Главная страница 1
скачать файл



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор

по учебно-методической работе

п\п А.Л.Гудков

«28» июня 2012 г.
Рабочая программа дисциплины
ИСТОРИЯ
Гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть

Направление подготовки

180100 –Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов

морской инфраструктуры
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения



очная

Факультет судостроения и энергетики


Кафедра-разработчик кафедра истории

Калининград 2012



  1. Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «История» является формирование комплексного представления о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; получение систематизированных знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса с акцентом на изучение истории России; об исторических проблемах, связанных с областью будущей профессиональной деятельности; выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

Задачи учебной дисциплины «История» заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

- понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремление своими действиями служить его интересам, в том числе и защите национальных интересов России;

- знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

- воспитание нравственности, морали, толерантности;

- понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

- понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

- способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

- навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

- творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному наследию, его сохранению и преумножению;



  • активизация познавательной самостоятельности обучаемых в плане обучения их алгоритмам познавательной деятельности, методам рационального объяснения исторических феноменов, а также способам их понимания в ходе культурологической интерпретации;

  • инициирование у обучаемых потребности и способности к рефлексии по поводу выбора личностных ориентации социального поведения и деятельности.



2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «История» входит в состав базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. При изучении дисциплины используются знания и навыки довузовской подготовки.

Дисциплина «История» является первым учебным курсом ООП бакалавра в области гуманитарных знаний. Результаты освоения дисциплины используются при изучении последующих дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла ООП, обеспечивающих дальнейшую подготовку в указанной области: культурологии, философии, политологии, социологии и др.

В курсе истории формируется ряд значимых компетенций, которые оказывают важное влияние на качество подготовки выпускников.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «История» обучающийся должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК) или их элементами, предусмотренными ФГОС ВПО:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

- способен понимать значение гуманитарных и социальных наук, важность оценки социально-экономических, гуманитарных и экологических последствий научных открытий и новых технических решений (ОК-20);


а также дополнительные к ним компетенции:

- понимает движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

- уважительно и бережно относится к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимает социальные, культурные и национальные различия.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:

- основные направления, проблемы, теории и методы истории, её место в системе гуманитарного знания;

- источники исторического знания и приёмы работы с ними;



- движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

- различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, основные исторические факты, даты, события; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
уметь:

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с научной литературой по истории, с разноплановыми первоисточниками;

- осуществлять эффективный поиск информации, получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

- анализировать, классифицировать, правильно соотносить факты и обобщения, оценивать события, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности общественного развития, определять конкретно-исторические условия той или иной эпохи;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;



владеть:

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

- способами проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала;

- поисково-информационными навыками (свободное обращение со словарями, справочниками, энциклопедиями, умение находить нужную информацию в книгах, сборниках, журналах, умение систематизировать литературу в рамках определенной задачи);

- учебно-познавательными навыками (составление тезисов выступления, научного сообщения, доклада, конспекта, подготовка творческой работы (эссе); умение участвовать в дискуссии, грамотно, логично, доказательно излагать свои мысли).



4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины
Дисциплина изучается в первом семестре ООП. Общая трудоёмкость дисциплины «История» составляет 4 зачетные единицы, т.е. 144 часа академических часа, в том числе

60 часов – аудиторные занятия (АЗ), 84 часа - самостоятельная работа студента (СРС). Аттестация по дисциплине проводится в форме экзамена. Более подробные сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в нижерасположенной таблице.






п/п




Тема

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоёмкость учебной работы по её видам (час.)

Формы текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ


СРС

Всего часов

Лекции

ПЗ *

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

1


1-2

2

2

2

6

* Тест


2

Исследователь и исторический источник

2-3

2

2

2

6

* Тест

3

Особенности становления государственности в России и мире

3-4

2

2

4

8

* Коллоквиум



1

2

3

4

5

6

7

8

9

4

Русские земли в XIII-XV веках и европейское Средневековье

1

4-5

2

2

2

6

* Заслушивание и

обсуждение докладов

и сообщений


5

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

5-7

4

4

6

14

* Контрольная работа

* Заслушивание и

обсуждение докладов

и сообщений



6

Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

8-11

8

8

8

24

* Тест

* Заслушивание и

обсуждение докладов

и сообщений



7

Россия и мир в ХХ веке

12-15

8

8

8

24

* Тест


* Контрольная работа


8

Россия и мир в XXI веке

15-17

2

2

16

20

* Контроль

выполнения и

защита творческой

работы (эссе)








