Главная страница 1
скачать файл

УДК 331.101.386:94(571.6)
Кривошеев Артем Яковлевич – аспирант Дальневосточного института-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Хабаровск). E-mail: blackjack234@mail.ru

A.Y. Krivosheev
Socialistic competition as a resource of the shipbuilding branch industry development in the Khabarovsk territory in the ninth five years period plan

(1971 1975)
The article is devoted to the problem of socialistic competition organization in the shipbuilding enterprises in the Khabarovsk territory. The role of socialistic competition as an effective resource of increasing the paces of branch development became clear. The forms of competitions and their efficiency are shown in the article, their realization problems are devoted.

Keywords: shipbuilding industry, ship repair, socialistic competition, movement for communist labor, bilateral negotiations, multilateral negotiations, individual competition and team competition, personal creative plans and commitments.

Социалистическое соревнование как ресурс развития судостроительной отрасли Хабаровского края в девятой пятилетке

(1971 – 1975 гг.)
Статья посвящена проблеме организации социалистического соревнования на предприятиях судостроительной отрасли Хабаровского края. Раскрыта роль социалистического соревнования как эффективного ресурса наращивания темпов развития отрасли. В статье раскрыты формы соревнования, показана их эффективность, выявлены проблемы в их реализации.

Ключевые слова: судостроительная промышленность; судоремонт; социалистическое соревнование; движение за коммунистический труд; социалистическое соревнование на основе двусторонних, многосторонних договоров; индивидуальное и бригадное соревнование; личные творческие планы-обязательства.
К началу девятой пятилетки судостроительная отрасль Хабаровского края продолжала бурно развиваться. Судостроительные заводы края (далее – ССЗ) строили суда преимущественно для Тихоокеанского флота и рыболовства. Только к ноябрю 1970 г. были сданы заказчику 46 судов разных типов [1. Л. 5]. Так, в 1970 г. на стапелях завода им. Ленинского комсомола г. Комсомольска-на-Амуре, крупнейшего предприятия на Дальнем Востоке РФ, в разной степени готовности находились 7 атомных подводных лодок Проекта 667А, оснащенных стратегическим ядерным вооружением. Так же одновременно строились: большой плавучий док Проекта 1757 «Амур»; 2 специальные дизельные подводные лодки. На стапелях Хабаровского судостроительного завода находились 8 сторожевых кораблей, 3 корабля размагничивания, 4 тральщика. На Хабаровском судостроительном заводе имени Кирова строились преимущественно рыболовные траулеры, в постройке находились 16 единиц, так же завод строил десантные баржи, 7 – находились на стапелях. Николаевский судостроительный завод специализировался на строительстве рыболовных сейнеров, одновременно 15 сейнеров Проекта 388М находились в постройке, так же завод строил катера-торпедоловы для ВМФ СССР, более 7 из них находились в постройке. Одновременно на стапелях находились 3 гидрографических судна [1. Л. 15 – 18]. Таким образом, судостроительные и судоремонтные заводы края выпускали широкую номенклатуру судов не только для оборонных нужд, но и для народного хозяйства, а также товары народного потребления (далее – ТНП).

Помимо собственно судостроительных предприятий в крае распологались: крупное предприятие судового машиностроения – завод им. Горького (г. Хабаровск); электромонтажное предприятие «Эра». Так же в г. Хабаровске находился филиал Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения. В крае имелись предприятия судоремонта – два крупных судоремонтных завода в г. Советская Гавань.


Таблица 1
Основные предприятия судостроительной промышленности и судоремонта Хабаровского края на 1970 год


Предприятие

Численность работающих

Основная продукция

Ведомственная подчиненность

Завод им. Ленинского комсомола

16756 (1970)

Атомные ПЛ, Дизельные ПЛ

Министерство судостроительной промышленности СССР

Хабаровский ССЗ

4004 (1970)

Сторожевые корабли, тральщики, малые противолодочные корабли и др.

