Главная страница 1
скачать файл

Гусева Инна Викторовна

МБОУ ДОД «Детская школа искусств»

город Юбилейный Московской области

педагог дополнительного образования



inna.z.10vik@gmail.com

8(916)95 – 888 - 16


Духовно – нравственное развитие детей на занятиях Рождественского музыкального салона «Серебряная лира»

в МБОУДОД «Детская школа искусств»
Ни один праздник на земле не приносит людям так много ожиданий и надежд как Рождество – праздник любви и мира, когда «земное сливается с Небесным, а невыразимое – с биением наших сердец.» Это праздник праздников, начало всех начал. Он самый главный на свете, потому что в этот день родился Спаситель. С праздничным колоколом разносится по всему миру: «Христос рождается, славите! Христос с небес, встречайте!» Рождество ещё и самый детский на свете праздник, потому что наполнен детской радостью. Радостью от красоты и таинственности Рождественской службы в Храме, от чистого белого снега. Радостью от бесчисленного множества маленьких чудес: праздничных фонарей, превращающих простую темноту в сказочную, радостью от наряженной ёлки, рождественских подарков, именно таких, о которых мечталось. Удивительно, что радость эта посылается и взрослым, если этого захотелось.

Так получилось, что музыкальный салон «Серебряная лира» впервые собрался в дни Рождества в Болшевской детской музыкальной школе много лет назад. Так много, что мы, участники его, тогда мало что знали о христианской идее и церковных традициях этого замечательного праздника. В советское время это было не принято. Но наше совместное творчество педагогов и учащихся, взрослых и детей, наши чувства и мысли, отношение к общему делу, очень важному для нас, оказались созвучны Рождеству. Оказалось, что любая суета этих дней, любой труд имеет смысл. Наверное, так происходит потому, что музыка, ум и чувства, направленные на познание мира, просветляют душу и создают благодатную почву для сотворения добра другим людям и себе. С 1997 года музыкальный салон работает в «Детской школе искусств» города Юбилейный. Выпускники «Серебряной лиры» стали музыкантами и врачами, юристами и педагогами, экономистами и психологами, будущими учеными. Все они возрастали, а многие продолжают возрастать в добродетели вместе со своими педагогами и теми, кто ещё только постигает азы музыкального искусства.

Что же такое музыкальный салон и чем он так притягателен для любителей музыки, проведения музыкальных вечеров и Рождественских встреч? Почему именно эта форма творческого общения оказалась педагогически привлекательной в создании условий для духовно – нравственного развития детей и подростков?

Как известно, начало богатой истории и традициям музыкально – литературных салонов в России было положено ещё во времена Петра I, на знаменитых ассамблеях. Со временем, уже в «женском веке» двух Екатерин, Анн и Елизаветы салон – это своеобразная, сложная форма общественной жизни, в которой серьезные, глубокие интересы посетителей соединялись с их развлечениями. В салонах собирались ученые и политики, люди искусства, в изящной форме вели беседы на темы политики, литературы, живописи. Тогда же появились и музыкальные вечера. К началу XIX века, когда уровень просвещенности русского светского общества достиг высокой степени, салоны стали настоящим культурным явлением, одной из органичных форм культурной жизни. Их посещало и молодое поколение, активно принимая участие во всех беседах, спорах, демонстрируя таланты и художественные способности. Умение держать салон считалось искусством. Особая роль в российских салонах принадлежит их хозяйкам, мудрым, гостеприимным, искренне поддерживающим творческую активность, умеющим сочувствовать и сопереживать, принимающим сердечное участие в людях. Посетители салона, вводимые хозяйкой в её дом раз и навсегда, всё - таки каждый раз посещали салон по собственному желанию, очарованные его духовной атмосферой и доступностью. Объединяя в своих гостиных замечательных личностей общества, хозяйки салонов вносили свой вклад в развитие Российской культуры. В салонах формировалась русская публика – массы любителей искусства: слушатели, читатели, зрители со своими разносторонними интересами. Неоценимое воздействие на развитие культуры России оказывали их вкусы и запросы. На рубеже XIX – XX веков салон в классическом понимании перестал существовать. Но традиции салонной культуры, претерпевая большие изменения, через вечера различных кружков, музеев, обществ, театров, студий, галерей, дошли до наших дней и продолжают способствовать проникновению в общество идей просвещения. В широком смысле просвещение означает приобщение личности к культуре. Салон продолжает привлекать внимание, в том числе и как форма музыкально – эстетического воспитания детей и молодёжи тем, что вбирает в себя и музыкальные, и исторические, и литературные, и культурные ценности одновременно. Привлекает салон и камерностью общения небольших, заинтересованных, хорошо знакомых людей. Поэтому творческое объединение юных музыкантов «Серебряная лира» формой своего творческого существования выбрало именно салон.