Всего в первом семестре




1-17

30

30

48

108




60




Подготовка к экзамену и его сдача в период экзаменационной сессии













36

36

Экзамен




Итого по дисциплине







30

30

84

144


Экзамен

60

* ПЗ – Практические занятия



4.2. Теоретические занятия (лекции)

Объем лекционных занятий по дисциплине – 30 часов






п/п

Тема дисциплины


Содержание

Кол-во

часов

1

История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки

Место истории в системе наук. Объект и предмет

исторической науки. Роль теории в познании прошлого.

Теория и методология исторической науки.

Сущность, формы, функции исторического знания.

История России – неотъемлемая часть всемирной

истории: общее и особенное в историческом развитии.

Основные направления современной исторической

науки



2


2

Исследователь и исторический источник

Становление и развитие историографии как научной

дисциплины. Отечественная историография в прошлом

и настоящем: общее и особенное. Источники по

отечественной истории (письменные, вещественные,

аудио-визуальные, научно-технические,

изобразительные). Способы и формы получения,

анализа и сохранения исторической информации


2


3


Особенности становления государственности в России и мире

Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Древнерусское государство в оценках современных историков. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Эволюция древнерусской государственности в XI – XII вв. Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
Соседи Древней Руси в IX – XII вв.: Византия, славянские страны, Западная Европа, Хазария, Волжская Булгария. Международные связи древнерусских земель. Культурные влияния Востока и Запада. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.


2

4

Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье

Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада и Востока. Дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории. Проблема централизации. Централизация и формирование национальной культуры.

Образование монгольской державы. Социальная структура монголов. Причины и направления монгольской экспансии. Улус Джучи. Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

Экспансия Запада. Александр Невский.

Русь, Орда и Литва. Литва как второй центр объединения русских земель. Объединение княжеств Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Отношения с княжествами и землями. Рост территории Московского княжества Присоединение Новгорода и Твери. Процесс централизации в законодательном оформлении. Судебник 1497 г. Формирование дворянства как опоры центральной власти.


2


5

Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации

XVI-XVII вв. в мировой истории. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе. Эпоха Возрождения. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса. Стабильная абсолютная монархия в рамках национального государства – основной тип социально-политической организации постсредневекового общества. Развитие капиталистических отношений. Дискуссия об определении абсолютизма. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

Иван Грозный: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси.

«Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом. Феномен самозванства. Усиление шляхетско-католической экспансии на Восток. Роль ополчения в освобождении Москвы и изгнании чужеземцев. К.Минин и Д.Пожарский.

Земский собор 1613 г. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649 г.: юридическое закрепление крепостного права и сословных функций. Боярская Дума. Земские соборы. Церковь и государство. Церковный раскол; его социально-политическая сущность и последствия. Особенности сословно-представительной монархии в России. Дискуссии о генезисе самодержавия. Развитие русской культуры.


4


6

Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот

XVIII век в европейской и мировой истории. Проблема перехода в «царство разума». Европейское Просвещение и рационализм. Влияние идей Просвещения на мировое развитие. Война за независимость североамериканских колоний. Пути трансформации западноевропейского абсолютизма в XVIII в. Европейские революции XVIII-XIX вв. Французская революция и её влияние на политическое и социокультурное развитие стран Европы. Россия и Европа: новые взаимосвязи и различия.

Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны. Эволюция социальной структуры общества. Скачок в развитии тяжелой и легкой промышленности. Создание Балтийского флота и регулярной армии. Церковная реформа. Провозглашение России империей. Упрочение международного авторитета страны. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. Наследие Петра I и «эпоха дворцовых переворотов». Причины нестабильности власти. «Просвещенный абсолютизм» в России: его особенности, содержание, противоречия. Екатерина II. Новый юридический статус дворянства. Участие России в разделах Речи Посполитой. Южная политика Екатерины II и русско-турецкие войны.

