Главная страница 1
скачать файл

РУССКИЙ МИР
В.М.Скринник
«Русский мир» как социокультурный феномен

Глобализация – реальность нашего времени, характеризующаяся тенденцией к сокращению барьеров и расстояний и образованию единых экономических, информационных и прочих пространств. «Русский мир» – проект, рассматривающий российскую диаспору как основу транснациональной сети, позволяющей соединить – сначала в киберпространстве, а затем на правовом, экономическом и культурном уровне – геополитические потенциалы российской метрополии и зарубежной русской диаспоры. Проект, рассматривающий российскую диаспору как основу транснациональной сети, достаточно новый для отечественной политической мысли, пока еще мало обозначен в теоретических кругах, несмотря на то, что идея «Русского мира» декларирована на самом высоком уровне.1

Само понятие «Русский мир» введено в научный оборот П.Г. Щедровицким, который определяет время его возникновения 1993-1997 гг. Само словосочетание актуализировалось в 1998 г., когда в качестве базовой формулы для осуществления российской политики в СНГ была высказана гипотеза о том, что в границах России и за ее пределами проживает одинаковое число русских людей, говорящих и думающих на русском языке, что, несомненно, представляет собой потенциально объединенный (либо объединяемый) социум.

По оценкам экспертов, идея «Русского мира» в трактовке Петра Щедровицкого как сетевой структуры больших и малых сообществ,

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Скринник В.М. – докторант кафедры истории и культурологии КРСУ

думающих и говорящих на русском языке, имеет отчетливую геоэкономическую направленность. Диаспоры русскоязычных людей, согласно этой концепции, призваны обеспечить подключение России к технологическому и финансовому резервуару зарубежных социумов: “Чем большее число мировых проблем получит свое выражение, а возможно, и решение в рамках русского языка, тем более востребованными будут культурные и человеческие ресурсы «Русского мира»”.2

Использование потенциала зарубежной диаспоры для создания сети экономических, общественно-политических и иных связей – достаточно распространенная мировая практика. Но далеко не всегда первое слово принадлежит государству. Нередко сама диаспора создает систему сетевых коммуникаций. Государство – историческая родина – становится одним из звеньев этой международной цепи. Это особенно важно для архитекторов современного «Русского мира», которому придется опираться, прежде всего, на собственный ресурс. В конечном итоге ключевым игроком становится тот, кто выстраивает более эффективную инфраструктуру, позволяющую превратить разрозненные группы людей, формально объединенные этнокультурным признаком, в сеть.

Следует согласиться с мнением П. Щедровицкого, что парадокс сегодняшней ситуации состоит в том, что любая страна, претендующая на статус мировой державы, стремится не только к удовлетворению интересов своих граждан, но и к работе в интересах соотечественников, проживающих в других государствах. Для России, безусловно, это те, кто относит себя к зарубежному «Русскому миру», включая российскую диаспору.

«Русский мир» – категория неполитическая, не нуждающаяся в территориальной интерпретации, но невозможная без создания сети социальных, экономических, культурных, информационных и иных связей, позволяющих добиться самодостаточности.

«Конструктором» такой системы может выступить: 1) сама диаспора как ядро «Русского мира»; 2) российское государство как национальная корпорация, объективно заинтересованное в существовании и развитии подобного этнокультурного феномена. Не исключены и другие «конструкторы» проекта, которые тоже должны быть поняты и выявлены, что позволит определить варианты сотрудничества с ними.

На наш взгляд, можно выделить два этапа в генезисе понятия «Русский мир»: период собственно концептуального оформления и период придания идее консолидации и структурирования «Русского мира» статуса государственной политики (выступление В.В. Путина на первом Конгрессе зарубежных соотечественников в 2001 г.) Озвучивание идеи «Русского мира» на столь высоком уровне можно расценить как коренное изменение концептуального подхода российского государства к зарубежной российской диаспоре.

По нашему мнению, на сегодняшний день ключевой задачей является разделение функций между различными субъектами, способными быть задействованными в конструировании «Русского мира», и определение некоторых, хотя бы основных характеристик этого феномена, способных создать архитектонику «Русского мира» как цементирующего фактора за пределами государственных границ России.