Хабаровский ССЗ им. Кирова

Около 3000 (1965)

Рыболовные траулеры

Николаевский ССЗ

-

Рыболовные сейнеры, гидрографические суда

Завод им. Горького

-

Судовые машины и механизмы

Амурское предприятие «ЭРА»

-

Выполнение электромонтажных работ на строящихся судах

Хабаровский филиал ЦНИИ ТС

-

Оказание научно-технической помощи судостроительным заводам в повышении технического уровня производства, внедрения новой техники, прогрессивных технологий и передовых методов в судостроении

Министерство судостроительной промышленности СССР

Северный судоремонтный завод

2869 (1974)

Судоремонтные работы

Министерство рыбного хозяйства СССР

Судоремонтный завод

-

Судоремонтные работы

Министерство морского флота СССР

Источник: составлено автором по ГАХК. – Ф. П-35. – Оп. 102. – Д. № 4. – Л. 77; ГАХК. – Ф. П-35. – Оп. 98. – Д. № 7. – Л. 1 – 49.
Созданная в предыдущие пятилетки материально-техническая база отрасли позволяла ей развиваться ускоренными темпами и в новом пятилетии. В годы девятой пятилетки судостроение края развивалось на основании контрольных цифр, определенных Министерством судостроительной промышленности СССР (1971 – 1980 гг.), а судоремонтные мощности Министерства рыбного хозяйства и Морского флота развивались в соответствии с отраслевыми планами этих министерств.

В разработке этих планов принимали участие сами предприятия и партийно-государственное руководство края. Отраслевые планы органически входили в Директивы по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР, принятые на 24 съезде КПСС. Так же был разработан и принят ряд постановлений ЦК КПСС и Совмина СССР в отношении данной отрасли.

Так, в соответствии с отраслевым планом, предполагалось, что завод им. Ленинского комсомола, Хабаровские судостроительные заводы, завод им. Горького, Николаевский судостроительный завод за пятилетие (1971 – 1975 гг.) увеличат выпуск товарной продукции на 19,6% (3,65%), повысят производительность труда на 25% (4,55%) и увеличится численность промышленно-производственного персонала на 11,6% (2,22%). По товарам народного потребления был предусмотрен рост на 28,5% (5,15%) [1. Л. 34]. В целом, в девятой пятилетке этим предприятиям удалось справиться с производственными планами и планами по повышению производительности труда. Однако для их выполнения предприятиям судостроительной промышленности края в 1971 – 1975 гг. необходимо было освоить строительство новых более совершенных судов, для чего требовались дополнительные производственные площади, новейшее оборудование. Для этого в проектах планов были предусмотрены 121,5 млн. руб. капиталовложений на промышленное строительство и оборудование. Основные фонды к 1975 г. (по сравнению с 1970 г.) должны были вырасти в 1,6 раза.

На судоремонтном заводе Министерства морского флота за пятилетие (1971 – 1975 гг.) предусматривалось закончить работы по реконструкции [2. Л. 21]. Министерством рыбного хозяйства на Северном судоремонтном заводе в Советской Гавани предусматривалось завершение реконструкции и планировалось строительство нового судоремонтного завода (на 20 млн. руб. работ судоремонта в год) [2. Л. 26], однако, этот завод так и не был построен.

Для решения сложных задач требовалась мобилизация всех средств и трудовых ресурсов. Одним из таких ресурсов выполнения намеченных рубежей явилось социалистическое соревнование. В девятой пятилетке оно представляло собой массовое движение трудящихся за наивысшие достижения в производстве материальных и духовных благ и производительности труда. Творческая инициатива трудящихся в борьбе за выполнение народно-хозяйственных планов была направлена на повышение качества продукции, темпов научно-технического прогресса, снижение материальных и трудовых затрат на единицу продукции [3]. Социалистическое соревнование на предприятиях судостроительной промышленности края основывалось на решениях съездов КПСС, постановлениях ЦК КПСС и Совмина СССР, а также постановлениях крайкома КПСС. На основании вышеуказанных документов партийные и профсоюзные комитеты предприятий разрабатывали основные направления и формы соцсоревнования. Партийные органы (от крайкома и до первичной партийной организации конкретного предприятия) осуществляли контроль над его развитием. Разница была только в объекте контроля: отрасль, предприятие, цех, участок, конкретная бригада.

