Главная страница 1страница 2
скачать файл

Департамент общего образования Томской области

Областное государственное казенное обще образовательное учреждение

Кадетская школа-интернат «Северский кадетский корпус»





УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

«____»_____________2012г.
Директор ОГКОУ КШИ

«Северский кадетский корпус»


______________ А. О. Окунев


Модифицированная программа дополнительного образования

«Азбука вокального пения»

вокальной студии «Кадет»

2012-2015 г.г.
возраст обучающихся: 13 – 18 лет

(7-11 классы)


Автор-составитель:

Музыкальный руководитель

ОГКОУ КШИ «Северский кадетский корпус»

Куликовская

Алла Викторовна




ЗАТО Северск

СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка………………………………………...

3



Цель и задачи программы дополнительного образования «Азбука вокального пения……………………………………….


5



Актуальность. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии программы дополнительного образования «Азбука вокального пения»……………………………………………………



6-8



Содержание программы дополнительного образования «Азбука вокального пения»…………………………………........


9



Приемы и методы. Организация учебно-воспитательного процесса, технологическое оснащение, результаты по теме и разделу.

10



Структура модифицированной программы дополнительного образования «Азбука вокального пения».


11

3.

Учебный план

11-17

4.

Литература для педагога

18

5.



Литература для воспитанников

19










III.

Приложение к программе дополнительного образования «Азбука вокального пения»…………………………………...

20-33


I ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современный россиянин – это уникальная по своей сущности личность, которая занимает свое, особое личностно-значимое место в обществе и принимает активное участие в решении задач преобразования.

Система российского образования ориентирована на стратегические государственные задачи, строится на принципиально новой образовательной парадигме: современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Как важно сегодня воспитывать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, любовь. Ей мы доверяем лучшие свои чувства, с нею вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Обидно, но сегодня приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинно прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывают об отечественных традициях вокала и возможностях голосового аппарата петь, о том, что можно красиво петь, а не кричать или шептать. Песнями, превращающимися в хаос звуков, режущих слух молодежь просто, разрушает нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.

Очень хочется «окунуть» воспитанников в прекрасный мир музыки, тот, в котором музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность; предложить учащимся на занятиях вокального кружка общение на языке волшебных музыкальных звуков и чувств, когда … поет душа и не петь она не может!.

Образовательная модифицированная программа «Азбука вокального пения» детской вокальной студии «Кадет», направленная на духовное развитие обучающихся, для того, чтобы воспитанник, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться, голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние. Составлена в соответствии с Межведомственной Федеральной программой «Детский хор», в рамках Федеральной программы «Дети. Культура. Образование», Закон об образовании.




1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЗБУКА ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ»

Цель программы

– через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у обучающихся устойчивый интерес к пению, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.


Задачи программы

Образовательные:

  • Расширить знания обучающихся о музыкальной грамоте и искусстве вокала, различных жанрах и стилевом многообразии вокального искусства, выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

Воспитательные:

  • Воспитать у обучающихся уважение и признание певческих традиций, духовного наследия, устойчивый интерес к вокальному искусству;

Развивающие:

  • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать, творческого воображения, Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ. ВЕДУЩИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ, ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЗБУКА ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ»
Актуальность программы в том, что она разработана для обучающихся кадет специализированной школы-интерната, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа- это механизм, который определяет содержание обучения вокалу воспитанников, методы работы учителя по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.

Содержание образовательной модифицированной программы предполагается реализовать в объеме 306 часов (за 3 года обучения).

Возраст воспитанников от13 до18 лет, это учащиеся 7-х – 11-х классов.

Наиболее подходящей формой для реализации данной программы является вокальный кружок. Вокальный кружок позволяет учесть физиологические и вокальные особенности подросткового голоса: регистры и диапазон, соответствующий возрастным особенностям (чтобы подобрать материал для индивидуальной работы), особенности звуковедения.
Теоретические идеи, принципы и технологии.

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять? Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

На эти вопросы искали ответы многие педагоги-вокалисты и мастера вокального искусства прошлого и современности. Этот вопрос попыталась решить и я при разработке данной программы.

