Главная страница 1
скачать файл




Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста






Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет философии

Программа дисциплины

Западная философия до середины XX века (История немецкой классической философии)

для направления/ специальности 030100.62 «Философия» подготовки бакалавра

Автор программы:

[Куренной В.А., кандидат философских наук, профессор, kurennoj@gmail.com]

Одобрена на заседании кафедры «Наук о культуре» « 3»_04_ 2013 г

Зав. кафедрой В.А.Куренной
Рекомендована секцией УМС «Философии и культурологии» «___»____________ 20 г

Председатель Б.Н.Кашников


Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г.

Ученый секретарь И.В.Макарова ________________________ [подпись]

Москва, 2012

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 030100.62 «Философия», обучающихся по бакалаврской программе, изучающих дисциплину «Западная философия до середины XX века (История немецкой классической философии)».

Программа разработана в соответствии с:


  • ОС ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой по направлению подготовки бакалавра 030100.62 «Философия».

  • Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ специальности 030100.62 «Философия».


2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Западная философия до середины XX века (История немецкой классической философии)» являются: освоение студентами наследия классической немецкой философии, знакомство с содержанием философских концепций Иммануила Канта и трех представителей «абсолютного идеализма» — Фихте, Шеллинга, Гегеля. Кроме того, в курсе рассматривается специфика и основные представители немецкого Просвещения, специфика концепций непосредственных предшественников Канта (школа Вольфа), работы Винкельмана и Лессинга, Гердера, а также других важнейших немецких философов рассматриваемого периода.

Немецкая классическая философия является одним из наиболее выдающихся достижений мировой философской мысли, работы ее представителей сформировали проблематику и язык всей современной философии. Осваивая это наследие, студены не только должны познакомиться с исторически наиболее значительным и даже переломным моментом становления современной философии. Они одновременно должны освоить философский язык, без которого немыслима современная философия, выработать понимание философской систематики, разбираться в специфике постановки философских проблем, в логике и аргументативных стратегиях, разработанных представителями немецкой классической философии. Учитывая выдающуюся значимость философии Канта для последующего развития современной философии, изучению его наследия уделяется в курсе особенно большое внимание. Курс завершается рассмотрением значения немецкой классической философии для формирования Гумбольдтовской модели исследовательского университета.



Задача курса освоение студентами содержания концепций немецкой классической философии, их философской терминологии, понимание философской проблематики, оказавшей влияние не специфику построения этих концепций, знание основных стратегий аргументации, использовавшихся в работах немецких классиков, понимание взаимосвязи отдельных концепций, а также тех проблем, которые стимулировали развитие немецкой классической философии, понимание содержание взаимной критической дискуссии между ними, основные критикуемые недостатки отдельных концепций, знание историко-культурного контекста немецкой классической философии.


3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:



иметь представление:

о содержании философских концепций всех основных представителей немецкой классической философии, проблемном и социокультурном контексте формирования немецкой классической философии



знать:

авторов, их произведения и доктрины, содержание философских дискуссий рассматриваемого периода, философскую терминологию немецкой классической философии



понимать:

проблематику немецкой классической философии, ее историко-философские предпосылки



уметь:

читать и комментировать оригинальные философские тексты, анализировать философские проблемы с привлечением концептуального аппарата немецкой классической философии и современной аналитической и интерпретативной литературы





В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умение

использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и

экономических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности


ОНК-1

Применяет освоенную терминологию, методы, концептуальный аппарат.

Лекции, дискуссии.

Владение культурой мышления, способность в письменной и устной речи правильно и

убедительно оформить результаты мыслительной деятельности



ИК-1

Обосновывает свою точку зрения, приводит аргументы и контраргументы.

Эссе, рефераты, доклады, научные споры

Способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире,

ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога



СЛК-6

Интерпретирует современную культуру и современный мир с помощью полученных знаний.

Чтение оригинальных текстов и комментаторской литературы, обсуждение результатов чтения на семинарах.

Знание истории зарубежной философии (античная философия; философская мысль древнего

Востока; философия средневековья и эпохи Возрождения; философия Нового времени:

эмпиризм и рационализм 17 века, философия Просвещения, классическая немецкая

философия) и современной зарубежной философии (современные философские

направления)


ПК-4

Воспроизводит историю мысли указанного периода, представляет связи с современностью.

Лекции, чтение текстов.

Способность реферирования и аннотирования научной литературы (в том числе на

иностранном языке)



ПК-14

Воспроизводит основное содержание текста, грамотно переводит с иностранного языка.

Рефераты, доклады.

Владение навыками организации и проведения дискуссий

ПК-17

Обосновывает свою точку зрения, адекватно воспринимает точку зрения оппонента, фиксирует точки расхождения.

Диспуты, споры.


4Место дисциплины в структуре образовательной программы


[Для НИУ:]

Для специализации «Философия» настоящая дисциплина является базовой.


Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:

  • 1.1 Логика

  • 1.2 Онтология и теория познания

  • 1.4 История философии (античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, эмпиризм и рационализм XVII века)

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:



  • ПК-4 Знание истории зарубежной философии

  • ПК-1 Знание логики

  • ПК-2 Знание онтологии и теории познания



Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

  • История современной зарубежной философии

5Тематический план учебной дисциплины


[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]

[ Таблица для дисциплин, закрепленных за одной кафедрой]





Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Немецкое Просвещение

6

2

2




2

2

Иммануил Кант: докритический период

6

2

2




2

3

Критика чистого разума

56

8

8




26

4

Критика практического разума и этика Канта

16

4

2




6

5

Критика способности суждения и эстетика

6

2

2




6

6

Философия религии, политическая философия и философия истории Канта

4

2

2




8

7

Кант и немецкий абсолютный идеализм

4

2

2







8

Иоганн Готлиб Фихте

30

6

6




22

9

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг

30

6

6




22

10

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

30

6

6




28

11

Неогуманизм и романтизм в Германии

8

2







2

12

Другие важнейшие представители немецкой философии второй половины XVIII – первой трети XIXв.

10

2







2

13

Университет Гумбольдта. Философские предпосылки создания исследовательской модели университета. Принципы и институциональные особенности немецкой модели университета.

10

4

2




2




ИТОГО

216

48

40




128


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры **

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Контрольная работа

6 неделя










Письменная работа 60 минут
















Эссе










4 неделя

10 стр. формата А4, 12 шрифт

Реферат




5 неделя







5 стр. формата А4, 12 шрифт

Домашнее задание

*

*

*

*

Доклад на семинар, 8-10 минут

Промежу­точный

Зачет




8 неделя







Письменный тест

Экзамен










8 неделя

Письменный тест + устный экзамен по вопросам

Итоговый

Экзамен











*





6.1Критерии оценки знаний, навыков



Контрольная работа

Студент должен продемонстрировать знание текста, способность к его анализу и интерпретации, понимание терминологии и ключевых тезисов автора. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае простого пересказа – хорошая оценка (6-7), в случае переписывания текста непосредственно во время проведения пары без предварительной домашней работы над текстом – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полной неготовности – неудовлетворительная оценка (1-3).



Эссе

Студент должен творчески подойти к выбору темы эссе (т.е. сформулировать ее самостоятельно, а не просто выбрать из заранее предложенного списка), продемонстрировать знание первоисточников и комментаторской литературы к ним, корректно выразить свою авторскую позицию по изучаемому вопросу и изложить все на хорошем литературном языке. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае отсутствия авторской позиции – хорошая оценка (6-7), в случае простого пересказа одного источника - удовлетворительная оценка (4-5), в случае полного несоответствия работы указанным критериям – неудовлетворительная оценка (1-3).



Реферат

Студент должен адекватно и корректно изложить позицию автора, зафиксировать основные тезисы и аргументы автора, грамотно используя терминологию. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае однородного пересказа без выделения главного и второстепенного – хорошая оценка (6-7), в случае простого переписывания текста - удовлетворительная оценка (4-5), в случае полного несоответствия работы указанным критериям – неудовлетворительная оценка (1-3).



Домашнее задание (доклад)

Студент должен в лаконичной форме ясно и отчетливо изложить содержание доклада на хорошем литературном языке, не читать по бумажке, увлечь аудиторию яркими и неожиданными примерами и иллюстрациями, мочь ответить на вопросы аудитории. В случае соответствия работы всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае зачтения по бумажке или неспособности ответить на вопросы – хорошая оценка (6-7), в случае неясного, запутанного, скучного изложения – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полного несоответствия работы указанным критериям – неудовлетворительная оценка (1-3).



Устная работа на семинарах

Отличная оценка (8-10) ставится за блестящую (точные и глубокие ответы, умение приводить аргументы и контраргументы, умение корректно спорить) и регулярную работу на семинарах, хорошая оценка (6-7) – за адекватные ответы и нечастую работу, удовлетворительная оценка (4-5) – за редкие и неточные ответы, неудовлетворительная оценка (1-3) – за полное отсутствие ответов и неготовность к семинарам.



Зачет (письменное тестирование)

Оценка выставляется по соотношению правильных и неправильных ответов в тесте. Точная шкала устанавливается каждый раз в зависимости от количества вопросов в тесте.



Экзамен

Студент должен ясно и отчетливо ответить на подготовленный вопрос, уметь ответить на дополнительные вопросы экзаменатора по программе курса, владеть терминологией и излагать мысли на хорошем литературном языке. В случае соответствия ответа всем указанным критериям выставляется отличная оценка (8-10), в случае неполного ответа студента или неспособности студента ответить на дополнительные вопросы – хорошая оценка (6-7), в случае путаного, неадекватного ответа – удовлетворительная оценка (4-5), в случае полной неготовности студента – неудовлетворительная оценка (1-3).


7Содержание дисциплины


Базовые учебники по курсу
Coreth Emetich, Schöndorf Harald. Philosophie des 17. und 18. Jahrhunert. Grundkurs Philosophie 8. Stuttgart, Berlin, Köln: W. Kohlhammer, 2000.

Coreth Emetich, Ehlen Peter, Schmidt Josef. Philosophie des 19. Jahrhunert. Grundkurs Philosophie 9. Stuttgart, Berlin, Köln: W. Kohlhammer, 1997.
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

[http://www.philosophy.ru/edu/ref/kuzn_nkf.html]



Тема 1.
Немецкое Просвещение: общая характеристика и основные особенности

1.1. Периодизация немецкого Просвещения

1.2. Политическая специфика германского мира. Просвещенные монархи Пруссии и Австрии

1.3. Специфика религиозности и отношения к религии в немецком Просвещении

1.4. Публичное пространство и коммуникативные структуры эпохи Просвещения

1.5. Философия немецкого Просвещения

1.5.1. Христиан Вольф и «школьная философия».

