Главная страница 1
скачать файл

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»





Разработчик:

Кириллова Л.Л.,

музыкальный руководитель

Принята педагогическим советом

Протокол №1 от 09.09.2010г.
Лысково
2010г.

Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………...3

Актуальность…………………………………………………………………………5

Цель и задачи программы…………………………………………………………..6

Реализация программы………………………………………………………………6

Основные этапы программы………………………………………………………...6

Основные направления и содержание деятельности……………………………...7

Схема занятий хора…………………………………………………………………8

Разучивание песен…………………………………………………………………...8

Распевание……………………………………………………………………………8

Певческая установка………………………………………………………………...9

Дыхательная гимнастика…………………………………………………………..10

Концертная деятельность………………………………………………………….10

Репертуар……………………………………………………………………………10

Список используемой литературы………………………………………………...11



Пояснительная записка

«Музыка начинается с пения» Курт Закс

Известно, что хоровое пение является показателем духовного здоровья нации. Россия издавна славилась своими хоровыми традициями. Русская песня уникальна по своему мелодическому и гармоническому складу. Она отличается от песен других народов своей многогранностью, полифоничностью, многоголосием.

Еще несколько десятилетий назад жизнь малыша с самого раннего детства сопровождалась песней. Сначала это были пестушки, потешки, колыбельные, которые ему пели мама и бабушка. Затем вместе с товарищами во время игр он выкрикивал, напевал заклички, дразнилки, приговорки. Подрастая, ребенок приобщался к труду, и в его жизнь входили взрослые песни - трудовые, обрядовые, лирические, шуточные.

Венгерский композитор Золтан Кодай писал: «Если бы речь зашла о какой-нибудь взаимосвязи между песнями молодого и старшего поколения, то нужно было отметить, что детям лучше известны песни их дедов, чем отцов. Причину следует искать в своеобразном укладе деревенской жизни. Вместо родителей, работавших в течение целого дня, за детьми присматривали старики; поэтому дети могли слышать от своих дедов и бабок песни, которые они никогда бы не услышали от своих родителей».

Но с течением времени жизненный уклад людей изменился. В современном мире отношение к культурным традициям прошлого совсем иное. Если раньше в дворянских и мещанских семьях эстетическому воспитанию, и музыкальному в том числе, уделялось значительное внимание, то теперь родители больше озабочены интеллектуальным развитием своих детей.

Часто в угоду моде малышей заставляют изучать иностранные языки, пытаются с самого раннего возраста приохотить к чтению, записывают во множество кружков, забывая, что излишняя загруженность ребенка отрицательно сказывается на его здоровье. В то же время родители не придают значения эстетическому развитию ребенка. Все реже в домах звучит хорошая музыка. Современные малыши редко посещают с родителями театры, музеи. В школе музыке отводят минимальное количество учебных часов. Все это приводит к эмоциональному оскудению нации.

«Все начинается с детства». Нам всем хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада детей и нужно развивать эмоционально. Одним из самых мощных взаимодействий на духовную сферу человека является музыка, а хоровое пение всегда вызывает у детей положительные реакции: радость от коллективного исполнения, чувство единения с товарищами, наполнение особой энергией всего существа ребенка.

«Запоют дети – запоёт народ», – писал К. Ушинский. А будут любить пение наши воспитанники или нет, зависит от нас, педагогов. Для того чтобы сделать пение одним из любимых занятий детей, мы предлагаем познакомиться с методическими приёмами, которые я использую в своей работе, прививая детям вокально-хоровые навыки.


Актуальность

Человек наделён от природы особым даром – голосом. Это голос помогает общаться с окружающим миром, выражать своё отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства, по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего детства ребёнок чувствует потребность в эмоциональном общении, испытывает тягу к творчеству.

Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Поскольку пение теряется как вид деятельности, на базе МБДОУ Центр развития ребёнка был организован детский хор. На занятиях хора решаются актуальные проблемы:


  • постановка певческого голоса;

  • зажатость детей;

  • фальшивая интонация.