Развитие системы международных отношений. Формирование колониальной системы и мирового капиталистического хозяйства. Роль международной торговли. Источники первоначального накопления капитала. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. Формирование европейских наций. Воссоединение Италии и Германии. Гражданская война в США. Европейский колониализм и общества Востока, Африки, Америки в XIX в. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в XIX в. и его политические, экономические, социальные и культурные последствия.

Попытки реформирования политической системы России при Александре I; проекты М.М.Сперанского и Н.Н.Новосильцева. Значение победы России в войне против Наполеона и освободительного похода России в Европу для укрепления международных позиций России. Российское самодержавие и «Священный Союз». Изменение политического курса в начале 20-х гг. XIX в.: причины и последствия. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ. Крестьянский вопрос: этапы решения. Первые подступы к отмене крепостного права в начале XIXв. Реформы Александра II. Отмена крепостного права и её итоги: экономический и социальный аспекты; дискуссия о социально-экономических, внутренне - и внешнеполитических факторах, этапах и альтернативах реформы. Реформы 60–70-х гг., их значение в модернизации российского общества. Александр III, его окружение и политика свертывания либеральных реформ. Присоединение Средней Азии. Русская культура в XIX веке. Система просвещения. Наука и техника. Печать. Литература и искусство. Быт города и деревни. Общие достижения и противоречия.



8

7

Россия и мир в ХХ веке

Капиталистические войны конца XIX – начала ХХ вв. за рынки сбыта и источники сырья. Завершение раздела мира и борьба за колонии. Политика США. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. «Пробуждение Азии» - первая волна буржуазных антиколониальных революций. Национально-освободительные движения в Китае. Гоминьдан.

Российская экономика конца XIX – начала ХХ вв.: подъемы и кризисы, их причины. Монополизация промышленности и формирование финансового капитала. Форсирование российской индустриализации «сверху». Реформы С.Ю.Витте. Обострение споров вокруг решения аграрного вопроса. Первая российская революция. Столыпинская аграрная реформа: экономическая, социальная и политическая сущность, итоги, последствия. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского «парламентаризма» в России.

I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Основные военно-политические блоки. Театры военных действий. Влияние первой мировой войны на европейское развитие. Версальская система международных отношений. Участие России в Первой мировой войне. Истоки общенационального кризиса. Падение самодержавия и проблема исторического выбора. Временное правительство и Петроградский Совет. Социально-экономическая политика новой власти. Кризисы власти. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. Экономическая программа большевиков. Начало формирования однопартийной политической системы. Гражданская война и интервенция. Первая волна русской эмиграции. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах, содержании и последствиях общенационального кризиса в России и революции в России в 1917 г.

Политические, социальные, экономические истоки и предпосылки формирования нового строя в Советской России. Политический кризис начала 20-х гг. Переход от военного коммунизма к нэпу. Борьба в руководстве РКП(б) – ВКП(б) по вопросам развития страны. Возвышение И.В.Сталина. Курс на строительство социализма в одной стране. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.

Адаптация Советской России на мировой арене. СССР и великие державы. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций. Капиталистическая мировая экономика в межвоенный период. Мировой экономический кризис 1929 г. и «великая депрессия». Альтернативные пути выхода из кризиса. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, фашизм и национал-социализм. Приход фашизма к власти в Германии. «Новый курс» Ф. Рузвельта. «Народные фронты» в Европе. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе – 1939–1941 гг. Предпосылки и ход Второй мировой войны. Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции). СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы. Консолидация советского общества в годы войны.

Превращение США в сверхдержаву. Новые международные организации. Осложнение международной обстановки; распад антигитлеровской коалиции. Начало холодной войны. Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Создание социалистического лагеря и ОВД. Победа революции в Китае и создание КНР. Корейская война 1950–1953 гг. Советское общество в послевоенный период. Восстановление народного хозяйства. Ужесточение политического режима и идеологического контроля. Военно-промышленный комплекс. Образование и становление Калининградской области. Реформаторские поиски в советском руководстве в первое послесталинское десятилетие. «Оттепель» в духовной сфере. Изменения в теории и практике советской внешней политики. Значение XX и XXII съездов КПСС. Крах колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис (1962 г.). Война во Вьетнаме. Арабо-израильский конфликт. Социалистическое движение в странах Запада и Востока. События 1968 г.

