Главная страница 1
скачать файл

Письмо Минобразования РФ от 24 июня 1997 г. N 12-52-91ин/12-23
"О рекомендациях по разработке рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования (для очной формы обучения)"

В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 17.06.97 N 1216 "О введении в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования" Управление учебных заведений среднего профессионального образования Минобразования России подготовило и направляет для практического применения в работе Рекомендации по разработке учебного плана образовательного учреждения среднего профессионального образования (для очной формы обучения) и Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования.
Приложение 1

к письму Минобразования РФ

от 24 июня 1997 г. N 12-52-91ин/12-23
Рекомендации
по разработке учебного плана образовательного учреждения среднего профессионального образования (для очной формы обучения)

1. Общие положения
1.1. Учебный план образовательного учреждения среднего профессионального образования (рабочий учебный план) является документом, разрабатываемым образовательным учреждением среднего профессионального образования в соответствии с Законом РФ "Об образовании" и Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности среднего профессионального образования (далее - Государственные требования). Утверждается директором (начальником) учебного заведения.

Исходными документами для разработки рабочего учебного плана являются Государственные требования и примерный учебный план.

Рабочий учебный план образовательного учреждения определяет график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий и производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.

1.2. При разработке рабочего учебного плана следует учитывать, что:

- переутверждение рабочих учебных планов в течение учебного года не допускается;

- недельная нагрузка студентов обязательными учебными занятиями не должна превышать 36 учебных часов;

- максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы;

- срок реализации основной профессиональной образовательной программы базового уровня при очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из расчета: теоретическое обучение (при обязательной максимальной учебной нагрузке 36 ч/нед.) - 38 - 39 недель; время промежуточной аттестации - 2 недели; каникулярное время - 11 недель.

1.3. При разработке рабочего учебного плана образовательное учреждение среднего профессионального образования имеет право:

- увеличивать или уменьшать объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин и для отдельных дисциплин, входящих в цикл, - в пределах 5% без превышения обязательной недельной учебной нагрузки студентов и при сохранении минимального содержания, указанного в Государственных требованиях;

- устанавливать объемы часов обязательных учебных занятий по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла;

- распределять суммарное количество часов (96 часов), отведенного в примерном учебном плане на дисциплины "Основы философии" и "Основы экономики", исходя из своей специфики, но не менее 32 часов на дисциплину;

- реализовывать объем часов на физическую культуру (4 - 6 часов в неделю) как за счет указанных в примерном учебном плане аудиторных часов, так и за счет различных форм внеучебных занятий в спортивных клубах, секциях и т.д.;

- вводить дисциплины по выбору, направленные на реализацию личностных потребностей, профессиональных интересов студентов, интересов потребителей кадров, в объеме, регламентированном стандартом, но не менее 32 часов на дисциплину (выбранные студентом дисциплины становятся обязательными для изучения и указываются после каждого цикла с указанием объемов часов);

- использовать резерв учебного времени образовательного учреждения на реализацию национально-регионального компонента, увеличение объема учебного времени, определенного Государственными требованиями, на учебные дисциплины и производственную (профессиональную) практику. Не более 30 процентов резерва учебного времени может быть использовано на увеличение объема времени на промежуточную аттестацию;

- определять формы и сроки проведения промежуточной аттестации в соответствии с Государственными требованиями.


2. Структура рабочего учебного плана
2.1. Рабочий учебный план состоит из следующих разделов: титульная часть, график учебного процесса, сводные данные по бюджету времени, план учебного процесса, факультативные дисциплины, производственная (профессиональная) практика, виды итоговой государственной аттестации, перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских, пояснения к учебному плану. Рекомендуемая форма бланка рабочего учебного плана прилагается (приложение 1)*

2.2.1. В титульной части рабочего учебного плана указываются:

- наименование образовательного учреждения среднего профессионального образования;

- код и наименование специальности;

- код и наименование специализаций;

- квалификация;

- образовательный уровень среднего профессионального образования;

- нормативный срок обучения;

- база обучения;

- дата утверждения рабочего учебного плана, его номер, который должен соответствовать регистрационному номеру Государственных требований и примерного учебного плана.