Среди задач музыкального развития ребёнка одной из важнейших является развитие у детей певческих способностей. Предпочтение отдаётся хоровому пению.

Принимая во внимание колоссальное значение хорового пения для развития дошкольников, мы в детском саду организовали хор, участниками которого стали дети старших и подготовительных групп. В репертуаре хора песни современных композиторов, композиторов-классиков, русские народные песни, а' капельные.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении, а так же решить следующие задачи:


  • формирует певческие умения и навыки;

  • обучает правильному дыханию;

  • развивает слух, голос, чувство ритма;

  • воспитывает усидчивость и силу воли.

Таким образом, хоровое пение является эффективнейшим средством не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей. Оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей. Хоровое пение помогает детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствует формированию мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство дружбы.
Цель и задачи программы

Цель: развитие стойкого интереса к музыкальному искусству.

Задачи:

  • формировать певческие умения и навыки;

  • обучать правильному дыханию;

  • развивать слух, голос, чувство ритма;

  • воспитывать усидчивость и силу воли;

  • воспитывать художественно-эстетический вкус.


Реализация программы

Реализация программы предусматривает перспективное развитие навыков хорового мастерства, подчиненного основному образовательному принципу – от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и хоровым концертам.

Срок реализации программы два года.
Основные этапы программы

В программе 3 основных этапа:



  1. Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения детей к музыке и вокалу;

  2. Усвоение дошкольниками музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;

  3. Обогащение опыта творческой музыкальной деятельности.


Основные направления и содержание деятельности

  1. Упражнения на расслабление мышц рта: «Отдых», «Сосулька», «Зарядка», «Солнышко».

  2. Психогимнастические упражнения: «Расслабляющие», «Слушай звук», «Будь внимателен», «Слушай хлопки», «Громко – тихо запоём».

  3. Упражнения на развитие правильного дыхания: «Хомячок», «Собачке жарко», «Воротики».

  4. Упражнения на развитие чувств: «Золотые капельки», «Разные настроения».

  5. Упражнения, направленные на разогрев мышц рта: пение отдельных нот, гамм, различных упражнений.

  6. Подготовительные упражнения, заканчивающиеся распевками: «У кота», «Белки», «Как под горкой».

  7. Упражнения для языка и лица, которые очень нравятся детям и направлены на тренировку мышц рта, улучшение дикции, способствующие развитию чёткой дикции.

  8. Дыхательная гимнастика.

  9. Артикуляционные упражнения.

Вокально-артикуляционные упражнения представляют собой специально организованные упражнения, направленные на развитие и овладение навыками дикции и артикуляции.

Цель вокально-артикуляционных упражнений конкретизируется в задачах:



  • освобождение артикуляционных мышц от напряженности, скованности;

  • развитие подвижности, моторики артикуляционного аппарата;

  • развитие способности тянуть гласный звук, петь связно, при этом чётко произносить согласные звуки;

  • развитие способности петь слова интонационно чисто.

Артикуляционный аппарат детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Очень важно умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту – всё это влияет на качество исполнения.

К.С. Станиславский говорил: « У хорошего актёра должны звучать гласные и согласные». Это высказывание в полной мере относится и к певцу.

Первые вокально-хоровые упражнения предлагаются в виде песенок-игр: «Ворон», «Про филина».

Артикуляционная гимнастика направлена на укрепление мышц артикуляционного аппарата. Чтобы вызвать интерес к этим занятиям следует придумывать истории, например, «История о том, как язычок искал друга».


Схема занятий хора

Каждое занятие строится по схеме:



  1. Комплекс упражнений для работы над певческим дыханием.

  2. Дыхательная гимнастика.

  3. Распевка.

  4. Работа над произведением.

  5. Анализ занятия.


Разучивание песен

На этом этапе большое внимание уделяется:



  • правильному вдоху;

  • пропеванию гласных;

  • правильному переносу согласных;

  • фразировке;

  • работе над плавным, напевным звучанием.


Распевание

Занятия с хором обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:



  • разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе;

  • развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.

