Главная страница 1страница 2страница 3страница 4
скачать файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент общего и профессионального

образования Брянской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Суражский педагогический колледж» имени А.С. Пушкина

Ю.В. Рыбалов С.И. Рыбалова




Сборник лекций по гимнастике

для студентов

средних профессиональных учебных заведений специальности

050720 Физическая культура


Учебно-методическое пособие

Сураж 2009
Рекомендовано к печати научно-методическим советом ГОУ СПО «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»

Составители:

Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рыбалова С.И. преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. Пушкина

Рецензенты:

Кожемяко Н.В. руководитель физической культуры Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина

Мазуро В.Е. доцент кафедры спортивных дисциплин БГУ Мастер спорта СССР по спортивной гимнастике

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура».

Пособие включает в себя лекционный материал, отвечающий требованиям рабочей программы по дисциплине предметной подготовке «Гимнастика с методикой преподавания» (повышенный уровень среднего профессионального образования), также содержит аттестационные требования, экзаменационные вопросы и литературу, рекомендованную преподавателям и студентам для подготовки.

Методическая разработка охватывает 15 разделов.

Данное методическое пособие рассчитано на педагогов для средних профессиональных учебных заведений, а также студентов всех педагогических учреждений.

Учебно-методическое пособие можно рекомендовать в качестве методического пособия для средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 «Физическая культура».



Лекция № 1. Виды гимнастики и ее методические особенности.
1. Термин «гимнастика» ее задачи, методические особенности.

2. Средства гимнастики.

3. Виды гимнастики.

4. Гимнастика как научная дисциплина.



1.

Слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос», что значит «обнаженный», второе значение (тренер, упражняю) - система специ­ально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, гармонического физического воспитания и совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, быстроты движений, выносливости и др.



Гимнастика — это определенная, исторически сложившаяся со­вокупность специфических средств и методов физического воспи­тания людей.

Ее задачи:

1. (Оздоровительная задача). Гармоническое развитие форм и функций организма человека, направленное на всестороннее совершенствование физических - способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия советских людей.

2. (Образовательная задача). Формирование жизненно важных двигательных умений навыков (в том числе прикладных и спортивных) и вооружение специальными знаниями.

3. (Воспитательная задача). Воспитание моральных, волевых и эстетических качеств.

Выдающийся мыслитель древнего мира Плутарх, заметил: «Гимна­стика — есть целительная часть медицины».
Методические особенности гимнастики

Гимнастике присущ метод строгого регламентирование упраж­нения и четкой организации деятельности занимающихся, благода­ря чему создаются оптимальные условия для освоения новых навы­ков и умений, а также соответствующий эмоциональный фон, сти­мулирующий повышенную работоспособность.

К методическим осо­бенностям гимнастики относятся:

1. Разностороннее воздействие на организм человека.

2. Применение самых разнообразных физических упражнений, что и обеспечивает всестороннее и гармоническое развитие морфо­логических и функциональных систем организма и физических ка­честв (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости).

3. Избирательное воздействие на организм (исправление отрицательных сторон человека).

4. Строгая регламентация учебного процесса и точное регули­рование физической нагрузки.

5. Возможность непрерывного усложнения и комбинирования упражнений и применения одних и тех же упражнений в различ­ных целях.



Методы — это способы применения средств гимнастики с целью специально запланированного педагогического или оздоро­вительного воздействия на занимающихся.
2.

Средствами гимнастики являются гимнастические упражнения и музыкальное сопровождение при их исполнении (многие упражнения были заимствова­ны из трудовой, боевой и бытовой деятельности людей ходьба, бег, лазанье, прыжки, переползания, равновесия, метания, преодоле­ние препятствий, переноска груза и т. п.).

1. Строевые упражнения.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Вольные упражнения.

4. Прикладные упражнения

5. Прыжки.

6. Упражнения на снарядах (коне, кольцах, брусьях, перекла­дине, бревне).

7. Акробатические упражнения.

8. Упражнения художественной гимнастики (слитные комбинации), с предметами (скакалки, обручи, шарфы, мячи, булавы и др.) и без предметов.


3.

Виды гимнастики

Всесоюзная конференция 1968 г. утвердила следующую класси­фикацию гимнастики по видам:



1-я группа - оздоровительные (общеразвивающие) виды гим­настики,

1. основную (общую)

2. гигиеническую

3. атлетическую.



2-я группа - спортивные виды гимнастики,

1. спортивная гимнастика

2. художественная гимнастика

3. акробати­ка.



3-я группа - прикладные виды гимнастики

1. гимнастика на производстве

2. профес­сионально-прикладная

3. военно-прикладная

4. спортивно-прикладная

5. лечебная гимнастика



4.

Гимнастика как научная дисциплина представляет собой часть науки о физическом воспитании, изучающей закономерности физи­ческого развития и совершенствования человека с помощью харак­терных для гимнастики средств, методов и форм организации за­нятий. В научном исследовании применяются преимущественно пе­дагогические, физиологические, биомеханические и математичес­кие методы исследования.

Гимнастика - имеет свою теорию, историю, методику преподавания, типичные средства и формы организации занятий.

Теория гимнастики разрабатывает вопросы, связанные с сущ­ностью и содержанием предмета гимнастики, ее целями и задачами, местом и значением гимнастики в советской системе физического воспитания и др.

История гимнастики раскрывает процесс ее раз­вития и становления как одного из средств и методов физического воспитания, освещает вопросы, связанные с совершенствованием средств, и методов гимнастики.

В разделе методики преподавания гимнастики рассматриваются общие основы обучения и воспита­ния (применительно к гимнастике, к отдельным ее видам и груп­пам упражнений), методы и приемы организации занятий с различ­ными контингентами и др.
Лекция № 2. История развития гимнастики.
1. Гимнастика в Древнем мире и средних веках.

2. Гимнастика в новое время.

3. Системы гимнастик (школы).
История гимнастики — это специфическая отрасль знаний, важ­ный раздел истории физической культуры и общей культуры, наука о закономерностях развития гимнастики в различные исторические эпохи в связи с экономическими, политическими и культурными ус­ловиями жизни людей.

Гимнастика развивается и по своим собственным закономер­ностям:

а) обогащение гимнастов и тренеров опытом соревнова­ний и организации учебно-тренировочной и воспитательной работы с гимнастами;

б) совершенствование программ, правил соревно­ваний, терминологии, теории и методики обучения упражнениям и спортивной тренировки;

в) проведение научных конференций, се­минаров, исследований;

г) совершенствование системы подготовки педагогов-тренеров;

д) улучшение качества гимнастических снаря­дов, оборудования мест занятий и др.

1.

