Главная страница 1
скачать файл

Педагогическая технология «Учебная фирма» как способ формирования профессиональных компетентностей участников образовательного процесса

Автор статьи: Бутко Н.Ю., к.п.н., заместитель директора по учебно - производственной работе Некрасовского педколледжа №1, председатель Совета Ассоциации выпускников Некрасовского колледжа Санкт-Петербурга.

Программа модернизации Российского образования ориентирована на достижение нового качества образования. В связи с этим возникает вопрос, что понимается под качеством образования и о каком новом качестве идет речь1.

Для ответа на вопрос о том, что понимается под качеством образования, надо предварительно уточнить, что понимается под образованием.
В Российской педагогической энциклопедии (Т.2- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.- с.62) образование определяется как процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Таким образом, акцент в определении переносится на результат образования, в качестве которого рассматривается социализация обучающихся.

Социализация же, в свою очередь рассматривается как развитие у личности способности к решению проблем в различных сферах его жизнедеятельности. В этом случае образование понимается как специально организованный процесс развития у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем на основе использования освоенного социального опыта, элементом которого является опыт самих обучаемых.



  • Закономерно, что качество любых изменений зависит от учителя. Модернизация образования предполагает, прежде всего, изменения в профессиональной подготовке учителя. В свою очередь качество профессионального образования – сложный многокомпонентный феномен. Основные его показатели связаны с уровнем подготовки специалиста. Результатом, таким образом, можно считать соответствие квалификации специалиста установленным стандартам, отражающим требования общества к его деятельности. И если квалификация – степень готовности к педагогической деятельности, то компетентность можно рассматривать как качество этой квалификации. Компетентность педагога позволяет ему решать различные проблемы как в профессиональной так и повседневной социальной жизни.

Структура компетентности предусматривает наличие определенных компонентов:

-функциональная компетентность, которая характеризуется профессиональными знаниями и умениями;

-интеллектуальная компетентность – способность к аналитическому мышлению, владение приемами самовыражения и саморазвития;

-ситуативная компетентность - умение действовать в соответствии с ситуацией;

-социальная компетентность, предполагающая наличие коммуникативных и интеграционных способностей, умения поддерживать отношения, добиваться своего, владение приемами ведения совместной деятельности, профессионального общения, социальную ответственность за результаты труда.

Формирование и развитие компетентности – это ориентир организации и реализации образовательного процесса в колледже.2

Инновационные процессы в профессиональном образовании в большей степени коснулись теоретической подготовки специалиста, а не организации педагогической практики. Но как говорил Иоганн Вольфганг Гете «Суха, мой друг теория всегда, а древо жизни пышно зеленеет».Жизненным воплощением теоретической подготовки учителя является педагогическая практика. Особенность педагогической подготовки заключается в том, что ее целью является не простое наращивание профессиональных знаний и умений, но и «взращивание» собственной личности.

В логике вышеизложенного выделяются особенности организации педагогической практики студентов педагогического колледжа по специальности 0322. Традиционный подход к организации педагогической практики, не дает в полной мере возможностей для формирования таких видов компетентности как: инициативность, лидерство, способность рефлексировать, корпоративность.

Организация педагогической практики, с использованием образовательной технологии «Учебная фирма»,с элементами имитационно – ролевой игры, представляет собой модель реально существующей фирмы по оказанию образовательных услуг. Основу технологии составляют:



  1. модель бизнес - процессов реальной фирмы, возможность управления фирмой предоставляется учащимся, которые несут ответственность за осуществление смоделированных процессов, в зависимости от должности.

  2. модель рыночной среды. Факторами внешнего окружения фирмы управляет преподаватель колледжа.

Основная идея данной технологии заложена в формуле: «учусь делая»

Технология «Учебная фирма» не нова. Идея использования учебных фирм для подготовки специалистов в экономической сфере возникла в Германии в начале XX века. Но в сфере оказания образовательных услуг, как форма организации педагогической практики – не имеет аналогов. Данная технология позволила интегрировать предметы психолого – педагогического цикла, таким образом осуществить опосредованное обучение на междисциплинарном уровне, сфокусировать теорию на практические результаты.