В соответствии с Решениями 24 съезда КПСС и Постановлением ЦК КПСС от 31 августа 1971 г. «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования», в 1971 г. на предприятиях судостроения и судоремонта края были приняты повышенные социалистические обязательства. Так, на заводе им. Ленинского комсомола трудящиеся обязались повысить производительность труда и рентабельность предприятия, получить 95% прироста продукции за счет роста производительности труда; от внедрения новой техники и передовой технологии получить около 1 млн. 900 тыс. руб. экономии, обеспечить более половины роста производительности труда за счет технического прогресса; за счет использования резервов производства и усиления режима экономии сэкономить 250 тыс. нормо-часов трудовых затрат, ряд дефицитных материалов, сырья, электроэнергии [4. Л. 35]. По инициативе бригад судосборщиков Чипизубова и Крайгородова 70 бригад и 150 индивидуально работающих приняли обязательства выполнить задание девятой пятилетки в 4 года, многие решили завершить пятилетний план к 105 годовщине со дня рождения В.И. Ленина [5. Л. 48].

В 1971 г. администрацией и парткомом завода проводилась работа по внедрению личных технически и экономически обоснованных планов по повышению производительности труда рабочих и служащих, лицевых счетов ударного труда в девятой пятилетке [5. Л. 48].

При подведении итогов соревнования на заводе учитывался целый ряд новых показателей, направленных на повышение производительности труда, укрепление дисциплины [5. Л. 48].

Одной из форм социалистического соревнования было движение «За коммунистический труд». В 1971 г. на заводе каждый пятый работник являлся ударником коммунистического труда; 3 цеха, 19 участков, 150 бригад были удостоены этого высокого звания [5. Л. 48.]. К 1974 г. звание «Ударник коммунистического труда» было присвоено более 6 тыс. чел., 199 бригадам, 53 участкам и 5 основным цехам [6. Л. 52].

Коллективом завода был выработан и утвержден «Трудовой кодекс амурских кораблестроителей», которым были установлены различные меры морального и материального поощрения передовых людей предприятия, а также меры по укреплению дисциплины и общественного порядка [7. Л. 6].

В честь 50-летия образования СССР в 1972 г. трудящиеся завода им. Ленинского комсомола обязались досрочно внедрить поточную сборку секций. За счет технического совершенствования производства они обязались повысить рост производительности труда на 0,15% сверх плана [8. Л. 38]. Инициаторами соревнования стали бригады Спиридонова и Шитягина. Они взяли обязательство выполнить годовой план к 7 ноября 1972 г. и обратились ко всему коллективу поддержать их инициативу. Десятки бригад последовали их примеру [9. Л. 32]. В мае 1972 г. бригада сборщиков выступила с новой инициативой – работать до конца девятой пятилетки с единым составом бригады.

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС от 31 августа 1971 г. «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования», в крае начало развиваться социалистическое соревнование на основе двухсторонних договоров. Коллектив завода им. Ленинского комсомола в 1972 г. продолжал соревноваться с родственным заводом в г. Северодвинске. Практиковалась встреча с родственными предприятиями Хабаровского края. Бригада судосборщиков Сысоева (героя социалистического труда) соревновалась с бригадой судосборщиков Бубарева Хабаровского ССЗ [9. Л. 32]. Секретарь парткома завода им. Ленинского комсомола В.Г. Неупокоев очень удачно отметил положительные стороны договорной формы соревнования: «… если раньше у нас на предприятиях взаимность соревнования бригады с бригадой, предприятия с предприятием были единичными явлениями, то теперь, после выхода постановления ЦК партии, партийными организациями и хозяйственными руководителями этому принципу придается первостепенное значение. О том, какое это имеет значение, говорит опыт соревнования наших передовиков, которые уже на протяжении многих лет соревнуются не с «планом» (как сами рабочие образно назвали такой формальный вид взятия обязательств только по проценту перевыполнения плана), а соревнуются друг с другом, помогают в соревновании друг другу» [10. Л. 51].

