Главная страница 1
скачать файл

Композиторы XXI века: Кайя Саарьяхо

Сидорова Галина Андреевна

Аспирантка

Российская Академия Музыки имени Гнесиных, кафедра аналитического музыкознания, Москва, Россия

E–mail: galundik@yandex.ru
В современной западно-европейской музыке на первый план выходит новое поколение композиторов, родившихся в послевоенное время: Вольфганг Рим, Брайан Джон Питер Фернихоу, Джон Тавенер, Майкл Найман, Тристан Мюрай, Сальваторе Шьяррино. В Финляндии практически в одно и то же время появляются три колоритных музыканта – Кайя Саариахо, Эса-Пекка Салонен и Магнус Линдберг, которые составят славу своей страны. Кайе Саариахо выпала судьба стать одной из самых известных и преуспевающих композиторов нашего времени. Она получила все возможные награды в Финляндии и является чуть ли не национальным героем своей страны. В 1999 году Саарьяхо стала участником европейского проекта по созданию CD-ROM Prisma [4]. Она была удостоена звания «Музыкант года 2008», объявленного американской публицистической компанией Musical America, как одна из немногих современных композиторов, получивших общественное признание и уважение. В 2010 году Кайя Саарьяхо вошла в 20-ку лучших композиторов ежегодного Komponistenporträt of the Rheingau Musik Festival и стала второй женщиной-композитором после Софьи Губайдулиной по количеству наград и премий.

Несмотря на свою востребованность по всему миру, в Росси личность Саарьяхо пока остается мало известной, а ее творчество не изученным.

Всестороннее развитие с самого детства – танцы, рисование, графика, игра на разных музыкальных инструментах оказало большое влияние на формирование личности композитора. Музыкальное образование Саарьяхо получила в Хельсинки в Академии Сибелиуса в классе Пааво Хейнанена и во Фрайбурге (преподаватели: Брайан Фернихоу - композиция и Клаус Хубер – оркестровка) [2].

Совершенствование на курсах компьютерной музыки в IRCAM (ИРКАМ, Институт музыкальных и акустических исследований) в Париже и знакомство со спектральной музыкой определило дальнейшее направление композитора в творчестве. Саарьяхо создает несколько сочинений с помощью компьютерных технологий, которые приносят ей международную известность [5].

Знакомство с выдающимися музыкантами-исполнителями и музыкальными коллективами расширяет поле деятельности Кайи Саарьяхо. С середины 1980-х годов она получает заказы от концертных залов, музыкальных фестивалей и известных ансамблей на произведения, которые затем успешно исполняются в Париже, Лондоне и крупнейших городах США.

Изучение истории искусства и литературы находит отражение в некоторых сочинениях, в частности струнном квартете «Нимфея», пьесе «Ио», концертах «Ориентиры» и «Театр Грааля» и др. Визуальные впечатления также отчасти повлияли на пьесы композитора [3].

Особый успех Саарьяхо принесло вокальное творчество. Ее имя в первую очередь связывают с оперой «Любовь издалека» для оркестра, хора и трех солистов, написанной для Зальцбургского фестиваля. Опера основана на подлинной истории XII века. Знаменитый трубадур, принц Блайи, Жоффруа Рюдель, по описаниям друга, влюбляется в Принцессу Триполитанскую, Клеманс, которую никогда не видел. И вот, решившись на морское путешествие, по дороге к возлюбленной, он заболевает чумой и умирает у нее на руках. Клеменс, в отчаянье, уходит в монастырь. Музыкальный язык сочинения очень выразительный и эмоциональный. Опера основана на полноценном пении и все вокальные партии исключительно красивы и мелодичны.

Обратившись к новому для себя жанру, Саарьяхо создала шедевр, сравнимый с «Пеллеасом и Мелизандой» Дебюсси и «Тристаном и Изольдой» Вагнера [1].



Саарьяхо поддерживает идеологию «новой» музыки, всегда находится в поиске новых решений, однако не идет против традиций западного музыкального искусства и, возможно, в этом главный секрет ее успеха.
Литература


  1. Beyer A. Kaija Saariaho. Colour, timbre and harmony // The Voice of Music. Ashgate Publishing, London, 2001.

  2. Pirkko M. Kaija Saariaho / Moisala Pirkko. - University of Illinois Press, 2009. -144 p.

  3. Saariaho K. Matter and Mind in Music // Matter and Mind in Architecture, ed. Pirkko Tuukkanen. Hameenlinna: Karisto, 2000, III.

  4. The Musical World of Kaija Saariaho// Prisma CD-ROM. Porvoo: WSOY, 1999.

  5. http://www.ems-network.org/spip.php?article308

O’Callaghan J., Eigenfeldt A. Gesture transformation through electronics in the music of Kaija Saariaho.
скачать файл



Смотрите также:
Несмотря на свою востребованность по всему миру, в Росси личность Саарьяхо пока остается мало известной, а ее творчество не изученным
28.45kb.
Русский мир в. М. Скринник «Русский мир» как социокультурный феномен
111.4kb.
Австралия курсы английского языка
65.23kb.
Технический консультант конференции – фирма
74.15kb.
Исторически так сложилось, что китайский город Харбин прошёл красной нитью через судьбы тысяч русских людей, разбросанных по всему миру революцией и её последствиями
203.74kb.
Перечень №2 Документы, удостоверяющие личность
18.91kb.
Личность и ее жизненное пространство
201.7kb.
Обязательно указание серии и номера действующего документа, удостоверяющего личность, и действующих фио
48.04kb.
Час Земли 2011 в Вашей школе
42.52kb.
Конкурс «Юный информатик» Номинация: верстальщик Герои отечественной войны 1812 года
71.3kb.
Всемирный день яйца (World Egg Day) 2012 года
125.72kb.
Экологические проблемы встали перед человеком наиболее остро во второй половине XX века, когда его разрушительная деятельность приобрела глобальные масштабы
47.61kb.