Главная страница 1страница 2
скачать файл



Согласовано

Директор АНО ДПО

«АУЦ ОФ СЛА»

_____________А.В.Забава

"___"___________2010 г.


Утверждаю

Начальник УЛС ФАВТ

Минтранса РФ

_________В.В.Солдатов

"___"___________2010 г.


ПРОГРАММА ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПИЛОТОВ СВЕРХЛЕГКИХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

1. Учебный план первоначальной теоретической подготовки

пилотов СВС

1.1. Расчет дней по срокам обучения




п.п.

Содержание

Пилоты СВС



1

2

3

1

Количество календарных дней

25

1.1.

Учебных дней

19

1.2.

Выходных дней

6

2.

Продолжительность учебного дня

8

2.1.

Учебных занятий

6

2.2.

Самостоятельных занятий

2

1.2. Распределение учебного времени по дисциплинам и специальностям



Наименование предметов


Всего


Лекции


Практич. занятия

Экзамен


1. Нормативные документы, регламентирующие летную деятельность

10

9

-

1

2. Подготовка в области человеческого фактора, предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов.

16

15

-

1

3. Конструкция СВС

6

5

-

1

4. Практическая аэродинамика

10

9

-

1

5. Самолетовождение и основы аэронавигации

10

7

2

1

6. Авиационная метеорология

8

7

-

1

7. Летная эксплуатация СВС

14

13

-

1

8. Техническая эксплуатация СВС

10

7

2

1

9. Приборное оборудование СВС, его летная и техническая эксплуатация

6

3

2

1

10. Радиооборудование СВС, его летная и техническая эксплуатация

6

3

2

1

11. Поисковые и аварийно-спасательные работы. Охрана СВС и действия экипажа в чрезвычайных обстоятельствах

6

5

-

1

12. Выполнение полетов по уведомительному порядку использования воздушного пространства РФ

8

7

-

1

ИТОГО:

110

90

8

12


Примечание:

1. Праздничные дни в график учебного процесса не входят.

2. Продолжительность одного занятия - 45 минут.

3. Экзамены - 15 минут на слушателя.



2. Программы дисциплин первоначальной теоретической подготовки пилотов СВС
2.1. Нормативные документы, регулирующие летную деятельность
Пояснительная записка

Основной целью курса является изложение и разъяснение пилотам структуры и порядка формирования нормативно-правовой базы в области государственного регулирования, организации и обеспечения летной деятельности.


В результате изучения курса пилот должен

з н а т ь:

1. Основные положения Чикагской конвенции, структура нормативных документов ИКАО.

2. Структуру нормативных документов на воздушном транспорте Российской Федерации.

3. Правила и порядок выполнения полетов.

4. Права, обязанности и ответственность членов летных экипажей при выполнении летной деятельности.
у м е т ь:

1. Применять полученные знания в практической деятельности;


Тематический план


Наименование

Тем


Количество часов

Лек-ции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Чикагская Конвенция. Структура нормативных документов ИКАО в области летной деятельности

1

-

-

-

-

2. Структура нормативных документов в ГА РФ

1

-

-

-

-

3. Основные положения ФАП, регламентирующих использование воздушного пространства, выполнение полетов и летную деятельность

7

-

-

-

-

Итого

9

-

-

-

1

Содержание


Тема 1. Чикагская Конвенция. Международные стандарты и рекомендуемая практика (приложения, руководства, инструкции). Структура нормативных документов ИКАО в области летной деятельности (приложения 1, 2, 6, 12-18. Руководство по обучению. Международная практика регулирования летной деятельности на СВС).

Тема 2. Структура нормативных документов на воздушном транспорте РФ. Основные положения Воздушного кодекса РФ. Федеральные авиационные правила, регулирующие использование воздушного пространства, выполнение полетов и летную деятельность в Российской Федерации (перечень и назначение).