Завод им. Ленинского комсомола в годы девятой пятилетки постоянно выступал инициатором ценных начинаний в социалистическом соревновании судостроительной отрасли Хабаровского края. Так, в 1973 г. во всех цехах администрацией, партийными и профсоюзными организациями завода было организовано соревнование под лозунгом: «Решающему году пятилетки – ударный финиш!» [6. Л. 36]. Бригада слесарей-сборщиков завода имени Ленинского комсомола В.Я. Чипизубова, ранее выступившая с инициативой выполнить пятилетнее задание в 4 года, пересмотрела свои обязательства и приняла встречный план, решила пятилетний план выполнить в 3,5 года. Уже в декабре 1973 г. эта бригада работала в счет ноября 1974 г. Только на заводе им. Ленинского комсомола 300 бригад, более 4 тыс. чел. в конце 1973 г. работали в счет 1974 г. Эту инициативу поддержали многие предприятия края. Так же в 1973 г. на заводе продолжило развиваться соревнование на основе двусторонних договоров. Договоры заключали все цехи завода: 121 производственный участок, 868 бригад, 1486 чел. – индивидуально соревнующихся. Всеми формами соревнования были охвачены 99,8% трудового коллектива [6. Л. 52].

В 1974 г. на заводе родилась новая форма социалистического соревнования – многосторонний договор между цехами, отделами, сторонними организациями по досрочной сдаче заказа [11. Л. 77].

Принятию договора предшествовало обсуждение его проекта в низовых коллективах, а затем было проведено общезаводское собрание с представителями участников постройки, где он был заключен. Таким образом, практически все подразделения завода и контрагенты участвовали в реализации встречного плана через многосторонний договор [11. Л. 77].

Наряду с этим, в 1974 г. на заводе получила дальнейшее развитие форма социалистического соревнования по переходящим мандатам. Этот вид соревнования стал массовым и завоевал популярность среди работающих. Этой формой соцсоревнования были охвачены 99,8% работающих [11. Л. 78].

Не без внимания при организации соцсоревнования в определяющем году пятилетки остались и вопросы совершенствования форм морального и материального стимулирования. В ведущих цехах завода был проведен опрос работающих о предпочитаемых видах поощрения, и получился интересный результат. Треть опрошенных предлагали занесение на Доску почета, в Книгу почета, находящихся в музее Трудовой славы, и награждение Почетной грамотой. 19,2% – отдали преимущество рассказам в печати, передачах по телевидению. 32,6% – хотели в качестве поощрения получить ценные подарки, премии, 16,8% – высказались за путевки в дома отдыха и санатории [11. Л. 78]. По итогам Всесоюзного социалистического соревнования, коллектив амурских корабелов 7 кварталов подряд удерживал переходящее Красное знамя Министерства судостроительной промышленности СССР и ЦК профсоюза отрасли. В канун 1975 г. 580 бригад, все производственные участки, почти все цехи рапортовали о досрочном завершении заданий годового плана, 12 бригад рапортовали о досрочном выполнении, в целом, заданий пятилетки, 477 передовиков производства были награждены общесоюзным знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года». 60 человек были награждены правительственными наградами [11. Л. 80].

Особенностью социалистического соревнования на Николаевском ССЗ являлось то, что соревнование перед 24 съездом КПСС переросло в соревнование за досрочное выполнение заданий девятой пятилетки. Заводской комитет профсоюза разработал мероприятия по улучшению организации соревнования, рекомендовал для индивидуального и бригадного соревнования примерные пункты обязательств, где основное внимание было уделено: досрочному выполнению пятилетнего плана, качеству продукции, рационализации, экономии трудовых затрат, овладению смежными профессиями, учебе, повышению технического образования и т. д. [5. Л. 64].

Во всех цехах была проведена работа по подсчету конкретных цифр по выполнению заданий в нормо-часах на 1971 г. и пятилетку, задания были доведены до каждого рабочего, бригады, мастерской смены, из числа ИТР были выделены ответственные лица за организацию соревнования, организован учет по выполнению заданий года и пятилетки. Была проведена большая организационная и разъяснительная работа среди рабочих [5. Л. 64].

