Главная страница 1
скачать файл

Вариант 7

ЧАСТЬ 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

Проснувшись на рассвете под кряканье уток, я вылез однажды из палатки и осмотрелся. На тут же мне пришлось присесть и ползти обратно за биноклем: метрах в ста от островка плавала большая стая пеликанов. Я долго наблюдал за этими редкими и удивительно красивыми птицами.

Шла шумная охота. Вокруг пеликанов плавали бакланы, а в воздухе с криком носились чайки. Бакланы бросились за рыбой, стремительно ныряя, а пеликаны хватали её, погружая в воду только голову, шею и переднюю часть туловища.

Когда охота кончилась, птицы направились к песчаному берегу, тяжело шлёпая своими перепончатыми лапами, и выбрались на сушу. По земле они передвигаются неуклюже, вразвалку. И вдруг все птицы оказались в воздухе, начали беспорядочно кружить над озером, потом строиться в одну волнистую линю. А вскоре и улетели на восток, к солнцу.

Это чудо довелось мне видеть довольно давно. В наши дни пеликанов стало значительно меньше, численность их продолжает катастрофически падать, недаром занесены в Красную книгу. Причина в выкашивании и сжигании тростниковых зарослей, в том беспокойстве, которое причиняет человек во время гнездования птиц.

Чем мы можем помочь пеликанам? Своим нетерпимым отношением к браконьерству, пониманием своей ответственности за существование редких птиц на планете. И ещё — человеческой деликатностью: нужно просто беречь места гнездований пеликанов и не тревожить птиц, особенно в самое для них трудное время: при откладывании яиц, насиживании и выводе птенцов.



(По А. Кузнецову)
Вариант 7

ЧАСТЬ 2

Прочитайте текст и выполните задания А1—А7.

(1) Смог бы мир  существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. (3) Расплодились бы в огромном количестве клещи, грызуны, убытки от которых исчислялись миллионами рублей. (4) Без птиц ничего не осталось бы от наши урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей. (6) Большая синица, например, уничтожает за день до шести тысяч насекомых, колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи, а пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов, что сберегает полторы тонны зерна. (7) Как же благодарны мы должны быть нашим пернатым друзьям, как же бережно должны мы относиться к ним!

(8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, питы и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красная книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.

(10) К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека. (11) Спасая этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу. (12) Численность редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается, и их также необходимо охранять всеми возможными способами.

(13) У нас есть ещё возможность сохранить этот удивительный мир природы, однако одним орнитологам не под силу такое, не обойтись им без помощи множества любителей-натуралистов. (14) Она заключается прежде всего в нетерпимом отношении к тем, кто губит пернатых, в заботе о лесе, о зелёном убранстве городов и сёл, в подкормке птиц, устройстве гнездовий. (15) Должен ли каждый человек осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу Земли? (16) Пока мы не ответим на этот вопрос, экологические проблемы не могут быть успешно решены.

(По В. Бабенко)


А1. В каком абзаце выражена основная мысль прочитанного текста?

1)    1
2)    2


3)    3
4)    4

А2. Какая общая мысль объединяет прочитанный и прослушанный тексты?

1)    Мы должны быть благодарны птицам за их помощь в сохранении урожая.


2)    Человек должен осознавать свою ответственность за судьбу редких видов птиц.
3)    Главная причина массовой гибели пеликанов — человек.
4)    В Красную книгу занесены только исчезнувшие виды птиц.

А3. Какая мысль выражена в третьем абзаце текста (предложения 10—12)?

1)    Учёными составлены списки растений, птиц и животных, которые находятся под угрозой исчезновения и которых нужно спасать.


2)    Чтобы сохранить мир птиц, в том числе и редких видов, нужны усилия не только орнитологов, но и каждого жители планеты.
3)    Люди должны быть благодарны птицам за то, что они уничтожают вредных насекомых и тем самым помогают выживать лесам, зелёным насаждениям, сохранять урожаи.
4)    Один из способов спасения птицы, занесённых в Красную книгу, — создание специальных заповедников.

А4. Каково значение слова ОРНИТОЛОГ, употреблённого в предложении 13?

1)    Специалист, изучающий отношения растительных и животных организмов на той или иной территории.


2)    Специалист, изучающий состояние окружающей среды и её воздействие на животных.
3)    Специалист, изучающий флору и фауну водоёмов.
4)    Специалист, изучающий птиц и их распространение в природе.

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения раскрывается причину того, о чём говорится в первом?

1)    (1) Смог бы мир существовать без птиц? (2) Если бы и смог, то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями.


2)    (4) Без птиц ничего не осталось бы от наших урожаев. (5) Ведь птицы прожорливы и съедают невероятное количество жуков, пауков, гусениц, мышей.
3)    (8) Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани исчезновения, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение. (9) Так родилась Красная книга, куда занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.
4)    (10) К первым относятся виды птиц, численность которых так резко сокращается, что им уже не выжить без активного вмешательства человека. (11) Спасая этих птиц, нужно создавать специальные заповедники, где можно их выращивать таким образом, чтобы потом выпускать в природу.