1.5.1.1. Определение философии у Вольфа

1.5.1.2. Систематизация метафизики у Вольфа

1.5.1.3. Философское познание и способы достижения его достоверности у Вольфа.

1.5.1.4. Структура метафизики Александра Баумгартена

1.5.2. Философия государства: Самуэль Фрайхер фон Пуффендорф и Кристиан Томазий.

1.5.3. Эстетика раннего немецкого Просвещения: Баумагартен, Лессинг, Винкельман.

1.5.4. Ответ И. Канта на вопрос «Что такое просвещение?»

Для изучения на семинарах
Основная литература:
Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С.125-147.

Клингенштайн Грете. Германский мир // Мир Просвещения. Исторический словарь. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 450-470.

Дильтей Вильгельм. Просвещение как пример // Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. М.: Три квадрата, 2004. С. 392-402.

Винкельман Иоганн-Иоахим. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996 (Репринт издания 1935 г.). С. 85-136.

Лессинг Готхольд Эфраим. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М. 1957

К обязательному изучению подборка цитат на сайте http://www.auditorium.ru/books/1378/index6.htm

(По изданию Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.)

Wolff Christian. Einleitende Abhandlung über Philosophie im allgemeinen (Discursus Praeliminaris de Philosophia in Genere). Stuttgart-Bad Cannstatt: frommann-holzboog, 2006. §§ 1-38, 45-52, 151-171.

Wolff Christian. Erste Philosophie oder Ontologie. Übersetzt und herausgegeben

von Dirk Effertz. Lateinisch - Deutsch. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2005. §§ 1-2, 27, 55-56, 71.



Baumgarten Alexander Gottlieb. Metaphysik. Dietrich Scheglmann Reprints, 2004. §§ 1-6, 252-254, 367-369, 599-609

Дополнительная:



Кассирер Эрнст. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004.

Асмус ВФ. Немецкая эстетика XVIII в. М.: УРСС, 2004. С. 57-84.

Маковельский Александр Осипович. История логики. М., 1967.

Глава XI. Логика в Германии в XVII-XVIII вв. (О Христиане Вольфе и вольфианстве)

[http://ru.wikisource.org/wiki/История_логики/Глава_XI._Логика_в_Германии_в_XVII-XVIII_вв.]

Новгородцев П.И. Немецкая философия права от Пуфендорфа до Канта // Лекции по истории философии права [http://allpravo.ru/library/doc108p0/instrum5264/item5275.html]

(О Пуфендорфе и Томазии)



Тема 2.

Иммануил Кант. Биография, основные произведения и периодизация творчества Канта, социокультурный, политический и институциональный контекст философии Канта. Работы докритического периода. Гипотеза Канта-Лапласса.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба (СС, I, 113-2601)

Гулыга Арсений. Кант. М.: Соратник, 1994.
Дополнительная:
Паульсен Фридрих. Иммануил Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Тема 3.

Критика чистого разума Иммануила Канта.

Основная проблема «Критики», различие первого и второго издания работы. Историко-философский проблемный контекст работы, основные философские источники работы. Что такое метафизика? Что такое наука? Трансцендентальная постановка вопроса у Канта и его «коперниканский переворот».Синтетические и аналитические суждения a priori. Проблема «вещи самой по себе» (критика Ф. Г. Якоби)

Чувственное созерцание: формы чувственности и его функции.

Рассудок. Категории рассудка. Трансцендентальная дедукция и проблема схематизма.

Трансцендентальная апперцепция.

Чистый разум и идеи чистого разума. Учение о видимости. Паралогизмы и антиномии чистого разума. Идеал чистого разума.

Основные спорные проблемы «Критики».


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Кант И. Критика чистого разума (СС, III)

Якоби Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // Новые идеи в философии. СПб.: Образование, 1914. С. 1-14.

Дополнительная:


Скратон Роджер. Кант: Краткое введение. М.: АСТ, 2006.

Тевзадзе Гурам. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.


Тема 4.

Критика практического разума и этика Канта.

Основоположение этики. Формализм этики Канта. Проблема автономии этического действия. Этика долга. Категорический императив и его формулировки. Новый способ обоснования метафизики. Постулаты практического разума. Постулаты и идеи. Проблема соотношения веры и знания.
Для изучения на семинарах
Основная литература:
Кант И. Критика практического разума (СС, IV, 373-565)

Кант И. Основоположения метафизики нравов (СС, IV, 155-246)
Дополнительная:
Henrich Dieter. Ethik der Autonomie // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 6-56.

Скратон Роджер. Кант: Краткое введение. М.: АСТ, 2006.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Тема 5.

Критика способности суждения и эстетика

Положение «Критики способности суждения» в системе критик Канта. Эстетическая способность суждения. Телеологическая способность суждения. Влияние эстетика Канта на романтическое искусство (на примере живописи Каспара Давида Фридриха).
Для изучения на семинарах
Основная литература:
Кант И. Критика способности суждения (СС, V).
Дополнительная:
Бёрк Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Wolf Norbert. Caspar David Friedrich (1774-1840): The Painter of Stillness.


Тема 6.

Философия религии, политическая философия и философия истории Канта.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Кант И. Религия в пределах только разума. Части 1-3 (СС, VI, 5-160).

Кант И. Идея истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 80-123.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 150-191.

Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 354-477.
Дополнительная:
Dicke Klaus. Immanuel Kant, Zum ewigen Frieden // Geschichte des politischen Denkens. Hg. von M. Brocker. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 2007. S. 373-386.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Тема 7.