В 1971 г. инициативу бригад коммунистического труда завода «Красное Сормово» по досрочному выполнению заданий девятой пятилетки поддержали передовые бригады Макеева и Мухина. Они выступили инициаторами соревнования – пятилетку в четыре года. А всего на заводе эту инициативу поддержали 15 бригад [5. Л. 65].

Руководствуясь Постановлением ЦК КПСС «О работе партийной организации Минского тракторного завода по повышению производственной и общественно-политической активности трудового коллектива», партийная и профсоюзная организации Николаевского ССЗ направили в 1972 г. усилия коллектива на повышение производительности труда, на эффективное использование производственных мощностей и материальных ресурсов [7. Л. 87]. Эта организационно-техническая и общественно-политическая работа позволила коллективу в короткий срок внедрить поточную линию по строительству рыболовных судов. С ее внедрением резко возросла производительность труда, повысилось качество. Трудоемкость работ снизилась почти на 20%, а стапельный период постройки сократился почти в 3 раза [7. Л. 88]. Только за 1971 г. были внедрены 234 рационализаторские предложения с экономическим эффектом в 115,7 тыс. руб.; внедрены механизированные линии обработки стали и ряд других прогрессивных методов производства; улучшены условия труда; в цехах построены образцовые бытовые помещения [7. Л. 89]. За второй квартал 1972 г. в 15 раз подряд коллективу Николаевского ССЗ было присуждено классное место во Всесоюзном социалистическом соревновании [12. Л. 85].

Такие формы соцсоревнования, как соревнование по взаимным договорам и парное соревнование очень быстро развивались на предприятии. Коллектив завода заключил договор и соревновался с коллективом Северного судоремонтного завода г. Советская Гавань. Бригады судосборщиков В.Ф. Новикова, В.К. Франчук, Н.И. Зелепукина, а также смена мастера В.А. Наделяева заключили трудовой договор и соревновались с бригадами судосборщиков Пашкова, Выскубова, Баранова, старшего мастера Зимина судостроительного завода г. Хабаровска [13. Л. 66]. На Николаевском ССЗ к 1973 г. все участки, отделы, 56 смен, 114 бригад включились в социалистическое соревнование и имели обязательства. 85% работающих имели индивидуальные обязательства [10. Л. 57]. А в 1974 г. после декабрьского (1973 г.) Пленума ЦК КПСС, Обращения ЦК КПСС к партии, к советскому народу, Постановления «О Всесоюзном социалистическом соревновании» (постановления принимались ежегодно в 1973 – 1975 гг.) все коллективы цехов, отделов, участков, смен, бригад приняли социалистические обязательства по досрочному завершению плана 1974 г. 92% работающих имели индивидуальные обязательства. Более 70% ИТР завода приняли на себя личные творческие планы [14. Л. 73].

Труд передовиков был по достоинству оценен. За успехи, достигнутые в девятой пятилетке, знаками «Ударник девятой пятилетки» и «Победитель социалистического соревнования 1973 – 1974 гг.» на заводе были награждены около 500 чел., 30 чел. были награждены правительственными наградами [15. Л. 36].

Однако не на всех предприятиях судостроения края социалистическое соревнование развивалось успешно. Принятые на 1971 г. обязательства Хабаровского ССЗ в честь 24 съезда КПСС в первом квартале по важнейшим пунктам не были выполнены, в том числе по: сдаче под электромонтаж головного тральщика Проекта 266М; окончанию кабельного монтажа на тральщике Проекта 226 «Аквамарин»; снижению против плана себестоимости товаров народного потребления и выпускаемой продукции; сокращению потерь от брака; экономии электроэнергии. Было допущено значительное отставание от плана 4-х месяцев текущего года суммарного продвижения технической готовности кораблей по всем проектам. План объема производства по кораблям был выполнен на 75,6% [16. Л. 109, 17]. Крайкомом КПСС отмечалось, что «… в организации социалистического соревнования еще много формализма. Принятые цеховые, участковые обязательства зачастую некорректны, нецеленаправленны, не увязываются с производственным планом завода. Во многих цехах отсутствуют гласность и показ хода выполнения обязательств» [16. Л. 109]. Администрацией и партийной организацией завода были предприняты меры по повышению эффективности соцсоревнования. Наибольшее развитие на заводе получили такие формы соревнования, как принятие личных планов по повышению производительности труда, лицевые счета трудовых достижений. Были заключены договоры рабочей дружбы с судостроителями Комсомольского, Николаевского, Владивостокского и им. Кирова заводов [16. Л. 73].

