Главная страница 1страница 2
скачать файл

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧР


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Авторская общеразвивающая программа

дополнительного образования



туристско-краеведческой направленности
«ЮНЫЙ КРАЕВЕД»

для детей 11-17 лет

сроком реализации 1 год.

Разработана в 2004 году.


Автор: Ларионова Ираида

Анатольевна, методист,

педагог дополнительного

образования Центра

детского творчества.
Программа утверждена

на заседании педсовета ЦДТ,

Протокол №

г. Козловка




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Любовь к родному краю, знание его истории –

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д.С. Лихачгёв
Дополнительное образование детей – необходимое звено непрерывного образования. Опыт самореализации и эффективного общения, приобретенный ребёнком в учреждениях дополнительного образования повышает уровень его готовности к социальному и профессиональному самоопределению.

Современный этап духовного развития общества характеризуется громадным ростом интереса к истории. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности в обществе. Одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории издавна было краеведение.

В современных условиях много внимания уделяется возрождению и укреплению духовного начала в человеке. Повышению его нравственности, развитию творческого потенциала как средства познания и изменения мира. Немаловажную роль в этом играет краеведение.

Программа актуальна тем, что краеведение в дополнительном образовании детей является одним из источников обогащения детей знаниями родного края, малой Родины, воспитания любви к ней. Оно раскрывает единство истории каждого города, села, деревни с историей, жизнью нашей страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Краеведение это не только познание края, но и способ освоения и сохранения исторического опыта воспитания на народных традициях.

Программа предполагает развитие системы поисковой работы среди детей, овладение начальными навыками архивной и поисковой работы, методикой сбора материалов в ходе бесед со старожилами и знаменитыми людьми родного края, посещения исторически значимых объектов местности, формирования у детей умения правильно сопоставлять исторические факты и события.



Новизна в том, что занятия этнографией повышают эрудицию, культурный уровень детей, способствует навыков исследовательской и проектной деятельности. Изучение этнографии, знание её способствуют развитию патриотических чувств, даёт дополнительные знания по гуманитарным предметам. Занятия этнографией располагают детей к усвоению хороших манер, так как соблюдение норм культуры поведения значительно облегчает сбор этнографических материалов.

Программа построена на теоретическом изучении краеведения как отрасли науки о родном крае и практической деятельности по сохранению историко-культурного наследия.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача программы – создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования их профессиональных интересов, информированности в отдельной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями в процессе краеведческой деятельности.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений навыков, которые помогают им обрабатывать собранный материал, изучать культуру и быт своего народа, знакомиться с принципами школьного музееведения.

В практической части подпрограммы дети вносят свой посильный вклад в сохранение историко-культурного наследия: ведут поисково-исследовательскую работу, ухаживают за памятниками и обелисками, оказывают шефскую помощь ветеранам войны и труда, готовят экспозиции, проводят экскурсии по школьному музею, участвуют в детских научно-практических конференциях по краеведению.

В рамках этой программы дети приобщаются к здоровому образу жизни через активные виды отдыха: национальные игры на природе, туристско-краеведческие походы и экспедиции и Слёты юных краеведов.



Программа:

по целевому обеспечению – авторская;

по образовательному обеспечению – развивающая;

по уровню усвоения – развивающая;

по характеру деятельности – поисково-исследовательская;

по возрастным особенностям – для детей 11-17лет;

по контингенту воспитанников – общая (трудные и одарённые);

по временным показателям – на 1 год обучения;

по ступеням образовательной модели – средняя и старшая группы
Цель:

Создание условий для социального становления и развитие личности через организацию совместной краеведческо-поисковой, преобразовательной, социально–значимой деятельности детей и взрослых.


Задачи:

- реализация познавательных интересов и потребностей ребёнка через изучение своей малой и большой Родины средствами краеведения, туризма и экологии;

- организация и претворение в жизнь посильных социально–значимых дел, акций, ролевых игр, по сохранению и приумножению историко-культурного наследия;

- создание банка данных форм и методов музейно – краеведческой работы;

- модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, в учёбе, делах, общении;

- включение детей и подростков в туристско-краеведческое движение «Эткер»;

- формирование патриотической позиции личности;

- воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою страну; преданности отчизне, готовности к защите её свободы и независимости;

- развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к народному достоянию, верности к боевым и трудовым традициям старшего поколения;

- развитие у детей и подростков личного опыта по взаимодействию с окружающим миром, профилактика правонарушений.