Гимнастика как средство физического воспитания развивалась на протяжении длительного времени. Ее становление было связа­но с изменением общественного строя, развитием науки о человеке, а также с переменой способов ведения войны. Это оказывало суще­ственное влияние на изменение содержания гимнастики, методики ее преподавания и техники самих упражнений.

Отдельные упражнения, вошедшие в системы гимнастики XVIII—XIX вв., применялись в военно-физической подготовке еще в Древнем Риме и в период средневековья в ряде стран Западной Европы. К ним относятся упражнения на деревянном коне, лестни­цах и других сооружениях, используемых для обучения штурму неприятельских крепостей. Акробатические упражнения и упраж­нения на канате демонстрировались бродячими артистами.

В эпоху Возрождения гуманисты стали придавать большое значение всестороннему воспитанию молодежи. В занятиях гимна­стикой они видели лучшее средство укрепления здоровья и разви­тия физических сил человека. В XVI в. появился ряд произведений по физическому воспитанию. Наиболее известным из них был труд И. Меркуриалиса об искусстве гимнастики. Автор делил гимнасти­ку па три вида: военную, врачебную и атлетическую. Оздоровитель­ную гимнастику, т. с. не связанную со стремлением побеждать со­перника, он считал основным средством физического воспитания.

В это же время развивалось и другое направление в гимнасти­ке, основой которого было приобретение занимающимися ловкости. В произведении французского писателя-гуманиста Франсуа Рабле (ок. 1494—1553 гг.) «Гаргантюа и Пантагрюэль» говорится о том, что воспитанники занимались многими видами упражнений, в том числе на перекладине, деревянном коне, лазали по канату, выпол­няли акробатические упражнения. В связи с этим следует считать, что уже в XV в. в школах дворянской молодежи использовались отдельные гимнастические снаряды и упражнения, которые в даль­нейшем легли в основу спортивной гимнастики.

2.

Труды Я. А. Каменского и система его дидактических принци­пов способствовали развитию взглядов классиков педагогики XVIИ в.Жан-Жака Руссо (1712—1778 гг.) и особенно Песталоцци (1746— 1827 гг.). Их заслуга в физическом воспитании состоит в том, что они дали толчок к подлинному возрождению гимнастики. Руссо считал, что физические упражнения укрепляют и закаливают те­ло, создают необходимые условия для развития сил и двигатель­ных возможностей человека, готовят к жизни, содействуют умст­венному развитию и укреплению здоровья.



Песталоцци главную цель физического воспитания видел в раз­витии сил и способностей, заложенных в ребенке, путем упражне­ний. Он полагал, что важно развивать способность мыслить и дей­ствовать. Лучшими упражнениями для этого были простейшие дви­жения в суставах, поскольку из них складываются любые сложные движения. Дополнять же суставную гимнастику должны подвиж­ные игры и ручной труд. Песталоц­ци — один из основоположников теории, и методики гимнастики, а «суставные движения» — прообраз современных вольных упраж­нений.

Педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других деятелей пе­дагогики того времени поддерживались буржуазной интеллиген­цией западноевропейских стран. Практические шаги в этом направ­лении были сделаны в Германии. В 70-х гг. XVIII в. в некоторых городах начали создаваться школы нового типа — филантропины, в которых стала зарождаться немецкая национальная гимнастика.

Наиболе известными руководителями гимнастики в филантро­пинах были Фит (1763—1836 гг.) и Гутс-Мутс (1759—1839 гг.). Они применяли известные физические упражнения. Целью занятий - укрепление здоровья, развитие силы и быстроты движений, приобретение красивой формы тела, содействие умственному развитию и психической деятельности. Фит привел ряд ценных методических указаний, не потерявших значе­ние до настоящего времени (о последовательности упражнений, постепенном переходе от легкого к трудному, об активности учеников, их интересе к занятиям, учете индивидуальных особенностей и др.).



Гутс-Мутс разработал технику многих гимнастических упраж­нений, в том числе упражнений на снарядах. В этих упражнениях большое значение придается форме движений. Его книга «Гимна­стика для юношества» получила распространение в ряде стран, в том числе и в России, и способствовала развитию гимнастики. В ней описаны примитивные упражнения на перекладине, брусьях, бревне. При проведении занятий стимулировалось соревнование между учениками, были выработаны требования к точности испол­нения движений.

3.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения войны требовали одновременности действий, четкого вы­полнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно пра­вильным методом физического воспитания молодежи.

В первой половине XIX в. наметились три направления в раз­витии гимнастики:

-гигиеническое (гимнастика рассматривалась как сред­ство укрепления здоровья и развития физических сил человека);

-атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе и на гимнастических снарядах);

-прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречаю­щихся на войне).
Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупа­ции Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778—1852 гг.). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в целях освобождения страны от ок­купации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и во­енные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физиче­ские силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнасти­ку «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников— «турнерами». Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен».

Совместно с Фризеном и Эйзеленом Ян разработал технику гимнастических упражнений. Был издан учебник «Немецкая гимна­стика», в котором описывались все известные в то время упражне­ния на снарядах.



А. Шписс (1810—1858 гг.) приспособил немецкий «турнен» к преподаванию в школе и составил схему урока. В 1840 г. он опуб­ликовал труд «Учение о турнерском искусстве». Урок гимнастики Шписса содержал порядковые упражнения (строевые упражнения и перестроения), затем следовали вольные упражнения (движения из суставной гимнастики Песталоцци и гимнастики Фита), подго­тавливающие к упражнениям на снарядах. Шписс ввел групповые снаряды: длинную перекладину и брусья, ряды лестниц, шестов и т. п. В последней части урока проводились игры и массовые уп­ражнения. Гимнастика Шписса содействовала воспитанию дис­циплинированных детей, хорошо выполняющих команды и имею­щих достаточную физическую подготовку для военной службы. Однако она подавляла инициативу детей, мешала развитию их ин­дивидуальных способностей и, главное, расходилась со многими положениями естественных и педагогических наук того времени. Эти недостатки вызывали многочисленные возражения, наиболее обоснованными из которых были возражения П. Ф. Лесгафта.
Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое на­правление. П. Линг (1776—1839 гг.) начал изучать гимнастику в Дании в первой половине XIX в. В 1813 г. по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт спе­циальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педа­гогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Я. Линг (1820—1886 гг.), продолжая дело, начатое от­цом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряжен­ность. Точному положению частей тела придавалось большое зна­чение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связы­вала инициативу преподавателя, хотя многим казалась научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности швед­ской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе и в России.
Французская система гимнастики, имевшая в основном военно-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770—1848 гг.). Он был знаком с системой военно-физиче­ской подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помо­гают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных услови­ях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метания, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наиболь­шей скоростью и экономией сил (лестницы, канаты, шесты, за­боры).

Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к слож­ным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности уче­ников. Были указания на то, что действие одного и того же упраж­нения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под во­енные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения свое­образного музыкального сопровождения на занятиях.


Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи с национально-освободительной борьбой славянских народов, находившихся в составе Австро-Венгрии. В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гим­настики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832—1884 гг.)— представи­тель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремив­шейся к освобождению своей родины из-под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не, считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе.

Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли уп­ражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы (боевые).

Взамен многократного повторения одного и того же упражнения на снарядах «соколы» ввели комбинации различных движений, а с 1862 г. стали проводить соревнования по гимнастике по специаль­но разработанным правилам. Особое внимание в комбинациях вольных упражнений и на снарядах обращалось на логичность пе­рехода от одного элемента к другому. «Соколами» была сделана классификация упражнений по внешнему признаку и разработана терминология гимнастических упражнений, в которой почти каждое упражнение называлось одним - двумя словами, что было удобно.

Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей:

В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (пал­кой, гантелями и др.).

Во второй (основной) части выполнялись упражнения на сна­рядах, прыжки, так называемые «разности», боевые упражнения и др.

В третьей (заключительной) части обычно применялись ходь­ба, умеренный бег, игры.

Занятия в единообразных костюмах, под музыкальное сопро­вождение, четкость выполнения упражнений, организация соревно­ваний и массовых выступлений обеспечили успех сокольской гим­настике во многих странах. Она явилась основой современной спор­тивной гимнастики.

Отрицательным было то, что их авто­ры не понимали педагогического значения гимнастики, им харак­терен эмпиризм.

В конце XIX в. появляются первые научно обоснованные систе­мы: в России — П. Ф. Лесгафта (1837—1909 гг.), во Франции — Ж. Демени (1850—1917 гг., физиолог и педагог). В годы первой мировой войны Ж. Демени опубликовал работу, посвященную фи­зическому воспитанию. Он считал, что упражнения должны быть динамичными, а не статичными, выполняться с полной амплитудой, по форме закругленными, а не угловатыми. Мышцы, не участвую­щие в работе, должны быть расслаблены. Задачами физического воспитания Демени считал: укрепление здоровья, достижение красоты форм и движе­ний тела, развитие ловкости и волевых качеств человека.

В конце XIX и начале XX в. появились новые виды гимнастики. В частности, образовалось несколько систем художественной и ритмической гимнастики, широко использовались лечебная гимна­стика, ставшая одной из отраслей медицины, система индивиду­альной гимнастики преимущественно гигиенической направленно­сти («Моя система» Мюллера, гантельная гимнастика Сандова, системы индивидуальной гимнастики Прошека, Анохина и др.).
Лекция № 3. Гимнастическая терминология.
1. Характеристика гимнастической терминологии.

2. Способы образования терминов, правила сокращений.

3. Правила и формы записи упражнений.

1.

В физическом воспитании тер­минология играет очень важную роль. Она облегчает общение между преподавателями и учениками во время занятий, помогает упростить описание гимнастических упражнений при издании лите­ратуры по гимнастике.

Наибольшее значение терминология приобретает в процессе обучения гимнастическим упражнениям, поскольку трудно обучать им, не зная точного названия. Краткие слова-термины оказывают существенное влияние на формирование двигательных навыков. Они способствуют лучшей настройке на выполнение упражнений, делают учебный процесс более компактным и целенаправленным, что подтверждается исследованиями.

Под термином в гимнастике принято понимать краткое ус­ловное название какого-либо двигательного действия или понятия. "Как и в других "областях, гимнастическая терминология совер­шенствовалась параллельно с развитием физического воспитания, и в частности гимнастики, так как все новое, что возникает в прак­тической деятельности и в науке, неизбежно отражается в языке, обогащая его.



Гимнастическая терминология - это система специальных наименований (терминов), применяемых для краткого обозначения гимнастических упражнений, общих понятий, названий снарядов, инвентаря, а также правила образования и применения терминов, условных (установленных) сокращений и формы записи упражнении. (А. М. Шмелин).

Гимнастическая терминология - это система терминов для краткого и точного обозначения используемых в гимнастике понятий, а также правила образования и применения терминов. ( Н. К. Меньшиков).

Терминология как раздел лексики тесно связана с содержанием данной науки, ее теорией и практикой.

Наша отечественная гимнастическая терминология, введен­ная в действие с 1938 г., была построена на основе словарного фонда русского литературного языка. Поэтому она значительно по­нятнее и доступнее для различных контингентов занимающихся.

В новой терминологии авторы установили такую систему построения терминов, которая позволила бы ограничиться лишь указанием на наиболее характерные особенности каждого движения и в то же время точ­но и кратко определить его.

Развитие советской гимнастики, новые успехи теории и практи­ки требуют дальнейшего совершенствования гимнастической тер­минологии. Этому были посвящены Всесоюзная дискуссия 1957 г. всесоюзные конференции по гимнастике 1962, 1963 гг.

Большой вклад в развитие гимнастической терминологии, внес­ли преподаватели кафедр гимнастики институтов физической культуры, особенна Московского, Ленинградского и Киевского. В резуль­тате поиска и обсуждений последние изменения и дополнения в действующую терминологию были внесены президиумом Федера­ции гимнастики СССР в 1965. г.
Требования предъявляемые к терминологии

К терминам предъявляются определенные требования:

1. Доступность. Терминология должна строиться на основе словарного состава родного языка и заимствованных из других языков слов, а также из интернациональных слов-терминов и полно­стью соответствовать законам словообразования и грамматике языка данного народа. В этом случае терминология будет доступ­ной, а, следовательно, жизненной и устойчивой. Нарушение норм родного языка приводит к тому, что терминология становится не­понятной.

2. Точность. Термин должен давать ясное представление о сущности определяемого действия (упражнения) или понятия.

3. Краткость. Наиболее целесообразны краткие термины, удобные для произношения.

2.

Выделяют три группы правил гимнастической терминологии: правила образования, правила применения и правила сокращения терминов (опускание отдельных из них).

Способы и правила образования терминов

Образование терминов происходит следующими способами:

а) переосмысление, б) использование корней слов, в) присвоение имени, г) словосложение.

Кроме образования новых используются термины, заимствованные из смежных областей деятельности и из прежних терминологических систем. Например, в гимнастике офи­циально употребляются такие цирковые термины, как рондат, кур­бет, мост, твист.



Переосмысление, или придание нового значения уже су­ществующим словам,— наиболее распространенный способ образо­вания терминов. Например: шпагат, вход, выход, переход, круг.

