Главная страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
скачать файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет физико-математический
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе


_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.



основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки специалиста

050201.65 Математика

(заочная форма обучения)


Квалификация специалиста


Учитель математики

Ульяновск, 2012



СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) специалиста 050201.65 «Математика»


1.2. Нормативные документы для разработки ООП специалиста 050201.65 «Математика»

1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования 050201.65 «Математика»

1.4. Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимому для освоения ООП ВПО


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП специалиста 050201.65 «Математика»

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.



3. Компетенции выпускника ООП специалиста, формируемые в результате освоения ООП специалиста 050201.65 «Математика».

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП специалиста 050201.65 «Математика».

4.1. Годовой календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.4. Программы учебной и производственной практик.

5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП специалиста 050201.65 «Математика»

6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП специалиста 050201.65 «Математика»

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников.

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.


1. Общие положения


1.1. Основная образовательная программа (ООП) специалиста 050201.65 «Математика» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учетом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учетом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: календарный учебный график, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.


1.2. Нормативные документы для разработки ООП специалиста 050201.65 «Математика».

Нормативную правовую базу разработки ООП:

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности 050201.65 «Математика» высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» января 2005 г. № 691;

Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в последних редакциях);

Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. №71;

Нормативно-методические документы Минобрнауки России;

Устав ФГОУ ВПО «УлГПУ имени И.Н.Ульянова».



1.3. Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по специальности 050201.65 «Математика»

1.3.1. Цель (миссия) ООП по специальности 050201.65 «Математика»

ООП специалиста имеет своей целью:

обеспечить профессиональную подготовку выпускника,

воспитать у него гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и других личностных качеств.

развить у студентов личностные качества.

1.3.2. Срок освоения ООП по специальности 050201.65 «Математика»:
по очной форме обучения - 5 лет.
1.3.3. Трудоемкость ООП по специальности 050201.65 «Математика» :

Трудоемкость освоения студентом ООП в часах в соответствии с ГОС ВПО по данному направлению составляет 8586 академических часов и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП.


1.4. Требования к уровню подготовки абитуриента, необходимому для освоения ООП ВПО.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.


2. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию учителя математики, должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

Среднее общее (полное) образование

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

  • Обучающийся



2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

  • Учебно-воспитательная;

  • социально-педагогическая;

  • культурно-просветительная;

  • научно-методическая;

  • организационно-управленческая.

  • Выпускник, получивший квалификацию учителя математики, подготовлен к выполнению основных видов профессиональной деятельности учителя математики, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования.


Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, в том числе Закон Российской Федерации “Об образовании”, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребёнка;

основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; школьные программы и учебники; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; санитарные правила и нормы, правила техники безопасности и противопожарной защиты;

государственный язык Российской Федерации – русский язык; свободно владеть языком, на котором ведется преподавание.



Типовые задачи профессиональной деятельности.

Типовыми задачами по видам профессиональной деятельности для учителя математики являются:

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществление процесса обучения математике в соответствии с образовательной программой;

планирование и проведение учебных занятий по математике с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения математике, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

применение современных средств оценивания результатов обучения;

воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказание помощи в социализации учащихся;

проведение профориентационной работы;

установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формирование общей культуры учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организация контроля за результатами обучения и воспитания;

организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

ведение школьной и классной документации;

выполнение функций классного руководителя;

участие в самоуправлении и управлении школьным коллективом.


3. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП по специальности 050201.65 «Математика»

В соответствии с п.39 Типового положения о вузе и ГОС ВПО содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП регламентируется учебным планом специалитета; рабочими программами учебных курсов, предметов, дисциплин; материалами, обеспечивающими качество подготовки и воспитания обучающихся; программами учебных и производственных практик; годовым календарным учебным графиком, а также методическими материалами, обеспечивающими реализацию соответствующих образовательных технологий.

4.1. Календарный учебный график. (см. приложение)

4.2. Учебный план подготовки специалиста 050201.65 «Математика» (см. приложение)

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ООП специалиста 050201.65 «Математика»


ГСЭ.Ф.1 Иностранный язык (английский)

Основной целью дисциплины «Иностранный язык» является приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Иностранный язык» студент должен:



знать:

  • один из иностранных языков в объеме примерно 4000 учебных лексических единиц, из них примерно 800-1000 единиц специальной лексики;

  • грамматический минимум, включающий грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

  • дифференциацию лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая);

  • основные способы словообразования;

уметь:

  • письменно оформлять различные виды речевых произведений (аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография);

  • поддерживать устные речевые контакты в ситуациях профессионального общения;

  • читать оригинальную литературу по специальности для извлечения необходимой информации;

владеть:

  • чтением транскрипции, спецификой артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;

  • основными особенностями полного стиля произношения, характерными для сферы профессиональной коммуникации;

  • свободными и устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими единицами;

Краткое содержание дисциплины.

Простое предложение, прямой и обратный порядок слов в утвердительном предложении. Вопросительные и отрицательные предложения, различные типы вопросов. Правильные и неправильные глаголы. Система времен группы Simple. Числительные: количественные и порядковые. Личные, указательные, возвратные, притяжательные местоимения. Система времен группы Continuous. Определенный и неопределенный артикль. Имя существительное, притяжательный падеж существительных, множественное число существительных. Степени сравнения прилагательных и наречий. Система времен группы Perfect. Предлоги. Безличное предложение. Формальные признаки сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Модальные глаголы и их эквиваленты. Фонетические упражнения. Страдательный залог. Фонетические упражнения. Сложноподчиненное предложение. Умение рассказать о системе образования в стране изучаемого языка, сравнить с системой образования в России. Прямая и косвенная речь. Неличные формы глагола. Инфинитив. Герундий.