По программе «Юный краевед» могут заниматься ребята, возраст которых соответствует возрасту детей 5-10 класса средней общеобразовательной школы, т.е. 11-17 лет. Количество воспитанников в группах – 15 человек. Периодичность занятий - 6 часов в неделю.

Направления работы:


  1. Познавательное.

  2. Поисковое.

  3. Здоровьесберегающее.


Познавательная часть программы:

  1. Неделя культуры и родного языка.

  2. Олимпиада по краеведению среди учащихся 6 и 9 классов.

  3. Неделя «Музей и дети».

  4. Конкурс юных экскурсоводов.

  5. Конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия. ХХ век», «Моя малая Родина».

  6. Краеведческий конкурс «Ростки возрождения».

  7. Творческий конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб».

  8. Фестиваль «Искорка дружбы»

  9. Посещение Дома-музея имени Н.И.Лобачевского, Национального музея и его филиалов в. Чебоксары.

  10. Детская краеведческая экспедиция « Восхождение к истокам».

  11. Всероссийская акция «Салют, Победа»


Поисковая часть программы:

  1. Экспедиция. Это возможность ознакомления с этнографическими особенностями определённого региона, развитие коммуникативных навыков общения и проявления нравственно-эстетических норм поведения.

  2. Палаточный лагерь. Этот лагерь – возможность непринужденного общения, обмена опытом, формирования физических качеств, а также проявления нравственно-эстетических норм поведения.

  3. Сбор и систематизация экспонатов. Это неотъемлемая часть музейного дела.

Формирование здорового образа жизни:

  1. Национальные игры на природе.

  2. Туристско-краеведческие походы и экспедиции.

  3. Слёты юных краеведов (палаточный лагерь).

Основные формы проведения занятий: беседы, игры, викторины, дискуссии, экскурсии, экспедиции и т.п.

В кружке могут заниматься как мальчики, так и девочки. Набор учащихся в группу проводится в начале учебного года. Программа включает в себя несколько тем для изучения, и допускает варьирование руководителем количеством часов на темы в зависимости от степени усвоения темы детьми.

Для успешной реализации данной программы необходимо:

-классное помещение (просторное, светлое, хорошо отапливаемое, хорошо освещенное);

-мебель (столы, стулья, классная доска);

-наглядные пособия и материалы: мел, доска, таблицы, картины, миллиметровая бумага, бумага А-3, А-4, фотографии, макеты и, палатка, компас, медицинская аптечка первой помощи и другое;

-желание детей заниматься.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:


  • Формирование ценностного отношения к своей малой Родине и большой Родине. Воспитание политической культуры.

  • Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко–культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

  • Проведение краеведческих исследований своей местности.

  • Составление плана изучения истории и культуры родного края в области дополнительного образования.

  • Овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширением кругозора.

  • Получение хорошей базы для самоопределения и профориентации.

  • Приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в экспедициях, экскурсиях, походах и палаточных лагерях.

Контроль знаний и умений учащихся осуществляется с помощью устных опросов, конкурсов, викторин, тестирования, составления и защиты проектов, исследовательских работ.

II.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.





№ п/п

Наименование разделов




Всего

Теория

(ч.)


Практика

(ч.)


1.



Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, противопожарных действиях, охране труда. Республиканская программа туристско-краеведческого движения «Эткер»



2





1





1



3.

Национальная вышивка, украшения, одежда

Из истории чувашской вышивки.

Виды чувашской вышивки.

Салфетка.

Девичий головной убор – тухья.

Сбор и описание этнографических экспонатов из ткани, прикладного искусства




19

1

3



6

6

3



6

1

1



1

1

1



21

-

2



5

5

2



4.

Этнография.

Экспедиция по сбору этнографических материалов.

Описание обрядов и обычаев малой Родины.



10

6

4



2

1

1



8

5

3



5.

Моя малая Родина.

Методика составления этнографического маршрута.

Методика составления паспорта национальной игры.

Топонимика населенного пункта, её достопримечательности.

Описание краеведческого объекта.

Деятели культуры, науки и искусства наши земляки.

Краеведы малой родины: Н.В.Маклаков, Г.Н.Ксенофонтов, В.К.Волчков, Н.Г.Зайцев.

Из истории районной газеты «Знамя».




