Главная страница 1
скачать файл

Мастер-класс «Эти нелёгкие родительские собрания…» (слайд 1)

Работа, направленная на развитие личности, станет действенной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся. Работу с родителями условно можно разделить на 3 части:

-со всеми родителями класса (родительское собрание);

-с частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий;

-индивидуальная работа.

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определённые правила, а именно: (слайд 2 )

-проявлять уважение;

-общение должно быть не во вред ребёнку, а во благо;

-изучение семьи должно быть тактичным и объективным.

Мы часто говорим о том, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но не стоит этому удивляться, очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полётов», на которых может быть унижено человеческое достоинство родителей. Чтобы этого избежать, можно воспользоваться некоторыми правилами: (слайд 3 )



  1. Дайте родителям почувствовать ваше внимание и уважение.

  2. Дайте понять, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи и одни дети.

  3. Подскажите пути выхода из проблемы, а не только заявите о проблеме.

  4. Постарайтесь поставить себя на место родителя.

  5. Разговаривайте спокойно, уважительно, заинтересованно. (Слайд 4 )

Сегодня я поделюсь с вами, какие я в своей практике использую приёмы в работе с родителями с тем, чтобы привлечь их внимание, чтобы добиться их присутствия на том или ином мероприятии, собрании, чтобы мобильно решать возникающие проблемы, разрешать вопросы. Например:

О родительском собрании, лектории и других мероприятиях, я всегда извещаю письменно (слайд 5, 6, 7 ).

Иногда я звоню лично, для этого у меня есть номера телефонов родителей (с их согласия), детей, также номера телефонов родителей (с их согласия) раздала учителям-предметникам и обратная связь номера телефонов учителей – родителям (с их согласия). Это решение было выбрано с целью более мобильного решения индивидуально возникающих проблем или быстрой информированности в цепочке учитель-родитель-ученик.

С самого начала, как я взяла класс, мы завели тетради для работы с тестами, анкетами, диагностическим материалом. Это очень удобно для классного руководителя с целью изучения личности ученика. Здесь у нас и на самооценку и на определение характера и типов темперамента и по профессии и многое другое. В результате не возникает проблем при написании характеристики класса или ученика. После проведения диагностики каждому ребёнку я пишу в тетрадь вывод или результат. Эта тетрадь мне «помогает» и в работе с родителями.

На родительском собрании я никогда не обсуждаю проблемы одного ученика, только общие проблемы класса, а после собрания прошу задержаться 2-3 родителей или одного для индивидуальной беседы. Можно пригласить и до собрания переговорить по сложившейся проблеме, но никогда на всеобщее обсуждение или выяснение.

Для привлечения родителей к школьным мероприятиям, тоже использую письменные извещения, которые выглядят так (слайд 8, 9 )

Поверьте, гораздо труднее проигнорировать мероприятие, когда тебя лично пригласили.

А сейчас представьте, что вы родители 7 класса и я ваш классный руководитель. Я рада нашей сегодняшней встречи с вами в стенах нашей школы. И я попрошу вас на это время стать родителями наших детей. Я думаю, это будет не сложно сделать, так как в жизни все мы являемся родителями. (В руках разноцветные полосочки для выбора)

Мы сегодня проведём родительское собрание на тему (слайд 10 ) «Положительные эмоции и их значение в жизни человека». («Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н.Толстой).

Если кто – то помнит фильм «Доживём до понедельника», то там один из героев сказал фразу: « Счастье - это когда тебя понимают». А Вы понимаете своего ребёнка? Давайте я помогу вам ответить на этот вопрос.


У Вас на столе лист, на котором тест «Понимаете ли Вы своего ребёнка?» (Ответьте на вопросы теста).


  1. Я знаю, кто лучший друг моего ребёнка.

- совершенно точно (5 баллов)

- приблизительно (3б.)

- не знаю (0б.)

2. Мой сын поссорился со своим лучшим другом. Я:

- делаю вид, что ничего не замечаю (2 б.)

- сразу же подробно обо всём спрашиваю (0б.)