Распространенные члены предложения. Лексико-грамматические средства связи предложений и абзацев. Лексико-грамматические средства связи предложений и абзацев

Лексико-грамматические средства связи предложений и абзацев. Причастие и причастные обороты.

Общая трудоемкость дисциплины: 340 часов.

Разработчики: Гребенкина И.И. кандидат филологических наук, доцент; Бородина Е.В. ассистент кафедры английского языка.


ГСЭ.Ф.1 Иностранный язык (немецкий)

Основной целью дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» является приобретение студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практически как в профессиональной (производственной и научной) деятельности, так и для целей самообразования. Под коммуникативной компетенцией понимается умение соотносить языковые средства с конкретными сферами, ситуациями, условиями и задачами общения. Соответственно, языковой материал рассматривается как средство реализации речевого общения, при его отборе осуществляется функционально-коммуникативный подход.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» обучаемый должен:

знать:

немецкий язык в объеме примерно 4000 учебных лексических единиц, из них примерно 800-1000 единиц специальной лексики;

грамматический минимум, включающий грамматические структуры, необходимые для обучения устным и письменным формам общения;

дифференциацию лексики по сферам применения (бытовая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая);

основные способы словообразования;

уметь:

письменно оформлять различные виды речевых произведений (аннотация, реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография);

поддерживать устные речевые контакты в ситуациях профессионального общения;

читать оригинальную литературу по специальности для извлечения необходимой информации;



владеть:

чтением транскрипции, спецификой артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке;

основными особенностями полного стиля произношения, характерными для сферы профессиональной коммуникации;

свободными и устойчивыми словосочетаниями, фразеологическими единицами;



Краткое содержание дисциплины

Определение уровня владения иностранным языком. Простое предложение, прямой и обратный порядок слов в утвердительном предложении. Вопросительные и отрицательные предложения, различные типы вопросов. Правильные и неправильные глаголы.Числительные: количественные и порядковые. Личные, указательные, возвратные, притяжательные местоимения. Определенный и неопределенный артикль. Имя существительное, род существительных, множественное число существительных. Прилагательное (род, число). Предлоги. Безличное предложение. Формальные признаки сложных предложений. Сложносочиненное предложение. Повелительное наклонение.

Страдательный залог. Сложносочиненное предложение. Сложноподчиненное предложение. Прямая и косвенная речь. Инфинитив. Распространенное определение. Лексико-грамматические средства связи предложений и абзацев. Причастие и причастные обороты.

Общая трудоемкость дисциплины: 330 часов.

Разработчик: Смирнова Л.Е.кандидат педагогических наук, доцент.
ГСЭ.Ф.2 Русский язык и культура речи

Цель дисциплины – содействовать развитию грамотной речи.

Требования к уровню освоения дисциплины

После изучения данного курса студент должен:

знать


  • о сущности культуры речи как учебного предмета и научной дисциплины;

  • о речевой деятельности, ее структуре и разновидностях, о речевой ситуации;

  • о формах речи (устной и письменной), о ее диалогической и монологической разновидностях;

  • об основных коммуникативных качествах речи и функциональных стилях русского языка, о дифференциации русского языка и его подсистемах
    (орфоэпической, акцентологической, лексической, морфологической,
    синтаксической);

уметь:

  • ориентироваться в различных речевых ситуациях; учитывать, кому, кто,
    что, с какой целью, где и когда говорит / пишет;

  • реализовать свои коммуникативные намерения адекватно ситуации;

  • владеть жанрами устной речи, которые необходимы для свободного общения (деловая беседа, доклад, отчет, критические замечания, оценка, обмен информацией, дискуссия);

  • соблюдать правила речевого этикета;

владеть:

  • нормами русского литературного языка;

  • правилами русской орфографии и пунктуации;

  • навыками корректного речевого контакта с соблюдением правил речевого
    этикета;

  • навыками грамотного в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформления письменных текстов;

  • навыками использования различных типов словарей.

Краткое содержание дисциплины

Речь. Механизмы речи. Виды речевой деятельности. Функционально-смысловые типы речи. «Русский язык и культура речи» как научная дисциплина. Механизмы речи: антиципации и эквивалентных замен. Виды речевой деятельности. Слушание как наиболее сложный вид речевой деятельности. Уровни слушания. Говорение. Принципы речевого поведения. Активное чтение

Понятие о языковой норме. Роль языковой нормы в становлении и функционировании литературного языка. Нормы устной и письменной речи. Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы. Динамика норм литературного языка. Коммуникативные и этические нормы.

Лексические нормы русского языка, правила употребления слов в речи Наличие в языке лексических категорий: многозначности слова, омонимии, паронимии, синонимии, антонимии. Типичные лексические ошибки.

Морфологические нормы. Правильность образования и употребления форм слова. Синтаксические нормы. Правильность построения словосочетаний и предложений. Виды подчинительных связей: согласование, управление, примыкание.

Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Понятие о функциональных стилях речи. Официально-деловой, научный, публицистический, разговорный стили речи. Жанры научно-учебного и официально-делового стилей. Современные требования к оформлению документации.

Общая трудоёмкость дисциплины – 40 часов.

Разработчики: Воронина Н.В., кандидат педагогических наук, доцент; Романычева И.В., ассистент.