Кант и немецкий абсолютный идеализм. Содержание понятия «абсолютный идеализм» и его основные представители. Политический и социальный контекст немецкой идеалистической философии. Значение Великой французской революции и наполеоновских войн для немецкой классической философии.

Для изучения на семинарах
Основная литература:
Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 7-34.

Henrich Dieter. Die Grundstruktur der modernen Philosophie // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 83-108.

Henrich Dieter. Grundlegung aus dem Ich. Untersuchungen zur Vorgeschichte des Idealismus, Tübingen - Jena (1790 1794). Bd. I-II. Frankfurt am Main: Surkamp, 2004.

Lübbe Hermann. Deutscher Idealismus als kulturpolitische Philosophie. Die Aufdringlichkeit der Geschichte. Herausforderungen der Moderne vom Historismus bis zum Nationalsozialismus. Graz, Wien, Köln: Styria, 1989. S. 163-186.

Тема 8.

Иоганн Готлиб Фихте. Биография и основные произведения. Проблема периодизации творчества Фихте. Наукоучение. Примат практического разума. Основоположения наукоучения. Принцип сознания и принцип опосредования. Проблема «Я» в философии Фихте. Спор об атеизме. Поздний Фихте: проблема других «Я». Абсолютное бытие. Философия религии и права, политическая философия Фихте.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 65-108.

Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о сущности новейшей философии // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 563-667.

Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 225-358.

Дополнительная:


Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

Гайденко П. П. Жизнь и творчество Иоганна Готлиба Фихте // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995. С. 6-70.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 35-76.

Seidel Helmut. Johann Gottlieb Fichte zur Einführung. Hamburg: Junius, 1997.

Henrich Dieter. Fichtes „Ich“ // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 57-82.

Тема 9.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Биография и произведения. Проблема периодизации творчества Шеллинга. Я и абсолютное тождество. Дискуссия с Фихте. Природа и дух. Абсолютное тождество. Поворот в творчестве Шеллинга. Религиозная философия и проблема свободы. Вопрос о происхождении зла. Проблема творения. Философия мировых эпох. Прошлое, будущее и настоящее время. Христианская философия, различие негативной и позитивной философии.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма (Предисловие, первый и шестой главный раздел // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 227-264; 472-485.

Шеллинг Ф. В. Й. Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Беседа // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 490-589.

Шеллинг Ф. В. Й. Философия и религия // Культурология. Дайджест. 2006. № 1 (36). М., 2006. С. 4-45.

Шеллинг Ф. В. Й. Система мировых эпох. Томск: Водолей, 1999. (Лекции 1-7, 20, 22, 24, 40).
Дополнительная:
Гулыга А. Шеллинг. М.: Соратник, 1994.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 179-254.

Тема 10.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Биография и произведения. Ранний Гегель. Влияние Гёльдерлина. Полемика с Шеллингом. «Основная спекулятивная фигура» философии Гегеля.

«Феноменология духа» и ее положение в системе Гегеля. «Элементарная структура» работы: сознание, самосознание, разум. 1. Сознание: чувственная достоверность, восприятие, сила и рассудок. 2. Самосознание: диалектика господина и раба, стоицизм, скептицизм и несчастное сознание. 3. Разум: наблюдающий разум, осуществление разумного самосознания, индивидуальность. 4. Дух: нравственность, отчуждение и образование, просвещение, моральность. Религия и абсолютное знание. Рецепция «Феноменологии духа» в современной философии.

Система Гегеля. Наука логики: бытие, сущность, понятие. Философия природы. Философия духа. Субъективный дух: антропология, феноменология духа, психология. Объективный дух: абстрактное право, моральность, нравственность, мировая история. Абсолютный дух: искусство, религия откровения, философия.

Судьба философского наследия Гегеля. «Крах» философии Гегеля и его последствия для последующего развития философии. Университетская критика философии Гегеля: Адольф Тренделенбург.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1992.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1994.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
Дополнительная:
Гулыга А. Гегель. М.: Соратник, 1994.

Тренделенбург А. Логические исследования. Ч. 1-2. Пер. Е. Корша. М., 1868.

Henrich Dieter. Hegel im Kontext. Frankfurt: Suhrkamp, 1971

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 77-178.

Ludwig Ralf. Hegel für Anfänger. Phänomenologie des Geistes. Eine Lese-Einführung. München, DTV, 1997.

Pöggler Otto. Hegels Idee einer Phänomenologie des Geistes. Freiburg/München: Karl Alber, 1993.

Schnädelbach Herbert. Hegel zur Einführung. Hamburg: Junius, 1999.

Тема 11.

Неогуманизм и романтизм

Немецкий неогуманизм — Вильгельм фон Гумбольдт. Учение о государстве, учение о языке.

Основные представители философии романтизма. Фридрих Шлегель, Новалис, Фридрих Шлейермахер, Фридрих Гельдерлин. Политический романтизм и его основные представители.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Гумбольдт Вильгельм фон. О пределах государственной деятельности. М.: Три квадрата, 2003.

Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995.

Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. Т. 1-2. М.: Искусство, 1983.

Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., Киев: REFL-book, ИСА, 1994.

Эстетика немецких романтиков. Сб. М.: Искусство, 1986.


Дополнительная:
Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978 (Фр. Шлегель и Новалис); 1989 (Гельдерлин, Шлейермахер).

Schmitt Carl. Politische Romantik. Berlin, Duncker und Humblot, 1991.