Развитие мировой экономики в 1945-1991 г. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация. Интеграционные процессы в послевоенной Европе. Римский договор и создание ЕЭС. Капиталистическая мировая экономика и социалистические модели (СССР, КНР, Югославия). Доминирующая роль США в мировой экономике. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития. Стагнация в экономике и предкризисные явления в конце 70-х – начале 80-х гг. в стране. Ввод советских войск в Афганистан и его внутри- и внешнеполитические последствия. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг. Конец холодной войны. Вывод советских войск из Афганистана. Распад СЭВ и кризис мировой социалистической системы. Экономические реформы Дэн Сяопина в Китае. ГКЧП и крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР. Образование СНГ. Развитие стран Востока во второй половине ХХ века. Япония после Второй мировой войны. «Азиатские тигры». Создание государства Израиль и проблема урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Продолжение европейской интеграции: Маастрихтский договор. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Либеральная концепция российских реформ: переход к рынку, формирование гражданского общества и правового государства. «Шоковая терапия» экономических реформ в начале 90-х годов. Резкая поляризация общества в России. Ухудшение экономического положения значительной части населения. Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г. Военно-политический кризис в Чечне. Наука, культура, образование в рыночных условиях. Социальная цена и первые результаты реформ. Политические партии и общественные движения России. Внешняя политика Российской Федерации в 1991–1999 гг. Россия и СНГ. Россия в системе мировой экономики и международных связей.


8

8

Россия и мир в XXI веке

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Повышение роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

Россия в начале XXI века. Парламентские и президентские выборы в современной России. Модернизация общественно-политических отношений. Социально-экономическое развитие РФ в начале XXI в. Мировой финансовый и экономический кризис и Россия. Основные тенденции и явления в культуре современной России.



2




ИТОГО




30
















    1. Практические занятия (семинары)

При изучении дисциплины «История» предусматривается 30 часов на проведение практических занятий (семинаров) в первом семестре. В нижерасположенной таблице определены вопросы практических занятий (семинаров) по темам в соответствии с учебной программой.




п/п


№ темы



Темы практических занятий

Кол-во часов

1

1

1. Место истории в системе наук. Объект и предмет

исторической науки. Роль теории в познании прошлого.

2. Теория и методология исторической науки.

Сущность, формы, функции исторического знания.

3. История России – неотъемлемая часть всемирной

истории: общее и особенное в историческом развитии




2

2

2

  1. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.

  2. Источники по отечественной и мировой истории.

  3. Способы и формы получения, анализа и сохранения исторической

информации

2

3

3

  1. Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

  2. Исторические условия и особенности образования и развития Древнерусского государства.

  3. Международные связи древнерусских земель. Культурное влияние Востока и Запада. Христианизация. Духовная и материальная культура Древней Руси.

2


4

4

  1. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и России.

  2. Ордынское нашествие: иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

  3. Объединение русских земель вокруг Москвы. Социально-экономический и политический строй русского государства, его особенности

2

5

5

  1. «Новое время» в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса.

  2. Абсолютизм и восточная деспотия. Речь Посполитая: этносоциальное и политическое развитие.

  3. Государство Ивана IV Грозного. Поиск альтернативных путей социально-политического развития.

  4. Смутное время в России: причины, содержание и последствия.

  5. Социально-политическое и экономическое развитие России в XVII веке. Особенности сословно-представительной монархии в России.

  6. Истоки и характер внешней политики России в XVII веке, ее основные направления

4


6

6

  1. XVIII век в европейской и мировой истории.

  2. Предпосылки петровских преобразований. Характерные черты и особенности российской модернизации в начале XVIII века.

  3. Внешняя политика России в первой четверти ХVIII века. Упрочение международного авторитета страны.

  4. Эпоха дворцовых переворотов в России: причины, сущность, последствия.

  5. «Просвещенный абсолютизм» в России: особенности и противоречия. Екатерина II.

  6. Россия в системе международных отношений во второй половине ХVIII века.

  7. Попытки реформирования политической системы России при Александре I.

  8. Россия в международной политике в первой четверти XIX века.

  9. Внутренняя политика Николая I. Россия и Кавказ.

  10. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Буржуазные реформы 60-70-х годов. Личность Александра II.

  11. Общественная мысль и общественные движения в России во второй половине XIX века.