Использование корней слов родного языка — способ, применявшийся при создании гимнастической терминологии. Кор­нями слов являются термины: мах, сед, вис, хват, кач, шаг, бег. На основе этих и других корней слов образуются производные термины, например: замах, присед, спад, подъем, раскачивание, перехват, шагом, углом и т. д.

Присвоение имени первого исполнителя. Как правило, новые сложные элементы поначалу имеют сложное тер­минологическое описание. Использование имени известного спорт­смена делает удобным частое употребление данного нового терми­на. Например, термин «диомидовский» означает: махом вперед поворот на одной руке на 360° в стойку.

Словосложение — способ, при котором из двух слов обра­зуется сложное или составное слово — термин. Например: (саль­то) сгибаясь-разгибаясь, разновысокие (брусья), далеко-высокие (прыжки). Чаще всего гимнастические упражнения обозначаются е помощью двух и большего числа терминов, т. е. образуются пу­тем составления из нескольких однословных терминов.

Термины, обозначающие статические положения, образу­ются, как правило, с учетом условий опоры (упор на предплечьях, стойка на руках, сед на пятках и т, п.) и взаимного расположения звеньев тела (упор углом, вис, согнувшись и т. п.).

Движения или положения тела в по­лете, например: прыжок ноги врозь, соскок углом, переворот на­зад, подъем махом вперед, подъем разгибом.

Правила применения терминов

Гимнастическую терминологию применяют с учетом квалифи­кации занимающихся. При проведении занятий оздоровительными или прикладными видами гимнастики используются лишь основ­ные термины общеразвивающих упражнений с добавлением слов разговорного и литературного языка. Например, говорят: стоя но­ги врозь (вместо «стойка ноги врозь»), положение сидя (вместо «сед»). На занятиях с детьми используются яркие образные наи­менования, например «как самолет», «как зайчики». В процессе обучения педагог знакомит учащихся с терминологией, постепенно заменяя прежние образные выражения терминами.

Термины, обозначающие гимнастические упражнения, разделя­ются на две основные группы: обобщающие и конкретные терми­ны.

Обобщающие термины используются для обозначения общих понятий, групп и типов упражнений, например: элемент, соединение, вольные упражнения, разноименные круги. Конкрет­ные термины определяют признаки конкретных упражнений. В свою очередь, они подразделяются на основные и дополнитель­ные.

Основные термины определяют главные смысловые признаки упражнения, принадлежность его к той или иной группе упражнений, например: подъем, спад, переворот, оборот, круг, мах.

Конкретные элементы описываются сочетанием основного и до­полнительного терминов. Однако некоторые основные термины: упор, вис, мост, шпагат, присед, полуприсед — сами по себе описы­вают конкретные элементы.



Дополнительные термины дают уточняющую информацию, указывая направление движения, способ выполнения, условия опоры, характер исполнения, некото­рые количественные характеристики. Например: вперед, боком; переворотом, разгибом, махом; на предплечьях, на лопатках, на животе; медленный (переворот), расслабленно; двойное, с пово­ротом на 540°.

Некоторые термины могут быть как основными, так и дополни­тельными, например: мах — махом, стойка — стоя, присед — при­сев, круг — круговой, оборот — оборотом, переворот — переворотом.


Правила сокращений (опускание отдельных обозначений)

В гимнастике для краткости принято не указывать целый ряд общепринятых положений, движений или их деталей. Например, опускаются слова:

- «спереди», «вперед» — при указании направления движения, если выполняется кратчайшим, единственно возможным путем (на­пример, дугами вперед);

- указание положения рук, ног, носков, ладоней, если оно соответ­ствует установленному стилю;

- «туловище» — при наклонах

- «нога» — при перемахах, выставлениях ее на носок;

- «поднять», «опустить» — при движении руками или ногами;

- «продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду;

- «хват сверху», как наиболее распространенный, «перемах внутрь» (или положение внутри);

- «соскок» или «прыжок», если по названию снаряда это оче­видно;

- «прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это положение. Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад соскок;

- «ладони внутрь» — в положении руки вниз, вперед, назад, вверх;

- «ладони книзу» — в положении руки в стороны или влево (вправо);

- «дугами вперед», если руки поднимаются или опускаются дви­жением вперед.

Исходное положение (и. п.) указывается только в начале уп­ражнения.

Путь конечностей и тела указывается лишь в тех случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обычным путем.



3.

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания.

В зависимости от цели приме­няют ту или иную форму записи:

- обобщенную, конкретную, сокра­щенную, графическую или их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осу­ществляется по правилам, изложенным выше, и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рас­смотрим эти правила.
Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

1. Исходное положение (и. п.), из которого начинается движение.

2. Название движения (наклон, поворот, мах, присед, выпад и и др.).

3. Направление (вправо, назад и т. п.).

4. Конечное положение (если необходимо),

Например:

и. п. — стойка ноги врозь, руки к плечам.

1 - Сгибая правую, наклон влево, руки вверх.

2 - И. п.

Если движение сочетается с другим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

Например:

и. п. — стойка ноги врозь, руки на пояс.

1 - Наклон вперед прогнувшись, руки в сто­роны и поворот налево. В этом случае поворот выполняется в конце наклона (как бы акцентируя его).

Если же движение совмещается (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять пред­лог «с».

Когда движение выполняется не в обычном стиле, то это долж­но быть отражено в записи.

Например:

руки плавно вперед, кисти расслаблены и т. д.
Запись вольных упражнений. Вольные упражнения записыва­ются в определенной последовательности:

1. Название упражнения (для кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение. Указываются произведение, размер.

3. Исходное положение.

4.Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения, например по восьмеркам. При записи обязательного упражнения (для соревнований) справа от текста указывается относительная трудность элементов и соеди­нений (баллы или группы трудности).
Запись упражнений на снарядах. При записи упражнений на гимнастических снарядах кроме названия самого снаряда принято указывать:

1. Исходное положение (из виса, упора, с прыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахивание в упоре на руках, предплечьях).

2. Название движения (подъем, спад, перелёт, оборот, выкрут и др.).

3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом назад, перево­ротом).

4. Направление (влево, назад и др.).

5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само движе­ние не указывает на него.

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой. При записи в строчку комбинаций на снарядах основные эле­менты (соединения) отделяются знаком тире.

Например, на пере­кладине: размахивание — подъем разгибом — оборот назад — мах дугой с поворотом налево кругом в вис разным хватом — соском махом назад и т. д.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записываются с абзаца, а справа от них указывается относительная трудность.
Запись акробатических упражнений. При записи акробатиче­ских упражнений применяются указанные выше правила с учетом некоторых особенностей:

1. При выполнении элементов не с полным переворачиванием (например, кувырков) следует указывать конечное положение.

