Главная страница 1страница 2 ... страница 23страница 24
скачать файл

Департамент образования администрации Кстовского муниципального района
МОУ СОШ №6
Утверждено и введено в действие

приказом №_____ от _________

Директор МОУ СОШ №6

___________Г.В.Ващанова


Положение

о системе оценки и об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся

1-4 классов во внутренней системе управления качеством образования в МБОУ СОШ №6


  1. Общие положения.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МБОУ СОШ №6 разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений обучающихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

  • комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

  • оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

  • использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

  • уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

  • использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфолио) ;

  • использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;



  1. Оценка личностных результатов


Объектом оценки личностных результатов начального образования является:

  • сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному учреждению,

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;

  • сформированность основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий, любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и традиций народов России и мира, развития доверия и способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей;

  • сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

  • сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;

  • знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе децентрации (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы); способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые личностные результаты обучения ( см. ООП НОО МБОУ СОШ №6)
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке.

Однако текущая (выборочная) оценка личностных результатов осуществляется:



  1. в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности; внешние неперсонифицированные мониторинговые исследования проводятся специалистами ИМЦ ( департамента образования и др.) один раз в год на выпускниках начальной школы.

  2. в рамках системы внутренней оценки (ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов):

— оценка личностного прогресса в форме портфолио достижений ;

— оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей (по ответам на задания по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, основам духовно-нравственной культуры);

— психологическая диагностика (проводится по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей).
Внутренняя оценка.

1. Оценка личностного прогресса. Она проводится по контекстной информации – интерпретации результатов педагогических измерений на основе портфолио достижений . Педагог может отследить, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности, и ряд других личностных действий. Главный критерий личностного развития – наличие положительной тенденции развития.


2. Оценка знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений о поступках и действиях людей является также накопительной.

Система проверочных, тестовых заданий по предметам русский язык, литературное чтение, окружающий мир, основы духовно-нравственной культуры и светской этики должна предполагать включение заданий на знание моральных норм и сформированности морально-этических суждений. Результаты фиксируются в листах анализа проверочных, тестовых работ (+, -, +/-), накопительная оценка показывает освоенность данных учебных действий.


3.Психологическая диагностика проводится психологом, имеющим специальную профессиональную подготовку в области возрастной психологии (по запросу родителей или педагогов и администрации при согласии родителей) по вопросам (возможны варианты):

  • сформированности внутренней позиции обучающегося;

  • ориентация на содержательные моменты образовательного процесса;

  • сформированность самооценки;

  • сформированность мотивации учебной деятельности.

Оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.



  1. Оценка метапредметных результатов


Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые регулятивные, познавательные и коммуникативные результаты обучения( см. ООП НОО МБОУ СОШ №6 .)



Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

— решение задач творческого и поискового характера: творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня);

— проектная деятельность ;

— текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;

— комплексные работы на межпредметной основе.

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.

Проверочные работы по предметам включают задания, проверяющие уровень освоения УУД на каждом этапе обучения. Мониторинг сформированности метапредметных учебных умений предполагает использование накопительной системы оценки в ходе текущего образовательного процесса. Для этих целей может использоваться как портфолио достижений, так и таблицы «Оценка метапредметных результатов обучения». Таблицы содержат перечень универсальных учебных действий, формируемых на каждом этапе обучения (в течение года). Здесь же учитель фиксирует успешность выполнения каждым учеником заданий проверочных и контрольных работ, нацеленных на проверку регулятивных и познавательных УУД. Заполненные таблицы позволяют провести качественный анализ индивидуальных достижений учащихся, выявить пробелы и скорректировать работу по освоению УУД.

При анализе результатов мониторинга, наблюдений учителя, материалов портфолио достижений учащегося становится очевидным: осуществляет ли ребёнок УУД на определённом учебном материале или на разном. Использование учебного действия в различных ситуациях на разном материале говорит о том, что оно освоено ребёнком как универсальный способ.

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых годовых отметок по предмету.


  1. Оценка предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является освоение обучающимися предметных знаний и способов действия для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

В качестве содержательной и критериальной базы оценки выступают планируемые предметные результаты .

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В учебном процессе для выявления причин затруднения в освоении предметных результатов проводятся диагностические работы, для определения уровня освоения предметных результатов – промежуточные и итоговые проверочные работы. Результаты, полученные в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются в форме накопительной оценки – портфолио достижений .
Для контроля и учёта достижений обучающихся используются следующие формы:


Текущая аттестация

- устный опрос;

- письменная самостоятельная работа;

- диктант;

- контрольное списывание;

- тесты;

- графическая работа;

- изложение;

- сочинение;

- доклад;

- творческая работа;

- посещение уроков по программам наблюдения;

- диагностическая работа



Итоговая аттестация

- контрольная работа;

- диктант;

- изложение;

- проверка осознанного чтения





  1. Итоговая оценка предметных и метапредметных результатов

Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования.

