Главная страница 1
скачать файл

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет


Философский факультет
Методическое пособие по курсу

«Проблемы современной философии».


Для студентов вечернего отделения факультета ПМ-ПУ Санкт-Петербургского государственного университета.

(Специальность 010501).

Составил: ассистент кафедры

онтологии и теории познания философского

факультета СПбГУ, к.ф.н. Паткуль А.Б.

Санкт-Петербург
2005

1. Оглавление.




  1. Оглавление стр. 2

  2. Краткая аннотация курса стр. 2.

  3. Тематика курса стр. 3.

  4. Количество часов стр. 5.

  5. Вид контроля стр. 6.

  6. Список литературы стр. 6.

  7. Список примерных тем курсовых работ стр. 12.

  8. Образцы вариантов по контрольным работам стр. 12.

  9. Примеры решения задач после теоретического материала стр. 18.

  10. Задачи для самостоятельного решения с ответами стр. 18.

  11. Вопросы для подготовки к экзамену стр. 19.

  12. Тесты для контроля усвоения теоретического материала с ответами стр. 22.

  13. Другие материалы стр. 24.


2. Краткая аннотация курса.
Курс «Проблемы современной философии» предназначен для знакомства студентов с современным состоянием разработки основных проблем философии. В нем дается общий обзор этих проблем и предлагаемых различными философскими школами современности их решений. Причем эти проблемы берутся здесь из самых различных областей философской науки; как, например, из области гносеологии, общей онтологии, а также некоторых других философских дисциплин; таких, как натурфилософия, социальная философия, философская антропология, философия истории, философия культуры, этика, эстетика.

Преподавание данного курса уже предполагает знакомство с содержанием вводного курса «Философия», в котором рассматривалось сущность философии, ее предметное и методологическое своеобразие, возможные способы осуществления философской работы, соотношение философии с другими формами отношения человека к миру (частными науками, искусством, религией, здравым смыслом и пр.). Поэтому настоящий курс является уже не вводным, но предметно-содержательным.



Целью курса является освоение студентами содержания и возможных вариантов решения основных проблем современной философии, формирование умения ориентироваться в них. Практическое применение курса возможно при формировании у студентов представления об общем горизонте применимости получаемых ими как будущими специалистами в области частных наук знаний.
3. Тематика курса.


Тема № 1.

Ведение в курс. Обзор его содержания. Обсуждение целей и задач курса. Рекомендации по основной и дополнительной литературе.

Тема № 2.

Современная гносеология: проблема сущности и возможности познания. Основные принципы и технические термины гносеологии. Трактовка познания в современной философии: познание как отражение, как аппликация и как конструкция. Критика теории познания в современной философии.

Тема № 3.

Чувственное и рассудочное в познании. Модификации чувственного и рассудочного уровней познания. Интуитивизм в гносеологии: чувственное и интеллектуальное созерцание. Познание и мышление: гносеология и логика.

Тема № 4.

Понятие субъекта в теории познания. Проблема субъект-объектного отношения и его критики. Сознание и субъективность. Сознание и «я». Субъективность и «я». Сознание и бессознательное. Познание и язык. Язык и сознание. Проблема истины и критерии истинности в теории познания.




Тема № 5.

Онтология как наука. Проблема ее положения среди других философских дисциплин. Онтология и метафизика. Общая онтология и региональные онтологии.

Тема № 6.

Проблема бытия. Бытие и ничто. Бытие и становление. Понятие сущего. Бытие и сущее. Единство и множественность сущего. Основные области сущего. Понятие сущности. Сущность и субстрат. Сущность и субстанция. Субстанция и акциденции. Сущность и явление. Понятие существования. Проблема различия сущности и существования. Проблема различия способов бытия сущего.

Тема № 7.

Проблема различия реального и идеального. Понятие реальности. Понятие вещи. Признаки, свойства, отношения. Объективность идеального мира. Проблема онтологического статуса идеального сущего. Проблема корреляции реального и идеального. Проблема деструкции оппозиции реального и идеального.

Тема № 8.

