Главная страница 1
скачать файл

Педагогическое мастерство

Сущность понятия "педагогическое мастерство". Что же такое педагогическое мастерство учителя? В свое время исчерпывающий ответ на этот вопрос дал А. С. Макаренко.

Педагогическое мастерство, по его мнению, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся

98

на свои действия. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: "Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы" (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.-С.513).



"ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО"

Материал из StavWiki

Перейти к: навигация, поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО

Т.М.Зубарева, директор Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» г.Новоалександровска



Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: • высокая гражданская ответственность и социальная активность; • любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; • подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; • высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; • потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность; • профессионально-педагогическая культура; • педагогическое мастерство. Понятие "педагогическая культура" давно включено в практику педагогической деятельности, его целостное теоретическое изучение стало возможным относительно недавно. В связи с анализом особенностей педагогической деятельности, изучением педагогических способностей, педагогического мастерства учителя данная проблема нашла отражение в работах С. И. Архангельского, А. В. Барабанщикова, Е.В. Бондаревской, З.Ф. Есаревой, Н.В.Кузьминой, Н.Н.Тарасевич, Г.И.Хозяинова и др. С началом активной разработки культурологического направления в философии, социологии, педагогике и психологии проведены исследования, посвященные отдельным сторонам педагогической культуры: изучаются вопросы методологической, нравственно-эстетической, коммуникативной, технологической, духовной, физической культуры личности учителя. В этих исследованиях педагогическая культура рассматривается как важная часть общей культуры учителя, проявляющейся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности. Профессионально-педагогическая культура учителя выступает частью педагогической культуры как общественного явления. Носителями педагогической культуры являются люди, занимающиеся педагогической практикой, как на профессиональном, так и непрофессиональном уровнях. Носителями же профессионально-педагогической культуры являются люди, призванные осуществлять педагогический труд, составляющими которого являются педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность как субъект деятельности и общения на профессиональном уровне. Для понимания сущности профессионально-педагогической культурынеобходимо иметь в виду следующие положения, раскрывающие связь общей и профессиональной культуры, ее специфические особенности: • профессионально-педагогическая культура - это универсальная характеристика педагогической реальности, проявляющаяся в разных формах существования; • профессионально-педагогическая культура - это системное образование, включающее в себя ряд структурно-функциональных компонентов, имеющее собственную организацию, избирательно взаимодействующее с окружающей средой и обладающее интегративным свойством целого, не сводимого к свойствам отдельных частей; • единицей анализа профессионально-педагогической культуры выступает творческая по своей природе педагогическая деятельность; • особенности реализации и формирования профессионально-педагогической культуры учителя обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими и возрастными характеристиками, сложившимся социально-педагогическим опытом личности. Педагог становится мастером своего дела, профессионалом по мере того, как он осваивает и развивает педагогическую деятельность, признавая педагогические ценности. История школы и педагогической мысли - это процесс постоянной оценки, переосмысления, установления ценностей, переноса известных идей и педагогических технологий в новые условия. Умение в старом, давно известном, увидеть новое, по достоинству его оценить и составляет непреложный компонент педагогической культуры учителя. Становится очевидным, что педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации педагогических способностей учителя. В педагогических ценностях личность развивает свои индивидуальные силы и опосредует процесс присвоения нравственных, эстетических, правовых и других отношений, т.е. личность, воздействуя на других, творит себя, определяет свое собственное развитие, реализуя себя в деятельности. Анализ философской, историко-педагогической и психолого-педагогической литературы, изучение опыта деятельности учителей школ, теоретические обобщения позволяют сделать вывод о том, что профессионально-педагогическая культура - это мера и способ творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение и создание педагогических ценностей и технологий. Понятия "педагогическая культура" и "педагогическая деятельность" не тождественны, но едины. Педагогическая культура, являясь личностной характеристикой учителя, предстает как способ реализации профессиональной деятельности в единстве целей, средств и результатов. Многообразные виды педагогической деятельности, образуя функциональную структуру культуры, имеют общую предметность как результирующую ее форму в виде специфических задач. Решение задач предполагает осуществление индивидуальных и коллективных возможностей, а сам процесс решения педагогических задач представляет собой технологию педагогической деятельности, характеризующей способ существования и функционирования профессионально-педагогической культуры учителя. Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психических сфер (познавательной, эмоциональной, волевой и мотивационной) личности учителя. Особое место в нем занимает развитая потребность творить, которая воплощается в специфических способностях и их проявлении. Одной из таких способностей является интегративная и высокодифференцированная способность мыслить педагогически. Способность к педагогическому мышлению, являющемуся по своей природе и содержанию дивергентным, обеспечивает учителю активное преобразование педагогической информации, выход за границы временных параметров педагогической реальности. Эффективность профессиональной деятельности учителя зависит не только и не столько от знаний и навыков, сколько от способностей использовать данную в педагогической ситуации информацию различными способами и в быстром темпе. Развитый интеллект позволяет учителю познавать не отдельные единичные педагогические факты и явления, а педагогические идеи, теории обучения и воспитания учащихся. Рефлексивность, гуманизм, направленность в будущее и ясное понимание средств, необходимых для профессионального совершенствования и развития личности учащегося, являются характерными свойствами интеллектуальной компетентности учителя. Развитое педагогическое мышление, обеспечивающее глубокое смысловое понимание педагогической информации, преломляет знания и способы деятельности через призму собственного индивидуального профессионально-педагогического опыта и помогает обретать личностный смысл профессиональной деятельности. Учитель вступает во взаимодействие с педагогической культурой как минимум в трех отношениях: во-первых, когда усваивает культуру педагогической деятельности, выступая объектом социально-педагогического воздействия; во-вторых, он живет и действует в определенной культурно-педагогической среде как носитель и транслятор педагогических ценностей; в-третьих, создает и развивает профессионально-педагогическую культуру как субъект педагогического творчества. Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка" Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния". В. А. Сухомлинский считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда" Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи. Профессиональное мастерство всегда есть плод достаточно длительного практического труда учителя. Но труда осмысленного, наполненного вдумчивыми размышлениями над самыми различными проблемами своей профессиональной деятельности. Мастерами не рождаются, мастерами становятся. Мастерство приходит с годами либо, как уверяют злые языки, не приходит совсем. В последнем случае речь идет скорее всего об отсутствии любви и интереса педагога к своему делу. Но и даже ярко выраженная любовь к педагогическому труду зачастую остается беспомощной перед многоликостью возникающих сегодня перед педагогом теоретических и практических проблем. Нужен профессионализм, обеспечивающий высокую эффективность в работе учителя, приносящей желаемые воспитательно-образовательные результаты. В сегодняшнем контексте профессиональное мастерство означает, прежде всего, умение быстро и качественно решать стоящие перед педагогом воспитательно-образовательные задачи. А если быть еще более точным, то сегодня активно внедряемая в практическую педагогику технологическая парадигма развития профессионализма означает способность учителя предельно точно ставить воспитательно-образовательные задачи и логически последовательно, наиболее оптимальным путем решать их. Становится ясным, что современный учитель-профессионал должен отличаться “лица необщим выраженьем”. Достичь же этого результата сегодня крайне непросто. По существу дела учитель-мастер – это человек, прошедший свой самобытный, неповторимый путь профессионального развития, достигший на этом пути определенных качественных успехов. Успехи эти могут быть самого разного свойства. Здесь и самобытная логика выстраивания воспитательных отношений, и оригинальная организация процесса обучения, и технологизированные модели оптимального планирования учебных занятий, и оперативная оценка качества полученных воспитательно-образовательных результатов. Собственно говоря, сфера локализации профессиональных учительских достижений безгранична, как безграничен опыт творчески работающего учителя-профессионала. Л.Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель».

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ – СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ

Профессию педагога невозможно сравнить ни с какой другой, потому что это не только работа, это редкий дар души. Это самоотверженность и желание отдавать свое тепло, свою энергию десяткам, сотням детей.


