Главная страница 1страница 2 ... страница 16страница 17
скачать файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО

от 1 апреля 2005 г. N 03-417
О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНОГО И КОМПЬЮТЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет для использования в работе согласованный с Российской Академией Образования Перечень учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (далее - Перечень).

Данный Перечень не является обязательным, он выполняет функцию ориентира при оснащении школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов, поскольку разработан на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

При формировании содержания Перечня исходили из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными видами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому Перечень включает не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения введения государственного стандарта общего образования.

В Перечне представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

В описании приводятся рекомендованные технические характеристики средств информационных и коммуникационных технологий. Это вызвано их быстрым развитием на современном этапе, а также снижением стоимости на фоне повышения стоимости традиционного учебного оборудования. Значительная часть учебных материалов, входящих в данный Перечень, в том числе тексты, комплекты иллюстраций, схемы, таблицы, диаграммы, могут быть представлены не на полиграфических, а на цифровых (электронных) носителях. Использование цифровых образовательных ресурсов повышает эффективность учебных материалов, прежде всего за счет использования интерактивности и возможностей деятельностного подхода. Широкое использование цифровых ресурсов позволяет снизить стоимость затрат на размножение и доставку за счет низкой стоимости копирования и использования Интернет для распространения.

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25 учащихся).

Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

- Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

- К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

- Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

- П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6 - 7 экз.).

Выбор помещения, его рациональная планировка определяются санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2.1178-02).

Департамент государственной политики в образовании рекомендует использовать данный Перечень при решении вопросов оснащения общеобразовательных учреждений, а также для расчета нормативов финансирования обучающихся.
Директор

И.И.КАЛИНА


Приложение
ЛИТЕРАТУРА


N

Наименования объектов
и средств материально-
технического
обеспечения

Необходимое
количество

Примечания

Ос-
нов-
ная
шко-
ла

Старшая
школа

Ба-
зо-
вый
уро-
вень

Про-
филь-
ный
уро-
вень

1.

БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ)

1.1.

Стандарт основного
общего образования
по литературе

Д







Стандарт по литературе,
примерные программы, ра-
бочие (авторские) прог-
раммы входят в состав
обязательного программно-
методического обеспечения
кабинета литературы

1.2.

Стандарт среднего
(полного) общего обра-
зования по литературе
(базовый уровень)




Д







1.3.

Стандарт среднего
(полного) общего обра-
зования по литературе
(профильный уровень)







Д




1.4.

Примерная программа
основного общего обра-
зования по литературе

Д










1.5.

Примерная программа
среднего (полного)
общего образования
(базовый уровень) по
литературе




Д







1.6.

Примерная программа
среднего (полного)
общего образования
(профильный уровень)
по литературе







Д




1.7.

Авторские программы
по литературе

Д

Д

Д




1.8.

Учебник-хрестоматия
по литературе. 5 кл.

К







В учебный фонд библиотеки
образовательного учрежде-
ния входят комплекты
учебников, рекомендован-
ных (допущенных) к ис-
пользованию в учебном
процессе.
При комплектации библио-
течного фонда полными
комплектами учебников
целесообразно включить в
состав книгопечатной
продукции, имеющейся в
кабинете литературы, и по
несколько экземпляров
учебников из других УМК
по каждому курсу литера-
туры. Эти учебники могут
быть использованы учащи-
мися для выполнения прак-
тических работ, а также
учителем как часть мето-
дического обеспечения
кабинета

1.9.

Учебник-хрестоматия по
литературе. 6 кл.

К







1.10.

Учебник-хрестоматия
по литературе. 7 кл.

К







1.11.

Учебник-хрестоматия
по литературе. 8 кл.

К







1.12.

Учебник и хрестоматия
по литературе. 9 кл.

К







1.13.

Учебник по литературе.
10 кл.




К

К

1.14.

Учебник по литературе.
11 кл.




К

К

1.15.

Учебные издания,
соответствующие ис-
пользуемым комплектам
учебников: рабочие
тетради, практикумы.
Хрестоматии, книги для
внеклассного чтения,
учебные пособия, дида-
ктические материалы

К

К

К

1.16.