2.2.2. График учебного процесса определяет сроки начала и окончания учебных занятий по курсам, промежуточных аттестаций, каникул, практик, итоговой государственной аттестации.

При составлении графиков учебного процесса необходимо руководствоваться следующим:

- начало учебного года планируется, как правило, с 1 сентября, окончание на 1-м и 2-м курсах - 30 июня. За исключением специальностей, связанных с сезонным характером работ. Время завершения обучения на последнем курсе зависит от общей продолжительности по каждой специальности:

- продолжительность каникул должна составлять 8 - 11 недель на учебный год;

- продолжительность практики для получения первичных профессиональных навыков (учебной) по профилю специальности (технологической), преддипломной (квалификационной) или стажировки планируется в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом.

2.2.3. В разделе "Сводные данные по бюджету времени" суммируются по курсам и за весь период обучения продолжительность теоретического обучения, практик, промежуточных аттестаций, каникул и время на итоговую государственную аттестацию.

2.2.4. В разделе "План учебного процесса" дисциплины рабочего учебного плана объединены по следующим циклам:

- общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

- математические и общие естественнонаучные дисциплины;

- общепрофессиональные дисциплины;

- специальные дисциплины;

- дисциплины специализаций (при наличии).

Перечень, объемы времени и сроки изучения дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла (ОГСЭ) устанавливаются в соответствии с приказом Госкомвуза России "О новой структуре цикла общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования" от 12.04.95 N 537 и письмом Госкомвуза России от 13.04.95 N 17-37-98/ин/17-24.

Объем времени на дисциплину "Математика и информатика" математического и естественнонаучного цикла (ЕН.00) может быть увеличен в зависимости от профиля специальности. Цикл математических и естественнонаучных дисциплин также может быть дополнен дисциплинами Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного Минобразованием России приказом от 07.06.93 N 237 (физика, биология, химия, география и т.д.).


В настоящее время применяется приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования"
Объем времени на изучение дисциплин общепрофессионального и специального циклов, соотношение теоретических и практических занятий, лабораторных работ уточняются, исходя из разработанных образовательным учреждением рабочих программ учебных дисциплин.

2.2.5. В плане учебного процесса отражаются следующие формы контроля знаний студентов: экзамены, курсовые проекты (работы), зачеты, контрольные работы.

Количество экзаменов, зачетов и контрольных работ по дисциплинам всех циклов определяется учебным заведением самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что дисциплины, включенные в рабочий учебный план, должны иметь завершающую форму контроля.

Зачеты и контрольные работы проводятся за счет времени, отведенного на изучение дисциплины.

Курсовые проекты (работы) планируются после окончания изучения дисциплины или соответствующего ее раздела. Количество курсовых проектов (работ) должно быть не более трех на весь период обучения.

2.2.6. В графе "Самостоятельная учебная нагрузка студента" указываются объемы внеаудиторной работы студента по дисциплинам, а в отдельных случаях по группам дисциплин.

2.2.7. Раздел "Производственная (профессиональная) практика" включает в себя:

- практику для получения первичных профессиональных навыков (учебная);

- практику по профилю специальности (технологическая);

- преддипломную (квалификационную) или стажировку.

Конкретное распределение времени на практики в зависимости от выбранного варианта, рекомендованного примерным учебным планом, осуществляется образовательным учреждением самостоятельно с учетом межпредметных связей.

2.2.8. Вид итоговой государственной аттестации выбирается образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями. Допускается применение разных видов итоговой государственной аттестации в одной учебной группе.

2.2.9. Изучение факультативных дисциплин планируется учебным заведением на весь период обучения из расчета не более 4 часов в неделю.

2.2.10. Образовательное учреждение должно предусматривать проведение консультаций в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, включая период проведения производственной (профессиональной) практики (в т.ч. в период реализации Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ).

