Главная страница 1
скачать файл

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Городская станция юных натуралистов

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУДОД ГорСЮН ___________Ю.М. Ляхова

«___»_____________2008 г.


Дополнительная образовательная программа



«Азбука природы»

Рассчитана на 3 года обучения

для детей 6-10 лет

Автор-составитель

Скворцова С.Ю.

педагог дополнительного образования

МОУДОД ГорСЮН

Ярославль, 2008


Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………



  • Структура и содержание программы……………………………….

  • Формы и методы обучения…………………………………………..

  • Характеристика ожидаемых результатов……………………………

Мониторинг…………………………………………………………………..

Учебно –тематический план……………………………………………...

Методическое и материально- техническое обеспечение………………

Список используемой литературы…………………………………………

Приложение…………………………………………………………………….

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Есть жажда творчества, уменье созидать,

На камень камень класть, вести леса строений.

Не спать ночей, по суткам голодать,

Вставать до звезд и падать на колени.

Остаться нищим и глухим навек,

Идти с тобой, с своей эпохой вровень,

И воду пить из тех целебных рек,

К которым прикоснулся сам Бетховен.

Брать в руки гипс, склоняться на подрамник

Весь мир вместить в дыхание одно.

Одним мазком весь этот мир и камни

Живыми положить на полотно.

Не дописав, оставить кисти сыну,

Так передать цвета своей земли,

Чтоб век спустя все так же мяли глину

И лучшего придумать не могли.

 

Н. Майоров.

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей. Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает дополнительная образовательная программа «Азбука природы». Содержание программы широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Дополнительная образовательная программа «Азбука природы» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - декоративно-прикладной. Программа разработана с учетом типовых и видовых особенностей образовательного учреждения дополнительного образования детей, образовательных потребностей детей и родителей, социального заказа государства и общества, современных направлений модернизации общего образования.




Цель программы – формирование у обучающихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • познакомиться с многообразием народных промыслов;

  • способствовать формированию образного, пространственного мышление и умения выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и способствовать формированию навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

  • способствовать приобретению навыков учебно-исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • способствовать развитию любознательности в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • способствовать формированию творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:


  • формировать у обучающихся чувство эстетического вкуса.

  • стимулировать потребность в труде, формировать культуру труда;

  • воспитывать через систему и последовательность занятий трудолюбие, усидчивость в работе, целеустремленность;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Срок реализации программы «Азбука природы» - 3 года. Данная программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 10 лет. Занятия проводятся по 2 академических часа два раза в неделю, в связи с трудоемкостью выполняемых работ. Такая продолжительность занятий возможна благодаря постоянной смене разнообразных видов деятельности, что не дает ребенку утомиться и заскучать.



Структура программы

Дополнительная образовательная программа «Азбука природы» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает коллективную, групповую, а также их самостоятельную творческую деятельность обучающихся.

В программу включены следующие разделы:


  1. Работа с бумагой

  2. Ниточная страна

  3. Остров ненужных вещей

  4. Роспись

  5. Лепка

  6. Работа с тканью

  7. Скрапбукинг

  8. Работа с природным материалом.

  9. Фелтинг.

  10. Творческий проект

 

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед обучающимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз

  2. воплощение в материале

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

 

Формы и  методы

Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, викторина, аукцион, чаепитие;

Условия реализации программы

 


  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.

  2. Занятия будут проходить в послеурочное время в кабинете прикладного творчества

  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы

Дидактический материал:

 журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из различных материалов. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий.



Характеристика ожидаемых результатов.

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:



  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, и.т.п.);

  • о народных промыслах;

  • основы композиции, формообразовании, цветоведения;

  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись;

  • об особенностях лепных игрушек;

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;;

  • о проектной деятельности.

 В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;

  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента;

  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;

  • делать открытки своими руками, создавая композицию из цветов.

 Мониторинг результатов обучения.

Эффективность реализации дополнительной образовательной программы «Азбука приробы» в большой мере зависит от личности педагога, его отношения к преподаваемому предмету. Но одинаково высокого уровня освоения практических навыков, развития эмоциональной и эстетической сферы каждого ребенка достичь удается не всегда. Постановка посильных задач и справедливая оценка результата индивидуальной или коллективной деятельности – вот залог успеха каждого занятия для каждого обучающегося.

