Главная страница 1
скачать файл

лого
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)




ШКОЛА РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ СТРАНЫ (КОРЕИ)

032100.68 – «Востоковедение и африканистика»

Магистерская программа: «История стран Азии и Африки»

Форма подготовки - очная
Школа региональных и международных исследований

кафедра корееведения

курс II семестр IV



лекции

26 час.

всего часов аудиторной нагрузки

26 час.

самостоятельная работа

46 час.

общая трудоёмкость

72 час.

зачет IV семестр

экзамен не предусмотрен


Рабочая программа составлена на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 25 января 2010 г.).
РПУД обсуждена на заседании кафедры корееведения ДВФУ (протокол № 12 от 27.07.2011 г.).

Заведующая (ий) кафедрой





Е.М. Ермолаева



Составитель: д.и.н., доцент Толстокулаков И.А.

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «______» __________________________ 201_____ г. № __________________

Заведующий кафедрой _______________________ __________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)




II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «______» __________________________ 201_____ г. № __________________

Заведующий кафедрой _______________________ __________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)




III. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «______» __________________________ 201_____ г. № __________________

Заведующий кафедрой _______________________ __________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)




IV. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «______» __________________________ 201_____ г. № __________________

Заведующий кафедрой _______________________ __________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)




V. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «______» __________________________ 201_____ г. № __________________

Заведующий кафедрой _______________________ __________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)




VI. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «______» __________________________ 201_____ г. № __________________

Заведующий кафедрой _______________________ __________________________________

(подпись) (Ф.И.О.)


АННОТАЦИЯ
Дисциплина «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» является интегрированным элементом учебного процесса подготовки магистров в области востоковедения и африканистики. Она представляет собой часть профильного цикла, предназначенного для студентов, обучающихся по магистерской программе «История стран Азии и Африки» направления подготовки магистров 032100.68 – «Востоковедение и африканистика», и способствует подготовке будущего магистра к осуществлению профессиональной деятельности, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика».

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями, изложенными в нормативных документах:

Федеральные законы РФ «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации № 71 от 14 февраля 2008 г.;

Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Востоковедение и африканистика» высшего профессионального образования (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 223 от 29 марта 2010 г.;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Устав Дальневосточного федерального университета;

Положение ДВФУ о магистратуре;

Учебный план магистратуры по направлению 032100.68 – «Востоковедение и африканистика», утвержденный ректором ДВФУ, Владивосток, 2012 г.
Программа дисциплины включает разделы: цели освоения дисциплины; место дисциплины в структуре ОП магистратуры; структура и содержание дисциплины; образовательные технологии, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины; материально-техническое обеспечение дисциплины.

Лекционный курс «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» предназначен для студентов ДВГУ, обучающихся по профилю «История стран Азии и Африки» направления 032100.68 – «Востоковедение и африканистика».

Изучаемая дисциплина формирует основные компетенции магистра востоковедения и африканистики в следующих областях: основные источники по различным периодам истории Корее, общее представление об источниковедении как вспомогательной исторической дисциплине.

Дисциплина даёт углубленное представление о понятиях «вспомогательная историческая дисциплина» и «источниковедение», основных проблемах источниковедения, его предмете и задачах, источниковедении Кореи. В ходе овладения дисциплиной студенты знакомятся с общими и частными концепциями, связанными с изучением исторических источников по Корее, расширяют ранее полученные знания по их содержанию и значению, приобретают навыки критического анализа информации, содержащейся в источниках. Основное внимание уделяется изучению главных письменных источников по истории Кореи различных периодов.

Программа лекционного курса «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» включает в себя общую источниковедческую часть, а также разделы, посвященные основным письменным источникам по истории Кореи.

Программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями ФГО ВПО на основе авторских разработок.



ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о историко-культурном своеобразии Кореи, ориентация студентов в основных источниках по различным периодам в истории Кореи, ознакомление с актуальными проблемами изучения исторических источников Кореи; введение в круг источниковедческих проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, критического анализа и обобщения исторической информации. Важной целью дисциплины является демонстрация роли письменных источников в реконструкции исторического процесса, мировоззренческого значения источниковедения, его роли и значения для развития исторической науки.
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе;

воспитание нравственности, морали, толерантности;

понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

получение студентами углубленных знаний об источниковедении как вспомогательной исторической дисциплине;

формирование у учащихся представления о предмете источниковедения и методах источниковедческого исследования;

формирование профессиональных компетенций магистра востоковедения, связанных с предметными знаниями по источниковедению Кореи;

формирование у студентов навыков самостоятельного анализа исторических проблем изучаемой страны;

формирование у студентов способности применять полученные знания и навыки в сфере профессиональной деятельности, для решения практических и исследовательских задач в области источниковедения Кореи;

приобретение студентами практических навыков работы с исторической информацией в сфере межкультурного и межцивилизационного взаимодействия России и стран Азии и Африки.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» относится к профессиональному (специальному) циклу, его вариативной части – М.2.3. «Дисциплины по выбору студентов (профильные дисциплины)». Она является профильной дисциплиной, предназначенной для профиля «История стран Азии и Африки» подготовки магистров по направлению «Востоковедение и африканистика».

Курс читается в IV учебном семестре 2 курса и позиционируется как одна из базовых профильных дисциплин, изучаемых магистрами. Логически она является продолжением и развитием на более высоком профессиональном уровне ряда теоретических курсов бакалавриата, прежде всего истории изучаемой страны и других исторических дисциплин.

Содержание дисциплины способствует формированию знания, навыков и компетенций, являющихся базовыми для углубленного понимания других исторических курсов.
КОМПЕТЕНЦИИ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ

ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение дисциплины «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» вносит вклад в формирование части общекультурных компетенций магистра:


  • способность демонстрировать фундаментальные знания разделов магистерской программы (ОК-1);

  • способность демонстрировать навыки самостоятельной научно-исследовательской работы и работы в научном коллективе, способность порождать новые идеи (креативность) (ОК-4);

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-5);

  • способность к самостоятельному изучению новых методов исследования (ОК-6);

  • способность и готовность к активному общению в научной и социально-общественной сферах деятельности; способность свободно пользоваться русским и иностранными языками, как средством делового общения; способность к активной социальной мобильности (ОК-7).

Освоение дисциплины «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» вносит вклад в формировании части профессиональных компетенций магистра:


в сфере научно-исследовательской деятельности:

  • способность использовать углубленные специализированные профессиональные теоретические и практические знания для проведения исследований в области истории, экономики, политологии, культуры, религии, языков и литературы стран Азии и Африки в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры (ПК-1);

  • способность глубоко осмысливать и формировать решения проблем востоковедения путем интеграции фундаментальных разделов ориенталистики, африканистики, истории, экономики, политологии, языковедения, литературоведения и специализированных знаний в сфере профессиональной деятельности в соответствии с ООП магистратуры (ПК-2);

  • способность самостоятельно ставить конкретные задачи научных исследований в области истории, экономики, политологии, религии, языков и литературы стран Азии и Африки в соответствии с профильной направленностью ООП магистратуры и решать их с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта востоковедных исследований (ПК-3);

  • способность и готовность применять на практике навыки составления и оформления научно-аналитической документации, научных отчетов, обзоров, докладов и статей (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-4).

По завершении изучения дисциплины «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» студент должен:



знать:

    • движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе;

    • основные письменные источники по различным этапам истории Кореи;

    • различные подходы, концепции и школы, сложившиеся в сфере изучения истории Кореи;

    • особенности советской и российской корееведческой школы; выдающихся её представителей и основные достижения;


уметь:

    • ориентироваться в проблемах источниковедения Кореи;

    • логически мыслить, вести научные дискуссии;

    • работать с разноплановыми источниками;

    • осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

    • получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

    • преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

    • формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам источниковедения Кореи;

    • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

    • извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

    • применять полученные знания для решения практических и исследовательских задач в области страноведения Кореи;

    • правильно оценивать как специфические черты развития корейского общества и государства, так и общие закономерности развития человеческой цивилизации,

    • давать научную оценку и критическую интерпретацию различным гипотезам и концепциям в отношении источниковедения Кореи.

