Главная страница 1
скачать файл

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ



  1. Островский А. Гроза. Доходное место. Лес (по выбору).

  2. Сухово-Кобылин. Дело. Свадьба Кречинского. Смерть Тарелкина.

  3. Тургенев И. С. Месяц в деревне.

  4. Толстой Л. Власть тьмы.

  5. Салтыков-Щедрин. Смерть Пазухина. Тени (по выбору).

  6. Чехов М. Чайка. Вишневый сад. Три сестры.

  7. Хармс Д. Елизавета Бам.

  8. Эрдман Н. Самоубийца.

  9. Введенский А. Елка у Ивановых.

  10. Набоков В. Событие.

  11. Горький М. Дети солнца. Варвары. Дачники. Враги (по выбору).

  12. Акунин Б. Чайка.

  13. Л.Петрушевская. Три девушки в голубом.

  14. Аксенов. Цапля // Совр. драматургия. 1990. №3.

  15. Коляда Н. Уйди-уйди // Совр. драматургия. 1999. №1.

  16. Угаров М. Облом-off.

  17. Г.Горин. «…Чума на оба ваши дома!»

  18. Гришковец Е. ОдноврЕмЕнно. Планета (по выбору).

  19. Богаев О. Русская народная почта // Драматург. 1997. №3.

  20. Сигарев В. Пластилин. Черное молоко. Агасфер (по выбору) // Совр. драматургия. 2001. №2.

  21. Братья Пресняковы. Терроризм // Совр. драматургия. 2002. №2.

  22. И.Вырыпаев. Кислород // Театр doc. М., 2005; Бытие №2 (по выбору).

  23. Курейчик А. Потерянный рай. Скорина (по выбору) // Курейчик. Скорина. Минск, 2006.

  24. Попова Е. Тонущий дом // Совр. драматургия. 2007. №1.

  25. Клавдиев Ю. Собиратель пуль / Новая драма. СПб., 2008. С.245.


Литература

Аристотель. Поэтика. М., 1960.

Анализ драматического произведения. Л., 1988.

Аникст А. История учений о драме: В 3 т. М.: Искусство, 1967-80.

Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990.

Барабаш Н.А. Условность в драме и театре. М., 1991.

Борисова Л.М. Драматургия русского символизма. Киев, 1991.

Бентли Эрик. Жизнь драмы. М., 1978.

Волькенштейн В. Драматургия. М., 1923.

Громова М.И. Русская драматургия конца ХХ – начала ХХ1 века. М., 2005.

Гончарова-Грабовская С.Я. Комедия в русской драматургии конца ХХ – начала ХХ1 века. М., 2006.

Гончарова-Грабовская С.Я. Современная русская драматургия (конца ХХ –начала ХХ1 вв.) Хрестоматия. Минск, 2003.

Гончарова-Грабовская С.Я. Поэтика современной русской драмы. Минск, 2003.

Данилов С.с. Очерки по истории русского драматического театра. М.-Л., 1948.

Законы драматургии. М., 1989.

Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

История русской драматургии (Вторая половина ХIХ-начало ХХ вв.). Л.:

Наука, 1987.

История русского театра. М., 2003.

Интерпретация художественного текста в вузе и в школе. М., 1993.

Мильдон В.и. Вершины русской драмы. М., 2002.

Пави Патрис. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.

Поляков М.Я. Теория драмы. Поэтика. М., 1980.

Русский театр и драматургия начала ХХ века. М., 1984.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1975.

Текст: структура и анализ. М., 1989.

Хализев В. Драма как род литературы. М.: Искусство, 1986.




ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. «Лес» А.Н. Островского и «Счастливцев-Несчастливцев» Г.Горина: проблема взаимосвязи.

  2. «Смерть Пазухина» М.Е. Салтыкова-Щедрина и «Смерть Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина.

  3. Чехов и Ибсен («Чайка» и «Нора»).

  4. Чеховский мотив «трех сестер» в пьесе В.Аксенова «Цапля».