В основу программы для организации творческого процесса положены, в первую очередь, практические рекомендации и концептуальные положения, разработанные основоположником русской вокальной школы М.И.Глинки, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития певческих навыков, предостерегал от увлечения темпом обучения и учил осторожному подходу к молодому голосовому аппарату.



Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.


Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

-принцип гармонического воспитания личности;

-принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

-принцип успешности;

-принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

-принцип творческого развития;

-принцип доступности;

-принцип ориентации на особенности и способности;

-принцип индивидуального подхода.

В концептуальной основе данной программы важно особо подчеркнуть главное отличие эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Модифицированная программа определяет 2 направления обучения детей: вокально-хоровая работа и концертно-исполнительская деятельность.

Первое направление вокально-хоровая работа состоит из 12 тематических блоков, объединяющих несколько вопросов теоретического и практического характера, которые реализуются на разных этапах обучения.

Основное содержание программы позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности - это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач. Теоретические знания ориентированы на каждого обучающегося. Это сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты, которые сопровождают все практические занятия, на которых основное внимание уделяется постановке голоса и сценическому искусству.

Организация учебного процесса в рамках каждой темы отличается содержанием, видами деятельности, аппаратом контроля, при постепенном усложнении процесса обучения. Педагог свободно управляет учебным процессом и может заменить одно произведение другим. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Особое место уделяется концертной деятельности (2 направление программы): обучающиеся исполняют произведения в рамках школьных, городских праздников, посвященных разным памятным датам. Это придает прикладной смысл занятиям вокального кружка. Обучение воспитанников вокалу подчинено личной и общезначимой цели. Для лучшего понимания и взаимодействия для исполнения предлагаются полюбившиеся произведения, хиты, “легкая” музыка.

1. Приемы и методы. Организация учебно-воспитательного процесса, технологическое оснащение, результаты по теме и разделу.
Модифицированная программа предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на групповых и индивидуальных занятиях.

Модифицированная программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов.



Промежуточный контроль достижений учащихся осуществляется в форме публичных выступлений на различных праздничных концертах, мероприятиях.

Итоговый контроль по результатам достижений проводится в конце года в форме отчетного концерта учащихся.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокального кружка в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

III. СТРУКТУРА МОДИФИЦИРОВАННОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АЗБУКА ВОКАЛЬНОГО ПЕНИЯ»

Программа имеет трехуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.



Учебный план программы



п/п

Разделы (блоки)

Кол-во часов

  1. Вокально-хоровая работа - 246час.

1.

Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.

24

2

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка

полученных вокальных навыков.



38

3.

Распевание.

24

4.

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. Великие вокалисты прошлого и настоящего.

16

5.

Дикция. Артикуляция.

27

6.

Гигиена певческого голоса.

10

7.

Сценическая культура и сценический образ.

23

8.

Основы нотной грамоты.

19

9.

Движения вокалистов под музыку.

18

10.

Вокально-хоровая работа.

24

11.

Импровизация.

8

12.

Собственная манера исполнения.

16

  1. Концертно-исполнительская деятельность - 60 час.

(реализуется в течение учебного года согласно воспитательному плану ОГКОУ КШИ «Северский кадетский корпус», в соответствии с выполнением плана мероприятий Департамента общего и дополнительного образования детей Томской области, мероприятий г. Северска)

ИТОГО: 306ч.

Учебно-тематический план 2010-2011 (1-й год обучения)

п/п


Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля







Общее

кол-во


Теория

Прак-

тика









Вокально-хоровая работа

1.

Введение, владение голосовым аппаратом.

8

1

7

Индивидуальное

Наблюдение

2.

Певческая установка. Дыхание.

13

3

10

Индивидуальное

Наблюдение

3.

Распевание.

7

1

6

Групповое

Наблюдение

4.

Вокальные произведения разных жанров.

5

1

4

Индивидуальное

Наблюдение

5.

Дикция. Артикуляция.

9

2

7

Индивидуальное

Наблюдение

6.

Гигиена певческого голоса.