2. Иногда переходы из одного положения в другое не требуют специального термина.

Например, из равновесия на правой — стойка на голове или из стойки на руках - стойка на голове и др.

3. Учитывается, что положение исполнителя после того или ино­го элемента (движения) предопределяет форму выполнения после­ дующего. Например, из стойки на коленях перекатом стойка на плече или из упора присев перекатом назад стойка на лопатках и др.

4. Конечное положение записывается лишь тогда, когда по дви­жению это не ясно.


Запись упражнений художественной гимнастики. При записи упражнений художественной гимнастики пользуются правилами, установленными для вольных упражнений. Помимо этого следует указывать характер движений, их оттенки, динамику и вырази­тельность.
Основные формы записи гимнастических упражнении:

1. Обобщенная запись. Ею пользуются в тех случаях, когда необходимо лишь обозначить (перечислить) содержание гимнастических упражнений в учебных и других программах, когда не требуется точности каждого движения.

Например, одноименные и разноименные перемахи из упора и упора сзади на коне.

2. Конкретная терминологическая запись преду­сматривает точное обозначение каждого элемента (упражнения) в соответствии с правилами терминологии (примеры этой записи при­ведены выше).

3. Сокращенная запись применяется при составлении конспектов, при записи зачетных и других упражнений. В этом слу­чае термины записываются сокращенно (применяются условные сокращения). Например, дв. — движение, эл. — элемент.

4. Графическая запись (изображение) может иметь са­мостоятельное и вспомогательное значение. Применяется линейная запись «чертиками» (рис, 26,а), полуконтурная (рис. 26,6) и кон­турная (рис. 26, в). Первая наиболее доступная. Она наглядна и

экономна. Быстрота такой записи делает ее незаменимой в повсед­невной практической работе по гимнастике.

5. Сочетание текстовой и графической запи­си — это наиболее удобная форма записи, которой широко поль­зуются на практике.




Лекция № 4. Строевые упражнения.
1. Понятия строевые упражнения. Классификация строевых упражнений.

2. Основные понятие о строе.

3. Строевые приемы.

4. Фигурные передвижения (передвижения по различным направлениям).



1.

Строевые упражнения — двигательные действия учащихся, выполняемые одновременно всем классом, группами учащихся или отдельными учениками. С помощью строевых упражнений решаются задачи формирования навыков коллективных дейст­вий (в строю), воспитания дисциплины и организованности, вы­работки чувства темпа и ритма, формирования правильной осан­ки. Использование строевых упражнений на уроках гимнастики позволяет быстро и целесообразно размещать занимающихся в зале или на площадке. Учителем физической культуры строевые упражнения применяются в различных частях урока. В подгото­вительной части урока они используются для организованного начала занятий, размещения учащихся для выполнения обще-развивающих упражнений. В основной части урока строевые уп­ражнения используются для организованного перехода от одного вида упражнений к другому. В конце урока (в его заключительной части) эти упражнения являются хорошим средством я того, чтобы снизить нагрузку, подготовить учащихся к предстоящей учебной работе и организованно закончить занятие.

Строевые упражнения представляют собой совместные действия в том или ином строго.

Строевые упражнения являются средством организации занимающихся и целесообразного их размещения на площадке. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают глазомер, чувство ритма и темпа. Формируют навыки коллективных действий, поднимают эмоциональное состояние занимающихся, могут служить средством снижения физической нагрузки. А в сочетании с другими упражнениями способствуют развитию двигательных и психических способностей.

Эффективная организация занятий по физической культуре немыслима, без использования строевых упражнений. Их применение позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Благодаря возможности управления большими массами занимающихся и многообразию различных форм перемещения, строевые упражнения - одна из основных частей массовых гимнастических выступлений. Большая часть строевых действий и команд взята из Строевого устава Вооруженных Сил, другая создавалась в процессе работы по гимнастике.



Классифицируются строевые упражнения на четыре группы:

- строевые приёмы;

- построения и перестроения;

- передвижения;

- размыкания и смыкания.

Для использования строевых упражнений при проведении занятий по физической культуре, необходимо знать основные понятия о строе.



2.

Основные понятия о строе

Строй - установленное размещение учащихся для совместных действий.

Фланг - правая или левая оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не меняется.

Тыльная сторона строя - сторона противоположная фронту.

Фронт - сторона строя в которую занимающиеся обращены лицом.

Интервал- расстояние по фронту между учащимися. Для сомкнутого строя он равен ширине ладони между локтями стоящих рядом учащихся.

Дистанция - расстояние в глубину между учащимися, стоящими в колонне для сомкнутого строя нормой считается расстояние вытянутой вперёд руки.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего учащегося) до последней шеренги (позади стоящего учащегося).

Направляющий - учащийся идущий в колонне первым.

Замыкающий - учащийся, идущий в колонне последним.

Шеренга - строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом в одну сторону.

Колонна - строй, в котором занимающиеся, расположены, а затылок друг другу.

Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руки.

Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся, расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалом указанным
преподавателем.

Ряд - два учащихся стоящие в двухшереножном строю в затылок один другому, последний ряд всегда должен быть полным.
3.

Строевые приемы

К строевым приёмам относятся команды: "Становись!", "Равняйсь!", "Смирно!", "Вольно!", "Отставить!", "Правой (левой) - вольно!". Расчет, куда входят команды: "По порядку - Рассчитайсь!" и др. Повороты на месте. В отдельных случаях команды могут заменяться распоряжениями.



Построения и перестроения

Построения - действия занимающихся после команды преподавателя и принятия того или иного строя.

Перестроения - переход из одного строя в другой.

Перестроения из одной шеренги в две. После предварительною расчета по два подается команда: "В две шеренги - Стройся!" По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад, правой ногой, не приставляя её шаг вправо и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу. Для обратного перестроения подаётся команда. В одну шеренгу - Стройся!" После команды все выполняется в обратной последовательности (рис. 1).

Перестроение из одной шеренги и три. После предварительного расчета подаётся команда: "В три шеренги - Стройся!". По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и, приставляя правую, становятся в затылок вторым номерам. Третьи номера делают шаг левой вперёд, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Для обратного перестроения подаётся команда: "В одну шеренгу - Стройся!". И все выполняется в обратной последовательности (рис. 2).

Перестроения из колонны по одному в колонны по два (три). После предварительного расчета подаётся команда: "В колонну по два (три) - Стройся!". Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроениях из одной шеренги в две, три (рис. 3).