Дидактические материа-
лы по всему курсу ли-
тературы

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и
развивающих заданий, а
также контрольно-измери-
тельные материалы по от-
дельным темам и курсам

1.17.

Художественная литера-
тура

Д

Д

Д

Основной фонд библиотеки
образовательного учрежде-
ния должен включать ху-
дожественную литературу,
составляющую основу ав-
торских программ (не ме-
нее одного текста на трех
учащихся)

1.18.

Методические пособия
по литературе для
учителя

Д

Д

Д




1.19.

Справочно-энциклопеди-
ческая литература
(Словарь литературо-
ведческих терминов,
словарь юного филоло-
га, Лермонтовская,
Пушкинская энциклопе-
дии и проч.)

Д

Д

Д




1.20.

Учебники и пособия для
элективных и факульта-
тивных курсов ("Зару-
бежная литература",
"Древнерусская литера-
тура", "Искусство ана-
лиза художественного
текста" и др.)

Ф

Ф

Ф




2.

ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ

2.1.

Таблицы по литературе
по основным разделам
курса литературы

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы могут быть пред-
ставлены в демонстра-
ционном (настенном) и
индивидуально-раздаточ-
ном вариантах, в поли-
графических изданиях и
на цифровых носителях

2.2.

Портреты писателей
(русских и зарубежных)

Д

Д

Д




2.3.

Альбомы демонстраци-
онного материала (по
творчеству писателей,
литературным направ-
лениям и проч.)

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Иллюстрации могут быть
представлены в демонст-
рационном (настенном) и
индивидуально-раздаточ-
ном вариантах, в полигра-
фических изданиях и на
цифровых носителях

2.4.

Альбомы раздаточного
изобразительного ма-
териала

Д

Д

Д

Может использоваться при
построении межпредметных
связей (соотнесение худо-
жественных произведений с
произведениями живописи,
графики, архитектуры)

3.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

3.1.

Цифровые компоненты
учебно-методических
комплексов по основным
разделам курса литера-
туры

Д/П

Д/П

Д/П

Цифровой компонент учеб-
но-методического комплек-
са может быть ориентиро-
ван на систему дистанци-
онного обучения либо но-
сить проблемно-тематичес-
кий характер и обеспечи-
вать дополнительные усло-
вия для изучения отдель-
ных предметных тем и раз-
делов стандарта. В обоих
случаях эти пособия долж-
ны предоставлять техниче-
скую возможность построе-
ния системы текущего и
итогового контроля уровня
подготовки учащихся

3.2.

Коллекция цифровых об-
разовательных ресурсов
по всему курсу
литературы

Д

Д

Д

Коллекция цифровых обра-
зовательных ресурсов
включает комплекс инфор-
мационно-справочных мате-
риалов, объединенных еди-
ной системой навигации
[Е1] и ориентированных на
различные формы познава-
тельной деятельности, в
т.ч. исследовательскую
проектную работу. В сос-
тав коллекции могут вхо-
дить тематические базы
данных, литературные про-
изведения, фрагменты ис-
торических документов,
фотографии, видео, анима-
ция, таблицы, схемы.
Цифровая энциклопедия
должна охватывать разли-
чные разделы области фи-
лологии, содержит струк-
турированные материалы,
организующие и поддержи-
вающие образовательный
процесс, включает ссылки
на внешние информационные
источники

3.3.

Общепользовательские
цифровые инструменты
учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

К цифровым инструментам
учебной деятельности
относятся, в частности,
текстовый редактор,
редактор создания
презентаций

3.4.

Специализированные
цифровые инструменты
учебной деятельности

Д/П

Д/П

Д/П

Специализированные инст-
рументы учебной деятель-
ности могут включать
следующие ресурсы:
временная ось; редактор
генеалогических деревьев

4.

ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ)

4.1.

Видеофильмы по основ-
ным разделам курса
литературы

Д

Д

Д

Видеофильмы могут быть в
цифровом виде

4.2.

