Главная страница 1
скачать файл




Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ЛОГОПЕДИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ОБЗОРНЫЕ ЛЕКЦИИ ПО ЛОГОПЕДИИ

Направление подготовки


050700 СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ

Профиль подготовки



Логопедия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, очно-заочная, заочная

Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой логопедии

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________

Москва


2012

Составитель: Антипова Жанна Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии НОУ ВПО МПСУ. Программа предназначена для студентов, обучающихся по направлению специальное (дефектологическое) образование. В программе представлен тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, тесты, темы рефератов, приводятся вопросы для подготовки к зачету.
Рецензент:

Лямина И.П., кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры логопедии НОУ ВПО МПСУ.



1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Обзорные лекции по логопедии» являются закрепление и систематизация пройденного материала, подготовка студентов к сдаче государственного экзамена по логопедии, актуализация практической и теоретической подготовленности учителя-логопеда к выполнению профессиональных задач.


2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Обзорные лекции по логопедии» относится к дисциплинам вариативной части профессионального цикла.

Теоретической базой курса являются знания и умения, полученные при прослушивании курсов лекций по предметам: «Логопедия», «Невропатология», «Клиника интеллектуальных нарушений», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психолингвистика», «Методики обучения (специальнын)», «Логопедические технологии».


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Обзорные лекции по логопедии».

В результате освоения дисциплины «Обзорные лекции по логопедии» у студентов формируются следующие компетенции:

- способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);

- способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);

- способность анализировать социально-значимые процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);

- способность к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);

- готовностью к взаимодействию с общественными организациями, семьями лиц с ограниченными возможностями здоровья, к осуществлению психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ПК-4);

- способностью организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);

- способностью к анализу результатов медико-психолого-
педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования
различных (клинико-психолого-педагогических)  классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);

- способностью осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности (ПК-7);

- готовностью к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);

- готовностью к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9);

- способностью использовать данные медицинской документации в процессе организации и осуществления коррекционно-педагогической работы с лицами с ОВЗ (ПК-12);

- способность осуществлять работу по популяризации дефектологисеских знаний среди населения (ПК-14).

По результатам изучения дисциплины «Обзорные лекции по логопедии» студенты должны обнаружить знания в области специальной педагогической науки об обучении и воспитании лиц нарушениями речи – логопедии, определять методологические и теоретические основы логопедии, связывать эти знания с основами невропатологии, нейропсихологии, психолингвистики, общей педагогики и другими смежными науками.

От студентов требуется умение определять актуальные проблемы современной науки и практики и возможные перспективы их развития. Основное внимание должно быть направлено на вопросы ранней диагностики речевых нарушений, их профилактику, а также обеспечение подготовки детей, страдающих речевыми расстройствами, к школьному обучению.

Студенты должны владеть профессиональным языком, аргументировано обосновывать основные положения науки, быть способным в условиях развития науки и практики к выбору новых форм и методов работы, владеть общей культурой речи и общения.

Студенты должны владеть общепедагогическими и специальными умениями и навыками; владеть системой знаний об этиопатогенезе, путях профилактики и преодоления нарушений речи; методиками коррекционной работы с лицами, имеющими различные речевые нарушения; владеть приемами профилактических мероприятий по предупреждению речевых нарушений; владеть методиками восстановления и обучения детей и взрослых с различной речевой патологией.

Будущие логопеды должны соблюдать принципы деонтологии, уважать личность ребенка, проводить просветительскую работу среди населения, направленную на профилактику речевых нарушений и ведение здорового образа жизни.

Содержательный компонент программы включает:

- анализ рече-языковой патологии и специфики дизонтогенеза рече-мыслительной и языковой деятельности в этих условиях с точки зрения медицинских, педагогических и психологических наук;

- рассмотрение современного состояния и перспектив развития логопедической службы в целом и ее структурных подразделений: превентивной, дошкольной, школьной логопедии;

- анализ теоретической и методической обеспеченности существующих технологий логопедического воздействия при устранении различных видов рече-языковых нарушений и расстройств коммуникативной деятельности;

- рассмотрение эффективности инновационных технологий.