30

3

3



6

6

3


6

3


10

1

1



1

1

2


3

1


20

2

2



5

5

1


3

2


6.

Моя родословная.

Генеалогическое древо. Составление родословной.

Описание письменных источников.

Описание фотографий.




14

6

4



4

3

1

1



1

11

5

3



3

7.

Музей воспитывает юных.

История возникновения музейного дела в России и Чувашии.

Музеи Чувашии.

Дом- музей Н.И.Лобачевского: время, события, факты.

Составление экскурсий. Портфолио экскурсовода.

Сбор и описание этнографических экспонатов из дерева, металла




21

3

3



3

6

6



9

2

2



1

2

2



12

1

1



2

4

4



8.

Архивы – юным краеведам.

Что такое архив? Архивы республики и района

Архивный материал. Системность. Хранение.

Личный архив.




9

3

3



3


4

2

1



1

5

1

2



2

9.

В одной упряжке с РГОУ «Дом детского и юношеского

туризма и экскурсий «Эткер»

Олимпиада по краеведению среди учащихся 6, 9 классов.

Всероссийский конкурс исследовательских работ « Человек в истории».

Детская краеведческая экспедиция « Восхождение к истокам».

Конкурс – игра «Ростки возрождения».

Конкурс исследовательских проектов « Моя малая Родина».

Акция « Музей и дети».

Конференция - фестиваль творчества обучающихся «Excelsior».

Акция « Салют, Победа!»

Слёт юных краеведов

КТКМ ( контрольный туристско - краеведческий маршрут)

Конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб»

Фестиваль «Искорка дружбы»



72

6
6
6

6

6

3


6

6

12



3

6

6





22

2
2
2

1

1

1


2

2

4



1

1

3




50

4
4
4

5

5

2


4

4

8



2

5

3



10.

Итоговое занятие. Презентация кружка. Проектная деятельность. Составление буклета .

3

1

2




ИТОГО:


180

58

122

III. СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«ЮНЫЙ КРАЕВЕД».


Тема 1. Вводное занятие.+

Инструктаж по технике безопасности, противопожарных действиях, охране труда. Республиканская программа туристско-краеведческого движения «Эткер». Традиции коллектива и организация работы.

Практика: Составление картотеки кружка.

Тема 2. Из истории чувашской вышивки.+

Рассказ–беседа о декоративно-прикладном искусстве и его назначении в жизни человека. Обзор народных вышивок. Демонстрация изделий, выполненных учащимися. Организация выставки работ учащихся.



Тема 3. Виды чувашской вышивки.+

Демонстрация набора инструментов и их назначение.

Азбука вышивальщицы: чисто вымыть руки, уметь правильно пользоваться инструментами; уметь правильно вдевать нитку в иголку; во время длительной работы соблюдать необходимые перерывы, не оставлять работу незаконченной; конспектирование основных понятий. Упражнения по отработке движения рук с иглой. Практическое занятие по зарисовке чувашских вышивок.

Тема 4. Салфетка.+

Понятие о композиции. Виды орнаментов. Основная ткань для вышивки - структура, переплетение, плотность, цвет. Нитки для вышивки, цветовая гамма. Практическое выполнение вышивки. Оформление вышитой салфетки. Просмотр и анализ выполненных работ.



Тема 5 Девичий головной убор – тухья.+

Сообщение об украшениях, головных уборах женщин и девушек. Их различия. Погружение в прошлое, ролевые игры, использование музейных предметов, работа с листком активности. Практическое занятие: изготовление шаблона и украшение головного убора – тухья.



Тема 6. Описание этнографических экспонатов из ткани, прикладного искусства.+

Теория: Общие правила по оформлению акта приема этнографического экспоната. Полевой дневник. Ознакомление методикой описания этнографических экспонатов из ткани, прикладного искусства. Показ экспонатов из фонда музея.

Практика: Описание экспоната по методике (по выбору учащегося и руководителя)

Тема 7. Экспедиция по сбору этнографических материалов.+

Теория: Методы поисковой работы по сбору этнографических экспонатов из ткани, прикладного искусства. Учёт и хранение собранного материала. Работа с «Журналом учёта источников».



Тема 8. Описание обрядов и обычаев малой Родины.+

Теория: Общая характеристика обрядов и обычаев.Обрядовые действия- сложный комплекс символических, магических, демонстративных и игровых элементов. Цель обрядов- их соответствие достижениям определенного результата.

