Главная страница 1
скачать файл



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО МЕДИЦИНСКОМУ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ВУЗОВ РОСИИ

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины ИСТОРИЯ ФАРМАЦИИ

Рекомендуется по специальности 060301«Фармация»

учебно-методической комиссией УМО

Квалификация выпускника - «специалист»

Специальное звание Провизор




1.Цели и задачи дисциплины:

Цель освоения учебной дисциплины «История фармации» состоит в формировании у студентов умения проследить основные этапы становления и развития фармации как науки и как сферы деятельности, овладеть опытом предыдущих поколений, понять основные закономерности и модели формирования системы производства и распространения лекарственных средств, что оказывает огромное влияние на формирование у будущих фармацевтов научного мировоззрения, расширяет их теоретические знания и содействует пониманию структурного и системного устройства современного знания. В рамках дисциплины в студентах воспитываются чувство гуманизма, интернационализма, патриотизма.
Задачами дисциплины являются:

  1. приобретение студентами знаний в области развития фармации как науки и как сферы деятельности;

  2. обучение студентов основным методам исторического познания и использованию их при работе с учебной, научной и справочно-энциклопедической литературой;

  3. ознакомление студентов с работой с первоисточниками; использовнием историко-медицинских для оценки состояния медицины и фармации, для прогнозирования ее узловых проблем; при работе с источниками выявлять причины и закономерности развития изучаемых медицико-фармацевтических проблем и направлений; составлять исторические обзоры и справки по различным вопросам фармации; использовать историко-медицинский материал для обоснования избранной позиции по различным вопросам медицины и фармации; грамотно вести дискуссию по важнейшим вопросам истории медицины и фармации; использовать в своей деятельности и общении с пациентами знания по истории медицины и фармации, приобретенные в процессе обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История фармации» является составной частью базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (С1-6). Наряду с такими дисциплинами как «Социология», «Правоведение», «История Отечества» она формирует общекультурные компетенции и служит основой для получения профессиональных знаний, умений и навыков при изучении дисциплин «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая технология», «Медицинское и фармацевтическое товароведение»



3.Требования к результатам освоения дисциплины:

Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:



Общекультурные компетенции (ОК):

  • способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

  • способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

  • способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

  • способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

  • способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).


Профессиональные компетенции (ПК):

  • способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1).

В результате изучения дисциплины студент должен:



Знать: историю возникновения фармацевтических и медицинских знаний;

возникновение и становление отечественной фармацевтической промышленности.

Уметь: использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности, в индивидуальной и общественной жизни.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет __2__ зачетных единиц.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1




1










Аудиторные занятия (всего), в том числе:

48

48




Лекции (Л)

16

16




Практические занятия (ПЗ)

-

-




Семинары (С)

32

32




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС) (всего),в том числе:

24

24




Реферат (Реф)

-

-




Расчетно-графические работы

-

-




Работа с учебной литературой

6

6




Подготовка к занятиям (ПЗ)

6

6




Подготовка к текущему контролю (ПТК)

6

6




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

6

6




Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

-

З

З

-













Общая трудоемкость

В часах

72

72




В зачетных ед.

2

2





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины



Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)



Введение в специальность. Медицинские и фармацевтические знания неолитического человека

Фармация как комплекс научных дисциплин и сфера деятельности. Возникновение медицинских и фармацевтических знаний в древности.



Медицина и фармация цивилизаций Древнего и античного мира.

Цивилизации Древнего мира. Медицина и фармация цивилизаций Междуречья. Медицина и фармация цивилизации Египта. Медицина и фармация цивилизации античной Греции. Возникновение и особенности античной науки. Медицина и фармация эллинистического мира. Медицина и фармация Древнего Рима.



Медицина и фармация цивилизаций Азии и Америки.

Медицинские и фармацевтические знания Индии и Тибета. Медицинские и фармацевтические знания Китая. Медицинские и фармацевтические знания цивилизаций доколумбовой Америки, Африки.



Медицинские и фармацевтические знания и аптечное дело в Средние века

Культура и наука средневековой Европы. Система средневекового университетского образования. Медицинские и фармацевтические знания средневековой Европы. Византийские медицина и фармация. Кодификация лекарств, рецептура. Лечебники, травники, антидотарии. Проблемы регламентации аптечного дела. Аптекари, их цеховое и сословное положение. Система образования аптекарей в Средние века. Мусульманские медицина и фармация.



Медицинские и фармацевтические знания и аптечное дело в эпоху Возрождения

Культура и наука эпохи Возрождения. Алхимия и иатрохимия. Ремесленная фармация в Средние века и эпоху Возрождения. Аптеки Европы в XII-XVIII веках. Оборудование аптек. Появление и распространение фармакопей.



Медицинские и фармацевтические знания и развитие фармацевтических производств Нового времени.