Выбор программных тем обусловлен особенностями профиля факультета логопедии, готовящего специалистов для работы в образовательных, социально-реабилитационных и медицинских учреждениях, в которых осуществляется реализация как программ общего среднего и специального образования, так и программ индивидуальной коррекции.

В программу включены контрольные вопросы для подготовки к государственному итоговому междисциплинарному экзамену по логопедии, а также дается список рекомендуемой литературы.


4. Структура и содержание дисциплины «Обзорные лекции по логопедии»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.



Очная форма обучения (срок обучения - 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1.

Теоретические и методологические основы логопедии.



8

12

4










8










2

Тема 2.

Виды речевых нарушений и их коррекция.



8

36

14










22










3

Тема 3.

Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития.



8

12

4










8










4

Тема 4.

Организация логопедической помощи в России.



8

12

4










8













ИТОГО:

8

72

26










46







Зачет


Заочная форма обучения (срок обучения - 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1.

Теоретические и методологические основы логопедии.



9

12

2










10










2

Тема 2.

Виды речевых нарушений и их коррекция.



9

36

5










31










3

Тема 3.

Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития.



9

12

2










10










4

Тема 4.

Организация логопедической помощи в России.



9

12

1










11













ИТОГО:

9

72

10










62







зачет


Заочная форма обучения (срок обучения – 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1.

Теоретические и методологические основы логопедии.



7

12

2










10










2

Тема 2.

Виды речевых нарушений и их коррекция.



7

36

4










32










3

Тема 3.

Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития.



7

12

1










11










4

Тема 4.

Организация логопедической помощи в России.



7

12

1










11













ИТОГО:

7

72

8










64







зачет


Заочная форма обучения (срок обучения – 3 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1.

Теоретические и методологические основы логопедии.



5

12

2










10










2

Тема 2.

Виды речевых нарушений и их коррекция.



5

36

4










32










3

Тема 3.

Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития.



5

12

1










11










4

Тема 4.

Организация логопедической помощи в России.



5

12

1










11













ИТОГО:

5

72

8










64







зачет


Очно-заочная (вечерняя) форма обучения (срок обучения – 3,5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор. практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1.

Теоретические и методологические основы логопедии.



7

12

2










10










2

Тема 2.

Виды речевых нарушений и их коррекция.



7

36

7










29










3

Тема 3.

Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития.



7

12

2










10










4

Тема 4.

Организация логопедической помощи в России.



7

12

2










10













ИТОГО:

7

72

13










59







зачет


Тема 1. Теоретические и методологические основы логопедии.

Предмет и задачи логопедии. Связь логопедии с другими науками. Методологические основы логопедии. Принципы и методы логопедии как науки. Личность логопеда. Актуальные вопросы современной логопедии. Этиология нарушений речи. Принципы анализа речевых нарушений. Классификации нарушений речи. Принципы и методы логопедического воздействия.



Тема 2. Виды речевых нарушений и их коррекция.

Дислалия. Ринолалия. Дизартрия. Нарушения голоса. Нарушения темпа речи. Заикание. Алалия. Афазия. Нарушения письменной речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Общее недоразвитие речи.



Тема 3. Особенности логопедической работы при осложненных дефектах развития.

Особенности логопедической работы при нарушениях слуха, при нарушениях зрения, при задержке психического развития, с умственно отсталыми детьми, при детском церебральном параличе.



Тема 4. Организация логопедической помощи в России.

Современная система специальных учреждений для лиц нарушениями речи. Логопедическая помощь для детей раннего, дошкольного, школьного возраста и взрослых.

Особенности комплектования коррекционных учреждений для детей с нарушениями речи. Система отбора детей в специальные учреждения. Деятельность ПМПК.

Предупреждение речевых нарушений.


5. Образовательные технологии


    При прохождении дисциплины «Обзорные лекции по логопедии» рекомендуется использование инновационных форм учебной работы, активных и интерактивных форм проведения занятий, разбор конкретных ситуаций в сочетании с внеаудиторной работой.