ГСЭ.Ф.3 Отечественная история

Цель курса – формирование у студентов системы устойчивых знаний по отечественной истории и целостного представления о характере и особенностях исторического развития России, определение места и роли страны в истории мировых цивилизаций, подготовка к использованию накопленных исторических знаний при формировании гражданской позиции и ориентации в современных проблемах общественно-политической жизни России и тенденциях мирового развития.

Изучив дисциплину «Отечественная история» студент должен знать:

- конкретные события и факты из истории России.

- причины, суть и следствия важнейших событий и процессов в истории России

- мнения и позиции отечественных и зарубежных историков по основным

- дискуссионным проблемам истории России

- основные источники и исследовательскую литературу по периодам истории России.

Изучив дисциплину «Отечественная история» студент должен уметь:

- логически связывать фактическую, событийную историю с социальными, экономическими, политическими и культурно-историческими процессами.

- использовать полученные знания и практические навыки при изучении и исследовании любой темы или проблемы, входящей в раздел истории России

- правильно понимать и формулировать проблему, стоящую в центре изучаемой темы, находить верные направления ее разрешения, логически обоснованно, концептуально, с опорой на представительную источниковую базу, излагать ее решение;

- правильно формировать круг учебной и исследовательской литературы по избранным темам и разделам курса, грамотно давать ей концептуальную, историографическую оценку;

- создавать представительную (репрезентативную) источниковую базу исследования и давать правильную источниковедческую оценку главным видам письменных источников по истории России: законодательным актам, делопроизводственной документации, статистике, периодике, публицистике, воспоминаниям, дневникам и переписке;

- применять полученные знания в профессиональной деятельности.



Краткое содержание дисциплины

Введение в предмет «История». Понятие истории как науки, предмет изучения и функции отечественной истории. Теории техногенных цивилизаций: линейного прогресса и локальных цивилизаций (культурно-исторических типов), цивилизационный и социо-культурный подход к объяснению истории. Основные особенности истории России. Характеристика традиционного общества и особенностей его перехода в индустриальное.

Древнерусское государство и общество в IX - XIII вв. Возникновение российской государственности. Московское царство XV-XVI вв. Россия в XVII веке. Внешняя политика России в XVII веке. Речь Посполитая – главный противник России. Развитие России в 1990-2000-е гг. Социально-экономическое развитие России в 1991-2004 гг. Основные подходы и оценки исследователей. Реформаторское правительство Е.Т. Гайдара и попытки стабилизации экономики на макроэкономическом уровне. Введение свободных цен и либерализация торговли. Начало приватизации госсобственности. Разрыв традиционных экономических связей. Политический режим современной России. Оформление суверенной российской государственности. Выборы Президента РСФСР. Противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти (осень 1993 г.). Конституция Российской Федерации 1993 г. Президент и парламент в 1994 – 1995 гг. Проблема сохранения территориальной целостности России. Федеративный договор (март 1992 г.) между субъектами Российской Федерации.

Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Конец однополярного мира. Усиление роли КНР в мировой экономике и политике. Расширение ЕС на восток. «Зона евро». Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России.

Трудоемкость дисциплины: 58 часов.

Составители: Шайпак Л.А., доцент, Маханцова Е.В., ассистент




ГСЭ.Ф.4 Философия

Целью изучения курса философии является формирование у студентов научно-гуманистического мировоззрения, обеспечение передачи философских знаний как «квинтэссенции культуры» и общесмыслового контекста становления личности от поколения к поколению, развитие глубоких и полных представлений об основных закономерностях развития природы, человека и общества.

Общими требованиями ГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник:

Должен знать:

  • основные понятия и категории философии и ее отдельных разделов;

  • роль философии в развитии культуры и в современном обществе;

  • основные закономерности историко-культурного развития человека и человечества;

  • формы и методы научного познания и их эволюцию.

Должен уметь:

  • применять философские знания для осмысления практических проблем и задач;

  • владеть различными способами познания и освоения действительности; определять объект, предмет исследования;

  • ориентироваться в основных философских; проблемах, учениях и концепциях;

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

Должен владеть:

  • технологиями приобретения, использования, и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний;

  • навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля;

  • навыками критического восприятия информации, практического анализа логики различного рода рассуждений.

Краткое содержание дисциплины

Философия, её возникновение и роль в жизни человека и общества.

Философия как мировоззренческая форма сознания. Понятие мировоззрения, его общественно-исторический характер. Предмет философии.

История важнейших философских систем и идей. Проблема бытия в философии.

Проблема субстанции. Монизм, дуализм и плюрализм. Материалистический и идеалистический монизм. Диалектико-материалистическое понятие субстанции, его мировоззренческое и методологическое значение. Формирование научно-философского понятия материи в истории философии. Современная наука о системной организации материальной действительности. Основные уровни организации материи. Философия о многообразии и единстве мира. Бытие как становление. Философские концепции развития: диалектика и её альтернативы.

Проблема развития как самоорганизации бытия в истории философии и науки. Понятия развития, прогресса и регресса, самоорганизации сложных открытых систем. Особенности развития в природе, обществе и познавательной деятельности. Философские и специально-научные теории развития.

Метафизическая и диалектическая концепции развития. Диалектика как учение об универсальных связях и развитии. Диалектика как философский метод познания. Диалектика и иные способы мышления: догматизм, софистика, эклектика, метафизика и т.п. Становление диалектики: Гераклит, Гегель, Маркс. Материалистическая диалектика как система принципов, категорий и законов. Диалектика и педагогика.