Тема3. Основные положения ФАП, регламентирующих использование воздушного пространства, выполнение полетов и летную деятельность. ФАП полетов в воздушном пространстве РФ. ФАП использования воздушного пространства РФ. ФАП "Подготовка и выполнение полетов в воздушном пространстве РФ". ФАП "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь". ФАП "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения". ФАП "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения". ФАП "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации". ФАП "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения". ФАП "Требования к экипажам воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации". Правила и порядок оформления летных свидетельств. Первоначальная подготовка летного персонала. Периодическая профподготовка. Повышение квалификации летного персонала. Продление летных свидетельств. Полеты с проверяющими. Сезонная подготовка. Профподготовка после перерыва в летной работе.

ЛИТЕРАТУРА


1. Воздушный Кодекс РФ.

2. Приложения 1, 2, 6, 12-18 ИКАО.

3. ФАП полетов в воздушном пространстве РФ.

4. ФАП использования воздушного пространства РФ.

5. ФАП "Подготовка и выполнение полетов в воздушном пространстве РФ".

6. ФАП "Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь".

7. ФАП "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения".

8. ФАП "Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения".

9. ФАП "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации".

10. ФАП "Требования по авиационной безопасности к эксплуатантам авиации общего назначения".

11. ФАП "Требования к экипажам воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации".
2.2. Подготовка в области человеческого фактора, предотвращения авиационных происшествий и обеспечения безопасности полетов СВС
Пояснительная записка

Цель дисциплины

Получение студентами необходимых знаний по влиянию человеческого фактора на безопасность функционирования авиационной транспортной системы и методам повышения уровня надежности и безопасности полетов за счет снижения влияния человеческого фактора на авиационную аварийность.



Задачи изучения дисциплины

Иметь представление:

- об основных направлениях решения проблемы человеческого фактора в гражданской авиации РФ и других стран - членов ИКАО;

- о требованиях ИКАО к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора;

- о безопасной корпоративной культуре;

- о современных математических методах, позволяющих моделировать ряд процессов, связанных с человеческим фактором (теория катастроф, теория нечетких множеств);

- о проблемах, связанных с нечеткостью речевой деятельности и нормативных документов.

Знать:

- нормативные документы ИКАО и Минтранса РФ, определяющие подготовку

авиационного персонала в области человеческого фактора;

- концепцию эффективного поведения и ее компоненты (стили поведения, вербальные и невербальные компоненты поведения, теорию конфликтов);

- социотипы и их классификацию;

- соционические составляющие профессиональной характеристики;

- структуру эмоционального опыта и процесс его деформации в

особой ситуации;

- методы анализа речевой деятельности;

Иметь опыт:

- применения методов эффективного взаимодействия при решении

конкретных задач;

Тематический план




Наименование

Количество часов

Тем

Лекции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

Введение. Проблема человеческого фактора в авиации и обществе.

2

-

-

-

-

Требования к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора

2

-

--

-

-

Эффективное взаимодействие в летных экипажах и других авиационных коллективах

1

-

-

-

-

Авиационная соционика и ее место в решении проблемы человеческого фактора

2

-

-

-

-

Проблема оценки взаимодействия человека и техники

2













Проблема подготовки авиационного персонала к действиям в условиях опасности

2













Особенности АП по причине человеческого фактора на сверхлегких ВС

4













Итого

15

-

-

-

1


Содержание программы дисциплины

Введение


Проблема человеческого фактора в авиации и пути ее решения. Статистика безопасности полетов в авиации различных ведомств. Причины авиационных происшествий. Цели и задачи дисциплины "Подготовка авиационного персонала в области человеческого фактора" и проблема управления летной деятельностью. Обзор литературы по проблеме человеческого фактора.