Курс рассчитан на лекционные занятия. По окончанию курса студенты сдают зачет.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Самостоятельная работа студентов.
Самостоятельная работа как вид учебного труда выполняется студентами без непосредственного участия преподавателя, но организуется и управляется им.

Самостоятельная работа студентов – это выполнение теоретических и практических заданий студентами по усвоению изучаемой дисциплины «Обзорные лекции по логопедии».

Самостоятельная работа студентов - будущих учителей-логопедов осуществляется в соответствии с объемом и структурой, предусмотренными учебными планами и графиками текущего контроля. Самостоятельная работа студентов предполагает выполнение следующих видов работ: конспектирование, реферирование научной литературы.

Изучение и анализ литературных источников является обязательным видом самостоятельной работы студентов. Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, аргументацию их выводов и обобщений, провести анализ и систематизировать полученный материал на основе собственного осмысления с целью выяснения современного состояния вопроса.



Проработка отобранного материала обязательно должна идти с одновременным ведением записей прочитанного и своих замечаний. Запись может иметь как форму конспекта, так и выписок, а также картотеку положений, тезисов, идей, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученного материала. Такого рода записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материал, одной из обязательных форм организации умственного труда.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету по дисциплине «Обзорные лекции по логопедии».


  1. Предмет, объект, цели и задачи логопедии. Внутрисистемные и межсистемные связи логопедии, ее взаимодействие со смежными дисциплинами.

  2. Методологические основы логопедии, принципы и методы логопедии.

  3. Основной понятийно-категориальный аппарат логопедии.

  4. Этиология нарушений речи. Взаимодействие и взаимообусловленность причин, лежащих в основе речевой патологии.

  5. Основные принципы анализа речевых нарушений.

  6. Анализ структуры речевых нарушений. Речевые и неречевые проявления, характер их связей. Первичные и вторичные нарушения.

  7. Классификации речевых нарушений, критерии, лежащие в их основе.

  8. Клинико-педагогический подход к классификации речевых нарушений. Характеристика основных форм нарушений речи.

  9. Психолого-педагогический подход к классификации речевых нарушений. Характеристика основных форм нарушений речи.

  10. Общедидактические и специальные принципы, лежащие в основе логопедического воздействия.

  11. Нарушения строения артикуляционного аппарата, их влияние на состояние звукопроизношения.

  12. Дислалия. Классификации дислалий. Характеристика отдельных форм.

  13. Дизартрия. Классификации дизартрии. Структура дефекта. Характеристика основных форм.

  14. Ринолалия. Классификация, этиология, механизм, структура дефекта и симптоматика.

  15. Заикание. Основные формы, этиология, механизм и симптоматика.

  16. Несудорожные нарушения темпа, ритма и плавности речи. Основные направления логопедической работы.

  17. Алалия. Классификации, этиология, механизм, структура дефекта и симптоматика.

  18. Моторная (экспрессивная) алалия. Характеристика речевых и неречевых симптомов.

  19. Сенсорная (импрессивная) алалия, речевая и неречевая симптоматика. Основные направления коррекционной работы.

  20. Афазия. Классификации, этиология, механизмы. Характеристика основных форм.

  21. Сопоставительный анализ нарушений речи. Дифференциальная диагностика сходных речевых нарушений.

  22. Психофизиологическая структура процессов чтения и письма.

  23. Дислексия. Классификации и симптоматика, характеристика основных форм.

  24. Дисграфия. Классификации и симптоматика, характеристика основных форм.

  25. Нарушения голоса. Этиология, механизм, симптоматика, основные формы. Основные направления коррекционной работы при нарушениях голоса.

  26. Язык, речь, речевая деятельность. Онтогенез и дизонтогенез речи.

  27. Проблема профилактики и ранней диагностики речевых нарушений.

  28. Психолого-педагогическая диагностика речевых нарушений. Особенности изучения детей с различными формами речевой патологии.

