Главная страница 1
скачать файл

Новоточина Марина Валерьевна, DBA

Бизнес-тренер,

консультант по управлению
Корпоративный тренинг:

дань моде или жизненная необходимость
Понятие «тренинг» давно и прочно вошло в практику менеджмента организаций. Сейчас тренинг является фаворитом на подиуме бизнес образовательных услуг. Несмотря на это, далеко не всегда, руководители и специалисты по обучению персонала современных компаний, могут дать адекватный ответ на простой вопрос: «Зачем вам тренинг?». А ведь тренинг – это прекрасный инструмент, с помощью которого, можно решать множество насущных проблем компании. Каких именно, речь пойдет дальше.
Прежде всего, что такое корпоративный тренинг? Корпоративный тренинг - это обучение персонала, проводимое внутри компании под руководством внутренних и внешних бизнес тренеров, участниками которого являются сотрудники одной фирмы. Его основное значение можно кратко охарактеризовать так: подготовка и развитие навыков персонала для эффективной работы в данной организации.

Корпоративный тренинг принципиально отличается от обучения в рамках традиционного бизнес-образования, которое направлено на то, чтобы заложить общие представления об основных теориях и способах ведения бизнеса1. В повседневной практике компаний нет необходимости, и особенно времени, знакомить сотрудников с теоретическими основами. Обычно организация может позволить себе оторвать от работы и направить на обучение своих сотрудников (особенно менеджеров) лишь на короткое время. Отсюда типичная продолжительность тренинга - как правило, от одного до пяти дней.

Корпоративный тренинг, как форма обучения персонала компании, может быть направлен как на развитие менеджмента, так и на развитие менеджеров. По этому принципу разделим все виды тренингов на две большие группы и поговорим о каждой в отдельности.
Тренинги, направленные на развитие отдельных навыков менеджеров

и специалистов компании.

Это самый распространенный вид тренинга, именно такие тренинги, прежде всего, подразумеваются, когда речь заходит об обучении персонала компании. В устах руководителя или другого инициатора обучения, заказ такого тренинга звучит обычно так: «В компании-то все хорошо, только вот отдельные менеджеры кое-что делать не умеют. Например, не умеют … управлять людьми, продавать, выступать перед слушателями с презентацией, общаться, и т.д.»

К ним обычно относят:


  1. коммуникативные тренинги: тренинги продаж и/или психологии работы с клиентами, делового общения и влияния, эффективной презентации и/или навыков публичного выступления, деловых переговоров и др.

  2. тренинги, развивающие навыки управленцев: управление персоналом для менеджеров (мотивация, оценка, найм и т.д), тайм менеджмент, навыки делегирования, принятия решений, решения проблем, проведения совещаний и др.

  3. специализированные тренинги (связанные с непосредственной областью специализации персонала): для маркетологов по маркетингу, для финансистов по финансам, для офис-менеджеров тренинг «Успешнй секретарь-референт», для кадровиков по ведению кадрового делопроизводства и Трудовому законодательству и др.

При всей стандартности содержания такого рода тренингов, их качество порой оставляет желать лучшего. В первую очередь, это зависит от человека, который предоставляет эту услугу – бизнес тренера, от его образованности, динамичности, умения держать группу. Но не только. Необходимо правильно сформулировать цель тренинга и выстроить его содержание, уже на этапе выявления потребности в обучении. Другими словами, эффективность таких тренингов для сотрудников компании можно повысить, если перед тренингом понять:



  • каких навыков не хватает персоналу,

  • какой именно категории персонала не хватает данных навыков,

  • к каким негативным последствим для компании приводит нехватка данных навыков,

  • проанализировать понимают ли сами сотрудники, что у них этих навыков не хватает. Если нет, даже супертренер их ничему не обучит. Они так и будут пребывать в полной уверенности, что они «и без обучения - молодцы, все знают, все умеют, а если у компании есть лишние деньги на обучение сотрудников – пусть платит… »,

  • перед началом тренинга дать каждому обучающемуся сотруднику задание – что он должен сделать сразу после тренинга (т.е. применить навыки), и проконтролировать исполнение.

Только тогда можно быть уверенным, что навыки приобретены, и тренинг прошел не зря. Как бизнес-тренера со стажем, меня часто спрашивают: как оценить эффективность проведенного тренинга. На что я обычно отвечаю: «Смотря, чего вы от этого тренинга хотели, какие задачи ставили перед тренингом, и был ли направлен этот тренинг на устранение истинных причин неудовлетворительного положения дел».

Пример. Вы с помощью тренинга хотите повысить объем продаж в компании. Тогда эффект от тренинга продаж будет, т.е. объем продаж увеличится, если неумение продавцов продавать, и есть единственная причина снижения уровня продаж. А если причины лежат совсем в другой сфере? Например, активизировались конкуренты, или предлагаемый товар/услуга низкого качества, или наблюдается общее падение спроса, или в вашей компании недостаточное внимание уделяется продвижению продукции, тогда тренинг навыков продаж будет неэффективен. Тогда возможно нужен совсем другой тренинг, направленный на компанию в целом, например, тренинг разработки маркетинговой стратегии.