Тема 1 "Проблема человеческого фактора в авиации и обществе"

Человеческий фактор: термины и определения. Отличие понятия человеческого фактора от понятий индивидуального, личного и личностного факторов. Экипаж как конечное звено авиационной транспортной системы. Службы обеспечения полетов и их роль в обеспечении безопасности полетов. Роль подготовки авиационного персонала в проблеме человеческого фактора. Специальная

психологическая подготовка авиационного персонала и ее место в общей профессиональной подготовке. Цели, задачи и методы специальной психологической подготовки авиационного персонала.

Тема 2 "Требования к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора"

Требования ИКАО к подготовке авиационного персонала в области человеческого фактора: стандарты и рекомендуемая практика. Документы ИКАО и МТ РФ, регламентирующие подготовку авиационного персонала в области человеческого фактора. Подходы к предотвращению авиационных происшествий по причине человеческого фактора.

Тема 3 "Эффективное взаимодействие в летных экипажах и других авиационных коллективах"

Эффективность взаимодействия и ее составляющие. Стили поведения, их определение и оценка в программах CRM России и CRM United Airlines (США). Вербальные и невербальные компоненты поведения. Техники эффективного поведения. Теория конфликтов Ф.М. Бородкина и Н.М. Коряк. Теория игр Э. Берна. Способы повышения эффективности взаимодействия.

Тема 4 "Авиационная соционика и ее место в решении проблемы человеческого фактора"

Авиационная соционика: термины и определения. Истоки авиационной соционики. Учение К.Г. Юнга о типах личности. А. Аугустинавичюте и создание соционики. Современное состояние соционической науки. Социотипы и их классификация. Интертипные отношения. Соционические составляющие профессиональной характеристики.

Тема 5 "Проблема оценки взаимодействия человека и техники"

Оценка взаимодействия в системе "пилот - воздушное судно". Критерии оценки взаимодействия. Соционические аспекты взаимодействия пилота с воздушным судном. Предотвращение ошибок пилота конструктивными и технологическими мерами.

Тема 6 "Проблема подготовки авиационного персонала к действиям в условиях опасности"

Особые ситуации. Особенности поведения человека в особых ситуациях. Эмоциональный опыт. Деформация эмоционального опыта под воздействием опасности. Некоторые сведения о теории катастроф. Потенциальная и актуальная экстремальные работоспособности и их оценка. Закон Иеркса-Додсона и его особенности в особых ситуациях. Пути повышения эффективности взаимодействия в особых ситуациях. Способы укрепления структуры эмоционального опыта. Методика сбора и анализа особых ситуаций для их предупреждения.

Тема 7 "Особенности АП по причине человеческого фактора на сверхлегких ВС"

Классификация АП по причине человеческого фактора на СВС. Разбор и анализ характерных АП по причине человеческого фактора на различных классах сверхлегких ВС. Примеры деформации профессионального опыта при опасных ситуациях. Классификация человеческого фактора как причины АП на СВС. Проблема нечеткости нормативных документов. Примеры нечеткости нормативных документов. Применение особых методов пилотирования в чрезвычайных ситуациях.

Рекомендуемая литература

1. Руководство по обучению в области человеческого фактора.

Doc. 9683-AN/950. Издание 1-е. Международная организация

гражданской авиации (ИКАО), Монреаль, 1998.

2. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть первая) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 78 с.

3. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть вторая) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 72 с.

4. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть третья) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 78 с.

5. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Методическое пособие по проведению тренинга (часть четвертая) /

Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.: Академия ГА, АОЗТ

"Научный летно-методический комплекс", Центр специальной

подготовки авиационного персонала, 2000. 90 с.

6. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция).

Психодиагностика / Сост.: А.В. Малишевский, Н.Ф. Михайлик. СПб.:

Академия ГА, АОЗТ "Научный летно-методический комплекс", Центр

специальной подготовки авиационного персонала, 2000. 40 с.

7. Руководство по предотвращению происшествий, Doc ICAO, 1985

8. Человеческий фактор и обеспечение безопасности полетов в ГА. М.: ВТ, 1985г.