- проявляю интерес, но не пристаю, а терпеливо жду, когда заговорит сам (5б.)



3. Как обо мне думают друзья моего ребёнка?

- положительно (5 б.)

- меня это не интересует (0 б.)

- не очень хорошо (1 б.)



4. Как я отреагирую, если у моего ребёнка появился взрослый знакомый друг (подруга) вне семьи?

- отрицательно (0 б.)

- постараюсь узнать его поближе (5 б.)

- всё оставлю на усмотрение своего ребёнка (2 б.)



5. Узнав, что друг (подруга) моего ребёнка вёл (а) себя недостойно, я:

- запрещу дружить с ним (ней) (1 б.)

- обсужу случившееся с ребёнком, предоставив ему самому сделать выбор (5 б.)
- не обращу внимания (1 б.)

6. Был ли у меня в жизни хороший друг (подруга)?

- был (3 б.)

- не был (1 б.)

- не могу сказать (0 б.)



7. Я запрещу своему ребёнку дружить с каким-то конкретным человеком, если:

- он плохо влияет на ребёнка (3 б.)

- его авторитет в глазах ребёнка выше, чем мой (1 б.)

- если он не соответствует моим представлениям о друге (1 б.)



8. Друзья моего ребёнка пришли к нам домой и скучают. Могу я чем-нибудь пробудить их интерес?

- В большинстве случаев могу (5 б.)

- это удаётся только иногда (3 б.)

- вообще не удаётся (1 б.)



9. Сын (дочь) рассказывает о своих переживаниях, вызванных дружбой:

- всегда подробно (1 б.)

- не рассказывает совсем (0 б.)

- рассказывает только об отдельных случаях (3 б.)



10. Лучший друг (подруга) моего ребёнка выразил (а) желание участвовать вместе с нашей семьёй в поездке с отдыхом на природе. Я:

- радуюсь (5 б.)

- категорически возражаю (1 б.)

- мне всё равно (0 б.)


Результаты: (Слайд 11 )
Оптимальное количество баллов - 44, минимальное – 3 балла.

Чем больше баллов Вы получили, тем больше оснований думать, что Ваши отношения с собственным ребёнком благополучны. Если же сумма баллов меньше 15, Вы должны основательно пересмотреть Вашу воспитательную позицию и лучше присмотреться к себе.
Каждому человеку, маленькому или большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но, почему, имея всё это многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребёнок, имеющий всё, завидует другому, который менее сыт и, возможно, хуже одет?

Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был успех, который бы оценили другие, а главное родные люди, чтобы он мог реализовать свои возможности и научился себя уважать. Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живёт и растёт. Какая она, эта среда?

Именно на этом собрании через определённые действия я хочу, чтобы вы задумались над этим, возможно кому-то стоит нечто переосмыслить, либо лишний раз убедиться, что в ваших семьях всё благополучно.

- Сейчас вам представится возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в наших семьях, глазами наших детей. На столах лежат бланки с вопросами анкеты «Моя семья». Ваша задача – попробовать поставить себя на место вашего собственного ребенка и ответить на вопросы так, как ответил бы он.



Анкета «Моя семья» (слайд 12)

Варианты ответов:
• практически всегда;
• иногда;
• никогда.




1. Меня почти во всем поддерживают.
2. У нас в семье бывают разногласия, а иногда даже ссоры.
3. Мне бывает трудно дома.
4. Ко мне предъявляют слишком высокие требования в учебе.
5. Меня во многом ограничивают.
6. Дома всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь.
7. Мне всегда дают карманные деньги.
8. У нас дома бывают мои друзья.
9. Мне хочется больше самостоятельности.
10.Родители заняты только собой.



