Машиностроение, 1988. - 240 с.

  6. Конышева, Г. В. Техническое черчение [Текст]: Учебник для колледжей, профессиональных училищ и технических лицеев / Г. В. Конышева. – 3-е изд. – М.: Дашков и Ко, 2009. – 312 с.

  7. Миронов, Б. Г. Сборник заданий по инженерной графике с примерами выполнения чертежей на компьютере [Текст]: учеб. пособие / Б. Г. Миронов, Р. С. Миронов, Д. А. Пяткина, А. А. Пузиков. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2008. - 355 с.

  8. Феофанов, А. Н. Чтение рабочих чертежей [Текст]: Учеб. пособие / А. Н. Феофанов. – М.: Академия, 2009 – 80 с.

  9. Чекмарев, А. А. Справочник по черчению [Текст]: Учеб. пособие для студентов учрежд. среднего профессион. Образования / А. А. Чекмарев, В. К. Осипов. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 336 с.

  10. Чекмарев, А. А. Справочник по черчению [Текст]: Учеб. пособие для студентов учрежд. среднего профессион. Образования / А. А. Чекмарев, В. К. Осипов. – 5-е изд., исправл. – М.: Академия, 2009. – 336 с.

  11. Чумаченко, Г. В. Техническое черчение [Текст]: Учеб. пособие для профессиональных училищ и технических лицеев / Г. В. Чумаченко. – 4-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 352 с.

Интернет-ресурсы:

1 Черчение. Учитесь правильно и красиво чертить. – Режим доступа: http://stroicherchenie.ru/

2 Техническая литература. - http//www.tehlit.ru

3 Портал нормативно-технической документации.- http//www.pntdoc.ru -

4 Техническое черчение. - http://nacherchy.ru

5 Черчение. Стандартизация. - http://www.cherch.ru




4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, устного опроса, а также выполнения обучающимися домашних заданий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Показатели оценки результатов обучения

Формы и методы контроля

Умения:

У1 Читать рабочие и сборочные чертежи и схемы

уметь читать условные обозначения элементов деталей, размеров, шероховатостей;


- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

У2 Выполнять эскизы, технические рисунки и простые чертежи деталей, их элементов, узлов

- выполнять эскизы и технические рисунки с использованием различной техники;

- выполнять простые чертежи деталей их элементов и узлов;

- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;

- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

Знания:

Правила чтения технической документации

- ориентироваться в многообразии технической документации;

- понимать особенность видов технической и технологической документации

- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;

- накопительная система устного опроса

Способы графического представления объектов, пространственных образов и схем

- Знать различные способы изображения объектов, пространственных образов и схем

- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

Правила выполнения чертежей, технических рисунков и эскизов.

- Знать основные приемы техники выполнения технического рисунка

- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

- накопительная система устного опроса

Техника и принципы нанесения размеров

- Знать условные обозначения элементов деталей, размеров, шероховатостей;

-Правила нанесения размеров и считывания размеров элементов деталей по чертежу


- анализ и оценка результата выполнения практических работ, внеаудиторной самостоятельной работы

- анализ и оценка результатов выполнения задания в тестовой форме;










скачать файл



Смотрите также:
Стр. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
167.04kb.
Рабочей программы дисциплины од. А. 06. 1
21.06kb.
Рабочей программы дисциплины: Б2
43.38kb.
Дисциплины вариативной части цикла Гуманитарный, социальный и экономический Аннотация примерной программы учебной дисциплины
38.6kb.
Учебной дисциплины «Корпоративная логистика» Краткая характеристика учебной дисциплины (курса) Данный учебный курс предназначен для обучения слушателей 2 курса Программы мва «Политические и бизнес-коммуникации»
39.26kb.
Рабочей программы дисциплины б б 2 «Философия» Направление подготовки 080200
28.35kb.
Учебной программы раздел дисциплины 1 Социальная гигиена и организация психиатрической помощи
3378.02kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04. Техническая механика основной профессиональной образовательной программы по специальности
292.32kb.
Аннотация рабочей программы дисциплины
14.31kb.
Рабочей программы дисциплины “Теория управления распределенными системами”
23.06kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка»
810.47kb.
Аннотация рабочей программы дисциплины
51.64kb.