Главная страница 1страница 2 ... страница 15страница 16
скачать файл

ОТВЕТЫ КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА ПО ФИЛОСОФИИ БИОЛОГИ И МЕДИКИ ГРУППА БУШЕВА С.А. 2010/2011 уч. год


Связь истории и философии науки. Классификация наук. Естественные, социальные, гуманитарные и формальные науки. 4

Проблема возникновения науки. Характеристические черты научного знания. Наука периода древних царств. 4

Древнегреческая наука. Греческий полис и агональный дух. Афины и Александрия как научные центры. Критическая аргументация, проблема и способы обоснования знания. Античная математика: пифагорейский квадривиум и «Начала» Евклида. 5

Древнегреческая наука. Фисиология и концепция элементов. Античный космос. Появление логики и теория научного доказательства у Аристотеля. Физика и биология Аристотеля. 7

Древнегреческая наука. Греческая медицина: клятва Гиппократа, гуморальная теория. Гален как врач и методолог науки. Геометрия как образец науки. Греческая астрономия и задача «спасения явлений» от Евдокса до Птолемея. Математизация астрономии и географии. 8

Наука в средние века. Специфика христианства и двойственность его роли в развитии науки. Символическое истолкование «книги природы». Антиматематизм евангелия и образ Бога-геометра. Науки в контексте библейской экзегетики. 9

Наука в средние века. Цикл семи свободных искусств. Арабский халифат и арабская наука. Наука в западной Европе в позднем средневековье. Средневековые университеты и монашеские ордена. Францисканство и научная методология Оксфордской школы (Р. Гроссетест и Р.Бэкон). 10

Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Гуманизм и секуляризация. Роль реформации и контрреформации для истории науки. Разрушение антично-средневекового иерархического космоса. 10

Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII в. Отказ от геоцентризма и признание бесконечности мира. От созерцания и мысленного эксперимента к эксперименту реальному. «Книга природы написана на языке математики». Отличия новой математики от античной. Натуральная философия И. Ньютона. 10

Эпоха Просвещения и наука. Возникновение и роль Академий наук. Культ научного разума и романтическая реакция на него. Развитие механики и механицизм. Широкое развитие математического анализа. Применение математики и основной эпистемический треугольник (Бог, мир, человек). Выделение из естественной истории ряда наук – биологии, геологии, химии. 10

Наука в XIX – XX веках. Промышленная революция и изменение статуса науки в обществе. Вера в прогресс науки. Разрушение эпистемического треугольника. Отделение чистой математики от прикладной. Новые математика, физика и биология. Особенности современной науки. 10

Наука как специфическая человеческая деятельность. 10

Структура научного знания в целом. Проблема редукционизма. 10

Специфика теоретического и эмпирического уровней научного познания. 10

Концепции фактуализма и теоретизма в философии науки. 10

Основные уровни научного знания. 10

Чувственный уровень научного знания и его особенности. 11

Теоретическое научное знание, его структура и методы построения. 11

Эмпирический уровень научного знания, его природа и структура. 11

Метатеоретический уровень научного знания и его структура. 11

Научная картина мира, ее содержание и функции в науке. 11

Философские основания науки как структурный элемент метатеоретического научного знания. 11

Виды философских оснований науки 11

Механизм и формы взаимосвязи различных уровней научного знания. 11

Позитивизм. Три этапа его развития. О. Конт: закон трех стадий, феноменализм, роль философии на позитивном этапе, классификация наук. Наука и религия человечества. Дж. Ст. Милль: индуктивная логика и критика силлогизма, последовательно эмпирическая концепция математики. Универсальный эволюционизм Г. Спенсера. 12

Эмпириокритицизм Э. Маха и Р. Авенариуса. Концепция нейтральных элементов опыта. Логический позитивизм Венского кружка. Пересмотр кантовской классификации суждений. Бессмысленность метафизики и формально-языковой характер математики. Проблема верификации эмпирических суждений. 16

Прагматизм Чарльза Пирса. Критика картезианского эпистемологического индивидуализма. «Коммунальный» характер научного опыта. Фаллибилизм и истина как регулятив. Концепция закрепления убеждений. Прагматистская максима. 20

Психологический прагматизм У. Джеймса. Поздний Л. Витгенштейн и прагматизм. У.В.О. Куайн: критика основных догм логического позитивизма с прагматической точки зрения. 22

Проблемы истины и познания в прагматизме. У. Джемс. «Что такое прагматизм?» 25

Неопозитивистский подход к науке по работе Р. Карнапа «Преодоление метафизики логическим анализом языка». 28

Принципы натурализованной эпистемологии по работе Куайна У.В.О. Онтологическая относительность 30

Постпозитивизм: критический рационализм К. Поппера. Спор с логическим позитивизмом о предмете и методе философии. Психология открытия и логики научного исследования. Проблема Канта, проблема Юма и их решение Поппером. Принцип фальсифицируемости. Фаллибилизм и истина без критерия истинности. Отличие позиций Поппера и Пирса. Концепция третьего мира. 30

К Поппер о теориях научного знания. По работе «Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 1987. Глава 3. - Три точки зрения на человеческое познание». ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 30

Статья К. Поппера «Три точки зрения на человеческое познание». Какие точки зрения на познание выделяет Поппер и в чем их сильные и слабые стороны? 30