Понятие натурфилософии (философии природы). Бытие как природа и проблема бытия природы. Пространство, время, движение как фундаментальные характеристики природного сущего.

Тема № 9.

Философская антропология: проблема бытия человека. Человек как «разумное животное». Человек как биологически-социальное существо. Место человека в неживой и живой природе: «положение человека в космосе». Человек как символическое существо. Человек как трансцендирующее существо. Забота как бытие человека




Тема № 10.

Историческое бытие. Проблема направленности и целесообразности истории. Понятие исторической личности.

Социальная философия: проблема бытия общества. Общество и индивид. Проблема Другого. Проблема Третьего. Общность и общество. Проблема структуры общества.



Тема № 11

Философия культуры: проблема онтологического статуса культуры. Природа и культура. Культура как вторая природа. Проблема критики культуры

Тема № 12.

Философская этика. Понятие свободы в философии. Оппозиция свободы и природы. Нравственность и моральность. Понятия добра и зла. Понятие поступка и особенность его бытия. Мотив и намерение. Моральный закон. Совесть. Ответственность.

Тема № 13.

Философская эстетика. Понятие прекрасного. Прекрасное в природе и прекрасное в произведении искусства. Особенность способа бытия прекрасного в природе и в произведениях искусства. Истина и искусство.


4. Количество часов.


Тема, контрольная работа №№

Количество аудиторных часов.

Количество часов на самостоятельную работу.

Тема № 1, 2.

2 часа.

4 часа.

Тема № 3.

2 часа.

4 часа.

Тема № 4.

4 часа.

8 часов.

Контрольная работа № 1.

1 час.

4 часа.

Тема № 5.

2 часа.

4 часа.

Тема № 6

4 часа.

8 часов.

Тема № 7.

2 часа.

4 часа.

Контрольная работа № 2.

1 час.

4 часа.

Тема № 8.

2 часа.

4 часа.

Тема № 9.

4 часа.

8 часов.

Тема № 10.

4 часа.

8 часов.

Тема № 11.

2 часа.

4 часа.

Тема № 12.

4 часа.

8 часов.

Тема № 13.

2 часа.

4 часа.

Итого:

Лекции: 34 часа, контрольные работы: 2 часа.

Самостоятельная работа: 72 часа.


5. Формы контроля.
Две письменные контрольные работы и экзамен.
6. Список литературы (основной и дополнительной).
Основная литература.


  1. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат //Философские работы (часть 1). М., 1994.

  2. Гадамер Х.-Г. О круге понимания // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

  3. Гартман Н. К основоположению онтологии. Часть вторая. Отношение вот-бытия и так-бытия // Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб, 2003.

  4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. Раздел первый. Учение о бытии. А. Качество. §§ 86 – 98. // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. М., 1975.

  5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. Раздел второй. Учение о сущности. А. Сущность как основание существования. §§ 112 – 130. // Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Том 1. Наука логики. М., 1975.

  6. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. Раздел второй. Глава третья. Область чистого сознания. // Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. М., 1999.

  7. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Размышление V. // Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб, 1998.

  8. Деррида Ж. Различание // Деррида Ж. Письмо и различие. СПб, 2000.

  9. Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде. // Сумерки богов. М., 1989.

  10. Кант И. Критика практического разума. Часть первая. Учение чистого практического разума о началах. Книга первая. Аналитика чистого практического разума. Глава первая. Об основоположениях чистого практического разума. §§ 1 – 7 // Кант И. Критика практического разума. СПб, 1995.

  11. Кант И. Критика чистого разума. I. Трансцендентальное учение о началах. Часть первая. Трансцендентальная эстетика // Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

  12. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке М., 1998.

  13. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.13.

  14. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в двух томах, т. 2, М., 1990.

  15. Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. Введение. // Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.

  16. Рассел Б. Знание-знакомство и знание по описанию // Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 2000.

  17. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 2000.

  18. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.

  19. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб, 1994.

  20. Хайдеггер М. Бытие и время. Введение // Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

  21. Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  22. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М.Работы и размышления разных лет. М., 1993.

  23. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Введение // Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб, 2001.

  24. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

  25. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1: Гештальт и действительность. М., 1993.


Дополнительная литература.