    • использовать полученные знания при изучении других страноведческих дисциплин;

    • определять роль и место корейской нации в потоке мирового исторического развития.


владеть:

    • критическими представлениями о письменных источниках по истории Кореи, основанными на принципе историзма;

    • навыками анализа исторических источников;

    • приемами ведения научной дискуссии и полемики.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» составляет 3 зачетные единицы, или 108 часов, из них 54 часа – аудиторные занятия (54 часа лекций).
I. СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА

Модуль I. ОБЩЕЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

(6 час.)
Тема 1.1. Роль источниковедения в историческом познании

(1 час.)

Источниковедение и историческое познание. Специфика прошлого как объекта познания. Ретроспективный и реконструктивный характер исторического познания. Виды информации о прошлом.

Предмет и задачи источниковедения. Определение предмета и задач источниковедения на различных этапах развития исторической науки. Предмет, содержание и методы источниковедения как вспомогательной исторической дисциплины.

Источниковедение и историческое исследование. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины.

Роль исторических источников в реконструкции прошлого.

Тема 1.2. Источниковедение как наука об источниках

(1 час.)

Источниковедение как наука об источниках. Источник как историческое явление. Методы исследования источников. Типы источниковедческих исследований.

Исторический источник и исторический факт. Исторический источник как носитель социальной информации.

Определение исторического источника. Понятие об историческом источнике в различных теориях исторического познания. Определение исторического источника в теории отражения. Диалектическое единство объективного и субъективного в источнике. Исторический источник в свете учения об информации. Основные тенденции развития исторической информации. Эволюция исторических источников; факторы, ее определяющие.



Тема 1.3. Типология исторических источников

(2 час.)

Принципы и различные варианты классификации исторических источников.

Расширенная трактовка исторического источника. Естественно-географические источники исторического происхождения: историко-географические (геосоциальные) источники и историко-биологические (биосоциальные) источники. Источники социального и несоциального происхождения.

Классификация исторических источников в источниковедении как учебной дисциплине.

Выделение типов источников: вещественные, письменные, изобразительные, фонические и другие.

Типологическая характеристика вещественных источников. Материальные памятники.

Типологическая характеристика изобразительных источников. Памятники искусства и культуры.

Типологическая характеристика конвенциональных источников.

Поведенческие, или визуальные, источники.

Фонетические, или аудиальные, источники.

Типологическая характеристика словесных источников. Письменные источники как разновидность словесных источников.

Письменные памятники. Литературный памятник. Соотношение письменного и литературного памятника.

Видовая классификация письменных источников. Понятие о массовых источниках.

Особая роль письменного источника в реконструкции прошлого.



Тема 1.4. Методика работы с письменными источниками

(2 час.)

Основные стадии и приемы работы с письменным источником.

Поиск и выявление источников.

Задачи источниковедческого анализа: определение внешних особенностей памятника, установление его подлинности, прочтение текста, установление времени, места, авторства, обстоятельств и мотивов происхождения источника, интерпретация текста, оценка его достоверности, полноты, представительности, научной значимости его информации.

Выработка приемов критического анализа источника.

Проблема достоверности и аутентичности письменного источника.

Проблема интерпретации письменного источника.

Модуль II. ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ КОРЕИ

(20 час.)
Тема 2.1. Зарубежные письменные источники по ранней истории Кореи

(3 час.)

2.1.1. Китайские источники по ранней истории Кореи. Традиция историописания в конфуцианском мире. Историописание как дело особой государственной важности. Династийные хроники Древнего Китая. «Философия истории» официальной историографии (по Сыма Цяню).

Особенности древних китайских летописей. Конфуцианское понимание исторического процесса.

Корейская тематика в древнекитайских династийных хрониках. Сводка китайских династийных хроник, содержащих сведения по народностям и древним государствам Корейского полуострова.

