Главная страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
скачать файл

Северо-Западное управление министерства образования и науки Самарской области

ГБОУ ООШ с. Старый Буян
 

 

Утверждаю Согласовано Рассмотрено



Директор школы Зам. Директора по УВР на заседании

______Горина Н.К ________Крылова И.В протокол от

«____»_____2014 г «____»_____2014 г «__»___2014 г


ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



ОБУЧАЮЩИХСЯ ГБОУ ООШ с. Старый Буян

«ПУТЬ К УСПЕХУ»

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Полное наименование программы:

Программа внеурочной деятельности обучающихся «Путь к успеху»

Срок реализации:



  • 4 года, 2011 – 2014 учебный год.

Нормативно - правовая база:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования

  • учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3

  • февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);

  • СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

  • учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

  • Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).

Цель программы:

Формирование образовательного пространства школы для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля,

самоопределения обучающихся в свободное от учебы время посредством интеграции ресурсов ОУ, УДО и социальных партнеров.

Задачи программы:



  • Изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании, привлечь их к занятиям в системе ДО.

  • Определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися.

  • Разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность школьников.

  • Формировать у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.

  • Формировать коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.

  • Воспитывать духовно–нравственных качеств личности.

Ожидаемые результаты:



  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

  • активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.

Исполнители основных мероприятий:

Администрация, педагогический состав, обучающиеся 1-4 классов, родител.
Управление программой:

Управлением реализации программы осуществляет педагогический совет школы. Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы.



Пояснительная записка

Процесс воспитания детей 10 лет назад и сегодня имеет существенное различие, обусловленное социально-экономическим развитием села, района, страны. В настоящее время существует ряд социальных и экономических явлений, негативно влияющих на процесс воспитания подрастающего поколения нашей страны:



  • расслоение населения (в том числе детей) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

  • плотно работающие с сознанием ребёнка различные средства массовой информации (телевидение, Интернет, печать, FМ-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

  • резкое снижение уровня чтения, особенно классической художественной литературы;

  • ограниченность общения со сверстниками;

  • неучастие современных детей в деятельности детских общественных организаций;

  • разрастание в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

  • экспансия молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

  • разреженность систем идей, определяющих общественно коллективные формы жизни;

  • нарастание межнациональных, меж поколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Поэтому, воспитание в настоящее время является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся ключевых компетенций, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Мы должны воспитать человека, способного создавать свою жизнь и быть способным к самоопределению.

Именно сейчас дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, в котором прописаны цели, стоящие перед школьным образованием – это воспитание, социально-педагогическая поддержка, развитие высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного гражданина России.

В учебный план для начальной школы по новым образовательным стандартам включена внеурочная деятельность, позволяющая осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении мета предметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

Организация внеурочной деятельности в начальной школе целесообразно, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Содержание деятельности обучающихся начальных классов во внеурочное время - это, прежде всего, единство игровой и познавательной деятельности. Именно в игре, насыщенной ярким познавательным материалом, дети развиваются в интеллектуальном плане, проявляют себя эмоционально.

Внеклассная работа в форме проведения праздников, экскурсий, разнообразных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов,

конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников,

благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:



  • овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру; формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и

нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

  • формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:

  • отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;

  • необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;

  • спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.

Воспитательная парадигма школы требует от педагогического коллектива максимального содействия развитию потенциальных возможностей личности ребёнка, способности к творческой мысли, стремящемуся к духовному самосовершенствованию, независимости, обладающей чувством собственного достоинства, умеющей принимать рациональные решения и нести ответственность за свои поступки.

Школа работает по трём уровням результатов внеучебной деятельности школьников:

1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:



  • приобретение учащимися социального опыта;

  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.


Цели Программы внеурочной деятельности
Формирование образовательного пространства школы для решения задач социализации, воспитания, развития здорового жизненного стиля, самоопределения обучающихся в свободное от учебы время посредством интеграции ресурсов ОУ.

Задачи Программы


  • Изучить интересы и потребности детей в дополнительном образовании, привлечь их к занятиям в системе ДО.

  • Определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися.

  • Разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность школьников.

  • Формировать у обучающихся начальных классов умения ориентироваться в новой социальной среде.

  • Формировать положительной «Я – концепции».

  • Формировать коммуникативной культуры, умения общаться и сотрудничать.