В школе проводится мониторинг результатов выполнения трёх итоговых работ – по русскому языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе.

Основным инструментом итоговой оценки выпускников начальной школы являются итоговые комплексные работы – система заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.

При определении итоговой оценки учитываются результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируемые в форме портфолио достижений . Достижение опорного (базового) уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка, как исполнение им требований стандарта. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного (базового) уровня и его превышение (повышенный уровень). Это позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.

Анализ достижений учащихся включает:

— текущую успеваемость обучающихся;

— динамику личных достижений учащегося в освоении предметных умений;

— активность и результативность участия обучающихся в выставках, конкурсах, соревнованиях;

— активность участия и рост самостоятельности в проектной и внеурочной деятельности.



Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – портфолио достижений . Накопительная система портфолио достижений обучающегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфолио достижений предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность самого педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её. Вместе с тем педагог передаёт ребёнку нормы и способы оценивания (не выставления отметки, а фиксации качества, например разборчивость письма, грамотность, способа действий и т.д.), способствует выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свой портфолио достижений творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а педагог может отследить как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Накопительная система оценивания должна действовать с 1 класса, поэтому так важно сохранить первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребёнка.


Формами представления образовательных результатов являются:

  • табель успеваемости по предметам;

  • тексты итоговых контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимся (информация об элементах и уровнях проверяемого знания – знания, понимания, применения, систематизации);

  • устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых обучающимся, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обученности по предметам;

  • портфолио достижений ;

  • результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.


Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;

  • динамика результатов предметной обученности, формирования УУД.

В МБОУ СОШ №6 используются следующие формы оценки:



  1. Безоценочное обучение – 1 класс ( все предметы), 1класс и первое полугодие второго класса СКК ( все предметы); 2 класс (иностранный язык), 4 класс ( ОРКСЭ)

  2. Пятибалльная система ( Положение о нормах оценки знаний))

  3. Накопительная система оценки – портфолио достижений, процентная шкала достижений (для метапредметных результатов), оценка индивидуальных образовательных достижений.

Система оценки МБОУ СОШ №6 ориентирована на стимулирование стремления обучающегося к объективному контролю, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.



  1. Система безотметочного обучения в 1 классе.

Безотметочное обучение представляет собой обучение , в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Безотметочное обучение в 1 классе начальной школы призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности обучающихся.



Принципы безотметочного оценивания:

1. Самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.

2. Самооценка учащихся должна постепенно дифференцироваться – ребенок должен учиться видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.

3. Оцениваться должно только достижение учащегося, предъявленное им самим для оценки.

4. Содержательное оценивание должно быть неотрывно от умения себя контролировать.

5. Учащиеся должны иметь право на свободный выбор сложности контролируемых заданий, сложности и объема домашних заданий – специальным предметом работы учителя становится соотношение уровня притязаний и уровня достижений учащегося.

6. Оцениваться должна динамика учебной успешности учащихся относительно их самих.

7. Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, должна быть специальная система заданий, направленных на обучение ребенка отделять известное от неизвестного.

8. Для итоговой аттестации учащихся должна использоваться накопительная система оценок, для чего наилучшим средством является «дневник достижений», позволяющий собрать не просто отметки за работы учащихся в течение определенного периода, но и содержательную информацию о них .

При безотметочном оценивании предусматривается использование таких средств оценивания, которые с одной стороны позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение ребенка, а, с другой не провоцируют учителя на сравнение детей между собой



Обучаясь в первом классе , обучающиеся приобретают следующие умения:

- оценивать свою работу о заданным учителем критериям;

- соотносить свою оценку с оценкой учителя;

- договариваться о выборе образца для сопоставления работ

- обнаруживать совпадения и различие своих действий с образцом.

Приемы оценочной деятельности при безотметочном обучении.

- « Лесенка»- ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька- не понял, вторая ступенька- требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька- хорошо усвоил материал и может работу выполнять самостоятельно.

- «Волшебная линеечка»- на полях тетради чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне , по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель , если согласен с оценкой, обводит крестик, если нет, то рисует свой крестик выше или ниже.

- « Светофор»- задание оценивается с помощью цветовых сигналов: зеленый – я умею, желтый – я умею, но не уверен, красный - нужна помощь.

Допускается словесное оценивание устным ответам: « Умница», « Молодец», Хорошо», «Отлично» и т.п.

Уровень достижения конкретных предметных и метапредметных результатов отслеживается с помощью « Листов учебных достижений». Цель : отследить динамику продвижения обучающихся в достижении предметных и метапредметных результатов.

Оцениванию не подлежат : темп работы обучающегося, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов.
Основной функцией самооценки и самоконтроля на начальном этапе обучения яаляется определение учеником границ своего знания- незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознание своих проблем, которые предстоит решить в процессе учебы. В конечном итоге у обучающихся должны сформироваться адекватная самооценка и учебная самостоятельность.