На Хабаровском ССЗ им. Кирова, Хабаровском ССЗ в 1971 – 1975 гг. было организовано социалистическое соревнование за звание «Лучший мастер завода» [18. Л. 16], широкое распространение получило присвоение мастерам классности. Аттестация мастеров стимулировала совершенствование их деловых качеств, повышала их моральную и материальную заинтересованность [18. Л.16].

Опираясь на партийные, профсоюзные и комсомольские организации цехов, администрация и партийный комитет завода им. Горького в годы девятой пятилетки проводили значительную организаторскую и политическую работу по совершенствованию системы материального поощрения передовиков соревнования, своевременно поддерживали и принимали меры к закреплению полезных начинаний, опыта новаторов. На заводе получило широкое распространение соревнование за присвоение званий: «Лучший мастер», «Почетный изобретатель», «Почетный рационализатор», «За коллектив высокой трудовой и общественной дисциплины». Регулярно проводились конкурсы рабочих профессий. При активном участии заводских и цеховых служб было внедрено ежедневное подведение и показ итогов соревнования [19. Л. 197]. Последнее начинание было внедрено позднее на 135 предприятиях края. Широкий размах соцсоревнования среди рабочих, ИТР и служащих завода за досрочное выполнение личных производственных заданий позволил коллективу в марте 1975 г. добиться роста производительности труда на 146% и выйти на уровень, запланированный на конец пятилетки [20. Л. 75].

Заводская администрация и партийная организация умело использовали многообразие форм социалистического соревнования в борьбе за повышение эффективности производства, производительности труда, снижение трудовых и материальных затрат. Благодаря инициативе московского завода «Динамо» на предприятии производилась значительная работа по принятию личных планов-обязательств каждым рабочим и ИТР. Личный план рассчитывался с учетом предусмотренного участку роста производительности труда, снижения технологической трудоемкости и служил основой для принятия конкретных обязательств. Для рабочих, принявших личные планы-обязательства, была разработана система материального поощрения, стимулирующая рост производительности труда. Принятию обязательств предшествовала разработка комплексных планов по повышению производительности труда на каждом рабочем месте [19. Л. 197].

На Северном судоремонтном заводе с 1973 г. вошло в практику заключать договора на социалистическое соревнование с экипажами ремонтирующихся судов. Это повышало взаимную ответственность: судоремонтников – за досрочный качественный ремонт, экипажа рыболовецких судов – за повышение уровня технической эксплуатации судовых механизмов, безаварийную работу и, как конечный итог, дополнительный вылов рыбы и других морепродуктов [14. Л 108].

На судоремонтном заводе Министерства морского флота в годы девятой пятилетки использовались разнообразные формы социалистического соревнования. Среди этих форм следует отметить парное соревнование между участками, бригадами и рабочими [13. Л. 55]. Получила также распространение и такая форма соревнования, как заключение обоюдных договоров на соревнование между заводами, цехами, экипажами судов и группой бригад, ремонтирующих эти суда [13. Л. 56]. Так же каждый рабочий имел карточку личного учета выполнения заданий пятилетки. Этим достигались необходимая конкретность, наглядность и гласность соревнования на заводе [21. Л. 6].