9. Проблемы человеческого фактора в авиационной аварийности. М: МАК, 1996г.

10. Безопасность полетов летательных аппаратов. М.: Транспорт, 1986г.

11. Ошибка пилота – человеческий фактор. М.: Транспорт, 1986 г.

Дополнительная:

1. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение / Сост. Л. Филиппов.

М.: ООО "Фирма "Издательство ACT"; СПб.: Terra Fantastica, 1998.

448 с.

2. Аугустинавичюте А. Соционика: Психотипы. Тесты / Сост. Л.



Филиппов. М.: ООО "Фирма "Издательство АСТ"; СПб.: Terra

Fantastica, 1998. 416 с.


2.3. Конструкция СВС
Пояснительная записка

Основной целью курса является изложение и разъяснение пилотам особенностей конструкции СВС конкретного класса, на котором им предстоит выполнять полеты, и его агрегатов.

В результате изучения курса пилот должен:

з н а т ь:

1. Основные характеристики конструкции СВС и его конструкционных материалов.

2. Прочностные характеристики конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы конструкции СВС в полете.

3. Основные характеристики силовой установки и оборудования.

у м е т ь:

1. Применять полученные знания в практической деятельности;

Тематический план




Наименование

Тем


Количество часов

Лек-ции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Конструкция СВС, ее основные характеристики и конструкционные материалы.

1

-

-

-

-

2. Прочностные характеристики конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы конструкции СВС в полете.

1

-

-

-

-

3. Основные характеристики силовых установок, воздушных винтов и оборудования.

3

-

-

-

-

Итого

5

-

-

-

1

Содержание


Тема 1. Конструкция СВС, ее основные характеристики и конструкционные материалы.

Компоновка и основные конструктивные элементы СВС; основные геометрические данные СВС. Силовые элементы и их конструкционные материалы.



Тема 2. Прочностные характеристики конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы конструкции СВС в полете.

Материалы обшивки СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Методы оценки прочности материалов обшивки в процессе эксплуатации. Прочностные характеристики элементов конструкции СВС и влияние на них эксплуатационных факторов. Нагрузки, действующие на элементы СВС в полете. Понятие перегрузки. Общие требования к прочности конструкции.



Тема 3. Основные характеристики силовых установок, воздушных винтов и оборудования.

Двигатели СВС и их основные характеристики. Воздушные винты СВС. Совместимость двигателя и воздушного винта. КПД и тяга воздушного винта. Средства спасания, характеристики и порядок применения.


ЛИТЕРАТУРА
1. Житомирский Г.И. Конструкция самолетов – М: Машиностроение 1995 г. 415 стр.

2. Житомирский Г. И. Конструкция самолетов: Учебник для студентов авиационных специальностей вузов.— М.: Машиностроение, 1991.—400 с:

3. Клименко А.П., Никитин И.В. Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета.- М.: Патриот, 1992.- 288 с.

4. Никитин И.В. К вопросу оценки летной годности двигателей сверхлегких летательных аппаратов// Научный вестник МГТУ ГА, серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов. – М.: МГТУГА, 2005,- № 85, с. 143-150.

5. Никитин И.В. Опыт применения быстродействующих систем спасения на дельталетах // Научный вестник МГТУ ГА, серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности. – М., 2008,- № 129, с. 128-136.

6. Руководство для пилотов СЛА. Перевод с французского. "Полиграфкнига". Киев, 1993, Том 1, 2, - 477 с.

7. Тюшин В. Парапланы. Первый шаг в Большое Небо. АСТ. М:- Транзиткнига, 2004, 320 с.

8. Тихонравов В.А. Колесно-лыжное шасси. ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1968г.

9. А.Г.Сатаров  Упрощенный расчет автожира  М., Ухтомский вертолетный завод, 1968 г.,  28 с

2.4. Практическая аэродинамика СВС
Пояснительная записка

Основной целью курса является изложение и разъяснение пилотам особенностей практической аэродинамики СВС конкретного класса, на котором им предстоит выполнять полеты и его агрегатов.