Аудиозаписи и фонохре-
стоматии по литературе

Д

Д

Д

Могут быть в цифровом
виде

4.3.

Слайды (диапозитивы)
по литературе

Д

Д

Д

Информация, содержащаяся
на слайдах, может быть
представлена и в цифровом
виде

5.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ (СРЕДСТВА ИКТ)

5.1.

Оверхед-проектор

Д

Д

Д




5.2.

Экран на штативе
или навесной

Д

Д

Д

Минимальные размеры 1,5 х
1,5 м

5.3.

Столик для проектора













5.4.

Мультимедийный
компьютер

Д

Д

П

Основные технические
требования: графическая
операционная система,
привод для чтения-записи
компакт-дисков, аудио-
видео входы/выходы, воз-
можность выхода в Интер-
нет; оснащен акустически-
ми колонками, микрофоном
и наушниками; в комплект
входит пакет прикладных
программ (текстовых, та-
бличных, графических и
презентационных)

5.5.

Мультимедиа-проектор

Д

Д

Д

Может быть использован
проектор из общешкольной
комплектации

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);

П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6 - 7 экз.).


АДМИНИСТРАЦИЯ


N

Наименование объектов
и средств материально-
технического обеспечения

Не-
обх.
кол-
во

Примечание

1

Мультимедийный компьютер

Д

Технические требования к
мультимедийному компьютеру:
графическая операционная си-
стема, привод для чтения-за-
писи компакт-дисков, аудио-
видео входы/выходы, возмож-
ность выхода в Интернет. С
пакетом прикладных программ
(текстовых, табличных, гра-
фических и презентационных).
Средства телекоммуникации
включают: электронную почту,
локальную школьную сеть,
выход в Интернет

2

Сетевой фильтр-удлинитель

Д




3

Сканер планшетный, формата
А4

Д




4

Принтер лазерный, формата
А4

Д




5

Принтер струйный цветной,
формата А4

Д




6

Факс-аппарат

Д




7

Стационарный копировальный
аппарат, формата А3

Д




8

Телевизор

Д

Диагональ не менее 51 см

9

Видеоплейер

Д




10

Кронштейн подвесной для
теле- и видеоаппаратуры

Д




11

Доска текстильная

Д

Размер не менее 90 х 120 см

12

Цифровые образовательные
ресурсы - инструментальные
модули, предназначенные для
администрирования образова-
тельного учреждения:
- планирование и оператив-
ное управление учебным
процессом (составление
расписания, ведение распи-
сания с учетом замен и
т.д.);
- организация работы с
учащимися;
- организация работы с
кадрами;
- управление финансовыми
ресурсами и материальными
ценностями;
- ведение цифровых версий
документации (с последующим
переходом на цифровой
документооборот), включая
электронный журнал

Д

Модули могут быть установле-
ны как на одном компьютере,
так и на рабочих местах ис-
пользующих их администрато-
ров. Наиболее рациональным
является включенность моду-
лей в систему, организующую
информационно-образователь-
ное пространство образова-
тельного учреждения

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс).
ФИЗИКА
┌────────┬──────────────────────┬───────────────┬──────────────────────────┐

│ N │Наименования объектов │ Необходимое │ Примечания │

│ │и средств материально-│ количество │ │

│ │технического ├────┬──────────┤ │

│ │обеспечения │Ос- │ Старшая │ │

│ │ │нов-│ школа │ │

│ │ │ная ├────┬─────┤ │

│ │ │шко-│Ба- │Про- │ │

│ │ │ла │зо- │филь-│ │

│ │ │ │вый │ный │ │

│ │ │ │уро-│уро- │ │

│ │ │ │вень│вень │ │

├────────┼──────────────────────┴────┴────┴─────┴──────────────────────────┤

│1. │БИБЛИОТЕЧНЫЙ ФОНД (КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ) │