По неофициальным данным, в настоящее время российская диаспора в мире превысила 25 млн. человек, порядка 16-17 млн. из которых проживают в странах СНГ, и вышла на второе место в мире после китайской.3 Однако дать точную количественную оценку крайне затруднительно. Не случайно западные исследователи подчеркивают, что «русский народ почти неуловим при статистическом методе изучения».4

Попытаемся дать объяснение этому явлению. Во-первых, далеко не все выходцы из бывших Российской империи и СССР и их потомки по своему этническому происхождению являются русскими. Так, еще в 1913 г. на территории зарубежных стран проживало 25 млн. бывших подданных Российской империи; из них – лишь 6 млн. русских. Не все из них относили себя к польской, еврейской, украинской либо армянской общинам, а продолжали считать себя россиянами. В принципе такое положение сохраняется и теперь. Во-вторых, часть эмиграции разных лет ассимилировалась и не стремится поддерживать этнокультурные связи с Россией. Однако данное обстоятельство не означает, что последующие поколения не захотят возобновить контакты с исторической родиной. Подобное явление, называемое «ре-ассимиляция», не такое редкое, особенно для третьего, четвертого и последующих поколений эмиграции.

Нельзя не учитывать и того, что отказ от сохранения либо признания своих этнических корней может быть связан не только с естественным для иммигранта стремлением к ассимиляции, но и неблагоприятным состоянием двусторонних отношений между исторической родиной и страной проживания, жесткой этнократической политикой и другими факторами.

Сама сложность определения русскости и ее носителей, почему вошли в обиход понятия «российская диаспора»; (декларируя идею «Русского мира», Президент России В.В. Путин постоянно подчеркивал многонациональность этого феномена) объясняется тем, что Россия всегда была полиэтнична и поликультурна. Объединяющим же ядром был не этнический признак, а очередная мессианская идея. Как только наступил кризис мессианских идей и Россия провозгласила основной ценностью вхождение в мировую цивилизацию, государство начало трещать по швам.

Не случайно ряд экспертов полагают, что на место глобализации Россия должна выйти с инициативой мироизации, то есть безусловного признания абсолютного права на самостоятельную мировую политику всех народов, стран, транснациональных и иных сообществ мира, права каждого сообщества без ущерба для всеобщего мира строить свой собственный мир как вклад в мироразвитие, как всеобщее дело человечества. Курс на мироизацию фактически означает требование организации справедливого миропорядка и складывание нового мирового сообщества.5

По оценке К. Крылова («Русский архипелаг»), иногда «Русский мир» рассматривают в качестве одного из инструментов интеграции России в глобализующийся мир, в мировое сообщество. Это неверно. В действительности именно «Русский мир» (в том виде, в котором он существует сегодня) является одним из барьеров, не позволяющих России успешно интегрироваться в международные и мировые структуры.6 Можно задаться вопросом, насколько актуализирован «Русский мир» и можно ли внести коррекции в существующую ситуацию?

Онтологический подход к проблеме «Русского мира» предполагает анализ составляющих этого социокультурного феномена на уровне ценностей и агентов – носителей этих ценностей. При этом русская идентичность не ограничивается этническими либо географическими рамками, а является ценностно-нормативной.

Носители и агенты «Русского мира» – это не просто физические объекты, что можно обозначить как демографический ресурс; и это не только институциональное выражение (русские общественные объединения или русские театры). Можно вести речь о ноосфере «Русского мира», предполагающей духовное присутствие (культурное, языковое и иное), которое сложно поддается статистике, но, тем не менее, является реальным и ощутимым. У «Русского мира» есть некий мобилизационный ресурс, позволяющий расширять круг его носителей, в том числе за счет поддержки «Русского мира» и всего русского за рубежом со стороны государства.

Интересно, что современные исследования русской цивилизации за рубежом практически отсутствуют. Как правило, авторы подходят к этому вопросу с позиций страновых, либо узко отраслевых. За рамками исследования остаются такие важные вопросы: что есть русская цивилизация, в каком взаимодействии с другими социокультурными феноменами она состоит, в чем ее плюсы и слабые места и каковы перспективы?

Очевидно, что русская цивилизация многослойна, но вывод о бесперспективности консолидационных усилий неверен. Нужна иная модель консолидации. И есть некий единый интерес – те, кто не стремятся сохранить «Русский мир» как цивилизационный феномен, потенциально к нему относиться не могут. Пути к достижению этой цели и выбор стратегических и тактических партнеров – это вторая часть вопроса. Равно как и вопрос, что делать с этим «Русским миром» России.