Медицина и фармация Нового времени. Формирование научной медицины и фармации. Развитие системы специального и высшего фармацевтического образования в Европе. Медицина, химия и фармация XVIII - начала XIX века. Место фармацевтической промышленности в системе мирового хозяйства. Технологические эпохи и типология фармацевтических фирм. Медицина, химия и фармация XIX века. Органический синтез и новые фармацевтические технологии. Формирование системы химико-фармацевтических производств. Развитие фармацевтического маркетинга и его влияние на формирование новых фармацевтических фирм. Изобретение новых лекарственных форм и его влияние на развитие производства. Производство вакцин и сывороток.



Медицинские и фармацевтические знания и развитие фармацевтических производств в ХХ веке

Основные открытия в медицине и фармации в ХХ веке. Нобелевские премии. Формирование мировой системы фармацевтических производств. Национальные особенности в развитии фармацевтической промышленности.



Медицина и фармация России с древнейших времен до конца XVII века

Врачебное и лекарственное дело в Древней Руси. Аптеки, аптекари и аптечное дело в Московском государстве.



Медицина и фармация России в XVIII-XIX веках

Реформы в России и развитие аптечного дела в XVII-XIX веках. Медицинско-фармацевтические знания в России XVIII-XIX вв. Развитие фармацевтического образования в XVII-XIX веках. Земская медицина и фармация.



Фармацевтические производства и аптечное дело в России в ХХ веке.

Аптечное дело в России в ХХ веке. Фармацевтические производства в России до начала Первой мировой войны. Развитие отечественной фармацевтической промышленности в I мировую войну. Развитие отечественной фармацевтической промышленности и аптечного дела в годы первых пятилеток Развитие отечественной фармацевтической промышленности и аптечного дела с конца 30-х годов до конца ХХ века.

5.2. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№

Наименование последующих дисциплин

Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Управление и экономика фармации
































    1. Разделы дисциплин и виды занятий

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа,



семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Л

ЛР

СЗ

СРС

всего



1

Введение в специальность. Медицинские и фармацевтические знания неолитического человека

1




2

2

4



1

Медицина и фармация цивилизаций Древнего и античного мира.

2




2

3

8



1

Медицина и фармация цивилизаций Азии и Америки.







2

2

8



1

Медицинские и фармацевтические знания и аптечное дело в Средние века

2




4

3

10



1

Медицинские и фармацевтические знания и аптечное дело в эпоху Возрождения

2




3

3

9



1

Медицинские и фармацевтические знания и развитие фармацевтических производств Нового времени.

2




6

3

15



1

Медицинские и фармацевтические знания и развитие фармацевтических производств в ХХ веке

2




3

4

10



1

Медицина и фармация России с древнейших времен до конца XVII века

1




2

1

8



1

Медицина и фармация России в XVIII-XIX веках

2




3

1

8



1

Фармацевтические производства и аптечное дело в России в ХХ веке.

2




5

2

7







ИТОГО:

16




32

24

72



  1. Лабораторный практикум

В соответствии с ФГОС не предусмотрен


  1. Практические занятия (семинары)

п/№

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (час)



Возникновение медицинских и фармацевтических знаний в древности.

2



Медицина и фармация цивилизаций Междуречья. Медицина и фармация цивилизации Египта. Медицина и фармация цивилизации античной Греции. Возникновение и особенности античной науки. Медицина и фармация эллинистического мира. Медицина и фармация Древнего Рима.

2



Медицинские и фармацевтические знания Индии и Тибета. Медицинские и фармацевтические знания Китая. Медицинские и фармацевтические знания цивилизаций доколумбовой Америки, Африки.

2



Система средневекового университетского образования. Медицинские и фармацевтические знания средневековой Европы. Византийские медицина и фармация. Кодификация лекарств, рецептура. Лечебники, травники, антидотарии. Проблемы регламентации аптечного дела. Аптекари, их цеховое и сословное положение. Система образования аптекарей в Средние века. Мусульманские медицина и фармация.

4



Алхимия и иатрохимия. Ремесленная фармация в Средние века и эпоху Возрождения. Аптеки Европы в XII-XVIII веках. Оборудование аптек. Появление и распространение фармакопей.

3



Формирование научной медицины и фармации. Развитие системы специального и высшего фармацевтического образования в Европе. Технологические эпохи и типология фармацевтических фирм. Органический синтез и новые фармацевтические технологии. Формирование системы химико-фармацевтических производств. Развитие фармацевтического маркетинга и его влияние на формирование новых фармацевтических фирм. Изобретение новых лекарственных форм и его влияние на развитие производства. Производство вакцин и сывороток.

6



Формирование мировой системы фармацевтических производств. Национальные особенности в развитии фармацевтической промышленности.