Информация по ранней истории Кореи в «Ши Цзи» / «Исторических записках» Сыма Цяня.

Информация по ранней истории Кореи в «Хоу Хань шу» / «Истории Поздней Хань» Фань Е.

Информация по ранней истории Кореи в «Сань го чжи» / «Истории Троецарствия» Чэнь Шоу. Источниковедческое значение «Вэй чжи» / «Истории государства Вэй».

Критическая оценка сведений китайские источники по ранней истории Кореи. Корреляция информации китайских источников и археологических материалов.

Использование китайские источники по ранней истории Кореи советским и российским корееведением. Древняя Корея в переводах китайских источников (труды И. Бичурина, Н.В. Кюнера, М.Н. Пака).



2.1.2. Японские источники по ранней истории Кореи. Сведения о ранних корейских государствах в древних японских сочинениях «Нихонги», «Кодзики», «Идзумо фудоки».

Тема 2.2. Корейские письменные источники по ранней истории Кореи

(6 час.)

2.2.1. Эпиграфические памятники по ранней истории Кореи. Значение эпиграфических источников для изучения ранней истории Кореи.

Стела Квангэтхо-вана – основной эпиграфический памятник ранней истории Кореи. Перевод текста памятника Р.Ш. Джарылгасиновой. Другие эпиграфические источники категории пи / стелы.

Светские и религиозные мёджи / эпитафии в ранней истории Кореи.

2.2.2. Письменные источники по ранней истории Кореи. Зарождение и организация историописания в раннефеодальной Корее. Утраченные письменные памятники эпохи Самгук: древние летописи Когурё, Пэкче и Силла. Летописная традиция в Объединенном Силла.

Официальное и неофициальное историописание в раннефеодальной Корее. История конфуцианская и буддийская.

Источниковедческое значение утраченных летописей Когурё «Юги» / «Памятные записки» и «Синджип» / «Новое собрание [исторических документов]».

Источниковедческое значение утраченных летописей Пэкче «Соги» / «Исторические хроники» и других.

Источниковедческое значение утраченных летописей Силла «Кукса» / «Отечественная история» и других.

Источниковедческое значение сохранившихся и утраченных литературных памятников эпохи Самгук и Объединенного Силла: древняя поэзия хянга, «Ван очхончхуккук чон» / «Хождение в пять индийских царств», или «Буддийский дневник Хечхо», «Косын чон» / «Биографии выдающихся наставников» и других



Тема 2.3. «Самгук саги» / «Исторические записки трёх государств» Ким Бусика как основной источник по ранней истории Кореи

(3 час.)

Жанр официального историописания чонъса в феодальной Корее.

«Самгук саги» как первое систематическое изложение истории Кореи. Жизнь и деятельность Ким Бусина. Структура и содержание «Самгук саги». Критика труда Ким Бусика в средние века и современными южнокорейскими историками.

Влияние конфуцианской летописной традиции на сочинение Ким Бусика.

Мифы об основателях первых корейских государств в изложении Ким Бусика. Критическая оценка информации о датах их основания и биографий основателей.

Значение «Самгук саги» в изучении истории Кореи. Отношение к «Самгук саги» в различных корееведческих школах.

Интерпретация содержания «Самгук саги» в северокорейской историографии.

Интерпретация содержания «Самгук саги» в южнокорейской историографии.

Перевод летописного сочинения Ким Бусика М.Н. Паком. Оценка источникового значения «Самгук саги» советским и российским корееведением.

Тема 2.4. «Самгук юса» / «Забытые предания трёх государств» Ирёна как дополнительный источник по ранней истории Кореи

(3 час.)

Жанр неофициального историописания яса в феодальной Корее.

«Самгук юса» как неофициальная трактовка истории Кореи в период трёх государств. Жизнь и деятельность Ирёна (Иль Ёна). Структура и содержание «Самгук юса». Критика сочинения Ирёна в средние века и современными историками.

Ирён как оппонент официального историописания в Корё.

Миф о Тангуне в переложении Ирёна. Критическая оценка информации о Древнем Чосоне и его основоположнике.