Какие они, педагоги, что для них важно в жизни, в профессии? Какими чертами характера они обладают и на какие ценности ориентируются в профессиональной деятельности?
Обратимся к истории педагогической профессии.
Великим педагогом России был Константин Дмитриевич Ушинский – отец русских учителей. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, – одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» [11].
Человек трудной судьбы, чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества [2].
Теоретическое наследие и опыт Антона Семеновича Макаренко приобрели всемирное признание. Он считал, что работа учителя-воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей» [4].
Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям. «Если учитель имеет только любовь к делу, – писал Л.Н. Толстой, – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он – совершенный учитель» [10].
Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.
Василий Александрович Сухомлинский считал, что основой успеха учителя, является духовное богатство и щедрость души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Не каждый учитель может работать, не считаясь со временем, жертвуя подчас даже состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками [8].
Сегодня, как и вчера, трудно найти более мощного социокультурного деятеля, возвышающего все сферы общественной жизни, чем Учитель с его живым участием в становлении личности и ее культуры. Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник, студент, любой учащийся воспринимает педагога в первую очередь как личность. Система знаний, которую формирует он, ее воспитательные возможности воспринимаются учащимися в преломлении индивидуальности учителя, как что-то персональное, идущее от человека к человеку. Именно это имеет особый смысл и значимость.
Важным компонентом в структуре личности педагога выступают профессионально важные качества. В.Д. Шадриков под профессионально важными качествами понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее усвоения. К профессионально важным качествам он относит также и способности [7]. От сформированности профессионально важных качеств личности педагога зависит и продуктивность педагогической деятельности.
Важным профессионально-педагогическим качеством является логическое мышление. Оно отражает сформированность логических приемов мышления как совокупности действий, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, классификации понятий, нахождение логических отношений.
Доминантными качествами в профессионально-педагогической деятельности (Р.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко) являются активность личности, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние, честность, справедливость, современность, педагогический гуманизм, эрудиция, педагогический такт, толерантность, дисциплинированность, педагогический оптимизм. Кроме того, сюда следует включить такие качества, как требовательность, ответственность, коммуникабельность.
В профессиограмму учителя входит и такое качество, как педагогический артистизм, которое выражается в способности воплощать мысли и переживания в образе, поведении, слове, богатстве личностных проявлений педагога. Изучение деятельности артистичных педагогов показало, что им, как правило, свойственны принятие себя как личности, склонность осознавать себя носителями позитивных, социально желательных характеристик, уверенность в себе и значимости своего дела, высокая степень совпадения личных и профессиональных интересов, желание постоянно совершенствоваться, высокий уровень направленности на профессиональную деятельность.
В компетенции идеального учителя входит экстремальная компетентность и аутокомпетентность. Аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций. Экстремальная компетентность – способность действовать во внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов [7].
Профессиональная компетентность оценивается уровнем сформированности профессионально-педагогических умений. С позиции основных операционных функций педагога можно выделить следующие группы профессионально-педагогических умений [7]: гностические, идеологические, дидактические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские, прогностические, рефлексивные, организационно-педагогические, конструктивные, технологические, производственно-операционные, специальные умения.
