Главная страница 1
скачать файл

Аннотация рабочей программы дисциплины: Б2.Б3 Социальная экология
Направление подготовки: 040400.62 Социальная работа,

Профили:: Социальная работа с молодежью, Социальная работа в системе социальных служб.





  1. Цели и задачи дисциплины:

Целью изучения дисциплины является формирование у будущего бакалавра социальной работы понимания взаимосвязей в системе человек-общество-природа, в которой общество и природа рассматриваются в качестве среды обитания человека и определяют развитие качеств человека как биосоциального существа.

Задачи дисциплины:



  • ознакомление с социальной экологией, как научной и учебной дисциплиной;

  • ознакомление с проблемами социально-экологического взаимодействия и важнейшими экологическими проблемами современности;

  • изучение значения экологии в деятельности человека;

  • ознакомление с методами оценки состояния окружающей среды;

  • ознакомление с экологической токсикологией, и её значением для здоровья человека;

  • изучение системы экологического контроля охраны окружающей среды;

  • изучение способов экологизации окружающей среды на производстве и в быту, экологических подходов в социальной работе;

  • изучение экологической этики и формирование экологической культуры;

  • изучение роли общественных движений в защите окружающей среды;

  • изучение социально-экологического сотрудничества на государственном и международном уровне.



2. Место дисциплины в учебном плане и общая трудоемкость:

Курс Б3.В6 «Социальная экология» относится к профессиональному циклу учебного плана по направлению «Социальная работа» для студентов третьего года обучения. Предшествующие дисциплины: Б1.Б2. «Философия», Б1.В1 «Психология», Б1.ДВ1. «Философские основы социальной работы» цикла ГСЭ, дисциплинами Б2.Б2 «Современная научная картина мира», Б2.ДВ1. «Социальная антропология» - математического и естественнонаучного цикла, дисциплина Б3.Б11 «Основы социальной медицины», Б3.В14 «Социальная демография и этнография», Б3.Б14 «Культурология», - профессионального цикла. Последующие дисциплины: Б3.В11 «Социальная политика», Б3.В13. «Социальное прогнозирование и моделирование в социальной работе» - профессионального цикла.

Трудоёмкость дисциплины: 4 зет.
3. Формируемые компетенции: ОК-9, ОК-10, ОК-15, ПК-5, ПК-13, ПК-30.
4. Знания, умения и навыки, формируемые в результате освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



знать основные законы естественнонаучных дисциплин, механизмы взаимодействия человека и общества с окружающей средой и нормы экологического права;

уметь выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности; разрабатывать предложения по улучшению социально-экологической ситуации;

владеть методами теоретического и экспериментального исследования в экологии; представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений; быть способным принять нравственные обязанности по отношению к природе, обществу, другим людям и самому себе; участвовать в работе научных коллективов, проводящих исследования в области социальной экологии.

5. Содержание дисциплины:

  1. Введение. Экология как научная и учебная дисциплина, ее предмет и задачи; значение экологии в жизнедеятельности человека; Основные категории экологии. (ОК-10).

  2. Развитие экологических представлений в человеческом обществе. Взаимосвязь экологии с древними религиозными верованиями и современными религиозными концепциями. (ОК-10).

  3. Социальная экология как научная и учебная дисциплина и её становление. Междисциплинарность социальной экологии. Социально-экологическое взаимодействие. (ОК-10).

  4. Среда человека и ее элементы. Природный и общественный компоненты окружающей среды. Качество жизни и качество окружающей среды. (ОК-10, ПК-4)

  5. Поведение человека в окружающей среде. Потребности человека в качественной окружающей среде. (ПК-5,4).

  6. Адаптация человека к условиям окружающей среды. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях. Стресс и адаптационный синдром. (ПК-13, ПК-15).

  7. Социальная среда и её составляющие. Депривационные процессы в социальной среде. Социальные патологии. (ПК-4,13).

  8. Социальная микросреда. Демэкология и народонаселение. Демографическая и социальная политика как факторы социальной среды. (ПК-4,5).

  9. Экологический кризис и возможности его разрешения. Причины и последствия экологического кризиса. Современные экологические проблемы. (ОК-10, ПК-13).

  10. Экопатология и экологические аспекты здоровья. Общественное и индивидуальное здоровье. Параметры индивидуального и общественного здоровья. (ОК-10, ПК-13).

  11. Экологическая токсикология. Токсины и их влияние на здоровье человека. (ОК-10,ПК-13).

  12. Экологический контроль. Мониторинговые методы оценки состояния окружающей среды. (ПК-13).

  13. Экологическая безопасность. Экологическая экспертиза и паспортизация. (ПК-13).

  14. Основы экологического права. Источники экологического права. Субъекты и объекты экологического права. (ПК-13)

  15. Экологические права и обязанности. Экологическая ответственность. (ПК-13).

  16. Социальная безопасность. Экологизация социальной среды. Экологический подход в социальной работе. (ПК-5, ПК-13).

  17. Экологическая этика и экологическое сознание. Глубинная экология. Экологическая культура и её значение. (ОК-0, ПК-13).

  18. Экологическое движение и международное экологическое сотрудничество. (ОК-0, ПК-13).


6. Виды учебной работы:

Лекции – 36 часов, консультации -, семинары – 36 часов, контроль самостоятельной работы – 4 часа, самостоятельная работа – 72 часа, экзамен – 36 часов.


7. Технические и программные средства обучения, Интернет-ресурсы:

  1. Ноутбук.

  2. Проектор с экраном.

  3. Телевизор с видеоплеером.

  4. Учебно-наглядные пособия:

  5. Ламинированные схемы.

  6. http://www.demoscope.ru/

  7. http://www.soc-eco.ru/

  8. http://www.ecsocman.edu.ru/

  9. http://www.ecolife.ru/index.shtml

  10. http://alt-future.narod.ru/Future/predel.htm

  11. Фильмы для просмотра и обсуждения на семинарских занятиях:

«Калашников из каменного века»; «Две или три вещи»; «Где город сад?»; «Авиакатастрофа в Иркутске»; «Ледоход»; «Экологический митинг в Иркутске» и др.

8. Формы текущего контроля успеваемости студентов: письменные тесты и эссе, дискуссии и устные опросы.

9. Виды и формы промежуточной аттестации: Экзамен в устной форме.
10. Разработчик аннотации: Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и социологии Гольцова Евгения Викторовна.
скачать файл



Смотрите также:
Рабочей программы дисциплины од. А. 06. 1
21.06kb.
Рабочей программы дисциплины: Б2
43.38kb.
Стр. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
167.04kb.
Рабочей программы дисциплины б б 2 «Философия» Направление подготовки 080200
28.35kb.
Аннотация рабочей программы дисциплины
14.31kb.
Рабочей программы дисциплины “Теория управления распределенными системами”
23.06kb.
Аннотация рабочей программы дисциплины
51.64kb.
Рабочая программа дисциплины Институциональная экономика
664.8kb.
Дисциплины вариативной части цикла Гуманитарный, социальный и экономический Аннотация примерной программы учебной дисциплины
38.6kb.
Лист согласования рабочей программы
883.88kb.
Программа дисциплины новейшая история стран Азии и Африки. ХХ век
292.93kb.
Календарно-тематический план для 5 классов по истории Древнего мира ориентирован на использование: учебника «История древнего мира»
549.53kb.