  12. Развитие Европы во второй половине XIX века. Бисмарк и объединение германских земель.


8


7

7

  1. Форсированная российская модернизация «сверху». Усиление государственного регулирования экономики. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.

  2. Первая российская революция: поиск путей общественного прогресса.

  3. Политические партии в России начала века: генезис, классификация, программы, тактика. Опыт думского парламентаризма в России.

  4. I мировая война: предпосылки, ход, итоги. Влияние первой мировой войны на европейское развитие.

  5. Нарастание социально-экономического и общественно-политического кризиса в России в годы войны. Падение монархии.

  6. Альтернативы развития России после Февральской революции. Причины победы большевиков. Современные оценки Октябрьской революции.

  7. Страна Советов в 1920-е годы. Сущность НЭПа и его судьба. Борьба в руководстве партии большевиков по вопросам развития страны.

  8. Форсированная модернизация советского общества в 1930-е годы.

  9. Международные отношения в 20-30-е годы. СССР во второй мировой и Великой Отечественной войнах. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма.

  10. Международные отношения и внешняя политика СССР в середине 40-х – середине 80-х годов.

  11. Развитие мировой экономики в 1945-1991 годах. Интеграционные процессы в послевоенной Европе.

  12. Советское общество в середине 40-х – середине 80-х годов: достижения и просчеты.

  13. Перестройка в СССР (1985-1991 годов): причины, цели, направления и итоги.

  14. Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России. Социальная цена и первые результаты реформ.

  15. Внешняя политика Российской Федерации в 90-е годы. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

8


8

8

  1. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира.

2. Внутренняя политика при Президенте В.Путине. Курс на

укрепление государственности и стабилизацию общества.

3. Основные направления политики Президента Д.Медведева.

4. Россия в системе международных отношений в начале третьего

тысячелетия. Современные проблемы человечества и роль России

в их решении.



2




ИТОГО:




30




    1. Лабораторные работы

Учебным планом не предусмотрены.

    1. Самостоятельная работа студента




Вид (содержание) СРС

Количество

часов

Формы контроля

Освоение учебного материала, подготовка к практическим (семинарским) занятиям

26

* Контрольные работы

(две)


* Тесты

* Коллоквиум



Подготовка докладов, сообщений и индивидуальной творческой работы (эссе)


22

* Заслушивание и

обсуждение докладов

и сообщений

* Защита

индивидуальной

творческой работы

(эссе)


Подготовка к экзамену и сдача его в период экзаменационной сессии

36

* Экзамен

Итого:

84




5. Образовательные технологии

Из комплекса эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знаниями, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, в процессе преподавания дисциплины «История» используются следующие:



  • лекции (интерактивные – с элементами беседы и традиционные);

  • практические (семинарские) занятия, в том числе – в форме коллоквиумов, на которых рассматриваются вопросы, освещенные в лекциях и сформулированные в индивидуальных заданиях, заслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения, представленные к защите индивидуальные творческие работы (эссе), проводится тестирование;

  • учебные занятия в музее вуза, музеях города, других достопримечательных местах;

  • индивидуальная работа преподавателя со студентами, во время которой студент может получить необходимую ему консультацию по всем видам самостоятельной работы, по какому-либо конкретному вопросу учебной дисциплины, помощь преподавателя при подготовке доклада на студенческую научную конференцию (СНК), а также отработать пропущенные им занятия;

  • вариативные модели управляемой самостоятельной работы студентов, в том числе: подготовка к практическим (семинарским) занятиям, включая освоение теоретического материала; подготовка докладов и сообщений; написание индивидуальной творческой работы (эссе); подготовка к текущему контролю.

В целях формирования соответствующих компетенций выпускника вуза на лекциях и практических (семинарских) занятиях применяются методики активного обучения, такие как:

  • проблемный метод обучения;

  • коммуникативные технологии (дискуссии, пресс-конференции и др.);

  • технологии научно-исследовательской деятельности (подготовка докладов для участия в студенческих научных конференциях (СНК)) университета и на потоках, подготовка докладов и сообщений;

  • метод малых групп;

  • презентации;

  • тестирование.

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:



  • логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

  • развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

  • осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

  • получение, обработка и сохранение источников информации;

  • преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.