В сознании многих людей еще живет образ «народного учителя» начала XX века, наделенного многими добродетелями. Именно теми, на которые обращали внимание еще античные мыслители в рамках пайдейи. Сегодня же ситуация такова, что, с одной стороны, профессия педагога стала массовой и «женской», с другой – нет научных основ отбора молодежи в «учительство».
Каким должен быть идеальный учитель?
Об этом мы спросили учеников обыкновенной школы и простых обывателей (авторский стиль изложения сохранен).
Мнение №1: «Учитель должен не орать, а говорить спокойно, стараться делать так, чтобы было интересно ученикам».
Мнение №2: «Так... Ну, первым делом учитель свой предмет должен любить. Даже нет – ЛЮБИТЬ. Притом любить не с энтузиазмом новичка, которому только что показали «чудо», а... не знаю даже, с чем это сравнить, с продолжительной супружеской жизнью, что ли? Знать плюсы, знать минусы, но при этом – продолжать интересоваться, находить и помнить «изюминки», получать удовольствие, рассказывая о предмете... Для полной идеальности учителя – еще действительно хотеть заинтересовать собеседника (в частном случае, ученика) предметом, в крайнем случае – оставить хорошее о нем впечатление. Это, по-моему, есть надежный путь к привлечению внимания учащихся. Возможно, мне кажется это важным потому, что все «идеальные» педагоги, которые меня учили, свои предметы обожали.
Вторым пунктом хотелось бы отметить умение говорить. Внятное произношение, минимум слов-паразитов, избегание сложносложноподчиненных предложений, которые в письменном виде заняли бы треть, а то и половину страницы. Еще, пожалуй, умение пользоваться интонацией. Это редко бывает врожденным; надо тренироваться. Слишком важно это для удержания внимания учащихся. Мне встречались такие педагоги: да, они умные люди, они понимают и ценят свой предмет, но их совершенно невозможно слушать – или невнятная речь, так что приходится постоянно переспрашивать, или любовь к «уходам в сторону» или такой структуре предложений, что уследить за мыслью никак не получается.
Дальше будет... гибкость, что ли? С одной стороны, адаптация к новым материалам и новой технике, новым разработкам в своей и смежных областях. С другой стороны – способность выслушивать и адекватно реагировать на критику, комментарии, поправки со стороны окружающих, в особенности со стороны учеников. Больной вопрос, правда? (И риторический.)
Ну и напоследок – крепкие нервы. Способность не срываться на истерики по поводу и без повода, не поддерживать чужие истерики (дети часто не в состоянии контролировать свои эмоции); способность спокойно отвечать на вопросы, особенно на повторяющиеся; способность не считать все происходящее на уроке личным оскорблением. Возможно, кто-то скажет, что крепкие нервы должны быть первым пунктом. Я не соглашусь. Дело в том, что некрепкие нервы, скорее всего, помешают развитию какого-то из предыдущих пунктов, третьего – почти наверняка; наличие же первого и третьего пунктов – почти гарантия достаточно крепких нервов».
Мнение №3: «Да пусть хотя бы свой предмет знает. Надоело уже, когда читаешь методичку его, там написана глупость, ты спрашиваешь, что за глупость, он слушает и соглашается – действительно глупость. Ну, раз педагог-идеал, то еще:
1) всесторонне развитый, эрудированный, умный;
2) с хорошей дикцией;
3) человек слова;
4) умеющий управлять аудиторией;
5) с хорошей зарплатой.
Самое главное. Чтобы он не насаждал, что все так и есть, а давал бы ученикам вывести своим умом, что как есть, так сказать, вел бы к решению. И избегал шаблонных вопросов и задач, по возможности».
Мнение №4: «Он должен быть требовательным и очень строгим на уроках. Но обязательно шутить и смеяться! Хотя бы иногда».
Мнение №5: «Каждый учитель должен знать, понимать детскую психологию».
Мнение №6: «Учитель должен быть в первую очередь человеком и с пониманием относиться к ученикам, к их проблемам и трудностям. Идеальный учитель просто любит своих учеников, с пониманием относится к подросткам, к их проблемам. Он должен быть своим в кругу учеников, но в тоже время быть старше и не допускать панибратских отношений.
Важно, конечно, чтобы он умел заинтересовать аудиторию, чтобы на его занятиях было интересно. Чтобы не возникало даже мысли о чем-то другом. Он должен быть дружелюбным и приветливым.