Перестроение из шеренги уступом. После предварительного расчета (6 -3 - на месте, 6 - 4 - 2 - на месте и др.), подаётся команда: "По расчету шагом марш!" Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов. Преподаватель ведет подсчёт на один больше, максимального количества шагов. При расчете 6 - 3 - на месте - до семи.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Все выходившие из строя делают поворот кругом, и идут на свои места и, дойдя до них, выполняют поворот кругом. Преподаватель ведет подсчёт до тех пор, пока последний вошедший в строй не сделает поворот кругом (рис.4).



Перестроение из одной колонны в три уступом. После предварительного расчёта по три подаётся команда: "Первые номера - два (три и т.д.) шага вправо, третьи номера - два (три и т.д.) шага влево шагом - Марш!". По команде занимающиеся выполняют указанное количество шагов.

Для обратного перестроения подаётся команда: "На свои места шагом - Марш!". Перестроение выполняется приставными шагами (рис.5).



Перестроение из шеренги в колонну захождением отделений плечом. После предварительного расчёта по три, четыре и т.д. подаётся команда: Отделениями в колонну по три (четыре) левые (правые) плечи вперед шагом, - Марш!". По этой команде учащиеся, сохраняя равнение по фронту начинают захождение плечом до образования колонны. Вторая команда: "Группа - Стой!".

Для обратного перестроения подаются команды:

1. "Кругом!".

2. "Отделениями в одну шеренгу, правые (левые) плечи вперёд шагом - Марш!".

3. "Группа - Стой!". Последняя команда подаётся в тот момент, когда занимающиеся доходят до своего места в шеренге (рис. 6).

Перестроения из колонны по одному в колонну по два (три и т.д.) поворотом в движении. При движении группы налево в обход подаём команда: "В колонну по два (три и т.д.) налево - Марш!". После поворота первой двойки (тройки и т.д.), следующие делают поворот под команду своего замыкающего, на том же месте, что и первые.

Для обратного перестроения подаются команды:

1. "Напра-Во!".

2. "В колонну по одному направо в обход шагом - Марш!".

При обучении целесообразно предварительно рассчитать учащихся по два (по три и т.д.) рис. 7.


Перестроение из колонны по одному в колонну по два, четыре, восемь дроблением и сведением. Перестроение выполняется в движении.

Команды:

1. "Через центр - Марш!" (как правило, подаётся на одной из середин).

2. "В колонны по одному направо, налево в обход - Марш!" (подаётся на противоположной середине). По этой команде первые номера идут направо, вторые - налево в обход.

3. "В колонну по два через центр - Марш!", подается при встрече колонн (рис. 8 а, б, в). Обратное перестроение называется разведением и слиянием.
Сведение - соединение колонн низшего порядка в колонну высшего порядка.

Разведение - деление колонны высшего порядка на колонны низшего порядка.

Перестроение из колонны в круг производится по команде "Взявшись за руки, в круг, шагом - Марш!" (предварительно преподаватель обозначает центр будущего круга). По этой команде оба фланговые заходят вокруг указанной точки до взаимной встречи, "размыкая" всех занимающихся на указанный интервал.



Перестроение из одного круга в два. Подаются команды: 1. "По три - Рассчитайсь!". 2. "Вторые номера три шага (два и т.д.) вперёд, третьи номера полшага вправо, шагом - Марш!". Занимающиеся выполняют указанные действия. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!". По этой команде все выполняется в обратном порядке (с поворотом кругом) рис. 9 а.

Перестроение из одного круга в три. Подаются команды: 1. "По семь - Рассчитайсь!", 2. "Четвертые номера шесть шагов вперёд, вторые и шестые - три шага вперёд, седьмые полшага вправо, шагом.- Марш!". Занимающиеся выполняя указанные действия, перестраиваются в три круга. Обратное перестроение производится по команде: "В один круг - Стройся!", по которой занимающиеся становятся на свои места с поворотом кругом.



Размыкания и смыкания

Размыкания - действия занимающихся связанные с увеличением интервала и дистанции.

Смыкание - приём уплотнения разомкнутого строя.

1. Размыкание по уставу ВС. Команда: "Вправо (Влево, от средины) на два (три и т.д.) шага. Разомкнись!". Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.

Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево) и, набрав указанный интервал, поворачиваются лицом к фронту. Подсчёт ведется по два, пока последний не приставит ногу.



2. Размыкание приставными шагами производится по фронту. Команда:
"От середины (вправо, влево) на два (три и т.д.) шага приставными шагами разом - Кнись!". После подачи команды подсчет по два пока последний не приставит ногу. Для смыкания подается команда: "К середине (вправо, влево) приставными шагами сом - Кнись!", Подсчёт по два, пока последний не приставит ногу.

3. Размыкания по распоряжению. Например, "наберите интервал – два шага" и т.д.

4. Размыкания по направляющим в колоннах, которых преподаватель
ставит на необходимый интервал.

5. Размыкание дугами можно выполнять из колонны по 3, 4, 5, (по три размыкание выполняют первый и третий номера; по четыре - второй и третий) Подаётся команда: "Дугами на два (три) шага разом - Кнись!" По этой команде выше указанные номера выходят вперёд, обходя по дуге на пять счётов справа и слева стоящих, и останавливаются с указанным интервалом от них, приставляя
ногу (на счёт шесть) и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом (рис. 9 б).

Для размыкания дугами из колонны по пять подаётся команда: Дугами на два шага разом - Кнись!", по которой вторые и четвёртые номера на шесть счётов обходят по дуге первых и пятых становясь рядом с ними, по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. После чего первые и пятые номера на шесть счётов обходят дугами рядом стоящих на интервал два шага и по счёту семь - восемь поворачиваются кругом. При размыкании дугами назад, вначале выполняется поворот кругом, а потом размыкание по дуге.


Передвижения

К этой группе относятся упражнения, связанные с передвижениями различного характера.

Передвижения могут осуществляться строевым и походным (обычным) шагом, который отличается от первого большей свободой движений.

Движения на месте выполняются по команде:

1. "На месте шагом - Марш!".

2."Направляющий - На месте!" - тогда, когда необходимо сомкнуть передвигающуюся группу на дистанцию в один шаг.

3. Для возобновления движения вперёд при ходьбе на месте, подаётся команда: "Прямо!", - под левую ногу, после чего делается шаг правой на месте и с левой начинается движение вперёд.

Для изменения скорости, темпа и ритма передвижения используются команды: "Шире - Шаг!", "Короче - Шаг!", "Чаще - Шаг!" "Ре - Же!". Исполнительная команда подаётся под левую ногу.

