Главная страница 1
скачать файл

«Особенности использования

специальных технических средств в процессе обучения и воспитания

детей-инвалидов с нарушениями ОДА в общеобразовательных школах»

Смирнов М.А., методист отдела

специального (коррекционного) и инклюзивного

образования

Конвенция ООН о правах инвалидов была принята 13 декабря 2006 года ГА ООН и вступила в действие 3 мая 2008 года.

В рамках фундаментального вопроса о доступности (статья 9) Конвенцией предусматривается, что государства выявляют и ликвидируют препятствия и барьеры, а также обеспечивают доступ инвалидов к физической инфраструктуре, средствам транспорта, общественным зданиям и услугам, а также к информации и связи.

Основным определением Конвенции стало понятие «универсального дизайна» (статья 2) который означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. «Универсальный дизайн» не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо. Что такое универсальный дизайн?

Универсальный дизайн – это принцип создания изделий и организации окружающих условий, которые были бы более пригодны к использованию каждым человеком, независимо от возраста или способности.

В этом определении потребности людей с различными когнитивными способностями, а также зрением, слухом, подвижностью и координацией движений принимаются во внимание так же, как потребности людей различного роста, размеров и возраста. Обычный дизайн учитывает лишь "усредненного" человека, в то время как универсальный дизайн признает, что люди обладают широким спектром способностей и нуждаются в дизайнах, пригодных для любого человека в этом спектре.

Универсальный дизайн важен при проектировании такой среды как жилые дома, офисные здания, гостиницы, рестораны, парки, при прокладывании улиц и городском планировании в целом, в строительстве плавательных бассейнов, пешеходных дорожек, исторических памятников, музеев, выставок, конференц-залов, Интернет-сайтов, коммуникаций, в оформлении изделий, предоставлении услуг, в разработке правил, норм и стандартов.

Универсальный дизайн означает такой подход к дизайну, который признает изменения, происходящие с каждым в течение его жизни. Он принимает во внимание детей, стариков, людей высокого и низкого роста, а так же людей с различными инвалидностями. Универсальный дизайн учитывает различные стадии жизни реальных людей, а не мифического среднего человека.

Универсальный дизайн уважительно относится к человеческому разнообразию и стремится предоставить всем людям равную возможность участвовать в жизни общества. Это не просто некий определенный стиль в архитектуре или дизайне. Скорее, это образ мышления о самом процессе дизайна, а также о том, как обеспечить комфорт и удобство для всех людей.

Универсальный дизайн является подходящим термином, хотя, будь мир устроен рационально, в нем не было бы необходимости, ибо каким еще быть дизайну, - как и еде, которая, по идее, должна быть только здоровой.

Благодаря принятию Конвенции вниманию потребностей людей во всем диапазоне человеческого функционирования были усовершенствованы условия окружающей среды человека. Например:


  • Плоский вход в здание удобен для человека, толкающего детскую коляску или для того, кто перевозит в дом ящики или мебель.

  • Более широкие коридоры, двери и туалеты облегчают работу носильщиков и уборщиков. Эти же характеристики создают окружающую среду, которая куда эстетически приятна человеку, чем теснота.

  • Контраст цветов между стенами и этажами, лестницами и входами визуально привлекателен, и при этом облегчает ориентацию.

  • Ориентацию также облегчают легко читаемые и понятные знаки и указатели (включая осязательные и сделанные с помощью шрифта Брайля), расположенных на подходящей высоте и в ключевых для принятия решений точках окружающей среды. Звуковые знаки тоже облегчают поиск пути, например, к важным зданиям, на выставках, в музеях и пешеходных маршрутах.

  • Ручки-рычаги на дверях весьма удобны для людей, у которых руки замерзли, влажны или заняты поклажей.

Принципы универсального дизайна
Первый принцип: Равноправие в использовании

Второй принцип: Гибкость в использовании

Третий принцип: Простое и интуитивное использование

Четвертый принцип: Воспринимаемость информации

Пятый принцип: Терпимость к ошибке

Шестой принцип: Сохранение физических сил

Седьмой принцип: Размер и место для доступа и использования

В России в целом и в Костромской области в частности Законы о создании ДСЖ или «универсального дизайна» в настоящее время не меняются, изменяются лишь подзаконные акты, такие как, например, федеральная и региональная программы «Доступная среда жизнедеятельности» на 2011 – 2015 гг., СП 59.13330 - 11 (полностью заменяющий с 2013 г. СНИП № 35) и другие документы.