Таким образом, в 1971 – 1975 гг. судостроительная промышленность и судоремонт края продолжали уверенно развиваться. Развитию отрасли способствовал бурный научно-технический прогресс, касающийся как модернизации производства, так и быстрого совершенствования проектов кораблей для Военно-морского флота (далее – ВМФ), которые преимущественно выпускала отрасль. Другим фактором являлись постоянно увеличивающиеся потребности в рыболовных судах для народного хозяйства региона и кораблей ВМФ для Тихоокеанского флота и на экспорт. Быстрое развитие отрасли потребовало совершенствования организации труда на предприятиях, в рамках которого осуществлялось социалистическое соревнование. В зависимости от особенностей производства на каждом предприятии была более успешна та или иная форма социалистического соревнования, хотя применялись они все. Так, если на заводе им. Горького очень успешно осуществлялось движение за исполнение личных планов-обязательств, то на судостроительных заводах Хабаровском и Николаевском, выпускающих готовые суда, развивалось соревнование между бригадами на основе двухсторонних договоров. С заводом им. Ленинского комсомола была несколько иная ситуация: здесь с успехом применялись практически все формы соревнования, так как завод выпускал как продукцию судового машиностроения (например, завод им. Горького), так и готовые суда. В целом, социалистическое соревнование являлось мощным инструментом мотивации работников к труду. Умело сочетая материальные и моральные стимулы, предприятия судостроения Хабаровского края добились серьезных успехов в совершенствовании организации производства и выполнении производственных планов девятой пятилетки.



Литература и источники


  1. ГАХК. – Ф. П-35. Оп. 98. Д. № 7.

  2. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 98. Д. № 9.

  3. Социалистическое соревнование [электронный ресурс] // Большая советская энциклопедия. –. – Режим доступа: http://www.bse.info-spravka.ru/bse/id_73779

  4. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 98. Д. № 27.

  5. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 98 Д. № 32.

  6. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 101. Д. № 96.

  7. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 100. Д. № 15.

  8. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 100. Д. № 92.

  9. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 100. Д. № 95.

  10. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 101 Д. № 18.

  11. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 103. Д. № 15.

  12. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 100. Д. № 23.

  13. ГАХК. Ф. П-35 Оп. 102. Д. № 83.

  14. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 102. Д. № 18.

  15. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 103. Д. № 73.

  16. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 98. Д. 49. – Л. 109

  17. Морские тральщики. Проект 266М, шифр «Аквамарин-М» [электронный ресурс] : Минно-тральные корабли // Russian-ships.info. 2009 – 2012. –. – Режим доступа: http://www.russian-ships.info/boevye/266m.htm

  18. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 103. Д. № 91.

  19. ГАХК. Ф. П-35 Оп. 98. Д. 74.

  20. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 103. Д. № 21.

  21. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 103. Д. № 83.

  22. ГАХК. Ф. П-35. Оп. 102. Д. № 4.

скачать файл



Смотрите также:
Статья посвящена проблеме организации социалистического соревнования на предприятиях судостроительной отрасли Хабаровского края
194.12kb.
Н. А. Резяпкина г. Красноярск, Россия Варианты произношения согласных на месте орфографических зж, жд (на материале речи жителей Курагинского района Красноярского края) Статья
46.38kb.
Закон Камчатского края о социальной поддержке Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы, проживающих в Камчатском крае
18.1kb.
График выездов юристов Государственного юридического бюро Хабаровского края из пунктов временного размещения в пункты длительного проживания, расположенные в г. Хабаровске, г
212.34kb.
Реферируемая диссертация посвящена проблеме становления и развития норм английского и итальянского языков
347.94kb.
Положение о республиканских соревнованиях среди учащихся общеобразовательных учреждений по лыжным гонкам «Пионерская правда»
49.25kb.
Инструкция по применению средства дезинфицирующего "Макси-Дез" для целей дезинфекции на предприятиях молочной промышленности
225.14kb.
Заместитель Министра спорта
104.07kb.
Статья посвящена исследованию той роли, которую играли репрезентации американского расизма в конструировании Врага визуальной пропагандой Холодной войны
68.81kb.
После окончания техникума была направлена на Дальний Восток на мебельную фабрику в п. Будукан Хабаровского края, где проработав два года инженером по качеству продукции, вернулась в 1972 году на родину в с. Троельга
205.77kb.
Инструкция соревнования по парусному спорту
52.6kb.
Одна из целей организации продвижение интересов и содействие сотрудничеству между европейскими центрами дистанционного зондирования
49.64kb.