Тема 12.

Другие важнейшие представители немецкой философии второй половины XVIII-первой трети XIX в. Мозес Миндельсон. Георг Гаман. Иоганн Готфрид Гердер. Фридрих Генрих Якоби. Спор о пантеизме и его значение для немецкой философии. Соломон Маймон Карл Леонгард Рейнгольд: теория представлений. Иоганн Фридрих Гербарт: педагогическая концепция и философская система.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006.

Гербарт И. Ф. Психология. СПб.: Редакция журнала «Пантеон культуры», 1896.

Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения. СПб.: К. Тихомиров, 1906.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Дополнительная:


Плотников Н. Рецензия на издание сочинений Ф.Г.Якоби [http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_03/1999_3_15.htm]

Jacobi F. H. Schriften. Berlin: Verlag Die Schmiede, 1926.

Mendelson Moses. Schriften über Religion und Aufklärung. Berlin: Union Verlag, 1989.

Тема 13.

Университет Гумбольдта. Философские предпосылки создания исследовательской модели университета. Принципы и институциональные особенности немецкой модели университета.


Для изучения на семинарах
Основная литература:
Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. 2003. № 6. С. 233-248 [http://www.strana-oz.ru].

Гумбольдт Вильгельм фон. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (22). С. 5-10.

Кант И. Спор факультетов (СС, VII, 57-136)

Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995).

Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6 (35). С. 65-78. [http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/04.pdf]
Дополнительная:
Die Idee der deutschen Universität. Die fünf Grundschriften aus der Zeit ihrer Neubegründung durch klassischen Idealismus und romantischen Realismus. Hrsg. von E. Anrich. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1964.

Vallentin R. Wilhelm von Humboldts Bildungs- und Erziehungskonzept. München: Profession, 1999.



8Образовательные технологии


- Интерактивная форма проведения лекций

- Разбор кейсов

- Диспуты

- Использование герменевтических методов толкования текстов

- Разбор произведений художественной литературы, относящихся к изучаемым темам

- Использование живописных альбомов при прохождении тем по «эстетике»

- Работа с немецкоязычными источниками на семинарах

8.1Методические рекомендации преподавателю


- Использовать немецкоязычную литературу при проведении курса

8.2Методические указания студентам


При подготовке к семинару старайтесь придерживаться следующих правил:

- Читайте текст медленно;

- Пользуйтесь классическим герменевтическим правилом: понимание целого из частей, и частей из целого;

- Перечитывайте текст несколько раз в случае трудностей с его пониманием;

- Пробуйте прояснять для себя «темные» фрагменты текста, исходя из ясных и понятных;

- Обращайтесь к различным словарям: толковым, иностранных слов и проч.;

- Пытайтесь разобраться в «архитектурном строении» текста, пытайтесь отличить тезисы от аргументов, посылки от выводов и т.д.;

- Обращайтесь к добротной комментаторской и интерпретативной литературе;



- Выписывайте или подчеркивайте непонятные места в тексте, пытайтесь сформулировать свое непонимание в виде вопросов к семинару.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Тематика заданий текущего контроля


Примеры вопросов для контрольной работы:

  1. Назовите основной аргумент в пользу существования Бога из работы И.Канта «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» и основной контраргумент И.Канта против онтологического доказательства бытия Бога Ансельма Кентерберийского из работы «Критика чистого разума».

  2. Дайте определение аналитических и синтетических суждений по И.Канту. Приведите собственные примеры таких суждений.

  3. Приведите аргументы И.Канта против самоубийства. Могут ли, на Ваш взгляд, эти аргументы быть распространены на такую практику как эвтаназия?

Ит.д.
Все рефераты пишутся по работе И.Канта «Критика чистого разума». Фрагмент порядка 10-15стр. выбирается по усмотрению студентов.

Примеры тем рефератов:

  1. Метафизика как наука.

  2. Что такое трансцендентальное исследование?

  3. Метафизическое и трансцендентальное рассмотрение пространства и времени.

  4. Что такое мышление?

  5. Таблица суждений и таблица категорий.

  6. Способность воображения.

И.т.д.
Темы эссе и докладов выбираются студентами самостоятельно, т.е. не из заранее предложенного списка.

9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины


Вопросы к зачету и экзамену:

  1. Просвещение: общая характеристика

  2. Категории рассудка и трансцендентальная дедукция в «Критике чистого разума»

  3. Специфика немецкого Просвещения

  4. Трансцендентальный схематизм в «Критике чистого разума»

  5. Основные идеи работы Канта «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение»

  6. Трансцендентальная апперцепция и различные понятия «я» у Канта

  7. Проблема взаимоотношения рационализма и эмпиризма и ее решение в философии Канта

  8. Чистый разум и его функции у Канта. Идеи чистого разума в «Критике чистого разума»

  9. Эстетика Винкельмана и Лессинга

  10. Паралогизмы и антиномии чистого разума: их происхождение и разрешение в «Критике чистого разума»

  11. Кант: биография и основные труды

  12. Идеал чистого разума и критика доказательств бытия Бога в «Критике чистого разума».

  13. Докритические работы Канта. «Всеобщая естественная истории и теория неба»: основные идеи работы.

  14. Практическая философия Канта: основные работы и общая характеристика

  15. Основная проблематика «Критики чистого разума»

  16. Автономия и гетерономия воли в этике Канта

  17. Метафизика и онтология в «Критике чистого разума»

  18. Формализм этики Канта

  19. Наука в «Критике чистого разума»: что Кант считает научным знанием?