Для передвижения бегом подаётся команда: "Бегом - Марш!". При переходе с движения шагом под музыку исполнительная команда подаётся под левую ногу, после чего занимающиеся делают шаг правой и с левой начинают движение бегом (то же при переходе с бега под музыку по команде: "Шагом - Марш!". Если музыкального сопровождения нет, команда "Марш!" подаётся под правую ногу.

Повороты в движении. Исполнительная команда для поворота направо подаётся под правую ногу, после чего занимающиеся, делают шаг левой вперед, поворачиваются на носке левой ноги и с правой ноги начинается движение в новом направлении. Исполнительная команда и действия при повороте налево - аналогичны.

Для выполнения поворота кругом подается команда: "Кругом - Марш!". Исполнительная команда: "Марш!" подаётся под правую ногу, после чего занимающийся делает шаг левой вперёд, полшага правой вперёд, и поворачивается на носках обеих ног и с левой ноги начинает движение в новом направлении.

При выполнении поворотов в движении целесообразно вести подсчёт, чтобы сохранить ритм движения.


4.

Фигурные передвижения

(передвижения по различным направлениям).

Обход - движение вдоль границ зала (площадки). Команда: "Налево ('направо) в обход шагом - Марш!" (рис. 10).

Противоход - движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Команда: "Противоходом направо (налево) - Марш!". Интервал между встречными колоннами один шаг (рис. 11).

Змейка - несколько противоходов подряд. Величина змейки определяется по первому" противоходу. Команды: 1. "Противоходом налево (направо) Марш!"- 2. Змейкой - Марш!" (рис. 12).



Петля открытая. Команда: "Открытой петлёй - Марш!" (рис, 13).

Петля закрытая. Команда: "Закрытой петлёй - Марш!" (рис. 14). Для построения петли определённого размера необходимо эти размеры указать. Например, "Через центр (до средней линии и др. точки) открытой (закрытой) петлёй - Марш!" (рис. 15).

Противоходы, петли и змейки могут выполняться по прямым, закругленным и косым направлениям (рис. 16 - 21).



Диагональ - линия, соединяющая два наискось расположенных угла. Команда: "По диагонали - Марш!" (рис. 22).

Передвижения по точкам зала. Применяя данное передвижение можно строить различные углы (острые, прямые, тупые) и зигзаги (рис. 23 - 26).



Зигзаг - фигура состоять из двух или более соединённых углов. При подаче команд указываются те точки площадки, через которые занимающиеся должны пройти. Например, при по строении острого угла, колонна идет в обход по левой границе зала: на левой середине подается и команда: "К верхней середине - Марш!", и занимающиеся перемещаются к верхней середине зала обозначая острый угол. Таким образом можно построить любую фигуру (рис. 27).

Круг. Для построения круга необходимо на одной из середин площадки подать команду: "По кругу - Марш!", по которой начинается построение круга (рис. 28). При подаче команды с указанием какой либо точки зала, круг строится соответственно указанию. Например, "По кругу через центр - Марш!". В этом случае направляющий строит круг, проходя через центр (рис. 29).



Дуга - фигура равная половине круга. Для построения дуги подаётся команда: "Дугой - Марш!". После команды занимающиеся начинают строить дугу (рис. 30). При подаче команд с указанием какой либо точки, дуга строится соответственно этому указанию: "Дугой до центра - Марш!" (рис, 33 а) или "Дугой направо (налево) - Марш!" (рис. 31б). Во всех случаях направляющий, пройдя по окружности половину круга, обозначает шаг на месте, а остальные участники выравниваются по дуге.

Противодуги - фигура, состоящая из двух соединённых дуг, построенных в разных направлениях. При построении фигуры указывается точка соединения двух дуг. Например, "Противодугами через центр - Марш!" (рис.32).

Восьмёрка - состоит из двух противодуг. При построении фигуры также указывается точка через, которую происходит построение. "Восьмеркой, через центр - Марш!". В указанной точке производится скрещение (занимающиеся проходят через точку по очереди) рис. 33.


Спираль - построение начинается, как правило, из круга и может быть открытой и закрытой. По команде: "Закрытой спиралью - Март!", направляющий закручивает спираль (постепенно уменьшая радиусы), сохраняя интервал в один шаг. Построив спираль, обозначает шаг на месте, остальные сохраняют дистанцию в один шаг (рис, 34). Выход из спирали осуществляется поворотом кругом.

По команде: "Открытой спиралью - Марш!", выполняется то же, что и в первом случае, но интервал между кольцами спирали - два шага. Выход из открытой спирали осуществляется противоходом (рис. 35).






Скрещение - прохождение встречных колонн через одну точку. Прохождение производится последовательно, по очереди (рис. 36).


Проходы. 1. Команда; "Проход - Справа!". Встречные колонны по одному проходят, одна мимо другой на расстоянии одного шага придерживаясь правой руки (рис. 37) или левой руки, при команде: "Проход - Слева!".

2. Встречные колонны "по два" могут проходить справа (рис, 38) или слева (как в колонны по одному), а также внутри или снаружи - по команде Проход - Внутри!" (рис. 39), снаружи по команде: "Проход - Снаружи!" (рис. 40), и колоннами по одному - по команде: "Колоннами по одному проход, проход - Справа (слева рис. 41).





Лекция № 5. Общеразвивающие упражнения
1. Характеристика общеразвивающих упражнений.

2. Направленность общеразвивающих упражнений.

3. Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений.
1.

Общеразвивающими упражнениями называются движения от­дельными частями тела или их сочетания, выполняемые с разной скоростью и амплитудой, с максимальным и умеренным мышечным напряжением.

ОРУ - это школа двигательной подготовки, без которой достижения в различных видах спортивной и трудовой деятельности значительно затрудняются.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) - это движения, как отдельными звеньями тела, так и их сочетания. Сложность и доступность этих упражнений, в зависимости от уровня подготовленности занимающихся, может быть самой разнообразной. От элементарных движений до упражнений, которые требуют хорошей подготовленности учеников. Благодаря своей доступности эти упражнения составляют основное содержание занятий групп здоровья, групп реабилитации после различных заболеваний, включая и заболевания опорно-двигательного аппарата.

Цель — воспитание физических качеств, формирование правильной осанки и подготовка занимающихся к овладе­нию более сложными двигательными навыками.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться без пред­метов, с предметами (гантелями, набивными мячами, гирями, штан­гой, резиновыми амортизаторами, палками и др.), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью друг

друга.


Общеразвивающие упражнения по своей структуре просты и доступны детям всех возрастных групп и людям разного возраста.

С помощью общеразвивающих упражнений можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные части тела и группы мышц.

Универсальные возможности ОРУ позволяют широко применять их в детских садах, школах и других, учебных заведениях, а также в быту и на производстве (гигиеническая, производственная гимнастика).