Вы спросите: «Почему тренинг?» Прежде всего, потому, что именно тренинговая форма работы оптимальна для выработки коллективных решений, на основе объединения видения и имеющейся у каждого участника информации. Иногда только в тренинге работники разных подразделений и разных уровней иерархии могут осознать, что в компании есть проблема и она общая для всех. Выработанные совместно решения значительно облегчают их принятие сотрудниками компании и последующее внедрение. Кроме того, обсуждение происходит в конструктивном режиме, так как им управляет независимый специалист, внешний бизнес тренер, который умеет управлять группой и обладает знаниями предмета.


Таким образом, существует и другой вид тренингов, в ходе которого происходит так называемое «обучение действием», в результате обучаются не столько отдельные люди, сколько организация в целом.
Тренинги, направленные на развитие самой компании

и повышение ее управляемости
Поскольку такие тренинги направлены на изменения в системе управления компании, они носят название «системных тренингов». Самый простой и распространенный вариант такого рода тренингов, это Teambuilding. Он применяется для улучшения психологического климата в коллективе, сплочения управленческой команды, объединения сотрудников на межличностном уровне, вне зависимости от занимаемого уровня иерархии в компании.

Кроме него, к данной категории относятся тренинги: «Оптимизация организационной структуры», «Стратегическое планирование», «Разработка кадровой (или маркетинговой) политики компании», «Разработка системы оценки (или мотивации) персонала компании» и др. И у каждого из них есть свои «показания к применению».



Пример. За тренингом командообразования обратилась компания, находящаяся на стадии бурного роста. Численность работающего персонала компании за последний год увеличилась в 3 раза, появились новые подразделения и должности, возникла неразбериха в должностных обязанностях и в отношениях руководства и подчинения. На этом фоне произошло общее ухудшение психологического климата в компании, увеличилась текучесть персонала. Можно конечно издать приказ: «С завтрашнего дня начинаем работать по-новому, вы - руководитель, вы - подчиненный, ваши функции теперь такие-то». Но это же люди. Они не могут так быстро перестраиваться. Вернее, могут, но только когда понимают, зачем нужны эти изменения, почему без них никак нельзя двигаться дальше, чего от них (людей) ожидают, чем это им грозит. К тому же, они непременно хотят, чтобы выслушали и их мнение.

Понимая все это, руководство приняло решение провести тренинг командообразования для всех сотрудников компании. И это обязательно было бы сделано, если бы тренер отнесся к заказу формально. Но этот тренинг не решил бы существующую проблему, так как ее причины лежали в организационной, а не в межличностной сфере. В этой ситуации был проведен тренинг «Оптимизация организационной структуры», на котором участники сами выстраивали новую структуру компании, в соответствии с ее стратегическими задачами и сферой деятельности, прописывали должностные обязанности, согласовывали принципы взаимодействия между подразделениями и отдельными сотрудниками. Выработанная таким образом структура, действительно «работает», а не пылится в виде рисунка в сейфе у руководства. И тренинг командообразования не понадобился, т.к. сплочение команды произошло само собой в процессе совместной деятельности.



Или другой пример. В компании сменилось руководство. Для вывода компании на новый уровень была разработана новая корпоративная стратегия. Встал вопрос: как ее транслировать ниже, в функциональные подразделения компании, так, чтобы она стала основой для работы? Это можно сделать с помощью проведения ряда системных тренингов для разных функциональных подразделений. Одним из них может быть тренинг «Разработка кадровой стратегии и политики компании», проведенный внутри отдела управления персоналом с вовлечением топ менеджмента компании, курирующего кадровые вопросы. Таким образом, кадровые мероприятия станут проводиться в соответствии со стратегией компании. И сама система управления персоналом, раньше напоминавшая «тушение локальных пожаров», приобретает плановый характер.

Cистемный тренинг может оказаться таким же эффективным и при решении многих других задач, стоящих перед компанией, таких как:



  • Внедрение изменений

  • Реструктуризация компании

  • Налаживание внутренних коммуникативных связей в компании

  • Прописывание и отладка бизнес процессов

  • Разработка и проведение процедуры оценки персонала

  • Разработка и внедрение корпоративной системы стимулирования и др.

Разумеется, каждый такой тренинг, это уникальный продукт, разработанный под конкретные задачи конкретной компании. Его подготовка и проведение требует большой предварительной работы и вовлеченности, как со стороны тренера-консультанта, так и со стороны организации. Но полученный результат превзойдет все ваши ожидания!



2008 г.

1 Кларин М.В. Корпоративный тренинг - инструмент развития менеджмента // Журнал: Менеджмент в России и за рубежом 2000 г., №3

скачать файл



Смотрите также:
Новоточина Марина Валерьевна, dba бизнес-тренер, консультант по управлению Корпоративный тренинг: дань моде или жизненная необходимость
67.82kb.
Учредитель группы бизнес- проектов «BusinessFamily» с 2007 г
46.02kb.
Тренер Гиносян Основной список Тренер Кочетов Основной список
79.47kb.
Бизнес-моделирование
319.83kb.
Бизнес в Болгарии на деньги Евросоюза. Солнечная электростанция
34.55kb.
Стандарты и управление качеством
86.74kb.
Круглый стол «происхождение и эволюция биосферы»
16.95kb.
Построение бизнес-процессов управления ит-инфраструктурой банка на основе itil
80.97kb.
Мангутова инна валерьевна
293.19kb.
Определить соответствие материала требованиям учебного процесса и содержании. Программы курса. Обосновать необходимость отступления от программы и, в случае его целесообразности, выступить в защиту
28.71kb.
Сведения о себе
129.68kb.
Программа курса " Информационные технологии в экономике"
26.42kb.