4

2

2

Индивидуальное

Наблюдение

7.

Сценическая культура и сценический образ.

8

2

6

Групповое

Наблюдение

8.

Основы нотной грамоты.

7

1

6

Индивидуальное

Наблюдение

9.

Движения вокалистов под музыку.

6

1

5







10.

Вокально-хоровая работа.

6

1

5







11.

Импровизация.

3

1

2







12.

Собственная манера исполнения.

6

1

5








Концертно-исполнительская деятельность

13.

Праздники, выступления.

20




20

Конкурсы, праздники

Оценка зрителей, оценка жюри




Итого

102

17

85









Планируемый результат

(1 ступень - 1 год обучения)

В результате обучения пению в вокальном кружке воспитанник должен:

знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звучания и его окончание);

- основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные фразы из песен;

- петь легким звуком, без напряжения;



- к концу года спеть выразительно, осмысленно.
Репертуар

    1. «Нам нужны такие педагоги» В.Плешак

    2. « Кадетский марш» В.Забываев

    3. «Кадеты» С.Ранда

    4. «Маленькая страна» И.Николаев

    5. «Частушки» Р.Н.П.

    6. «Жизнь Родине – честь никому» С.Бухтуев

    7. «За Россию» А.Вдовин

    8. «Война» А.Балзовский

    9. «Русский парень» К.Брейтбург

    10. «Песня защитников Москвы» Б.Мокроусов

    11. «Мама» О.Газманов

    12. «Ленинградцы» И.Шварц

    13. «В путь» В.Соловьва-Седого

    14. « А закаты алые» Н.Осашнин

    15. «Вспомните ребята» А.Берков



Учебно-тематический план 2011-2012 (2-й год обучения)


п/п

Тема занятий

Часы

Формы проведения занятий

Методы контроля







Общее кол-во

Теория

Прак-

тика








Вокально-хоровая работа

1.

Введение, владение своим голосовым аппаратом.

8

1

7

Индивидуальное

Наблюдение

2.

Певческая установка. Дыхание.

13

2

11

Групповое

Наблюдение

3.

Распевание.

8

1

7

Индивидуальное

Наблюдение

4.

Вокальные произведения разных жанров.

5

1

4

Индивидуальное

Наблюдение

5.

Дикция. Артикуляция

9

1

8

Индивидуальное

Наблюдение

6.

Гигиена певческого голоса.

3

1

2

Индивидуальное

Наблюдение

7.

Сценическая культура и сценический образ.

8

2

6

Групповое

Наблюдение

8.

Основы нотной грамоты.

6

1

5

Индивидуальное

Наблюдение

9.

Движения вокалистов под музыку.

6

1

5







10.

Вокально-хоровая работа.

8

1

7







11.

Импровизация.

3

1

2







12.

Собственная манера исполнения.

5

1

4








Концертно-исполнительская деятельность

13.

Праздники, выступления.

20

0

20

Конкурсы, праздники

Оценка зрителей, оценка жюри




Итого

102

14

88






скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка цель и задачи программы дополнительного образования «Азбука вокального пения Актуальность. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии программы дополнительного образования «Азбука вокального пения»
346.51kb.
Пояснительная записка. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии детей»
160.33kb.
Пояснительная записка. При составлении программы руководствовалась
370.76kb.
Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальным бюджетным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Пономаревский Дом детского творчества»
123.06kb.
Программа шашечного кружка. Тип программы: обучающая. Пояснительная записка. Цели и задачи
76.36kb.
Программа дополнительного образования «Волшебная кисть» на 2009 2011 учебный год Разработчик программы
146.42kb.
«Полна чудес ямальская природа» Срок реализации: 2011-2015гг
489.68kb.
Козловского района чувашской республики
388.42kb.
«Олимпиадное программирование. Дискретная математика»
211.43kb.
Пояснительная записка стр. 3 цели и задачи обучения русскому языку на базовом уровне для 10-11-х классов
494.63kb.
«Формирование ключевых компетенций школьников в условиях современного образования»
604.45kb.
Дополнительного образования детей города Торжка
23.21kb.