Практика: описание обычаев и обрядов по методике. Итоговое занятие по теме. Показ театрализованного представления одного из обрядов.

Тема 9. Методика составления этнографического маршрута.+

Разбор методики составления этнографического маршрута. Определение маршрута. Подготовка к прохождению и составлению этнографического маршрута.



Тема 10. Методика составления паспорта национальной игры.+

Разучивание национальных игр. Ребятам предлагается разучить национальные игры и разработать критерию оценок национальной игры, затем рассматривается «Методика составления паспорта национальной игры, разработанная А.К.Салминым.



Тема 11. Топонимика населенного пункта, её достопримечательности.+

Топоним. Организация и проведение экспедиции по сбору информации о топонимах населённого пункта. Составление словаря топонимов. Презентация экспедиционной работы. Организация и проведение контрольных тестов с учащимися: тесты для оценки логического мышления «Запомни термины».



Тема 12. Описание краеведческого объекта.+

Методика описания краеведческого объекта. Практическое занятие: зарисовка, измерение и масштаб, схема объекта. Конкурс проектов по описанию краеведческих объектов.



Тема 13. Деятели культуры, науки и искусства наши земляки. +

Практика: Сбор информаций. Выставка творческих работ. Организация и проведение творческих вечеров по памятным датам деятелей культуры, науки и искусства на тему «Вечер одного портрета». Проведение контрольных тестов с учащимися.



Тема 14. Краеведы малой родины: В.К.Волчков Н.В.Маклаков, Г.Н.Ксенофонтов, Н.Г.Зайцев.+

Ознакомление материалами СМИ и печати района о знатных людях района.

Практика: краеведческие чтения по книгам В.К.Волчкова, Н.В.Маклакова, Г.Н.Ксенофонтова, Н.Г.Зайцева. Проба пера: написание рецензий о книгах краеведов.

Тема 15. Из истории районной газеты «Знамя».+

Значение районной газеты. Корреспонденция и корреспондент. Редактор. Заметка. Статья. Журналист и журналистика. Клеше. Посещение районного издательского дома «Ялав». Проба пера: пишем заметку в районку.



Тема 16. Генеалогическое древо. Составление родословной.+

Как составить свою родословную? Происхождение своей фамилии. «Загляните в семейный альбом»( из истории семейных фотографий). Изучение праздников и традиций семьи. Тайны старого дома (сбор материала о жилище). Бабушкин сундук. Судьба моей семьи в судьбе моей деревни.

Практика: составление родословной своей семьи; выпуск семейной стенгазеты совместно с родителями, конкурс «Секреты моей семьи».

Тема 17. Описание письменных источников.+

Теория: Значение письменных источников. Виды и их предназначения.

Практика: Описание письменных источников.

Тема 18. Описание фотографий.+

Теория: Значение фотографий. Из истории фотодела.

Практика: Описание фотографий.

Тема 19. История возникновения музейного дела в России и Чувашии.+

Значение музея в наше время. Первичный учёт музейных материалов. Место и способ хранения экспонатов. Сотрудничество музеями района, республики и образовательных учреждений. Обмен экспонатами.



Тема 20. Музеи Чувашии. +

Национальный музей Чувашии и их филиалы. Музей материнской Славы. Шоршелский музей космонавтики и др. Значение музея в наше время. Первичный учёт музейных материалов. Место и способ хранения экспонатов. Сотрудничество музеями района, республики и образовательных учреждений. Обмен экспонатами.



Тема 21. Дом- музей Н.И.Лобачевского: время, события, факты. +

Обзорные лекции: «Край родной навек любимый…». Дом-музей Н.И.Лобачевского. Памятные места нашего района.

Практика: Изучение истории Козловского района. Посещение районного краеведческого музея. Ознакомление фондом музея.

Тема 22. Составление экскурсий. Портфель экскурсовода. +

Что такое экскурсия. Экскурсия и экскурсовод. Лексика экскурсовода. Портфель экскурсовода, карта-схема маршрута, концепция экскурсии и объяснительная записка, историко-краеведческие объекты маршрута.

Практика: Подготовка и проведение экскурсии по школьному музею и культурно-массового вечера «Храните старину».

Тема 23. Сбор и описание этнографических экспонатов из дерева, металла.+

Теория: Изучение экспонатов музея. Разбор методики описания этнографических экспонатов из дерева, металла.