Значение «Самгук юса» в изучении истории Кореи. Отношение к «Самгук юса» в различных корееведческих школах.

Интерпретация содержания «Самгук юса» в северокорейской историографии.

Интерпретация содержания «Самгук юса» в южнокорейской историографии.

Оценка источникового значения «Самгук юса» советским и российским корееведением.
Тема 2.5. Источники по истории феодальной Кореи в период Корё

(2 час.)

Утраченные источники: «Когымнок», «Когым санджон немун», «Пхённён тхоннок» и др.

Источниковедческое значение «Жития Кюнё» / «Кюнё чон»

Источниковедческое значение «Жизнеописаний выдающихся монахов страны, что к востоку от моря [Кореи]» / «Хэдон косынджон» Какхуна. Перевод «Хэдон косынджон» на русский язык Ю.В. Болтач.

Источниковедческое значение литературных памятников Корё.

Официальные и неофициальные исторические сочинения «Корё кукса», «Тонгук тхонгам», «Тонгук саряк» и «Корёса чорё».

«Черновые» королевские хроники силлок.

Тема 2.6. Источники по истории феодальной Кореи в период Чосон

(3 час.)

2.6.1. «История Корё» / «Корёса». Редактирование «черновых» королевские хроники силлок и составление официальной летописи королевства Корё «История Корё» / «Корёса». Структура и содержание «Корёса». Критика «Корёса» современными южнокорейскими историками.

Влияние конфуцианских установок на «переосмысление» истории Корё в период правления новой династии Ли.

Источниковедческое значение «Корёса».

Оценка источникового значения «Корё» в советском и российском корееведении.


2.6.2. «Хунмин чонъым хэре» / «Наставление народу о правильном произношении».

«Хунмин чонъым» как важный исторический памятник эпохи Чосон. Структура и содержание «Хунмин чонъым».

Источниковедческое значение «Хунмин чонъым». «Хунмин чонъым» в переводах на русский язык Л.Р. Концевича и В.Д. Аткнина.

Оценка источникового значения «Хунмин чонъым» в советском и российском корееведении.


2.6.3. «Хёгён онхэ» / «Канон сыновьей почтительности». «Хёгён онхэ» как важный конфуцианский памятник эпохи Чосон. Структура и содержание «Хёгён онхэ».

Источниковедческое значение «Хёгён онхэ». «Хёгён онхэ» в переводе на русский язык С.О. Курбанова.

Сопоставление «Хёгён онхэ» и китайского оригинала «Сяо цзин».
2.6.1. «Исторические хроники династии Ли» / «Лиджо силлок». Составление и редактирование «черновых» династийных хроники силлок в королевстве Чосон. Формирование окончательной официальной летописи королевства Чосон «Лиджо силлок». Структура и содержание «Лиджо силлок».

Источниковедческое значение «Лиджо силлок».

Оценка источникового значения «Лиджо силлок» в советском и российском корееведении, северо- и южнокорейскими историческими школами.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ КУРСА
Практические занятия не предусмотрены учебным.
III. контроль достижения целей курса
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:


  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  • тестирование,

  • контрольные работы студентов,

  • творческая работа,

  • итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по источниковедению:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание источниковедческих терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:


  1. выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

  2. указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

  3. определение хронологической последовательности;

  4. установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

  5. группировка исторической информации по указанному признаку;

  6. определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных часов.



ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ


  1. Содержание понятия «источник».

  2. Источниковедение как вспомогательная историческая дисциплина.

  3. Определение предмета и задач источниковедения на различных этапах развития исторической науки.

  4. Роль исторических источников в реконструкции прошлого.

  5. Источниковедение как наука об источниках.

  6. Источник как историческое явление.

  7. Методы исследования источников.

  8. Типы источниковедческих исследований.

  9. Исторический источник как носитель социальной информации.

  10. Определение исторического источника.

  11. Принципы и различные варианты классификации исторических источников.

  12. Расширенная трактовка исторического источника.

  13. Классификация исторических источников в источниковедении как учебной дисциплине.