Различна мотивация деятельности или бездействия субъектов на начальном этапе знакомства с народным декоративно-прикладным искусством. Для оценки результативности педагогической деятельности необходимо установить исходный уровень специальной подготовки, психологической готовности к восприятию и пониманию чувств других людей, определить характер мотивации изучения и овладения техникой изобразительной деятельности и декоративно прикладного труда, оценить сформированность понятия значения природных объектов для человека и самой природы, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.. Для этой цели разработана анкета, в которую ежегодно можно вносить поправки с учетом ожидаемого контингента.

Далее, в течение учебного года, следует промежуточное отслеживание личностного роста обучающихся путем проведения проверочных игровых занятий: заданий по карточкам, организации закрытых и открытых тематических выставок. Приобщение обучающихся к подготовке и участию в проведении занятия по новой теме, где оценивается качество самостоятельной работы по подготовке материала доклада или реферата. Наиболее часто применяемый способ мониторинга – наблюдение и фиксация роста индивидуальных достижений или даже качественного изменения личности. Выводы по эффективности применения различных методов и способов воздействия производятся дифференцированно, как и само воздействие.

Критериями успешности личностного роста ребенка является следующая последовательность:

в усвоении теоретического материала

- знать виды декоративно- прикладного искусства;

- знать известные народные промыслы;

- знать природные поделочные материалы и их свойства;

- знать основы композиции, формообразовании, цветоведения;
в освоении навыков

- качественное выполнение простейших манипуляций с глиной, пластилином, бумагой, природным материалом и т.д.: скатывание, вытягивание, прищипывание, примазывание, окрашивание и т.д.; - умение соблюдать пропорции, замечать детали в работах художников-анималистов;

- наиболее полное копирование скульптурной или художественной сюжетной композиции изучаемого автора;

- творческое применение приемов лепки, создание своих художественных образов животных и их среды обитания;


в развитии личных качеств

- соблюдение регламента и порядка на рабочем месте;

- толерантное отношение к поступкам сверстников и взрослых;

- эстетическая и эмоциональная чуткость;

- самоконтроль, самовоспитание;

- деятельное участие в развитии достижений коллектива.


Наилучшим показателем достижения цели реализации программы является познавательная и творческая активность детей, стремление оберегать природные объекты от неосторожного необдуманного вмешательства со стороны человека.

Изучение эффективности образовательного процесса


Параметр

Критерии

Показатели

Динамика личностного

Роста


Степень сформированности познавательного потенциала обучающихся в области изобразительного искусства

  1. Обученность (ЗУНы) обучающихся, усвоение дополнительной образовательной программы.

  2. Познавательная активность.

  3. Развитость мышления.




Уровень сформированности нравственного потенциала личности обучающихся

  1. Сформированность основных нравственных качеств личности ребенка(отношений).

  2. Нравственная направленность.

  3. Культура собственного свободного времени.




Степень самоактуализированности личности обучающихся в области декоративно-прикладного творчества


  1. Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей.

  2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

  3. Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения.

  4. Наличие положительной самооценки и уверенности в своих силах и возможностях.





Мониторинг


Цель

Предполагаемые результаты(предметы отслеживания)

Технологии отслеживания


1.знать виды декоративно- прикладного искусства;

знать известные народные промыслы.



Называть и рассказывать о видах декоративно- прикладного искусства;

знать известные народные промыслы.



1.Самостоятельные работы, рефераты о жизнедеятельности художников.

2. Развитие творческих способностей.

Уметь создавать творческие работы

2. Выставки (участие).

3.Развитие мелкой моторики руки,

тактильной техники.



Уметь обращаться с набором скульптора, выполнение работ с использованием бумаги, природного материала, ниток и т.д.

Самостоятельно создавать композиции.



3. Самостоятельные работы. Организация рисования и лепки, декоративной работы по замыслу.

4.Экологическое воспитание и

образование.



Любить и беречь природу. Оберегать ее от уничтожения. Изображать природу в творческих работах.

4.Выход на экскурсии и этюды.

5.Умение копировать работы народных промыслов и создавать свои художественные образы.

Работы по мотивам художников народных промыслов. Свои авторские работы.


5.Оценивание работ с группой детей. Критерии оценки:

-«не справился»

-«уд»

-«хор»




-«отл»

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:



1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки.

 

 

 




УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 


п/п


 Темы

Общее кол-во часов в неделю

В том числе

Теоретич. часы

Практич. часы

1

2

4

5

6

1-2

Вводное занятие

4

3

1

3-9

«В чудесном лесу»

14

2

12

 10-19

«Бумажный город» 

20

3

17

20-30

«Ниточная страна»

22

2,5

19,5

31-37

Остров ненужных вещей

14

3

11

38-40

«Лебединое озеро» 

6

1

5

41-53

Лоскутной город

26

3,5

22,5

54-57

Вышивка лентами

8

1

7

58-59

Лепка. Глина.Пластилин

4

1

3

60-64

Работа с ненужными материалами

10

2

8

65-68

Валяние шерсти

8

1

7

69-71

Творческий проект

6

3

3

72

Выставка, экскурсия.