  1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М.,1988.

  2. Аналитическая философия (Избранные тексты). Сост. А.Ф. Грязнов. М., 1993.

  3. Аристотель. Метафизика. IV, 1, 2, V, 4, 6 – 8. VI, 4, VII, 1, 3,4, 6, 17 // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1, М., 1976.

  4. Аристотель. Никомахова Этика. III, V, VI, X // // Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 4, М., 1983.

  5. Витгенштейн Л. О достоверности //Философские работы (часть 1). М., 1994.

  6. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988.

  7. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. М.,1997.

  8. Гартман Н. Старая и новая онтология // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

  9. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике в двух томах, СПб, 2001.

  10. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. I. Чувственная достоверность или «это» и мнение. II. Восприятие или вещь и иллюзия // Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб, 1994.

  11. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. Введение // Гегель Г.В.Ф. Философия истории. СПб, 1993.

  12. Губин В.Д. Проблема бытия в современной европейской философии. М.,1998.

  13. Губин В.Д. Философия. Учебник. М., 2002.

  14. Гусев С.С., Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М.,1985.

  15. Гуссерль Э. Логические исследования. Том I. Гл. 11. Идея чистой логики // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

  16. Деррида Ж. О граммотологии. М., 2000.

  17. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.,1986.

  18. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998

  19. Зотов А.Ф., Миронов В.В., Разин А.В. и др. Философия. Учебник для ВУЗов. М., 2004.

  20. Канке В.А. Философия. Учебное пособие для высших и средних учебных заведений. М., 2001.

  21. Кант И. Критика способности суждения. Часть первая. Критика эстетической способности суждения. // Кант И. Критика способности суждения. СПб, 1995.

  22. Кант И. Критика чистого разума. I. Трансцендентальное учение о началах. Часть вторая. Трансцендентальная логика. Глава вторая. О дедукции чистых рассудочных понятий. §§ 13 – 27 // Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.

  23. Карнап Р. Преодоление метафизики логическим анализом языка // Вестник МГУ, сер. 7, «Философия», № 6, 1993.

  24. Куайн У.В.О. Слово и объект. М., 2000.

  25. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

  26. Лекторский В.В. Субъект, объект, познание. М.,1980.

  27. Липский Б.И. Практическая природа истины. Л.,1988.

  28. Локк Дж. Опыты о человеческом разумении. Книга вторая. Главы 1 – 12 // Локк Дж. Сочинения в трех томах. Том 1. М., 1985.

  29. Лосев А.Ф. Самое само // Лосев А.Ф. Миф, число, сущность. М., 1987.

  30. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

  31. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема. // Вопросы философии, 1990, №10.

  32. Марков Б.В. Философия. СПб, 2003.

  33. Марков Б.В., Пигров К.С. Философия. СПб, 1996.

  34. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.

  35. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999

  1. Ницше Ф. К генеалогии морали // Ницше Ф. Сочинения в двух томах, т. 2, М., 1990.

  1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения в двух томах, т. 1, М., 1990.

  2. Основы онтологии. СПбГУ, 1997

  3. Основы современной философии. Учебник. Глава 4. СПб., 2002.

  4. Основы теории познания. СПбГУ, 2000.

  5. Очерки социальной философии. Учебное пособие для высших учебных заведений. М., 1994.

  6. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

  7. Платон. Теэтет. 146 b — 201 c. Софист. 236 с — 259 e. // Платон. Собрание сочинений в четырех томах. Том 2. М., 1993.

  8. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

  9. Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 4, СПб, 1997.

  10. Рикер П. История и истина. СПб, 2002.

  11. Рикер П. Что меня занимает последние 30 лет. // Историко-философский ежегодник, 1990, М., 1991.

  12. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Введение. В поисках бытия; Часть первая: Проблема ничто; Часть третья: Для другого // Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2000.

  13. Слинин Я. А. Возникновение философии Хайдеггера из феноменологии Гуссерля // Очерки феноменологической философии. Очерк 2. СПб., 1997.

  14. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект. Феноменологическое исследование. СПб., 2001.