Инструментальный подход как раз и предполагает поиск общей ценностной основы, способной объединить всех игроков, так или иначе включенных в орбиту консолидации и структурирования «Русского мира».

На прошедшем в 2001 г. первом Конгрессе российских соотечественников В.В. Путин дал следующее определение соотечественников, тесно связанное с дефиницией «Русского мира»: «Соотечественники – категория далеко не юридическая. И уж тем более – не вопрос статуса или каких бы там ни было льгот. Это, в первую очередь, вопрос личного выбора. Вопрос самоопределения. Я бы сказал даже точнее – духовного самоопределения. Этот путь – не всегда прост. Ведь понятие «Русский мир» испокон века выходило далеко за географические границы России и даже далеко за границы русского этноса».7

Есть некие ключевые вопросы, которые должны быть реализованы для того, чтобы началась деятельность по выстраиванию эффективной инфраструктуры «Русского мира». Для начала нужно понять, способна ли диаспора быть основным носителем и агентом «Русского мира», либо упор следует делать на поддержку ноосферы, независимо от этнокомпонента. Иными словами, кто явится основным коммуникатором в преодолении противоречий и завязывании интересов между диаспорой ближнего и дальнего зарубежья, различными социальными слоями российской диаспоры?

Мы согласны с мнением К. Крылова, что практически вся «русская» эмиграция вкладывает основные усилия в скорейшую ассимиляцию. В отличие даже от «культурно близких» украинцев, русские не образуют устойчивой диаспоры, они не стремятся к самоутверждению в качестве русских (скорее, боятся этого), их солидарность мала или даже отрицательна (русские плохо относятся к «бывшим соотечественникам»). Дети эмигрантов редко говорят по-русски, не интересуются Россией и быстро становятся частью местных культур. Отношение эмигрантов к России (и всему, что с ней связано) обычно негативное, в лучшем случае — безразличное. Напротив, по отношению к «принимающим» государствам и культурам русских отличает крайняя лояльность, доходящая до сервильности. Очевидно, что значительная часть русской (и российской) эмиграции и не только эмиграции, но и так называемых соотечественников в странах ближнего зарубежья ориентирована на интеграцию в социум проживания и ресурсом «Русского мира» не является. Естественно, что носителей русскости больше в среде русского населения, но «Русский мир» и русские (по национальному признаку), проживающие за рубежом – категории не идентичные.

Сегодня российское экспертное сообщество начинает уделять внимание проектированию возможных вариантов структурирования «Русского мира» и поиску механизмов выстраивания на базе разрозненных, разобщенных, но пока еще обладающих некой пассионарностью общин российской диаспоры, эффективно действующей сети. Пришло осознание того, что «если за идеей «Русского мира» не будет ничего, кроме слов, если не будет никаких действий, не будет волевой компоненты, то и «Русского мира» не будет». Деятельность Правительства РФ по работе с российской диаспорой стала носить системный и продуктивный характер. В 2001 г. при МИД РФ создана Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), в состав которой входят представители всех ветвей власти, ученые, общественные деятели (председатель комиссии – министр Иностранных дел С.В. Лавров). В результате заметно активизировалась работа с российской диаспорой. На федеральном уровне была принята Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., Федеральная целевая программа "Русский язык (2006-2010 гг.)". Годом русского языка был объявлен 2007 г.

Новый импульс в деле поддержки зарубежных соотечественников дал второй Всемирный конгресс российских соотечественников (2006 г.), на котором В.В. Путин подчеркнул: «…Взаимодействие с диаспорой, поддержка и защита прав соотечественников являются одним из наших национальных приоритетов, и такой подход продиктован логикой развития нашей страны» (См.: Справочник российского соотечественника. –С.402).

Новую страницу во взаимодействии с русским зарубежьем открыла Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Эта программа воочию показала, насколько важным демографическим ресурсом России являются наши соотечественники.

Поступательное движение в работе с соотечественниками неразрывно связано с планомерной и широкомасштабной деятельностью Москвы по реализации государственной политики в отношении соотечественников. В 2005 г. была утверждена вторая Комплексная целевая среднесрочная программа осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2006-2008 гг. Создан и активно включился в работу Московский Дом соотечественника, притягивающий и объединяющий вокруг себя россиян всего мира.