2

2

 

 

 

 144

 28

 116 

Методическое обеспечение к образовательной программе


Приложение



 

Раздел


 

 

1


Вводное занятие

Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина»

 

2


«В чудесном лесу»

1. Способ изготовления декор.дерева.

2. Компьютерная презентация «Розы из кленовых листьев» 



 

3


«Бумажный город»

1.Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой.»

2. Компьютерная презентация «Квилинг»

3. Компьютерная презентация «Оригами»

4. Методическая разработка по технике оригами.



 

4


«Ниточная страна»

1.«Беседа о народной игрушке»

2. Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях. (мет.подборка)

3. Методическая подборка «Оригами»


 

5


Остров ненужных вещей

1. Комп.презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.»

 


 

6


Лебединое озеро

Пуховая фантазия



«Подборка материала о поделках из яичной скорлупы Удивительное из необычного»

Технология выполнения картин из перьев



 

7


Лоскутной город

 

Метод.подборка «Из старых курток и ношеных сапог»



 

8


Вышивка лентами

Материал «Вышивание лентами»

 

9


Лепка.

Подборка рисунков о игрушках из глины.

10

Валяние шерсти

Мокрое валяние

11

Скрапбукинг

Видео-фильм « Основы скрапбукинга.»

12

Проект

Папка-копилка «Проектная деятельность»

 

Материальное обеспечение

 


  1. Природный материал

  2. Глина

  3. Соломка

  4. Ткани разных цветов

  5. Перья птиц

  6. Нитки разных цветов

  7. Капрон, шёлк

  8. Опил

  9. Полиэтиленовые мешки

  10. Картон

  11. Спичечные коробки

  12. Мочало

  13. Яичная скорлупа

  14. Стружки

  15. Газетная бумага

  16. Мука

  17. Бумага цветная

  18. Ножницы, клей

  19. Шерсть для валяния

  20. Бумажные цветы, тесьма

 

 


Литература (для руководителя объединения)

 

1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение»,



Москва, 1988 г.

2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001

3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992

4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990

5. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. «Просвещение»,

Москва, 1985

6. Рукоделие. Умелые руки. «Фолио», Харьков

7.Учим детей мастерить , Э.К. Гульянс, «Просвещениеп», Москва

8. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валерия СПД», 2004

9. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов.»ЭКСМО» Москва, 2005

10. Мягкая игрушка. Игрушки в подарок.»ЭКСМО» Москва,2005

11. Пластелиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006

12.Журнал «Школа и производство»

13. Газета «Делаем сами»

14. Газета «Мастак»

15. Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.: ил.

16. Роспись по дереву. – М.: Издательский Дом мсп, 2007. – 96 С.

17. Необычные сувениры и игрушки.Самоделки из природных материвлов. –М.6 Изд-во ЭКСМО, 2005. – 64 С., ил.

18. Мягкие игрушки своими руками. Рукоделие в начальной школе.. – М.: тц Сфера, 2005 , 192

19. Технология организации кружковой в работе. Конспекты.

Интернет ресурсы.

Литература для обучающихся.

Журнал «Ксюша/

1.О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.

2.Е.Стольная. «Цветы и деревья из бисера».-М.: «Мартин», 2005г. - 124с, ил.



Приложение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 


п/п


 

Раздел


 

Темы


Общее

кол-во


часов в неделю

В том числе

Дата проведен

Теоретич. часы

Практич.

часы


1

2

3

4

5

6

7

 

1-й год обучения

1-2

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

Рисование Страны Мастеров.



4

3

1




3-9

«В чудесном лесу»

 


Работа с природным материалом

 14

 2

 12




 

10-19


«Бумажный город»

 

a) Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация;

б). Узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами



20

3

17




 4

 

 



8

 

6



2

 1

 

 



1

 

1



 

 3

 

 



7

 

5



2




20-30

«Ниточная страна»

 


 

а).Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

б). аппликация из нитяной крошки;

в). ниткопись (изонить)



22

2,5

19,5




2

 

 



10

 

10



 1

 

 



1

 

0,5



 1

 

 



9

 

9,5






31-37

Остров ненужных вещей

 


 

Беседа.