6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, а также проведения итоговой аттестации по дисциплине в форме экзамена, и для учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов:
* вопросы и примерная тематика докладов и сообщений для подготовки к практическим (семинарским) занятиям и обсуждения во время коллоквиумов;

* вопросы для самоконтроля знаний по дисциплине;

* тематика индивидуальных творческих работ (эссе) для защиты их на практических (семинарских) занятиях по соответствующей теме или в часы индивидуальной работы преподавателя со студентами;

* тестовые задания;

* контрольные работы;

* экзаменационные вопросы.

Все эти материалы включены в учебно-методический комплекс дисциплины «История» (УМКД). Там же представлены система и критерии оценки знаний студентов по завершению изучения учебного курса, применяемые в процессе итоговой аттестации по дисциплине в форме экзамена.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература
1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В.В.Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – 464 с.

2. История России: / учеб. / А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; под ред. М.Н.Зуева, А.А., Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2004. – 615 с.

3. История России: / учеб. / А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; под ред. М.Н.Зуева, А.А., Чернобаева. – М.: Высш.шк., 2001. – 479 с.

б) дополнительная литература
1. Отечественная история. Часть I. Учеб. пособие / В.В.Галыга, Л.А.Андреева, С.В.Булгаков, А.И.Донцова и др.; под общ. ред. В.В.Галыги. – Калининград: изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007. – 279 с.

2. Отечественная история. Часть II. Учеб. пособие / В.В.Галыга, Л.А.Андреева, С.В.Булгаков, А.И.Донцова и др.; под общ. ред. В.В.Галыги. – Калининград: изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007. – 294 с.

3. Галыга В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В.Галыга. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2006. – 210 с.

4. Донцова А.И. Россия в сердце моем: истор.-публицист. изд. / А.И. Донцова. – Калининград: Фолиант, 2006. – 208 с.


в) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2004. @ «Кирилл и Мефодий», 2004.

2. Энциклопедия истории России. 862-1917. @ 1998-2001. АО «Коминфо».

3. История России. ХХ век. Мультимедиа учебник / Т.С.Антонова, А.Л.Харитонова,

А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. – Издательство «Клио Софт», 1997-2001.

4. Александр и Наполеон. История двух императоров. @ 1997. Интерсофт, Москва.

5. http://www.hist.msu.ru. / ER – Электронная библиотека Исторического факультета

МГУ им. М.В.Ломоносова.

6. http://www.historia.ru / - На сайте размещен российский электронный журнал

«Мир истории».

7. http://www.hrono.ru / libris / lib_p/index.html - Сайт содержит электронную версию

курса лекций по русской истории С.Ф.Платонова.

8. http: rushistory.stsland.ru/ - Сайт содержит статьи по истории России, тексты

исторических документов, термины и даты по истории России.

9. http://rulers.narod.ru/ - Всемирная история в лицах.

10. http://www.hronos.km.ru/ - Хронос. Всемирная история в Интернете

11. http://www.humanities.edu.ru/ - Портал «Гуманитарное образование».



г) методические материалы и материалы по видам занятий
1. История России. Учебное пособие для самостоятельной работы / Под ред. Л.И.Семенниковой. – 6-е изд. – М.: КДУ, 2006. – 400 с.

2. История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов вузов / под ред. Г.Н.Сердюкова. – М.: ИКЦ «Март», Ростов н / Д: Издат. центр «МарТ», 2004. – 544 с.

3. Хрестоматия по отечественной истории с древнейших времен до начала XXI века: учеб. пособие / под ред. Л.И.Красновой. – М.: Издательский дом МЭИ, 2007. – 232 с.

4. Хрестоматия по истории России: Учеб. пособие / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева. Т.А.Сивохина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 592 с.

5. Галыга В.В. Отечественная история: учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» всех специальностей и направлений всех форм обучения / КГТУ: В.В.Галыга. – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2008. – 128 с.

6. Галыга В.В. Отечественная история: тематика контрольных работ с методическими указаниями для студентов заочной и очно-заочной форм обучения / КГТУ; В.В.Галыга – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2008. – 55 с.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудиторные занятия проводятся в аудиториях как специализированных (оснащенных техническими средствами обучения), так и общих любого из учебных корпусов ФГБОУ ВПО «КГТУ» согласно расписанию.