Практика: описания этнографических экспонатов из дерева, металла.
Тема 24. Что такое архив? Архивы республики и района.+

Из истории архивного дела. Значение архива. Посещение районного архива. Обработка информации. Выставка работ.



Тема 25. Архивный материал. Системность. Хранение.+

Посещение районного архива. Обработка информации. Выставка работ.



Тема 26. Личный архив.+

Для чего создается личный архив. Критерии составления личного и семейного архива. составление семейного архива.



Тема 27.Олимпиада по краеведению среди учащихся 6, 9 классов. +

Теория: Ознакомление с требованиями республиканской олимпиады, рассмотрение тем:

«История Чувашии и России», «Культура родного края», « География Чувашской Республики»,

«Новейшая история Чувашии и России», «Природное наследие Чувашской Республики».

Разработка тестов по краеведению. Проведение внутрикружковой олимпиады.

Практика: Атрибуция памятников материальной культуры или описание краеведческих объектов

и составление полевой описи за 1,5 часа.

Тема 28. Всероссийский конкурс исследовательских работ « Человек в истории. Россия. ХХ век».+

Теория: Ознакомление с требованиями Всероссийского конкурса исследовательских работ « Человек в истории. Россия. ХХ век», рассмотрение номинаций, выбор темы поисково-исследовательской работы.

Практика: разработка этапов работы, разработка маршрута по сбору материалов и систематизация информации, составление творческого проекта по теме, подготовка к защите.

Тема 29. Детская краеведческая экспедиция « Восхождение к истокам».+

Теория: Ознакомление с требованиями республиканской краеведческой экспедиции «Восхождение к истокам», рассмотрение номинаций, выбор темы поисково-исследовательской работы.

Практика: разработка этапов работы, разработка маршрута по сбору материалов и систематизация информации, составление творческого проекта по теме, подготовка к защите.

Тема 30. Конкурс – игра «Ростки возрождения».+

Теория: Ознакомление с требованиями республиканского конкурса «Ростки возрождения», рассмотрение номинаций, выбор темы поисково-исследовательской работы.

Практика: разработка этапов работы, сбор и систематизация информации, составление творческого проекта по теме; разработка сценарии « Визитки» и сбор реквизитов, подготовка к сценическому выступлению.

Тема 31. Конкурс исследовательских проектов « Моя малая Родина». +

Теория: Ознакомление с требованиями республиканского этапа Всероссийского конкурса « Моя малая Родина», рассмотрение номинаций, выбор темы.

Практика: разработка этапов работы, сбор и систематизация информации, встреча с интересными людьми и краеведами района, составление творческого проекта по теме, её обсуждение и защита.

Тема 32. Акция « Музей и дети».+

Теория: Ознакомление с требованиями республиканской акции « Музей и дети», рассмотрение номинаций, выбор темы.

Практика: разработка этапов работы, сбор и систематизация информации, встреча с интересными людьми и краеведами района, составление творческого проекта по теме, её обсуждение и защита.

Тема 33. Конференция - фестиваль творчества обучающихся «Excelsior». +

Значение поисково-исследовательской работы. Рассмотрение номинаций. Определение темы. Распределение заданий по поиску информаций. Разработка этапов исследования. Систематизация и обработка информации, оформление работы.



Тема 34. Акция « Салют, Победа!»+

Теория: Ознакомление с требованиями республиканского этапа Всероссийского конкурса « Моя малая Родина», рассмотрение номинаций, выбор темы.

Практика: разработка этапов работы, сбор и систематизация информации, встреча с интересными людьми и краеведами района, составление творческого проекта по теме, её обсуждение и защита.

Тема35. Слёт юных краеведов+

Теория: Ознакомление с положением слета юных краеведов.

Практика: подготовка материалов для выступления по номинациям


  • Национальная кухня

  • Соревнование по ориентированию

  • Презентация команд

  • Краеведческая викторина

  • Национальные игры

  • Описание краеведческого объекта

  • Презентация национального обряда

  • Заочная экскурсия

  • Полевая конференция

Тема 36. КТКМ (контрольный туристско - краеведческий маршрут).+

Теория: ознакомление положением КТКМ по полянам заданий; практика: прохождение этапов по маршруту заданий:

поляна №1- оказание первой медицинской помощи,

транспортировка пострадавшего;

поляна №2 –переправа по бревну с наведенными судейскими

перилами;

поляна №3 – туристская поляна заданий;

поляна № 4 – подъём, спуск по судейским перилам;

поляна №5 –вязка узлов;

поляна №6 –краеведческая поляна заданий.