В результате изучения курса пилот должен

з н а т ь:

1. Основы аэродинамики. Силы и моменты, действующие на СВС в полете Понятие аэродинамических характеристик.

2. Особенности аэродинамики своего класса СВС. Аэродинамические характеристики и влияние на них эксплуатационных факторов.

3. Особенности устойчивости и управляемости своего класса СВС

4. Основные летно-технические характеристики СВС и влияние на них различных факторов. Характеристики силовой установки и воздушного винта. Понятие потребных и располагаемых мощностей и тяг.

у м е т ь:

1. Применять полученные знания в практической деятельности;


Тематический план


Наименование

Тем


Количество часов

Лек-ции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Основы аэродинамики. Силы и моменты, действующие на СВС в полете Понятие аэродинамических характеристик.

2

-

-

-

-

2. Особенности аэродинамики рассматриваемого класса СВС. Аэродинамические характеристики и влияние на них эксплуатационных факторов.

2

-

-

-

-

3. Особенности устойчивости и управляемости рассматриваемого класса СВС

2

-

-

-

-

4. Основные летно-технические характеристики СВС и влияние на них различных факторов. Характеристики силовой установки и воздушного винта. Понятие потребных и располагаемых мощностей и тяг.

3

-

-

-

-

Итого

9

-

-

-

1

Содержание


Тема 1. Основы аэродинамики. Силы и моменты, действующие на СВС в полете. Понятие аэродинамических характеристик.

Свойства воздуха. Основные законы аэродинамики. Обтекание тел потоком. Силы и моменты, действующие на СВС в полете. Понятие аэродинамических характеристик. Аэродинамические коэффициенты. Аэродинамическое качество.



Тема 2. Особенности аэродинамики своего класса СВС. Аэродинамические характеристики и влияние на них эксплуатационных факторов.

Аэродинамические характеристики рассматриваемого класса СВС, коэффициент сопротивления, коэффициент подъемной силы, коэффициент продольного момента, коэффициент момента крена, коэффициент момента рыскания и влияние на них конструктивных и эксплуатационных факторов.



Тема 3. Особенности устойчивости и управляемости рассматриваемого класса СВС

Продольная статическая устойчивость по перегрузке и по скорости. Боковая устойчивость. Динамическая устойчивость. Виды и проявления статической и динамической неустойчивости.



Тема 4. Основные летно-технические характеристики СВС и влияние на них различных факторов. Характеристики силовой установки и воздушного винта. Понятие потребных и располагаемых мощностей и тяг.

Длина разбега, пробега, взлетная и посадочная дистанции, вертикальная скорость набора высоты и снижения, влияние на них различных факторов. Дальность и потолок полета. Основные характеристики воздушного винта, понятие к.п.д. воздушного винта. Основные характеристики двигателя. Внешняя и дроссельная характеристики. Расход топлива и влияние на него различных факторов. Понятие потребных и располагаемых мощностей и тяг.


ЛИТЕРАТУРА
1. Клименко А.П., Никитин И.В. Мотодельтапланы: Проектирование и теория полета.- М.: Патриот, 1992.- 288 с.

2. Руководство для пилотов СЛА. Перевод с французского. "Полиграфкнига". Киев, 1993, Том 1, 2, - 477 с.

3. Тюшин В. Парапланы. Первый шаг в Большое Небо. АСТ. М:- Транзиткнига, 2004, 320 с.

4. Ромасевич В.Ф.. Г.А.Самойлов. Практическая аэродинамика вертолетов.- М,: Воениздат, 1980 – 384 с., ил.

5. Н.М. Лысенко. Практическая аэродинамика маневренных самолетов. – М.: Воениздат, 1997 – 439 с.

