Главная страница 1
скачать файл

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА

В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ

И АДАПТАЦИИ В НОВОМ ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕУЧАЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

«Педагог, который строит свою

работу с учетом только внешней,

формальной характеристики

поведения учащегося,

не раскрывая его содержания,

по существу не ведает, что творит».

С. Л. Рубинштейн.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 года единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка. С этого времени дети имеют свою конституцию. Её положения, по сути своей, сводятся к четырём основным требованиям: выживание – развитие – защита – обеспечение активного участия в жизни общества. Каждый из этих пунктов определен контактом ребенка с взрослым. Но контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда мы говорим о взаимопонимании и эмоциональном участии друг в друге, всегда имеем в виду диалог. Главное в установлении диалога – совместное устремление к общим целям. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различии опыта. Однако ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется взрослый в общении с ним. Понять ученика можно гораздо лучше, взаимодействуя с ним на равных, принимая его взгляды, ценности, обсуждая трудности и неудачи.

Как выйти на такой уровень общения? В работе можно использовать метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для успешного общения. Вновь поступившие дети, как правило, ведут себя обособленно, с трудом контактируют между собой, нерешительные, с трудом находят темы для бесед, нет совместных интересов. На этом этапе используются игры, которые помогают в установлении контакта с воспитанниками.

1 блок игр. Упражнения на установление эмоциональных барьеров между участниками группы (класса), учитель – ученик.

«Узкий мостик» Учитель проводит на полу мелом прямую линию. Участникам группы предлагается попарно разойтись на этом узком мостике друг с другом, в игре принимает участие и учитель.

«Передай по кругу» Участники игры встают в круг. Учитель просит учащихся при помощи пантомимы показать, что они что-то держат в руках. Дети отгадывают, кто что держит. После этого учащимся предлагается по кругу друг другу передать воображаемый предмет (ваза с цветами, торт, мешок, камень и.т.д.)

«Зеркало» Ученики класса выбирают одного ученика, учитель говорит, что это зеркало, мы сейчас будем в него смотреться, что делает зеркало, то должны повторять все. Зеркальное повторение мимики, жестов, движений.

2 блок. Приобретение опыта совместной работы всем классом, учитель принимает участие не как ведущий, а ведомый учащимися.

«Кораблекрушение» Дети сидят в кругу. Учитель предлагает решить совместно следующую ситуацию: «Наш корабль потерпел крушение. Мы выброшены на необитаемый остров. Наша задача распределить обязанности для обеспечения жизни». Дети сообща решают, кто чем будет заниматься, какой вид деятельности будет выполнять. Учитель попутно получает информацию об увлечениях и интересах детей.

«Семья» Учитель предлагает детям представить, что ребята класса одна большая семья, к нам пришел фотограф. Наша задача распределить роли в семье и занять места для фотографии.

В данных играх дети приобретают опыт совместной деятельности, умение общаться между собой, находить выход из создавшейся ситуации, взаимодействуя между собой.

Помимо диалога необходимо наличие еще одной стороны общения между взрослым и ребенком. На психологическом языке эта сторона называется принятием ребенка. Принимать – значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами, категорически отказываться от негативных оценок его личности, а обсуждать только неверно осуществленное действие или ошибочный поступок.

Как правило, опытный учитель и воспитатель знают и понимают, насколько важно, чтобы требования соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. С самого первого дня нужно разъяснять детям, о правилах поведения в школе, классе. Школьник, не знающий, чего можно ожидать от педагога, и что он может делать сам, начинает выяснять это методом проб и ошибок. Примерно происходит так: я сделал что-то – учитель молчит, теперь – это, тоже молчит, а вот теперь получил замечание. Значит «это» делать нельзя. Если у педагога нет четких критериев, то в следующий раз за «это» он может не сделать замечание, а сделает за «то», на что в прошлый раз не обратил никакого внимания. Например: ребенок подошёл и взял со стола, не спросив разрешения учителя, ручку, замечания не последовало. Ученик сделал вывод: «это» делать можно. В следующий раз он может взять со стола книгу и тут возмущения и замечания со стороны учителя. Ученик в растерянности, встает вопрос: «Почему?», тогда было можно, сейчас - нельзя. И ребенок вновь будет определять возможное методом новых проб и ошибок. Необходимо предъявлять своим воспитанникам определенную систему требований, которая распространяется на всех обучающихся.

«Дети активные существа,… а если это так, то следует создать им организованную среду, только не такую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность.» писал Ш. А. Амонашвилли.

Учебная деятельность носит коллективный характер, именно поэтому ребенок должен обладать определенными навыками общения со сверстниками, умением выполнять совместную работу. Большинство детей быстро знакомятся, осваиваются в новом коллективе, взаимодействуют, но все – таки элемент соревновательности, конкурентности доминируют в совместной работе. Некоторые длительное время не сближаются с одноклассниками, чувствуют себя одиноко, неуютно, на перемене играют в сторонке или жмутся к стенке. В формировании отношений между детьми на этом сложном для каждого ребенка этапе, вхождения в новый для него коллектив, важную роль играет учитель, воспитатель. Именно он должен познакомить ребят друг с другом, у каждого отметить положительное личностное качество, создать атмосферу общей работы, сотрудничества, взаимопонимания.