  15. Современная аналитическая философия. Вып. 1-3. М., 1988-1991.

  16. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

  17. Ставцев С. Н. Ведение в философию Хайдеггера. СПб, 2000.

  18. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. М., 1963.

  19. Философия, логика, язык. М., 1987.

  20. Философия. Учебник. Под ред. Караваева Э.Ф., Шилкова Ю.М. М., 2004.

  21. Философия: учебник для ВУЗов. Под общей редакцией Миронова В.В. М., 2005.

  22. Фихте И.Г. Факты сознания // Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Том 2. СПб, 1993.

  23. Фуко М. Археология знания. М., 2004.

  24. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

  25. Херрман Фр.-В. фон. Бытие и время. Основные проблемы феноменологии //Философия М. Хайдеггера и современность. М.,1991.

  26. Херрманн Ф.-В. фон. Временность вот-бытия и время бытия // Херрманн Ф.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Минск, 2000.

  27. Шеллинг Ф.В.Й. Философские исследования о человеческой свободе и связанной с ней предметах // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в двух томах. Том 2. М., 1989.

  28. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

  29. Ясперс К. Философская вера. // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

7. Список примерных тем курсовых работ.
Курсовые работы в данном курсе программой не предусмотрены.
8. Образцы вариантов по каждой контрольной работе.
Контрольная работа № 1.

Вариант 1.

Задание 1. Что такое гносеология и какое место она занимает в структуре философских дисциплин?

Задание 2. Определяет ли язык возможности и границы человеческого познания и, если определяет, то в какой мере?

Задание 3. Какое из следующих философских направлений трактовало познание как логическое конструирование предмета?

  1. прагматизм

  2. феноменология

  3. неокантианство

Задание 4. Объясните, в чем состоит различие знания-знакомства и знания по описанию, опираясь на следующую работу: Рассел Б. Знание-знакомство и знание по описанию // Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М., 2000.
Вариант № 2.

Задание 1. Что такое интенциональность, свойством чего она является и какие элементы в себя включает?

Задание 2. Как соотносятся друг с другом следующие понятия: субъект, сознание, я?

Задание 3. Кто из перечисленных ниже мыслителей был выдающимся представителем интуитивизма:

  1. К. Поппер.

  2. Ж. Деррида.

  3. А. Бергсон.

Задание 4. Объясните, почему пространство и время являются чистыми формами чувственности, а не свойствами вещей самих по себе, ориентируясь на следующую работу: Кант И. Критика чистого разума. I. Трансцендентальное учение о началах. Часть первая. Трансцендентальная эстетика // Кант И. Критика чистого разума. М., 1994.
Вариант № 3.

Задание № 1. Объясните, в чем состоит различие между чувственным и интеллектуальным созерцанием?

Ответ: С одной стороны, различие между этими видами созерцания может интерпртеироваться как различие между созерцанием, которому его предмет дан извне (чувственное созерцание), и созерцанием, предмет которого создается в самом акте созерцания (интеллектуальное созерцание). С другой стороны, чувственное созерцание может быть охарактеризовано как такое созерцание, в котором предмет дан только как единичный, как «этот», а интеллектуальное — как такое, в котором созерцается общее, например, род, вид, отношение, причинность и др.

Задание № 2. Что такое эмпиризм и рационализм как гносеологические позиции? В чем состоит их противоположность?

Ответ. Эмпиризм — это такая гносеологическая позиция, которая признает единственным источником познания опыт. (Хотя интерпретация опыта в рамках эмпиризма может быть самой различной). Методологически эмпиризм ориентирован на индукцию, и знание как всеобщее рассматривается с эмпирической точки зрения как обобщение знания единичных (частных) случаев. Рационализм — это такая гносеологическая позиция, которая признает возможность познания посредством одного только мышления (посредством связи общих понятий). Методологически рационализм ориентирован на дедукцию, т.е. вывод частных положений из общих. Из определений эмпиризма и рационализма становится ясной их противоположность. Эмпиризм связан с пониманием познания как основанного на опыте, т.е. на знании единичных случаев. Рационализм же опирается на чистое (т.е. не зависящее от опыта как случайного) мышление в его гносеологической самодостаточности, т.е. на самоочевидное для чистого мышления знание общих сущностей, законов и т.д.

