Главная страница 1
скачать файл

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ
Т.В. Вардуни, кандидат биологических наук, доцент

Ростовский государственный педагогический институт при Южном федеральном университете, Россия

Одной из основных задач российской образовательной политики сегодня является обеспечение необходимого качества образования в условиях ускорения темпов развития общества и полипарадигмальности образовательного пространства.

Самым главным вопросом, определяющим судьбу и эффективность проводящихся реформ, остается квалификация преподавательского состава высших педагогических учебных заведений, его способность творчески решать непростые задачи. Стандартизация сама по себе не может решить всех проблем, возникающих в образовательной сфере. Необходимо отдавать себе отчет в том, что решение поставленных в контексте концепции модернизации образования задач предполагает, наряду с обновлением содержания естественнонаучного образования, методологического аппарата и методической базы изучаемых дисциплин, тесное творческое сотрудничество преподавателей естественнонаучных, гуманитарных и педагогических направлений.

Особого внимания в этой связи заслуживает высшее педагогическое естественнонаучное образование, готовящее преподавательские кадры для средней школы. От качества естественнонаучной подготовки школьников, наличия у них мотивации к получению знаний, сегодня во многом зависит успех реформ высшего естественнонаучного образовании. Педагогические вузы должны готовить кадры, способные демонстрировать в ходе преподавательской деятельности не только широкий естественнонаучный кругозор, исчерпывающие знания по предмету, но и необходимые профессионально-педагогические навыки, знание современных педагогических технологий, готовность к межличностному общению.

Именно поэтому, в ходе естественнонаучной подготовки огромное значение должно придаваться предметам педагогического цикла, использованию их потенциала для перестройки содержания высшего педагогического образования. Между тем, время, отводимое на блок психолого-педагогических дисциплин в педагогических вузах, сокращается, что грозит уничтожением специфики педагогических университетов. Уменьшается время, отводимое на педагогическую практику, что приводит к деформации принципа оптимального соотношения практической и теоретической подготовки в вузе. Многие педагоги сегодня указывают на необходимость ориентации учебного процесса в педагогических вузах не на освоение отдельных предметов и дисциплин, а на целостную профессиональную подготовку (при этом необходимо более широкое использование интегрированного подхода, межпредметных связей и т.д.), активизацию гуманитарного компонента в подготовке педагогов и т.д.

Повышение профессионализма педагогических кадров, результативности труда связано с разработкой и апробацией различных моделей реформирования содержания и структуры образования. Педагогическая грамотность преподавательского состава педагогических вузов должна формироваться на основе глубокого понимания исторических аспектов развития и реализации содержания естественнонаучного образования. Любые разработки и рекомендации по обновлению содержания образования должны учитывать предыдущий опыт реализации естественнонаучного образования, особенности естественнонаучной подготовки на разных этапах развития общества.

Надо отметить, что эволюция теорий формирования содержания образования, переход от знаниево-ориентированного подхода к личностно-ориетированному находили свое отражение в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла [6]. Различные этапы развития общества всегда характеризовались определенными целями и задачами педагогического образования. Реализация этих целей и задач происходила через содержание образования. История изобилует примерами искажения содержания естественнонаучных дисциплин, влияния псевдоученых и их теорий на общественное сознание, давления партийной идеологии на сферу объективных фактов. Знание особенностей исторического развития содержания естественнонаучного образования, подробный анализ его состояния, позволит в будущем избежать досадных промахов и ошибок, достигнуть нового уровня содержания, отвечающего требованиям мирового образовательного пространства. В связи с этим изучение содержания естественнонаучного образования на различных этапах развития общества представляется не только актуальным, но и необходимым.