Проблема познаваемости мира в истории философии. Познание как социально опосредованное, развивающееся гносеологическое отношение человека к миру. Субъект и объект познания. Чувственное познание как сенсорно-репрезентативная деятельность субъекта. Основные формы чувственного познания. Единство образного и знакового в чувственном познании. Рациональное познание и его роль в отражении сущностных, закономерных связей и сторон действительности. Основные формы рационального познания. Знание как целостная система. Знание, отражение, информация. Действительность, мышление, логика и язык.

Познание, творчество и практика. Категория практики в теории познания. Основные формы практики и её социально-исторический характер. Структура практической деятельности. Практика как источник, основа и цель познания. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Проблема истины в философии и науке. Понятие истины, её основные черты: объективность, относительность, абсолютность и конкретность. Критерии истины, практика как основной и всеобщий критерий истины. Истина, оценка, ценности и их влияние на процесс познания. Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественное.

Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести.

Смысл жизни и творчество как самореализация личности. Смысл жизни и конечность индивидуального существования человека. Этические категории (добро, долг, достоинство, счастье и т.п.) как мировоззренческое «ядро» смысла жизни и общий регулятив деятельности личности. Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.

Формы общественного сознания и духовность человека. Нравственное сознание как регулятив человеческой жизнедеятельности. Моральные нормы и поведение людей. Эстетическое сознание и освоение мира. Искусство как форма сознания и эстетического отношения к миру. Специфика религиозного сознания. Религия и свободомыслие в духовной культуре. Политическое сознание и политическая деятельность. Политические отношения и политическая культура. Правовое сознание и правовые отношения. Философия как особый способ рефлексии в общественном и индивидуальном сознании и самосознании.

Понятия общественных отношений, общественного бытия и общественного сознания. Общество как система. Основные сферы социальной жизнедеятельности: материально-производственная, социально-организационная, политическая и духовная. Понятие общественного производства и способа производства. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Основные компоненты производительных сил и производственных отношений, тенденции их развития.

Культура как предмет философского анализа. Специфика философского понимания культуры и цивилизации. Деятельность и культура. Культура и природа. Развитие культуры: традиции и творчество, инновации. Проблема культурного наследия и инновационного процесса.

Основные социальные и гуманистические функции культуры. Культура как мир человека, способ самоопределения и развития личности. Культура и духовность, образованность и культурность. Проблема формирования культуры личности. Учитель как субъект культуры.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Групповое и общечеловеческое в культуре. Культура и прогресс: научно-технический, социальный и духовный. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры. Культура, «субкультура», «контркультура».

Цивилизация как социокультурное образование (система). Культура и цивилизация: общность и различие. Цивилизационные основы существования и развития человечества. Современная цивилизация, её особенности, противоречия и тенденции развития.

Глобальные проблемы современной цивилизации. Классификация, иерархия и актуальность глобальных проблем. Взаимосвязь глобальных проблем и необходимость их решения для выживания и развития человечества. Проблемы «пределов роста» и «качественного» прогресса человечества. Стимулы, потенциалы и факторы общественного развития. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Социальное прогнозирование как фактор прогресса, его основные типы и методы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 130 часов

Разработчики: Тихонов А.А., доктор философских наук, профессор; Веревичев И.И., кандидат философских наук, доцент.
ГСЭ.Р.5 Культурология

Целью изучения курса культурологии является получение знаний, умений и опыта для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.

Общими требованиями к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:

основные разделы культурологии как науки её особенностей по отношению к другим наукам о культуре и другим подходам к её изучению; основные понятия и категории культурологии, методы и средства изучения культуры; проблемы исторического развития культуры (теории культурно-исторического развития), основных школ и направлений культурологии;



Должен уметь:

представлять культуру как объективную данность и осуществлять ее сопоставление с другими формами бытия природы, общества и человека; владеть основной тематикой культурологии; выявлять доминирующие в той или иной культуре ценности и смыслы, определять свои действия на освоение культурных ценностей; стремиться к духовному самообразованию и саморазвитию; понимать современные тенденции культурной универсализации жизни (прогнозирование и глобальные проблемы современности);



Краткое содержание дисциплины

Культура как предмет изучения. Появление культуры как объекта гуманитарного знания. Культура и природа. Проблема специфичности культуры. Сущностные характеристики культуры (культура как творчество, культура как способ реализации активности субъекта, предметность культурной деятельности – материальная и духовная культура, культура и цивилизация). Этимология понятия «культура».

Методы культурологии (наблюдение, эксперимент, аналогии, моделирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение гипотез, анализ текстов; подходы к изучению культурологии: системный, синергетический, герменевтический,, компаративный и др.)

Статус культурологии и ее место среди других наук (философия культуры, культурная и социальная антропология, история культуры, социология культуры, этнография). Философия культуры: возникновение и эволюция.

Восемь культурно-исторических типов культур (египетская, вавилонская индийская, китайская, Греко-римская, византийско-арабская, западноевропейская, народов майя), формируется русско-сибирская культура. Цивилизация как закат культуры (рождении-расцвет-закат). Стадии развития культур: детство, юность, зрелость, увядание. Символы культуры. Аполлоновская, фаустовская и магическая души культуры.

Анализ современной культуры и её кризисное состояние (ценности концентрируются вокруг повседневной жизни, стремление к чувственному наслаждению и потребительству, искусство становится товаром, исчезает граница между истиной и заблуждением, мировоззрение подменяется мешаниной псевдонаучных, псевдофилософских, псевдорелигиозных воззрений и предрассудков, мораль и право деградируют, семья превращается в случайное временное сожительство, свобода становится мифом для большинства, грубая сила доминирует во взаимоотношениях между людьми).