  1. Виды и формы контрольно-оценочных действий учащихся и педагогов




п/п


Вид контрольно-оценочной деятельности

Время проведения

Содержание

Формы и виды оценки

1

Входной контроль (стартовая диагностика)

Начало сентября

Определяет актуальный уровень знаний, необходимый для продолжения обучения, а также намечает «зону ближайшего развития» и предметных знаний, организует коррекционную работу в зоне актуальных знаний

Фиксируется учителем в рабочем дневнике. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку.

2.

Диагности-ческая работа, тестовая диагностическая работа

Проводится на входе и выходе темы

Направлена на проверку пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках изучения темы

Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции и не влияют на дальнейшую итоговую оценку

3.

Проверочная работа

Проводится после изучения темы

Проверяется уровень освоения учащимися предметных культурных способов/средств действия. Представляет собой задания разного уровня сложности

Все задания обязательны для выполнения. Учитель оценивает все задания по уровням и диагностирует уровень овладения способами учебного действия

4.

Решение проектной задачи

Проводится не менее 2 раз в год

Направлена на выявление уровня освоения ключевых компетентностей

Экспертная оценка по специально созданным экспертным картам

5.

Итоговая проверочная работа

Конец апреля-май

Включает основные темы учебного года. Задания рассчитаны на проверку не только предметных, но и метапредметных результатов. Задания разного уровня сложности

Оценивание многобалльное, отдельно по уровням. Сравнение результатов стартовой и итоговой работы

6.

Предъявление/демонстрация достижений ученика за год


Май

Каждый учащийся в конце года демонстрирует результаты своей учебной и внеучебной деятельности

Философия этой формы оценки – в смещении акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; перенос педагогического ударения с оценки на самооценку

Динамика обученности учащихся фиксируется учителем в диагностических картах обучающихся.

Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листке достижений». Зеленым цветом обозначается высокий уровень обученности и развития учащихся, желтым и красным цветом – соответственно средний и низкий уровень.

По иностранному языку проверяется владение основными видами речевой деятельности: аудированием, говорением, чтением, письмом.

Проверка навыков чтения осуществляется не реже двух раз в год во всех классах начальной школы включительно.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки ученика и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков определяется на основе результатов проверочных работ по предмету.

Все виды контрольно-оценочных работ по учебным предметам оцениваются в процентном отношении к максимально возможному количеству баллов, выставляемому за работу.

Процентное соотношение оценочных суждений при определении уровня достижения предметных результатов образования:


  • высокий уровень - 85-100%;

  • уровень выше среднего - 70-84 %;

  • средний уровень - 50-69 %;

  • уровень ниже среднего — 30-49 %;

  • низкий уровень — менее 30 %.

В конце изучения каждой темы подводятся промежуточные итоги усвоения предмета на основе анализа учебных достижений учащихся.

Итоговый результат усвоения предмета определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов изучения отдельных тем программы и итоговой контрольной работы по предмету.




  1. Взаимодействие участников образовательного процесса в процессе обучения.

На родительских собраниях учителя знакомят родителей учащихся с особенностями оценивания в 1-х и последующих классах. Для информирования родителей о результатах обучения и развития учащихся ежедневно ведется учет успеваемости и посещаемости учащихся в электронных дневниках и журналах, все учителя предметники отслеживают траекторию обученности учащихся в электронном виде, в конце каждого триместра классные руководители проводит родительские собрания, а учителя предметники индивидуальные консультации.

При переходе учащегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Листок достижения», заверенный печатью образовательного учреждения.

Между учителями, учащимися, родителями учащихся и администрацией школы в рамках обучения устанавливаются отношения равноправного сотрудничества.




  1. Итоговое оценивание и формы сохранения результатов учебной и внеучебной деятельности учащегося
скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Положение о системе оценки и об учете динамики индивидуальных достижений обучающихся
1933.35kb.
С 1 октября 2013 года начинается новая отчетная кампания за 3 квартал 2013 года!
35.2kb.
Российская федерация
460.64kb.
Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования гбоу сош №1305
74.88kb.
Класс 45 Услуги юридические; службы безопасности для защиты имущества и индивидуальных лиц; персональные и социальные услуги, оказываемые другими для удовлетворения потребностей индивидуальных лиц
25.33kb.
Положение об общем собрании работников школы
40kb.
Металлургия
56.38kb.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
50.22kb.
Закон краснодарского края о краевой целевой программе "развитие спорта высших достижений в краснодарском крае" на 2009 2011 годы
162.3kb.
Положение о школьной форме и внешнем виде обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения
61.9kb.
®, а также собственных разработок Исследование корпоративной среды: ценностей, удовлетворенности и отношений в коллективе Подготовка и проведение комплексных инструментов оценки – «центров оценки» Assessment
94.2kb.
К самостоятельной работе обучающихся
20.93kb.