  5. Пьесы М.Горького на белорусской сцене.

  6. «Дети Ванюшина» С.Найденова на белорусской сцене.

  7. Постсимволистская «эпическая драма» 1920-х гг.: «неореалистическая» и «соцреалистическая» модификации (М. Булгаков, Б. Лавренев).

  8. Римейк М.Угарова «Облом-off».

  9. Гиперрреализм в пьесах В.Сигарева («Пластилин», «Черное молоко» и др.).

  10. Специфика художественной структуры в пьесе братьев Пресняковых «Терроризм».

  11. «Пьемонтский зверь» А.Курейчика на белорусской сцене.

  12. Герой и обстоятельства в пьесе Е.Поповой «Тонущий дом».

  13. «Чернуха» и «свет» в пьесах Н.Коляды.

  14. Монодрама в творчестве А.Евреинова и Е.Гришковца.

  15. «Метафизический сентиментализм» в драматургии Н.Коляды.

  16. Поэтика постмодернистской драмы (В.Коркия, М.Угаров и др.).

  17. Паратекст пьес М.Угарова («Голуби», «Зеленые щеки апреля», «Облом-off»).

  18. Быт и фантасмагория в пьесах Н.Садур.

  19. Игровая конструкция пространства и времени в пьесах О.Богаева.

  20. Драматическое и комическое в пьесах Н.Птушкиной.

  21. Черты «новой драмы» в пьесах Л.Н. Толстого и И.С. Тургенева («Живой труп» и «Месяц в деревне»)..

  22. Н.С. Лесков и Е.И. Замятин («Левша»).

  23. Проблема комического в драме абсурда (Д.Хармс, А. Введенский).

  24. Интерпретация «известных сюжетов» в пьесах-римейках Г.Горина.

  25. Поэтика ремарок в постмодернистской драме.

  26. Специфика сюжета в классической и современной драме.

  27. Абсурд в пьесе П.Пряжко «Урожай» // (СД.2009. №1)

  28. Пьеса Г.Грекова «Дурное семя» (проблема героя) // (СД.2009. №1)

  29. «Бытие №2» И.Вырыпаева (проблема жанра)

  30. Чеховский код в пьесе Г.Грекова «Майзингер».

  31. Драматургия П.Пряжко («Урожай», «Жизнь удалась»): аспекты поэтики.

  32. Постсимволистская «эпическая драма» 1920-х гг.: «неореалистическая» и «соцреалистическая» модификации (М. Булгаков, Б. Лавренев).

  33. Римейк М.Угарова «Облом-off».

  34. Гиперрреализм в пьесах В.Сигарева («Пластилин», «Черное молоко» и др.).

  35. Специфика художественной структуры в пьесе братьев Пресняковых «Терроризм».

  36. «Пьемонтский зверь» А.Курейчика на белорусской сцене.

  37. Герой и обстоятельства в пьесе Е.Поповой «Тонущий дом».

  38. «Чернуха» и «свет» в пьесах Н.Коляды.

  39. Монодрама в творчестве А.Евреинова и Е.Гришковца.

  40. «Метафизический сентиментализм» в драматургии Н.Коляды.

  41. Поэтика постмодернистской драмы (В.Коркия, М.Угаров и др.).

  42. Паратекст пьес М.Угарова («Голуби», «Зеленые щеки апреля», «Облом-off»).

  43. Быт и фантасмагория в пьесах Н.Садур.

  44. Игровая конструкция пространства и времени в пьесах О.Богаева.

  45. Драматическое и комическое в пьесах Н.Птушкиной.

  46. Интерпретация «известных сюжетов» в пьесах-римейках Г.Горина.

  47. Поэтика ремарок в постмодернистской драме.

  48. «Собиратель пуль» Ю. Клавдиева (аспекты поэтики).