На федеральном уровне налажено плодотворное взаимодействие с Международным советом российских соотечественников (МСРС) и Международной ассоциацией молодежных организаций российских соотечественников (МАМОРС). МСРС сегодня является единственным на мировой арене авторитетным объединением российских соотечественников, он включает в себя 87 организаций российских соотечественников из 45 стран мира.8 Совет заявил о себе рядом крупных мероприятий международного характера – Всемирным интеллектуальным форумом российского зарубежья, ежегодными вручениями Почетной награды Правительства Москвы и МСРС «Соотечественник года». Совместно с Правительством Москвы при поддержке МИД России МСРС в июле 2006 г. провел первый спортивный юношеский фестиваль российских соотечественников зарубежья, в котором приняли участие команды из 24 стран.

МАМОРС и поныне является первым и единственным союзом молодых соотечественников – надежды и будущего российской диаспоры. Им начата работа по консолидации перспективной и социально активной молодежи, прежде всего студенчества, по созданию банка данных на молодежные организации русского зарубежья, системы их взаимодействия и т.д.

Постепенно начинает преодолеваться информационный вакуум и создается общее информационное пространство. Выходят специализированные печатные и интернет-издания, посвященные жизни российской зарубежной диаспоры и ее связям с исторической родиной (создан сетевой проект «Русского мира» «Русский архипелаг», издан Справочник российского соотечественника и др.). Регулярно стали проводиться комплексные мониторинги российской диаспоры в странах ближнего и дальнего зарубежья.9 Естественно, что это только первые шаги в этом плане. Работа предстоит трудная и долговременная, но она, несомненно, будет способствовать консолидации «Русского мира» как непременного условия превращения его в эффективно действующую транснациональную сеть.



ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. Градировский С., Межуев Б. «Русский мир» как объект геокультурного проектирования // Русский архипелаг. – 2003. – /http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/histori2003/

  2. Щедровицкий П.Г. Русский мир и транснациональное русское // Русский архипелаг. – 2000.– /http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-transnatio/

  3. Справочник российского соотечественника /Г.Л. Мурадов, В.М. Скринник и др. – М.: Русский мир, 2006.– С.4.

  4. Ульянов Н. Русское и великорусское // Этнографическое обозрение. – 1996. – N 6. – С.146.

  5. Калашников М., Крупнов Ю. Гнев орка. Америка против России. – М., 2003.– С.160.

  6. Крылов К. Русский Мир как российская проблема //Русский архипелаг. – 2003.– /http://www.archipelag.ru/geoculture/new_ident/geocultruss/rus-mir/

  7. Конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. 11-12 октября 2001 года. Москва. Итоговые материалы. – М., 2001. – С.5.

  8. Российская диаспора в странах СНГ и Балтии: состояние и перспективы /Гл. ред. В.М. Скринник. – М., 2004.– С.5.

  9. Динамика политического поведения русских диаспор в государствах Евросоюза (на примере Германии, Латвии, Румынии, Эстонии) /В.М. Скринник и др. – М., 2006.






скачать файл



Смотрите также:
Русский мир в. М. Скринник «Русский мир» как социокультурный феномен
111.4kb.
Особенности перевода на русский язык
59.82kb.
Холли Лайл Отвага Соколов Тайные тексты – 3 Аннотация Это – странный мир. Мир «меча и магии»
219.12kb.
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык нормированная и обработанная форма общенародного языка
467.63kb.
Русский ведизм от иных вер ведического корня: всех разновидностей индуизма, зороастризма и иных, ибо русский ведизм
6438.21kb.
Правила поведения во время поста ﴿ آداب الصيام ﴾ ] Русский-Russian- روسي [ Ибрахим Мухаммад Аль-Хукайль Перевод: Абу Ясин Руслан Маликов
77.83kb.
Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир в мире будете иметь скорбь
125.27kb.
Программа Учебник 1 Русский язык Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011
111.73kb.
Китайско-русский центр «Здоровье» клиники традиционной китайской медицины профессора Бэ Китайско-русский центр "Здоровье"
41.73kb.
Ларри Нивен Мир Кольцо Мир-Кольцо 1
3506.15kb.
«Нет и’тикафа, кроме как в трех мечетях: Заповедной мечети в Мекке, мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) и мечети аль-Акъса»
351.04kb.
Can't Keep It In Интро
155.31kb.