  14. Типологическая характеристика и классификация письменных источников.

  15. Основные стадии и приемы работы с письменным источником.

  16. Задачи источниковедческого анализа.

  17. Проблема достоверности и аутентичности письменного источника.

  18. Традиции и принципы историописания в Китае и феодальной Корее.

  19. Зарубежные письменные источники по ранней истории Кореи.

  20. Китайские источники по ранней истории Кореи.

  21. Японские источники по ранней истории Кореи.

  22. Корейские письменные источники по ранней истории Кореи.

  23. Эпиграфические памятники по ранней истории Кореи.

  24. Зарождение и организация историописания в Корее.

  25. Источниковедческое значение утраченных летописей трёх ранних государств Кореи.

  26. Источниковедческое значение сохранившихся и утраченных литературных памятников эпохи Самгук и Объединенного Силла

  27. Источники по истории феодальной Кореи в период Корё

  28. Источниковедческое значение «Жития Кюнё» / «Кюнё чон»

  29. Источниковедческое значение «Жизнеописаний выдающихся монахов страны, что к востоку от моря [Кореи]» / «Хэдон косынджон».

  30. Источниковедческое значение литературных памятников Корё.

  31. «Самгук саги» как первое систематическое изложение истории Кореи.

  32. Источниковедческое значение «Самгук саги».

  33. Источниковедческое значение «Самгук юса».

  34. Частные (неофициальные) исторические сочинения в Корее.

  35. Официальные исторические сочинения в Корее

  36. Источники по истории феодальной Кореи в период Чосон.

  37. Структура, содержание и источниковедческое значение «Корёса».

  38. Структура, содержание и источниковедческое значение «Лиджо силлок».

  39. «Хунмин чонъым» как важный исторический памятник эпохи Чосон.

  40. «Хёгён онхэ» как важный конфуцианский памятник эпохи Чосон.


IV. ТЕМАТИКА И ПЕРЕЧЕНЬ КУРСОВЫХ РАБОТ И РЕФЕРАТОВ
Рефераты

  1. Роль источниковедения в историческом познании

  2. Источниковедение как наука об источниках

  3. Типология исторических источников

  4. Роль письменного источника в реконструкции прошлого.

  5. Методика работы с письменными источниками

  6. Проблема интерпретации письменного источника.

  7. Интерпретация содержания «Самгук саги» в северокорейской историографии.

  8. Интерпретация содержания «Самгук саги» в южнокорейской историографии.

  9. Интерпретация содержания «Самгук юса» в северокорейской историографии.

  10. Интерпретация содержания «Самгук юса» в южнокорейской историографии.

  11. Влияние конфуцианских установок на «переосмысление» истории Корё в период правления новой династии Ли.

  12. Источниковедческое значение «Хунмин чонъым».

  13. Источниковедческое значение «Хёгён онхэ» и сопоставление «Хёгён онхэ» с китайским оригиналом «Сяо цзин».

  14. Оценка источникового значения «Лиджо силлок» в советском и российском корееведении, северо- и южнокорейскими историческими школами.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература:

  1. Какхун. Жизнеописания достойных монахов страны, что к востоку от моря / Пер. с кор. Ю.В. Болтач. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

  2. Пак М.Н. История и историография Кореи. – М.: Восточная лит-ра, 2008.

  3. Курбанов С.О. Конфуцианский классический «Канон сыновней почтительности» в корейской трактовке. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007.

  4. Симбирцева Т.М. Летописи династии Чосон // Владыки старой Кореи. М.: РГГУ, 2012.

  5. «Хунмин чонъым», изложенный простым и всем понятным языком / Пер. с кор. В.Д. Аткнина. – Сеул: Национальный институт корейского языка, 2010.

  6. Программа курса «Источниковедение изучаемой страны (Кореи)» / Сост. И.А. Толстокулаков. Владивосток: ДВФУ, 2012. [Электр. ресурс].


Дополнительная литература:

  1. Ванин Ю.В. Изучение истории Кореи // Корееведение в России: история и современность. – М.: ИВ РАН, 2004.