. Межэтнические конфликты и способы их урегулирования. Модернизация и идеология. Фундаментализм как культурная ориентация

Влияние технологического роста на традиционные формы жизнедеятельности людей, воздействие на современную культуру эры микроэлектроники и информационной революции, роль и типы образования в различных культурах. Постановка задача опережающего прогностического анализа ситуации, сложившейся на Земле, и определение стратегии дальнейшего поведения человечества.

Общая трудоемкость дисциплины: 73 часов.

Разработчики: Соболева А.П. кандидат педагогических наук, доцент; Корабельникова Г.Г., кандида философских наук, доцент.


ГСЭ.Ф.6 Физическая культура

Цель дисциплины: является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- теоретические и методические основы здорового образа жизни;

- принципы, методы и средства, используемые при занятиях физической культурой;

- меры профилактики травматизма и правила безопасности при проведении занятий по физической культуре;

- принципы и методы, средств используемые при развитии физических качеств.



В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

- организовывать и проводить физкультурно-массовые мероприятия и спортивные соревнования.

В результате освоения дисциплины студент должен владеть:


  • основами здорового образа жизни. Особенностями использования средств физической культуры для оптимизации работоспособности;

  • основами знаний общей физической и специальной подготовке в системе физического воспитания;

Краткое содержание дисциплины

Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Меры профилактики травматизма и правила безопасности при проведении занятий и соревнований по физической культуре.

Физическая культура как социальные феномены общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура личности. Деятельностная сущность физической культуры в различных сферах жизни.

Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. Воздействие природных и социально-экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека.

Основы здорового образа жизни студента. Физическая культура в обеспечении здоровья.

Здоровье человека как ценность и факторы, его определяющие. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности студентов и ее отражение в образе жизни. Здоровый образ жизни и его составляющие. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Основные требования к организации здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование в здоровом образе жизни. Критерии эффективности здорового образа жизни.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физического воспитания.

Часть 1. Методические принципы физического воспитания. Методы физического воспитания. Основы обучения движениям. Основы совершенствования физических качеств. Формирование психических качеств в процессе физического воспитания.

Часть 2. Общая физическая подготовка, ее цели и задачи. Специальная физическая подготовка. Спортивная подготовка, ее цели и задачи. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) студентов

Общая трудоемкость дисциплины: 408 часов.

Разработчик: Ушников А.И., кандидат педагогических наук, доцент.
ГСЭ.Р.1 Политология

Цель изучения дисциплины «Политология» – формирование у студентов целостного представления о политической сфере общественной жизни.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны



знать:

  • основные термины и понятия политологии;

  • этапы в развитии политологии, основные точки зрения на наиболее спорные проблемы политологии;

  • структуру политической системы общества;

  • типологию и функции политических институтов;

  • многообразие и сложность политических процессов, их взаимосвязь с процессами в других сферах жизни общества;

  • основные характеристики политической системы и политического процесса современной России;

  • основные характеристики мирового политического процесса, направления и противоречия процесса формирования глобальной политической системы;

  • основные принципы политического прогнозирования и основные глобальные модели будущего.

уметь:

  • применять категории политологии в ходе анализа политических систем конкретных государств, прежде всего, современной России;

  • классифицировать типы политических систем, государств, политической культуры, политических процессов, оснований легитимности политической власти, политических партий, партийных систем, политических лидеров конкретных обществ;

  • определять степень актуальности различных политических концепций и платформ для современной России;

  • прогнозировать возможные варианты эволюции политических систем современной России, развитых государств Запада, традиционных и модернизирующихся обществ Востока.

владеть:

  • способностью к сопоставлению, обобщению и анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

  • приемами работы с текстами источниками, разнообразной учебно-методической литературой, составления таблиц и схем;

  • навыками выражать и обосновывать свою позицию по различным, главным образом, проблемным вопросам;

  • современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

  • способностью логически верно выстраивать устную и письменную речь.

Краткое содержание дисциплины

Объект и предмет политологии. Методы политологических исследований: общенаучные (анализ), теоретического исследования (структурно-функциональный) и эмпирические (опрос) методы. Понятийный аппарат политической науки . Важнейшие факторы и исторические этапы формирования и эволюции политологии. Основная проблематика и направления мировой политической мысли. Сущность понятия «политика»: подходы к определению. Политика как наука и искусство. Структура политики (субъекты и объекты и т.д.). Функции политики (целеполагающая, управленческая, интегрирующая, политическая социализация, коммуникативная, прогностическая). Виды политики (по объектам воздействия, целям, временным рамкам, методам воздействия). Сущность понятия «власть». Исторические истоки власти. Концепции происхождения власти: теологическая, биологическая, ролевая, классовая и другие. Сущность понятия «политическая система». Признаки политической системы общества (самостоятельность, верховенство, детерминированность другими сферами жизни общества). Типология политической системы общества: по способу производства, взаимосвязи с внешней средой, степени развитости гражданского общества. Основные характеристики российской политической системы. Политические отношения и процессы. Политическая культура. Политическая идеология. Политическое развитие и кризисы. Политическое развитие, его закономерности и особенности. Политическая модернизация. Вестернизация или особый путь политической модернизации. Демократия как народовластие в контексте ее совместимости с незападными национальными культурами. Мировая политика и международные отношения. Прикладная политология.

Общая трудоемкость дисциплины: 48 часа.

Разработчики: Мальцева А.П., доктор философских наук, профессор; Прохорова А.Н., ассистент.