  49. Пьеса Г.Грекова «Дурное семя» (проблема героя) // (СД.2009. №1)

  50. «Бытие №2» И.Вырыпаева (проблема жанра)

  51. Чеховский код в пьесе Г.Грекова «Майзингер».

  52. Драматургия П.Пряжко («Урожай», «Жизнь удалась»): аспекты поэтики.

  53. Герой-жертва в современной драме («Пластилин» В.Сигарева, «Возвращение героя А.Северского.

  54. «Поток сознания» в пьесе К.стешика «Спасательные работы на берегу воображаемого моря» (СД, 2007. № 1).

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ


  1. Поэтика драмы (специфика конфликта и героя).

  2. Жанровая морфология драмы.

  3. Семантический и морфологический уровни драмы.

  4. Поэтика драмы (специфика хронотопа).

  5. Художественное пространство – время в пьесах Метерлинка и Чехова.

  6. Хронотопическая структура пьес М.Булгакова.

  7. Генезис и тенденции развития русской драматургии и театра I в.

  8. Поэтика классицистической пьесы.

  9. Традиции и новаторство комедий Екатерины II и И.А. Крылова.

  10. Поэтика реалистической драмы.

  11. Поэтика реалистических комедий Н.В. Гоголя и их новаторство.

  12. Жанрово-стилевые особенности трилогии А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»).

  13. Художественная специфика реалистической драмы («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Власть тьмы» Л.Н.Толстого).

  14. Драматургия А.Н. Островского (аспекты поэтики).

  15. Метасюжет и его особенность в драматургии А.Н. Островского.

  16. Художественное пространство-время в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  17. Поэтика драматургии А.П. Чехова.

  18. Чехов и «новая драма».

  19. А.П. Чехов и русская драма конца ХХ – начала ХХ1 в.

  20. Театральная система конца ХIХ – начала ХХ в. и «новая драма».

  21. Поэтика «новой драмы» рубежа веков (конца  - начала ХХ века).

  22. Драматургия М.Горького (аспекты поэтики).

  23. Театральная концепция Н.Евреинова и его драматургия.

  24. Драматургия В.Набокова (проблематика и поэтика).

  25. Поэтика «драмы абсурда». «Елка у Ивановых» А.Введенского как драма абсурда.

  26. Драматургия Н.Эрдмана (проблематика, аспекты поэтики).

  27. Тенденции развития русской драматургии конца ХХ – начала ХХ вв.

  28. Тенденции развития современной русскоязычной драматургии Беларуси (Е.Попова, А.Курейчик, П.Пряжко, А.Делендик, Д.Балыко и др.).

  29. Феномен театра Е.Гришковца.

  30. Поэтика современной «новой драмы» (В.Сигарев, И.Вырыпаев, братья Пресняковы и др.).

  31. «Человек и социум» в современной драматургии (Н.Коляда, В.Сигарев, М.Курочкин, О.Богаев и др.).

  32. Художественная специфика постмодернистской пьесы (О.Богаев, М.Курочкин, М.Угаров и др.).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.
Тема: «Жанрово-стилевые особенности трилогии А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина»)».
ВОПРОСЫ:


  1. Жизнь и творчество А.В. Сухово-Кобылина (доклад-сообщение).

  2. «Свадьба Кречинского» (проблематика, система образов, особенности поэтики).

  3. Сатира в пьесе «Дело».

  4. «Смерть Тарелкина» (специфика жанра, художественное своеобразие).

  5. Пьесы А.В. Сухово-Кобылина в театре (доклад-сообщение)

  6. Мастерство А.В. Сухово-Кобылина – драматурга.

  7. Трилогия А.В. Сухово-Кобылина и гоголевское направление русской драматургии.



ЛИТЕРАТУРА





  1. А.В. Сухово-Кобылин. Пьесы.

  2. Дело Сухово-Кобылина: Россия в мемуарах. М., 2002.

  3. К. Рудницкий. А.В. Сухово-Кобылин. М., 1957.

  4. Соколинский Е.К. Парадоксы «Смерти Тарелкина» А.В. Сухово-Кобылина // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 267-283.