  20. Категорический императив: основные формулировки и смысл

  21. Аналитические и синтетические суждения. Синтетические суждения a priori в «Критике чистого разума»

  22. Категорический и гипотетические императивы

  23. Трансцендентальная постановка вопроса у Канта. Понятие трансцендентального в философской традиции до Канта.

  24. Понятие долга у Канта

  25. «Коперниканский поворот» Канта: общая характеристика

  26. Проблема свободы в философии Канта

  27. Чувственное созерцание в «Критике чистого разума»

  28. Постулаты практического разума

  29. Политическая философия И. Канта: «К вечному миру»

  30. «Феноменология духа» и ее положение в системе Гегеля

  31. Философия истории И. Канта: «Идея истории во всемирно-гражданском плане»; «Предполагаемое начало человеческой истории».

  32. Элементарная структура «Феноменологии духа» Гегеля: сознание, самосознание, разум.

  33. Содержание понятия «абсолютный идеализм» и его основные представители.

  34. Сознание в «Феноменологии духа» Гегеля: чувственная достоверность, восприятие, сила и рассудок.

  35. Политический и социальный контекст немецкой идеалистической философии.

  36. Самосознание в «Феноменологии духа» Гегеля: диалектика господина и раба, стоицизм, скептицизм и несчастное сознание.

  37. Основные дискуссии, повлиявшие на развитие немецкой идеалистической философии

  38. Разум в «Феноменологии духа» Гегеля: наблюдающий разум, осуществление разумного самосознания, индивидуальность.

  39. Иоганн Готлиб Фихте. Биография, основные произведения и периодизация творчества.

  40. Дух в «Феноменологии духа» Гегеля: нравственность, отчуждение и образование, просвещение, моральность. Религия и абсолютное знание.

  41. Основоположения «Наукоучения» Фихте

  42. Система Гегеля: общая структура

  43. Проблема «Я» в философии Фихте.

  44. Наука логики Гегеля: общая структура и учение о бытии.

  45. Принцип сознания и принцип опосредования в философии Фихте

  46. «Философия права» Гегеля: абстрактное право, моральность, нравственность, мировая история.

  47. Поздние произведения Фихте: основные особенности.

  48. «Крах философии Гегеля» и его значение для последующего развития философии

  49. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг: биография, произведения и периодизация творчества.

  50. Вильгельм фон Гумбольдт: учение о государстве и учение о языке

  51. Философия тождества и натурфилософия Шеллинга

  52. Университет Гумбольдта: основные принципы и положение философии

  53. Религиозная философия и проблема свободы у Шеллинга. Вопрос о происхождении зла.

  54. Немецкая философия романтизма: представители и главные особенности

  55. Философия мировых эпох Шеллинга. Позитивная и негативная философия.

  56. Философия романтизма Фридриха Шлегеля

  57. Георг Вильгельм Фридрих Гегель: биография и произведения.

  58. Философия истории Иоганна Готфрида Гердера

  59. Ранний Гегель: основные проблемы, влияние Гёльдерлина

  60. Фридрих Генрих Якоби и его значение для развития немецкой классической философии

  61. «Основная спекулятивная фигура» философии Гегеля

  62. Иоганн Фридрих Гербарт: педагогическая концепция и философская система.


9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроля


В каждый билет входит один вопрос из приведенного выше списка.

10Порядок формирования оценок по дисциплине


Оаудиторная - включает в себя устную работу на семинарах, доклады на семинарах, результаты письменных контрольных работ

Ореф -включает в себя оценку за реферат

Оэссе - включает в себя оценку за эссе

Отест - включает оценку за письменное тестирование
1-2 модуль

Отекущий = 0,4·Оаудиторная + 0,2·Ореф + 0,4·Отест;

Оитоговый = 0,5·Озачет + 0,5·Отекущий
3-4 модуль

Отекущий = 0,4·Оаудиторная +0,2·Оэссе + 0,4·Отест з ;

Оитоговый = 0,5·Оэкзамен + 0,5·Отекущий

О результирующий= Оитоговый

Способ округления всех оценок – в пользу студента.

11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

11.1Базовый учебник


Coreth Emetich, Schöndorf Harald. Philosophie des 17. und 18. Jahrhunert. Grundkurs Philosophie 8. Stuttgart, Berlin, Köln: W. Kohlhammer, 2000.

Coreth Emetich, Ehlen Peter, Schmidt Josef. Philosophie des 19. Jahrhunert. Grundkurs Philosophie 9. Stuttgart, Berlin, Köln: W. Kohlhammer, 1997.
Кузнецов В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.

[http://www.philosophy.ru/edu/ref/kuzn_nkf.html]




11.2Основная литература


Тема 1.

Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С.125-147.

Клингенштайн Грете. Германский мир // Мир Просвещения. Исторический словарь. Под ред. Винченцо Ферроне и Даниеля Роша. М.: Памятники исторической мысли, 2003. С. 450-470.

Дильтей Вильгельм. Просвещение как пример // Дильтей В. Построение исторического мира в науках о духе. М.: Три квадрата, 2004. С. 392-402.

Винкельман Иоганн-Иоахим. Мысли по поводу подражания греческим произведениям в живописи и скульптуре // Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М.: Ладомир, 1996 (Репринт издания 1935 г.). С. 85-136.