  2. Ванин Ю.В. Источники по истории позднего феодализма в Корее // Краткие сообщения Ин-та народов Азии АН СССР. Вып. 85. История и историография стран Дальнего Востока. – М.: Ин-т народов Азии, 1964.

  3. Ванин Ю.В. Некоторые аспекты корректировки исследований по истории Кореи (1945 – 1955) // ПДВ. – 1996. – № 5.

  4. Ванин Ю.В. Российское корееведение в прошлом и настоящем // ПДВ. – 1999. – № 3.

  5. Володина Л.М., Мазуров В.М. Новое направление исследовательской работы в американском корееведении // История Кореи в буржуазной историографии. – М., 1976.

  6. Воробьев М.В. Корея до первой трети VII века. Этнос, общество, культура и окружающий мир. – СПб., 1997.

  7. Джарылнасинова Р.Ш. Некоторые вопросы источниковедения Когурё // Историография и источниковедение стран зарубежного Востока. Дальний Восток и Юго-Восточная Азия. – М.: Восточная лит-ра, 1967.

  8. Джарылнасинова Р.Ш. Этногенез и этническая история корейцев по данным эпиграфики («Стела Квангэтхо-вана»). – М.: ИВ РАН, 2010.

  9. Дмитриева В.Н. Из истории российского корееведения // Вопросы истории Кореи. 2004. – СПб., 2004.

  10. История Кореи (с древнейших времен до наших дней). В 2 т. – М.: Наука, 1974.

  11. История Кореи (новое прочтение) / Под ред. А.В. Торкунова. – М.: МГИМО (У), 2003.

  12. Источниковедение истории СССР / Под ред. И.Д. Ковальченко. – М., 1981.

  13. К новому пониманию человека в истории: Очерки развития современной западной исторической мысли / Под ред. Б.Г. Могильницкого. – Томск, 1994.

  14. Ким Бусик. Самгук саги. Исторические записи трёх государств. В 3 т. / Пер. с кор. М.Н. Пака. – М.: Восточная лит-ра, 1995 – 2001.

  15. Концевич Л.Р. Избранная библиография литературы по Корее на русском и западноевропейских языках (с XIX в. по 2007 г.). – М.: ИВ РАН, 2008.

  16. Корееведение в России: история и современность. – М.: ИВ РАН, 2004.

  17. Курбанов С.О. К вопросу об установлении достоверных фактов истории Кореи // Вопросы истории Кореи. 2004. – СПб., 2004.

  18. Курбанов С.О. Курс лекций по истории Кореи: с древности до конца ХХ в. – СПб.: С.-Пб. ун-т, 2002.

  19. Курбанов С.О. История Кореи: с древности до начала ХХI в. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009.

  20. Курносов А.А. К вопросу о природе видов исторических источников // Источниковедение отечественной истории. – М., 1977.

  21. Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. – М., 1961.

  22. Ланьков А.Н. Англоязычные публикации по истории КНДР // Восток. – 1998. – № 6.

  23. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. – М.: РГГУ, 1997.

  24. Ли Ги Бек. История Кореи: новая трактовка. – М., 2000.

  25. Медушевская О.М. Историческое знание: проблемы метода и современной интерпретации. – М.: РГГУ, 1997.

  26. Медушевская О.М. Источниковедение: теория, история и метод. – М.: РГГУ, 1996.

  27. Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Методология истории. – М.: РГГУ,1996.

  28. Могильницкий Б.Г. История исторической мысли ХХ века. Вып. I. Кризис историзма. – Томск, 2001.

  29. Пак М., Ким Бусик как историк // Ким Бусик. Самгук саги. Летописи Силла, летописи Пэкче / Пер. М.Н. Пака. – М., 1995.

  30. Пак М.Н. История и историография Кореи. – М.: Восточная лит-ра, 2003.

  31. Пак М.Н. Летописи Силла и вопросы социально-экономической истории Кореи // Ким Бусин. Самгун Саги. Перевод М.Н.Пака. М., 1959.