Эволюционизм в философии науки. По работе К.Поппера «Эволюционная эпистемология» 30

Дарвинизм как метафизическая исследовательская программа. По статье К. Поппера «Эволюционная эпистемология». 30

Постпозитивизм: утонченный фальсификационизм и концепция научно-исследовательских программ И. Лакатоса. 31

Принципы фальсификационизма по работе И. Лакатоса Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. Часть 1. 33

Постпозитивизм: концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы. Допарадигмальное состояние и нормальная наука. Научная революция как смена парадигм. Критика кумулятивизма и тезис о несоизмеримости парадигм. Полемика Кун – Поппер. 34

Т. Кун о научных революциях. По работе «Логика и методология науки. Структура научных революций» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 41

Методолгический анархизм. На примере идей Пола Фейерабенда в работе «ПРОТИВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Главы 1-9» 42

Постмодернистское представление о науке по работе М.Фуко «Археология знания». Введение». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 45

Трансцендентальная философия науки. Коперниканский переворот И. Канта. Условия возможности познания и трансцендентальный метод. Конструирование трансцендентальной реальности. Априорные компоненты знания с точки зрения различных версий трансцендентализма. Трансцендентальная аргументация. Реализм и антиреализм. Интенциональная реальность Э. Гуссерля. 45

Биоэтика: проблемы связанные с началом человеческой жизни в свете современных знаний о биологии человека (ПРИСУТСТВУЕТ В 6-ТИ БИЛЕТАХ) 46

Место биологии в системе естественнонаучных и гуманитарных дисциплин. Проблема номотетического и идеографического характера знаний в науках о жизни. 50

Специфика философско-методологических проблем биологии. 51

Теоретизация как проблема развития современной биологии. Дискуссии о природе теоретической биологии. Задачи и модели формирования теоретической биологии. 55

Основные этапы становления идеи развития в биологии. Трансформизм и эволюционизм. 62

Основные концепции происхождения жизни. Мировоззренческие основания и методологические принципы концепции биохимической эволюции, их отражение в работе А.И. Опарина «Жизнь, ее природа, происхождение и развитие». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 69

Постановка проблемы эволюции в работе Ж. Б. А. Ламарка «Философия зоологии». (ПРИСУТСТВУЕТ В 3-ЁХ БИЛЕТАХ) 75

75

Материалистическая сущность и диалектический характер решения проблемы развития органического мира в работе Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 76



Современная наука об основных факторах, этапах и закономерностях антропосоциогенеза. 77

Специфика интеллектуальной собственности в науке. Проблема преимуществ в научной деятельность (по статье Р.Мертона «Эффект Матфея»). ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 78

М. Вебер о задачах и целях науки и ученого. По работе «Наука как призвание и профессия» ». (ПРИСУТСТВУЕТ В 2-УХ БИЛЕТАХ) 79

Проблемы социального функционирования науки по работе Роберта Мертона. «Эффект Матфея в науке, II. Кумулятивное преимущество и символизм интеллектуальной собственности» 82

Наука и мифология по работе Лосева А.Д. «Диалектика мифа. Раздел III.» 83

Философия и наука по работе Х. Ортега-и-Гассета. Что такое философия? Лекция III. "Тема нашего времени." - "Наука" - это чистый символизм. - Мятеж наук. - Почему существует философия? - Точность науки и философское знание 84

Неокантианская модель науки по работе Риккерта Г. Науки о природе и науки о культуре. Главы 1-7 85

Неореализм в философии науки. По работам Г.Башляра «Научное призвание и душа человека» или «О природе рационализма». 88

Понятие ноосферы и роли науки в ее формировании по работе Вернадского В.И. Научная мысль как планетарное явление 89

Наука и культура. По статье М. Мамардашвили «Наука и культура» 92




скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Ответы кандидатского экзамена по философии биологи и медики группа бушева с. А. 2010/2011 уч год
1718.98kb.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 03. 01. 06 «Биотехнология»
216.58kb.
График проведения выпускных квалификационных экзаменов и состав государственной квалификационной экзаменационной комиссии рпл-8 на 2009-2010 учебный год
45.6kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 14. 00. 09 «Педиатрия» по медицинским наукам
199.64kb.
Приложение №5 план учебно – воспитательной работы с учащимися интерната на 2010-2011 учебный год. Разделы плана
91.08kb.
История и философия науки общие вопросы для экзамена кандидатского минимума
39.66kb.
Приказом Минобразования России от 17. 02. 2004 г. №696 с 1 июля 2005 года введен кандидатский экзамен по общенаучной дисциплине «История и философии науки»
396.86kb.
Ответы к заданиям II этапа республиканской олимпиады по обществоведению 2011/2012 учебный год
41.4kb.
Количество туристов за 2010-2011 гг вышло на докризисный уровень 2007 года 5,7 млн туристов (2007 год лучший год за последние 20 лет). Если сравнивать с 2009 годом, то в 2011 году туристов стало на 12,5% больше
30.02kb.
Сборник «новинки 2010 – 2012» в сборник вошли все фильмы проката 2010, 2011, 2012 года по состоянию на сентябрь 2012года
197.89kb.
Федеральное государственное бюджетное
298.83kb.
1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 51 475,0 млрд
22.33kb.