Лессинг Готхольд Эфраим. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. М. 1957

К обязательному изучению подборка цитат на сайте http://www.auditorium.ru/books/1378/index6.htm

(По изданию Антология фрагментов классических текстов западноевропейской философии [Электронный ресурс] / Авт. колл.: Ф.Н. Блюхер, С.Л. Гурко, А.М. Руткевич и др. - Электр. дан. - М., 2002.)

Wolff Christian. Einleitende Abhandlung über Philosophie im allgemeinen (Discursus Praeliminaris de Philosophia in Genere). Stuttgart-Bad Cannstatt: frommann-holzboog, 2006. §§ 1-38, 45-52, 151-171.

Wolff Christian. Erste Philosophie oder Ontologie. Übersetzt und herausgegeben

von Dirk Effertz. Lateinisch - Deutsch. Hamburg: Felix Meiner Verlag, 2005. §§ 1-2, 27, 55-56, 71.



Baumgarten Alexander Gottlieb. Metaphysik. Dietrich Scheglmann Reprints, 2004. §§ 1-6, 252-254, 367-369, 599-609
Тема 2.

Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба (СС, I, 113-2602)

Гулыга Арсений. Кант. М.: Соратник, 1994.

Тема 3.

Кант И. Критика чистого разума (СС, III)

Якоби Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // Новые идеи в философии. СПб.: Образование, 1914. С. 1-14.
Тема 4.

Кант И. Критика практического разума (СС, IV, 373-565)

Кант И. Основоположения метафизики нравов (СС, IV, 155-246)
Тема 5.

Кант И. Критика способности суждения (СС, V).

Тема 6.

Кант И. Религия в пределах только разума. Части 1-3 (СС, VI, 5-160).

Кант И. Идея истории во всемирно-гражданском плане // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 80-123.

Кант И. Предполагаемое начало человеческой истории // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 150-191.

Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч. в 4-х томах на немецком и русском языках. Т.1. М.: Ками, 1993. С. 354-477.
Тема 7.

Мотрошилова Н. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990.
Тема 8.

Фихте И. Г. Основа общего наукоучения // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 65-108.

Фихте И. Г. Ясное как солнце сообщение широкой публике о сущности новейшей философии // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 1. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 563-667.

Фихте И. Г. Замкнутое торговое государство // Фихте И. Г. Соч. в 2-х т. Т. 2. СПб.: Мифрил, 1993. Ч. 1. С. 225-358.
Тема 9.

Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма (Предисловие, первый и шестой главный раздел // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 227-264; 472-485.

Шеллинг Ф. В. Й. Бруно, или о божественном и природном начале вещей. Беседа // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в 2-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1987. С. 490-589.

Шеллинг Ф. В. Й. Философия и религия // Культурология. Дайджест. 2006. № 1 (36). М., 2006. С. 4-45.

Шеллинг Ф. В. Й. Система мировых эпох. Томск: Водолей, 1999. (Лекции 1-7, 20, 22, 24, 40).


Тема 10.

Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. СПб: Наука, 1992.

Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.

Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1994.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993.

Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

Тема 11.

Гумбольдт Вильгельм фон. О пределах государственной деятельности. М.: Три квадрата, 2003.

Гумбольдт Вильгельм фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984

Новалис. Гейнрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. СПб.: Евразия, 1995.

Шлегель Ф. Эстетика, философия, критика. Т. 1-2. М.: Искусство, 1983.

Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М., Киев: REFL-book, ИСА, 1994.

Эстетика немецких романтиков. Сб. М.: Искусство, 1986.



Тема 12.

Гаман И. Г., Якоби Ф. Г. Философия чувства и веры. СПб., 2006.

Гербарт И. Ф. Психология. СПб.: Редакция журнала «Пантеон культуры», 1896.

Гербарт И. Ф. Главнейшие педагогические сочинения. СПб.: К. Тихомиров, 1906.

Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.

Тема 13.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 707-735.

Гельмгольц Г. Об академической свободе в немецких университетах // Отечественные записки. 2003. № 6. С. 233-248 [http://www.strana-oz.ru].

Гумбольдт Вильгельм фон. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (22). С. 5-10.

Кант И. Спор факультетов (СС, VII, 57-136)

Фихте И. Г. Несколько лекций о назначении ученого // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995).

Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5/6 (35). С. 65-78. [http://www.ruthenia.ru/logos/number/35/04.pdf]


11.3Дополнительная литература


Тема 1.

Кассирер Эрнст. Философия Просвещения. М.: РОССПЭН, 2004.

Асмус ВФ. Немецкая эстетика XVIII в. М.: УРСС, 2004. С. 57-84.

Маковельский Александр Осипович. История логики. М., 1967.

Глава XI. Логика в Германии в XVII-XVIII вв. (О Христиане Вольфе и вольфианстве)

[http://ru.wikisource.org/wiki/История_логики/Глава_XI._Логика_в_Германии_в_XVII-XVIII_вв.]

Новгородцев П.И. Немецкая философия права от Пуфендорфа до Канта // Лекции по истории философии права [http://allpravo.ru/library/doc108p0/instrum5264/item5275.html]

(О Пуфендорфе и Томазии)



Тема 2.

Паульсен Фридрих. Иммануил Кант, его жизнь и учение. СПб., 1905.

Тема 3.

Скратон Роджер. Кант: Краткое введение. М.: АСТ, 2006.

Тевзадзе Гурам. Иммануил Кант: Проблемы теоретической философии. Тбилиси: Хеловнеба, 1979.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.


Тема 4.

