Главная страница 1
скачать файл

МЫШЕЛОВКА

Тайна трех мышек

Уже в начале апреля завсегдатаи «Колеса» могли завороженно наблюдать, как в пансионе Молли и Джайлса Релстон, героев пьесы Агаты Кристи «Мышеловка», некто зловещий бесцеремонно нарушил покой постояльцев.

По обыкновению, волею провидения, ведомого рукой Мисс Детектив, герои оказываются оторванными от столь привычного для них мира. Среди красочных, несмотря на ужас происходящего на сцене, декораций, под звуки зловещей музыки, мурашками сбегающей по спинам зрителей, сержант полиции Тротер (М. Важов) пытается выяснить, жертвой кого и чего стала миссис Бойл.

Агата Кристи верна себе: каждый из ее героев может быть и будет заподозрен в своей причастности к «Делу о трех слепых мышках», тогда как кажется, что скорость вращения Земли увеличилась в сотни раз, и почва стремительно ускользает из-под ног трепетной Молли Релстон в исполнении Е. Минулиной. Ведь она, движимая желанием помочь неопытному сержанту, вдруг перестает доверять самому дорогому человеку – Джайлсу, роль которого просто замечательно исполняет А. Иванов.

У тольяттинцев появилась возможность побывать на спектакле, где забываешь об актерской игре, не думаешь о режиссерских находках, не разглядываешь в бинокль декорации, а просто наслаждаешься действом, ибо оно есть результат режиссерских находок, хорошей актерской игры, работы декораторов, гримеров, постановщиков.

Журнал «Мой мир» № 2 1998 г.

ДЕТЕКТИВ С МОРАЛЬЮ

Детективы на сцене ставят не так уж часто: немногие сценаристы подвизаются в этом направлении литературы, которое принято считать не слишком высокохудожественным. Но Агата Кристи, любимая даже привередливыми читателями, все же удосужилась за свою жизнь написать семнадцать криминальных пьес. Из которых, правда, на русский язык переведены только две. Одна из этих двух - "Мышеловка" - недавно воплощена труппой театра "Колесо" на тольяттинской сцене. Так что, любители жанра, закройте вашу книжку, выключите ваш телевизор: применить свои способности к дедуктивному мышлению теперь можно в уютном кресле партера.

Коротко о сюжете. Его, так сказать, каркас не нов. Это излюбленный прием писателей: запереть в ограниченном – пространстве некую группу людей, каждый из которых может быть справедливо подозреваем читателем (или зрителем) в совершении расследуемого преступления. Наверное, под мышеловкой писательница подразумевает только что открывшийся пансион "Монксуэлл Мэнор", который неожиданно посуровевшая британская зима отрезала снежными завалами от всего прочего Соединенного Королевства.

Среди случайных, на первый взгляд, постояльцев находятся: убийца, отмечающий свежие трупы рисунками слепых мышек, его будущая жертва, вернее даже две потенциальные жертвы, а также полицейский – инкогнито. Но кто есть кто? Вот этот интересный вопрос предстоит решать зрителю в продолжение двух действий, иногда леденея от ужаса, а чаще весело смеясь над некоторыми действительно забавными персонажами.

Как и предполагает традиция восприятия жанра, к середине второго действия проницательный зритель раскусывает хитрости сценариста и догадывается, кто убийца. Все заканчивается хеппи-эндом и суетой вокруг подгоревшего пирога. Убийца успевает задушить, к удовольствию зрителей и прочих персонажей, лишь самую малоприятную пансионерку, которую играет В. Репина. Этой актрисе, кстати, не в первый раз достается подобная роль. Например, в "Полонезе Огинского" она играла жадную до хозяйского добра зарвавшуюся прислугу из самых низов. В "Мышеловке" же она - чопорная леди, возмущенная молодостью хозяйки пансиона Молли (Е. Минуллина) и подозревающая даже дубовую мебель - в наличии жучка.

Мне из самых лучших побуждении не хочется рассказывать потенциальному зрителю, кем и за что была убита суровая миссис Бойл. Скажу лишь, что, когда по ходу действия выясняется ее прежняя профессия, сыгранный Репиной этакий обвинительный характер становится очень даже реальным и правдоподобным. Выделяется своей не типичностью для малоэмоциональных, как принято считать, обитателей туманного Альбиона Кристофер Рен в исполнении А. Армера. Трогательный молодой человек с некоторыми отклонениями в психике - тоже привычный образ для его амплуа. Вообще, актерский состав подобран исключительно точно, и для тех, кто в "Колесо" ходит регулярно, неожиданностей и открытий новых сторон таланта знакомых исполнителей не было. Впрочем, оно, наверное, и к лучшему - в духе старой доброй консервативной Англии. Поскольку все восемь участников действия одинаково главные, кого-то выделить особо трудно. Иногда для полной характеристики героя хватает и небольших выразительных средств. Так, в общем-то, повезло дебютантке В. Фишер "сделать" свою юную героиню мисс Кейсуэлл с тяжелыми воспоминаниями о детстве одной сильной фразой, показывающей такую же личность: "Прошлое касается меня ровно настолько, насколько я этого хочу".