Задание № 3. Кому из следующих философов принадлежит этот гносеологический тезис: «Мысли без содержаний пусты, созерцания без понятий слепы».

  1. М. Мерло-Понти.

  2. М. Шелер.

  3. И. Кант.

Ответ: Указанный тезис принадлежит И. Канту.

Задание № 4. Покажите, в чем состоит новизна понимания сущности герменевтического круга в современной философии, ориентируясь на следующую работу: Гадамер Х.-Г. О круге понимания // Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

Ответ: В указанной работе Гадамер сравнивает современную концепцию герменевтического круга, имеющую начало в философии М. Хайдеггера, с традиционными его концепциями, прежде всего, Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Гадамер, в частности, устанавливает, что в современном понимании герменевтический круг совершается не относительно текста, а напротив, указывает на то, что понимание текста всегда предопределено забегающим вперед движением предпонимания. Т.о. герменевтический круг оказывается всегда связанным с «задачей конкретизации исторического сознания». А стало быть, включает в себя «необходимость удостоверяться в своих предмнениях и предсуждениях, и наполняет понимание исторической осознанностью», так, чтобы, «постигая исторически иное, мы не просто выводили то же самое, что вложили». Новым, согласно Гадамеру, в понимании герменевтического круга является также т.н. «презумпция совершенства», согласно которой «доступно пониманию лишь действительно совершенное единство смысла».
Контрольная работа № 2.
Вариант 1.

Задание 1. Что такое онтология, и каково ее место в структуре философских дисциплин?

Задание 2. Какие способы постановки вопроса о бытии и направления его решения в философии Вам известны?

Задание 3. Выберите из списка философа, являющегося создателем «критической онтологии»:

  1. Ф. Ницше.

  2. Э. Гуссерль.

  3. Н. Гартман.

Задание 4. Реконструируйте в общих чертах понятие вещи в философии М. Хайдеггера, ориентируясь на следующую работу: Хайдеггер М. Вещь // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Вариант № 2.

Задание 1. В каком соотношении находятся между собой понятия онтология и метафизика?

Задание 2. Как соотносятся друг с другом следующие понятия: бытие, сущее, сущность, существование?

Задание 3. Кому из перечисленных философов принадлежит следующий онтологический тезис: «Мир — целокупность фактов, а не предметов».

  1. Л. Витгенштейн.

  2. Р. Карнап.

  3. А. Камю.

Задание 4. Реконструируйте понятие экзистенции у Ж.-П. Сартра, опираясь на следующую работу: Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм. // Сумерки богов. М., 1989.
Вариант№ 3.

Задание 1. Что такое региональная онтология, и какие региональные онтологии Вам известны?

Ответ. Региональная онтология — это такая философская дисциплина, предметом которой является бытийные характеристики той или иной области (региона) существующего. Так, если общая или универсальная онтология исследует то, что характеризует существующее как существующее в целом, то региональная онтология исследует то, что характеризует существование отдельной области существующего. Причем такой областью (регионом) может считаться лишь такая область, которая по характеристикам своего существования не может быть ни подведена под более общую область существующего, ни сведена другой области равной степени общности. Виды региональных онтологий выделяют на основании подлежащих исследованию в них видов сущего: онтология природы (натурфилософия), онтология истории (философия истории), онтология человека (философская антропология) и др.

Задание № 2. В чем заключается философская проблема различия способов бытия, и какие способы бытия, выделяемые в современной философии, Вам известны?

Ответ. Традиционная философия выделяла два элемента в бытии всякого сущего: 1) сущность, которая, как правило, соотносилась с «что» существующего и 2) существование, факт того, что нечто, обладающее определенным «что», вообще есть. И если существующее мыслилось как различающееся по своему «что», то существование, точнее, способ существования для всякого сущего рассматривался как одинаковый, а именно, как простое «есть», факт наличия. Современная философия (Прежде всего, М. Хайдеггер и Н. Гартман) подвергли пересмотру данный онтологический тезис, указывая на различие в самом способе бытия, в «том, как» различное сущее существует. Причем, в современной онтологии делается акцент на то, что нет какого бы то ни было единого и общего способа быть у различного рода сущего. Например, выделяют такие способы бытия, как 1) наличность природных вещей, 2) устойчивость математических объектов, 3) подручность средств, 4) жизнь органической природы, 5) экзистенцию человеческих существ и др.