  5. М. Бессараб. Сухово-Кобылин. М., 1981.

  6. Кудряшов О.Л. Театр А.В. Сухово-Кобылина. М., 1987.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.
Тема: Художественная парадигма реалистической драмы («Месяц в деревне» И.С. Тургенева, «Власть тьмы» Л.Н. Толстого).
ВОПРОСЫ:


  1. Поэтика реалистической драмы.

  2. «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (аспекты поэтики).

  3. «Власть тьмы» Л.Н. Толстого как реалистическая драма (жанровая специфика).

  4. «Власть тьмы» Л.Толстого в критике (доклад-сообщение).


ЛИТЕРАТУРА





  1. Казакова Н.А. Народная драма Л.Толстого «Власть тьмы» (Мистерия 19 века). // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 301-313.

  2. В.И. Милдон. Лес и сад («Месяц в деревне») // В.И. Милдон. Вершины русской драмы. М., 2002. С.137-155.

  3. В.И. Милдон. «Без денег горе , а с деньгами вдвое» («Власть тьмы» ) // В.И. Милдон. Вершины русской драмы. М., 2002.С. 213-225.

  4. В.В. Основин. Драматургия Л.Н. Толстого. М., 1982.

  5. А.Аникст. Борьба идей вокруг «Власти тьмы» Л.Н. Толстого // Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972. С. 502 – 533. ( по докладу).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3

Тема: А.П. Чехов и современная драматургия


  1. Рецепция чеховских «Трех сестер» в пьесе Л.Петрушевской «Три девушки в голубом».

  2. Рецепция драматургии А.П.Чехова в пьесе «Цапля» В.Аксенова.

  3. Римейк Б.Акунина «Чайка».

Литература



  1. Катаев В.Б. Чайка-Цапля-Ворона (Из литературной орнитологии века) // Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 267-275.

  2. Петухова Е.Н. «…Счастье – это удел наших далеких потомков»: от «Трех сестер» Чехова к «Трем девушкам в голубом» Петрушевской // Чеховиана. «Три сестры»- 100 лет. М., 2002. С. 142-149.

  3. Катаев В.Б. Чехов плюс …:Предшественники, современники, преемники. Сб. М., 2004.

  4. Аксенов В. «Цапля» // Современная драматургия. 1990. №3.

  5. Антон Чехов «Чайка». Борис Акунин «Чайка». М., 2002.

  6. Петрушевская Л. Три девушки в голубом // Современная драматургия. 1983. №3.

  7. Петрушевская Л. Три девушки в голубом: Сб. пьес. М., 1989.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 4



Тема: Поэтика модернистской драмы


  1. Поэтика пьесы В.Набокова «Событие».

  2. Жанровая специфика пьесы Н.Евреинова «Чему нет имени».

Литература

1. И.Толстой. Набоков и его театральное наследие // Владимир Набоков. Пьесы. М., 1990.С. 5-41.

2. В.Набоков. Событие // Владимир Набоков. Пьесы. М., 1990.

3. В.В. Набоков: pro et contra. Т.1. М., 2000.

4. Н.Евреинов. Чему нет имени // Современная драматургия. 2005. №4.

5. В.Иванов. Во сне и наяву // Современная драматургия. 2005. №4. С. 202-204

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ №5

Тема: Драматургия Н.Эрдмана: особенности поэтики


  1. «Мандат» Н.Эрдмана как сатирическая комедия.

  2. Традиции Н.В. Гоголя в пьесе «Мандат».

  3. История постановки «Мандата» на сцене.

  4. «Самоубийца» Н.Эрдмана: синтез трагического и комического.

  5. История постановки «Самоубийцы» на сцене.

Литература



  1. Рассадин Ст. Самоубийца Николай Эрдман // Век. 1997. № 45.

  2. Эрдман Н.Р. Пьесы. Интермедии. Письма. Документы. Воспоминания современников. М., 1990.