3



Аптеки, аптекари и аптечное дело в Московском государстве.

2



Реформы в России и развитие аптечного дела в XVII-XIX веках. Развитие фармацевтического образования в XVII-XIX веках. Земская медицина и фармация.

3



Аптечное дело в России в ХХ веке. Фармацевтические производства в России до начала Первой мировой войны. Развитие отечественной фармацевтической промышленности в I мировую войну. Развитие отечественной фармацевтической промышленности и аптечного дела в годы первых пятилеток Развитие отечественной фармацевтической промышленности и аптечного дела с конца 30-х годов до конца ХХ века.

5




Итого

32

8. Примерная тематика курсовых проектов (работ) В соответствии с ФГОС не предусмотрены

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) Основная литература:

  1. «История фармации» – электронное пособие. – М.: ИД «Русский врач», 2004.


б) Дополнительная литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник. – 3-изд. – М.: Academia, 2004.

  2. Сточик А.М. Избранные лекции по курсу истории медицины и культурологии. Вып. 1-2. – М.: ЭРУС, 1992. – 29с.

  3. История медицины, история Отечества и культурологии. Учеб. пособие / под ред. А.М. Сточика. – М.: Русский врач, 2009. – 232с.

  4. Мирский М.Б. Медицина России X – XX веков: Очерки истории. – М.: РОССПЭН, 2005. – 632 с.

  5. Сточик А.М., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в XVIII веке. – М.: Шико, 2001. – 368с.

  6. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Медицинский факультет Московского университета в реформах просвещения первой трети XIX века. – М.: Шико, 2000. – 464с.

  7. Сточик А.М., Пальцев М.А., Затравкин С.Н. Патологическая анатомия и ее становление в Московском университете. – М.: Шико, 2009. – 280с.

  8. Егоров В.А., Абдулманова Е.Л. История фармации. – Самара: ГП «Перспектива»; СамГМУ, 2002.

  9. Сало В.М. История фармации в России. – М.: Литтерра, 2007.

10.Материально-техническое обеспечение дисциплины:

  • аудитории

  • компьютеры, принтеры, сканнеры, мультимедийные установки,

    11.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Обучение складывается из аудиторных занятий (48 час.), включающих лекционный курс и практические занятия, и самостоятельной работы (35 час.). Основное учебное время выделяется на практическую работу по закреплению знаний и получении практических навыков.

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать теоретические знания и освоить практические умения анализа конкретных исторических показателей.

Практические занятия проводятся в виде семинарских занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к семинарскому занятию и текущему и промежуточному тестированию и включает работу с учебной литературой, выполнение индивидуальных домашних заданий.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы по дисциплине «История фармации» и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов и методические указания для преподавателей.

Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Самостоятельная работа способствует формированию активной жизненной позиции поведения, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется тестированием, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, ответами на тестовые задания.



В конце изучения учебной дисциплины проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений.

Текущий контроль осуществляется на каждом семинарском занятии в форме экспресс-опроса студентов и предварительно подготовленных докладов студентов.

Итоговый контроль включает проведение итогового (зачетного) контрольного опроса.

Итоговый (зачетный) контрольный опрос проводится в конце семестра обучения в пределах пройденного учебного материала. Преподаватель на основе анализа проведенных занятий разрабатывает для каждого студента индивидуальное тест-задание. При этом индивидуальные задания формируются из числа тест-задач, включенных в подготовленный сотрудниками кафедры и доступный для студентов перечень тест-задач по всем темам, составляющим учебную программу курса. После успешной сдачи теста проводится собеседование по экзаменационным вопросам из имеющегося списка.
Разработчики:

Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия





















Эксперты:


Место работы

Занимаемая должность

Инициалы, фамилия






























скачать файл



Смотрите также:
Приобретение студентами знаний в области развития фармации как науки и как сферы деятельности
194.5kb.
Рабочая программа По дисциплине «Биология» Для специальности «060201
401.13kb.
Установить историю возникновения разных лингвистических научных традиций и направлений в поступательном движении истории науки о языке
139.68kb.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т к
120.29kb.
Компьютерные технологии как средство активизации ученического творчества
49.9kb.
Реферат По геометрии На тему: история развития геометрии как науки
171.4kb.
Расширение образовательных услуг на основе гис-сервера владимирского государственного университета
41.42kb.
Дискуссионные методы на уроках информатики как необходимое условие развития коммуникативных способностей учащихся
81.89kb.
Инновационные процессы в развитии сферы услуг украины
117.25kb.
Экспертиза социума как аспект развития внесудебной экспертной деятельности: актуальность, предмет исследования, особенности
258.09kb.
Рабочей программы дисциплины “Теория управления распределенными системами”
23.06kb.
«Развитие инновационной деятельности в вузах Кузбасса: состояние и перспективы»
37.85kb.