Задание 3. Укажите, что из приведенного ниже списка является предметом онтологии по М. Хайдеггеру.

  1. бытие.

  2. становление.

  3. сущее.

Ответ. Предметом онтологии как трансцендентальной науки, согласно М. Хайдеггеру, является бытие.

Задание 4. Укажите в конспективном виде три тезиса Н. Гартмана о характере и соотношении вот-бытия и так-бытия, опираясь на следующую работу: Гартман Н. К основоположению онтологии. Часть вторая. Отношение вот-бытия и так-бытия. Раздел II., Гл. 17, в) Конъюнкция бытийственных моментов и дизъюнкция способов бытия // Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб, 2003.

Ответ.

  1. Различие вот-бытия и так-бытия есть различие способа бытия и бытйиственной определенности. Нейтрального вот-бытия не существует.

  2. Различие реального и идеального бытия есть различие между собой способов вот-бытия. Способ бытия состоит в способе вот-бытия.

  3. Так-бытие всегда или идеально, или реально. К каждому роду вот-бытия принадлежит так-бытие своей собственной сферы.


9. Примеры решения задач после теоретического материала.
Задача 1. Что такое социальная философия?

Ответ: Социальная философия — это философская дисциплина, исследующая сущность общества и основные характеристики способа его бытия.
Задача 2. Почему понятие причинности не может быть получено из опыта?

Ответ: В опыте мы можем наблюдать лишь последовательность единичных явлений во времени, но не саму причинную взаимосвязь как всеобщее определение.
Задача 3. Почему бытие не может рассматриваться как реальный предикат вещи?

Ответ: Бытие не есть реальный предикат вещи, так как оно ничего не добавляет к содержанию вещи; то, что есть вещь, она есть независимо от того, обладает ли она действительным бытием или не обладает.
Задача 4. Укажите классическую метафизическую дефиницию человека.

Ответ: Человек есть animal rationale, разумное живое существо.
Задача 5. В чем отличие закона свободы от закона природы?

Ответ: Конституируя закон природы, разум зависит от сферы вещей как явлений опыта; конституируя закон свободы, разум самоопределяется (сам дает себе закон), соотносясь со сферой вещей самих по себе.
10. Задачи для самостоятельного решения с ответами.
Задача 1. Каких философов можно отнести к направлению аналитической философии в современной философии?

Ответ. Б. Рассел, Л. Витгенштейн, М. Шлик, А. Айер, Дж. Э. Мур, Н. Малькольм, Дж. Остин, Д. Дэвидсон, Д. Армстронг.
Задача 2. Какова структура заботы как бытия человека в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера?

Ответ. Для М. Хайдеггера бытием человека является забота, структуру которой он онтологически определяет следующим образом: вперед-себя-уже-бытие-в-(мире) как бытие-при (внутри мировом сущем).
Задача 3. Какая методическая установка в современной философии была разработана Ж. Деррида?

Ответ. Деконструкция.
Задача 4. В чем, по мнению В. Беньямина, состоит особенность произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости?

Ответ. По мнению В. Беньямина, особенность произведения искусства в эпоху его технической воспроизводимости состоит в его индифферентности по отношению к оппозиции оригинал/копия, утрате ауры как ощущения дали, независимого от близости этого произведения, а так же потерей культовой функции и сферы прекрасной видимости. Современное искусство, по мнению Беньямина, должно быть политизировано.
Задача 5. На какую методологическую установку ориентирована современная феноменология: на дедукцию или дескрипцию?

Ответ: На дескрипцию.
11. Вопросы для подготовки к экзамену.


  1. Основные характеристики современной философии по сравнению с традиционной.

  2. Понятие гносеологии и место гносеологии в структуре философских дисциплин.

