Главная страница 1
скачать файл

«Социализация школьника через учебную деятельность в рамках проекта «Безопасная школа – школа будущего»

М.Н. Кашинская, заместитель директора по УВР

В последние десятилетия изменения в характере обучения происходят в контексте глобальных образовательных тенденций, которые получили название «мегатенденции». К их числу относятся массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм, ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам потребности личности; ориентация обучения на личность учащегося, обеспечение возможностей его самораскрытия. Важнейшая черта современного обучения – направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Отсюда – одной из задач педагогов является создание благоприятных условий для успешной социализации учащихся в школе. Именно о социализации учащихся в условиях нашего образовательного учреждения и пойдёт наш разговор сегодня.

На сегодняшний день термин «социализация» получил широкую распространённость, но до сих пор не имеет однозначного толкования.

На наш взгляд, самое удачное и потому ставшее наиболее распространённым, определение даётся в Российской педагогической энциклопедии.

«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».

Проблемы взаимодействия образования и социализации, являющиеся актуальными на сей день, подвигают педагогические коллективы к поиску новых технологий социализации, адекватных сущности изменяющегося мира.

Анализируя традиционную организацию школьной жизни, мы пришли к выводу, что она более всего отвечала задаче воспроизводства существующих социальных отношений, образцов поведения, социальных установок: воспроизводство, а не созидание, репродукция, а не творчество. А ведь школа выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Значит, нужна новая школа, в которой бы наблюдалось полное соответствие содержания школьной жизни и выбранных организационных форм.

Разрабатывая социально значимый проект «Безопасная школа – школа будущего», который сейчас реализуется в нашем учреждении, мы понимали, что процесс социализации детей и подростков происходит в ситуации дестабилизации социальной жизни, выражающейся возможно не только и не столько в отсутствии норм социального поведения, сколько в том, что сегодня они не образуют чётко структурированных нормативных моделей . Проблемы ребёнка и семьи подвигли наше учебное заведение и учителей стать реальными защитниками детей.

В нашей школе есть все условия для полноценного проживания определённого периода жизни ребёнка. Главным считается создание благоприятной атмосферы, способствующей развитию и комфортному состоянию детей, а также условий обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, сохранение его здоровья. Мы можем говорить об экологии детства как основной задаче школы, подразумевая под экологией детства процесс создания таких условий взаимодействия ребёнка с миром собственного «Я», других людей, предметным и природным миром, при которых он сможет проявлять свою индивидуальность, научится чувствовать себя уверенно, сможет защищать себя и строить безопасные отношения с людьми и миром.

Ориентация на лучшие качества ребёнка – главный отличительный признак безопасной педагогики. « Знать ребёнка, уважать его достоинство, верить в его собственные силы и возможности, создать условия для его самосовершенствования.» (из проекта «Безопасная школа – школа будущего») Всё, что делается на уроке, в школе в целом, только в том случае будет безопасным для ребёнка, если превратить его в субъекта учебного процесса, если содержание, формы, приёмы обучения соответствуют его природным силам, потребностям, интересами, согласуются с жизненными планами, т.е. носят личностноориентированный, индивидуальный характер. Человеку необходимо то, что даёт ему возможность чувствовать себя человеком, поэтому важно перевести изучаемые факты, явления, события в личностную сферу каждого ученика, связать с актуальными потребностями ребёнка. Самые правильные слова останутся лишь словами, если педагогу не удастся вызвать у ученика интерес и сопереживание. Школьник должен эмоционально прочувствовать все аспекты, проблемы урока и выработать собственную позицию. С этой целью в школе обеспечивается равнопартнёрская, субъектно-субъектная схема педагогического взаимодействия, происходит учёт и формирование индивидуально-психологических особенностей, способствующих школьной и социальной адаптации детей и подростков, повышению их обучаемости.

Большие возможности в плане превращения ученика в активного субъекта собственного учения и формированию у него универсальных, надпредметных, культурологических умений несут в себе уроки развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

С 2009 года наша школа является базовой площадкой ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» по теме «Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова – новая философия образования в условиях ФГОС начального общего образования» и опорным образовательным учреждением МКОУ ДО «ИМЦ» по теме «Развивающее обучение».