Тема 37. Конкурс «Овеянные славою флаг наш и герб»+

Теория: Ознакомление с требованиями республиканского этапа Всероссийского конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб», рассмотрение номинаций, выбор темы.

Практика: разработка этапов работы, сбор и систематизация информации, встреча с интересными людьми и краеведами района, составление творческого проекта по теме, её обсуждение и защита.

Тема 38. Фестиваль «Искорка дружбы»+

Теория: Ознакомление с требованиями республиканского фестиваля «Искорка дружбы», рассмотрение номинаций, выбор темы.

Практика: разработка этапов работы, сбор и систематизация информации, встреча с интересными людьми и краеведами района, составление творческого проекта по теме, её обсуждение и защита.

Тема39. Итоговое занятие. Презентация кружка. Проектная деятельность. Составление буклета. +

Теория: понятие о слайде и презентации; ознакомление с требованиями по оформлению проекта: цели и задачи проекта, актуальность темы проекта, технология работы, перечень работ, основополагающий вопрос.

Практика: составление бумажного и электронного варианта станиц проекта. Подготовка презентации проекта.

IV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ «ЮНЫЙ КРАЕВЕД».


ТЕМА 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности, противопожарных действиях, охране труда. Республиканская программа туристско-краеведческого движения «Эткер».
По данной теме планируется проведение следующих форм занятий: беседы на тему «Задачи и план работы кружка», «Правила поведения кружковцев», «Правила техники безопасности».

Применяется следующий дидактический материал: карточки с изображением на противопожарную тему.

Контроль по данной теме проводится в форме тестирования учащихся. Применяются тесты: «Первая помощь при пожаре» (оценка устойчивости внимания и памяти).

ТЕМА 2. Из истории чувашской вышивки.


По данной теме планируется проведение беседы «Из истории чувашской вышивки»; практическое занятие по усвоению техники вышивания.

Применяется следующие раздаточные и подручные материалы: нарисованные на листе бумаги орнаменты чувашской вышивки, цветные карандаши, фломастеры, миллиметровая бумага.

Контроль по данной теме проводится по выполненной зарисовке эскизов вышивок на бумаге.
ТЕМА 3. Виды чувашской вышивки.
По данной теме планируется: оформить виды чувашских орнаментов на ткани в цветовой гамме.

Применяются следующие наглядные материалы: канва, нитки мулине, пяльцы, иголка; образцы вышивок учащихся; экспонаты музея (полотенце, сурбан, тоническое женское платье, чалма).

Контроль по данной теме проводится по выполненной работе на ткани.
ТЕМА 4. Салфетка.
По данной теме планируется проведение следующих форм заданий: опрос детей по теме; задание на распределение между учащимися видов швов для вышивки салфетки.

Применяется следующий дидактический материал: картинки с национальными орнаментами, различный раздаточный материал.

Контроль по данной теме проводится по выполненной работе на ткани.
ТЕМА 5. Девичий головной убор – тухья.
По данной теме планируется провести беседу о головном уборе девушек и женщин: тухья и хушпу; посетить национальный краеведческий музей для ознакомления различными видами тухья; организовать встречу с мастерами по изготовлению головных уборов; практическое занятие пошив и украшение тухья.

Применяются следующие дидактические материалы: набор рисунков, бисер, трафарет тухья, монеты, бусы.
ТЕМА 6. Сбор и описание этнографических экспонатов из ткани, прикладного искусства.
По данной теме планируется проведение следующих работ: ознакомление с музейными экспонатами из тканей, прикладного искусства; сбор экспонатов и систематизация информаций о них; практическое занятие по описанию экспонатами из тканей, прикладного искусства.

Контроль по данной теме проводится в виде индивидуальной защиты описания экспонатами из тканей, прикладного искусства на усмотрение учащегося или руководителя.

ТЕМА 7. Экспедиция по сбору этнографических материалов.



По данной теме планируется проведение следующих форм занятий: беседы на тему «Что такое этнографический маршрут?», «Для чего составляется этнографический маршрут ?»; составление этнографического маршрута на заданной территории; разработка вопросника.
НАПРИМЕР: ВОПРОСНИК ДЛЯ СБОРА ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
1.Как называется ваше селение, сколько в нём хозяйств, убывают они или прибывают? Кто и когда его основал? Имеются ли предания и легенды об этом?