а). карандашница;

б). модели нарядов

в). цветы


14

3

11




1

2

6



5

1

1

1



 

 

1

5



5

38-40

«Лебединое озеро»

 

 



Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

 

6


 

1


 

5





41-53

Лоскутной город

 

 

 



a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;



26

3,5

22,5




 

 

11



 

15

 



 

 

1,5



 

2

 



 

 

9,5



 

13

 



54-57

Вышивка лентами

Панно ЦВЕТЫ

8

1

7




58-59

Лепка. Глина.Пластилин

 

a)Дымковская игрушка

б) филимоновская игрушка


 

 

4



 

 

1



 

 


 

 

3



 

 





60-64

Работа с ненужными материалами

 

Декоративное дерево

Из монет и пластилина.


10

2

8




65-68

Валяние шерсти

 


 

А). валяние шариков для бус



 

 

 



8

 

 

 



1

 

 

 



7




69-71

Творческий проект

Этапы проекта. Проект «Подарок»

 

6


 

3


 

3





72

Выставка, экскурсия.

Игра-путешествие по живому уголку станции.

Экскурсия в музей природы.



 

2


 

2


 

 





 

 

 

ИТОГО:


 

144


 

28


 

116


 

 

 






 

2-й год обучения

1-2

Вводное занятие

Повторение материалов 1-го года обучения, знакомство с программой 2-го года обучения.

Рисование Страны Мастеров.



4

3

1



3-9

«В чудесном лесу»

 


Поделки из природных материалов (листьев, цветов, соломки, бересты)

 

 

 



14

 

 

 



2

 

 

 



12




 

10-19


«Бумажный город»

 


 

 

a) Объемные композиции из бумаги. Аппликация;



б). узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами


20

3

17




 

4

 



 

8

 



6

2


 

1

 



 

1

 



1

 


 

3

 



 

7

 



5

2





20-30

«Ниточная страна»

 


 

а).повторение видов ниток, техники аппликации.

б). аппликация из нитяной крошки;

в). ниткопись (изонить)



22

2,5

19,5

 

 

2

 



 

10

 



10

 

1

 



 

1

 



0,5

 

1

 



 

9

 



9,5




31-37

Остров ненужных вещей

 


 

Поделки из бросовых материалов:

Фантиков

Открыток,

Спичечных коробков.


14

3

11




1

2

6



5

1

1

1



 

 

1

5



5

38-40

«Пуховая фантазия»

 

 



Изготовление картины из перьев.

 

6


 

1


 

5





41-53

Лоскутной город

 

 

 



a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;



26

3,5

22,5




 

 

11



 

15

 



 

 

1,5



 

2

 



 

 

9,5



 

13

 



54-57

Скрапбукинг

Сувенир «Цветы в корзине», миникартины

8

1

7




58-59

Лепка. Глина.

 

a)Дымковская игрушка



 

 

4



 

 

1



 

 


 

 

3



 

 





60-64

«Дворец бисера»

 

История бисера.

«Я создам свое дерево и дам ему имя»


10

2

8




65-68

Фэлтинг

 


 

А). валяние подставки под чайник



 

 

 



8

 

 

 



1

 

 

 



7




65-71

Творческий проект

Проект «Творческие люди моего города»

 

6


 

3


 

3





72

Итоговое занятие

Выставка работ. защита проекта.

 

2


 

2


 

 





 

 

ИТОГО:

 

144


 

28


 

116


 

 

скачать файл



Смотрите также:
Образовательная программа «Азбука природы»
322.92kb.
Пояснительная записка цель и задачи программы дополнительного образования «Азбука вокального пения Актуальность. Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии программы дополнительного образования «Азбука вокального пения»
346.51kb.
Основная образовательная программа начального общего образования
9609.49kb.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
2355.04kb.
Основная образовательная программа (ооп) специалиста 050201. 65 «Математика»
1529.35kb.
Основная образовательная программа начального общего образования моу оош ст. Ново Осетинской
4083.37kb.
Идея эволюции живой природы
233.32kb.
Образовательная программа по русскому языку мбоу сош №1 с. Средняя Елюзань основного общего образования
4645.34kb.
" охрана природы " Кулешова Дмитрия Владимировича 10 ‘B’ " охрана природы ". Введение. Охрана природы важнейшая задача человечества
61.83kb.
Образовательная программа негосударственного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы
1628.66kb.
Образовательная программа «Предмет фортепиано»
108.66kb.
1. Влияние природной среды на жизнь общества. Географический детерминизм о роли природной среды в жизни общества. Согласны ли вы с основными положениями географического детерминизма? Обоснуйте свой ответ
7.09kb.