А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: почему автор заканчивает текст вопросом «Должен ли каждый человек осознавать свою гражданскую и моральную ответственность за судьбу Земли?»

Такая концовка текста…

1)    помогает читателю понять, в чём заключается основная проблема современной науки, и принять осознанное решение о выборе будущей профессии.


2)    заставляет читателя принять решение об участии в международном исследовании, связанном с составлением списков тех видов животных и птиц, существование которых на Земле находится на грани исчезновения.
3)    позволяет автору подвести итог размышлениям об экологических проблемах современного общества и убедить читателя в том, что за их решение ответственность несёт каждый житель нашей планеты.
4)    обращает внимание читателя на то, что птицы уничтожают вредных насекомых, что помогает сохранить леса и урожаи.

А7. Укажите предложение, в котором использован эпитет.

1)    6
2)    8


3)    13
4)    14

В1. Замените слово ЧИСЛЕННОСТЬ из предложения 10 однокоренным словом-синонимом нейтральной стилистической окраски. Напишите этот синоним.

В2. Из предложения 3 выпишите слова с безударной проверяемой гласной в корне.

В3. Из предложения 2 выпишите слова, в которых правописание ПРИСТАВКИ объясняется тем, что за ней идёт буква, обозначающая звонкий согласный.

В4. Из предложений 10—16 выпишите слово, в котором правописание Н определяется правилом: «В суффиксе краткого страдательного причастия пишется одна буква Н».

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ.

Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира,(1) и в первую очередь виды растений и животных,(2) находящихся на грани исчезновения,(3) учёные разных стран решили составить списки тех видов,(4) существование которых вызывает наибольшее опасение. Так родилась Красная книга,(5) куда занесены животные,(6) птицы,(7) растения,(8) которые находятся под угрозой исчезновения,(9) а также редкие виды представителей фауны и флоры.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО предложения.

Спасая этих птиц,(1) нужно создавать специальные заповедники,(2) где можно их выращивать таким образом,(3) чтобы потом выпускать в природу. Численность редких видов птиц тоже катастрофически уменьшается,(4) и их также необходимо охранять всеми возможными способами. У нас есть ещё возможность сохранить этот чудесный мир природы,(5) однако одним орнитологам не под силу такое…

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тонны зерна.

В8. Замените словосочетание РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматические основы предложения 8.

В10. Среди предложений 11—16 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11. Среди предложений 9—14 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 11.

В13. Среди предложений 1—9 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 6—12 найдите сложноподчинённые предложения с последовательным соподчинением придаточных. Напишите номера этих предложений.

ЧАСТЬ 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.

С2.1. Однажды между учениками возник спор. Одни утверждали, что русская орфография не так сложна, как кажется на первый взгляд: достаточно запомнить главное правило (принцип) орфографии — пиши любую морфему всегда одинаково. Другие утверждали, что есть правила, которые нарушают главный принцип орфографии, поэтому не во всех случаях морфемы на письме сохраняют один и тот же облик. Кто прав? 

Выскажите своё мнение по этому вопросу в сочинении-рассуждении «Есть ли в русском языке морфемы, написание которых нарушает главный принцип орфографии»?

Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Бабенко, обратите внимание на выполненные вами задания В2 и В3.


В своём сочинении приведите ДВА примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



С2.2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Должен ли каждый человек осознавать свою гражданскую ответственность за судьбу Земли?».

Приведите в сочинении ДВА аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ОТВЕТЫ А и В к части 2

А1 4
А2 2


А3 4
А4 4
А5 2
А6 3
А7 3

В1 число


В2 расплодились, клещи, исчислялись
В3 безмолвными
В4 решены
В5 2, 3
В6 4, 5
В7 1, 4, 8
В8 мир растений
В9 сохранить, ученые решили составить, существование вызывает опасения
В10 14
В11 11
В12 3
В13 7
В14 9, 10, 11
скачать файл



Смотрите также:
Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем текст сжатого изложения
74.17kb.
Задание Повторение
9.09kb.
Прочитайте текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2
131.43kb.
Прочтите текст и выполните задания А1-А7
30.91kb.
«Архимедова сила и плавание тел»
36.85kb.
Практическое задание по работе с ascii графикой
21.57kb.
Внутришкольная проверочная работа по физике для учащихся 9 класса вариант 1 Часть 1 При выполнении заданий этой части в бланке ответов под номером выполняемого вами задания (А1 – А15) поставьте знак
196.42kb.
Повторение изученного по фонетике, лексике, грамматике, стилистике в процессе работы с текстом
169.94kb.
Интегрированная проверочная работа для 1 класса (конец года)
30.75kb.
Текст изложения (из демоверсии гиа – 2011)
8.94kb.
Русский 6 15 мая Домашняя работа Имя
18.86kb.
Е. И. Рерих агни-йога
1662.93kb.