Вопрос духовно – нравственного воспитания и развития детей стоит в современном обществе очень насущно. Поучительно вспомнить слова святой мученицы императрицы Александры Фёдоровны (Романовой), которая в своём дневнике писала: «Каждое сердце должно быть маленьким садом… Богу угодно, чтобы мы сделали наши жизни такими, что они искупили бы из мрака окружающее нас и преобразили в прекрасное, но ничего, кроме любви Господа не может пробудить в нас душевные силы и возможности. Мы не можем взрастить любовь в своих сердцах к другим без Божественного вдохновения» (1). Обучая детей музыке, педагог радуется обретению духовной поддержки в этих словах. Нельзя не согласиться и с тем, что «часто для обыденных дел требуется больше небесной благодати, чем для великих. Мы – созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич, или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего–то дурного» (1). А потому, наверное, взрослые должны быть предельно осторожны, пытаясь влиять на духовную жизнь детей, своих учеников. Насилие может нанести непоправимый вред ребёнку, если помешать ему развиваться путём, который определен ему природой, Богом. «Лучшее, что мы, взрослые, можем сделать – это дать детям атмосферу любви и чистоты, чтобы развивалась их духовная жизнь» (1).

По-настоящему трудно порой внести в суету наших дней, в шум и беспокойство школьных будней Божественный мир и Дух Христа. Но время подготовки и проведения Рождественских салонов «Серебряная лира» как будто специально создано для того, чтобы из года в год в дни Рождества появлялась счастливая возможность у педагога, взявшего на себя роль хозяйки салона, учеников, их родителей, гостей - музыкантов, друзей, родственников и знакомых, завсегдатаев «Серебряной лиры» вспомнить, наряжая Рождественскую ёлку и разучивая Рождественские гимны, о том, что создал нас Господь по образу и подобию Своему. И что как Он, мы всегда должны видеть, искать и поддерживать друг в друге лучшее: возможность добра, милосердия, надежды. Важно не забывать, что людям рядом с нами, особенно детям, подросткам, нашим ученикам, подчас больше всего нужны наши любовь, доброта и ободрение. Способность ободрять других – это один из первых секретов умения помогать. «Ободрение нас вдохновляет - говорит Святая мученица Александра. – Если его нет, гаснут многие благородные возможности» (1). Всё, за что бы ни брался ребёнок, ему приходится осваивать впервые. Часто он неуверен в своих силах и думает, что никогда ничего серьёзного не сможет добиться в жизни или каком-нибудь деле, например, в музыкальном развитии. Ему кажется, что так же думают все вокруг: друзья, учителя. Ребёнка охватывает чувство безнадежности, собственной незначительности. А педагог опытным взглядом видит его способности, спокойно и доброжелательно говорит ребёнку о тех возможностях в его жизни, о которых тот никогда не догадывался. И это имеет большое значение для маленького человека, начинающего свой путь в жизни взрослой и серьёзной. Постепенно у ребенка, подростка происходит познание себя через размышления, в том числе, на музыкальные, поэтические темы, через открытия, через свой труд, участие в общем добром деле. С.Я. Маршак говорил, что человечество сделало большую ошибку, когда стало мерить большое малым: километрами, метрами, сантиметрами - путь и высоту… Надо мерить малое большим. Путь надо мерить любовью, страданиями, по вкладу души. Тогда жизнь покажется поистине бесценной.