3 блок игр. Снятие барьера при знакомстве.

«Поём имя» Дети вместе с учителем садятся в круг. Инструкция: представим себе, что мы разучились разговаривать и умеем только петь, а нам необходимо друг с другом познакомиться. По порядку каждый пропоёт своё имя, а следом за каждым из вас имя пропоют хором.

Ребенок должен почувствовать, что ему интересно и радостно среди одноклассников: ведь ему очень необходима их оценка, их отношение, каждому ученику хочется завоевать авторитет и доверие ребят. Положительные эмоции, которые ребенок испытывает при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию в школе. И здесь чрезвычайно велика роль учителя. Мы часто забываем, что дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе чаще всего – глазами учителя. Отношение учителя к ученику – индикатор отношений к нему и его одноклассников. От негативного отношения учителя ребенок страдает вдвойне: учитель относится к нему «плохо», и так же относятся к нему дети. Корректно подхожу к оценке поведения ученика и его школьных неудач. Каждый ученик индивидуален, вне зависимости от их личностных характеристик, интеллектуального развития, психического состояния я не выделяю кого – то из них, не подчеркиваю чью – то привлекательность, не показываю, что кто – то нравится мне больше других. Бывает, что у учителей с первых дней выделяются «любимчики» они раздают и собирают тетради, ведут контроль над поведением и дежурством, выполняют другие поручения учителя. В результате происходит расслоение класса, которое отнюдь не способствует установлению дружеских взаимоотношений между учащимися. Важная цель воспитательной работы – привить ребенку чувство, что класс, школа не являются чужой группой людей. Задача учителя быть наглядным примером отзывчивого, готового прийти на помощь.

В создании благоприятного психологического климата в классном коллективе является труд – один из главных факторов приобщения детей к материальной культуре общества, средством их социальной ориентации по отношению к «взрослой» жизни. Из всех видов деятельности труд играет важную роль в сплочении и развитии детского коллектива. Совместная деятельность воспитывает у учащихся взаимопомощь, самостоятельность. Нужно указывать ребятам на необходимость оказывать помощь слабым, учитывать темперамент и физические возможности при распределении заданий. Особое внимание при подведении итогов нужно обращать на то, что одному справится с работой намного труднее. В результате обучающиеся начинают осознавать важность совместной деятельности.

Знание ребенка – сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике – высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов. Это комплекс знаний по физиологии, психологии, гигиене, педагогике, это умение увидеть и понять в каждом то - особенное, индивидуальное, что отличает его от всех. И то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.
Литература для самообразования по данной тематике:

1. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Панфилова М. А. Москва, «Издательство» - ГНОМ, 2001г.

2. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. А. И. Захаров. Москва, «Просвещение», 1986.

3. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред В.А. Сластенина, Москва, ACADEMA, 1999г.



4. О восприятии и понимании ребенка. Практикум по психологии. Л. Аболин, Н. Иванова, И. Сибгатуллина, Казань – Рига 1996 г.

5. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. Семаго Н.Я., Семаго М.М, Москва, 2000г.
скачать файл



Смотрите также:
«Педагог, который строит свою работу с учетом только внешней, формальной характеристики поведения учащегося, не раскрывая его содержания, по существу не ведает, что творит»
63.89kb.
Xxxv предметные программы по общественным наукам Общая часть а
2443.19kb.
Три главных правила журналистики, которые я выучил на своей шкуре: не доверяйте анонимам, не пытайтесь понравиться герою интервью и не пишите про друзей. В этом номере я нарушаю все три
23.51kb.
Но создать творческие работы, проиллюстрировать свою работу
43.39kb.
Каждое открытие имеет свою историю, порой печальную, даже трагическую, иногда забавную, но всегда поучительную. Такую же, как этот рассказ об элементе, который открывали добрую сотню лет и все же открыли… преждевременно
1760.39kb.
Тема: Органы чувств
83.93kb.
Венский банкир Генрих Айзенштайн совершил мелкое правонарушение и должен сесть в тюрьму. Но его друг Фальк, директор местного театра, приглашает его на этот вечер на грандиозный бал, который даёт князь Орловский
16.42kb.
О формуле профессионального успеха
16.01kb.
Жил в заводе мужик один. Левонтьем его звали. Старательный такой мужичок, безответный. Смолоду его в горé держали, на Гумешках то есть. Медь добывал. Так под землей все молодые годы и провел
72.03kb.
Поэтическое творчество Владимира Высоцкого в контексте Древней Руси и Советской России
239.81kb.
Цели программы
137.4kb.
Рбк-татарстан Президент Татарстана присоединится ко всемирной акции отказа от автомобилей
28.38kb.