2. к какой этнографической группе чувашей относятся жители вашего села, деревни, чем отличаются они от других этнографических групп?

3. сколько фамилий, родов в деревне?

4. Какие сельскохозяйственные, обрядовые, традиционные и современные праздники отмечают в вашем селе?

5. Кого называют курше, пускил?

6. Как отмечали рождение ребенка в прошлом?

7. Какой праздник относится к празднованию совершеннолетия девочек? Как отмечали совершеннолетие мальчиков?

8. Были ли в прошлом чуваш детские праздники, мужские, женские, родовые, семейные? А в настоящее время?

9. По какому плану строилась усадьба?

10. Отличается ли чувашская изба от татарской , марийской, русской и др? Чем?

11. Расскажите о:

- похоронных и поминальных обрядах;

- праздновании новоселья;

- проводах в армию в прошлом и сейчас.

12. Опишите национальную пищу. Сколько раз принимали и принимают чуваши пищу, как называются эти трапезы? В каком порядке садились за стол члены семьи? Как у других народов?

13. Опишите:

- домашнюю утварь и посуду;

- орудия охоты, рыболовства, пчеловодства, коневодства, упряжь;

- средства передвижения;

-музыкальные инструменты;

- народные танцы;

- игры и развлечения молодёжи.

14. Перечислите местную топонимику: названия полей, лугов, рек, родников, оврагов, холмов.

15. Имеются ли топонимы, указывающие на древнее обитание людей?

16. Как здесь лечились от болезней? Есть ли народные лекари? Как и от каких болезней они лечили?

17. запишите колыбельные песни.

19. Как развлекали детей младшего возраста в прошлом и в настоящее время?

20. Запишите считалки, дразнилки.

21. В какие игры играли в разное время года дети? Какие сохранились по сей день?

22. В какие игры играла молодёжь на посиделках?

23. Какие песни пели во время посиделок?

24. Узнай о сиротских песнях. Запишите их.


ТЕМА 8. Описание обрядов и обычаев малой Родины.
По данной теме планируется проведение следующих форм занятий:

- беседы с учащимися на темы «Национальные обряды и обычаи», «Для чего нужны обряды и обычаи человеку?», «Какие бывают обряды и обычаи?»;

- задания: составление рассказов прабабушек об обрядах своей местности;

- разучивание и показ мини–сценок обрядов;

- описание обычаев и обрядов по методике А.К.Салмина:

1.Укажите название обряда.



  1. Укажите вид обряда(сельский, домашний, индивидуальный).

3. Классификация обряда по составу участников(индивидуальный, семья, сельчане, близкие, чужие)

  1. Чувашские обряды различают по типам: Чук, киремет, ларма.саварни, духам божества, обряд очищения, лечебный, молодежный и т.д. Укажите, какие элементы из перечисленных выше присутствуют в описываемом Вами обряде?

  2. Назовите традиционные сроки проведения данного обряда, праздника.

  3. Место проведения обряда.

  4. Укажите, с какой целью проводится обряд.

  5. Укажите этапы подготовки и проведения обряда.

  6. Опишите элементы обряда.

  7. Традиционная одежда участников обряда.

  8. Сохранился ли обряд до наших дней и какие изменения он претерпел?

- игры: учащиеся делятся на группы, выбирают лидера, получают нагрудный знак, чтобы он почувствовал ответственность.

Правила игры: каждая команда получает задание смоделировать молодёжную «тусовку» - посиделки, масленица, свадьба, хороводы и т.д. (что выпадет по жребию). Но есть условие – «тусовка» должна представлять синтез (соединение) прошлого и настоящего (например, старинные посиделки на новый лад). Вы используете опыт прошлого (идею, внешние атрибуты, приемы - на ваш выбор), но при этом создаёте что-то новое, такое, что может существовать в наши дни. Важно, чтобы ваша модель имела смысл, несла какую-то идею - бессмысленные вещи не нужны, даже если они новые.



На занятиях по данной теме используются: национальная одежда из фонда школьного музея, специально отобранные тексты, магнитофон и аудиокассеты с записями различных литературных произведений и чувашских мелодий.