  3. Канунникова И.А. Русская драматургия ХХ века. М., 2003. С. 135 -147.

  4. Щеглов Ю. Конструктивистский балаган Николая Эрдмана // Новое литературное обозрение. 1998. №5. С. 121.

  5. Поликарпова Е.С. Трагикомический театр Николая Эрдмана: Автореф. канд. дис. Самара, 1997.

  6. Гуськов Н.А. От карнавала к канону: Русская советская комедия 1920- х гг. СПБ., 2003.

  7. Журчева О.В. Автор в драме: Формы выражения авторского сознания в русской драме ХХ века. Самара, 2007. С.299-398.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: Художественный код «драмы абсурда» в русской драматургии ХХ века.


  1. Поэтика абсурда в пьесе А.Введенского «Елка у Ивановых».

  2. Особенности языкового абсурда в пьесе Д.Хармса «Елизавета Бам».

  3. Абсурдистская хроника жизни в пьесе О.Богаева «Русская народная почта».

Литература

1.М.Б. Мейлах. Русский довоенный театр абсурда. А.Введенский. Елка у Ивановых // Ново-басманная, 19. М., 1990. С. 365 -385.

2. Жаккар Ж.Д. Даниил Хармс: театр абсурда – реальный театр. // Театр. 1991. № 11.

3. Жаккар Ж.Д. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб., 1995.

4. Александр Введенский и русский авангард: Материалы междунар. конференции. М., 2004. С. 119-124.



  1. О.Богаев. Русская народная почта // Современная русская драматургия: Хрестоматия. Минск, 2002.

  2. Л.Петрушевская. Опять двадцать пять // // Современная русская драматургия: Хрестоматия. Минск, 2002.

  3. Т.Бутрова. Абсурд по-американски // СД 1994. №1.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7.

Тема: «Новая драма» в современной русской драматургии


  1. Художественная структура пьесы «Терроризм» братьев Пресняковых.

  2. Гиперреализм в пьесе В.Сигарева «Пластилин».

  3. Пьеса И.Вырыпаева «Кислород» (проблематика и художественное своеобразие).

  4. Документальная драма (пьесы-вербатим): М.Курочкин и А.Родионов «Бездомные».

Литература




  1. М.И. Громова. Русская драматургия конца ХХ-начала ХХ1 века. М., 2005. С. 304 – 316.

  2. С.Я. Гончарова-Грабовская. Комедия в русской драматургии конца ХХ-начала ХХ1 века. М., 2006. С. 3-53.

  3. В.Сигарев. Пластилин. Черное молоко. Фантомные боли // Репетиция: Пьесы уральских авторов. Екатеринбург, 2002.

  4. И.Вырыпаев. Кислород // Документальный театр. Пьесы. М., 2004.

4.Олег и Владимир Пресняковы. Терроризм // Соврем. драматургия.

2002. №2.
скачать файл



Смотрите также:
Островский А. Гроза. Доходное место. Лес (по выбору)
101.21kb.
Островский а н. Женские образы в пьесах а н. островского «гроза» и
60.96kb.
Составьте программу урока, построенного на основе технологии модерации. Урок проводится в классе «Предмет по выбору. Саксофон». Тема : Вводная лекция Знакомство с инструментом «Саксофон» Форма работы (данного урока) мелкогрупповая
112.34kb.
К партизанам в лес густой
37.31kb.
В последние годы Чердаклинский район существенно улучшил свои показатели социально-экономического развития
41.13kb.
Программа курса по выбору «Многоугольники»
108.52kb.
«Я черпал силы в оптимизме и уверенность в том, что делаю нужное дело»
114.04kb.
Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их "пьесами жизни"
27.71kb.
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть
116.33kb.
Заповедные зоны и национальные парки – место сохранения животного мира Исследовательская работа
249.22kb.
Утверждено на заседании Конкурсной комиссии
815.32kb.
Революционные события и наш край
101.13kb.