(Слайд 13)


- Теперь возьмите анкеты детей и сравните со своими ответами. Вы видите, как часто не совпадают ваши взгляды на ситуации в семье, с взглядами детей. Задумайтесь, почему ребёнок ответил не так, как предполагали вы? Остановитесь и поразмышляйте, в чем ваши удачи в воспитании ребенка и где вы ошибаетесь (раздать листы с советами родителям).
Сейчас я попрошу вас поработать индивидуально по вопросам : у вас на столе листочки с 4-мя вопросами, и смайлики с изображением трёх видов эмоций (1-весёлый, одухотворённый, жизнерадостный; 2-нейтральный, обычный; 3-злой, расстроенный, недовольный), ваша задача к каждому вопросу соотнести смайлик. (Работают)

(СЛАЙД 14 )


Вопросы:

1 - С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2 - С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребенок?

3 - Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

4 - С каким лицом приходит из школы ваш ребенок?
Для нашей дальнейшей работы я предлагаю выбрать полосочку любого цвета.
Сейчас, мы поработаем в группах, и для этого сядьте, пожалуйста, вместе те, у кого одинаковые по цвету полосочки.

А теперь посмотрим общий результат в классе: дети –

родители –

Сделайте в вашей группе вывод (1 мин.) и озвучьте его. Ну, а теперь информация для каждого отдельно. Вы помните, какой смайлик выбрали вы на каждый вопрос?! А теперь я раздаю тетради ваших детей, где они отвечали на эти же вопросы только в отношении вас. Проанализируйте, сделайте вывод.



А сейчас я предлагаю тест, который определит, насколько вы психически устойчивы в наше непростое время. (СЛАЙД 15 )
ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИ ВЫ НЕВРОЗУ?

2 балла, если утверждение относится к вам полностью;

1 балл, если частично;

0 баллов, если вас не касается.

Вопросы:

  1. Вы легко расстраиваетесь, раздражаетесь по пустякам, долго не можете прийти в себя?

  2. Становитесь всё более чувствительным, ранимым, обидчивым?

  3. Всё труднее контролируете свои чувства, эмоции, хотя потом и переживаете с чувством вины?

  4. Всё больше беспокоитесь, волнуетесь без особых причин, не можете ждать, как обычно, нетерпеливы и непоследовательны в делах и поступках?

  5. Начинаете видеть опасность там, где её нет, и более чем часто сомневаетесь в правильности своих решений?

  6. Всё менее жизнерадостны и активны в новых контактах, воспринимаете много в мрачном свете, часто ворчите и злитесь, как потом нередко оказывается, «совсем не по делу».

  7. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт, борьба противоречивых чувств и эмоций?

  8. Нет привычного внутреннего единства, естественности и уверенности, прежнего самочувствия работоспособности?

(СЛАЙД 16 )
Результаты:

Менее 5 баллов – вы не подвержены неврозу;

5-10 баллов – свидетельствует о наличии эмоционального стресса, о тенденции к появлению невроза.

10-14 баллов – это с вами уже происходит. Вам необходимо обратиться за помощью к психологу, меньше будет дальнейших затруднений для вас.
Значительное влияние на положительные эмоции ребёнка, на его психическое становление оказывают взаимоотношения в семье. Но постоянные нервные перегрузки делают нас раздражительными, вспыльчивыми, нервными. Как справляться с ежедневными раздражителями? Умеем ли мы владеть с собой? (Слайд17 )

ТЕСТ «КАК У ВАС С НЕРВАМИ?»

Да – 5 баллов;

Не особенно – 3 балла;

Нет – 0 баллов.

РАЗДРАЖАЕТ ЛИ ВАС…

- смятая страница газеты;

- женщина в возрасте, одетая, как юная девушка;

- излишняя близость собеседника;

- если кто-то кашляет рядом с вами;

- когда кто-то грызёт ногти;

- если кто-то опаздывает;

- когда перед вами всё время кто-то вертится;

- когда пересказывают фильм, который вы хотите посмотреть;

- когда дарят ненужные предметы;

- если громко разговаривают;

- резкий запах духов;

- человек, чрезмерно жестикулирующий при разговоре;

- человек, часто употребляющий иностранные слова.

(СЛАЙД 18 )



РЕЗУЛЬТАТЫ:

Более 50 баллов – вас никак не отнесёшь к спокойным и терпеливым людям. Вы раздражаетесь от всего, можете легко вспылить и выйти из себя, от этого расстраивается ваша нервная система, страдают окружающие.