Учитель должен знать свой предмет, знать основы других наук. Иметь такое качество как самообучение. Должен быть многогранной и интересной личностью. Все остальные моменты: крепкие нервы, человек слова, любовь к тому, что делает, чему учит – это само собой разумеется.
Зарплата – важный фактор, влияющий на моральное состояние человека, но не на истинного учителя, энтузиаста, учителя по призванию. И все же зарплата должна поддерживать любого человека, а не наводить на мысли о переходе в другую более прибыльную сферу».
Мнение №7: «Учитель должен быть пионером, новатором. То есть не просто «отдолбить» материал урока, а как-то любопытно рассказывать, давать что-то новое. Ещё люблю учителей, которые поддерживают разговоры с учениками. У нас двое таких, обожаю их».
Мнение №8: «Для меня идеальный учитель – это тот человек, который знает и умеет объяснить свой предмет. Никогда не назовет класс «дебилами», а учеников «уродами». Который может после урока остаться и помочь ученику, не вникнувшему в тему урока».
Итак, если собрать воедино все те черты, о которых говорили опрашиваемые, то получится, наверное, идеальный Учитель. Педагог-новатор, обладающий великолепными организаторскими и творческими способностями, дружелюбный, успешный, ответственный, мудрый, гибкий, разумный, воспитывающий личным примером, а главное – любящий всех своих детей и каждого ребенка в отдельности.
Но все ли так просто?
Размышляя над проблемой, ужасает ее необъятность, ее многогранность и сложность. Затронутая тема, заставляет задуматься над тем, какой же ты сам учитель? По мере углубления в проблему, первоначальная кажущаяся банальность ее сменяется холодком в груди от понимания ее значимости и от отсутствия прямолинейного ответа.
Все же попытаемся разобраться, является ли компетентный предметник-профессионал идеальным учителем? Какими качествами должен обладать идеальный педагог? Каким видит идеального учителя наша социальная система, и нуждается ли она в таком идеале?
Каждый педагог продолжает дело своих предшественников, но учитель-творец видит шире и значительно дальше. Каждый учитель, так или иначе, преобразует педагогическую действительность, но только учитель-творец активно борется за кардинальные преобразования и сам в этом деле является наглядным примером. Педагогу-творцу присущи также такие качества, как инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, широта ассоциаций, наблюдательность, развитая профессиональная память, целеустремленность.
Но всегда ли такой учитель востребован?
Для школьной системы идеальный учитель – это человек, который может влиться в педагогический коллектив, не будет конфликтовать в нем, будет смиренно заполнять все документы, участвовать в необходимых собраниях, проходить – опять-таки смиренно – все курсы повышения квалификации, и прочие мероприятия организованные вышестоящими органами. У него в классе не будет громких происшествий, а дети будут с удовольствием идти на его урок и без стрессов выходить после него... В идеале, этот безупречный учитель выделяет нескольких учеников, которые могут глубоко освоить предмет, и тренирует их для участия и обеспечения хороших результатов в предметных олимпиадах.
Через некоторое количество лет этот идеальный учитель получит высшую категорию и будет иметь право рассказать о своей «уникальной методике», о наработках. Еще лучше никогда не идти на конфликты и не высовываться. Уж лучше катиться по накатанной колее, чем доказывать свою точку зрения. В этой ситуации следует сказать правду: это не идеальный, а удобный учитель. Но бесконфликтность, беспроблемность – не самый главный критерий социальной полезности. Удобности – да.
Идеальный учитель не может быть вообще, он может быть для конкретного человека. И для каждого человека образ этот различен, причем различается этот образ и в разные периоды жизни отдельного человека.
И все же. Идеальный учитель – это тот человек, который в нужный момент дает толчок к развитию, тот, что пробуждает спящего к бодрствованию, кто заставляет быть внимательным, активным, живым. Мне в жизни не очень повезло. Память о моей школьной жизни хранит негативные впечатления о педагогах. Да и сейчас, проработав пятнадцать лет в школе и общаясь с педагогами других школ, очень редко встречаешь настоящего Учителя, обладающего всеми вышеперечисленными качествами.