2.2.11. Образовательное учреждение имеет право изменять перечень учебных лабораторий, кабинетов, мастерских (полигонов, хозяйств и т.п.) и других подразделений, необходимых для подготовки специалистов.

2.2.12. В разделе "Пояснения к учебному плану" образовательное учреждение отражает особенности организации учебного процесса, проведения контроля за выполнением Государственных требований, раскрывает и уточняет отдельные положения рабочего учебного плана данного образовательного учреждения.


______________________________

* При данной публикации не приводится.


Приложение 2

к письму Минобразования РФ

от 24 июня 1997 г. N 12-52-91ин/12-23
Рекомендации
по разработке рабочих программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования

1. Рабочая программа учебной дисциплины - документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки студента по конкретной учебной дисциплине рабочего учебного плана образовательного учреждения.

Рабочая программа разрабатывается образовательным учреждением самостоятельно на основе примерной программы учебной дисциплины. Рабочая программа должна содержать требования к подготовке студента по результатам изучения данной дисциплины, рекомендации по организации образовательного процесса.

Рабочая программа учебной дисциплины является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, экстерната.

2. Рабочая программа учебной дисциплины должна содержать:

- титульный лист;

- пояснительную записку;

- тематический план;

- содержание учебной дисциплины;

- перечень лабораторных работ и практических занятий;

- перечень курсовых проектов (работ) (при наличии);

- перечень литературы и средств обучения.

Структура рабочей программы учебной дисциплины прилагается (приложение 1 - 3).

2.1. Титульный лист должен содержать:

- наименование образовательного учреждения;

- наименование учебной дисциплины;

- указания по принадлежности рабочей программы дисциплины специальности (группе специальностей) среднего профессионального образования;

- год разработки.

2.2. Оборотная сторона титульного листа содержит сведения об авторе и рецензентах. Рецензентов должно быть не менее двух, один из которых - из другого образовательного учреждения или организации.

2.3. В пояснительной записке дается краткое описание назначения дисциплины, отражаются ее роль в подготовке специалиста, связь с другими дисциплинами рабочего учебного плана, приводится обоснование структуры дисциплины.

В пояснительной записке могут быть отражены пояснения к каждому из разделов программы, а также краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению лабораторных работ и практических занятий, даются пояснения, обусловленные требованиями реализации национально-регионального компонента, специфики образовательного учреждения или заказчика.

В этом разделе определяются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть студент после изучения дисциплины в соответствии с Государственными требованиями. Отражается организация итогового контроля по данной дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом.

2.4. В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, показывается распределение учебных часов по разделам и темам дисциплины как из расчета максимальной учебной нагрузки студента, так и аудиторных занятий. В то же время образовательное учреждение имеет право включать дополнительные темы по сравнению с примерными программами учебных дисциплин. Перечень лабораторных работ и практических занятий, а также количество часов могут отличаться от рекомендованных примерной программой, но при этом должны формировать уровень подготовки, определенный Государственными требованиями, а также дополнительными требованиями к уровню подготовки студента, установленными самим образовательным учреждением.

2.5. Раздел "Содержание учебной дисциплины" рекомендуется начинать с введения, где даются характеристики дисциплины, ее место и роль в системе подготовки.

2.5.1. По каждой учебной теме (разделу) приводятся:

- номер и наименование темы (раздела);

- обобщенные требования к знаниям и умениям студентов;

- содержание учебного материала (дидактические единицы);

- лабораторные работы и (или) практические занятия (порядковый номер и наименование);

- виды самостоятельной работы студента.