├────────┼──────────────────────┬────┬────┬─────┬──────────────────────────┤

│1.1. │Стандарты │ Б │ Б │ Б │В библиотечный фонд входят│

│ │физического │ │ │ │стандарты физического │

│ │образования. │ │ │ │образования, примерные │

│ │Примерные программы. │ Б │ Б │ Б │программы по физике, │

│ │Учебники по физике │ │ │ │комплекты учебников, │

│ │ │ │ │ │рекомендованных (допу- │

│ │ │ К │ К │ К │щенных) к использованию │

│ │ │ │ │ │в учебном процессе. При │

│ │ │ │ │ │комплектации библиотечно- │

│ │ │ │ │ │го фонда целесообразно │

│ │ │ │ │ │включить в состав книго- │

│ │ │ │ │ │печатной продукции по не- │

│ │ │ │ │ │сколько экземпляров учеб- │

│ │ │ │ │ │ников из других УМК по │

│ │ │ │ │ │каждому курсу физики. Эти │

│ │ │ │ │ │учебники могут быть ис- │

│ │ │ │ │ │пользованы учащимися для │

│ │ │ │ │ │выполнения практических │

│ │ │ │ │ │работ, а также учителем │

│ │ │ │ │ │как часть методического │

│ │ │ │ │ │обеспечения кабинета │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.2. │Методическое пособие │ Б │ Б │ Б │ │

│ │для учителя │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.3. │Рабочие тетради по │ Б │ Б │ Б │В состав библиотечного │

│ │физике │ │ │ │фонда целесообразно вклю- │

│ │ │ │ │ │чать рабочие тетради, со- │

│ │ │ │ │ │ответствующие используе- │

│ │ │ │ │ │мым комплектам учебников │

│ │ │ │ │ │по физике │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.4. │Хрестоматия по │ Б │ Б │ Б │ │

│ │физике │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.5. │Комплекты пособий │ │ │ Б │ │

│ │для выполнения лабо- │ │ │ │ │

│ │раторных практикумов │ │ │ │ │

│ │по физике │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.6. │Комплекты пособий для │ Б │ Б │ Б │ │

│ │выполнения фронтальных│ │ │ │ │

│ │лабораторных работ │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.7. │Комплекты пособий │ Б │ Б │ Б │ │

│ │по демонстрационному │ │ │ │ │

│ │эксперименту │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.8. │Книги для чтения по │ Б │ Б │ Б │Необходимы для подготовки │

│ │физике │ │ │ │докладов, сообщений, │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┤рефератов и творческих │

│1.9. │Научно-популярная ли- │ Б │ Б │ Б │работ │

│ │тература естественно- │ │ │ │ │

│ │научного содержания │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.10. │Справочные пособия │ Б │ Б │ Б │ │

│ │(физические энцикло- │ │ │ │ │

│ │педии, справочники по │ │ │ │ │

│ │физике и технике) │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.11. │Дидактические мате- │ Ф │ Ф │ Ф │Сборники познавательных и │

│ │риалы по физике. │ │ │ │развивающих заданий, а │

│ │Сборники тестовых │ │ │ │также контрольно-измери- │

│ │заданий по физике │ │ │ │тельные материалы по │

│ │ │ │ │ │отдельным темам и курсам │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.12. │Примерная программа │ Д │ │ │ │

│ │основного общего │ │ │ │ │

│ │образования по физике │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.13. │Примерная программа │ │ Д │ │ │

│ │среднего (полного) │ │ │ │ │

│ │общего образования на │ │ │ │ │

│ │базовом уровне по │ │ │ │ │

│ │физике │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.14. │Примерная программа │ │ │ Д │ │

│ │среднего (полного) │ │ │ │ │

│ │общего образования на │ │ │ │ │

│ │профильном уровне по │ │ │ │ │

│ │физике │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│1.15. │Авторские рабочие │ Д │ Д │ Д │ │