Организация педагогической практики по данной технологии позволяет решать следующие задачи:

-формирование знаний о современных подходах к проектированию процесса воспитания;

-формирование умений использовать в практической деятельности современные методы диагностики;

-умение разрабатывать содержание, планировать и организовывать различные формы воспитательной деятельности;

-знание и умение использовать современные способы представления информации;

-приобретение опыта публичного выступления;

-развитие творческих способностей;

-развитие коммуникативной культуры, приобретение умения сотрудничать, вести диалог с различными партнерами;

-воспитание дисциплинированности, организованности;

-формирование имиджа учебной фирмы внутри учебного заведения.

Структура фирмы включает в себя: отдел маркетинга, отдел проектирования образовательных услуг, производственный отдел. В руководство учебной фирмой входят: директор и заместитель директора, секретарь ( из числа студентов данной группы), а так же научный руководитель ( методист колледжа).

Элементы имитационно – ролевой игры в технологии «Учебная фирма» помогает опробовать новые способы поведения в ситуациях, где последствия ошибок не столь серьезны, как в реальной жизни. Образовательная технология «Учебная фирма» с элементами имитационно – ролевой игры, является не только формой организации педагогической практики студентов колледжа, но и развивающей средой ,где каждый студент имеет возможность

обсудить свои ценности и разрешить ценностные конфликты, получить в готовом виде или самостоятельно сформулировать новые понятия, наблюдать ролевые модели в реальной жизни, возможность исправлять ошибки, а также помощь и поддержку других людей, рефлексировать.

Организация педагогической практики с использованием образовательной технологии «Учебная фирма» предоставляет студентам широкие возможности для участия в новой для них деятельности: лидерской, инновационной, исследовательской и другой; позволяет реализовать принципы, характерные для классической школы менеджмента, что позволяет ощутить слияние педагогической науки и экономики, что, является современно и актуальны для современной действительности. В частности, учебная фирма строит свою работу, опираясь на принципы основателя научной школы классического менеджмента Анри Файоля:



  1. принцип разделения труда. Процесс производства образовательных услуг разделен на конкретные функции, закрепленные за определенными работниками фирмы ,студентами данной группы;

  2. принцип полномочия и ответственности;

  3. принцип единоначалия;

  4. принцип подчиненности личных интересов общим;

  5. принцип централизации (во главе фирмы стоит директор из числа студентов, которому подчиняются руководители отделов);

6.скалярная цель. Все работники фирмы стремятся к одной цели, качественная реализация образовательных услуг;

  1. принцип инициативы;

  2. корпоративный дух. Каждый сотрудник фирмы ощущает себя необходимой частью.

К преимуществам организации педагогической практики с использованием инновационной технологии «Учебная фирма» относятся:

- передача теоретических знаний осуществляется методом leaning by doing

обучаюсь делая. Немецкий педагог Адольф Дистервег писал о том, что «печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний. Но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он кое- что знает, но ничего не умеет»;

- знания и навыки формируются и адаптируются в соответствии со спросом на рынке образовательных услуг и условиями действительности;

-развиваются такие социальные навыки, как самоуважение, самосознание, самостоятельность;

- формируется умения оценивать действия, а не личность, толерантность, направленность на результат;

-формирует адекватное восприятие собственной роли и роли других людей в учебной фирме.

Таким образом, организация педагогической практики с использованием технологии «Учебная фирма» может выступать как механизм формирования профессиональной компетентности студентов педагогического колледжа.



1 Вестник ОИРШ № 23,СПб, 2003


2 Материалы научно – практической конференции под ред .Е.А.Соколовской Иркутск – Санкт- Петербург, 2003-с.69.




скачать файл



Смотрите также:
Педагогическая технология «Учебная фирма» как способ формирования профессиональных компетентностей участников образовательного процесса
63.09kb.
Начальное общее образование
57.31kb.
Данные рекомендации разработаны в целях определения требований к созданию и поддержке работоспособности официальных сайтов образовательных учреждений
90.59kb.
Русский язык. Тренажер 1 4 кл. Образовательная коллекция cd r- ооо: 1с школа, 2009
601.48kb.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология»
535.69kb.
Iii организационный раздел система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта Направление
147.63kb.
Поиск. Находки. Опыт. Методическая копилка 2012 с. Терсюкское 2012 год
973.11kb.
Pr-текст как способ формирования имиджа корпорации
181.82kb.
1 Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития
107.88kb.
Указанное в нем суммарное итоговое количество учебных часов определяет финансирование образовательного учреждения из государственного бюджета
404.82kb.
Комплексно-тематитечкое планирование воспитательно – образовательного процесса
32.11kb.
Материальные условия организации воспитательно-образовательного процесса доу
42.34kb.