Контроль по данной теме проводится в форме организации и демонстрации учащимися контрольных мини – сценок и защиты описания обряда.
ТЕМА 9. Методика составления этнографического маршрута
По данной теме планируется знакомство местностью с целью правильного составления учащимися карты этнографического маршрута; разбор методики составления этнографического маршрута.

Контроль по данной теме проводится в форме следующих заданий учащимся: быстро, четко, громко и правильно рассказать о составленном этнографическом маршруте.
ТЕМА 10. Методика составления паспорта национальной игры.
По данной теме планируется знакомство учащихся с национальными играми в ходе бесед на тему «Когда появились игры?», «Кто придумывал игры?», «Какие бывают игры?».

Учащиеся учатся определять признаки игр, их разновидности, учатся сочинять их самостоятельно.

Контроль по данной теме проводится в форме следующих заданий учащимся:

  1. Отгадать 5 предложенных игр.

  2. Самостоятельно сочинить 5 игр.

  3. Самостоятельно составить паспорт на предложенную игру.

ТЕМА 11. Топонимика населенного пункта, её достопримечательности.


По данной теме планируется организация и проведение экскурсий и походов по родному краю для сбора информаций о топонимах, выпуск словаря по собранным топонимам, встреча со старожилами и краеведами по сбору информаций; работа в библиотеке.

Контроль по данной теме проводится в форме защиты словаря топонимов.
ТЕМА 12. Описание краеведческого объекта.
По данной теме планируется организация и проведение наблюдений по выбору объекта; зарисовка объекта; описание краеведческого объекта по плану:

1) Типологическая принадлежность:



  • Памятник истории;

  • Памятник архитектуры;

  • Памятник монументального искусства;

  • Объект природы;

2) Датировка (или дата исторического события, с которым связано возникновение памятника)

3) Адрес (местонахождение) памятника (республика, край, область, район, город, населенный пункт, пути подъезда)

3) Характер современного использования (музей, библиотека, клуб, санаторий, склад)

4) Исторические сведения (возникновение, краткая характеристика событий и лиц, в связи с которыми объект приобрел значение памятника, автор, строитель, заказчик)

5) На кого возложена охрана или шефство над памятником

6) Описание памятника, общая оценка общественной, научно-исторической, художественной значимости памятника

7) Основная библиография и другие используемые источники

8) Свидетельства краеведов

8) Дополнительные сведения

10) Приложения (фотография, зарисовка общего плана или фрагмента, схемы местонахождения памятника, состояние памятника).


ТЕМА 13. Деятели культуры, науки наши земляки. Контрольное тестирование учащихся.
Данная тема предполагает посещение краеведческого музея, модельной библиотеки с целью ознакомления и сбора информации о деятелях культуры, науки и искусства; организация встречи с конкретными людьми, разработка тестов о творчестве деятелей.

Контрольное тестирование проводит педагог с каждым учащимся в группе.

скачать файл


следующая страница >>
Смотрите также:
Козловского района чувашской республики
388.42kb.
Аликовский район
229.72kb.
В доходы федерального бюджета за I квартал перечислено 3447,3 млн рублей (на 24,1 больше соответствующего периода прошлого года), или 17,3 от общей суммы поступлений
144.37kb.
Самоуправление Яльчикского района Чувашской Республики Собрание депутатов третьего созыва
116.85kb.
Перечень сми, зарегистрированных на территории Чувашской Республики, по состоянию на 07 апреля 2014 года
284.43kb.
Цели и задачи: воспитание патриотизма и гражданственности ребят; популяризация государственных символов Республики Беларусь флага Республики Беларусь, герба Республики Беларусь, гимна Республики Беларусь
73.13kb.
От 22 декабря 2010 года №905 о введении новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений культуры и искусства Мари-Турекского муниципального района
301.89kb.
Одобрен Советом Республики 30 июня 2006 года Изменения и дополнения: закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 г. №417-з (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №184, 2/1514) Настоящий закон
263.75kb.
Состав молодежного совета при представительном органе муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
19.06kb.
Бейского района,республики Хакасия
51.64kb.
В 2010 году в рабочем поселке Атяшево районном центре Атяшевского района Республики Мордовия начато строительство храма Апостола Андрея Первозванного
20.52kb.
Ибрагимов Алмаз Ринатович, директор Лесхозской средней общеобразовательной школы Арского муниципального района Республики Татарстан Теоретико-методологические основы развития умственного воспитания в педагогической науке
187.61kb.