Распевание я начинаю с упражнений на «дыхание». Для распевок использую знакомые считалки, припевки: «Как под горкой», «Белка», «Ехал Грека». Это раскрывает возможности голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции. Распевки доступны детям и подготавливают дошкольников к исполнению более сложных по музыкальному языку мелодий.
Певческая установка

Под певческой установкой понимают положение, которое должен принять вокалист перед началом пения.

Чтобы голос звучал свободно, нужно сесть или встать прямо, голову высоко не поднимать, ноги поставить ровно. Можно предложить детям постоять в неудобной позе: согнувшись, подняв руки вверх или, встав на одну ногу, чтобы они сами поняли, что долго сохранять такое положение неудобно.

При ознакомлении с певческой установкой корпуса мы используем песню «Петь приятно и удобно» или напоминаем детям о правильном положении корпуса стихотворением «Спинка-тростинка»:

Мы проверим спинку,

Спинку-тростинку.

Вот она какая,

Спиночка прямая!

Часто дети при пении забывают о правильной осанке. Чтобы напомнить им о правильном положении корпуса, можно использовать упражнение «Сидит дед».

Дети сидят, сгорбившись, и поют:

Сидит дед,

Ему сто лет.

Затем садятся прямо и весело поют:

А мы детки маленькие,

У нас спинки пряменькие.
Дыхательная гимнастика

Упражнения основного комплекса:



  1. Ладошки.

  2. Погончики.

  3. Насос.

  4. Кошка.

  5. Обними плечи.

  6. Игрушка-неваляшка.

  7. Пчёлы гудят.


Концертная деятельность

Концертная деятельность – это результат, по которому оценивают работу хора. Он требует серьёзной подготовки участников хора, поэтому большое значение для коллектива имеют концертные выступления. Выступления активизируют работу, позволяют более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту. План концертной деятельности составляется на год с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года.


Репертуар

Г. Струве «Весёлая песенка», «Что мы Родиной зовём».

Е. Крылатов «Колокола».

Г. Вихарева «Что за дом».

С. Кузьмичёва «Россия – Родина моя».

С. Соснина «Нотные бусинки».



Р.н.п. «Девчонка везла на возу».

Список используемой литературы


  1. Воспитание искусством в детском саду: Методическое пособие под редакцией И.В. Штанько. – М, 2007.

  2. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М: 2010.

  3. Кротков В.Г. Сказочная педагогика. – М.: Книголюб, 2008.

  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдано детям. – Киев, 1974.

  5. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. - Волгоград: Учитель, 2008.

  6. Чистяков М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.

  7. Шереметьев В.А. Пение и воспитание детей в хоре. – Музыкальный руководитель, №3, 2007.
скачать файл



Смотрите также:
Список используемой литературы
119.15kb.
Список используемой литературы
98.86kb.
3. Ревизия философского «credo» в позднем творчестве с. 128 Заключение с. 157 Список источников и литературы с. 163 Список сокращений с
172.04kb.
Книга для учителя; Аудиокассета Список дополнительной литературы: Алиева С. К. «Практикум по грамматике французского языка» Москва, «Лисинг», 2005
375.8kb.
1 знание текстов указанных ниже произведений русской литературы
45.16kb.
Тренер Гиносян Основной список Тренер Кочетов Основной список
79.47kb.
Урок литературы в 7 классе с использованием Интернет ресурсов Цель: Систематизация знаний о славянской мифологии
233.53kb.
Максим Владимирович Осмоловский технология многоаспектного изучения литературы как учебной дисциплины кишинев Тирасполь, 2004 книга
200.22kb.
Пофамильный список воинов-ивановцев, погибших в 1942-1943г г
893.47kb.
Поскольку главной задачей преподавания литературы в профессиональных училищах я считаю формирование человека, который умеет отличить добро от зла и верит в непобедимость добра
151.41kb.
Исследование перспективности создания редакции педагогической литературы в структуре издательства
324.19kb.
Параллельный рендеринг воксельной графики
28.16kb.