Еще Я.А. Коменский говорил, что никто не может сделать людей нравственными или благочестивыми, кроме нравственного и благочестивого учителя.
Говоря о современном идеальном учителе, нельзя не затронуть проблему взаимоотношений между учениками и педагогами. И здесь не надо выдумывать какой-то специальной системы, достаточно вспомнить этико-педагогические взгляды таких мыслителей, как Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Я. Корчак, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и многие другие. Ведущей идеей практической и теоретической деятельности, по мнению великих педагогов, должна стать идея гуманизма, которая признает ценность любого человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление заложенных в каждом человеке способностей. Это такая система, в которой благо человека является критерием оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность – желаемой нормой отношений в обществе.
Понимание сущности принципа гуманизма очень важно. Но чтобы реализовать его, а не только продекларировать, необходимо определить правила реализации этого принципа. Хочется выделить следующие правила, которые должны стать нормой отношений между людьми, как в стенах школы, так и в любом другом учреждении, где работают педагоги с детьми:
1) безусловное принятие и поддержка каждого ребенка со всеми его достоинствами и недостатками;
2) отказ от деления учеников по способностям, «на сильных» и «слабых»; на детей, имеющих отклонения в здоровье и здоровых;
3) терпимость к поступкам и нестандартному поведению детей;
4) вера в возможность развития каждого ученика, даже при совершении проступков и правонарушений;
5) оптимистический, деятельный тон и стиль общения;
6) недопустимость эмоциональных, безапелляционных негативных выводов о способностях и поступках ученика;
7) недопустимость использования вербальных и невербальных унижающих ребенка форм общения, осуждающих его неудачи и промахи;
8) признание права каждого ребенка быть самим собой, уважительного к нему отношения;
9) интеграция учащихся в единый коллектив, независимо от класса, параллели, ступени обучения;
10) создание паритетных отношений сопереживания и взаимоподдержки, понимания и сочувствия, общей атмосферы ответственности во взаимоотношениях между педагогами и учащимися.
Важнейшее условие успешного интерактивного общения – умение личности выбирать наиболее подходящий способ поведения по отношению к другому человеку. Большое значение в налаживании интерактивного общения с учениками имеет оптимизм педагога. Педагогический оптимизм – это убеждение, вера учителя в каждого ученика, готовность работать с ним, глубокая уверенность в преобразующей силе воспитательного воздействия. Постоянный оптимизм, подтянутость и бодрость преподавателя, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность не менее важны, чем профессиональная квалификация.
Умение пошутить, чувство юмора, повышает эффективность педагогического воздействия. Дети не любят серости, уныния. У них сильна потребность в шутке, веселой реплике старшего. Рейтинг и авторитет такого учителя на порядок выше, чем у других педагогов.
Идеальный учитель испытывает радость от общения с детьми. Такой педагог и коллектив учащихся возглавляет не ради очень призрачной в педагогике карьеры, не ради заработной платы, а ради самих детей. И школьники платят ему взаимностью.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности сталкивался с «трудными» подростками, или как сейчас принято говорить – подростками девиантного поведения. Как найти общий язык с ними, это отдельный разговор. Хочется только отметить, что при желании эта проблема решаема. Известный детский психолог и врач В.Л. Леви считал: «Если вам трудно найти контакт, общий язык с ребенком, если чувствуете, что не понимаете его, всего лишь минуту в день отдайте воспоминаниям себя в том же возрасте, в положении близком, подобном, хоть в чем-то схожем. Усилия не пропадут, найдется, может быть, неожиданное решение» [3].
Анализируя собственную педагогическую деятельность, остановлюсь на одном примере. Однажды на уроке изобразительного искусства в шестом классе решила пойти на риск – предложила объединиться нескольким ученикам, отличавшимся не самым лучшим поведением. Дала им большой лист бумаги, помогла на начальном этапе, а затем только наблюдала.