В рамках этой работы в тесном сотрудничестве с нашими партнёрами проводятся заседания межпредметных кафедр, на которых проектируются и анализируются уроки развивающего обучения уже не только в начальной, но и в основной школе. На практических заседаниях – мастерских мы эти уроки смотрим и анализируем эффективность нашей работы.

Ещё одна из форм распространения опыта нашего учреждения – ежегодные региональные педагогические мастерские. И у нас уже началась подготовка к такой мастерской, которая пройдёт в марте по теме «Метапредметный подход в организации обучения учащихся как условие реализации ФГОС».

В основе развивающего обучения лежит системно – деятельностный подход, данная технология в полной мере способствует формированию социальной активности ученика и его социализации. Знания не даются в готовом виде. Обучение ведётся в «зоне ближайшего развития детей», что способствует превращению его в активного субъекта собственного учения.

Обучение способствует внутреннему раскрепощению, делает ребёнка внутренне свободным. Формирование способности к абстрактному мышлению, выявление связей между явлениями, умение сосредоточиться на главном – это качества, влияющие на результаты формирования у школьников готовности к безопасной деятельности.

Система РО способствует формированию метапредметных умений и навыков, в том числе коммуникативных умений, умения работать с информацией. Не вызывает сомнений, что умение безопасно вести диалог в паре, группе, проявлять инициативу, высказывать свои мысли, умение найти нужную информацию, усвоить её, интерпретировать, использовать для личностного развития и решения социальных задач, являются залогом успешной социализации ученика.

Большую роль в социализации школьника, на наш взгляд, играет процесс проектной деятельности. Мы считаем, что активное участие учеников в образовательном процессе предусматривает наличие положительной мотивации к обучению. В качестве таковой должны выступать именно познавательные мотивы.

А ведь что даёт нам проектная деятельность? Каждая проектная деятельность начинается с проблемной ситуации, в которой существуют две системы опережения сознанием результатов этой деятельности: организованная система образов (представлений) и организованная система понятий. Возможность выбора новой комбинаций понятий лежит в основе мышления. Часто такая деятельность осуществляется в следующем направлении – система образов и понятий также связана с выбором способа действия, которые осуществляются путём логических рассуждений о представлении того, как будет осуществляться данное действие. В зависимости от различных обстоятельств, которыми характеризуется проблемная ситуация, задача может решаться с помощью мышления. Однако, при наличии весьма приближённых сведений о ситуации, достаточно трудно получить ответ с помощью мышления – тогда решение получают, используя такое качество человека как сотворчество. Именно из осознания педагогическим коллективом нашей школы огромной роли проектной деятельности и родилась идея проведения ежегодной школьной научно – практической конференции «Знание». Проходит эта конференция в конце учебного года в два этапа: ученический и учительский. По итогам конференции определяются победители, призёры и издаётся школьный буклет с наиболее интересными статьями и работами.

Огромная популярность нашей конференции у школьников говорит нам о том, что среди познавательных мотивов ведущим является непосредственный интерес к учению, характеризующийся интересом к знаниям, любознательностью, стремлением повысить культурный уровень, и представляющим собой внутренний мотив, побуждающий к учению как к достижению определённой цели.

Как мы понимаем, внутренне мотивационная деятельность вызывает интеллектуальную активность и инициативу на эвристическом и креативном уровне. Именно поэтому в нашей школе очень большой процент учащихся, принимающих активное участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах Международного и Всероссийского уровня. А среди них – немалый процент победителей, призёров, лауреатов и дипломантов.

Конечно, здесь мы видим результат работы педагогов по стимулированию у детей желания к самостоятельному изучению теоретического материала, решению задач и применению знаний на практике. Ведь, вовлекая учащихся в проектную деятельность, предполагающую элементы самостоятельного поиска, предвидения и прогнозирования, переходя от задач репродуктивного характера к задачам проектно – исследовательского характера, учитель повышает степень самостоятельности школьников в учебной деятельности, соответственно повышая степень их социализации.