ГСЭ.Р.4 Экономика

Цель дисциплины – формирование у студентов знаний и навыков рыночно ориентированной экономики, экономического мышления, необходимого для понимания ими сущности экономических процессов, происходящих в обществе, общих подходов решения социально-экономических проблем в условиях рыночных отношений.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

1) содержание основных понятий курса, составляющих базу изучения дисциплины;

2) экономическую сущность рынка, материальную основу рыночных отношений, организационно-правовые формы предприятий, особенности экономической деятельности в условиях рынка;

3) содержание дисциплин макро- и микро экономики, всходящих в структуру курса экономики, их основные категории, методику расчета основных микро- и макро- показателей.

Студент должен уметь:

1) разбираться в основных вопросах современной экономической теории (экономике);

2) применять на практике полученные теоретические знания в анализе социально-экономических процессов, в решении задач;

3) уметь пользоваться своими знаниями и умениями в учебной и трудовой деятельности.

Краткое содержание дисциплины

Объект, предмет, проблематика и история развития экономики. Экономические системы. Собственность и формы хозяйствования.Основы рыночного хозяйства. Рынок и его механизмы. Основы теории спроса и предложения. Эффективность конкурентных рынков. Рынки ресурсов. Ценообразование на ресурсы и формирование доходов. Национальная экономика: результаты и их измерение. Макроэкономическое равновесие и экономический рост. Макроэкономическая нестабильность. Государство в рыночной экономике. Международные экономические отношения. Особенности переходной экономики России.

Общая трудоемкость: 64.

Составитель: Короткова М.В. кандидат экономических наук, доцент.



ГСЭ.В1 Дисциплины по выбору

1 Этика и эстетика

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачей курса является не только приобретение теоретических знаний, но и умение реализовать свой потенциал (знания, умений, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.



Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:

  • знать основные разделы и направления этики , методы и приемы этического анализа проблем;

  • знать основные этические категории и проблемы человеческого бытия;

  • знать основные закономерности духовного развития человека и человечества;

  • обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знанием основных закономерностей развития природы и общества;

  • готовностью к самопознанию, самореализации и самоутверждению, эстетическому освоению мира как фактору гармонизации человека и мира;

Уметь:

  • уметь самостоятельно анализировать мировоззренческие проблемы, этическую литературу;

  • выделять и объяснять нравственные противоречия в каждую историческую эпоху;

  • анализировать нравственные ситуации;

  • отбирать способы достижения поставленных этических и целей, предвидеть результаты и возможные отклонения.

  • применять критерии нравственной деятельности и различать ее основные виды;

Владеть:

- навыками формирования этической компетентности;

- навыками рефлексии и саморефлексии;

- навыками различения мотивов поведения и поступков;

- разбираться в психолого-педагогических аспектах нравственного развития личности.


Содержание разделов и тем дисциплины.

Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали. Этика как раздел философии. Этика в контексте культуры. Эволюция и этика. Функции этики (ценностно-ориентирующая, познавательная, регулятивная, воспитательная, коммуникативная).

Античная этика. Отсутствие в античности дифференцированной науки эстетики. А.Ф. Лосев о культурной картине мира античности. Мораль в античной культуре. Герои Гомера как субъекты нравственного поведения. Этический интеллектуализм Сократа. Основные добродетели у Платона и Аристотеля. Христианство как этическая религия. Основание добра и зла и проблема греха в средневековой философии. Этические взгляды французских материалистов 18 в. (Гольбах, Гельвеций). Роль реформации в становлении буржуазного этоса. Скептицизм Нового времени. Мораль как априорный закон познающего разума. Категорический императив. Этические система представителей немецкой идеалистической философии (Кант, Гегель). Моральное сознание как идеальная сторона морали. Обыденный и теоретический уровень морального сознания. Понятие моральной нормы. Запретительные и императивные функции моральных норм. Нравственные убеждения и их мировоззренческое содержание. Ценности и антиценности. Идолы и идеалы. Эмоционально-волевой уровень морального сознания. Нравственные эмоции и чувства. Страх-стыд-совесть-долг. Нравственное поведение и нравственное отношение. Соотношение мотивов, результатов и обстоятельств нравственной деятельности. Парадокс «благих намерений».

Общая трудоемкость дисциплины составляет 90 часа.

Разработчик: Соболева А.П. кандидат педагогических наук, доцент.
2 Деловой этикет

Цели, задачи и требования к уровню освоения содержания дисциплины

Задачей курса является не только приобретение теоретических знаний, но и умение реализовать свой потенциал (знания, умений, опыт, личностные качества) на практике для успешной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознавая ответственность за её результаты.



Общими требованиями ФГОС к уровню подготовки предусмотрено, что современный выпускник

Должен знать:

  • знать основные разделы и направления делового этикета, методы и приемы эстетического анализа проблем;

  • знать основные этические категории и проблемы человеческого бытия;

  • знать основные закономерности духовного развития человека и человечества;

  • обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знанием основных закономерностей развития природы и общества;

  • готовностью к самопознанию, самореализации и самоутверждению, эстетическому освоению мира как фактору гармонизации человека и мира;

Уметь:

  • самостоятельно анализировать мировоззренческие проблемы, эстетическую, искусствоведческую литературу;

  • создавать эстетические ценности в процессе культуротворческой и профессиональной деятельности;

  • отбирать способы достижения поставленных эстетических целей, предвидеть результаты и возможные отклонения.

  • применять критерии эстетической деятельности и различать ее основные виды;


Краткое содержание дисциплины

Обоснование эстетики как научной дисциплины. Общие критерии научности: наличие собственного предмета исследования, наличие соответствующих характеру предмета исследовательских методов, связь с другими науками (естественными – физика, химия, физиология, кибернетика; гуманитарными – философия, культурология, науки об искусстве). Развитие и обогащение эстетического опыта в процессе эволюции общественно-исторической практики и изменение предмета эстетики как науки.