Henrich Dieter. Ethik der Autonomie // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 6-56.

Скратон Роджер. Кант: Краткое введение. М.: АСТ, 2006.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Тема 5.

Бёрк Эдмунд. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Wolf Norbert. Caspar David Friedrich (1774-1840): The Painter of Stillness.


Тема 6.

Dicke Klaus. Immanuel Kant, Zum ewigen Frieden // Geschichte des politischen Denkens. Hg. von M. Brocker. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 2007. S. 373-386.

Höffe Otfried. Immanuel Kant. München: C. H. Beck, 2004.

Тема 7.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 7-34.

Henrich Dieter. Die Grundstruktur der modernen Philosophie // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 83-108.

Henrich Dieter. Grundlegung aus dem Ich. Untersuchungen zur Vorgeschichte des Idealismus, Tübingen - Jena (1790 1794). Bd. I-II. Frankfurt am Main: Surkamp, 2004.

Lübbe Hermann. Deutscher Idealismus als kulturpolitische Philosophie. Die Aufdringlichkeit der Geschichte. Herausforderungen der Moderne vom Historismus bis zum Nationalsozialismus. Graz, Wien, Köln: Styria, 1989. S. 163-186.

Тема 8.

Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М.: Мысль, 1979.

Гайденко П. П. Жизнь и творчество Иоганна Готлиба Фихте // Фихте И. Г. Сочинения. Работы 1792-1801 гг. М.: Ладомир, 1995. С. 6-70.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 35-76.

Seidel Helmut. Johann Gottlieb Fichte zur Einführung. Hamburg: Junius, 1997.

Henrich Dieter. Fichtes „Ich“ // Henrich Dieter. Selbstverhältnisse: Gedanken und Auslegungen zu den Grundlagen der klassischen deutschen Philosophie. Stuttgart: Reclam, 2001. S. 57-82.

Тема 9.

Гулыга А. Шеллинг. М.: Соратник, 1994.

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 179-254.

Тема 10.

Гулыга А. Гегель. М.: Соратник, 1994.

Тренделенбург А. Логические исследования. Ч. 1-2. Пер. Е. Корша. М., 1868.

Henrich Dieter. Hegel im Kontext. Frankfurt: Suhrkamp, 1971

Gamm Gerhard. Der Deutsche Idealismus: Eine Einführung in die Philosophie von Fichte, Hegel und Schelling. Stuttgart: Reclam, 1997. S. 77-178.

Ludwig Ralf. Hegel für Anfänger. Phänomenologie des Geistes. Eine Lese-Einführung. München, DTV, 1997.

Pöggler Otto. Hegels Idee einer Phänomenologie des Geistes. Freiburg/München: Karl Alber, 1993.

Schnädelbach Herbert. Hegel zur Einführung. Hamburg: Junius, 1999.

Тема 11.

Габитова Р. М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1978 (Фр. Шлегель и Новалис); 1989 (Гельдерлин, Шлейермахер).

Schmitt Carl. Politische Romantik. Berlin, Duncker und Humblot, 1991.

Тема 12.

Плотников Н. Рецензия на издание сочинений Ф.Г.Якоби [http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_03/1999_3_15.htm]

Jacobi F. H. Schriften. Berlin: Verlag Die Schmiede, 1926.

Mendelson Moses. Schriften über Religion und Aufklärung. Berlin: Union Verlag, 1989.

Тема 13.

Die Idee der deutschen Universität. Die fünf Grundschriften aus der Zeit ihrer Neubegründung durch klassischen Idealismus und romantischen Realismus. Hrsg. von E. Anrich. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1964.



Vallentin R. Wilhelm von Humboldts Bildungs- und Erziehungskonzept. München: Profession, 1999.

11.4Справочники, словари, энциклопедии


Любое современное англо- или немецкоязычное издание словаря философских терминов.

11.5Программные средства


Стандартное программное обеспечение.

11.6Дистанционная поддержка дисциплины


Студенты всегда могут получить консультацию по электронной почте преподавателя – mkrechet@mail.ru

12Материально-техническое обеспечение дисциплины


Используется проектор и бумажные распечатки редких или недоступных в сети интернет текстов.

1 Здесь и далее СС – аббревиатура издания: Кант И. Собр. соч. в 8-ми т. Под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Римской цифрой указывается том, арабскими — страницы произведения.


2 Здесь и далее СС – аббревиатура издания: Кант И. Собр. соч. в 8-ми т. Под общ. ред. А. В. Гулыги. М.: Чоро, 1994. Римской цифрой указывается том, арабскими — страницы произведения.


скачать файл



Смотрите также:
1Область применения и нормативные ссылки
229.42kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
351.94kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
373.32kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62 «Экономика»
370.68kb.
Программа дисциплины Социальные структуры и демографические изменения для направления 040100. 68 Социология подготовки магистра
374.61kb.
Программа дисциплины нис «Геометрия и динамика»
108.67kb.
Программа дисциплины "Теория и история культуры" для направления 030600. 68 «История» подготовки магистра
333.57kb.
Программа дисциплины «Социология семьи и гендерных отношений» для направления 040100. 68 «Социология»
407.26kb.
Программа дисциплины Современный русский язык для направления 035800. 62 «Фундаментальная и прикладная лингвистика» подготовки бакалавра
469.56kb.
Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» подготовки бакалавра
1108.82kb.
Рабочая программа дисциплины Институциональная экономика
664.8kb.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
538.17kb.