Результат превзошел все наши ожидания. «Трудные» дети получили одобрение одноклассников, почувствовали вкус успеха. Работа учащихся в малой группе стала частью коллективной работы всего класса. Ее мы поместили на сайт нашей школы. На следующем уроке проблем с дисциплиной не было – дети сразу стали работать в группе. Значит, нужно заинтересовать детей на уроке. Не только поставить цель перед детьми, но и указать путь к этой цели, создать ситуацию успеха – вот нехитрые «открытия» неидеального учителя изобразительного искусства.


Ведь учитель понимает, что он не «вставит ученику свои мозги» и не проживет за ученика его жизнь, а потому дело чести для учителя – сделать ученика самостоятельным, ответственным, устойчивым к жизненным испытаниям (и невзгодам, и славе, и удаче). Именно это, а не сумма знаний, является квинтэссенцией качеств настоящего учителя. Профессионал, не создающий

новые формы, рискует быть простым ремесленником и транслятором чужих знаний и образцов, а низкая саморегуляция и слабая рефлексия закрывают его возможности к саморазвитию, жизнетворчеству и мастерству педагога-интегратора.


Идеальный учитель пробуждает в ребенке ученика, а потом растит из него себе друга и собеседника. Потому, если у родителя и учителя не совпадают координаты, учитель невольно отдаляет ребенка от семейных идеалов. В этом трагедия, как учителя, так и родителей.
Идеальный учитель никогда не ставит перед ребенком ложных целей, но дает то, что нужно ему в его возрасте, а потом – устраняется, чтобы человек шел дальше, находя новые горизонты и новых учителей.
В конце концов, смысл человеческой жизни – постичь себя, прийти к своей сердцевине, открыть себя Божественному свету. Смысл жизни – трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования.
И еще – идеальный учитель – он же идеальный ученик, и он уважает в ученике своего учителя, так как любой, встретившийся в жизни, может быть учителем.
И, наконец, даже самому талантливому учителю трудно будет реализовать свой творческий потенциал при несовершенстве системы образования. Как не может быть хорошей системы образования без хорошего учителя, так теряется смысл иметь хорошего учителя без хорошей системы образования.
Сегодня при всем многообразии и дифференцированности форм, методов и содержания образования, ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества.
Ведь, по сути, образование – это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование – это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом. При этом огромную роль играют нравственные ориентиры. Учитель – проводник, духовный наставник, он помогает детям осознать подлинное значение духовных ценностей, дает ту нравственную опору, на которой строится прогресс.
Надежда на реформу образовательной системы живет в педагоге-новаторе. Он понимает, что необходимо новое образование, сохраняющее все лучшее из накопленных традиций и создающее адекватные принципы вхождения молодого поколения в новую эпоху. Современная система образования должна соответствовать тем изменениям, которые происходят в науке, технике, педагогических технологиях, а также в деятельности самого педагога.
Исходя из того, что идеальный субъект в педагогике представляет собой единство прошлого, настоящего и будущего, что он содержит в себе социокультурный компонент, и что историко-педагогические и философско-педагогические исследования показали значимость профессии учителя и его качественные характеристики, можно попытаться нарисовать «портрет», задать модель идеального учителя.
Мы исходим из того, что «идеал» – это образец, нечто совершенное, цель и т. п., к чему должен стремиться каждый педагог, это его проекция в будущее. Идеалы – это не утопии, а ценности, увиденные в совершенстве, мощные регулятивы учебно-воспитательного процесса. Идеальный учитель – это человек, который имеет значительный профессиональный опыт; в совершенстве знает свой предмет и методику его преподавания; обладает высоким уровнем методологической культуры; занимается самообразованием; справедлив и ровен в общении со всеми учащимися, эмпатичен; знает верный выход из любой педагогической ситуации и может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.
Как в капле росы отражается весь мир, так в учителе должна отражаться вся культура. Каждый педагог должен нести в себе всё богатство культуры, как любой кусочек голограммы хранит информацию о целом. Только тогда учитель получает право стать образцом, матрицей, передающей эстафету знаний, культуры.
скачать файл



Смотрите также:
Педагогическое мастерство
251.69kb.
Информация о председателе Тамбовского регионального отделения «Всероссийское педагогическое собрание»
13.32kb.
Самобытное творчество Уильяма Фолкнера (1897 1962), высокий гуманизм и истинное мастерство его прозы выводят писателя на авансцену не только американской, но и мировой литературы
3997.46kb.
Качественно повысить свое преподавательское мастерство
20.98kb.
Педагогическое образование
31.56kb.
Психолого-педагогическое образование, в т ч
39.74kb.
Мастерство актера: Г. Ю. Шенкнехт Сценическая речь: доцент И. В. Максимова
29.41kb.
С 1996 г. – Ро эльконина-Давыдова Комплект учебно-методической литературы
9.41kb.
М. Г. Абрамзон «11» 05 2011 г
524.92kb.
Семинар «Научное и педагогическое наследие академика Н. Н. Боголюбова»
16.7kb.
Также выпускник подготовлен для продолжения образования в магистратуре по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование по программе «Химическое образование»
31.46kb.
Поступающие после профильного образования (педагогическое, психологическое) проходят вступительное испытание в форме собеседования
71.89kb.