6. Брага В.Г. Динамика полета летательных аппаратов (траектории движения и летные характеристики). ВВИА им. Н.Е. Жуковского, 1966г.

7. И.П.Братухин  АВТОЖИРЫ. Теория и расчет  Госмашметиздат, 1934  
2.5. Самолетовождение и основы аэронавигации

Пояснительная записка

В результате изучения курса необходимо добиться глубокого знания обучаемыми основ теории навигации, быстрого и безошибочного решения ими практических штурманских задач в полете и грамотной эксплуатации навигационно-пилотажного и радиотехнического оборудования СВС в любых условиях навигационной обстановки. Ознакомить обучаемых слушателей с основными положениями по организации штурманской службы и штурманским обеспечением полетов.

Занятия по навигации проводить в штурманском классе с использованием моделей, макетов, плакатов, схем и тренажной аппаратуры.

Теоретические занятия закреплять систематическим проведением штурманских тренажей, обращая особое внимание на использование современных средств навигации, выполнение расчета полета с помощью штурманского глазомера и расчета в уме. Практические работы по прокладке маршрута и линии равных пеленгов, отработке штурманского глазомера и решению навигационных задач проводить с использованием полетных карт своего района полетов.

В результате изучения программы пилот должен

з н а т ь:

бортовое навигационное оборудование;

наземное навигационное оборудование;

теорию навигации.

у м е т ь:

1. осуществлять предварительный штурманский расчет и подготовку к полету;

2. безопасно и точно выполнять полет по заданному маршруту.
Тематический план

Наименование

Количество часов

тем

Лекции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Краткие сведения по картографии, измерение времени

1

-

-

-

-

2. Курс СВС, авиационные магнитные компасы.

1

-

-

-

-

3. Высота полета и принципы ее определения

1

-

-

-

-

4. Воздушная скорость, принципы определения скоростей. Влияние ветра на полет самолета. Путевая скорость

1

-

-

-

-

5. Штурманская подготовка к полету. Визуальная ориентировка. Штурманские правила выполнения полета. Безопасность навигации

2

1

-

-

-

6. Применение GPS навигации.

1

1

-

-

-

Итого

7

2

-

-

1


ТЕМА № 1. Краткие сведения по картографии, измерение времени.

Форма и размеры Земли. Система координат на земной поверхности. Единицы измерения расстояний. Линии пути и линии положения СВС на поверхности земного шара. Карты и картографические проекции. Классификация и назначение авиационных карт. Содержание и оформление карты.

Истинное солнечное, среднее солнечное и гражданское время. Местное, поясное и декретное время. Линия смены даты. Условия естественного освещения. Практическое определение моментов восхода и захода Солнца, наступления темноты и рассвета по графикам.

ТЕМА № 2. Курс СВС, авиационные магнитные компасы

Курсы СВС и зависимость между ними. Краткие сведения о земном магнетизме. Назначение, принцип действия и устройство совмещенного магнитного компаса КИ-13 и его аналогов. Девиация магнитных компасов и методика ее устранения.



ТЕМА № 3 . Высота полета и принципы ее определения.

Классификация высот полета по уровню начала отчета. Барометрический метод измерения высоты. Назначение и использование барометрического высотомера. Определение истинной высоты полета по барометрическому высотомеру. Определение высоты полета по наземным ориентирам.



ТЕМА № 4. Воздушная скорость, применение указателей скоростей. Влияние ветра на полет самолета. Путевая скорость Навигационный треугольник скоростей и его элементы. Расчет элементов навигационного треугольника скоростей. Зависимость навигационных элементов от изменения воздушной скорости, курса самолета, направления и скорости ветра.