В нашей жизни всегда есть место для сказки, особенно в таинственные дни Рождества и Нового года, когда само ожидание торжества, мечты о нём, желание дарить и радовать – это и есть праздник. Мы ждём этих дней, потому что слова благодарности, поддержки, ободрения, сказанные друг другу именно сейчас, воспринимаются особенно трепетно. В разные годы в музыкальном салоне «Серебряная лира» придумывались свои Рождественские истории: мудрые и поучительные, весёлые и грустные как сама жизнь. Это: «Рождественский сочельник или Любовь сказочника» (рождественская история из жизни Г. Х. Андерсена); «Мэрри Поппинс, здравствуй!»; «Синяя птица»; «Дрожит серебряная лира…»; «Время благодарения»; «Рождество – праздник всех людей»; «Русская зима»; «Под голубыми небесами…»; «Средь шумного бала»; «Веков азартная игра»; «Сон в зимнюю ночь»; «12 месяцев»; «Когда серебро дороже золота» и другие. В каждом из вечеров традиционным стал разновозрастный состав участников: обязательно все учащиеся класса фортепиано педагога – хозяйки салона; бывшие выпускники класса, а также, учащиеся других классов и отделений Школы искусств. Так, например, учащиеся художественного отделения и их педагоги готовят тематические выставки своих работ, танцоры - камерные хореографические номера. В «Серебряной лире» любят выступать гости – профессиональные музыканты и студенты музыкальных вузов и колледжей, родители учащихся, юные музыканты классов других педагогов, камерные группы хоров, вокалисты, вокальные ансамбли, чтецы.

Самая яркая пора у человека – детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Очень важно, чтобы «поколение из цифры» - наши дети - умели играть на музыкальных инструментах, читать стихи, чувствовать прекрасное – доброе и уметь отличать его от безобразного – злого. Давно стало очевидным, что Рождественские вечера «Серебряной лиры» создают благоприятные условия для этого. Дети, принимающие участие в программах «Серебряной лиры», не только учатся понимать высокое искусство музыки, играть на музыкальных инструментах, но и учатся слышать то, что у них внутри, думать и сострадать, замечать мир вокруг.



«Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям!» - говорит Ангел Рождественской ночи. Неумолимо время! И опять, опять неотступно приближается от Рождества Христова следующий год. И новые юные музыканты, в едином порыве с уже ставшими завсегдатаями и добрыми гостями музыкального салона, готовят Рождественскую праздничную встречу. И вновь каждый из них шаг за шагом проходит этот путь в поисках «драгоценных проблесков души».
Литература

  1. Государыня Императрица Александра Фёдоровна Романова «Сад сердца» Духовный дневник.- М.: Издательский дом «Русский паломник» Валаамское общество Америки, 2009.

  2. Истоки музыкального любительского искусства в России (Обзор опубликованных работ и архивных материалов). – М.: МГИК, 1991. – 54с.

  3. Петрова Н. Г. «Веков азартная игра…» Новый год, новый век… Быт, традиции, обряды. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000. – 192.с.: ил.

  4. Шадриков В. Д. «Духовные способности. – Издание 2-е, дополненное и переработанное. – М.: Издательство Магистр, 1996.
скачать файл



Смотрите также:
Ни один праздник на земле не приносит людям так много ожиданий и надежд как Рождество праздник любви и мира, когда земное сливается с Небесным, а невыразимое с биением наших сердец
76.77kb.
13 июля православная церковь отмечает праздник двенадцати апостолов
17.7kb.
Что означает для современного человека праздник 1 Мая? Какие ассоциации возникают у него при слове «Первомай»? Почему же до сих пор этот весенний день отмечается как государственный праздник во многих странах
21.74kb.
«рождество христово»
162.36kb.
Кафе мороженое
36.26kb.
Праздник Великой Победы в Великой Отечественной войне это не только праздник Памяти, праздник народа-победителя, но это и «передний край» нынешнего сражения за наше будущее. Главный урок
99.42kb.
8 июля, в День памяти святых благоверных князей Петра и Февронии, в нашей стране отмечается Всероссийский праздник День семьи, любви и верности
13.26kb.
7 января 2010 года — великий православный праздник Рождество Христово. Конец Рождественского поста
61.96kb.
Приобщение младших школьников к истокам русской культуры, воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам
54.19kb.
Викторина «Знаете ли вы историю Мордовии?»
22.46kb.
Факты о России
29.66kb.
«День посадки деревьев»
9.98kb.