Для самостоятельной работы в распоряжении студентов имеются читальный зал отдела гуманитарной литературы (ауд. 273); читальный зал периодических изданий оснащенный компьютерами (ауд. 275), главного учебного корпуса КГТУ.
Лист согласования рабочей программы по дисциплине «История»
Рабочая программа по дисциплине «История» разработа­на в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессио­нального образования для подготовки бакалавров по направлению 180100 – Кораблестроение, океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры (утвержден 04.02.10 г., № 102), учебным планом уни­верситета по этому направлению, утвержденным ученым советом 27.10.11 г. с учетом при­мерной программы дисциплины «История», рекомендованной Научно-методическим советом по истории Минобрнауки РФ в 2009 г.
Автор программы:

Галыга Владимир Владимирович, зав. кафедрой канд. ист. наук, доцент.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории (рецензент – Армичева В.И., канд. ист. наук, доцент), протокол № 10 от 15 мая 2012 г.

Заведующий кафедрой

канд. ист. наук, доцент В.В.Галыга



П № п/п


Учебно-методическое обеспечение дисциплины




Наименование литературы

Наличие в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в электронной библиотеке




Основная литература

1

1


Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер,2012. – 464 с.

95

-

2


История России: / учеб. / А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; под ред. М.Н.Зуева, А.А., Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш.шк., 2004. – 615 с.

186

-

3

История России: / учеб. / А.А.Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н.Зуев и др.; под ред. М.Н.Зуева, А.А., Чернобаева. – М.: Высш.шк., 2001. – 479 с.

454

-




Дополнительная литература

1

Отечественная история. Часть I. Учеб. пособие / В.В.Галыга, Л.А.Андреева, С.В.Булгаков, А.И.Донцова и др.; под общ. ред. В.В.Галыги. – Калининград: изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007. – 279 с.

97

+

2


Отечественная история. Часть II. Учеб. пособие / В.В.Галыга, Л.А.Андреева, С.В.Булгаков, А.И.Донцова и др.; под общ. ред. В.В.Галыги. – Калининград: изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2007. – 294 с.

96

+

3


Галыга В.В. Отечественная история в таблицах и схемах: учеб. пособие / В.В.Галыга. – Калининград: Изд-во КГТУ, 2006. – 210 с.

237

+

4


Донцова А.И. Россия в сердце моем: истор.-публицист. изд. / А.И. Донцова. – Калининград: Фолиант, 2006. – 208 с.

264

-

5


Галыга В.В. Отечественная история: учебно-методический комплекс для преподавателей и сотрудников ФГОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» всех специальностей и направлений всех форм обучения / КГТУ: В.В.Галыга. – Калининград: Изд-во ФГОУ ВПО «КГТУ», 2008. – 128 с.

20

+

Директор НТБ М.В.Вареницына

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета гуманитарной подготовки, протокол № 9 от 15 мая 2012 г.


Председатель комиссии О.И.Архангельский

к.ф.н., доцент


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета судостроения и энергетики

протокол №____ от «___»_____________2012 г.


Председатель комиссии

к.т.н., доцент Б.И.Пименов


Согласовано:

Начальник учебно-

методического отдела Д.И.Загородняя



скачать файл



Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки
376.06kb.
Рабочая программа дисциплины теория алгоритмов направление подготовки 230700 прикладная информатика профиль подготовки
215.84kb.
Дисциплины вариативной части цикла Гуманитарный, социальный и экономический Аннотация примерной программы учебной дисциплины
38.6kb.
Рабочая программа дисциплины «Тестирование программного обеспечения» Направление подготовки 231000 Программнвя инженерия
119.24kb.
Курс входит в Общенаучный цикл; базовая часть
35.24kb.
Рабочая программа дисциплины Институциональная экономика
664.8kb.
Рабочая программа дисциплины Сравнительное правоведение Направление подготовки: 030900 Юриспруденция
421.69kb.
Программа дисциплины "Теория и история культуры" для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра
333.57kb.
Рабочая программа дисциплины региональная геология направление ооп
249.66kb.
Программа дисциплины История Византии для направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра
161.57kb.
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
1108.82kb.
Программа дисциплины современные проблемы химической физики Цикл дс гсэ
79.19kb.