Здесь же с уверенностью можно говорить о том, что наша безопасная школа способствует проявлению и укреплению детской одарённости.

Мы говорим о том, что роль открытого образовательного пространства огромна. Что именно она формирует первоначальное представление об обществе, его укладе, традициях, нравах и именно здесь школьник познаёт жизнь, приобретает первый опыт социального общения. Мы прекрасно понимаем, что сегодня недостаточно разрозненных усилий и эпизодических мероприятий, чтобы удовлетворить всё обостряющуюся социальную потребность. Нам нужна целостная система общественного по своей сути воспитания и обучения. Именно поэтому в социальное воспитание как систему, формирующую человека и образующую целостность разного, мы включаем всех без исключения учителей, и видим важность и нужность работы в нашей школе педагога – психолога, социального педагога.

Безопасная школа формирует социальную мобильность выпускника. Умея реально оценивать свои возможности, он имеет больше шансов на лучшее устройство своей профессиональной судьбы. В школе организована предпрофильная подготовка в 9 классе. Проводятся мероприятия, готовящие будущих выпускников к самостоятельной жизни в обществе, умению выбирать и планировать свой жизненный путь. Ярким примером тому стала пресс – конференция «Моё безопасное будущее в моём родном городе». На вопросы ребят – старшеклассников, педагогов ответили Глава муниципального образования город Новомосковск Жерздев В.А., председатель Комитета по образованию и науке Руденко И.Ю., директор НФ ГУ ТО «Центр занятости населения» Фатеева Н.А., директор НФ ЗАО «Московский коммерческий банк «Москомприватбанк» Петрушин О.Г., директор филиала МСГИ в городе Новомосковске Фирсова С.А.

Реализация идеи школы осуществляется в том числе за счёт изменений в содержании образования. Аспект безопасности присутствует в содержании каждого учебного предмета, при этом разрозненные фрагменты из разных областей систематизированы и увязаны между собой. В связи с этим в содержание рабочих программ по всем учебным предметам в нашей школе включены вопросы безопасности, формирования основ здорового образа жизни, ценностей радости, счастья и здоровья, формирования умений избежать болезней, предвидеть грозящие опасности и предупреждать их. А ещё творческий подход к обучению позволяет нашим учителям искать новые и интересные методы и формы социализации школьников в процессе урока.



В заключении хочется отметить, что сегодня мы рассмотрели некоторые аспекты социализации учащихся нашей безопасной школы, остановившись на взаимоотношениях основных субъектов процесса социализации: большей частью учащихся и педагогов. И хочется сделать заключительный акцент на том, что проект «Безопасная школа – школа будущего» позволяет создавать в школе такую жизненную среду, которая, меняя общественное сознание и психологию как учителей, так и учащихся, способствует воспроизводству нужных сегодня обществу человеческих качеств.
Заместитель директора по УВР М.Н. Кашинская
скачать файл



Смотрите также:
«Социализация школьника через учебную деятельность в рамках проекта «Безопасная школа – школа будущего»
84.76kb.
Международная деятельность гоу сош №1 с углубленным изучением английского языка, ассоциированная юнеско
89.92kb.
Московская школа политических исследований право, политика, экономика, сми
553.35kb.
Школа включает в себя начальную школу (298 учащихся, 13 классов), среднюю школу (508 учащихся, 24 класса), старшую школу
170.09kb.
П/п фи школьника, название проекта
77.33kb.
В последние годы идея личностно ориентированного обучения стремительно завоевывает образовательное пространство России
122.6kb.
Это была одна из первых школ на Северном поселке. Школа была смешанной, семилетней, размещалась в 2-х этажном здании
165.4kb.
Начав свою деятельность в 1994 году как создатель компании МакЦентр дилер Apple Inc
77.93kb.
В рамках данного института осуществляется первичная социализация ребенка, осуществляется воспи­тание детей, забота о них
211.03kb.
Модель мира в орнаментах кумаланов эвенков Корнилова Валентина
105.21kb.
П/п фио участника Школа
338.04kb.
Проекта – «Разработка модели Ресурсного центра сетевого взаимодействия в области духовно-нравственного воспитания»
514.07kb.