  29. Особенности речи детей с нарушениями интеллектуального, сенсорного, двигательного развития. Специфика коррекционной работы.

  30. Организация логопедической помощи в России.

  31. Направления и содержание логопедической работы на первом уровне речевого развития при ОНР.

  32. Направления и содержание логопедической работы на втором уровне речевого развития при ОНР.

  33. Направления и содержание логопедической работы на третьем уровне речевого развития при ОНР.

  34. Содержание и приемы работы по коррекции звукопроизношения. Цели и задачи каждого этапа.

  35. Виды нарушений звукопроизношения, их характеристика. Методика коррекционной работы (на примере 1-2 групп звуков).

  36. Коррекция заикания в разные возрастные периоды.

  37. Комплексный подход в преодолении заикания.

  38. Основные направления и содержание логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи.

  39. Коррекционно-педагогическое воздействие при ринолалии.

  40. Коррекционно-педагогическое воздействие при дизартрии.

  41. Система коррекционного воздействия при моторной алалии.

  42. Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми с речевой патологией.

  43. Организация и содержание обучения и воспитания детей с ОНР.

  44. Организация и содержание обучения и воспитания детей с ФФН.

  45. Роль семьи в коррекционно-развивающем обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями.

  46. Профилактика нарушений голоса.

  47. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями интеллектуального, сенсорного, двигательного развития.

  48. Основные направления коррекционно-восстановительной работы при афазии.

  49. Методы преодоления и предупреждения нарушений письма.

  50. Методы преодоления и предупреждения нарушений чтения.

  51. Нарушения звукопроизношения в структуре разных речевых нарушений.

  52. Нарушения голоса в структуре разной речевой патологии.

  53. Комплексный подход при коррекции речевых нарушений.

  54. Совместная работа логопеда и воспитателя при коррекции речевых нарушений.

  55. Психотерапевтическое воздействие при коррекции речевых нарушений.

  56. Обзор основных методик преодоления заикания.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Обзорные лекции по логопедии».
Основная литература

  1. Е.С.Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 2005.

  2. Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова. Заикание. – М., 2003.

  3. Т.Г.Визель. Как вернуть речь. – М., 1998.

  4. В.П.Глухов. Основы психолингвистики. – М., 2005.

  5. В.П.Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2002.

  6. Дизартрия //Под ред. Л.И.Беляковой. – М., 2009.

  7. Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург, 1999.

  8. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 2000.

  9. Логопедия: методические традиции и новаторство / Под ред. С.Н.Шаховской, Т.В.Волосовец. – М., 2003.

  10. Логопедия. Методическое наследие.// Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2007.

  11. Методы обследования нарушений речи у детей / под ред. Г.В.Чиркиной. – М., 2002.

  12. О.С.Орлова. Детский голос в норме и патологии. – М., 2002.

  13. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2007

  14. Л.Г.Парамонова. Предупреждение и устранение дисграфий. – СПб., 2001.

  15. И.Н.Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

  16. В.И.Селиверстов. Заикание у детей. – М., 2000.

  17. Е.А.Соболева. Ринолалия. – М., 2006.

  18. Е.Ф.Соботович. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

  19. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Обучение и воспитание. – М., 2000.

  20. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 2000.

  21. М.Ф.Фомичева, Е.В.Оганесян. Введение в логопедию. – М., 2010.

  22. Л.М.Шипицына. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. – М., 2003.

  23. М.К.Шохор-Троцкая. Стратегия и тактика восстановления речи. – М., 2000.

  24. Л.С.Цветкова. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. – М., 2005.


Дополнительная литература


  1. Л.О.Бадалян. Невропатология. – М., 1987.

  2. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.

  3. Л.С.Выготский. Мышление и речь. – М., 1982.

  4. Ю.Ф.Гаркуша. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

  5. В.П.Глухов. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., 2002.

  6. Г.В.Гуровец. Психопатология детского возраста. – М., 2008.

  7. Г.В.Гуровец. Детская невропатология. – М., 2010.

  8. И.И.Ермакова. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. – М., 1996.

  9. И.И.Ермакова. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. – М., 1984.

