Главная страница 1
скачать файл





Инесса Владимировна Рыжкова

Информационные технологии в образовательном процессе на уроках математики

Образовательная система в школе должна соответствовать изменениям, которые отвечают запросам государства и общества. Новые социальные требования к системе российского образования требуют современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способных к сотрудничеству, отличались бы мобильностью.

Информационно-коммуникационные технологии сегодня оказывают значительное влияние на жизнь современного человека и общества. Средства информационно - коммуникационных технологий находят широкое применение не только в науке и производстве, но и в повседневной жизни – вплоть до организации досуга и развлечений. Всё это обусловливает важность внедрения информационно-коммуникационных технологий в систему образования.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

Исходя из поставленных целей государства, школа должна способствовать решению следующих методических задач:

- подготовка учащихся к жизни в современном информационном обществе;

- формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объёмами информации;

- формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;

- формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся;

- формировать навыки работы в команде;

- развивать умения сформулировать задачу и кооперативно её решить;

- формировать навыки самоконтроля.

Основная цель работы – грамотно применить средства информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, чтобы существенно повысить его эффективность, помочь школьникам глубже овладеть школьной программой по математике, развить их способности.

Каждый ребёнок – индивидуальность, требующая особого подхода. А дети, которые проявляют особый интерес к математике, более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, они легко учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются строгой дисциплине и зубрёжке, более склонны к соревновательности и независимости, отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость. В связи с этим автор создаёт на уроке благоприятную эмоциональную атмосферу с помощью информационно – коммуникационных технологий, дифференцированно подходит к обучению таких учеников, использует диалогические формы обучения. На уроках таким учащимся даются задания, требующие исследовательской творческой активности, а за счёт количества однотипных упражнений считает автор, что интереса к математике не появится, кроме того, вызовет упрямство и нежелание у ребёнка.

В предметном обучении компьютер и функционирующие на его основе средства информационно – коммуникационных технологий использует в следующих вариантах:


  • непосредственно для выполнения различных вспомогательных вычислений;

  • для построения графиков;

  • для осуществления автоматизированного контроля (самоконтроля) знаний;

  • для поиска и выборочного использования различного дополнительного материала (при подготовке к уроку либо для расширения кругозора учащихся);

  • для выполнения учащимися домашних и творческих заданий

  • для повышения мотивации учащихся путём использования обучающих игровых и занимательных программ.

Для этого использует специальные «виртуальные лаборатории», позволяющие не только выполнять те или иные графические построения, но затем и произвольно менять параметры построенных фигур прямо на экране или интерактивной доске. При этом программа автоматически сохраняет все особенности предыдущего построения.

Таким примером программы является «Живая геометрия», русифицированная Институтом новых технологий вариант программы «Geometer's Sketchpad», разработанной американской фирмой «Key Curriculum Press». Программа позволяет строить на экране компьютера высококачественные геометрические чертежи и графики, а затем в демонстрационных целях свободно модифицировать их, меняя те или иные параметры (длины отрезков, радиусы окружностей, величины углов), а также выполнять на чертеже различные измерения и вычисления с использований результатов этих измерений. Например, построив чертёж и связав при помощи вычислений, измеренные на чертеже параметры в соответствии с некоторой формулой, а затем, перетащив характерные точки чертежа, наглядно продемонстрировать те или иные геометрические свойства.

Программу «Живая геометрия» автор использует на уроках геометрии в 7 – 9 классах, в 10 классе - построение графиков при изучении темы: «Построение графиков с помощью производной» (рис. 1, рис. 2).

Апробируя другие цифровые образовательные ресурсы, сталкивается и с некоторыми, на её взгляд, недостатками:


  • предлагаемые разработки не учитывают персонифицированные стили обучения, его коммуникативные или социально – познавательные аспекты;

  • введение различных типов медиавоздействия не всегда решает проблему улучшения восприятия, понимания и запоминания информации;

  • мешает перезагруженность эффектами.

Подводя итог, делает вывод: использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний. Сегодня компьютер в школе – это инструмент, который позволяет не только эффективнее использовать традиционные формы и методы обучения, но и открывает совершенно новые образовательные возможности. В настоящее время, сформировалась информационная культура, предполагающая освоение новых технологических знаний и умений на основе активного участия в профессиональных информационных процессах.

Всё это требует творческого потенциала индивида, формирования у обучаемого умения осуществлять прогнозирование результатов своей деятельности, разрабатывать стратегию поиска путей и методов решения задач – как учебных, так и практических. Для этого необходимо внедрение нового методического обеспечения, направленного на эффективное использование информационно – коммуникационных технологий.


Список использованных источников

  1. Богоявленская, Д.Б. Основные современные концепции творчества и одарённости / Д.Б.Богоявленская. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 304 с.

  2. Коршунов, С. М. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся: программа / С.М.Коршунов, Г.Р.Локшин. - М.: Молодая гвардия, 1997. – 104 с.

  3. Лебедева, В. П. Учителю об одарённых детях / В.П.Лебедева, В.И.Панов. - М.: Молодая гвардия, 1997. – 354 с.

  4. Попова, Л.В. Кто они такие, как их опознать, как им помогать и развиваться: краткое руководство для учителей по работе с одарёнными учащимися / Л.В.Попова, В.И.Панов. - М.: Молодая гвардия, 1997. – 108 с.

  5. Богомолова, О. Роль информационно - коммуникационных технологий на уроках математики / О. Богомолова // Математика. 2010. – №22. – С.5-8.

  6. Живая геометрия // Режим доступа: http://www.9151394.ru/projects/math/livegeom/pantuev/.

  7. Информационные и медийные технологии в образовательном процессе: специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». Серия «Педагогические советы» // №7, 2003.// Режим доступа:

http://portal2009.lgo.ru/upload/spv/brosh_07-2003.pdf
скачать файл



Смотрите также:
Образовательная система в школе должна соответствовать изменениям, которые отвечают запросам государства и общества
51.95kb.
Политическая система общества. Государство
203.25kb.
Современная Политическая система и теория постиндустриального общества
328.08kb.
Тема: «Государства и народы доколумбовой Америки». Цель
67.16kb.
Современная система мо, где субъектом является государство, инструмент договора, соглашения эта система возникла в новое время. В средние века в европейских мо большую роль играло христианство = папский престол
2022.72kb.
«Обновление образовательных стандартов в начальной школе»
111.98kb.
1. Влияние природной среды на жизнь общества. Географический детерминизм о роли природной среды в жизни общества. Согласны ли вы с основными положениями географического детерминизма? Обоснуйте свой ответ
7.09kb.
Тема Аппаратные реализации информационных процессов. Рассматриваются вопросы
169.3kb.
Президент Мозамбика глава государства и правительства, избирается сроком на пять лет всеобщим и прямым голосованием. Он обладает широкими полномочиями и имеет право роспуска парламента
198.24kb.
Утверждена решением педагогического совета
51.94kb.
Технические характеристики
104.75kb.
«Операционная система»
30.98kb.