Эстетика и философия искусства. Эстетика как теория среднего уровня: как сфера конкретизации методов общефилософской, социально-философской теории, с одной стороны, и общеметодологическая база для частных теорий искусства, с другой стороны. Методы исследования в эстетике. Метод восхождения от абстрактного к конкретному и его роль в эстетике. Принцип историзма.

Происхождение нравственности. Многообразие философских взглядов на проблему происхождения морали.

Специфический объект и предмет искусства. Понятие художественного образа. Превращение предмета искусства в форму образности. Образ как структурообразующий компонент художественного произведения. Воспроизведение и оценка действительности, типизация и индивидуализация в художественном образе. Условность искусства и её художественные функции. Проблема художественной правды. Моделирующий и коммуникативный аспекты художественного образа. Структура художественного образа, многозначность и историческая изменяемость художественных образов.

Характеристика художественного направления, течения, школы, стиля. Историческое развитие этих понятий. Взаимодействие жанра и художественного метода, жанра и стиля. Искусство и искусствознание как теоретическая форма его осмысления

Включение эстетического фактора в профессиональную подготовку. Эстетическое в труде. Внедрение эстетического начла в производственную жизнь общества. Дизайн как индустриальный способ эстетизации действительности. Эстетика научной и педагогической деятельности. Углубление и расширение эстетических потребностей человека. Повышение роли искусства и всех эстетических средств воздействия на человека. Эстетика жизненного мира человека.

Общая трудоемкость дисциплины 90 часов

Составители: Соболева А.П. кандидат педагогических наук, доцент.

ЕН
ЕН.Ф.3 Физика

Целью дисциплины "Физика" является формирование личности будущего учителя, подготовка специалистов к преподаванию физики в современной школе, овладение научным методом познания; овладение основами современной общей и экспериментальной физики, научным методом познания; выработка у студентов навыков самостоятельной учебной деятельности, развитие у них познавательной потребности.

Уровень подготовки студента, изучившего дисциплину "Физика", характеризуется его способностью выполнять следующие виды деятельности:

Знать:


  • выявлять существенные признаки, устанавливать характерные закономерности при наблюдении и экспериментальных исследованиях физических явлений и процессов;

  • опознавать в природных явлениях известные физические модели;

  • применять для описания физических явлений известные физические модели;

  • строить математические модели для описания простейших физических явлений;

  • владеть различными способами представления физической информации;

  • выражать физическую информацию различными способами (в вербальной, знаковой, аналитической, математической, графической, схемотехнической, образной, алгоритмической формах);

  • давать определения основных физических понятий и величин;

  • формулировать основные физические законы и границы их применимости;

  • использовать международную систему единиц измерения физических величин (СИ) при физических расчётах и формулировке физических закономерностей;

  • владеть методом оценки порядка физических величин при их расчётах;

  • владеть методом размерностей для выявления функциональной зависимости физических величин;

  • владеть основными методами экспериментальных физических исследований (методом физического моделирования, сравнения, эквивалентного замещения);

  • получать ответы при решении физических задач, тематика которых соответствует содержанию курса;

  • решать простейшие экспериментальные физические задачи, используя методы физических исследований,

  • использовать численные значения фундаментальных физических констант для оценки результатов простейших физических экспериментов;

  • применять знание физических теорий для анализа незнакомых физических ситуаций;

  • аргументировать научную позицию при анализе лженаучных, псевдонаучных и антинаучных утверждений;

  • называть и давать словесное и схемотехническое описание основных физических экспериментов;

  • называть фамилии учёных физиков, внёсших существенный вклад в развитие физической науки;

  • структурировать физическую информацию, используя научный метод исследования;

Уметь:

  • владеть физическим научным языком;

  • описывать физические явления и процессы, используя физическую научную терминологии;

  • проводить численные расчёты физических величин при решении физических задач и обработке экспериментальных результатов;

  • измерять основные физические величины, указывая погрешности измерений.

Краткое содержание дисциплины

Кинематика материальной точки. Пространство, время и система отсчёта. Путь. Перемещение. Скорость и ускорение при движении материальной точки. Движение точки в пространстве. Основные свойства векторов.

Криволинейное движение материальной точки. Нормальное и тангенциальное ускорение.

Динамика материальной точки. Инерциальные системы отсчёта. Взаимодействие тел. Понятие силы. Силы в механике. Упругая сила. Силы трения.

Масса и импульс. Первый закон Ньютона. Сила и масса. Импульс. Второй закон Ньютона. Уравнение движения материальной точки. Принцип дальнодействия и третий закон Ньютона. Гравитационные силы.

Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Понятие об энергии. Кинетическая энергия. Понятие механической работы. Консервативные силы. Потенциальная энергия. Закон сохранения энергии.

Закон сохранения момента импульса. Плоское движение твёрдого тела. Кинетическая энергия тела, совершающего поступательное и вращательное движение. Трение при качении.

Принцип относительности Галилея. Инварианты. Принцип относительности Эйнштейна. Скорость света. Единое пространство-время. Мировая точка. Мировая линия.

Преобразования Лоренца. Следствия преобразований Лоренца. Понятие интервала. Одновременность. Лоренцево сокращение. Собственное время. Интервал.

Преобразование скоростей.

Релятивистский импульс. Уравнение динамики релятивистской частицы. Релятивистская энергия. Частицы с нулевой массой.

Термодинамический подход к описанию молекулярных явлений. Основы термодинамики. Термодинамическая система. Термодинамическое равновесие. Параметры состояния. Внутренняя энергия. Работа и количество теплоты – как формы обмена энергией между системами. Квазистатические процессы. Теорема о равномерном распределении энергии по степеням свободы.