Новые российские подзаконные документы приближены к англо-саксонскому законодательству, выдвигающему требования, при учете прав инвалидов, к:

- земельным участкам (автостоянки, входы и пути движения, внешние и наружные места отдыха);

- помещениям и их элементам (входы, тамбуры, пути движения, горизонтальные и вертикальные коммуникации – пороги, пандусы, лестницы, лифты, эскалаторы и т.д.);

- путям эвакуации.

Технический регламент по данным требованиям в настоящее время в РФ принят и утвержден.

Требования к помещениям и их элементам

В зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для детей-инвалидов условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации. Например, ширина входной двери не должна быть меньше 85 см.


1. Вертикальные коммуникации (лестницы и пандусы)
1.1. Покрытие лестниц и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, т.е. сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге.

Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается.

1.2. Лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Ширина лифта не должна превышать 65 см.

Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20.

Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 – 1,0 м.

Пандус с расчетной длиной 60,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами, винтовыми лестницами или пандусами.

Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м) и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 – 1,0 м. Колесоотбойные устройства высотой 0,1 м следует устанавливать на промежуточных площадках и на съезде.

1.3. Поверхность пандуса должна быть нескользкой, отчетливо маркированной цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

В местах изменения уклонов необходимо устанавливать искусственное освещение не менее 100 лк на уровне пола.

Необходимость устройства подогрева поверхности пандуса, площадок под навесом, укрытием устанавливается заданием на проектирование.

1.4. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 1:10 (10%).

На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками – не более 6,0 м.

Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п.

В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м.

Через каждые 8,0 – 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса.

Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом – не менее 2,0 м.

Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 Х 1,5 м.

Ширину марша пандуса следует принимать по ширине полосы движения инвалида. Поручни в этом случае принимать по ширине пандуса.

Инвентарные пандусы должны быть рассчитаны на нагрузку не менее 350 кг/м2 и, удовлетворять требованиям к стационарным пандусам по ширине и уклону.

1.5. По продольным краям маршей пандусов для предотвращения соскальзывания трости или ноги следует предусматривать колесоотбойники высотой не менее 0,05 м.

Поверхность марша пандуса должна визуально контрастировать с горизонтальной поверхностью в начале и конце пандуса. Допускается для выявления граничащих поверхностей применение световых маячков или световых лент.

1.6. Вдоль обеих сторон всех пандусов и лестниц, а также у всех перепадов высот горизонтальных поверхностей более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов – дополнительно и на высоте 0,7 м.

Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте.

Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0м.

Завершающие горизонтальные части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м (допускается от 0,27 до 0,33 м) и иметь не травмирующее завершение.

1.7. Поручни рекомендуется применять округлого сечения диаметром от 0,04 до 0,06 м. Расстояние в свету между поручнем и стеной должно быть не менее 0,045 м для стен с гладкими поверхностями и не менее 0,06 м для стен с шероховатыми поверхностями.

На верхней или боковой, внешней по отношению к маршу, поверхности поручней перил должны предусматриваться рельефные обозначения этажей, а также предупредительные полосы об окончании перил.

1.8. Применение телескопических пандусов (короткие шлеи).


2. Санитарно–бытовые помещения
2.1. Во всех зданиях, где имеются санитарно-бытовые помещения, должны быть предусмотрены специально оборудованные для детей-инвалидов места в раздевальных, универсальные кабины в уборных, душевых и т.д.

2.2. В общем количестве кабин уборных общественных и производственных зданий доля доступных для детей-инвалидов кабин должна составлять 7%, но не менее одной.

2.3. Доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, 1 м: ширина – 1,65, глубина – 1,8, ширина двери – 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.

Примечание: габариты доступных и универсальных (специализированных) кабин могут изменяться в зависимости от расстановки применяемого оборудования.

В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Размеры универсальной кабины в плане не менее, 1 м: ширина – 2,2, глубина – 2,25.

Один из писсуаров следует располагать на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Следует применять унитазы, имеющие опору для спины.

2.4. У дверей санитарно-бытовых помещений или доступных кабин (уборная, душевая, ванная и т.п.) следует предусматривать специальные знаки (в том числе рельефные) на высоте 1,35 м.

Доступные кабины должны быть оборудованы системой тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта).

Над входом в доступные кабины рекомендуется устанавливать световые мигающие оповещатели, срабатывающие при нажатии тревожной кнопки.

2.5. Ширину проходов между рядами следует принимать, не менее, 1 м.

Для кабин душевых закрытых и открытых, умывальников групповых и одиночных, уборных, писсуаров - 1,8 м.

Высота раковины для умывания – до 75 см (раковина должна быть плоскостной).

2.6. В доступных кабинах следует применять водопроводные краны с рычажной рукояткой и термостатом, а при возможности – с автоматическими и сенсорными кранами бесконтактного типа. Применение кранов с раздельным управлением горячей и холодной водой не допускается.