Анализ содержания естественнонаучного образования даже на небольшом историческом отрезке времени является информативным и показательным. Так, например, 60-е годы 20-го века ознаменовались преодолением последствий политизации науки и образования, борьбы с «метафизикой и идеализмом», неприятия общемировых достижений в области генетики, цитологии, селекции. Эти тенденции нашли отражение в нормативных документах, где были сформулированы основные направления работы по улучшению подготовки специалистов с высшим естественнонаучным образованием. Происходило постепенное преодоление знаниевого подхода в естественнонаучном образование, налаживание интегративных связей между учебными дисциплинами, введение новых специальностей, в частности, специальности учителя биологии, химии и сельскохозяйственного производства [2]. Однако искажение содержания естественнонаучного образования нанесло обществу гораздо больший вред, чем кажется на первый взгляд, и требовало глубокого анализа.

Тенденции к идеологизации и политизации учебного материала наблюдались и в 70-х годах 20-го века. Период перехода школы к всеобщему среднему образованию ознаменовался реализацией новых учебных планов и программ в педагогических вузах. Предпринимались попытки преодоления барьера между средней и высшей школой, была начата борьба за доступность, системность и объективность учебного материала [3].

В 80-е годы ХХ века прозвучала критическая оценка содержания и методов естественнонаучного образования. Обсуждались особенности содержания естественнонаучного образования в связи с реформированием учебно-воспитательного процесса, переходом от предметной к профессиональной подготовке учителей. Впервые были сформулированы критерии аттестации выпускника педагогического вуза, велась разработка основ перехода на новое содержание высшего педагогического образования [5].

Содержание естественнонаучного образования в период реализации концепции многоуровневого педагогического образования также характеризуется рядом особенностей, требующих тщательного изучения.

Естественнонаучное образование в условиях, когда Россия делает первые шаги к единому европейскому образовательному пространству, не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности, в отрыве от реальных потребностей страны. Прежде всего, необходимо знание современных теорий формирования содержания образования, учет всех его структурных компонентов (предметное содержание, межпредметные связи, развитие личности студента, формирование у студента профессиональных навыков и умений), знание основных тенденций формирования естественнонаучного образования в различных странах мира и, наконец, использование богатейшего опыта преподавания дисциплин естественнонаучного цикла в нашей стране.

Визитной карточкой естественнонаучного педагогического образования последних лет стало введение в учебные планы всех факультетов курса «Концепции современного естествознания». Основной проблемой формирования содержания этого курса, как отмечают многие исследователи, стало отсутствие концептуального подхода, несогласованность с современными требованиями к содержанию образования. Это привело к созданию огромного количества учебных пособий и программ различной наполненности [4]. В этой связи хочется напомнить о важности преподнесения студентам педагогически адаптированного знания, необходимости огромной предварительной работы, предшествующей написанию подобной учебной литературы.

Предмет «Концепции современного естествознания» построен на основе принципов интеграции, синергетики. Среди основных проблем, возникающих в ходе реализации этого курса, следует отметить проблему его содержательной структуры и учебно-методического обеспечения.

На первом этапе реализации курса «Концепции современного естествознания», в том числе в педагогических вузах, явилось то, что диапазон подходов к формированию его содержания был чрезвычайно широк. Имелись попытки свести курс КСЕ к углублению знаний студентов в отдельных областях естествознания, привлечению огромного многообразного фактического материала, изучение которого плохо согласовывалось с ограниченными временными рамками. Другим, также весьма необоснованным, подходом был вариант сведения содержания предмета к изучению исторических аспектов развития естествознания.

Многие разработчики курса КСЕ высказывали идею о целесообразности перенесения центра тяжести с огромного количества фактического материала на оперативную информацию (в ретроспективе от месяца до 2-3 лет) о современных научных открытиях и концепциях. При этом отмечалась необходимость ознакомления студентов с ведущими российскими научными и научно-популярными изданиями.

Помимо новейших сведений о достижениях естествознания, даваемых в контексте противоречивого характера процесса получения новых знаний, программа КСЕ должна затрагивать системную классификацию естественных наук, системный подход к естествознанию, где его общие проблемы не сводятся к проблемам отдельных наук. Необходимо обсуждать вопросы о роли естествознания как средства «подпитки» такой крупной саморегулирующейся системы, как человеческое общество. В связи с этим, современные программы и учебники КСЕ не могут избегать вопросов, касающихся влияния научно-технического прогресса на общественно-политические процессы, формирование личности, межличностные и общественные отношения. Желательно, чтобы при рассмотрении тех или иных тем, преподаватель был способен прокомментировать социально-общественную значимость современных естественнонаучных открытий.