  3. Понятие познания и его возможные трактовки.

  4. Чувственность как познавательная способность. Значение чувственности для познания.

  5. Мышление как познавательная способность. Значение мышления для познания.

  6. Проблема соотношения чувственного и интеллектуального элементов познания.

  7. Понятие субъекта и его возможные трактовки.

  8. Понятие сознания и его возможные трактовки.

  9. Познание и язык.

  10. Проблема истины в философии. Ее возможные решения.

  11. Понятие онтологии и место онтологии в структуре философских дисциплин.

  12. Понятие региональной онтологии и виды региональных онтологий.

  13. Проблема бытия в традиционной и современной философии.

  14. Проблема сущего в традиционной и современной философии.

  15. Проблема сущности в традиционной и современной философии. Различие сущности и существования.

  16. Проблема различия способов бытия существующего.

  17. Проблема различия идеального и реального.

  18. Вещь, свойство, отношение.

  19. Проблема онтологического статуса идеального. Проблема корреляции идеального и реального.

  20. Понятие философии природы. Философия природы и онтология.

  21. Понятия пространства и времени в философии. Их возможные трактовки.

  22. Человек как проблема философии.

  23. Критика антропологизма в современной философии.

  24. Проблема бытия исторического. Проблема направленности и целесообразности истории.

  25. Индивид, народ, мир как субъекты исторического. Понятие исторической личности.

  26. Проблема бытия общества. Проблема онтологического соотношения общественного и индивидуального.

  27. Проблемы Другого и Третьего в современной философии, их возможные решения.

  28. Общность и общество.

  29. Философские аспекты проблемы структуры общества.

  30. Проблема онтологического статуса культуры. Природа и культура.

  31. Репрессивная функция культуры и критика культуры в современной философии.

  32. Культура и цивилизация: оправдание культуры.

  33. Этика как философская наука. Основные принципы и категории.

  34. Понятие свободы и основные направления его философской интерпретации.

  35. Природа и свобода: несовместимость, дополнительность, взаимопроникновение.

  36. Понятия свободы и воли: возможные соотношения.

  37. Понятия моральности и нравственности: возможные соотношения.

  38. Ценности в этике. Переоценка всех ценностей и критика аксиологического подхода в этике.

  39. Благо и зло как этические понятия.

  40. Понятие добродетели в этике: содержательные и формальные трактовки.

  41. Поступок. Совесть. Ответственность.

  42. Эстетика как философская наука. Основные принципы и категории.

  43. Понятие прекрасного. Возможные способы интерпретации бытия прекрасного.

  44. Прекрасное в природе и в искусстве.

  45. Истина и искусство.

  46. Проблема понимания и толкования произведения искусства.


12. Тесты для контроля усвоения теоретического материала с ответами.
Тест 1. Укажите, кто из перечисленных философов считается основателем современной философской антропологии.

  1. М. Шелер.

  2. М. Хайдеггер.

  3. М. Хоркхаймер.

Ответ: a) М. Шелер.
Тест 2. Для какого из следующих философских направлений фундаментальным являлось понятие интенциональности?

  1. для неокантианства.

  2. для философии жизни.

  3. для феноменологии.

Ответ: с) для феноменологии.
Тест 3. Как называется программный трактат Ж.-П. Сартра?

  1. Бытие и нечто.

  2. Бытие и ничто.

  3. Небытие и ничто.

Ответ: b) Бытие и ничто.
Тест 4. Кто является автором трактата «Бытие и время»?

  1. Г. Риккерт.

  2. М. Хайдеггер.

  3. Х. Плеснер.

Ответ: b) М. Хайдеггер.
Тест 5. Кто является автором проекта переоценки всех ценностей?

  1. Х. Ортега-и-Гассет.

  2. Д. Дьюи.

  3. Ф. Ницше.

Ответ: с) Ф. Ницше.
Тест 6. Что, по мнению М. Хайдеггера, должно осуществить современное онтологическое исследование по отношению к своей истории?

  1. деструкцию.

  2. деконструкцию.

  3. дедукцию.

Ответ: а) деструкцию.
Тест 7. Что является преимущественным объектом анализа англосаксонской аналитической философии?