12-49 баллов – вас раздражает только неприятное, вы не делаете трагедии из обычных человеческих недостатков, умеете забывать о большинстве неприятностей.

11 и менее – вы спокойный человек, реально смотрите на жизнь.

По - настоящему счастлив тот ребёнок, который окружён заботой и вниманием. Только в этом случае в его поведении будут преобладать положительные эмоции. Ребёнок чувствует себя защищённым, когда рядом есть взрослые, помогающие смело идти по жизни, предостерегающие от дурных поступков.



Сейчас я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получает ситуацию, которую нужно разрешить таким образом, чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и она не вызывала у него негативных эмоций. (Слайд 19 )

Практическое занятие «Выход из ситуации».


СИТУАЦИЯ №1.
В последнее время ребёнок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чём-то думает. На все ваши расспросы отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Что делать в такой ситуации? (обсуждение).


СИТУАЦИЯ №2. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребёнка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребёнка за успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьёзного разговора, и вы узнаёте, что ваш сын или дочь исправили оценки и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие, и ребёнок вас обманул. Как поступить? (обсуждение)

СИТУАЦИЯ №3. Ваш сын гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Как вы его встретите?

СИТУАЦИЯ №4. Родители подарили деньги своему ребёнку с определённой целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что, ему давно хотелось. Родители были возмущены, в свой адрес ребёнок услышал много гневных слов. В конце концов, он хлопнул дверью и ушёл из дома. А как бы вы поступили в данной ситуации?

Спасибо за работу. И в конце хочу сказать, заводите в семье красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которую сделают вашу жизнь и жизнь ваших детей теплее и радостнее.(СЛАЙД 20). Положительные эмоции имеют огромное значение в жизни человека. Дарите их чаще. Будьте здоровы и счастливы. (читать со слайда) ( СЛАЙД 21 ). Надеюсь, что эти заповеди помогут вам в подготовке и проведению родительских собраний. ( Раздать 10 заповедей). (СЛАЙД 22).




10 ЗАПОВЕДЕЙ РОДИТЕЛЬСТВА:


1.
Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.

3. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.

4.
Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.

5. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.
6. Не унижай!

7. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.

8. Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность и грубость.


9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.

10. Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

Ритуалы, которые нравятся детям.

- перед уходом в школу получить объятие родителей, или напутственное слово, жест;

- придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашечкой чая;

- в выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей;

- посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой;

- на ночь услышать доброе пожелание;

- в свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи;

- посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось;

-вместе с мамой готовить к празднику и печь пирог, а с папой просто поговорить по душам.
скачать файл



Смотрите также:
Мастер-класс «Эти нелёгкие родительские собрания…» (слайд 1)
107.63kb.
Мастер-класс: в поле зрения «Седьмой континент 5 звезд»
115.5kb.
Кобели класс щенков ангелы чарли гранд мастер бит
83.82kb.
Как «победить» списки
35.1kb.
Литературно-музыкальная композиция по творчеству Михаила Васильевича Исаковского «Снова замерло все до рассвета…» (слайд 1)
94.27kb.
Презентация «Казань» Слайд Титульный лист «Казань» Слайд Фото Муссы Джалиля на фоне Спасской башни
18.34kb.
«Сахалин как съемочная площадка», в рамках которой председатель жюри
60.11kb.
Оао "Полиметалл"
22.6kb.
С. С. Ярошецкий Главный редактор альманаха «Адреса Петербурга»
14.56kb.
Программа путешествия. С. Чемал Чуйский тракт оз. Телецкое. Комфорт Первый день. Г. Барнаул с. Барангол с. Чепош (авто 300 км)
39.16kb.
Русский архитектор и теоретик искусства, мастер архитектурной графики, представитель авангарда
18.92kb.
План-конспект урока Учебный предмет, класс Физика и информатика, 10 класс
18.95kb.