ТЕМА № 5. Штурманская подготовка к полету. Визуальная ориентировка. Штурманские правила выполнения полета. Безопасность навигации

Отличительные признаки ориентиров. Правила ведения визуальной ориентировки. Способы определения места СВС по земным ориентирам. Ориентирование полетной карты в полете по компасу и земным ориентирам. Порядок ведения визуальной ориентировки. Чтение карты и распределение своего внимания при ведении визуальной ориентировки. Счисление и прокладка пути. Глазомерное определение направлений и расстояний. Определение дистанции до ориентира по вертикальному углу визирования. Приближенный расчет истинной и приборной воздушной скорости. Определение путевой скорости, пройденного расстояния и времени полета подсчетом в уме. Определение обратного курса следования. Действия пилота при потере ориентировки. Восстановление ориентировки выходом на линейный или характерный крупный ориентир. Безопасная высота полета СВС. Методика расчета безопасной высоты полета. Вертикальное, продольное и боковое эшелонирование ВС в воздушном пространстве.

Общая, предварительная и предполетная штурманская подготовка летного состава и ее содержание. Изучение района полетов. Общая подготовка полетной и бортовой карты. Прокладка маршрута на полетной карте. Предварительный и окончательный расчет полета. Инженерно-штурманский расчет полета. Изучение маршрута полета, средств РТО и метеорологических условий. Разработка штурманского плана полета. Штурманская проверка готовности к полету.

ТЕМА № 6. Применение GPS навигации.

Принцип действия и основные характеристики GPS. Общие правила и основной порядок самолетовождения с использованием GPS. Способы выхода на исходный пункт маршрута (ИПМ). Способы выхода на линию заданного пути (ЛЗП). Способы построения маршрута. Контроль пути по направлению и дальности. Правила работы с GPS.


ЛИТЕРАТУРА

1.

Мамаев В.Я., Синяков А.Н., Петров К.К., Горбунов Д.А. Воздушная навигация и элементы самолетовождения: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2002. - 256 с.

2.

Федчин С.С. Руководство для пилотов СЛА. Перевод с французского. "Полиграфкнига". Киев, 1993, Том 1, 2, - 477 с

3.

Якимов А.Д. Основы самолётовождения 1981.

4.

Шамов В.П. Летчику о воздушной навигации. Учебное пособие. – Влг.: КВВАУЛ, 1990. – 347 с.







2.6. Авиационная метеорология

Программой курса "Авиационная метеорология" предусматривается изучение слушателями основ авиационной метеорологии, метеорологического обеспечения полетов, карт погоды, правил и средств наблюдения за погодой на земле и в полете.

В результате прохождения программы слушатели должны

з н а т ь:



  • основы авиационной метеорологии, метеорологические элементы и их влияние на полет СВС;

  • типы прогнозов и правила их составления;

  • правила, методы и средства наблюдения за погодой на земле и в полете;

у м е т ь:

  • читать метеоинформацию в текстовом изложении (с метеокодами);

  • читать и пользоваться прогностическими картами погоды;

  • применять полученные знания, а также получаемую метеоинформацию для правильного и своевременного принятия решения и безопасного выполнения полетов.

Тематический план



Наименование

Количество часов

Тем

Лекции

Практ.

Семин.

Зачет

Экзам.

1. Строение атмосферы. Основные метеорологические элементы и их влияние на полет СВС

1

-

-

-

-

2. Облака, осадки, видимость и их влияние на полет СВС. Воздушные массы, атмосферные фронты, барические системы. Карты погоды

1

-

-

-

-

3. Опасные для СВС явления погоды и их влияние на полет СВС

2

-

-

-

-

4. Термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СВС. Атмосферная турбулентность и ее влияние на полет СВС.

2

-

-

-

-

5. Метеорологическое обеспечение полетов.

Метеорологические авиационные коды. Обеспечение полетов. Обоснование принятия решения на вылет и продолжение полета СВС.



1

-

-

-

-

Итого

7

-

-

-

1

Содержание тем


Тема 1. Строение атмосферы. Основные метеорологические элементы и их влияние на полет СВС Понятие о погоде. Температура воздуха. Атмосферное давление. Влажность воздуха, единицы измерения, влияние на полет СВС. Ветер, причины его возникновения, влияние на полет СВС на различных этапах полета.