  32. Пак М.Н. Некоторые спорные вопросы истории Кореи (в связи с выходом в свет 1 тома «Истории Кореи») // Вопросы истории. – 1957. – № 8.

  33. Пак М.Н. Новые представления о древней истории Кореи // Вестник МГУ, Востоковедение. – 1978. – № 1.

  34. Пак М.Н. Описание корейских племен в начале новой эры (по «Сань-го чжи») // Проблемы востоковедения. – 1961. – № 1.

  35. Пак М.Н. Очерки ранней истории Кореи. – М.: МГУ, 1979.

  36. Петрова О.П. Описание письменных памятников корейской культуры. Вып. 1 - 2. – М.-Л., 1956 - 1963.

  37. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. – Ростов-на-Дону, 1976.

  38. Репина Л.П. «Новая историческая наука» и социальная история. – М., 1998

  39. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время. – М., 1997.

  40. Современное российское корееведение. Справочное изд. – М.: ИВ РАН, 2006.

  41. Сыма Цянь. Исторические записки / Перевод с кит. и комментарии Р.В. Вяткина и В.С. Таскина под общ. ред. Р.В. Вяткина. В 2 т. – М.: Т.1 - 1972, Т.2 - 1975.

  42. Тихонов В.М. История каяских протогосударств (вторая половина V в. – 562 г.). – М., 1998.

  43. Тихонов В.М. История Кореи. В 2-х т. Т. 1: С древнейших времен до 1876 г. – М.: Муравей, 2003.

  44. Тихонов В.М., Кан Мангиль. История Кореи. В 2-х т. Т. 1: С древнейших времен до 1904 г. М.: РГГУ; Наталис, 2011.

  45. Толстокулаков И.А. Очерк истории корейской культуры. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002.

  46. Троцевич А.Ф. История корейской традиционной литературы (до конца ХХ в.). – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004.

  47. Троцевич А.Ф. Несколько слов о «Самгук юса» - историческом труде буддийского наставника Ирёна // Вестник Центра корейского языка и культуры. Вып. 5-6. – С.-Пб., 2003.

  48. Троцевич А.Ф. Рукописные собрания «неофициальных историй» (яса) в библиотеке Восточного факультета СПбГУ // Российское корееведение. Вып. 2. – М., 2001.

  49. Хунмин чонъым / Пер. с кор. и комм. Л.Р. Концевича / Концевич Л.Р. Корееведение. Избранные работы. – М.: Муравей, 2001. – С. 53-218.

  50. Шмидт С.О. Путь историка. Избранные труды по источниковедению и историографии. – М.: РГГУ, 1997.

  51. Янин В.Л. Очерки комплексного источниковедения. – М., 1977.


Internet-ресурсы:

  1. Историография и источниковедение Кореи XX – начала XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/history/c00038288.html . – Дата обращения: 2.02.2011.

  2. История развития историографии и источниковедения в Корее [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://saygotakamori.livejournal.com/67338.html . – Дата обращения: 2.02.2011.

  3. Маслов А.А. Историография и источники по изучению культуры Кореи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kore-saram.ru/Articles/ArticleInfo.aspx?Id=c383861f-51cc-4987-bd4d-aefd1ec52f55 – Дата обращения: 2.02.2011.
скачать файл



Смотрите также:
Стр. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
167.04kb.
Рабочая программа учебной дисциплины
263.15kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) б в. 04 Этика Трудоемкость
168.99kb.
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 04. Техническая механика основной профессиональной образовательной программы по специальности
292.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд)
92.95kb.
Программа учебной дисциплины «Базовый курс восточного языка»
810.47kb.
Рабочая программа дисциплины Институциональная экономика
664.8kb.
Рабочая программа учебной практики
573.29kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Геоморфология с основами геологии» Специальность: 120401 «Прикладная геодезия»
127.64kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины
981.95kb.
Примерная программа учебной дисциплины
575.19kb.
Рабочая программа дисциплины теория алгоритмов направление подготовки 230700 прикладная информатика профиль подготовки
215.84kb.