По словам режиссера спектакля Ларисы Артемовой, пьесу несколько подсократили, убрав некоторые авторские отступления, которые вряд ли были бы понятны современному российскому зрителю. Многое в британском характере, юморе и истории нам действительно незнакомо. Но нравственная суть интриги и после сокращения вполне улавливается. У Агаты Кристи, как мы знаем, и в детективах присутствует мораль (за что ее любили у нас и во времена соцреализма). Так вот, причина жестоких убийств в настоящем - столь же жестокое обращение с детьми в прошлом, равнодушие взрослых к беззащитным созданиям, которые не забывают предательства и мстят. Причина, по которой трудно вычислить убийцу и легко заподозрить даже самого близкого человека, - разобщенность людей, которая остается жить третьим лишним с молодоженами в их доме - их крепости.

Таким было послевоенное время в Англии, когда люди были сорваны с насиженных мест, кочевали по стране, теряли родственные связи, когда все носили темные пальто и фетровые шляпы, чем вполне могли сойти за убийцу. Трудные английские времена полувековой давности перекликаются с нашими трудными временами. Например с проблемой социального сиротства, детской заброшенности. Режиссер привела пример другой пьесы - современной российской - в которой убийцами являются тоже дети, только еще даже не выросшие. Так что, нажив еще и проблему детской преступности, мы заткнули за пояс старушку Англию. Может, нам тоже надо было вовремя начать писать криминально-нравственные пьесы?



Надежда Бикулова

Презент № 53 11 апреля 1998 г.

ТРИ СЛЕПЕНЬКИХ МЫШОНКА В "МЫШЕЛОВКЕ"

4 апреля в государственном драматическом театре "Колесо" произошло немаловажное событие. В этот день состоялась премьера нового спектакля "Мышеловка", поставленного по произведению всемирно известной писательницы Агаты Кристи.

На мой взгляд, данная пьеса будет иметь огромный успех среди зрителей, ведь здесь — все, что для этого нужно: завораживающий сценарий, великолепная постановка, совершенно неожиданная развязка и даже характерный английский юмор. А почувствовать все вышеизложенное поможет великолепная игра актеров, которые заняты в спектакле. Это Екатерина Минулина, Александр Иванов, Александр Армер, Вета и Юрий Репины, Виктория Фишер, Владимир Коренной и Максим Важов. Добавлю, что при подготовке пьесы был приглашен самарский композитор, заслуженный деятель искусств России Марк Левянт. Так что музыкальное сопровождение также не разочарует зрителей.

Действие происходит в Британии 50-х годов, точнее — в только что открывшемся пансионате, по погодным условиям оказавшемся отрезанным от ближайших населенных пунктов. Один из его не-многочисленных обитателей — убийца. Но кто он? Кому еще суждено умереть от рук неизвестного преступника? Сколько может продолжаться всеобщее напряжение и ужас? Узнать об этом театр "Колесо" приглашает своих зрителей 19 и 25 апреля. Время начала спектакля — 18.00.



Юлия Петраш

Миллион вечерний №13 (231) апрель 1998 г..

скачать файл



Смотрите также:
Мышеловка тайна трех мышек
49.13kb.
ЭпохаПреображени я Ольга Стукова Книга 4: Древние расы Земли: Тайна Творения человека Тайна Грехопадения
2549.37kb.
Сущность женщины: Её Сила, тайна, архетипы. Её Богиня ббк 88
3159.04kb.
Неужели тайна Жизни раскрыта
19.36kb.
Борис Фрадкин — Тайна астероида 117-03
1570.67kb.
Древние секреты левитации
54.25kb.
Гилберт Кийт Честертон тайна отца брауна
106.25kb.
Репертуарный план кинотеатра «мир» на июль месяц 2011 г
17.61kb.
Тайна создания искусственного человека
62.09kb.
«Фибоначчиевы кучи»
268.48kb.
Стивен Кинг Побег из Шоушенка Четыре сезона – 1 «Побег из Шоушенка»
1180.39kb.
Времена года в поэзии Ф. И. Тютчева
27.96kb.