  • Воспитывать духовно–нравственных качеств личности.

  • Развивать навыков рефлексивных действий.


Принципы организации внеурочной деятельности


  • Целенаправленное добровольное использование ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей.

  • Свобода выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы.

  • Особые взаимоотношения ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).

  • Внедрение инновационных форм и методов, способствующих формированию творческих способностей и приоритетных качеств социально ориентированной личности обучающегося.


Участники программы
В реализации программы участвуют:

  • обучающиеся 1-4 классов;

  • администрация школы;

  • педагоги школы, реализующие программу;

  • педагоги дополнительного образования;

  • родители обучающихся.

Учитель и родители как участники педагогического процесса:

Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.

Задачами сотрудничества являются:

  • усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;

  • гуманизация взаимоотношений семьи и школы;

  • развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;

  • освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;

  • оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.

Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):

  • непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной

внеурочной работы с детьми;

  • развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях и др.;

  • оказание помощи школе в ремонте и оборудовании помещений для внеурочных занятий школьников, изготовление совместно с детьми приборов и принадлежностей для качественной организации данных занятий.


Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности:

  • укомплектованность образовательного учреждения необходимыми педагогическими, руководящими и иными работниками: руководитель школы, заместители директора по УВР, ВР, педагог-организатор, классные руководители, социальный педагог, учитель - логопед, учитель-психолог, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования.

  • наличие соответствующей квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения;

  • непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения.


Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:



  • четкое, продуманное, конкретное планирование на основе анализа достигнутых результатов и проблем организации внеурочной деятельности в школе;

  • достаточное кадровое обеспечение программы;

  • методическое сопровождение программы;

  • педагогические условия;

  • материально-техническое обеспечение.


Механизмы реализации Программы

Механизм реализации Программы основывается на дальнейшем совершенствовании форм и методов работы педагогов образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности в ГБОУ ООШ с. Старый Буян и консолидации деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса в школе.

Головными исполнителями Программы являются заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебной работе, педагог-организатор, классные руководители, педагог-психолог, социальный педагог, педагоги-логопеды, учителя-предметники, педагоги дополнительного образования, которые осуществляют следующие функции:


  • разрабатывают целевые программы внеурочной деятельности;

  • обеспечивают реализацию данных программ внеурочной деятельности;

  • осуществляют мониторинг внедрения целевых программ и анализ внеурочной деятельности в школе.

Администрация образовательного учреждения осуществляет руководство процессом внеурочной работы в пределах своих полномочий, и объединяют свои усилия для обеспечения эффективного функционирования системы внеурочной работы в целом.

Ожидаемые результаты реализации Программы

Увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; воспитание уважительного отношения к родному дому, к школе, городу; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе уровней социального опыта и сформированных ценностей.

Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую деятельность и духовно- нравственный потенциал, высокий уровень самосознания. Дисциплины, способности сделать правильный нравственный выбор.

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования. В результате реализации системы работы по данному направлению предполагается получить следующие общие результаты:



  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;

  • активное, массовое участие в реализуемых целевых программах и проектах различного уровня;

  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;

  • творческая самореализация, развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • развитие ключевых компетенций (коммуникативной, этической, социальной, гражданской) школьников;

  • приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.);

  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия;

  • удовлетворения обучающихся и родителей школьной жизнью;

  • сохранение имиджа школы как общественно-активной, развитие традиций школы.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Хочу всё знать!» для 1 класса Программу составили
103.69kb.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
931.68kb.
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности “Юный исследователь”” класс 3 Учитель Опаленко Лилия Алексеевна Календарно – тематический план разработан
101.17kb.
Рабочая программа Добрая дорога детства Класс: 1 Учитель: Владимирова Екатерина Степановна Количество часов в неделю: 2
87.22kb.
Программа внеурочной деятельности
1755.95kb.
Использование цифровой лаборатории «архимед» на уроках и во внеурочной деятельности
57.25kb.
Занятость учащихся 2-а класса во внеурочной деятельности в рамках фгос
159.01kb.
Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
664.22kb.
Программа развития территории района Хамовники на 2014 год
304.99kb.
Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности: "Клиническая психология"
408.86kb.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в урочной и внеурочной работе по предмету
35.94kb.
Примерная программа для специальности 070109 «Музыкальное искусство эстрады»
137.44kb.