2.5.2. При разработке этого раздела необходимо руководствоваться следующим:

- номера разделов и тем, их наименование должны соответствовать тематическому плану;

- требования к знаниям и умениям по темам должны соответствовать основным требованиям к знаниям и умениям, которыми должны овладеть студенты после изучения дисциплин, указанных в пояснительной записке программы;

- в тексте должны использоваться только понятия и термины, относящиеся к конкретной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственных стандартов; иностранные слова (фамилии, названия, различные термины) должны приводиться в русской транскрипции;

- при планировании самостоятельной работы студента указываются виды внеаудиторной работы. В тексте рабочей программы могут быть отмечены звездочкой дидактические единицы для самостоятельного изучения студентом. Студенту могут быть рекомендованы такие виды заданий, как решение упражнений и задач, выполнение расчетно-графических работ, анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм и участие в них, работа на тренажерах, подготовка рефератов, докладов, постановка экспериментов, исследовательская учебная работа и др.

При наличии курсовых проектов (работ) указываются особенности организации его (ее) выполнения.

2.6. В разделе "Литература и средства обучения" указываются основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература, перечень рекомендуемых средств обучения.


Приложение 1

к Рекомендациям по разработке

рабочих программ учебных дисциплин

по специальностям среднего

профессионального образования
Форма титульного листа
рабочей программы учебной дисциплины

???????????? ???????????????? ??????????
??????? ?????????
?????????? ______________________________________________________________
??? ????????????? (?????? ??????????????) _______________________________
_________________________________________________________________________

(??? ? ???????????? ??????????????)



Приложение 2

к Рекомендациям по разработке

рабочих программ учебных дисциплин

по специальностям среднего

профессионального образования
Оборотная сторона титульного листа
рабочей программы учебной дисциплины

???????? ?????????? ? ????????????

?????????? ? ???????????????? ????????????

(????????) ? ???????? ??????????

????????? ? ?????? ?????????? ??????????

?? ?????????????

???????????? ??????????? ?????????

__________________ ?? ??????? ?????? _________________
??????:

??????????:


Приложение 3

к Рекомендациям по разработке

рабочих программ учебных дисциплин

по специальностям среднего

профессионального образования
Структура
рабочей программы учебной дисциплины

1. Пояснительная записка.

2. Тематический план учебной дисциплины.


????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

????????????? ????????? ????. ????. ??????????? ?????????? ????? ??? ????????????????????? ?????? ?

? ? ??? ? ???????? ? ????? ???????? ? ???????? ?

? ?????????, ???.? ? ?

? ? ??????????????????????????????????????? ?

? ? ? ????? ????????????? ??????????- ? ?

? ? ? ? ?????? ???? ???????? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

? ? ? ? ? ? ?

????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

3. Содержание учебной дисциплины:

Введение.

Раздел 1 _________________________________
Тема 1.1 _________________________________
Требования к знаниям:

Требования к умениям:

Содержание учебного материала (дидактические единицы).

Перечень лабораторных работ и практических занятий следует указывать в соответствующем разделе рабочей программы учебной дисциплины.

Курсовой проект (работа) (при наличии).

Виды самостоятельной работы студента.



4. Перечень литературы и средств обучения.
скачать файл



Смотрите также:
Письмо Минобразования РФ от 24 июня 1997 г
145.34kb.
Заместитель Министра образования
553.54kb.
Письмо с Бородинского сражения
13.13kb.
В соответствии с Федеральным законом от 12. 01. 1995 г. №5-фз «О ветеранах» устанавливалось, что звание может быть присвоено на основании Почетной грамоты ведомства и профсоюза
44.84kb.
Начальник Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г. Н
371.56kb.
Ратников б. К. Мелентьев в. А
1236.1kb.
Памятные даты Белгородской области 18 июня 24 июня 2012 года
31.98kb.
Опрос стартовал 7 июня. Последним днем, когда можно ответить, было 15 июня 2012 года. Но фактически ответы собирались до 18 июня
364.68kb.
Программа заседаний (Нижний Новгород, 5-8 июня 2007 г) Нижний Новгород 2007 5 июня, вторник
148.28kb.
Программа «Мастер делового администрирования» рекомендательное письмо
17.05kb.
Социология коммуникации: Учеб. М.: Междунар ун-т Бизнеса и Управления, 1997. 304 с
21.67kb.
Задача 12 Производственная функция, полученная по данным за 1990 -1997 гг., характеризуется уравнением
562.9kb.