  1. сознание.

  2. бессознательное.

  3. язык.

Ответ: с) язык.
Тест 8. Что такое идеация?

  1. способность усматривать сущность вещей.

  2. способность генерировать идеи.

  3. способность усваивать идеи.

Ответ: а) способность усматривать сущность вещей.
Тест 9. Какая гносеологическая установка отдает приоритет чистому мышлению в познании?

  1. интуитивизм.

  2. рационализм.

  3. эмпиризм.

Ответ: b) рационализм.

Тест 10. Как можно обозначить то, что вообще есть?

  1. вещь.

  2. бытие.

  3. сущее.

Ответ: с) сущее.


  1. Другие материалы.


Интернет адреса электронных библиотек, где можно скачать философскую литературу (источники, учебники, пособия, комментаторскую литературу).

NB: Некоторые материалы на данных сайтах могут быть невычитанными или вычитанными недостаточно качественно.


Антропологическая библиотека РХГА: http://anthropology.rchgi.spb.ru

Библиотека Дома Лосева http://losev-library.ru

Библиотека Института философии и права Сибирского отделения РАН http://www.philosophy.nsc.ru/BIBLIOTECA/Library.htm

Библиотека Института Философии РАН: http://philosophy.ru/library/library

Библиотека сайта atheism.ru: http://books.atheism.ru

Библиотека сайта Purgatorium mentis: http://fege.narod.ru/librarium

Библиотека сайта Елены Косиловой http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html

Библиотека сайта философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru/library.php

Библиотека Славы Янко: http://yankos.chat.ru/fort-library/philosophy-fort.html

Библиотека философского факультета НГУ: http://www.philos.nsu.ru/filf/rpha/lib

Библиотека философского факультета ОмГПУ: http://philos.omsk.edu/libery/index/indext08.htm

Виртуальная библиотека УрГУ: http://virlib.eunnet.net/

Золотая философия: http://philosophy.allru.net

Классические труды по философской антропологии: http://anthropology.ru/ru/texts/classic.html

Материалы на сайте С.Л. Катречко: http://katrechko.pisem.net

Политика, философия: http://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm

Раздел «Философия» на сайте М. Мошкова: http://lib.ru/FILOSOF

Сайт, содержащий тексты Ницше: . http://nietzsche.ru

Философская электронная Библиотека Ихтика: http://ihtik.lib.ru

Электронная библиотека по философии http://filosof.historic.ru

Электронная версия журнала «Логос»: . http://ruthenia.ru/logos
2. Адрес электронной почты преподавателя.

Со своими вопросами, комментариями и пожеланиями студенты могут обращаться к автору методического пособия по следующему адресу электронной почты: patkul@AP10421.spb.edu



Убедительная просьба формулировать тему сообщения так, чтобы оно не было принято за спам.



скачать файл



Смотрите также:
Методическое пособие по курсу «Проблемы современной философии»
251.73kb.
Сформировать представление о содержательном разнообразии современной западной философии
221.07kb.
Учебно-методическое пособие для проведения лабораторных работ по курсу «Общая гидрология»
571.37kb.
Методическое пособие к разделу «Историко-философское введение»
452.1kb.
Методическое пособие «От простого к сложному»
241.81kb.
В. К. Трофимов общие проблемы философии науки. Курс лекций учебное пособие
1396.52kb.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса всех факультетов медицинских вузов Гомель Гомгму 2013
1022.13kb.
Методическое пособие по музыкальному диктанту. М., 1975, №661. Устное задание по сольфеджио
62.76kb.
Учебно-методическое пособие по курсу демография «меотроды демографических исследований»
791.99kb.
Практикум по истории западноевропейской философии. Античность, средневековье, эпоха Возрождения: Пособие для изучающих историю философии. М.: Учеб лит., 1997. 475 с
27.13kb.
Методическое пособие по русскому языку для работы на уроках русского языка как иностранного (элементарный и базовый уровни) смотрим!
469.29kb.
Учебное пособие по курсу "Распределенные вычисления" для студентов математических специальностей
1097.61kb.