С помощью ОРУ можно оказывать относительно избирательное воздействие на отдельные группы мышц. Регулируя физическую нагрузку, которая зависит от характера упражнений, их количества в одном занятии и интенсивности мышечных напряжений, с которой они выполняются. Разностороннее воздействие ОРУ на организм занимающихся позволяет развивать двигательные и психические способности, формировать правильную осанку, воздействовать на различные органы и системы их функциональное состояние.

Особенно важное значение ОРУ имеют в период становления и развития центральной нервной системы (ЦНС) ребёнка. Это объясняется тем, что любой двигательный акт контролируется ЦНС, а вследствие этого контроля формируются новые связи в коре головного мозга. В свою очередь свойства мозга настолько универсальны, что количество этих связей практически неограниченно. Правильное применение разнообразных ОРУ, с учетом сенситивных (благоприятных для развития) периодов в развитии детей, ведет к эффективному развитию их потенциальных способностей. Которые в значительной мере определяют способности человека в различных видах деятельности.

Особую роль можно отвести ОРУ в экологически грязных зонах. Составляя комплексы, ОРУ, и проводя их под музыку, можно развивать общую выносливость. Применение музыкального сопровождения, к тому же развивает музыкальный слух, чувство любви к прекрасному, даёт возможность занимающимся выразить в движении свои индивидуальные особенности, не только на занятиях, в других сферах деятельности.

Для эффективного применения такого универсального средства, как ОРУ, преподаватель должен осознавать огромную социальную значимость своего труда и иметь соответствующую подготовленность:

- Знание анатомо-физиологических особенностей человека.

- Знание сенситивных периодов развития двигательных и психических способностей.

- Знание и владение большим количеством конкретных упражнений.

- Умение определять направленность конкретных упражнений, их характер.

- Умение проводить ОРУ различными способами.

- Умение разрабатывать упражнения и составлять комплексы из них в зависимости от задач.

- Владеть всеми методами организации занятий.


2.

Направленность общеразвивающих упражнений.

1. На осанку.

2. – 3. Общего воздействия.

4. На плечевой пояс.

5. На мышцы спины и живота.

6. На боковые мышцы.

7. На координацию движения.

8. На силу.

9. На гибкость.

10. Махи.

11. Прыжки.

12. На дыхание (восстановление).


3.

Методы обучения в способы проведения общеразвивающих упражнений.

В зависимости от сложности ОРУ для их разучивания применяются следующие методы обучения:

1- в целом по показу,

2- в целом по рассказу,

3- в целом по показу и рассказу,

4- по разделениям.

Для проведения ОРУ применяются способы: раздельный, поточный, проходной и поточный в движении.

В зависимости от сложности упражнений и поставленных задач применяется наиболее эффективный способ проведения ОРУ. Например, для развития устойчивости, распределения и переключения внимания необходимо подобрать упражнения средней трудности, но выполнять их поточным способом в движении. Это побуждает учеников включать те механизмы ЦНС, которые способствуют развитию выше указанных способностей, для развития же координации движений необходимо выполнять сложные, но доступные для учеников движения, которые способствовали бы образованию новых функциональных связей и развитию двигательной функции.

Правильно применяя ОРУ, можно положительно воздействовать на развитие различных, как потенциальных, так и актуальных способностей человека.
Правила записи общеразвивающих упражнений

При записи отдельного движения указывается:

1. Исходное положение, из которого начинается движение.

2. Название движения (наклон, поворот, присед и др.).

3. Направление (вправо, назад и др.).

4. Конечное положение (если это необходимо).

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то, что и при записи отдельного движения, но сначала-основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения:

Например:

и. п.- стойка ноги врозь, руки к плечам.

1- сгибая правую, наклон влево, руки вверх

2- и.п.


Несколько движений, выполняемых не одновременно, записываются в той последовательности, в которой они протекают.

Например:

и. п.- стойка ноги врозь, руки в стороны.

1- с поворотом налево правая сзади на носок, дугой книзу правая рука вперёд

2- стать на правое колено, руки вверх, голову наклонить назад.

Если движения сочетаются с другими движениями (не на всем протяжении), но выполняется слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом "и".

и. п.- стойка ноги врозь, руки на пояс.

1. Наклон, вперёд прогнувшись, руки в стороны и поворот налево.

В этом случае поворот выполняется в конце наклона, как бы акцентируя его.

Если же движения совмещаются (в данном примере наклон и поворот выполняются одновременно), то следует применять предлог "с".

При выполнении упражнений с предметами должно проводиться объяснение упражнений и подача команд в определенной последовательности:

Положение предмета по отношению к телу занимающихся (к плечу, на грудь, влево и т.д.).

Направление предмета (если это необходимо).

Положение рук (если необходимо).



Например:

Палку к правому плечу вверх. При переменах положения предмета не кратчайшим путём, а каким либо другим, надо указать на этот способ.



Например:

Отпуская правую руку дугами наружу палка (мяч) вверх.

При соединениях движений предмета с движением рук, ног и туловища надо вначале указать положение предмета, а потом движение ног и туловища.

Например:

Палку за голову, прыжком стойка ноги врозь и наклон туловища вперёд.



Лекция № 6. Конспект урока по гимнастике.
Конспект урока по гимнастике для учащихся … класса

Задачи: 1. Научить (Учить) ……………………………………………….

2. Совершенствовать (Закрепить)………………………..............

3. Содействовать (Развивать)…………………………………….

Место проведения: ………………………………………………………..

Время проведения: ………………………………………………………..

Конспект составил: ……………………………………………………….

Конспект проверил: ……………………………………………………….

Инвентарь: …………………………………………………………………

Часть

Содержание

Дозировка

Граф. Изображ.

ОМУ















скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник лекций по гимнастике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура
1442.76kb.
Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая культура
344.66kb.
Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений и подготовлено в соответствии с программой «Физическая химия»
101.69kb.
Учебник нового века
11999.61kb.
Барчуков, И. С. Физическая культура и физическая подготовка. Учебник / Барчуков И. С. М. Юнити-Дана, 2012. 432 с
1096.31kb.
Х п. Культербаев, а я. джанкулаев введение в matlab
644.95kb.
Программа дисциплины Организация и планирование производства для специальности 230401. 65 «Прикладная математика»
275.31kb.
Экспертные системы сапр: учебное пособие / А. Л. Ездаков. М.: Ид форум, 2014. 160 с.: ил.; 60x90 1/16.
79.65kb.
Программа дисциплины "Алгоритмизация процессов управления" для специальности
104.9kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
351.94kb.
Программа дисциплины "Электронный бизнес"
155.54kb.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальностям 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право»
881.83kb.