Другая сторона мотивации изучения КСЕ заключается во взаимосвязи и взаимовлиянии гуманитарных и естественных наук. В конечном итоге, целью КСЕ является формирование широкого естественнонаучного мировоззрения, которое не является простой суммой специализированных знаний в отдельных областях науки и основано на интересе к естествознанию.

Именно в ходе изучения КСЕ студенты получают представления о методах научного исследования. Всеобщие, общенаучные, частнонаучные методы теоретического и эмпирического уровней познания должны стать для студентов доступными и понимаемыми, использоваться в учебной и научной работе. В курсе КСЕ затрагиваются чрезвычайно важные вопросы о классификации различных наук. Обсуждение этого раздела КСЕ позволяет студентам осознать взаимосвязь различных направлений научного знания, гуманитарных, общественных и естественных наук. Кроме того, обсуждаются проблемы определения сущности науки, человеческого общества, различных социальных явлений.

Существенные изменения в подходах к формированию содержания естественнонаучного образования происходят и в рамках экологических предметов. Как известно, экологическое образование, сформировавшееся у нас к середине 70-х годов, развивалось в рамках антропоцентрического подхода к проблемам экологии. В последние годы утверждается стратегия устойчивого коэволюционного развития общества и природы. Обсуждается проблема нового экоцентрического типа экологического сознания [1].

В наше время, как никогда, необходимо осознавать, что реформирование содержания естественнонаучного образования - кропотливый и сложный процесс, требующий знания истории вопроса, а также учета общемировых тенденций. Роль естественнонаучного образования на современном этапе развития общества огромна. Это важнейшее звено в фундаментальном образовании. Формирование интереса к естественным наукам – сложнейший многоступенчатый процесс, ключевой фигурой в котором является школьный преподаватель. Грамотный, соответствующий новым требованиям модернизации образования, научный подход к формированию содержания естественнонаучных дисциплин – залог успешной реализации поставленных задач.
Литература:
1. Блинников В.И. Подготовка учителя биологии в контексте стратегии устойчивого развития/ Педагогика. – № 9, 2003.

2. Бюллетень Министерства высшего и среднего образования СССР, 1963. –№4. – С. 1 6.

3. Зверев И.Д. Проблемы методики обучения биологии в средней школе. – М.: Педагогика, 1978.

4. Карпенков С.Х. Концептуальный принцип в естественнонаучном образовании / Высшее образование в России. 2003. – № 1.



5. Ситько Р.М. История становления и развития образования на юге России. – ИПФ «Малыш», 1997.

6. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М., 2001.‒185с.
скачать файл



Смотрите также:
Некоторые проблемы естественнонаучной подготовки студентов в современном педагогическом вузе
83.05kb.
Учебная программа по дисциплине «Основы журналистики» составлена в соответствиями с компетенциями фгос впо. Предназначена для студентов направления подготовки 035100. 62 Телевидение
243.2kb.
Урок биологии для 9-го класса
178.28kb.
Кафедра Гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Английский язык учебные материалы для студентов I курса вду отделения священнослужителей
518.55kb.
Трансстрановые трубопроводы как инструмент реализации национальных интересов в современном мире: политологический анализ
334.16kb.
Методические указания для подготовки к тестированию по дисциплине «Русский язык и культура речи» для студентов очной формы обучения по направлению
402.47kb.
Аттестационно педагогические измерительные материалы по дисциплине «Русская диалектология»
289.9kb.
Рабочей программы “Комплексный анализ”
16.3kb.
Программа разработана в соответствии с: Образовательным стандартом ниу вшэ подготовки бакалавров по направлению 080100. 62
354.31kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62
373.32kb.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления подготовки 080100. 62 «Экономика»
370.68kb.
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»
351.94kb.