Следует применять унитазы с автоматическим сливом воды или с ручным кнопочным управлением, которое следует располагать на боковой стене кабины, со стороны которой осуществляется пересадка с кресла-коляски на унитаз.

2.7. Приборы для открывания и закрытия дверей, горизонтальные поручни, а также ручки, рычаги, краны и кнопки различных аппаратов, которыми могут воспользоваться дети-инвалиды внутри здания, следует устанавливать на высоте не более 1,1 м и не менее 0,85 м от пола и на расстоянии не менее 0,4 м от боковой стены помещения или другой вертикальной плоскости.

Выключатели и электророзетки в помещениях следует предусматривать на высоте не более 0,8 м от уровня пола. Допускается применение, в соответствии с техническим заданием, выключателей (включателей) дистанционного управления электроосвещением, зашториванием, электронными приборами и иной техникой.

2.8. Следует применять дверные ручки, запоры, задвижки и другие приборы открывания и закрытия дверей, которые должны иметь форму, позволяющую инвалиду управлять ими одной рукой и не требующую применения слишком больших усилий или значительных поворотов руки в запястье. Целесообразно ориентироваться на применение легко управляемых приборов и механизмов, а также П-образных ручек.

Ручки на полотнах раздвижных дверей должны устанавливаться таким образом, чтобы при полностью открытых дверях эти ручки были легкодоступными с обеих сторон двери.

Ручки дверей, расположенных в углу коридора или помещения, должны размещаться на расстоянии от боковой стены не менее 0,6 м.
3. Инвалидные коляски и тренажеры
3.1. В настоящее время данной проблемой в России занимаются НКО «Преодоление» и «Каторжина» (имеет свой сайт и свою социальную программу «Шаг из круга»).

3.2. В России с 2005 года принята следующая классификация колясок: комнатная, прогулочная, электроприводная и активная.

Инвалиды больше склоняются к употреблению последнего типа колясок. Хотя в настоящее время требуется создание нового классификатора колясок (например, активная коляска с подлокотниками).

3.3. Каждая коляска имеет свое предназначение:

- комнатная коляска в большинстве случаев бывает с литой резиной, является 6-ти колесной (2 колеса внутри больших колес для использования их в санитарно-бытовых помещениях);

- прогулочная коляска в большинстве случаев является рычажной;

- для автомобиля ранее предназначалась активная коляска;

- электроприводной коляске требуется подзарядка, может использоваться даже в качестве скутеров;

- вертикализаторы обычно являются тренажерами для колясочников.

3.4. Особенности предназначения колясок для детей-инвалидов:

а) возрастные особенности кресел-колясок (подача заявления на коляску соответствует отдельным возрастным характеристикам ребенка: МСЭ – ИПР);

б) необходимость употребления для кресел-колясок вертикальных и горизонтальных спинок;

в) необходимость употребления колясок с быстросъемными осями на колесах;

г) диаметр колес коляски не должен превышать 1,5 м.;

д) колеса коляски должны иметь мягкие литые силиконовые накладки;

е) гелевые подушки застужают коляски, лучше применять поролон.


4. Столы для детей-инвалидов
4.1. Высота стола не должна превышать 80 см., размер – 80х10.

4.2. Наличие в столе выдвижной полки для клавиатуры компьютера.



4.3. Установка с левой стороны стола специальной лампы для подсветки.
скачать файл



Смотрите также:
«Особенности использования специальных технических средств в процессе обучения и воспитания детей-инвалидов с нарушениями ода в общеобразовательных школах»
110.24kb.
Школа, доступная для всех издание 2-е москва 2005 региональная общественная организация инвалидов «перспектива»
159.89kb.
Упражнения для регуляции мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
191.01kb.
Необходимость создания общешкольного объединения детей появилась в школе (как и в других школах страны) в 90-х г г
152.8kb.
Разнообразие средств и способов обучения. Модели организации дистанционного обучения 5 Постановка целей обучения. Выбор методов обучения Выработка методических требований к учебному материалу
175.83kb.
4. Особенности работы порта и станции в летний и зимний периоды года
943.26kb.
Экспериментальное изучение памяти у детей с речевыми нарушениями Организация и анализ результатов исследования
194.54kb.
В зеленодольском муниципальном районе проживает 15058 инвалидов (1 гр. 1644 чел., 2 гр. 6874 чел., 3 гр. 6029 чел.), в т. ч. 511 детей-инвалидов
50.85kb.
Особенности обучения в 1-м классе
102.75kb.
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания в начальных классах
44.76kb.
Консультация Использование дидактических упражнений при формировании навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста с нарушениями речи
72.55kb.
Важнейшей частью музыкально эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижения языка музыки
377.8kb.