  10. Л.Н. Ефименкова. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

  11. Л.Н.Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

  12. Н.И.Жинкин. Механизмы речи. М., - 1958.

  13. А.Г.Ипполитова. Открытая ринолалия. - М., 1983.

  14. О.А.Ишимова, Е.Д.Худенко, С.Н.Шаховская. Развитие речемыслительных способностей детей. – М., 2009.

  15. Г.А.Каше. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М., 1985.

  16. В.А.Ковшиков. Экспрессивная алалия. – Л., 1994.

  17. А.Н.Корнев. Дислексия и дисграфия у детей. – СПб., 1995.

  18. Л.М.Крыжановская. Психолого-педагогическая диагностика и консультирование. – М., 2008.

  19. Р.И.Лалаева. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб., 1998.

  20. Р.И.Лалаева, Н.В.Серебрякова. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя речи). – СПб., 2001.

  21. И.Ю.Левченко, О.Г.Приходько. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М., 2001.

  22. А.Р.Лурия. Высшие корковые функции человека. – М., 1969.

  23. С.А.Миронова. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

  24. Т.Г.Неретина. Специальная педагогика и коррекционная психология. – М., 2010.

  25. Основы логопедии. / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000.

  26. Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968.

  27. М.А.Поваляева. Справочник логопеда. – Р-н-Д., 2002.

  28. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

  29. О.В.Правдина. Логопедия. – М., 1973.

  30. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии и их преодоление / Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001

  31. И.А.Смирнова. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. М., 2004.

  32. Е.Ф.Соботович. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. – М., 2003.

  33. С.Л.Таптапова. Коррекционно-логопедическая работапри нарушениях голоса. – М., 1984.

  34. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М., 1999.

  35. М.Ф.Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1971.

  36. М.Е.Хватцев. Логопедия. – М., 1959.

  37. Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Л.С.Волковой, В.И. Селиверстова. – М., 1997.

  38. Г.В.Чиркина. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.

  39. С.Н.Шаховская, Е.Д.Худенко. Логопедические занятия в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992.

  40. А.В.Ястребова. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. – М., 1982.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
Во время самостоятельной работы студентам можно рекомендовать пользоваться материалами следующих сайтов: www.logolife.ru; cvetsakura.ru/logopedies/; www.openclass.ru; www.boltun-spb.ru; www. logoped.ru; logoportal.ru; www.ilogoped.ru
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины «Обзорные лекции по логопедии»:
Лекционная аудитория (оборудованная видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющая выход в Интернет), библиотека (имеющая рабочие места для студентов, оснащенная компьютерами с доступом к базам данных и Интернет).


скачать файл



Смотрите также:
Лекции по логопедии направление подготовки
332.5kb.
Полный список абитуриентов энергетического факультета: -направление «Электроэнергетика и электротехника» 88 человек; -направление «Теплоэнергетика и теплотехника» 18 человек; -направление «Автоматизация технологических процессов и
593.73kb.
201 г. Юридическая психология направление подготовки 030900. 62 «Юриспруденция»
2506.91kb.
Рабочая программа дисциплины «Тестирование программного обеспечения» Направление подготовки 231000 Программнвя инженерия
119.24kb.
Рабочая программа дисциплины теория алгоритмов направление подготовки 230700 прикладная информатика профиль подготовки
215.84kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Педагогика (ДН(М). Ф. 1) Направление подготовки
2147.58kb.
Основной образовательной программы (ооп)
97.24kb.
Программа научный семинар подготовки магистров по программе "Финансовый менеджмент» " направление 080200. 68 «Менеджмент»
930.63kb.
Учебный план Направление подготовки магистра: 13040068 (550600) «Горное дело»
83.11kb.
Рабочая программа дисциплины Сравнительное правоведение Направление подготовки: 030900 Юриспруденция
421.69kb.
Рабочая программа дисциплины история гуманитарный, социальный и экономический цикл, базовая часть Направление подготовки
376.06kb.
Iii организационный раздел система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта Направление
147.63kb.