│ │программы по курсам │ │ │ │ │

│ │физики │ │ │ │ │

├────────┼──────────────────────┴────┴────┴─────┴──────────────────────────┤

│2. │ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ │

├────────┼──────────────────────┬────┬────┬─────┬──────────────────────────┤

│2.1. │Тематические таблицы │Д/Ф │Д/Ф │ Д/Ф │Таблицы, схемы, диаграммы │

│ │по физике │ │ │ │и графики могут быть │

│ │ │ │ │ │представлены в демонст- │

│ │ │ │ │ │рационном (настенном) и │

│ │ │ │ │ │индивидуально-раздаточном │

│ │ │ │ │ │вариантах, в полиграфи- │

│ │ │ │ │ │ческих изданиях и на циф- │

│ │ │ │ │ │ровых носителях │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│2.2. │Портреты выдающихся │ Д │ Д │ Д │В демонстрационном вари- │

│ │ученых-физиков и │ │ │ │анте должны быть предс- │

│ │астрономов │ │ │ │тавлены портреты ученых- │

│ │ │ │ │ │физиков и астрономов, │

│ │ │ │ │ │обязательное изучение │

│ │ │ │ │ │которых предусмотрено │

│ │ │ │ │ │стандартом и примерной │

│ │ │ │ │ │программой │

├────────┼──────────────────────┴────┴────┴─────┴──────────────────────────┤

│3. │ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ │

├────────┼──────────────────────┬────┬────┬─────┬──────────────────────────┤

│3.1. │Цифровые компоненты │Д/П │Д/П │ Д/П │Цифровые компоненты учеб- │

│ │учебно-методических │ │ │ │но-методического комплекса│

│ │комплексов по основ- │ │ │ │могут быть ориентированы │

│ │ным разделам курса │ │ │ │на систему дистанционного │

│ │физики │ │ │ │обучения, различные формы │

│ │ │ │ │ │учебной деятельности (в │

│ │ │ │ │ │том числе игровую), носить│

│ │ │ │ │ │проблемно-тематический │

│ │ │ │ │ │характер и обеспечивать │

│ │ │ │ │ │дополнительные условия для│

│ │ │ │ │ │изучения отдельных пред- │

│ │ │ │ │ │метных тем и разделов │

│ │ │ │ │ │стандарта. В любом случае │

│ │ │ │ │ │эти пособия должны предос-│

│ │ │ │ │ │тавлять техническую воз- │

│ │ │ │ │ │можность построения сис- │

│ │ │ │ │ │темы текущего и итогового │

│ │ │ │ │ │контроля уровня подготовки│

│ │ │ │ │ │учащихся (в т.ч. в форме │

│ │ │ │ │ │тестового контроля) │

├────────┼──────────────────────┼────┼────┼─────┼──────────────────────────┤

│3.2. │Коллекция цифровых │Д/П │Д/П │ Д/П │Коллекция образовательных │

│ │образовательных │ │ │ │ресурсов включает комплекс│

│ │ресурсов по курсу │ │ │ │информационно-справочных │

│ │физики │ │ │ │материалов, объединенных │

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений
5517.96kb.
Пояснительная записка в условиях кардинального изменения учебного плана средних общеобразовательных учреждений, сокращения количества часов на изучение химии в старших классах, вопрос о введении учебного предмета
101.18kb.
70 часов из расчёта 2 часа в неделю (35 учебных недель), из них уроков внеклассного чтения 10, уроков развития речи 10 (сочинений 4)
658.34kb.
Домогацких Е. М. Программа по географии для 6 10 классов общеобразовательных учреждений
245.6kb.
И. Н. Пономаревой (сб программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев М., изд. "Дрофа", 2009 г стр. 57-1081)
422.04kb.
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений рф, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 10 классе отводится 35 часов
767.61kb.
Положение о республиканских соревнованиях среди учащихся общеобразовательных учреждений по лыжным гонкам «Пионерская правда»
49.25kb.
Книга для учителя к учебнику для 10 класса общеобразовательных учреждений И. Л. Бим, Л. В. Садомова немецкий язык
919.31kb.
2. Русский язык. 10-12 классы. Учебное пособие для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений
31.76kb.
Программа для общеобразовательных учреждений. 10-11 классы под ред. О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарев. М., «Дрофа», 2009
168.36kb.
Загладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10 класса общеобразовательных учреждений. 4-е изд
313.13kb.
Рабочая программа по озож составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по озож для 5-9 классов
488.65kb.