Тема 2. Облака, осадки, видимость и их влияние на полет СВС. Воздушные массы, атмосферные фронты, барические системы

Понятие об облаках. Международная классификация облаков. Определение параметров облаков. Осадки, виды и характер их связь с облаками. Видимость, метеорологическая дальность видимости, полетная дальность видимости. Минимум погоды. Понятие картах погоды. Приземные карты погоды, карты барической топографии. Прогностические карты, их обработка и назначение. Формирование и трансформация воздушных масс. Термодинамическая классификация воздушных масс. Общие сведения об атмосферных фронтах. Классификация фронтов, условия погоды и полетов в их зоне. Общие сведения о барических системах, условия погоды и полетов в их зоне.

Тема 3. Опасные для СВС явления погоды и их влияние на полет СВС

Явления, ухудшающие видимость (туман, дымка, мгла, пыльная буря, осадки, метели), их влияние на полет СВС. Классификация туманов. Обледенение, влияние на полет СВС. Виды отлагающегося льда, характеристика обледенения. Рекомендации при полетах в зонах обледенения. Грозы, классификация, условия образования и влияние на полет ВС. Явления, сопутствующие грозовой деятельности. Меры безопасности при полетах в зоне грозовой деятельности. Турбулентность, сдвиг ветра, причина возникновения.

Тема 4. Термические и динамические потоки в атмосфере и их использование для полетов СВС. Атмосферная турбулентность и ее влияние на полет СВС.

Образование термических и динамических потоков в атмосфере и их использование для полетов СВС. Виды атмосферной турбулентности. Приземная атмосферная турбулентность. Классификация турбулентности.

Тема 5. Метеорологическое обеспечение полетов. Метеорологические авиационные коды. Обеспечение полетов. Обоснование принятия решения на вылет и продолжение полета СВС.

Коды METAR, SPECI, TAF. Значения буквенных и цифровых символов, используемых в кодах. Нормативные документы, регламентирующие метеорологическое обеспечение полетов. Виды метеорологического обеспечения полетов. Типы АМСГ и пунктов наблюдения за погодой. Предполетная метеорологическая подготовка. Метеоинформация, получаемая экипажем в полете. Информация АТИС. Наблюдение за погодой на земле и в полете (правила, способы, средства). Метеорологическая полетная документация. Исходные данные для обоснования принятия решения на вылет и продолжение полета СВС.
ЛИТЕРАТУРА

1. П.Д. Астапенко, А.М. Баранов, И.М. Шварев. – Авиационная метеорология - М.: Транспорт, 1985.

2. Сборник международных метеорологических кодов - М.: Москомгидромет, 1992.

3. Наставление по метеорологическому обеспечению полетов Гражданской авиации. - М.: Росгидромет, 1995.

4. Руководство для пилотов СЛА. Перевод с французского. "Полиграфкнига". Киев, 1993, Том 1, 2, - 477 с.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа первоначальной теоретической подготовки пилотов сверхлегких воздушных судов
494.8kb.
Максимальный сертифицированный взлетный вес не более 1800 кг
244.12kb.
II. Общие положения
1741.51kb.
Увау га является старейшим в России учебным заведением по подготовке летного состава для гражданской авиации
309.44kb.
Гигиенические требования к техническому обслуживанию и ремонту радиотехнических устройств воздушных судов гражданской авиации СССР
1634.62kb.
Пояснительная записка к проекту постановления Воронежской областной Думы «Об областной целевой программе «Развитие малой авиации Воронежской области на 2007-2011годы»
75.03kb.
Требования к уровню подготовки бакалавра по направлению
158.43kb.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ подготовки бакалавров по направлению 080100. 62
354.31kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
373.32kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62 «Экономика»
370.68kb.
Рабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки
397.32kb.
Программа дисциплины «Социология социальных сетей»
149.28kb.