Первое начало термодинамики. Применение первого начала к изопроцессам. Работа и количество теплоты.

Адиабатический процесс и уравнение адиабаты. Политпропические процессы и уравнение политропы. Циклические процессы.

Неравенство Клаузиуса. Энтропия как функция состояния. Вычисление изменения энтропии в различных процессах. Закон возрастания энтропии. Свойства энтропии. Связь энтропии с термодинамической вероятностью. Формула Больцмана. Статистический характер второго начала. Объективный характер статистических закономерностей. Термодинамические потенциалы, их статистический смысл. Границы применимости второго начала.

Фазы и условия равновесия фаз. Фазовые переходы. Фазовые диаграммы. Уравнение Клапейрона-Клаузиуса. Фазовые переходы первого и второго рода. Метастабильные состояния. Плавление и кристаллизация. Переохлаждение жидкостей. Испарение твердых тел. Тройная точка. Сплавы. Фазовые переходы второго рода. Свойства жидкого гелия.

Кристаллические структуры. Элементы симметрии. Типы пространственных решёток. Энергия связи. Классификация кристаллов по типу связи. Моно и поликристаллы. Анизотропия. Дефекты и прочность кристаллов. Аморфное состояние в твёрдых телах. Полимеры. Тепловые свойства твёрдых тел – тепловое расширение, теплопроводность, теплоёмкость. Классическая теория теплоёмкости твёрдого тела и причины её ограниченности. Понятие о квантовой теории теплоёмкости.

Работа по перемещению заряда в электростатическом поле. Потенциал электростатического поля. Понятие о потенциальных и непотенциальных полях. Потенциал и разность потенциалов. Поверхности равного потенциала.

Связь между напряжённостью и потенциалом. Общая задача электростатики.

Расчёт разности потенциалов для поля бесконечного заряженного цилиндра (нити).

Проводники во внешнем электрическом поле. Электроёмкость. Конденсаторы. Ёмкость простых конденсаторов. Электроёмкость цилиндрического и сферического конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля.

Электростатическое поле при наличии диэлектриков. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. Полярные и неполярные диэлектрики. Поведение диэлектриков в сильных электрических полях. Вектор поляризации. Напряжённость электрического поля внутри диэлектрика. Вектор электрического смещения. Применение диэлектриков.

Магнитное поле и его характеристика. Магнитная индукция. Магнитный поток.

Поле движущегося заряда. Сила Лоренца и её проявления. Движение заряда в магнитном поле. Магнитогидродинамический эффект и эффект Холла.

Постоянный электрический ток. Механизмы электропроводности. Токи проводимости и конвективные токи. Законы постоянного тока. Закон Ома для участка цепи. Закон Ома в интегральной и дифференциальной формах.

Закон Джоуля-Ленца в интегральной и дифференциальной формах. Источники тока. ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

Законы Кирхгофа для разветвлённых цепей. Последовательное и параллельное соединение проводников. Правила Кирхгофа и их практическое применение.

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Самоиндукция, индуктивность. Взаимоиндукция. Трансформаторы. Энергия магнитного поля.

Циркуляция и ротор электростатического поля. Дивергенция и ротор магнитного поля.

Вихревое электрическое поле. Вихревые токи. Ток смещения. Уравнения Максвелла в интегральной и дифференциальной форме.

Отражение и преломление света на границе раздела изотропных диэлектриков. Световые волны в анизотропных средах. Интерференция поляризованных волн. Индуцированная анизотропия оптических свойств.

Дисперсия света. Электронная теория дисперсии. Нормальная и аномальная дисперсия.

Поглощение света. Виды спектров поглощения.

Рассеяние света в мелкодисперсных и мутных средах. Распространение в мутной среде. Макроскопические и микроскопические неоднородности. Молекулярное рассеяние света и его свойство. Закон Рэлея. Цвет неба, зори и небесных светил. Рассеяние света крупными частицами (туманы, дымы и т.д.).

Тепловое излучение конденсированных сред и его основные характеристики. Абсолютно чёрное тело. Закон Кирхгофа. Формула Стефана-Больцмана. Закон смещения Вина. Формулы Рэлея-Джинса и Вина. Квантовая гипотеза Планка. Формула Планка.

Основные представления о квантовой теории излучения света атомами и молекулами.

Энергия и импульс световых квантов. Масса и импульс фотона. Единство корпускулярных и волновых свойств света. Фотоны. Фотоэффект. Виды фотоэффекта.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Основная образовательная программа (ооп) специалиста 050201. 65 «Математика»
1529.35kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
9609.49kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу оош ст. Ново Осетинской
4083.37kb.
Программа дисциплины "Алгоритмизация процессов управления" для специальности
104.9kb.
Учебный план бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика»
73.11kb.
Образовательная программа по направлению: 101100 «Гостиничное дело» профилю «Гостиничная деятельность»
417.28kb.
Юриспруденция форма обучения: заочная Образовательная основная
275.34kb.
Программа дисциплины Дискретная математика для направления 010400. 68 «Прикладная математика и информатика» подготовки магистров
145.25kb.
Пояснительная записка основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития
582.22kb.
Программа дисциплины нис «Геометрия и динамика»
108.67kb.
Программа дисциплины Дискретная математика 2 для направления 010500. 62 «Прикладная математика и информатика» подготовки бакалавра
90.97kb.
Программа дисциплины Организация и планирование производства для специальности 230401. 65 «Прикладная математика»
275.31kb.